Терентий Дмитриевич Дерибас (1883–1938 гг.), член РСДРП с 1903 г. (по другим сведениям, с 1904 г.), с 1921 по 25 мая 1923 г. помощник начальника, с 28 июля 1921 г. по 1 декабря 1922 г. уполномоченный (начальник) 5-го отделения Секретного отдела ВЧК-ГПУ СОУ ВЧК. Одновременно, с июня 1922 г., помощник начальника СО Секретно-оперативного управления ГПУ по агентурно-оперативной работе, и, по совместительству, начальник 3-го отделения (оперобслуживание правых эсеров) СО ГПУ. РГАСПИ, ф. 17, оп. 100, д. 10902, л. 4 – 5. Машинописныйподлинник с рукописной правкой. Подпись — автограф. Приписка от руки после текста автобиографии: «Т[овари]щ Галкин-Горев вдумчивый серьезный работник, подкупающий своей искренностью, задушевностью и [прочным] стремлением к познанию и прозелитизму. Такие работники — крайне ценны в партии. 13/ХI-23 г. Б. Эльцин». Борис Михайлович Эльцин (1875–1937 гг.), из разночинцев. С 1898 г. состоял в РСДРП, примыкал к большевикам. За участие в революционной деятельности в 1910 г. сослан в Уфимскую губернию. С марта 1917 г. гласный Уфимской городской думы, член президиума местного комитета РСДРП, член Уфимского исполкома совета рабочихи солдатских депутатов и Уфимского губревкома. С октября 1917 по июль 1918 г. председатель Уфимского губкома РКП(б), с апреля по июль 1918 г. председатель Уфимского Губсовнаркома. В июле 1918 г. переехал в Москву, занимал должности заместителя наркома НКВД РСФСР, члена Коллегии НКВД РСФСР, заведующего Отделом местного хозяйства НКВД РСФСР. Член ВЦИК. После возвращения в январе 1919 г. большевиков в Уфу вновь назначен председателем Уфимского губкома РКП(б) (с июля по декабрь 1919 г.), параллельно председатель Уфимского губревкома (30 июня – август 1919 г.) и губисполкома (с августа 1919 по 1920 гг.). По национальному и экономическому вопросам отстаивал точку зрения, критиковавшуюся В. И. Лениным. В 1920 г. отозван в Москву, работал в Наркомате социального обеспечения Украины, правлении Главполитпросвета, Госплане РСФСР. С 1923 г. принадлежал к «левой оппозиции» в РКП(б)-ВКП(б) (РГАСПИ, ф. 17, оп. 100, д. 15849; ф. 589, оп. 3, д. 18279).

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Оклад иконы «Архангел Михаил и ап. Андрей Первозванный». Между 1912 и 1917 гг. Мастер Ф. Я. Мишуков (ЦАК МДА) Ф. Я. был одним из 65 учредителей Об-ва возрождения художественной Руси, созданного в марте 1915 г. В 1915-1916 гг. он купил дом на Ирининской ул. (после 1922 - ул. Ф. Энгельса) в Немецкой слободе. Здесь же, в кирпичном 2-этажном с флигелем доме, была и мастерская, которая просуществовала до 1918 г. В 1917 г. Ф. Я. ушел добровольцем в Красную Армию. В 1918 г., после закрытия собственной ювелирной мастерской, он руководил Художественной артелью мастеров-металлистов, работал ювелиром. Ф. Я. принимал участие в деле сохранения древнерус. художественного наследия, являлся основателем научной реставрации металлических предметов, разработал методики консервации уникальных музейных памятников художественного металла (ГММК ОРПГФ. Ф. 26. Ед. хр. 164. Д. 160. Авг. 1943). В 1918 г. поступил на службу в Главмузей, состоял членом Всероссийской эвакуационной комиссии, консультантом по вопросам реставрации памятников металла в Гос. мастерских при ГТГ, Музее восточных культур и др. Был экспертом в Комиссии по приемке ценностей Троице-Сергиевой лавры (Записки Ф. Я. по работе по приемке ценностей Троице-Сергиевой лавры с выписками из описей предметов - ГММК ОРПГФ. Ф. 26. Ед. хр. 106. Утварь Троицкой Лавры), а также в Комиссии по приемке церковного имущества Кремля, делал письменные заключения об исторической и художественной ценности уникальных памятников золотого и серебряного дела. Вместе с И. Э. Грабарем, А. И. Анисимовым и др. специалистами Ф. Я. 14 дек. 1918 г. проводил визуальное исследование сохранности Владимирской иконы Божией Матери и ее драгоценного убора в Успенском соборе Московского Кремля, о чем составлен подробный Акт осмотра иконы (Богоматерь Владимирская. 