896 . Τ πνδερε, νομερε μενσουρ τε – от лат. pondus, numems и mensura. После слова νομερε запятая не ставится, с учетом следующих двух слов. См. также стк. 898, 899. 896–899. В методическом отношении Михаил Пселл последователен: назвав свойства вещи (вес, объем, количество), он перечисляет в том же порядке условия, когда используется каждая из характеристик. 912 . Т ν ποθηκαρων, от лат. hypothecarius, а, um – ипотечный (кредитор). См. также стк. 770–771, 1039. Конечно, слово hypotheca -греческого происхождения, но оно послужило основой для латинских образований. 918 . В эксцерпте ex lege condicticius (контракты, касающиеся требования о возвращении чего-либо по закону) пропущено и предполагается слово contractus (муж. р.), согласующееся со словом condicticius. Юстиниановский термин actio conducticia заменил conductio indebiti. Cp. комментарий к стк. 113. 990 . κομβεντων. от лат. compendium, здесь использовано значение «компендий» – сокращенное изложение основ какой-либо науки. См. также стк. 997, 1002, 1003, 1007, 1015. 991 . Πουβλκα, от лат. publicus. Πριβτα, от лат. privatus. См. также стк. 992, 996, 998, 999, 1001, 1035. 993 . Κρτιστε – превосходная степень от κρατς – могучий. В таком случае перевод может вобрать значения «наилучший, превосходящий всех, самый могущественный». Однако сравнительная степень κρεττων означает и «более способный», в таком случае κρτιστε – способнейший, что в контексте энхиридия было бы более приемлемым. Λεγιτμαν, от лат. legitimus. ουρισγενταν, от лат. ius gentium. См. также стк. 995, 998, 1000, 1001, 1002. 1000 . Слово νμος употреблено в контексте в значении «обычай». 1005 . Слово ναγωγν следует переводить с учетом значения корня слова. См. также стк. 1042: προσωπικν δ’ ναγωγν. 1019 . В стк. 1019–1021 Михаил Пселл назвал лишь три основные части формулы (demostratio, intentio и condemnatio), пропустив третью (после intentio) – adiudicatio (присуждение). Δομιστρατωνι, от лат. demonstratio. 1020 . π ντετονος νκρτα, от лат. intentio incerta.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

церковными общинами, кроме И. Однако положение конгрегации в Ирландии оставалось прочным, укреплялись связи с Ард-Махой: в 990 г. на должность аббата Кенаннаса «с согласия мужей Ирландии и Шотландии» (a comurle fer n-Erenn & Alban) был избран аббат Ард-Махи Дуб Да Лете († 998). Его преемником в Кенаннасе стал Муредах, сын Крихана, занимавший также должность чтеца в Ард-Махе. Хорошие отношения с верховными правителями из рода Кланн Колман, а также с местными знатными родами (напр., И Ухтан, члены которого занимали руководящие должности в Кенаннасе) способствовали консолидации «общины Колумбы» в пределах Ирландии. Во 2-й пол. X в. упоминаются новые обители, вошедшие в конгрегацию: Мон-Колум (Moin Choluimb, ныне Мун, графство Килдэр) - в «Трехчастном Житии св. Патрикия», Скрин-Колум-Килле (ныне Скрин, графство Мит) - в анналах под 974 г., Сорд (ныне Сордс, графство Дублин) - в анналах под 994 г. Из грамот XI-XII вв., текст к-рых сохранился в «Книге из Келлса» (см. Book of Kells), известно о покровительстве правящих кругов Кенаннасу. В самой ранней грамоте (составлена между 1033 и 1049) утверждается, что верховный правитель («царь Темры») является родичем св. Колумбы и покровителем его церквей в землях Юж. И Нейлов (на этой территории находились Мон-Колум, Сорд и Скрин-Колум-Килле). В XI в. в Кенаннасе окончательно утверждается принцип наследственной передачи должности настоятеля, в т. ч. от отца к сыну (что свидетельствует о прекращении соблюдения целибата ). Неизвестно, все ли аббаты были посвящены в сан, или должность настоятеля могли занимать миряне. По наследству передавались и др. важные должности (священник - sacart, глава школы - fer léiginn). В грамоте, составленной между 1073 и 1087 гг., упоминается о наличии в Кенаннасе епископа, однако о существовании кафедры в последующий период нет сведений. Вероятно, руководящие должности давали право на пользование земельными владениями. Этим объясняются содержащиеся в грамотах сведения о торговых сделках, в к-рых участвовали руководители общины.

