Среди научных проектов Свято-Тихоновского университета особое место занимает публикация дневника одного из наиболее выдающихся иерархов Русской Церкви ХХ века – митрополита Арсения (Стадницкого) . В 2006 г. вышел первый том Дневника 2 , охватывающий период с 1880 по 1901 г. Всего предполагается издать не менее восьми томов, что займет, очевидно, еще несколько лет. Ввиду особого значения в истории Русской Церкви Поместного Собора 1917–1918 гг., 90-летний юбилей которого мы недавно отметили, было принято решение издать, не откладывая наконец, ту часть дневника, которая посвящена Великому Поместному Московскому Собору 1917–1918 гг. Естественно, каждому, кому небезразлична история Русской Церкви, будет интересно узнать, что писал о Соборе, о восстановлении Патриаршества и о самом Патриархе Тихоне, человек, принимавший самое активной участие в работе Собора, второй кандидат на Патриарший Престол, фактически Председатель Собора в 140 его заседаниях. Выдающийся церковный и государственный деятель митрополит Арсений родился в 1862 г. в молдавском селе. В 1885 г. окончил Киевскую духовную академию и в том же году был пострижен в монашество. В 1897–1903 гг. сначала инспектор, а затем и ректор Московской духовной академии (в дневнике за 1917 г. академии посвящены самые светлые страницы его воспоминаний). В 1898 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. С 1903 г. епископ Псковский и Порховский. В 1904 г. удостоен степени доктора церковной истории. Член Предсоборного Присутствия. С 1907 г. член Государственного совета. С 1910 г. архиепископ Новгородский и Старорусский. Неоднократно в годы лихолетья подвергался репрессиям. Проходил по одному делу в 1922 г. с Патриархом Тихоном. С 1924 г. фактически находился в ссылке в Средней Азии, где ему было разрешено свободно проживать до конца жизни. С 1933 г. митрополит Ташкентский. Скончался митрополит Арсений 10 февраля 1936 г. в Ташкенте. Подробно о всем Дневнике митрополита Арсения можно узнать из «Предисловия» к первому тому 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Члены и участники Собора. Биографические справки I. Преосвященные Агапит (Вишневский Антоний Иосифович; 1867–1923), архиепископ Екатеринославский и Мариупольский, – участник организационного собрания 27 апреля 1919 г., временный заместитель председателя Высшего церковного управления Украинской Православной Церкви, кандидат богословия. Председатель Хозяйственно-распорядительного совещания при Совете Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. (до декабря 1917 г.). Родился в селе Выгов Волынской губернии в семье диакона. В 1888 г. окончил Волынскую духовную семинарию, служил псаломщиком, учителем церковно-приходской школы. С 1889 г. – иерей, служил в селе Бехи Волынской епархии. В 1891 г. овдовел. В 1892–1896 гг. учился в Киевской духовной академии. В 1895 г. в Киево-Печерской Лавре принял монашеский постриг, иеромонах. С 1896 г. – инспектор Полтавской духовной семинарии. С 1898 г. – архимандрит, ректор Екатеринославской духовной семинарии. В 1902 г. в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, в 1903 г. назначен настоятелем киевского Златоверхого во имя Архангела Михаила мужского монастыря. С 3 января 1908 г. – епископ Чигиринский, первый викарий Киевской епархии, с 16 сентября 1908 г. – Владикавказский и Моздокский, с 4 октября 1911 г. – Екатеринославский и Мариупольский, с 1918 г. – архиепископ. В декабре 1917 г. стал председателем украинской Предсоборной рады и членом Всеукраинского Православного Церковного Собора. Оказал поддержку С. В. Петлюре. Возглавил самочинный «Синод Украинской Православной Автокефальной Церкви», запретил поминовение за богослужением Патриарха Тихона. Был уволен ВВЦУ Юга России. По приговору суда 12 епископов под председательством митр. Антония (Храповицкого) 27 ноября 1919 г. уволен на покой с поручением управлять Георгиевским Балаклавским монастырем на правах настоятеля. После покаяния вернулся к управлению епархией. 23 июля 1922 г. наложил запрещение на всех переходящих в «Живую церковь », на следующий день был арестован, в августе присоединился к ней, призвав к тому через газету и паству, в октябре по его доносу был арестован епископ Иоанникий (Соколовский), в ноябре сам арестован за «преступное сокрытие церковных ценностей», принес покаяние и воссоединился с Православной Церковью, скончался от сыпного тифа 213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XV. Старчество и аскетизм XVIII–XIX вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 6. Оптина пустынь и ее старцы В духовно-религиозной жизни России XIX столетия совершенно особое место занимает Оптина пустынь. Сама пустынь и скит, в котором подвизались оптинские старцы, со временем прославились на всю страну. Здесь сложилась та оптинская школа, которая почти целое столетие (1828–1922) оказывала могучее воздействие на духовную жизнь России. В первую очередь следует упомянуть старцев Леонида (1828–1841), Макария (1841–1860), Амвросия (1860–1891), Иосифа (1892–1911), Варсонофия († 1913), Нектария († 1928) и Анатолия († 1922). Пустынь жила по строгому общежительному уставу: и настоятель, и монахи ничего не имели в личной собственности, все вместе с настоятелем вкушали пищу в трапезной, даже такую мелочь, как чай или сахар, монахи получали от пустыни, не говоря уже об одежде и обуви. Лишь для старцев в скиту пища готовилась отдельно и приносилась им в келью. У каждого инока была своя келья; послушники и монахи, число которых в начале XIX в. составляло около 300, получали послушания от настоятеля или келаря. Богослужебный устав соблюдался с особой строгостью: в надлежащей последовательности совершались все предусмотренные Типиконом богослужения, и братия обязана была на них присутствовать; внутренний дух пустыни был настолько единым, он так глубоко проникал в сознание и души насельников, что настоятелю или старцам не было надобности к чему-либо принуждать иноков или делать им выговоры. Этот дух воздействовал на богомольцев и посетителей обители, которые, пребывая в монастыре, тоже регулярно приходили к богослужениям. Такой строй внутренней жизни монастыря сложился лишь в XIX в., хотя Оптина основана была еще в древности. Протоиерей Сергий Четвериков, который внутренне был тесно связан с Оптиной, да и внешне, своей аскетической наружностью, походил на старца, неоднократно бывал в обители и, опираясь на свои собственные наблюдения и впечатления, написал прекрасную книгу об Оптиной пустыни .

