Глава I. Ранние годы 1914 год, начало войны. Мой старший брат Сергий отправился на фронт, а за ним втихомолку, пользуясь домашней суматохой, исчезает из дома брат Георгий, которому в то время исполнилось шесть лет. Бросились его искать и перед самым отходом на фронт военного эшелона обнаружили его в солдатском вагоне, куда забрался он, скрывшись в углу, чтобы вместе со старшим братом защищать любимое Отечество. В конце 1915 года покидает мой родной город Брест и отец с мамой и детьми, а было их у мамы 16 человек. Правда, многие из них умерли в детском возрасте, но все же к началу войны оставалось нас у мамы девять человек. Вся семья прибыла в город Елец, Орловской губернии. Недолго оставался папа в должности законоучителя женской гимназии в Ельце. Как русский патриот и он, вслед за старшим сыном, уходит в армию с назначением военным священником 8-го Финляндского стрелкового полка. По послужному списку папы знаю о полученных им на фронте отличиях: ордене св. Анны 3-й степени, св. Анны 2-й степени с мечами, св. Владимира 4-й степени с мечами и золотым Крестом на Георгиевской ленте, но никогда не слыхали мы из уст отца об этом периоде его жизни. Только за границей, в Соединенных Штатах Америки, после Второй Мировой войны услыхал я от полковника А.А. Гернгросс, сослуживца папы по армии, о мужестве и бесстрашии моего отца во время военных действий. Вижу перед собою высокую фигуру моего папы, его суровое лицо, строгого к своей семье, к детям и в то же время чрезмерно доброго и отзывчивого к чужим, особенно к нуждам сельских батюшек, постоянно обращавшихся к папе со своими душевными язвами и материальными нуждами. Необычайно скромный в личной жизни, папа воспринял жизнь как долг служения Богу и людям, Церкви и любимому Отечеству. Никогда не заикнувшийся в разговорах с детьми о своих предках, отец лишь в одном штрихе дал нам о них представление, рассказав о кончине своего родителя, нашего дедушки. Когда дедушка заболел, папа служил в Виленской губернии. Получив от своей матери извещение о предсмертном состоянии дедушки, папа поспешил прибыть к одру умирающего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Дрезден. Церковь Симеона Дивногорца. Церковь преподобного Симеона Дивногорца Проект с незначительными упрощениями был воспроизведён при строительстве церкви Тихвинской иконы Божией Матери (1885-1889) в селе Козлово близ Калуги Карта и ближайшие объекты Церковь преподобного Симеона Дивногорца (нем. Russisch-Orthodoxe Kirche des Heiligen Simeon vom wunderbaren Berge) — русская православная церковь в дрезденском районе «Южный пригород». Построена во второй половине XIX в. Приход насчитывает около 1000 прихожан русской, греческой, болгарской и других национальностей. Русская православная церковь была построена в Дрездене в 1872—1874 гг. архитекторами Карлом Вайсбахом и Гаральдом Юлиусом фон Боссе (российским подданным немецкого происхождения). Общая стоимость строительства оценивалась в 520 тысяч рейхсмарок. Примерно четверть этой суммы составили пожертвования, оставшиеся три четверти внёс статский советник Семён Викулин. В честь его святого покровителя преподобного Симеона Дивногорца церковь и получила своё название. Первым настоятелем был назначен Александр Розанов, прибывший в Дрезден из Петербурга. Уже через год на богослужении в новой церкви присутствовал российский император Александр II, о чём свидетельствует мемориальная доска на фасаде храма. Внутреннее убранство храма не было завершено из-за нехватки средств. Ценнейшие фрески на стенах выполнены Джеймсом Маршаллом. В этой церкви в 1863 г. был крещён родившийся в Дрездене П. А. Столыпин. Здесь же крестил свою дочь Любовь Фёдор Достоевский, живший в Дрездене с 1869 по 1871 г. Композитор С. В. Рахманинов, который также останавливался в Дрездене, сделал крупное пожертвование на устройство газового отопления церкви, которое до настоящего времени находится в рабочем состоянии. Прихожанами церкви некоторое время также являлись М. А. Бакунин и И. С. Тургенев. В период с 1914 по 1921 г. в связи с Первой мировой войной церковь была закрыта. Основанием для этого послужило опасение властей, что «поскольку проводимые на русском языке богослужения невозможно в достаточной мере проконтролировать, не известно, не проводятся ли они в антигерманском духе и за победу русского оружия» (из объяснения полицейского ведомства Дрездена от 30 марта 1915 г.).

