383 Шатов, герой романа «Бесы», одержим идеей «русского Бога»; в образе этого героя Достоевский карикатурно воспроизвел религиозный национализм славянофилов. 384 Впервые: Исследования по истории русской мысли. Ежегодник 1997. М., 1997. С. 209–331. Печатается по первому изданию. 386 О первом «киевском периоде» (1901–1906 гг. ) С. Н. Булгакова см.: Локтева О. К. Неизвестная статья С. Н. Булгакова (1904)//Россия и реформы. Вып. 2. М., 1993; Колеров М. А. С. Н. Булгаков и религиозно-философская печать (1903–1905)//Вопросы философии. 1993. 11; Сергей Булгаков . Письма к П. Б. Струве (1901–1903)/Предисловие и публикация М. А. Колерова, комментарии М. А. Колерова и О. К. Локтевой//Новый круг. 4. Киев, 1993. С. 246–259; Колеров М. А., Локтева О. К. С. Н. Булгаков и религиозно-философская печать (1906–1907)//Лица. Биографический альманах. Вып. 5. М.; СПб., 1994. 387 «Смерть первая и воскресение первое»: Письма С. Н. Булгакова 1917–1923 гг./Публикация и примечания М. А. Колерова//Новый мир. 1994. 11. С. 208. 389 См. воспоминания об этом митр. Евлогия (Георгиевского): Митрополит Евлогий. Путь моей жизни. М., 1994. 390 См. воспоминания об этом митр. Евлогия (Георгиевского): Митрополит Евлогий. Путь моей жизни. М., 1994. 392 См.: Зарубин А. Г., Зарубин В. Г. Крымское краевое правительство М. А. Сулькевича и его политика//Отечественная история. 1995. 396 Колеров М. А. [Примечания]//«Смерть первая и воскресение первое»: Письма С. Н. Булгакова 1917–1923 гг. С. 207; Колеров М. А. [Примечания]//В ожидании Палестины: 17 писем С. Н. Булгакова к М. О. Гершензону и его жене (1897–1925)//Неизвестная Россия: XX век. Вып. 2. М., 1992. С. 142. 399 См.: Митрополит Евлогий. Путь моей жизни. М., 1994; Дорошенко Д. Icmopiя Ykpaihu 1917–1923 рр. Т. I. Ушгород, 1932. 403 См. критическую статью в адрес «Слова», опубликованную в националистически ориентированной газете «Новая Рада» от 6 октября 1918. 404 о газете «Народ» см.: Колеров М. А., Локтева О. К. С. Н. Булгаков и религиозно-философская печать (1906–1907).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

[ 15 ] Отчетный доклад Е. А. Тучкова начальнику СО ГПУ Т. П. Самсонову от 26.01 1923 г. см. П–157. [ 16 ] Н. Н. Попов имеет в виду совещание губернских партийных и советских работников, проведенное АРК во время работы в Москве Х Всероссийского Съезда Советов (26.12 1922 г.). О подготовке этого совещания см. протоколы заседаний АРК 8 и 9 в комм. 56 к д. 12. [ 17 ] Никандр (Феноменов Николай Григорьевич, 02.05.1872 – 03.03.1933) – в 1922–1923 гг. архиепископ Крутицкий, временно управляющий Московской и Коломенской епархией, ближайший помощник патриарха Тихона; в 1922 г. был арестован и проходил по делу патриарха Тихона, после освобождения патриарха сослан в Среднюю Азию, после возвращения из ссылки с ноября 1925 г. по 1927 г. – митрополит Одесский. [ 18 ] Об этом заседании АРК см. комм. 56 к д. 12. [ 19 ] XII съезд РКП(б), проходивший в Москве 17–25.04 1923 г. принял резолюцию “О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды”. Резолюция призывала к развертыванию “углубленной систематической пропаганды, наглядно и убедительно вскрывающей каждому рабочему и крестьянину ложь и противоречие его интересам всякой религии”. Предусматривались меры по расширению лекционной и издательской деятельности, по подготовке “агитаторов и пропагандистов в сфере борьбы с религией”, по привлечению к этой работе школьных учителей и т. д. Особо подчеркивалось, что в антирелигиозной работе “как сказано в партийной программе необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма”. Осуждались “нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа” – Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. 1917–1924. 8-е изд. М., 1970. С. 469–472. Документы Политбюро и Антирелигиозной комиссии весны – лета 1923 г. отражают тот тактический поворот в методах антирелигиозной борьбы, который был связан с меняющимся соотношением сил в партийном руководстве. Дальнейшим развитием линии на осуждение “нарочито грубых приемов” борьбы с религией и церковью, намеченной уже в резолюции XII съезда партии, явилась разработка и принятие по инициативе Л. Б. Каменева и И. В. Сталина циркулярного письма ЦК РКП(б) 30 о “перегибах” в антирелигиозной кампании – см. 12–44, 12–49, 12–53, 12–56 (см. также 12–33 – те же мотивы в отчетном докладе АРК, 23.03 1923 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