http://sedmitza.ru/lib/text/436690/

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 9 Архиепископ Иоанн (Братолюбов) Архиепископ Иоанн (в миру Братолюбов Сергей Васильевич) родился 16 июня 1882 года в Казани в семье протоиерея. Учился в Казанском духовном училище, затем в семинарии, в 1906 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 21 декабря 1906 года определен на должность помощника инспектора в Симбирскую духовную семинарию. 15 апреля 1907 года пострижен в монашество в Жадовской пустыни Симбирской епархии с наречением имени Иоанна в честь преподобного Иоанна Лествичника. 18 апреля 1907 года рукоположен в сан иеродиакона Симбирским архиепископом Иаковом (Пятницким). На следующий день его уже рукоположили в сан иеромонаха. 24 августа 1907 года иеромонах Иоанн был назначен на должность помощника смотрителя в Усть-Сысольское духовное училище Вологодской епархии. В 1908–1912 годах занимал должности в духовных учебных заведениях Пермской и Олонецкой епархий. 8 сентября 1912 года назначен на должность заведующего Могилевскими пастырскими курсами и возведен в сан архимандрита. С 12 августа 1914 года – смотритель Каргопольского духовного училища. 28 октября 1915 года уволен от духовно-учебной службы и перемещен на службу по ведомству протопресвитера военного и морского духовенства. С 28 декабря 1916 года – помощник начальника Житомирского училища пастырства. С 3 сентября 1917 года – исполнял должность настоятеля в тюменском монастыре Тобольской епархии. С 1920 года по май 1921 года исполнял пастырские обязанности в селе Пятницком и Усть-Тунгузка Енисейской епархии. С июня 1921 года – настоятель тобольского Знаменского второклассного монастыря . 22 января 1922 года Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Иоанн (Братолюбов) определен на кафедру епископа Березовского, викария Тобольской епархии. Поскольку не было возможности выехать для хиротонии в Москву, он оставался еще в течение года в Сибири. С 1 июня 1922 года по резолюции Тобольского архиепископа Николая исполнял обязанности настоятеля Обдорских церквей и управлял храмами Березовского викариатства в сане архимандрита с правом служения на орлецах и с дикирием и трикирием. 19 мая 1923 года епископ Керженский Павел определил его исполнять пастырские обязанности в Керженском единоверческом женском монастыре.

