Скачать epub pdf Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997) Список составлен в Церковно-научном Центре «Православная энциклопедия» по кн.: Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Erlangen, 1979–1989. 6 т.; Иоанн (Снычев). Топография архиерейских кафедр русской православной церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. Куйбышев, 1963 (машинопись); Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг.//Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917–1943. М., 1994.; Иоанн (Снычев), митр. Состав Российской Православной Церковной иерархии. 1962–1994. Куйбышев; СПб., 1973–1994. Отсутствие данных о служении и гибели части епископата за 1920–1940-е гг. обусловлено современным состоянием исследования и публикации архивных материалов и следственных дел репрессированных священнослужителей. В наст. список не включены лица, получившие хиротонию в раскольничьих или схизматических группировках, а также в других православных Церквах (кроме случаев, когда они воссоединялись с Московской Патриархией). В данном списке приняты следующие специальные сокращения: Конст. П.– Константинопольский Патриархат; МП – Московская Патриархия; РПЦ – Русская Православная Церковь (Московский Патриархат); РПЦЗ – Русская Православная Церковь за рубежом (карловацкий раскол); ПАЦ – Польская Автокефальная Церковь (неканоническая до 22.06.1948). Тихон (Белавин) с 13.08.1917 митр. Московский и Коломенский; с 21.11.1917 Патриарх Московский и всея России; с 16.05.1922 по 15.06.1923 в заключении; † 7.04.1925. Сергий (Страгородский) с 10.08.1917 архиеп. Владимирский и Шуйский; с 28.11.1917 в сане митрополита; с 16.06.1922 в обновленческом расколе; 27.08.1923 принес публичное покаяние; с 18.03.1924 митр. Нижегородский; с 10.12.1925 Заместитель патриаршего Местоблюстителя; с 30.11.1926 в заключении; с 27.03.1927 вновь вступил в права Заместителя патриаршего Местоблюстителя; с 27.04.1934 Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский; с 11.09.1943 Патриарх Московский и всея Руси; † 15.05.1944.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Бельский Иван Иванович; 20.03.1893, С.-Петербург - 31.08.1937, Йошкар-Ола), еп. Бельский и Демидовский. Из семьи протоиерея. В 1917 г. окончил Олонецкую ДС. Служил надзирателем Петрозаводского ДУ. После закрытия уч-ща переехал в Петроград. 16 июля 1919 г. был принят в Александро-Невскую лавру . 23 июля пострижен в монашество с именем Иларион, 26 июля рукоположен во диакона. 18 дек. 1919 г. назначен помощником правителя дел духовного собора лавры. С 5 янв. 1920 г. исполнял обязанности правителя дел. 22 февр. 1920 г. избран помощником секретаря церковноприходского совета храмов лавры, в 1921 - июле 1922 г. И.- секретарь совета. 13 авг. 1920 г. рукоположен во иерея. 8 июля 1921 г. утвержден в должности правителя дел духовного собора лавры. Обучал детей Закону Божию. Учился в Петроградском Богословском ин-те. Был награжден набедренником (1921), наперсным крестом (1922). В июле (по др. данным, в июне) 1922 г. И. был арестован по делу правосл. братств, обвинен в укрывательстве от ГПУ иером. Льва (Егорова) . За недоказанностью обвинения освобожден 21 авг. того же года под подписку о невыезде. 13 сент. дело было прекращено. После признания Александро-Невской лаврой обновленческого Петроградского ЕУ (ПЕУ) с 7 июля 1922 г. перестал исполнять обязанности правителя дел духовного собора, секретаря церковноприходского совета и управдома лавры, официально освобожден от этих должностей 1 сент. 1922 г. 20 нояб. подал рапорт об увольнении за штат «по расстройству здоровья». Духовный собор лавры отклонил рапорт и обратился с ходатайством к ПЕУ откомандировать И. в один из петроградских мон-рей. 11 дек. 1922 г. указом ПЕУ переведен в Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-рь . Не подчинился указу, продолжил служить в незанятых обновленцами храмах Петрограда. В окт. 1923 г., после возвращения Александро-Невской лавры в Патриаршую Церковь, вошел в состав братии. С марта 1924 г. настоятель петроградского храма во имя святых Бориса и Глеба на Калашниковской набережной. В сент. того же года возведен в сан игумена.