http://pravenc.ru/text/578330.html

Расскажи, друг, тогда и ты мне о более совершенных озарениях и покажи моим очам, какую сможешь увидеть, благолепную и более единовидную красоту. Ибо я уверен, что сказанным я раздую сокрытые в тебе искры божественного огня. 990 Боготворящим он называет его потому, что оно действует, вернее, даровано людям, от Бога; и потому, что христианская иерархия формирует и создает богов. 992 То есть играючи, неосторожно не делай божественное и тайное явным для всех непосвященных, обращая его в объект насмешек. 994 Заметь, что об уме говорится и применительно к Богу, – вопреки несторианам. «Освящение» – имеется в виду очищение, сообразное святости. 995 По мере сил самих постигающих и постигаемых умом сущностей; не по силе ведь Иисуса, ибо Он по силе как Бог беспределен. 997 Многими противоречиями называются, я думаю, многовидные попечения, связанные с плотскими желаниями, которые запрещает Господь, а единовидной и божественной жизнью – искание прежде всего царствия Божия и правды Его, что и Господь показал, сказав в молитве: «да будут едино» ( Ин.17:11, 22 ). А такое приданное душе качество он назвал священным состоянием, каковое в первую очередь приличествует освящаемым. 998 То есть искусным истолкованием слов и учений о Боге. Не для простого ведь слышания или произношения Речений – слова священных посвящений, но для уразумения заключенной в них мысли и для понимания того, что поется. Так ведь и живущие по Богу сначала сами посвящаются Ему, а потом таким же образом доставляют то же другим: совершенствуемые в свою очередь совершенствуют. 999 Заметь, что он и сейчас говорит о девяти чинах, которые назвал выше, в сочинении «О небесной иерархии». 1005 Чувственными символами являются разъясняемые далее таинства, как–то: крещение, или просвещение; собрание, или же таинство приобщения; и остальные. 1008 Следует заметить, что написанное им сочинение «О постигаемом умом и чувствами» у нас не обретается. 1010 Он говорит, что иерархия, как это представляет наше чтимое предание, есть то, что вселенски созерцается в предлежащих или подлежащих священных делах, говорится о них или же и совершается.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

988 . Muyldermans J. Evagriana. P. 1931. 38–44. пер.://Твор. 123–128. [По изд. Мюилдерманса]. 989 . Muyldermans J. Note Additionnelle à «Evagriana»//Muséon. 1931. 44. 369–383. 990 . Muyldermans J. Évagre le Pontique. Les «Capita cognoscitiva» dans les versions syriaque et arménienne//Muséon. 1934. 47. 73–106. Большое письмо к Мелании (CPG 2438) Текст Ч. I: 991 . Frankenberg W. Evagrius Ponticus 4 .862). Göttingen 1912. 610–619. [Сир. версия с обратным пер. на греч.]. Ч. II: 992 . Vitestam G. Seconde partie du traité qui passe sous le nom de «La grande lettre d’Évagre le Pontique à Mélanie l’Ancienne», publiée et traduite d’après le manuscript du British Museum Add. 17192. Lund 1964. (Scripta Minora Regiae Societatis Humaniorum Litterarum Lundensis. 1963–1964. 3). [Сир. текст и франц. пер.]. Переводы и комментарии 993 . Lantschoot A. van. Un opuscule inédit de Fr. C. Conybeare//Muséon. 1964. 77. 121–135. [Пер. «Письма к Мелании» с арм. на латынь. Пер., предисл. Ф. К. Конибер]. 994 . Parmentier М. Evagrius of Pontus’ «Letter to Melania»//Bijdragen 1985. 46. 2–38. of devotion, conversion, worship, spirituality, and asceticism/Ed. Ferguson E. Ν. Y. 1999. Исследования 995 . Bravo Garcia A. Sueno, ensuenos у demonios en Evagrio Pontico//Kolaios. 