http://pravoslavie.ru/31380.html

Будущий митрополит священномученик Кирилл (в миру Константин Иларионович Смирнов) родился 26 апреля 1863 г. в Кронштадте семье псаломщика. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1887 г. руковоположен во иерея. Овдовев, в 1902 г. принял монашеский постриг. С 1902 по 1904 г. начальник Урмийской Духовной миссии в сане архимандрита. В 1904 г. хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Член Предсоборного совета. С 1909 г. епископ Тамбовский и Шацкий. 6 мая 1913 г. возведен в сан архиепископа. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., заместитель члена Священного Синода. В апреле 1918 г. назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским, к месту назначения прибыть не смог. В 1919 г. арестован в Москве. С апреля 1920 г. митрополит Казанский и Свияжский. В мае 1920 г. включен в состав членов Священного Синода. С августа 1922 г. находился в тюремном заключении в Москве. В декабре 1922 г. отправлен в ссылку в Зырянский край, где встретился со святителем Афанасием, также сосланным в эти места. По завещательному распоряжению Святейшего Патриарха Тихона митрополит Кирилл первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола, не воспринял эту должность, так как находился в ссылке. В октябре 1926 г. был переведен в г. Котельнич Вятской губернии. В конце 1926 г. в ходе проведенного без его ведома тайного опроса архиереев, о котором не знал, тайно избран Патриархом. После учреждения Временного Патриаршего Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя находился в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) , уволен им от управления Казанской епархией. С января 1930 по август 1933 г. в ссылке в Туруханском р-не Красноярского округа. В ссылке проживал со святителем Афанасием. После освобождения в 1934 г. поселился в г. Гжатске. Публикуемые письма написаны в Красноярске после освобождения святителя Кирилла из туруханской ссылки. Интервал между ссылками (с августа 1933 по июль 1934 г., до нового ареста) был отмечен активной перепиской святителя Кирилла, вызванной стремлением использовать передышку для уяснения ситуации, сложившейся в Русской Церкви в результате «нового курса» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, и по возможности повлиять на нее. Примерно в это же время, в августе 1933 г., вернулся во Владимир из ссылки святитель Афанасий. Архиереев связывала дружба, основанная на единомыслии по насущным вопросам церковной жизни, в особенности в отношении к деятельности митрополита Сергия, которого они считали превысившим свои полномочия. 14 июля 1934 г. митрополит Кирилл был арестован, приговорен в 3 годам ссылки в Казахстан. 7 июля 1937 г. арестован в ссылке и 20 ноября 1937 г. расстрелян под г. Чимкентом вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евением (Кобрановым). Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. 1. 22–23 октября 1933 г. 626