http://pravenc.ru/text/389173.html

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Подвиг аполитичного митрополита " 13 августа 1922 года где-то под Ленинградом был расстрелян митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) " 13 августа 1922 года где-то под Ленинградом был расстрелян митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Его смерть стала зловещим символом кампании по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих, которая была начата большевиками в 1922 году. Митрополит Вениамин на заседание Петроградского ревтрибунала. 1922 г. (Фото из Российского государственного исторического архива) Личность митрополита Вениамина, ставшего 24 мая 1917 года первым епископом, избранным на кафедру свободным голосованием клириков и мирян, вызывала большую симпатию почти у всех жителей Петрограда. Благодаря своей доступности и абсолютной аполитичности, он с готовностью помогал людям. Протопресвитер Михаил Польский (РПЦЗ) довольно точно охарактеризовал отношение владыки к власти: " Всякие политические стрелы просто скользили по нему, не вызывая никакой реакции. Казалось, что в этом отношении он весь закован в сталь. Ни страха, ни расчета здесь никакого не было (это доказало будущее). Митрополит лишь осуществлял на деле то, что (может быть, с большим основанием) было почти невыполнимым: евангельское исключение из религиозной жизни всякой политики, т.е., в данном случае, вопросов об отношении к советской власти, к ее представителям " . Способность быть вне политики в 1922 году была не слишком нужна большевикам, поскольку они рассматривали ситуацию с голодом в стране лишь как способ удержать и укрепить власти, разрушив Церковь. 19 марта 1922 года Владимир Ленин в секретном письме " членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви " говорил о необходимости уничтожить Церковь как институт: " Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и беспощадной энергией и не останавливаясь подавлением какого угодно сопротивления " . Ценности нужны были большевикам для успешных переговоров о признании советской республики на конференции в Генуе. Вожди большевиков не думали о голодающих, но очень хотели дать бой " черносотенному духовенству " , к которому они относили всех верующих, священников, епископов и патриарха Тихона.

http://religare.ru/2_96300.html

Скачать epub pdf Епархии Русской Православной Церкви Список составлен в ЦНЦ «Православная энциклопедия» при участии А. С. Буевского по материалам: Иоанн (Снычев), игум. Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. 2-е изд. Куйбышев, 1963 (машинопись); он же. Состав российской православной церковной иерархии за период 1962–1972 гг. Куйбышев, 1973; то же за 1973, 1975, 1976, 1977, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1986, 1988, 1990, 1991, 1992 гг. (машинопись); а также по материалам архива ОВЦС. Россия 1995 Абаканская и Кызылская. АРХАНГЕЛЬСКАЯ и Холмогорская (1988–1995 А. и Мурманская). Викариатство: Пинежское (1917–1920, 1925). АСТРАХАНСКАЯ и Енотаевская (1917–1935 А. и Царевская; 1935–1949 А. и Сталинградская; 1949–1952 А. и Саратовская; 1952–1959 А. и Сталинградская). Викариатство: Енотаевское (1917–1931). 1934–1937 Ачинская. 1930 БАРНАУЛЬСКАЯ и Алтайская (1930–1937 Б.; 1937 Б. и Бийская; 1938–1993 упразднена; восстановлена в 1994 г.). Викариатство: Рубновское (1924–1931). 1933 БЕЛГОРОДСКАЯ и Старооскольская (1933–1934 Б.; 1942–1944 Б. и Грайворонская; 1945–1994 упразднена). 1919–1937 Бийско-Алтайская. БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ и Тынденская (до 1935 г. Приамурская и Б.; 1936–1992 упразднена). Викариатство: Хабаровское (1926–1933). 1934–1936 Боровичская. 1921 БРЯНСКАЯ и Севская (до 1945 г. Б.; 1946–1994 упразднена). Викариатство: Новозыбковское (1922–1923). 1926–1957 Великолуцкая и Торопецкая. 1918–1937 Великоустюжская и Усть-Вымская. ВЛАДИВОСТОКСКАЯ и Приморская (до 1918 г. В. и Камчатская; 1918–1932 Приморская и В.; 1946–1958 Хабаровская и В.; 1958–1989 упразднена). Викариатства: Камчатское и Петропавловское (на правах самостоятельной, 1918–1920, 1928–1929); Никольско-Уссурийское (до 1932 г.); Охотское (1928–1932). до 1922 г. Владикавказская и Моздокская. ВЛАДИМИРСКАЯ и Суздальская (1917–1922 В. и Шуйская). Викариатства: Вязниковское (1921–1928); Иваново-Вознесенское (1923–1933); Ковровское (1920–1925); Мстерское (1917–1933); Муромское (до 1933 г.); Переславское (до 1935 г.); Суздальское (до 1932 г.); Юрьево-Польское (до 1932 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Закрыть itemscope itemtype="" > К России Христа, России Помазанника Божьего! Для страждущей России и ее народа есть одно спасение и лекарство – возвращение к России Христа 24.05.2022 1085 Время на чтение 7 минут Фото: Из личного архива автора В печальных событиях революций 1917 года и братоубийственной Гражданской войны, попущенных Богом из-за вероотступничества русского народа, воссияло на миг как заря одно важное духовное событие в самосознании русской нации. Это Приамурский Земский собор во Владивостоке 23 июля – 10 августа 1922 года. Об этой странице русской истории в широких массах известно только в общих чертах. Известно о Белом движении адмирала А.