--------- Н.Ч. Заиончковский и П.П. Мироносицкий оба работали в Комиссии по исправлению богослужебных книг. Проблемы церковнославянской книжности и языка богослужения занимали важное место в их научной и практической деятельности. Однако отношение к церковнославянскому языку и проблеме перевода богослужебных текстов на русский язык у них было совершенно непохожим. Для Н.Ч. Заиончковского переведенный на русский язык текст максимально дистанцирован от церковнославянского. Русский и церковнославянский для него разные языковые системы. П.П. Мироносицкий воспринимает русский и церковнославянский как функциональные стили одного языка. Его русские переводы содержат значительное количество церковнославянских элементов и принципиально не противопоставляются стандартному богослужебному тексту. Однако и Н.Ч. Заиончковский, и П.П. Мироносицкий не допускают мысли о введении русского языка в богослужение: перевод на русский язык, так же как и исправление стандартного церковнославянского текста, служит лишь для прояснения затемненного смысла. 181 Причины составления этой книги и обстоятельства ее утверждения к печати изложены в составленном им Прошении от 21 сентября 1912 года (см. Приложение 1). 182 В ПЦР VII, с. 341 в качестве года смерти указан 1918 год, однако в постановлении Синода от 6/19 марта 1920 об ассигновании прот. А.М. Станиславскому средств на похороны Н.Ч. Заиончковского сказано, что он скончался 22 февраля в Брестском центральном госпитале. Очевидно, что речь идет о 1920, а не о 1918 годе – РГИА, ф. 831, оп. 1, 24, л. 47. 187 См. Нахимов 1911, Нахимов 1913а, Нахимов 1913б, Мироносицкий 1912а, Мироносицкий 1913а, Мироносицкий 1913в, а также Приложение 2. 188 Порфирий Петрович Мироносицкий (10.01.1867–1.03.1933) закончил Казанскую духовную академию. С 1891 по 1913 г. занимался преподавательской деятельностью. С 1913 г. являлся постоянным членом Училищного совета при Синоде, работал редактором газеты «Приходской листок» (1914–1915 гг.) и других изданий, адресованных учителям. После революции работал в театральном отделе Наркомпроса. Вместе с ним здесь работали А. Ремизов и Вс. Мейерхольд. В 1920 г. П.П. Мироносицкий был избран профессором Богословского института. В 1925 г. он преподавал греческий и церковнославянский язык, а также церковное пение на Высших богословских курсах, а в 30-е годы – русский язык в Ленинградском политехникуме путей сообщения. П.П. Мироносицкий – автор значительного числа учебных пособий по русскому языку, церковному пению и церковнославянскому языку (Сорокин, Бовкало и Галкин 1997, с. 133–134).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Родился Александр Леонидович в семье крупного военного изобретателя генерал-майора артиллерии Леонида Владимировича Чижевского (1861 – 1929, в 1928 был удостоен звания Героя Труда), закончил Калужское реальное училище, поступил в Московский археологический институт, в 1916 году ушёл добровольцем в армию, был награждён Георгиевским крестом, после ранения и контузии демобилизовался и продолжил учёбу (одновременно и в коммерческом институте), В 1918-1922 гг. был вольнослушателем физико-математического и медицинского факультетов МГУ. До 1926 г. жил в Калуге, в доме отца, где и проводил свои исследования. С детства он писал стихи. В Калуге были изданы первые (и единственные прижизненные) сборники его стихотворений (1915, 1919). Следующий поэтический сборник увидел свет через 20 с лишним лет после смерти учёного. Был он и незаурядным художником. Известно, что в Калуге он написал более 100 картин, которые продавал, а средства от продажи тратил на проведение научных опытов. Сохранилось лишь несколько его пейзажей, написанных в ссылке. Умер Александр Леонидович 20 декабря 1964 года. На его похоронах на Пятницком кладбище Москвы присутствовало всего несколько человек. В 1965 году Академия наук СССР создала специальную комиссию, которая изучила его архивы, и широкую известность на родине он приобрёл только после смерти.Московское общество испытателей природы в 1960 – 70-е гг. проводило ежегодные Чтения памяти Чижевского, в Калуге с 1991 г. проводятся Научные молодёжные чтения памяти Чижевского, там же в доме, где жил учёный, открыт дом-музей, а студентам и аспирантам присуждаются ежегодные премии его имени. Валерий Васильевич Габрусенко , публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Пейзажи А.Л. Чижевского, написанные по памяти в Караганде (акварель) Фото: чижевский.рф Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. 2 Смысл открытия А.Л. Чижевского состоял в том, что периоды солнечной активности оказывают влияние на интенсивность размножения и темпы роста биологических организмов, а также на «важнейшие события в человеческих сообществах, охватывающие при участии народных масс целые страны». Наблюдая солнечные пятна и события Первой мировой войны, он выдвинул идею о взаимосвязи этих явлений.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/04/ru...