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Георгий (Ярошевский), митрополит Варшавский Родился 18 ноября 1872 года в Подольской епархии. В 1897 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом при той же Академии. В 1898 г. назначен преподавателем Таврической духовной семинарии. 24 марта 1900 года пострижен в монашество, а 26 марта рукоположен во иеромонаха. В 1901 году за свой труд «Соборное послание Св. Ап. Иакова» получил степень магистра богословия и определен смотрителем Калужского духовного училища. 1902 г. – инспектор Могилевской духовной семинарии. 1903 г. – ректор Тульской духовной семинарии в сане архимандрита. I июля 1906 г. хиротонисан во епископа Каширского, вик. Тульской епархии. С I февр.1908 г. – епископ Прилукский, вик. Полтавской епархии. С 19 ноября 1910 года – епископ Ямбургский, вик. Петербургской епархии. С 22 ноября – ректор СПБ духовной академии. С 13 мая 1913 г. – епископ Калужский и Боровский. С 1914 г. – почетный член СПБ духовной академии. С 6 июля 1916 г. – епископ Минский и Туровский. С 1916–1918 г. упоминается председателем одной из Соборных Комиссий. Выступал против учреждения патриаршества. 12 дек.1917 г. утвержден в звании Почетного члена Московской духовной семинарии. 12/25 апреля 1918 г. возведен в сан архиепископа. В 1919 году эмигрировал за границу в Италию. В 1922 году, когда Польское правительство решило установить в своем государстве автокефалию Церкви, тогда он был вызван из Италии и назначен на Варшавскую кафедру с условием, чтобы он содействовал установлению автокефалии Православной Церкви в Польше. Удовлетворяя просьбу Польского правительства, об образовании автокефалии, Св. Патриарх Тихон назначил архп. Георгия своим временным экзархом в Польше. Но архп. Георгий принял иной курс, чем мыслил Патриарх Тихон. В январе 1922 года он вместе с епископом Дионисием (Валединским) созвал в Варшаве Собор с целью санкционировать некоторые предварительные мероприятия, нужные для учреждения автокефалии. На этот Собор они не пригласили главного противника автокефалии архп. Елевферия (Богоявленского), стремясь достигнуть своих преднамеченных целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Евдоким (Мещерский) Евдоким (Мещерский Василий), архп. б. Нижегородский. Родился 1 апреля 1869 года в семье псаломщика Владимирской епархии. В 1894 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, пострижен в монашество ректором академии архимандритом Антонием (Храповицким) . 21 июля – рукоположен в иеромонаха и 1 авг. назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии по Истории и обличению раскола и по обличительному богословию. С 1896 г. – инспектор Новгородской духовной семинарии. В 1896 году получил степень магистра богословия за свой труд «Св. Ап. и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования». В этом же году определён инспектором Московской духовной академии в сане архимандрита и сверхштатным экстраординарным профессором. В 1902 году утверждён штатным экстраординарным профессором той же академии. С 1903 г. – ректор Московской духовной академии. 4 янв. – 1904 года хиротонисан во епископа Волоколамского четвёртого викария Московской епархии. В 1905 г., будучи ректором Московской духовной академии, посетил Афон. С 1907 г. издавал ежемесячный журнал «Христианин». С 1 авг. 1909 года – епископ Каширский, вик. Тульской епархии. 29 июля 1914 года возведён в сан архиепископа и назначен на кафедру Алеутскую и Сев. Американскую. В 1917–1918 г. – участник Всерос. Помести. Церковного Собора. С 1919 года – архиепископ Нижегородский. С 16 июля 1922 года уклонился в обновленчество, подписав воззвание трёх: митр. Сергий (Страгородский) , Владимирский и Суздальский, Серафим (Мещеряков), архп. Костромской и Галичский и сам архп. Евдоким о том, что они целиком разделяют мероприятия В.Ц.У. и считают его единственной канонической законности верховной церковной властью. Явился одним из основоположников обновленческого раскола. В этом же году возведён в сан митрополита. С 2 ноября 1922 года – митрополит Одесский. 13 апреля 1923 года назначен председателем Высш. Церк. Совета вместо митрополита Антонина.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 100-летию Приамурского Земского Собора Великое событие в жизни русского народа 03.06.2022 2160 Время на чтение 9 минут Источник: «Русь Державная» 2022 г. На майских улицах тихоокеанского портового Владивостока многолюдно. Загорелые потомки сибирских первопроходцев и советских романтиков, желтолицые азиаты и заезжие гости из европейской части России, обыватели и туристы… Дореволюционные двухэтажные дома из камня. Современные полустеклянные гиганты-небоскребы. Смешение архитектурных стилей, смешение лиц и красок. В скверах и на клумбах: багульник, абрикосы, тюльпаны — великолепие цветочных лепестков над синей бухтой, сияющей в горячем южном солнце. Природа благоухает, хоть лица прохожих отражают мало радости в городской суете. Много дел, забот. Да и времена суровые… Странным было бы подходить к кому-то из прохожих и спрашивать: «Не подскажете, где здесь дом, в котором проходил Приамурский Земский Собор?» Нет сомнений, что большая часть жителей и гостей Владивостока сегодня не скажут даже о том, какое это было событие. Всё же мы задали этот вопрос некоторым людям, встретившимся нам на майских улицах Владивостока. Из десяти случайно попавшихся навстречу гостей и жителей города никто вообще не смог ничего ответить. И это не от того, что народ такой безразличный. О знаменитом Приамурском Земском Соборе нет никаких напоминаний на городских улицах. В местных СМИ не говорят даже о том, что в нынешнем году отмечается столетие этого выдающегося события. Сто лет прошло с тех дней, как в июле 1922 года на берегу Тихого океана в тяжелейшей духовной и политической обстановке часть русского народа в лице своих лучших сынов принесла покаяние в революции 1917 года и грехе цареубийства. Прогуливаясь по берегу Тихого океана в цветущем морском Владивостоке, мы уже были уверены, что сегодня никто не ответит на вопрос о важном событии 1922 года. Однако новая встреча нас сильно удивила. — Вы интересуетесь историей Приамурского Земского Собора? — с любопытством отреагировали на наш вопрос молодые люди.

http://ruskline.ru/opp/2022/06/03/k_100l...