В. Колчака, известно об уходе русской армии из Крыма «среди дыма и огня», но мало что известно о светлом Христовом и монархическом знамени, вскинутом русскими людьми на дальневосточном клочке русской земли летом 1922 года. Горнило революций и Гражданской войны сожгло все лишнее и наносное – Бог дал избранным сынам России здесь, во Владивостоке, произнести клятву Триединому Богу на верность принципам, которыми созидалась историческая Христианская Россия. «Борьба, начатая в 1917 году под лозунгами защиты Учредительного Собрания (то есть либеральных ценностей), завершается в 1922 году под лозунгом возврата к традиционным ценностям Русской Державности – Православию, Самодержавию и Народности» – пишет В.Ж. Цветков, автор книги о генерале Дитерихсе. Обстоятельства созыва Собора формально были связаны с организацией жизни на последнем клочке старой Российской Империи, на последней пяди земли Святой Руси, озаренной Крестом, а не пятиконечной звездой. Но в реальности Собор имел духовное значение для будущих судеб русского народа. Да и все события с августа по октябрь 1922 года в Приамурской области (в октябре белая власть оставила Дальневосточные рубежи) были наполнены духовными крупицами. К лету 1921 года на огромной территории Дальнего Востока коммунистическая власть пала. Во Владивостоке и Приамурской области утвердились прежние порядки старой России. Но вскоре, в июне 1922 года разразился кризис – конфликт между Временным Приамурским правительством и законодательным органом. Для выхода из него Приамурское временное правительство постановило созвать Приамурский Земский собор. Вопрос этот был жизненно важен, поскольку отсюда, из Приморья должно было идти наступление русских военных и духовных сил против революции, охватившей всю Россию. Так Земский собор должен был решить вопросы о будущности Родины.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/24/k_...

Закрыть itemscope itemtype="" > История геноцида русского народа Часть 2. Геноцид русского народа в годы Гражданской войны 1918-1922 гг. 04.01.2023 1110 Время на чтение 10 минут Фото: предоставлено автором Продолжаем размышлять об истории геноцида русского народа (начало см. здесь ). Сегодня поговорим о красном терроре и о концентрационных лагерях, организованных под управлением Ленина , Троцкого и Свердлова для уничтожения русских в годы Гражданской войны 1918-1922 гг. Террор как основа либеральной политики троцкистов. Мы уже писали о том, так называемый Великий Октябрь 1917 г. в России случился в первую очередь результате Февральской революции 1917 г. и предательства элит и ближайшего окружения Государя Императора Николая II. Взявшие власть фактически с колен большевики хотели полностью уничтожить все, что так или иначе напоминало о подлинной русской идентичности – о русской культуре, о Церкви, о монархическом сознании и в целом о старом имперском порядке. Недаром в первых советских учебниках писали, что подлинная история России началась в 1917 г. Искоренить веками сложенное православное сознание русского народа какими-то мирными средствами за короткий промежуток времени невозможно. Для того, чтобы это действительно осуществить, необходимо уничтожить генофонд русского этноса, искоренив все то, что так или иначе напоминает о русской идентичности. В первую очередь, это касается, конечно, представителей русской интеллигенции, казачества, а также религии и Церкви. Недаром, провозглашенная большевиками политика воинствующего атеизма предполагала полное искоренение «религиозных предрассудков» из сознания русского человека. Такие революционные преобразования возможно осуществить только радикальными средствами, для чего и было выбрано единственное верное, как считали сами большевики, средство – террор и насилие. Политика красного террора, подогретая финансами и ресурсами англо-американского истеблишмента, была официально провозглашена большевиками в октябре 1918 г., с чего и началась самая кровавая в истории России Гражданская война 1918-1922 гг.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/04/is...