118 О деятельности его в своем, собственно, районе до нас не дошло никаких сведений кроме того, что он поручил священнику Красюковской церкви о. Николаю Милославину опросить жителей о сумме их добровольных ежемесячных взносом на жалование сторожам и собрать эти взносы. 119 Согласно одному его письму, в составе 1–й роты 276 Купянского полка он проходил в октябре (не указано, кикого года, вероятно, 1916–го.) г. Молодечно. 120 В централизованном плане вопрос защиты храмов впервые, по–видимому, обсуждался 17 января 1918 г. на собрании в Москве т.н. Союза духовенства и мирян, созданного на их съезде в 1917 г. Заседание началось под почетным председательством моск, протоиерея Н.В. Цветкова. Председателем был выбран протоиерей Н.И. Боголюбский, его «товарищем» проф. В.П. Виноградов . В члены выбранного Совета были избраны проф. И.М. Громогласов, Н.П. Розанов , Н.Д. Кузнецов и др. лица [см. Всеросс. Церк. Общ. В–к за январь 1919 г.] Только 15/28 февр. было издано «Постановление Св. Патриарха Тихона и Св. Синода с наставлением о действиях пастырей и мирян в защиту гонимой Церкви». [См. Лев Регельсон. Трагедия Русской Церкви. Брюс. 1977 г., с.232, со ссылкой на Церк. Вед. 1918, N 7–8]. 121 Он также назывался Союзом приходских советов или Союзом церковных общин или Советом объединенных приходов Сергиева Посада и даже «Советом Советов» с юмористическим оттенком. 122 В частности, летом 1917 г. были случаи ограбления Гефсиманского скита, Боголюбовской киновии и др. обителей, так что начальники их с разрешения Духовного Собора Лавры 27 июля получили право обратиться н Моск. губерн. Комиссариат с прошением о выделении им по 2 милиционера для охраны обителей ввиду упразднения полицейских урядников [ЦГАДА. ф. 1204, I, д. 22918, л. 35). 123 В Уфе он заболел тифом и, кажется, перенес какую–то операцию, а м.б., и арест – см. в Приложении «Следственное дело» и добавление («об аресте в 1919 г.»). 125 Иван Васильевич родился 17.01.1867 г. в гор. Вязьме в семье священника, окончил МДЛ в 1892 г. и с 1893 г. преподавал там же патристику, с 1898 г. – ио. проф., с 15.05. 1917 г. – орд. проф., доктор богословия за работу о блаж. Августне (степень присвоена и 1917 г. СПБДА); с 1907 г. при вит–доц. Моск. Ун–та; его профессор – в 1918–1923 г.; член Предсоборного Присутствия в 1906–07 г.; Предсоборного Совета в 1917 г. и Поместного Собора 1917–18 гг.. Один из «левых» профессоров Академии. Репрессирован 4 раза в 1923–1937 гг. Расстрелян в 1938 г. под Енисейском. Близкий товарищ И. А. Голубцова . Подробнее см. в нашей работе «Стратилаты академические», М., 1999 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