Закрыть itemscope itemtype="" > Просим поддержать великое дело! Объявлен сбор пожертвований на изготовление медали в честь столетия Приамуского Земского Собора 10.06.2022 1595 Время на чтение 5 минут Фото: предосталвно автором Дорогие братья и сестры! Мы уже писали о том, что Россия приближается к великой дате – 100-летию Приамурского Земского собора. Величие этого события в том, что в 1922 году Собор стал актом покаяния части Русского народа в тяжёлом духовном падении общества, приведшем к революции 1917 года и зверскому убийству врагами Православной Руси Помазанника Божьего – святого Царя Мученика Николая и его святой Семьи. Приамурский Земский собор собрался на дальневосточной окраине земли Русской, свободной от революционной антихристианской власти и принял единодушное решение о восстановлении Самодержавия в России. В этом Соборе заключалось глубокое осознание частью нашего народа духовной сути случившейся трагедии и решительное покаяние в предательстве Бога, Царя и Самодержавной России. Собор проходил во Владивостоке с 23 июля (н.с.) по 10 августа (н.с.) 1922 года. Там были представлены все сословия российского общества, участвовали знаменитые представители духовенства, общее число участников составило около трехсот человек. Почётным Председателем Приамурского Земского собора был избран Святейший Патриарх Тихон. На Соборе Правителем Приамурского Земского края был избран глубоко верующий генерал М.К.Дитерихс, который видел лишь один путь к возрождению России – через возврат ко Христу и покаяние за грехи нации. В честь столетия Приамурского Земского Собора в Москве состоится конференция , на которой соберутся ведущие ученые-исследователи знаменитого события, писатели, журналисты, представители монархического движения, студенческая молодежь и православные патриоты Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и других мест России. Конференция будет проходить 19 июня 2022 года в 14.00 в Москве в конференц-зале «Петровский» гостиницы «Националь» (ул. Тверская, д. 1). В честь Великого события – столетия Приамурского Земского Собора по благословению известного архиерея Русской Православной Церкви Высокопреосвещенного митрополита Венимина (Пушкаря) планируется изготовление наградной медали «Приамурский Земский Собор. 100 лет».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/10/pr...

Закрыть Уроки Приамурского Земского Собора Доклад на заседании Союза Православных Братств 18 мая 2008 года Андрей Хвалин   04:00 30.05.2008 414 Время на чтение 18 минут За прошедшие почти двадцать лет, с конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века, когда в средствах массовой информации стали появляться первые публикации по истории русских Земских соборов в целом и о Приамурском Земском соборе 1922 года во Владивостоке в частности, комплекс связанных с ними идей прочно вошел в сознание современного российского общества. Тема, представляющая всего два десятилетия назад интерес для ученых специалистов - историков, юристов и т.п., приобрела, как и на рубеже XIX-XX веков, политико-идеологическое звучание. И хотя, вышедшая в 2004 г. в издательстве " Посев " в серии " Белые воины " под редакцией научного редактора серии В.Ж. Цветкова книга о Главе Приамурского Земского края генерале М.К. Дитерихсе характеризуется в рецензиях как " первооткрывательский " " грандиозный труд " , она скорее венчает определенный этап научного осмысления темы, что, впрочем, не помешало ее составителям скромно умолчать об исследованиях предшественников, некоторые из которых получили еще за десять лет до выхода " посевской " книги широкое признание, как в Отечестве, так и за рубежом. Поэтому, думается, в такой подготовленной аудитории нет сегодня нужды детально рассказывать о всех перипетиях подготовки и проведения Приамурского Земского собора во Владивостоке в июле-августе 1922 года. Кратко остановлюсь на его особенностях и итогах, а также на тех непреходящих уроках, которые необходимо усвоить нынешним русским монархистам. Во-первых, имеют неоспоримое сходство некоторые черты политической атмосферы, в которой готовился и проводился Приамурский Земский собор и современное состояние России. Со 2-го марта 1917 года, со дня так называемого " отречения " Государя Императора Николая Второго, единая прежде Самодержавная и Православная Россия разделилась сама в себе. С одной стороны, видимая земная власть в стране оказалась в руках безбожников. С другой, - гонимый этой властью православный народ продолжал исповедовать Христа и христа , как именуются в священных и святоотеческих текстах Помазанники Божии - православные Цари.

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/30/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010