1995. 4. 457–477. [Онейрология Евагрия, особенно о роли сатаны в сновидениях и во время молитвы]. 996 . Bunge G. Origenismus-Gnostizismus. Zum geistgeschichtlichen Standort des Evagrios Pontikos//ViC. 1986. 40. 24–54. 997 . Clark E. A. New perspectives on the Origenist controversy: Human embodiment and ascetic strategies//ChHist. 1990. 59. 145–162. 998 . Clark E. A. The Origenist controversy: the cultural construction of an early Christian debate. Princeton, NJ 1992. Ettlinger G. H.//ThS. 1993. 54. 561–563. 999 . Esbroeck M. van. L’homélie de Pierre de Jérusalem et la fin de l’origénisme palestinien en 551//OCP 1985. 51. 33–59. [Истор. контекст осуждения Евагрия в VI в.; секта «исохристов», исповедовавшая евагрианскую форму оригенизма].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Отсюда слабость диэцезальной системы и развитие комитативы в ущерб викариату. Комиты суть доверенные лица императора. Уже в 316 году 988 они впервые являются нам под именем comites, qui per provincias constituti sunt или comites provinciarum 989 . При Константине они выступают в Испании, Африке 990 , Азии 991 и на востоке 992 . Главной их задачей было представление императору отчета о тех странах, где он не мог быть лично. Хотя они и являются чрезвычайными придворными послами, но имеют различный ранг: Октавиан – прежде corrector, Дионисий и Лоллиан – ex consularibus 993 , Акакий и Стратегий – viri clarissimi, т. е., сенаторы 994 . Напротив Тертуллиан – vir perfectissimus, т. е. всадник 995 . Хотя они по преимуществу принадлежали к всадникам и сенату, но главное для них было доверие императора. Назначались они преимущественно для провинций 996 , но уже тогда было два человека, назначенных для надзора над диэцезом. Это были Тивериан – сначала для Африки, затем для Испании, и Акакий – сначала для Македонии, затем для востока 997 . Comites provinciarum должны были осуществлять надзор за провинциальными начальниками, принимать, конкурируя в этом отношении с префектом претории, жалобы на их действия 998 и представлять их вместе со своим мнением на благоусмотрение императора 999 . Затем они являлись апелляционной инстанцией на суд провинциальных начальников, причем приговор их, как представителей императора (vice sacra judicant) не подлежал обжалованию. Только с 331 г. можно было на них апеллировать к императору 1000 . Этой судебной деятельности соответствует то, что законы гражданского 1001 и уголовного права 1002 направлялись к ним, представляя ответы на реляции комитов 1003 . Кроме того на них возлагались поручения особой важности. Вследствие сильных церковных смут во многих странах, особенно на востоке, было необходимо присутствие представителя императора с чрезвычайным авторитетом 1004 : они должны были заботиться о разрушении языческих капищ и культа 1005 , председательствовать на христианских соборах и вмешиваться в церковные распри 1006 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