43 К тому же, напомню, – в 20-е гг. А. А. Васильеву удалось выпустить в трех частях в издательстве «Academia» продолжение своих византийских лекций 1917 года: вып. 1 – «Византия и крестоносцы: Эпоха Комнинов (1081–1185 гг.) и Ангелов (1185–1204 гг.)» (Пг» 1923. 120 с.); вып. 2 – «Латинское владычество на Востоке: Эпоха Никейской и Латинской империй (1204–1261 гг.)» (Пг., 1923. 76 с.); вып. 3 – «Падение Византии: Эпоха Палеологов (1261–1453 гг.)» (Пг., 1925. 144 с.). В эмиграции А. А. Васильев неоднократно выпускал курс византийской истории на разных языках, который во втором американском издании получил качество полнокровной монографии («History of the Byzantine Empire (324–1453)», Madison, 1952). 44 Потому странновато выглядит утверждение А. Г. Грушевого, что «на третий том... рецензий уже не было, что объясняется (! – А. П.) целым рядом причин. Во-первых, это уже были годы Первой мировой войны. Во-вторых, здесь немалую роль сыграла и участь «Византийского временника»... Уход В. Э. Регеля... со своего поста как раз в годы войны... привел – в условиях военного времени – к быстрому упадку издания» (Грушевой А. Г. Ю. А. Кулаковский . С. 443). Создается впечатление, будто на Василии Эдуардовиче и «Византийском временнике» свет клином сошелся. Во время войны продолжали выходить многие научные журналы, в том числе «Журнал Министерства народного просвещения». 48 Иванов Ю. А.Профессор С. П. Шестаков (К 40-летию ученой деятельности)//Византийский временник. 1926. Т. XXIV (1923–1926 гг.). С. 94. 49 Медведев И. П. Васильев//Славяноведение в дореволюционной России. Биобиблиографический словарь/Отв. Ред. В. А. Дьяков М., 1979. С. 93. 52 На памятном листе третьего тома «Истории Византии» Кулаковский оставил посвящение: «Светлой памяти дорогой спутницы моей жизни Любови Николаевны (+ 15 декабря 1914 г.)» (с. V). Л. Н. Кулаковская (урожд. Рубцова) скончалась в Киеве от рака матки; похоронена в Вильне (соврем. Вильнюс). 54 Васильев А. А.История Византийской империи. Т. 1. С. 361–362 (примечание научного редактора). А. Г. Грушевой не вполне точен в формулировках. Например, в заключении переизданного третьего тома «Истории Византии» он указывает, что «тут же [в 1910-х гг.] выходят несколько дополнительных изданий (курсив наш. –