от армянской партии «Дашнакцутюн» — Рустен, Сафо и Оман; от грузинской партии социалистов-федералистов — Георгий Деканозов; от латышского социал-демократического союза — Роллау; от финской Партии активного сопротивления — два делегата без Конни Циллиакуса; делегат от Белорусской социалистической громады . Это важно знать для понимания, кто именно брал японские и пр. деньги. И какую роль потом они потом сыграли в февральской революции 1917 г., а также гражданской войне 1918-1922 гг. (разумеется, отнюдь не на стороне красных). Из происходившего в России в период 1900-1907 гг. правительством не было сделано значимых выводов. Виновные в лучшем случае потеряли свои должности. Отдельных предали суду. Но коренных решений, чтобы не допустить уничтожения империи, на наш взгляд, сделано не было. Многое, в лучших традициях русского «авось», было пущено на самотёк. Мы писали ранее о настроениях государственных чиновников Российской Империи, предназначенных для отстаивания её интересов: « Проблема в том, что Дмитрий Фёдорович Трепов, посвятив всю свою жизнь борьбе с революционной «крамолой», опасности в либералах для самодержавия в упор не видел. Как справедливо отмечает Роман Алексеевич, «взгляды генерала даже несколько трансформировались, и он вполне разделял убеждения либерала С.Ю. Витте – главного протеже Манифеста 17 октября, давшему народу большие свободы». Иными словами, под закат жизни, сам «переобулся» в либерала» . В первую мировую отчётливо наблюдалось желание элиты уберечь своих чад от пламени сражений. Вспомним, что писал Г.К. Жуков в своих воспоминаниях: «В связи с большими потерями на фронте в мае 1915 года был произведен досрочный призыв молодежи рождения 1895 года. Шли на войну юноши, еще не достигшие двадцатилетнего возраста. Подходила и моя очередь. Особого энтузиазма я не испытывал, так как на каждом шагу в Москве встречал несчастных калек, вернувшихся с фронта, и тут же видел, как рядом по-прежнему широко и беспечно жили сынки богачей. Они разъезжали по Москве на «лихачах», в шикарных выездах, играли на скачках и бегах, устраивали пьяные оргии в ресторане «Яр». Однако считал, что, если возьмут в армию, буду честно драться за Россию.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/28/...