949 Eth 15.120—138. 950 Eth 10.88—92 951 Eth 10.119—126. 952 Eth 10.132—143. 953 Eth 1.3.1—18. 954 Eth 1.3.19—27. 955 Eth 1.9.42—51. Св. Ириней Лионский пишет подобное о Марии, Новой Еве: «Как (Ева), преслушавшись, стала причиною смерти себе и всему человечеству, так Мария, имея предназначенного Ей мужа и, однако, Дева, послушавшись, стала причиною спасения себе и всему человечеству». Против ересей. 3.22.67—68. Однако, у св. Иринея нет богословия «ребра Адама». См. также: ук. соч. 4.33.11 и 5.19.1. 956 Eth 1.9.52—70. 957 Eth 2.2.64—73. 958 Eth 2.2.100—108. 959 Eth 2.2.109—114. 960 Eth 2.4.9—19. 961 Eth 2.5.8—21. 962 Eth 2.7.114—136. 963 Eth 2.7.144—157. 964 Eth 2.7.210—215. 965 Eth 1.10.11—13. 966 Eth 1.10.17—20. 967 О слове «существенно»: «Finalement Symeon ne veut pas affirmer autre chose que la verite et la realite de cette presence dans Iintime de notre etre par la grace». Даррузес, издатель Нравственных Слов. Т. II, стр. 252, прим. 1 968 Eth 1.10.39—46. 969 Eth 1.10.84—96. 970 Eth 1.10.81—83. 971 Eth 1.10.114—117. 972 Eth 1.10.140—147. 973 Eth 1.10.147—165. 974 Eth 1.10.166—171. 975 Eth 1.10.175—184. 976 Eth 1.10.185—187. 977 Eth 13.139—155. 978 Cat 22.77—79. 979 Cat 22.151—156. 980 Euch 2.265—269. 981 Euch 2.10—13. 982 Eth 1.6.3—6. 983 Eth 1.6.31—34. 984 Eth 1.6.136—144. См.: Часть II. Святая Евхаристия. Прим. 5. 985 Eth 1.6.154—173. 986 Eth 1.7.3—8. 987 Eth 1.7.11—15. 988 Eth 1.7.19—25. 989 Eth 1.8.1—23. 990 Eth 1.8.40—50. 991 Eth 1.8.51—64. 992 Eth 2.3.84—91. 993 Eth 2.7.33—37. 994 Сар 3.50. 995 Hymn 21.329—331. 996 Hymn 49.141—163. 997 См.: Часть II. Монашество и мир. Прим. 28. 998 Hymn 58.64—144. 999 Hymn 58.64—72 1000 Hymn 58.78—96. 1001 Hymn 58.118—138. 1002 Hymn 58.145—400. 1003 Hymn 58.160—162. 1004 Hymn 58.192—211. 1005 Hymn 58.262—279 1006 Hymn 58.287—290 1007 Hymn 58.303—309. 1008 Hymn 58.310—323 1009 Ер 3.121—124. 1010 Ер 3.125—157. 1011 Ер 3.158—167 1012 Ер 3.168—176. 1013 Ер 3.177—183. 1014 Ер 3.603—611. 1015 Ер 3.610—623. 1016 Ер 3.577—582. 1017 Ер 3.713—733.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

«Если ж умершие смертные память теряют в Аиде» 984 , – все равно и там буду помнить возлюбленную Гипатию. Страдание моего отечества обступило меня со всех сторон, и я едва сношу его: каждый день вижу я оружие врага, бойню, людей, зарезанных словно жертвенный скот 985 , дышу воздухом, отравленным смрадом гниющих тел, и сам ожидаю подобных страданий – на что надеяться, если воздух темен от теней плотоядных птиц? Но и такой я люблю свою землю. А как иначе, ведь я уроженец Ливии, здесь гробы моих отцов, и гробы не бесчестные. Только благодаря тебе, мне кажется, я мог бы отстраниться от своего отечества, переселиться [в Александрию], если бы удалось добиться освобождения [от беспредельной скорби происходящего дома]. 132 (10). Философу [Гипатии] 989 Тебя саму и через тебя твоих счастливейших друзей приветствую целованием – о, блаженная госпожа. Раньше я упрекнул бы тебя в том, что не удостоила меня письмом, ныне же знаю, что все вы пренебрегаете мной отнюдь не из-за моей несправедливости, а из-за множества обрушившихся на меня несчастий – столь многих, сколь это возможно для человека. Но если бы мы общались хотя бы в письмах, мое зло стало бы вдвое меньше в вашей благой судьбе – ведь дела ваши обстоят во всех отношениях лучше, и добрее живете вы божество 990 . Теперь же ко всем моим бедам еще и то, что лишился я не детей только 991 , но и друзей, и благорасположения всех, и – что важнее всего – божественнейшей твоей души, которая, надеялся я, одна останется мне верной, превозмогая и поношение от божества, и обуревание от судьбы. 133 (81). Философу [Гипатии] 992 Хотя и не всего смог лишить меня демон 993 , но желает отнять все, что может: «Сколько сынов у меня он младых и могучих похитил!» 994 . Однако ему не лишить меня моего выбора: наилучшее 995 и защита претерпевающих несправедливость; да не превозможет он нашей решимости! 