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

2101 E. П. Ковалевский (1865–1941), член Государственной думы (вопросы народного образования) и церковного собора 1917–1918 гг., эмигрировал в 1920 г., жил в Париже. 2102 T. Виттмор (Whittemore, 1871–1959), американский византинист, участвовал в помощи русской молодежи за границей. 2104 A. H. Грабар (1896–1990), историк византийского искусства; учился в Петербургском университете у Я. И. Смирнова и Д. В. Айналова, окончил курс университета в Одессе у Η. П. Кондакова, с последним постоянно общался в Болгарии в 1920–1922 гг. Отчет по археологической поездке по Болгарии был послан Г. Милле, так как А. Н. Грабар думал перебраться жить и работать во Францию, что и произошло в 1922 г. 2105 Айналов Д. В. Византийская живопись XIV столетия//Зап. ИРАО. 1917. Т. 9. С. 62–230 (есть отд. отт.: Пг., 1917. 174 с.). 2106 Η. П. Кондаков и А. Н. Грабар планировали в соавторстве издать исследование о Боянских фрес­ках. План не был осуществлен, и вышла книга: Грабар А. Н. Бояската църква. София, 1924. 2108 Кондаков H. П. Мифическая сума с земною тягою//Списание на Българската академия на наукить. София, 1921. Кн. 22. С. 53–66. 2111 Mélanges offerts à M. Gustave Schlumberger, à l’occasion du quatrevingtième anniversaire de sa naissance. 2113 V Международный конгресс исторических наук. 1923 г. Речь идет о журнале: Byzantion. Revue International des Études Byzantines. Paris; Liège, 1924. Vol. 1. 2115 В конце 1923 г. Academie des Insriptions et des Belles-Lettres избрала H. П. Кондакова своим членом-корреспондентом. Согласно дневнику, ученый узнал об этом сначала из газет (запись от 9 декабря 1923 г.). 2116 Д. Крэн (J. Crane, 1899–1982), личный секретарь президента Чехии Т. Г. Масарика в течение 7 лет; учился в Гарварде, в Праге посещал лекции Η. П. Кондакова в Карловом университете; сын Ч. Крэна (Ch. R. Crane, 1858–1939), крупного американского промышленника, мецената, филантро­па. При финансовой поддержке Д. Крэна было осуществлено издание «The Russian Icon» (посвящен­ное ему автором). Полное издание книги финансировалось канцелярией президента Чехии Т. Г. Маса­рика, а также Ч. и Д. Крэнами. Позднее они поддерживали Семинарий – Институт им. Η. П. Кондакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIX в., 1812 г.), монастырей, церквей, национализированных поместий (подмосковных Марфино, Дубровицы, Богучарово Тульской губ., Надеждино Саратовской губ.) и особняков. Выставка «Крестьянское искусство». Отдел дерева. 1921–1923 гг. Выставка «Крестьянское искусство». Отдел дерева. 1921–1923 гг. В первые послереволюционные годы произошли многочисленные преобразования в структуре и внутренней жизни музея, связанные с необходимостью решения как давно назревших проблем, так и новых. К 1920 г. вместо 8 отд-ний музей насчитывал 26. В нач. 1919 г. при музее были оборудованы специальные мастерские: реставрационная (первоначально для фарфоровых и фаянсовых изделий), переплетная и починочная (для предметов из дерева). В 1918-1920 гг. было устроено 5 больших выставок в рамках прежней, дореволюционной тематики: юбилейная, посвященная 100-летию со дня рождения И. С. Тургенева, 2 выставки русской миниатюры из лицевых рукописей (с разделением по хронологии и с группировкой по школам), выставки древнерус. шитья и лит-ры по музееведению. Для выработки новой концепции и реорганизации И. м. в 1919 и 1921 гг. были созданы специальные комиссии, которые представили новую структуру музея, благодаря которой все музейные коллекции были подчинены единой культурно-хронологической концепции. Для этого в 1921/22 г. 27 научных отделов преобразовали в 6 основных разрядов (археологический, исторический общий, исторический специальный, исторических источников, исторических пособий, функциональный). Изменившиеся масштабы работы потребовали увеличения штата музея: в 1917 г. работали 30 сотрудников, в 1924 г.- 223 чел. Музей стал отправлять сотрудников в ежегодные экспедиции, с 1926 г. выходят Труды ГИМ. Социально-бытовой уклон в деятельности музея особенно проявился в тематике выставок: «Крестьянское искусство» (1921-1923), «Из истории эпохи крепостного хозяйства XVIII-XIX вв.» (1926-1927), «Быт Московской Руси XVI-XVII вв.» (1927), «Диалектическая история посуды» (1930) и др. Заметным событием в музейной жизни стала Пушкинская выставка 1937-1939 гг. к 100-летию со дня гибели поэта (все представленные на ней экспонаты, включая принадлежавшие И. м., были переданы во вновь образованный Всесоюзный музей А. С. Пушкина). В кон. 30-х гг. XX в. была создана постоянная экспозиция в 23 залах, объединившая экспонаты до сер. XVIII в. Проводились тематические выставки юбилейного и историко-этнографического характера: «К 125-летию Отечественной войны 1812 г.», «К 175-летию Великой французской революции», «375 лет первой печатной книги в России», «Украина и Белоруссия в XVII- XIX вв.», «Народы Сев. Кавказа в 1-й пол. XIX в.».