1995. С. 26-28). Работал в Оружейной палате (с сент. 1918 по июнь 1922 - хранитель; с 1924 по 1935 - научный сотрудник), в 1936-1939 гг. являлся старшим научным сотрудником и художником-реставратором ГИМ. Занимался педагогической деятельностью, готовя художников-металлистов во ВХУТЕМАСе (с 1918), где был профессором (1944-1952) и деканом металлообрабатывающего фак-та; заведовал кафедрой обработки металла в Ин-те прикладного и декоративного искусства (1939-1941); был профессором Московского высшего художественно-промышленного уч-ща (бывш. Строгановское) (1952-1961). Член МОСХ (с 1944; ГММК ОРПГФ. Ф. 26. Д. 15).

http://pravenc.ru/text/2563850.html

Тем самым отменялось действие подписанного В. И. Лениным 29 дек. 1917 г. декрета «О Турецкой Армении», где говорилось о праве Зап. А. на полное самоопределение. 30 янв. 1918 г., нарушив перемирие, заключенное в дек. 1917 г. с командованием рус. армии, тур. войска начали наступление на Кавказе. 80-тысячной тур. армии противостояли фактически всего 4 тыс. солдат ген. Андраника Сасунского, к-рому удалось выиграть Лорийскую битву (25-28 мая 1918) и остановить продвижение турок к Баку, Дагестану и Чечне. Однако дашнакское правительство было вынуждено подписать договор в Батуме на условиях передачи Турции значительных территорий А. 28 мая 1918 г. Армянский национальный совет, возглавляемый партией «Дашнакцутюн», провозгласил А. независимой республикой, и т. о. государственность арм. народа была восстановлена. В течение 1918-1919 гг. территория республики А. была значительно расширена. После поражения Турции в первой мировой войне и ухода тур. войск была восстановлена граница 1914 г.; 28 мая 1919 г. была провозглашена объединенная и независимая республика А. В то же время в состав арм. парламента были введены 12 депутатов - представителей зап. армян, что подтверждало исторические права арм. народа и на Зап. А. Однако к нач. 1920 г. международное положение А. резко ухудшилось. Опасаясь наметившегося сближения тур. правительства Кемаля Ататюрка с Советской Россией, европ. державы пошли на уступки Турции и проявили готовность пересмотреть условия Севрского мирного договора (авг. 1920), предусматривавшего мирное урегулирование территориальных споров с Турцией и Азербайджаном. Во вновь начавшейся турецко-арм. войне 1920 г. А. оказалась в полной политической изоляции. Ее обращения к правительствам зап. держав и Лиге Наций не имели последствий. Потерпев поражение, А. вынуждена была заключить 2 дек. 1920 г. Александропольский договор, по условиям к-рого понесла большие территориальные потери и согласилась признать Севрский договор аннулированным. В тот же день дашнакское правительство объявило о своем отказе от власти. Вопрос о Зап. А., с нач. XIX в. не раз ставившийся международной дипломатией, снова остался открытым. 29 нояб. 1920 г. Революционный комитет А. из представителей армян - сторонников советской власти вступил в свою страну вместе с войсками Красной Армии и провозгласил А. Советской Социалистической Республикой. В период 1920-1921 гг. при заключении договора между советским гос-вом и Турцией были приняты решения о статусе Нагорного Карабаха и Нахичевани, к-рые вошли в состав Азербайджанской ССР. В марте 1922 г. Армянская ССР совместно с Грузинской ССР и Азербайджанской ССР образовали Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику, к-рая в конце того же года вошла в состав СССР. С 1936 г. А. входила в состав СССР как отдельная республика в границах 1921-1922 гг.