996 Ненавижу несправедливость и, насколько это в моих силах, желаю препятствовать ей, но и это у меня отнято, и отнято еще прежде детей – в старину были храбры и Милетцы 997 . Да, это было: когда я был еще полезен друзьям, ты меня называла «чужим благом» 998 , поскольку я покрывал расходы других, расточая предоставлявшееся мне влиятельными людьми, которые были тогда моими руками. Теперь я покинут всеми [былыми благодетелями], – разве ты что- нибудь возможешь, ибо тебя вместе с добродетелью причисляю я к благу неприкосновенному 999 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

984 Греч.: τοις μη παρργως ακηκοσιν , буквально: «для тех, которые не поверхностно (лат. тщательно, внимательно) выслушали (поняли)». 985 Греч.: τοις μη παρργως ακηκοσιν , буквально: «для тех, которые не поверхностно (лат. тщательно, внимательно) выслушали (поняли)». 986 Т.е., порядок исследования, рассуждения; лат. Ant.: ordo disputationis. 987 Τ πρακτικ ν — способность действовать. 988 Иначе: практическим благоразумием; см. φρονησις . Ср. Aristotle De anima III, 10, 2. 989 Буквально: «было предпочтено». 990 По А. 2 здесь косвенная речь с подразумеваемым αν . «если бы он не был господином действий, то напрасно имел бы ( χοι αν ) способность обсуждения». 991 Очевидно, по Немесию, разум и свобода - понятия коррелятивные, из которых одно предполагает другое (ср. выше примеч. 3-е). Ср. Alex. Aphrod. De fato, cap. 14, p. 50 (по Domanski, S. 161); cp. Origenes De orat. 6. — Учение стоиков о связи воли с разумом см. у Ogereau Essai sur le systeme pbilos, des Stoiciens, p. 110; учение неоплатоников о том же: Ennead. VI, 8, 5; ср. Vacnerot Histoire critique de l " ecole d " Alexandrie, г. I, p. 561 sqq., t. III, p. 366. 992 Буквально: «выводится». 993 Добавлено в лат. пер. Ant. 994 Буквально с греч.: «но (создал его) самопроизвольным " … 995 Точнее: «и потому самому, что произошли». 996 Точнее: «в одном только отношении ( τροπον ), в отношении ( τον ) происхождения». Ср. Origenes De Principiis, II, 9. 997 В лат. Ant.: «которые вращаются вокруг земли». 998 Κατα σχσιν — по взаимоотношению. 999 Буквально: «будучи самопроизвольными». 1000 Точнее с греч.: «сделавшись созерцательными». 1001 У пер.: природы — ред. 1002 Буквально: «были бы вне (лат. далеки) всякого порока». 1003 См. лат. Ant.; по-греч. буквально: «порок происходит (возникает) у них по выбору». Подобным образом рассуждают об отрицательном нравственном значении выбора, как мы видели, Ioan. Pholopon, Василий Великий и др.: см. примеч. 4 на стр. 168; 4, стр. 172. 1004 Точнее с греч.: «пребывшие так (неизменно), сообразно изначальному происхождению» и т. д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

Единством своих двух составляющих, столь различающихся между собой, – видимого и невидимого – человек в некоторой степени есть микрокосм, редуцированный космос ( μικρς κσμος) 986 . У отцов время от времени встречаются отзвуки различных учений древности 987 . Поскольку они выражают общность человеческой природы и сотворенного мира, в них можно распознать отражение тезиса Стоя 988 . Однако, следуя за Филоном 989 , отцы отдают первенство микрокосму над макрокосмом 990 . Природа роднит человека со всем сущим. Таким образом, он призван во Христе соединить воедино все творение 991 . Об ответственности человека перед творением Иоанн Златоуст зачастую говорит скорее на языке семитизмов: «Вассал нуждается в монархе, а суверен в вассалах, как голова необходима ногам» 992 . Бог, работник и