http://pravenc.ru/text/1237671.html

Атнагулов Салахетдин (Салах) Садриевич (Садреевич) (1893–1937) – татарский политический деятель, публицист, писатель. Родился в Уфимской губернии. В 1919–1920 гг. член военной коллегии Татаро-Башкирского комиссариата, редактор газет «Кызыл Армия», «Эшче». С 1920 г. в Наркомате просвещения ТАССР. В 1922–1924 гг. редактор газет «Татарстан». «Кызыл Татарстан». В 1927–1929 гг. председатель Академцентра. Один из сторонников перевода татарского алфавита на латинскую графику. В 1930-е гг. на научной и педагогической работе. Автор трудов по истории Башкирии, татарской орфографии. Расстрелян, реабилитирован посмертно. Балицкий Всеволод Аполлонович (1892–1937) – деятель ВЧК-ОГПУ-НКВД. Родился в Верхнеднепровске Екатеринославской губ, в семье бухгалтера. Член РСДРП с 1915 г. Зав. отделом Всеукраинской ЧК (1918). С июля 1922 г. зам. председателя, с сентября 1923 по июнь 1931 г. председатель ГПУ Украины, полпред ГПУ–ОГПУ СССР по Украине. С июня 1931 по июль 1934 г. зам. председателя ОГПУ при СНК СССР. С июля 1934 г. нарком внутренних дел УССР. Член ЦК ВКП(б) (с 1934 г.). В 1937 г. арестован и исключен из партии. Расстрелян, не реабилитирован. Бахутов Александр Михайлович (1885–1938) – советский профсоюзный деятель. Родился в Тифлисе, в армянской семье. В 1906 г. переехал в Москву. Член РСДРП с 1909 г. В 1918 г. вошел в состав президиума Московского совета профсоюзов. член коллегии Наркомтруда. В 1919–1922 гг. работал в Сибири и Закавказье. Член коллегии Наркомтруда СССР, народный комиссар труда РСФСР (1923). В 1930-е гг. был ответственным секретарем Всесоюзной ассоциации работников науки и техники социалистического строительства (ВАРНИТСО). Расстрелян, реабилитирован в 1957 г. Бергавинов Сергей Адамович (1899–1937) – советский партийный и государственный деятель. Родился в Смоленской губ. Член РСДРП с 1917 г. Активный участник Гражданской войны. Работал в органах ВЧК–ГПУ Ставрополья и Украины (1919–1923). С 1924 г. на партийной работе, ответственный инструктор ЦК РКП(б) (до 1927 г.). В 1929 г. первый секретарь Северного краевого комитета ВКП(б), кандидат в члены ЦК ВКП(б). С 1931 г. член Президиума ВСНХ СССР, первый секретарь Дальне-Восточного краевого комитета ВКП (6). Начальник политического отдела Юго-Восточной железной дороги (1933). Нач. политического управления Главного управления Северного морского пути при СНК СССР (1934). Арестован в октябре 1937 г. В тюрьме покончил жизнь самоубийством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИППЕР Борис Робертович (3.04.1888, Москва - 24.01.1967, там же), сын Р. Ю. Виппера , рус. искусствовед, автор статей, монографий по теории и истории мирового искусства, видный педагог, музейный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), член-корр. АХ СССР (1962). Круг интересов В. составили античность, итал. Возрождение и барокко, нидерланд. и голл. живопись XV-XVII вв., искусство Англии, рус. архитектура XVII-XVIII вв., рус. живопись XIX в. В. окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та (1911). В 1913-1923 гг. работал в Румянцевском музее хранителем картинной галереи. В 1914-1917 гг. читал лекции в Народном ун-те им. А. Л. Шанявского. С 1915 г. приват-доцент Московского ун-та. Совершал поездки в Италию, Голландию, Вену, Париж для работы в б-ках и музеях. С 1918 г. участвовал в работе музейной секции Наркомпроса. В 1918 г. защитил магист. дис. «Проблема и развитие натюрморта» (Каз., 1922), был утвержден профессором Московского ун-та, где до 1924 г. читал лекции и проводил семинары. В 1922-1923 гг. В.- руководитель Ин-та истории искусств, в 1923-1924 гг.- зав. секцией изобразительных искусств при ГАХН. С 1924 по 1941 г. преподавал в Латвийском гос. ун-те и в Рижской АХ. В 1927 г. защитил докт. диссертацию в Каунасском ун-те. В 1937 г. с исследовательскими целями посетил Италию, Францию, Голландию. С 1941 г. В.- старший научный сотрудник Ин-та истории материальной культуры АН СССР, профессор и зав. кафедрой истории искусства ИФЛИ. В 1943 г. возглавил кафедру общего искусствознания, в 1949-1955 гг. зав. кафедрой западноевроп. искусства в МГУ. В 1944 г. В. вместе с отделом из ИИМК перешел в Ин-т истории искусств АН СССР, созданный под рук. И. Э. Грабаря ; тогда же стал зам. директора по научной части ГМИИ. В 1959 г. В. возглавил межсекторную группу по истории искусствознания, с 1960 г.- комплексный сектор классического искусства Запада Ин-та истории искусств, основной задачей к-рых было комплексное изучение пространственных искусств, музыки, театра, лит-ры. Под рук. В. и при его участии создавался многотомный коллективный труд «История европейского искусствознания» (М., 1963-1969); им была задумана и начата, а впосл. продолжена его учениками и сотрудниками комплексная «История искусств стран Зап. Европы от Возрождения до нач. XX в.: Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма. Театр» (М., 1980, 1988, 1995).