Внешний товарооборот Триполитанского вилайета в основном обеспечивался экономическими контактами с Италией, Францией и Великобританией, что и предопределило его превращение с кон. XIX в. в объект соперничества зап. держав. По итогам итало-тур. войны 1911-1912 гг. Рим объявил над вилайетом свой суверенитет, но столкнулся с яростным отпором местного населения, вдохновляемого сенусийей, достигшей в эти годы пика своего могущества. В первую мировую войну, когда итальянцам пришлось вывести из Сев. Африки значительную часть своей армии, они фактически удерживали лишь Триполи, Бенгази и Хомс. В 1913 г. непокорные племена нанесли поражение итал. войскам при Сиди-эль-Карба, в 1915 г.- при Эль-Гардабии . Тем временем внук Мухаммада ас-Сенуси, Мухаммад Идрис (род. в 1890), сразу по возвращении из хаджа в 1913-1914 гг. был провозглашен племенными вождями и сенуситскими наставниками главой правительства Киренаики с титулом эмира. Неудачи как на африканском, так и на европ. фронтах с 1916 г. заставили Италию пойти на переговоры с восставшими. Был принят ряд соглашений, прежде всего заключили перемирие в Акраме (1917), над неоккупированной территорией Киренаики был признан суверенитет Идриса как верховного шейха. Первоначальная шаткость позиций европейцев, истощивших силы в мировой войне, еще более укрепила решимость повстанцев. В нояб. 1918 г. в Гарьяне племенные предводители и знать горцев объявили о создании Триполитанской республики и учреждении Партии национальной реформы, вскоре их партизанские соединения вступили в Триполи. Под угрозой полной потери колонии Рим пошел на уступки, подписав в авг. 1919 г. с делегатами республики соглашение о предоставлении ей внутренней автономии и о введении конституции. В 1920 г. конференция триполитанских лидеров избрала правительство под названием Центральная организация реформы. В 1921 г. делегации Триполитании и Киренаики на конференции в Сирте решили объединить усилия в борьбе с итал. господством. В янв. 1922 г. верховный шейх Идрис подписал с триполитанским правительством Национальный пакт, предусматривавший признание его эмиром обеих областей и их сотрудничество в обороне от итальянцев, но в том же году к власти в Италии пришел фашистский кабинет Бенито Муссолини, к-рый разорвал предыдущие соглашения. В мае 1923 г. возобновились боевые действия, сопровождавшиеся массовым истреблением и депортацией населения. Угоны скота и уничтожение колодцев обрекали на голод целые племена. Эмир Идрис эмигрировал в Египет, оставив Киренаику, где за последующие 6 лет были казнены свыше 4 тыс. и согнаны с мест проживания или убиты более 140 тыс. чел. (общее население области за 1928-1931 уменьшилось с 225 до 142 тыс. чел.).

http://pravenc.ru/text/2110469.html

Так в тексте. Владимир Александрович Сухомлинов, будучи Киевским генерал-губернатором (1905–1909 гг.), познакомился на юге Франции с находившейся там на лечении женой потомственного дворянина Полтавской губернии, статского советника В. Н. Бутовича, Е. В. Бутович (урожденной Гошкович). После возвращения в Россию Е. В. Бутович и ранее жившая с мужем раздельно, поставила перед супругом вопрос о разводе. В. Н. Бутович выдвинул ряд требований: признание ей вины в прелюбодеянии и отказ от всех прав на ребенка, сына Юрия, в т[ом] ч[исле] от права после смерти В. Н. Бутовича быть назначенной его опекуншей и т. д. Е. В. Бутович обратилась к императору со всеподданнейшим прошением о покровительстве в деле о расторжении ее брака, обвиняя мужа в жестоком обращении. По всеподданнейшему докладу главноуправляющего Канцелярией е. и. в. по принятию прошений барона Бутберга 6 августа 1908 г. последовало высочайшее повеление о передаче прошения Бутович, вместе с произведенным по Канцелярии е.и.в. по принятию прошений дознанием, обер-прокурору Святейшего Синода П. П. Извольскому для доклада императору. 24 сентября (7 октября) 1908 г. В. Н. Бутович, не признавая себя виновным, в свою очередь подал всеподданнейшее прошение о направлении дела, по закону, через соответствующую консисторию. 17 октября последовало высочайшее повеление, и 21 октября 1908 г. П. П. Извольский уведомил В. А. Сухомлинова о направлении дела законным порядком. Вследствие того, что законопроект, расширяющий поводы к разводу, включая физические истязания, не прошел еще через законодательные инстанции, то прошение Е. В. Бутович не было удовлетворено. Е. В. Бутович подала новое прошение о расторжении ее брака, обвинив В. Н. Бутовича в прелюбодеянии. Дело вызвало большой общественный резонанс, благодаря как пикантности самой темы, так и высокому положению В. А. Сухомлинова, занявшего к этому времени пост военного министра (1909–1915 гг.). Последовавшие развод Бутовичей и брак Сухомлинова послужили темой бурной газетной полемики (РГИА, ф.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