сост. В.В. Лобанов Перечень использованных источников и литературы Архивные фонды Российский государственный архив соинально-политической истории. Ф. 2. О. 1.Д.23358; Ф.17. Оп. 3.Д. 362; Оп. 60. Д. 4, 29, 158, 793; Оп. 84. Д. 309; Оп. 12. Д. 367, 443-а, 565-а, 620, 775; Оп. 113. Д. 353, 612, 683, 871; Оп. 163. Д. 317, 331, 334, 343, 408; Ф.89. Оп. 4. Д. 115, 122, 160, 180; Оп. 12. Д. 2. 9; Ф. 558. Оп. 11. Д. 29. Государственный архив Российской Федерации. Ф.А–353. Оп. 3. Д. 739; Оп. 8.Д. 8; Ф. Р–393, Оп. 43а. Д. 54; ФО Р–1235. Оп. 11. Д. 142; Оп. 140. Д. 59. Ф. Р–8406. Оп. 2. Д. 191. Архив Президента Российской Федерации. Ф. 3. Оп. 60. Д. 13. Опубликованные источники Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. М., 1994. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . 1922–1925: В 2 кн./Сост. Н. Н. Покровский , С. Г. Петров, М.; Новосибирск, 1997–1998. Гидулянов П. В. Церковь и государство по законодательству РСФСР. М. 1923. Двенадиатый съезд РКП(). 17–25 апреля 1923 г: Стенографический отчет. М. 1968. Дeяhuя III Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви на территориях СССР. Самара, 1925. КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Ч. I. M., 1954. «Обновленческий» раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/Сост. И. В. Соловьев. М. 2002. Политбюро ЦК РКП(6)–ВКП(б), Повестки дня заседаний. 1919–1952: Каталог. Т. 1. 1919– 1929 . М., 2000. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941: Документы и фотоматериалы, М. 1996, Следственное дело патриарха Тихона: Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 19. Вып. 1. 3. [Репринт: М., 1994]. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР за 1922 г. М., 1922. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Открытие выставки «1922 год: Шуя на изломе времени». Март 2022 г. ЖМП 5 май 2022 /  9 мая 2022 г. 12:00 Шуйское дело: от приговора до канонизации К СТОЛЕТИЮ ПЕРВОГО ПРОТЕСТА ВЕРУЮЩИХ ПРОТИВ АНТИЦЕРКОВНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке 1 . О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов.   PDF-bepcuя. Под знаменем марксизма В начале XX века уездная Шуя — город с развитой текстильной промышленностью. В то же время это известный духовный центр Владимирской губернии. В городе, где проживало 23 тысячи жителей, насчитывалось 20 храмов, далеко за пределами округи славилась чудотворная Шуйская-Смоленская икона Божией Матери, которая находилась в Воскресенском соборе. После октября 1917 года патриархальная Шуя и ее население с прочными православными традициями вносили явный диссонанс в революционную атмосферу Иваново-Вознесенска — до этого заштатного города Шуйского уезда, который теперь стал родиной первого в России Совета рабочих депутатов и столицей губернии. Два документа «обрамляют» шуйские события: «Воззвание Патриарха Тихона к духовенству и верующим Российской Православной Церкви по поводу изъятия церковных ценностей 15/28 февраля 1922 года» и секретное письмо Ленина членам Политбюро Центрального комитета Российской коммунистической партии большевиков (ЦК РКП(б)) от 19 марта 1922 года. Как известно, с Воззванием власти связывали любые беспорядки среди «церковников» и возлагали на Патриарха Тихона моральную ответственность за них. Письмо Ленина во время событий было «фигурой умолчания», а по сути — тайной пружиной трагического развития событий. Именно это объясняет достаточно противоречивый контекст введения шуйских событий в историю Русской Православной Церкви. В отличие от Воззвания Патриарха Тихона, «секретное» письмо Ленина было впервые полностью опубликовано на Западе в 1970 году, а в СССР — в 1990-м, хотя слухи о его существовании ходили с 1920-х годов, и всякий раз оно объявлялось властями фальшивкой 2 .