http://pravenc.ru/text/76104.html

На тихом Дону В связи с послевоенными обследованиями на Дону, в частности с обследованием, проведенным в 1924 году крупным отечественным статистиком А.И. Гозуловым, уместно добавить следующее. В 1979 году в Париже в «Вестнике РХД» 128 было напечатано статистическое исследование историка и статистика Михаила Бернштама «Стороны в гражданской войне 1917-1922 гг.». Исследование содержит анализ отечественных статистических данных по этой теме до 1979 года, а также данных зарубежной статистики, с подробнейшими ссылками на источники. В 1992 году оно, наконец, увидело свет в России. Из этого исследования, в частности следует, что потери в Мировой войны практически не сказались на демографической ситуации на Дону, «поскольку Мировая война не принесла в естественное движение населения естественной убыли и не повысила норму смертности на Дону» . Зато в результате войны гражданской и геноцида казачества как этноса, из 3 891 595 человек населения области Войска Донского на 1916 год, в живых осталось в 1920 году 2 212 670 человек. А из 1 508 000 чисто казачьего населения истреблено было за эти годы более 70%, преимущественно мирных жителей. «Из безвозвратных потерь за 1917-1920 гг. только 50 тыс. приходится на убитых в белых и красных армиях, то есть на то, что принято называть гражданской войной. Остальные почти 1,25 млн человек − это погибшее население, из них 100 000 повстанцев, остальные умерли от красного террора, подавлений Дона как такового − или, как говорили в те годы, − «Русской Вандеи», − голода, эпидемий и всей послереволюционной политики» . Всего за 1917-1922 годы было уничтожены около 2 млн населения Дона. «Следует подчеркнуть, что казаков уничтожали именно по принципу принадлежности к определённой сложившейся группе людей, с её вековыми обычаями, родом занятий, обрядностью, одеждой, топонимикой, особым национальным самосознанием, мифологией и фольклором, и именно эти критерии лежали в основе политики разказачивания. Вполне строго говоря, можно утверждать, что казаков уничтожали − по их этническим признакам. Возможно, и не будучи отдельной нацией, отличной от великорусской нации, − казаки, тем не менее, осознали себя как отдельную нацию, и их внешне-этническое отличие от других жителей России было как бы признано политикой разказачивания.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/22/...

15 См.: Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 1: Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Со­бора. М., 2012. Кн. 1. С. 242–243. 16 См.: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 9. М., 2000. С. 111. 17 Общительная (интронизационная) грамота Его Святейшества, Святейшего Тихона, Па­триарха Московского и всея России, Его Святейшеству, Святейшему Герману пятому, Архи­епископу Константинополя, Нового Рима и Вселенскому Патриарху//Церковные ведомо­сти. 1918. 15 (28) июня. 21–22. С. 144–146. 18 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 133. 19 См.: Леонов С.В. Репрессии против Русской Православной Церкви в период Октябрьской революции: некоторые проблемы историографии//XXIII Ежегодная Богословская конфе­ренция ПСТГУ. М., 2013. С. 183. 20 См.: Гидулянов П. В. Отделение церкви от государства в СССР: Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верховного Суда РСФСР и других социали­стических республик. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1926. С. 615–616. 22 Цит. по: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 1. М., 1954. С. 420–421. 30 Λουκαρς . Κωνσταντινοπολ κντρον ’Ορθοδοξας//’Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1920. 31 κτ. Αρ. 43. Σ. 400. 31 Λουκαρς . Κωνσταντινοπολ κντρον ’Ορθοδοξας//’Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1920. 31 κτ. Αρ. 43. Σ. 400. 32 Λονκαρς . Ποιον τ ρλον το μλλοντος Οικουμενικο Πατριαρχεου//Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1920. 