Однако методы, к-рые использовал лазарист, не согласовывались с принятыми в К. способами миссионерской деятельности. Конфликт Лебба с еп. Станисласом Жарленом, апостольским викарием Сев. Чжили (1905-1933), послужил одной из причин создания апостольского викариатства Приморское Чжили с центром в Тяньцзине (1912). Противоречия между Леббом и руководителями католич. миссий обострились после основания им в 1915 г. ежедневной католич. газ. «Ишибао» (Общественное благополучие), к-рая вскоре стала одним из самых популярных периодических изданий в К. Выступая с националистических позиций, редакция «Ишибао» призывала китайцев приложить усилия к модернизации и укреплению страны, сдержать натиск иностранного империализма. Среди корреспондентов «Ишибао» были публицисты радикального толка, в т. ч. Чжоу Эньлай (впосл. деятель коммунистического движения). Франц. дипломаты были возмущены сотрудничеством Лебба с кит. националистами, особенно его выступлением во время т. н. Лаосикайского инцидента (в 1916-1917 власти франц. концессии в Тяньцзине захватили городской квартал, выбранный для строительства новой миссии лазаристов). По требованию франц. посланника в К. Лебба перевели в др. юрисдикцию, на его сторонников, среди к-рых важную роль играл лазарист Антуан Котта (1872-1957), были наложены строгие взыскания. Тем не менее члены католической общины Тяньцзиня продолжали руководствоваться идеями Лебба. Они приняли деятельное участие в национальном и рабочем движении, организовывали забастовки и демонстрации протеста, основали Католическое об-во национального спасения (Гунцзяо цзюго туань). Венсан Лебб и Антуан Котта в Тяньцзине. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Венсан Лебб и Антуан Котта в Тяньцзине. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Петиции кит. духовенства и верующих в защиту Лебба и его сторонников привлекли внимание Римской курии. Папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) и кард. Виллем ван Россум (префект Конгрегации пропаганды веры в 1918-1932) использовали дело Лебба, чтобы упрочить контроль над миссионерами, к-рые совместно с франц.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Джорджо Моранди родился в Болонье в 1890 году. Прожил всю жизнь в Италии, пережил все ужасы ХХвека, видел Первую мировую войну, возникновение, развитие и крушение фашистской диктатуры, воцарение в искусстве футуризма с его пафосом разрушения, недолго, но глубоко был увлечен в раннем периоде своего творчества Сезанном, Андре Дереном, Пикассо, Руссо. Отдал дань увлечению сюрреализмом (мы видели это только в его натюрморте). Но, когда он познакомился с творчеством Матисса и Сезанна, он выбрал их, а не футуристов. В творчестве Моранди поражает верность традициям любви ко всему сущему, свойственная лучшим творцам мировой культуры, что не часто встречается в жестоком XX веке. В начале века, а точнее — в его первом десятилетии, Моранди выступает как последователь импрессионистов, а также течения «Югендштиль» и болонской школы «Флореаль». Таковы его ранние прозрачные пейзажи 1910–1913 гг. В них итальянская природа, представлявшаяся как южная, яркая, контрастная, является неожиданной в тонкой своей монохромности. Некоторое время он был близок и с кубистами. В 1915 г. призывается в армию, но там тяжело заболевает, его комиссуют, и он снова дома. Начинаются годы размышлений. От этого периода сохранилось мало работ —  он очень многое уничтожил. 1918–1919 гг. называют «метафизическими» в творчестве Моранди. Он пытается выйти за пределы присущего ему конкретного видения, переживает влияние сюрреализма в лице де Кирико. Мы видели этот холодный безликий манекен, у него есть еще несколько таких натюрмортов, застывших, как бы окаменевших. Но он рано понял необходимость совмещать современность и традицию. Чтобы глубже узнать итальянскую классику, он едет во Флоренцию и тщательно изучает творчество Джотто, Мазаччо, Учелло, то есть художников раннего Возрождения. Несмотря на то, что время до 1916 года было наполнено несколько лихорадочными поисками нового, он всегда соответствовал самому себе. Строгость и дисциплина — его неотъемлемые качества всегда: и в юности, и в зрелом возрасте. В появившихся в эти годы натюрмортах заметно умножение пространственных планов, осей композиции, некоторое усиление динамики, скрупулезная моделировка светотени.