http://e-vestnik.ru/history/shuyskoe_del...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Это самая большая трагедия в истории нашей страны " В Москве вышел уникальный фотоальбом, посвященный революциям 1917 года и Гражданской войне в России 06.07.2016 636 Время на чтение 5 минут Московским издательским домом " Достоинство " выпущен уникальный фотоальбом " Революция и Гражданская война в России. 1917-1922 гг. " . В 13 разделах, написанных видными российскими учеными-историками, рассказывается о разных аспектах трагедии русской смуты: Февральской революции и Октябрьском перевороте 1917 года; военном противостоянии красных и белых; терроре; гонениях на Русскую Православную Церковь и многом другом. Эти события проиллюстрированы множеством фотографий. На наши вопросы согласился ответить научный редактор альбома и одновременно соавтор большинства очерков этого издания доктор исторических наук Руслан Григорьевич Гагкуев. - Уважаемый Руслан Григорьевич, что представляет собою выпущенный фотоальбом? - Это рассказ о русской революции 1917 года и последовавшей за ней Гражданской войне. Хронологически он охватывает время с февраля 1917 года - месяца, когда начались революционные потрясения 1917 года, по осень 1922 года - когда из Владивостока эвакуировалось последнее белое правительство и фактически закончилась Гражданская война. Весь этот период сейчас, после принятия государством в 2014 году Концепции создания единого учебно-методического комплекса по истории России, принято называть периодом Великой русской революции, и, наверное, это правильно. Но альбом построен не совсем по хронологическому принципу -скорее по проблемно-хронологическому. В отдельные иллюстрированные очерки, а всего их 13, выделены ключевые проблемы этого периода, посвященные крестьянству, казачеству, офицерству, Русской Православной Церкви, террору и др. Мы постарались дать читателю максимально полную картину русской трагедии. Некоторые из материалов ужасают своим натурализмом. Сами же очерки (или разделы альбома) состоят из 3 основных составляющих - это авторский текст специалиста-историка, фотоматериалы (включая рисунки, плакаты, картины) и тексты документов (последние, приводятся как в виде образов реальных документов, так и набранных текстов).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

М.Б. Данилушкин История Русской Православной Церкви. От Восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1 (1917–1970) Источник Содержание Предисловие к изданию Введение Глава 1. Проблемы Русской Православной Церкви в начале XX столетия Глава 2. Русская Православная Церковь и отречение Государя Императора Глава 3. Деятельность Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов Порядок представительства, права членов Собора и его состав Этапы деятельности Собора Глава 4. Основные определения Собора Высшее церковное управление Высший Церковный Совет. Права и обязанности Патриарха Порядок избрания Святейшего Патриарха Епархиальное управление Приход Отношение Священного Собора к политическим и общественным событиям в России Историческое значение Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Глава 5. Патриарх Московский и всея Руси Тихон и эпоха Гражданской войны 1. Сведения о жизни Патриарха Тихона до 1917 года 2. Личность Патриарха Тихона 3. Первые годы Патриаршества (1917–1920 гг.) Глава 6. Земский Собор 1922 года в Приамурье и его роль в развитии идеи Русской Государственности Глава 7. Деятельность Патриарха Тихона в 1921–25 гг. Глава 8. Сподвижники Патриарха Тихона Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Пётр Архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл Глава 9. История обновленческого раскола 1. Истоки обновленчества 2. Предпосылки появления обновленчества 3. Течения обновленчества 4. Видные деятели обновленчества А.И. Введенский В.Д. Красницкий Обновленческий епископ A.A. Грановский (Антонин) 5. Этапы движения «обновленцев» (1922–1946) Глава 10. Развитие атеистической пропаганды в советской России Глава 11. Русская Православная Церковь после Декларации митрополита Сергия 2. Митрополит Сергий и его оппозиция 3. Легализация Церковного управления Временный Патриарший Синод и декларация митрополита Сергия Послание пастырям и пастве (29 Июля 1927 г.) 4. Оппозиция Митрополиту Сергию 5. Церковная жизнь. Конец 20–30-х годов Писателям мира Глава 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010