http://pravenc.ru/text/158726.html

Далее зачеркнуто: эту разбойничью банду. Далее зачеркнуто: Такая гадость и еще при Священном Соборе. Позор и стыд закрывающим глаза на эту мерзкую сволочь. Пока они будут в нашемведомстве, до техпор не прекратятся все мерзости. Безнаказанно совершая всевозможные гадости не принадлежащим к их шайке, они день ото дня падают в своих гнусностях все ниже и ниже. Удивительно, что есть еще люди, защищающие их и сообщающие им все, что о них говорят. «Высочайше учрежденная при Святейшем Синоде комиссия для описания Синодального архива» (как вариант: «Высочайше учрежденная комиссия для разбора и описания Синодального архива»), созданная в 1865 г., продолжила свою деятельность в новых исторических условиях в качестве «Комиссии по описанию документов и дел 2 отделения IV секции Единого государственного архивного фонда в Петрограде». В августе 1918 г. была осуществлена чистка состава Комиссии: после исключения тех, кто в течение долгого времени активного участия в работе не принимал, в ее составе осталось 27 членов. Последний протокол заседания Комиссии датируется 30 января 1923 г. (причем, в нем речи о прекращении ее деятельности не шло) (РГИА, ф. 814, оп. 1, д. 156, л. 431). Виктор Иванович Яцкевич (18 декабря 1861 г.– 13 ноября 1924 г.), кандидат богословия, с 1887 г. на службе в канцелярии Святейшего Синода, занимал должности: помощника столоначальника (1888–1902 гг.); вице-директора (1902–1910 гг.); директора канцелярии (1910–1917 гг.). Член Государственного совета, тайный советник. В июне 1917 г. решением Святейшего Синода введен в состав 4-го отдела Предсоборного совета. Член Всероссийского Поместного собора 1917–1918 г. С 1917 г. директор Департамента по делам православной Церкви Министерства вероисповеданий, образованного Временным правительством. По сведениям на 26 июля/8 августа 1919 г. управляющей канцелярией Высшего Церковного Совета . С декабря 1918 г. по март 1923 г. «старший архивист» 2-го отделения 4-й секции ЕГАФ. С 1921 г. (до 1924 г.) редактор 2-го отделения 4-й секции ЕГАФ (Петроградского/Ленинградского отделения Центроархива РСФСР). Одновременно исполнял обязанности заведующего научно-теоретическим отделом и ученого секретаря Археографической комиссии Академии наук. Почетный член Московского археологического института, церковный историк. В марте 1922 г. арестован по делу митрополита Вениамина (Казанского), вскоре был освобожден.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

Отец Александр Ветелев глазами дочери Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 10 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 Фрагменты воспоминаний предисловие Протоиерей Александр Ветелев принадлежал к поколению священнослужителей, пришедших на служение Церкви в славные и трагические годы ее послевоенного возрождения. В памяти его учеников и духовных детей он остался человеком, связывавшим церковную молодежь второй половины 1940–1950-х гг. с поколением мучеников 1930-х, вновь открытые духовные школы — с традицией дореволюционного духовного образования. Протоиерей Александр Андреевич Ветелев ноября/6 декабря 1892 — †28 июня 1976) родился в селе Черное Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Окончив церковно-приходскую школу (1900–1903), затем духовное училище (1903–1907) и семинарию в Нижнем Новгороде (1907–1913), он поступил на казенный кошт в Казанскую Духовную академию на словесно-философское отделение. Во время учебы в академии он состоял членом философско-богословского кружка, одновременно посещая лекции по истории философии в Казанском университете. В 1917 г. А. А. Ветелев закончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, которою был удостоен за сочинение “Н. И. Новиков, жизнь и мировоззрение”. В 1917 г. он был призван в действующую армию и в течение года служил матросом Черноморского флота. В 1920 г. А. А. Ветелев женился на М. Е. Пчельниковой. В 1921 г. окончил Высший социально-юридический институт в Севастополе и до 1923 г. был в этом городе преподавателем средней школы. В 1923–1924 гг. — заведующий ФЗУ в городе Дзержинске Нижегородской губернии. В 1924–1930 гг. А. А. Ветелев состоял заведующим школой “городка для беспризорных детей” в городе Пушкине близ Москвы. В 1924–1929 гг. учился на вечернем отделении факультета русского языка и литературы Московского педагогического института. В 1930–1935 гг. преподавал в средней школе в Москве, в 1935–1943 гг. — в средней школе города Щелкова Московской области. В 1943–1944 гг. по трудовой мобилизации работал в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В 1944–1945 гг. — преподаватель средней школы 87 города Москвы.

http://pravmir.ru/otets-aleksandr-vetele...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010