http://pravmir.ru/natyurmort-kak-izobraz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Колан) [румын. Nicolae Colan] (28.11.1893, Арапатак, комитат Харомсек, Венгерское королевство в составе Австро-Венгерской монархии (ныне Арач, жудец Ковасна, Румыния) - 15.04.1967, Сибиу, Румыния), митр. Трансильванский (1957-1967) Румынской Православной Церкви (РумПЦ), политик, публицист, журналист, педагог. Почетный член и с 1943 г. действительный член Румынской академии (1938-1948). Род. в крестьянской семье в Вост. Трансильвании, входившей в то время в состав Венгрии. Начальное образование получил в сельской школе в родном селе, в 1906-1907 гг. проходил обучение на венг. языке в средней школе в г. Шепшисентдёрдь (ныне Сфынту-Георге, Румыния), в 1914 г. окончил одно из самых престижных в монархии Габсбургов румыноязычных средних учебных заведений - лицей им. митр. Андрея (Шагуны) в Брашшо (ныне Брашов, Румыния). В 1914-1916 гг. (до вступления Румынии в первую мировую войну) в венг. г. Надьсебен (ныне Сибиу, Румыния) учился в правосл. ДС (ныне богословский фак-т Ун-та им. Л. Благи), где в круг его общения входил ряд лиц, впосл. оставивших заметный след в румын. культуре (поэт и философ Л. Блага, историк А. Оцетя и др.). C 1915 г. сотрудничал с периодическим изданием «Gazeta Transilvaniei», тесно связанным с румын. национальным движением Австро-Венгрии, в 1916 г. опубликовал свои первые богословские статьи в основанном Н. Бэланом (впосл. митр. Трансильванский Николай ) в Сибиу издании «Revista teologic» (Богословское обозрение). Со вступлением Румынии в войну в авг. 1916 г. и началом боевых действий с Австро-Венгрией Н. в числе др. молодых трансильванских интеллектуалов бежал в Румынию, стал студентом филологического фак-та Бухарестского ун-та, затем (после поражения румын. армии и эвакуации к кон. 1916 из Бухареста румын. администрации и мн. учебных заведений) продолжил учебу в Яссах, куда переместился и королевский двор. В 1917 г., присоединившись к потоку румын. беженцев, устремившихся на восток, оказался на Украине, нек-рое время руководил церковным хором в селе близ Елисаветграда (ныне Кропивницкий), где находилось много беженцев из румын. земель. В окт. 1917 г. обосновался в Кишинёве, адм. центре Бессарабской губ., где вместе с др. трансильванцем, О. Гибу, редактировал газ. «România nou» (Новая Румыния), отстаивая на ее страницах идею национального единства румын и бессарабских молдаван. В кон. осени 1917 г. стал редактором газ. «Sfatul rii» (Сфатул цэрий; Краевой совет) - офиц. печатного органа одноименного законодательного собрания Бессарабии, провозгласившего образование Молдавской демократической республики. Поддержал декларированное весной 1918 г. присоединение Бессарабии к Румынии.