21 νοεμ. Αρ. 46. Σ. 428–429. 35 Подробнее см.: Милякова Л. Б. Вопрос о признании автокефалии Православной Церкви на Украине Константинопольским Патриархатом в период С. Петлюры//XVI Ежегодная Бо­гословская конференция ПСТГУ: В 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 114–116. 36 Переписка святителя Тихона Патриарха всероссийского и митрополита Евлогия (Георгиевского): 1921–1922 гг./Публ. и предисл. Н. Ю. Лазаревой//Ученые записки РПУ. Вып. 6: Церковная история XX века и обновленческая смута. М., 2000. С. 109.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Компульсор (лат) – сборщик недоимок по налогам в ранней Византии. Конвент – заседание императорского совета. См.: консистория. Кондак – греч. слово «контакион» означает «палочка, на которую наматывается свиток». Так называют тип гимна, выполненный в особом поэтическом жанре, объемом от 18 до 24 больших строф, так называемых икосов («домов»), объединенных единообразной метрической структурой и сквозным рефреном. Это религиозное песнопение в форме краткого гимна или поэмы, как правило, связанное с каким-либо церковным празднеством, когда совершается Божественная литургия. К. развивался под сирийским влиянием в течение V в. и расцвел в VI в. Наиболее известным автором К. был в первой половине VI в. Романа Сладкопевца . С конца VI в. К. постепенно был заменен каноном. Кондаков Никодим Павлович (1854–1925 гг.) – археолог, искусствовед, член- корреспондент (1892 г.), академик (1898 г.) Петербургской Академии наук. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1865 г.), преподавал в средних учебных заведениях. С 1877 г профессор Новороссийского университета (Одесса). В 1888–1896 гг. – профессор Петербургского университета, старший хранитель Эрмитажа (1888–1893 гг). В 1917 г. переехал в Ялту. В 1920 г. эмигрировал в Константинополь (Стамбул). В 1920–1922 гг. – профессор Софийского университета, действительный член Болгарской Академии наук (1920 г.), член многочисленных научных обществ. В 1922–1925 гг. – профессор Карпова университета в Праге, объединил вокруг себя кружок ученых, после его смерти ставший известным как Seminarium Kondakovianum (в 1931 г. преобразован в Археологический институт им. Кондакова). Основоположник истории византийского искусства, создатель иконографического метода исследования. Кондарат – дословно с греч. «копейщик», копейщик-пехотинец (в отличие от пехотинца-лучника). Кекавмен всюду употребляет термин К. по отношению к стражникам у ворот крепости или города. Продолжатель Георгия Монаха отличает тяжеловооруженных кавалариев от тяжеловооруженных К.-пехотинцев. Однако, согласно «Стратегикону» Никифора, К. называли и тяжеловооруженных всадников-катафрактов, которые были вооружены копьями-контарионами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. Горемыкина было получено только 14 авг. 1897 г. К 1900 г. на подаренной общине Франтом усадьбе на ул. Рождественской была возведена 2-этажная кирпичная синагога с застекленным куполом (вмещала свыше 1150 чел.). В 1904 г. пензенский купец 1-й гильдии Х. А. Пинес стал учредителем Еврейского благотворительного об-ва. Благодаря активности Пинеса с 1 янв. 1908 г. в доме купца Г. П. Журавлёва на ул. Троицкой (ныне Кирова) открылось Еврейское частное начальное уч-ще, в к-ром обучали по программе гос. начальных народных уч-щ с добавлением изучения Торы и евр. традиции (Там же. С. 56, 60-63). Учителями состояли Е. Ф. Ромис и В. Е. Черняк. Также была открыта детская евр. школа, где преподавали Тору, иврит и общеобразовательные предметы. В 1915 г. на средства, выделенные Г. Б. Левитом и пензенской общиной, в здании на ул. Дворянской (ныне Красная) устроены баня и миква (здание конфисковано в 1918, затем ненадолго возвращено верующим, вновь отобрано до 1922). В 1915-1921 гг. должность духовного