гончар мира 993 , в раю поручил Адаму возделывать землю 994 . Очищение мира и последующее обожествление Согласно библейской концепции согрешивший человек вовлекает мир в свой грех . Но праведники преуготовляют также глубокое обновление мира 995 . Об этом часто говорят отцы: «Из-за лукавства человека земля подверглась проклятию» 996 . «Но если творение много из-за нас страдало, – считает Иоанн Златоуст , – это не было тщетным, ибо через человека оно вновь обретет нетление» 997 . В этом состоит цель аскезы. Эта идея особенно дорога русским. По П. Флоренскому , например, идеал христианской аскезы не есть презрение к миру – но его радостное признание, которое ищет мира более богатого, поднимая его на высший план, до полноты преображенной жизни 998 . История мира В Библии Бог постигается не абстрактно, в своей вечной сущности, как это имеет место у Платона или Аристотеля, но в его сопричастности истории этого мира, превращенной в священную историю. Духовные писатели не старались разрешить сложные проблемы времени и вечности. Тем не менее эсхатологический характер христианства 999 предстает перед ними в форме, столь прекрасно выраженной Григорием Нисским : «Понять, как приходит тот, кто присутствует всегда» 1000 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Тварное разумное существо не может объять умом неограниченную природу (τν ριστον φσιν 989 ), поскольку между тварной и нетварной природой – «огромное и непреодолимое средостение» 990 ; одна ограничена, другая же границ не имеет 991 . Одна ограничена в размерах, по воле ее Творца, мера же второй – бесконечность 992 . Одна ограничена неким промежутком (интервалом, диастемой), заключена во времени и месте, вторая превышает всякое представление об интервале 993 . Жизнь одной имеет начало и конец 994 , другая же не имеет ни начала, ни конца, но вечна, а потому она – сама в себе, не связана ни с диастемой, ни с переходом от одного предмета к другому 995 . Стремиться познать неограниченного Бога и выразить Его каким-либо именем – все равно что пытаться охватить горстью целое море 996 ! И все же, несмотря на это непреодолимое различие между диастематической и адиастематической сущностями, мы можем неким образом познавать нетварного Бога из Его действий и творений, как Творца видимого нами мирз, не познавая, однако, «Его сущности» 997 . Подобным образом мы воспринимаем и движения небесных тел, и жизнь природы, не охватывая «сущности каждой отдельной вещи» 998 или ее принципа (ρχ 999 ). Имена, прилагаемые нами к Богу, в толковании Григория, выражают не Его неизъяснимую природу, а лишь Его действия по отношению к нам 1000 . Этим убеждением Григорий заявляет о явно разнящемся от Евномиева богословском методе. Если неоарианский богослов пытается говорить о Боге на основании имени, выражающем сущность, то Григорий склонен исходить из Божественного действия, о котором свидетельствуют Божии творения. Евномию этот метод также был известен 1001 , однако уже в своей первой Апологии он отмечает, что такой метод нс столь убедителен и решительно не самодостаточен: результаты Божественного действия, т.е. тварный мир, и вмешательства Бога в него, очевидно, не являются безначальными и бесконечными (ναρχον κα τελετητον), а потому таковым не является и Божие действие, создавшее их. Было бы ошибочным поэтому считать, заключает Евномий, – что сама Божественная сущность ограничена началом и концом 1002 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010