http://pravenc.ru/text/2565986.html

Димитрий Лётич родился 12 августа 1831 г. в Белграде в семье Владимира и Любицы Лётич (урожденная Станоевич), связанной самыми тесными узами с будущим королевским домом Карагеоргиевичей. Детство провел в Смедереве (древний город-крепость на Дунае, последний оплот сербской свободы в эпоху турецкого завоевания Балкан), а также в Салониках - на родине святых равноапостольннх братьев Кирилла и Мефодия, учителей славянских, - где служил консулом Королевства Сербия его отец. По окончании гимназии поступил на юридический факультет Белградского университета, который успешно окончил в 1913 г., после чего отправился на постдипломную практику в Париж. Перед самым началом Первой мировой войны вернулся в Сербию, чтобы быть призванным в армию. Участвовал в кампании 1914-15 гг.; знаменитом отступлении 1915 г. через враждебную территорию северной Албании, сербском " ледяном походе " , завершившемся эвакуацией сербских войск и беженцев на греческий остров Корфу. В 1918 г. принял участие в прорыве Салоникского фронта и освобождении Сербии, был ранен. В 1919-20 гг. участвует в подавлении " революционных " выступлений в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1918г.; с 1929г. - Королевство Югославия), организованных идейными и единокровными сторонниками " русских " революционеров. В 1920 демобилизуется в чине поручика. В том же году Димитрий венчается со своей невестой Ивкой, после чего сдает в столице экзамен на адвоката и затем открывает собственную контору в Смедереве, где уже успела обосноватъся молодая чета... В югославской и зарубежной историографии XX в. Димитрию Лётичу часто приклеивали ярлык " сербского фашиста " и " балканского последователя Гитлера " . Не является исключением и советская двухтомная " История Югославии " (изд. АН СССР , М., 1968), равно как и куда более поздние штудии. Составители идеологических схем, славящие попеременно коммунистов и демократов, порою готовы признать даже " в чем-то прогрессивную роль " Милана Стоядиновича, наиболее прогерманского политика из всех югославских государственных деятелей межвоенного периода, однако лётичевский " Збор " как был, так и остается для них символом " пятой колонны " , под стать усташам Анте Павелича и немецким " культурбундовцам " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Выйдя в 1918 г. замуж за крестившегося еврея - М.В.Шика, который позднее, в 1927 г., в ссылке принял священнический сан, она первые годы супружества оставалась бездетной, очень тяжело переживала это (врачи ничего не обещали), и появление на свет в 1922 году первенца - Сергея восприняла как великое чудо, но при этом ей пришлось сделать трудный выбор. Рождение ребенка, по мнению врачей, грозило повлечь за собой новую вспышку туберкулеза, перенесенного ею в 1914-1915 гг., и болезнь могла оказаться смертельной. Н.Д., выяснив, что будущему ребенку ничего в этом случае не грозит, категорически отвергла аборт, сказав, что " жизнь за жизнь - это не так уж дорого " . И она дала жизнь еще четверым детям. С чувством благоговения и пристальным вниманием она относилась и к своим, и к чужим детям, записывала (особенно о первых трех) все, что казалось ей важным для понимания их внутренней жизни. Позднее, в 30-е годы, эти записи оформились в маленькие рассказы, которые писались " в стол " и впервые опубликованы лишь в 1997 году – в (14) журнала " Альфа и Омега " . Все действующие лица - реальные дети со своими подлинными именами: Никита - сын художника В.А.Фаворского, большого друга о.М.; Сережа, Маша, Лиза (Елочка),Дима и Николенька - дети Н.Д. и о.М. с разницей в возрасте 1,5 -2 - 3 года; Таня и Алеша - дети еще одного друга семьи - священника о.Сергия Сидорова. В конце 20-х гг. Н.Д. сотрудничала с издательством " Посредник " , переводила и писала для детей и юношества популярные книжки о путешественниках, изобретателях, ученых. Последняя ее книга, написанная вместе с М.В.Шиком, - о Фарадее - была издана трижды: в 1937 г. ( " Загадка магнита " ), в 1947 г. ( " Майкл Фарадей " ) и в 1968 г. ( " Повелитель молний " ). Затем Н.Д. довелось пережить арест мужа (1937 г.) и неизвестность о его судьбе, бытовые и моральные тяготы немецкой оккупации в городке Малоярославце (октябрь-декабрь 1941 г.) Кроме бомбежек, голода и холода (а семья Н.Д. в это время выросла до 12 человек, так как вокруг нее, кроме собственных детей, собрались родные и неродные старушки, бежавшие от московских бомбежек и малоярославецкой бесприютности), было и самое страшное - вызов в немецкую комендатуру и указание явиться с детьми (полуеврейской крови) 24 декабря.

http://zavet.ru/krohi/dt/shah/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010