раввина пензенской общины занимал И. Б. Дубов. В 1915-1916 гг. в Пензенскую губ. прибыло 7680 беженцев-евреев, эвакуированных из мест военных действий; заботы по их размещению, питанию и оказанию им медицинской помощи взяла на себя община Пензы. Был создан Пензенский еврейский комитет помощи жертвам войны, просуществовавший до 1917 г. (Там же. С. 81). Х. А. Пинес организовал дешевые бакалейные магазины, бесплатную столовую для бедных, беспроцентную ссудную кассу и др. (Там же. С. 83). Беженцы создали целую сеть из 25 молитвенных домов со своим миньяном каждый, к-рые обслуживали прибывшие в Пензу раввины (Там же). Летом 1917 г. в Пензе основана автономная евр. община, к-рая была призвана решать внутриевр. вопросы без вмешательства властей, в июне состоялись выборы в Автономное собрание, председателем к-рого был избран М. А. Гольдштейн (действовало до окт. 1917). В кон. 1917 г. в Пензе имелось отд-ние сионистского движения. В 1920 г. в связи с увеличением хасидов они устроили собственную синагогу в доме на ул.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

1918. 38 (16 апреля). С. 2. 849 См.: ГАТО. Ф. Р-641. Оп. 1. Д. 794. Л. 28 об.; Д. 1468. Л. 2; ТЕВ. 1917–1918; Ф. 160. Оп. 1. Д. 22436. Л.1; Д. 22442. Л. 2, 3; Д. 22444. Л. 1; Д. 22446. Л. 1–2; Д. 22449. Л. 1; 854 Известия Тверского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1919. 111 (24 мая). 855 См.: Husband W.B. Soviet Atheism and Russian Orthodox Strategies of Resistance, 1917–1932//Journal Modern History. 1998. Vol. 70. No. 1. 862 См.: Ковалев Е.М. География выборов во Всероссийское Учредительное собрание по Тверской губернии//Вопросы исторической географии России. Тверь, 1995. С. 120–121. 863 Чельцов М. Воспоминания 1918 года//Вестник русского христианского движения. 1989. 156. С. 229. 867 От ЧК до ФСБ. Документы и материалы по истории органов госбезопасности Тверского края. 1918–1998. Тверь, 1998. С. 83. 868 См.: ГАТО. Ф. Р-163. Оп. 1. Д. 236; От ЧК до ФСБ... С. 83; Постников И.Н. Дневник...//Источник. 1996. 3. С. 32, 34; и др. 870 Известия ВЦИК. 1918. 163. 2 августа. (Из бюллетеня ВЧК о деятельности местных чрезвычайных комиссий 32, от 2 августа 1918 года). 873 Степанов П.С. Борьба за укрепление Советской власти в Смоленской губернии в 1917 – 1920 гг. Смоленск, 1957. С. 68 – 70, 75 – 77. 874 Еженедельник чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. 1918. 1. 22 сентября. 886 В западной литературе иная ситуация: традиции социальной истории повлекли за собой преимущественное внимание к прихожанам, а не их пастырям. См.: Freeze G.L. Counter-Reformation in Russian Orthodoxy: Popular Responce to Religious Innovation, 1922 – 1925//Slavic Review. 1995. Vol. 54. P. 305–339; Engehtein L. Rebels of the Souls..; Idem. Paradigms, Pathologies and other Clues... 888 См.: Собрание определений и постановлений Собора Российской Православной церкви 1917 – 1918 гг. М., Вып. 1. 1994. С. 31–33; Голубцов Г., протоиерей. Указ. соч. С. 157. 895 См..: Engehtein L. Castration and the Heavenly Kingdom. A Russian Folktale.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

855 27 марта 1917 г. Временное правительство выпустило внутренний долгосрочный заем – так называемый, «заем свободы» – для финансирования военных расходов. Погасить облигации займа предполагалось в течение 49 лет, начиная с 1922 г. 857 Имеются в виду заседания Временного совета Российской республики или Предпарламента. Керенский выступал дважды, 7-го (на первом заседании нового органа) и 10 октября. Богословский точно передает суть речи Керенского. Однако, аплодисментами его речь встретили только правые и центристы. Генерал Алексеев охарактеризовал положение страны после неудач в Рижском заливе как очень тяжелое, но не безнадежное. Причины неудач он видел в разложении армии. В частности, в своем выступлении 10 октября он сказал: «...армия наша тяжело больна... Массы, вкусившие сладость неповиновения и неисполнения оперативных приказов, вкусившие сладость полной праздности, погрязшие в стремлении к скорейшему заключению мира, который, якобы, придет сам собой... представляют явную опасность». 860 В 1917 г. на историко-филологическом факультете Московского университета учились два студента по фамилии Крутицкий: Алексей Иванович (род. 1893 г.) и Павел Иванович (род. 1890 г.). О ком из них идет речь, установить не удалось. 861 С 14 октября 1917 г. въезд в Москву без специального разрешения был запрещен. Проживающим в Москве постоянно, разрешения выдавались беспрепятственно. 862 Один из искусственных международных языков, изобретенный в 1880-х гг. пастором И. М. Шлейером в герцогстве Баденском. 863 Имеется в виду выступление Милюкова на заседании Временного совета Российской республики (Предпарламента) 18 октября 1917 г. в прениях по докладу министра иностранных дел Терещенко. Милюков высказывал мысли, находившие отклик у Богословского. В частности, он говорил о том, что видеть кратчайший путь к миру не в победе, а в восстании рабочих масс и разложении армии, значит заниматься самогипнозом. Кроме того, Милюков едко высмеял саму идею посылки Скобелева, как отдельного депутата, на Парижскую конференцию (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

4135 Таврический. В 1924 г. принес покаяние, принят в общение с Церковью и получил назначение на Православную (Керченскую) кафедру. 4145 Вторая дата – дата расстрела в Москве, был погребен на Братском кладбище, снесенном еще в 1920-х гг. По ММЛ РПИ, вторая дата (дата кончины) иная: 02.1918 (неверна). 4146 Хиротонисан в Пекине сонмом дальневосточных архиереев [Мефодий (Герасимов), Михаил (Богданов), Мелетий (Заборовский) и Нестор (Анисимов) ], затем прибыл в Читу для временного управления Читинской епархией. Вторая дата – дата заявления о «возможности канонического общения» с обновленческим ВЦУ. Его уклонение в раскол подвергалось сомнению еще епископом Мелетием (Заборовским) в письме из Харбина митрополиту Антонию (Храповицкому) . Но полностью исключить временный переход к обновленцам пока нельзя за недостаточностью материала. В кон. 1923 г., по принесении покаяния, вновь принят в общение с Церковью. Вскоре арестован и выслан в Москву. В 1924–1930 гг. отбывал срок заключения в СЛОН, по освобождении наложен запрет на проживание в Сибири. Поэтому сведения о назначении епископа Софрония на Якутскую кафедру по освобождении малоправдоподобны. 4147 В 1922 г. будто бы совратился в обновленческий раскол; в 1923 г., по принесении покаяния, вновь принят в общение с Церковью. Более достоверно, что в ноябре 1922 епископ Киприан выдвинул ряд условий, на которых мог бы примкнуть к обновленцам до созыва Поместного Собора. Однако условия эти (в чем они заключались, неясно) были не приемлемы для обновленцев. 24.11(07.12)1922 был арестован и в мае 1923 г. осужден на 2 (или 3) года ИТЛ (заключен в СЛОН). Освобожден в 1925 г. и выслан во Владивосток (см. Владивостокская). До этого времени кафедра не замешалась. (Прим. M. Е. Губонина. – По некоторым сообщениям, в 1920-е годы, будто бы, управлял епархией еще некий Киприан (Соловьев), но ни точного времени его управления, ни каких-либо иных сведений о нем обнаружить не удалось.) 4150 Архиепископ. С 1934 г. проживал в г. Борисоглебск. На епархии не был по болезни; назначение отменено. Скончался 06(19)12.1937 в ссылке. По некоторым сведениям, скончался в 1940 или 1941 г. Бескомпромиссный в вопросах веры и в церковных делах, высокообразованный архиерей. Обладал феноменальной памятью, выдающимися математическими способностями и знанием нескольких иностранных и классических языков. С 1917 г. вел дневник, который утрачен (?). Похоронен на городском кладбище г. Таганрог.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010