http://sobory.ru/article/?object=10147

Екатеринбург. Кафедральный собор Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченский собор Карта и ближайшие объекты Екатеринбург. Иоанно-Предтеченский кафедральный собор на Ивановском кладбище. Заложен в 1846 году. С 1930 по 1938 год - кафедральный собор григорьевских архиереев. Церковь юридически не закрывалась. В 1943 году указом патриарха присвоен статус кафедрального собора (в Екатеринбурге властями были снесены практически все главные храмы, и функции кафедрального собора были переданы небольшому Иоанно-Предтеченскому храму). Иоанно-Предтеченская (Ивановская) церковь - одноэтажная каменная, с тремя приделами: срединным - св. Иоанна Предтечи северным - Святителя и Чудотворца Николая и южным - в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». Первоначально церковь была заложена как однопрестольная на средства екатеринбургского купца Е.А. Телегина 15 сентября 1846 г. и освящена епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сентября 1860 г. В 1886 г. с благословения епископа Екатеринбургского Нафанаила были заложены два пристроя с северной и южной стороны для двух приделов и двух подвальных под ними помещений, из которых одно предполагалось для склада церковного имущества, а другое «для сомнительных умерших». Левый Никольский придел был освящён 27 декабря 1886 г., правый, во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», был освящён 3 июня 1888 г. В 1915 г. с западной стороны к кладбищу была отведена дополнительная площадь для Братского кладбища (для погибших в войне 1914 г. и последующих годов). В 1925 г. произошел раскол староцерковного (Тихоновоского) направления на «Сергианское» и «Григорианское». Община Иоанно-Предтеченской церкви поддержала архиепископа Григория. Однако волею судеб в храме проводились службы не только григорианцев. В начале 1930 г. было принято решение о закрытии всех православных церквей Екатеринбурга, кроме Всехсвятской на Михайловском кладбище, оставленной обновленцам, и Иоанно-Предтеченской на Ивановском кладбище, оставленной староцерковникам, причем григорианцы занимали верхнюю часть церкви, а сергианцы были вынуждены занять левый подвал. Перед самой войной была закрыта и Всехсвятская церковь, после чего обновленцам пришлось разместиться в другом полуподвальном помещении Иоанно-Предтеченской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01225

Закрыть itemscope itemtype="" > Выполняя повеление Божией Матери Начался крестный ход вдоль линии фронта времен Первой мировой войны 20.09.2012 1374 В 1914 году двум разным людям явился святитель Иоасаф Белгородский, который передал повеление Божией Матери провести крестный ход с Её Песчанской иконой вдоль линии фронта. Повеление Богородицы не было выполнено. Вчера, 19 сентября, начался автобусный Крестный ход с иконами Божией Матери Песчанская (специально написанной для этого случая), а также Владимирская, Боголюбская, который пройдет примерно по тем местам, где шла линия фронта в октябре 1915 года, когда Песчанская и Владимирская иконы были в Ставке и был упущен исторический шанс победы в той страшной войне и недопущения дальнейших трагических событий русской истории. Общая протяженность маршрута 4,5 тыс. км. Крестный ход продлится 26 сентября. Об этом нам сообщила известная общественная деятельница Татьяна Боровикова, руководитель ВОО «Сообщество многодетных и приемных семей России «Много деток - хорошо!». Помимо этой общественной организации инициатором Крестного хода является МОД «За Веру Православную», которой руководит Павел Безукладичный. Эта организация получила известность благодаря проведению крестных ходов по территории Украины , Белоруссии и России по маршруту движения Великого князя Андрея Боголюбского из Вышгорода во Владимир. Крестный ход по линии фронта Первой мировой войны проводится при поддержке и по благословении Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московской Патриархии. «Задачей Крестного хода является отдание долга послушания Божией Матери, покаяние за грех долгого (98 лет) неисполнения воли Царицы Небесной, преодоление и недопущение новой смуты, войны и народных бедствий, молитва за возрождение Российской Империи, восстановление хозяйства страны и исторической справедливости», - сообщила нам Татьяна Боровикова. В Крестном ходе примут участие представители различных городов России, Украины и Беларуси. Основная команда - 8 человек. В предоставленном участникам акции автобусе 19 мест, поэтому они предлагают желающим присоединиться к ним на маршруте, проехать часть пути, организовать эстафетный Крестный ход от храма до храма по всей линии фронта. От Москвы участники Крестного хода проследуют в Псков, затем в Печоры, оттуда вдоль границы с Латвией в Беларусь, где через Браслав и Пинск проследуют на Украину. Здесь маршрут пройдет через Луцк - восточнее Тернополя - Каменец-Подольск, далее - в Одессу, откуда участники акции вернутся в Москву.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/20/vy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти русских воинов На Минском Братском военном кладбище открыт мемориал памяти воинов Первой мировой войны 24.08.2011 926 Время на чтение 11 минут Торжественно-траурная церемония открытия мемориала Братского кладбища с перезахоронением останков воинов Русской императорской армии, погибших в годы Первой мировой войны, прошла 14 августа 2011 года на Минском Братском военном кладбище 1914-1918 годов. В мероприятии участвовали Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, глава администрации Президента Белоруссии Владимир Макей, министр обороны Белоруссии генерал-лейтенант Юрий Жадобин, председатель Минского горисполкома Николай Ладутько, посол России в Белоруссии Александр Суриков, дипломатические представители стран-членов бывшей Антанты, представители белорусских и зарубежных общественных организаций. Три гроба с останками воинов Русской императорской армии были доставлены на бронетранспортере под государственным флагом Белоруссии и торжественно перезахоронены военнослужащими роты почетного караула Минобороны Белоруссии с участием военного оркестра. «Известных и неизвестных героев той войны едва не поглотил зыбкий песок истории, - сказал на церемонии глава администрации Президента Владимир Макей. - Возрождение Минского Братского военного кладбища - это не только символ духовного преображения общества но и дань благодарности тем, кто сложил голову в боях за родную землю». Война пришла в Белоруссию осенью 1915 года. Российско-германский фронт растянулся на 400 км. Здесь прошли крупнейшие сражения, жестокие и кровопролитные. В районе озера Нарочь кайзеровские войска впервые применили оружие массового поражения - удушающие газы. «Созданный по решению Президента Беларуси Александра Лукашенко мемориал в честь героев и жертв Первой мировой войны знаменует собой восстановление исторической справедливости. Он является свидетельством того, что мы, современные белорусы, - народ, который с уважением относится к своему прошлому и его героям, по-христиански чтит память тех, кто погиб при выполнении воинского долга», - подчеркнул Владимир Макей. Он отметил, что Белоруссия «миролюбивая страна. Наш народ не раз испытал ужас вражеских нашествий и всегда находил в себе силы для возрождения. Может быть, и поэтому мы особенно остро не приемлем насилие, грубое вмешательство в суверенные дела нашего государства».

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/25/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Три названия одного северного архипелага О вреде легенд и пользе фактов 26.01.2021 1316 Время на чтение 9 минут Статья адресована депутатам Законодательного собрания Красноярского края и лицам, причастным к обсуждению вопроса. Начало статьи см. здесь . Легенда про «Тайвай». Одна из известных легенд о первом наименовании Таймырского архипелага, ныне известного как «Северная Земля», гласит, что якобы первооткрыватели хотели назвать её «Тайвай», но царь якобы повелел назвать её своим именем - «Земля Императора Николая II », чем попрал законное право руководителя экспедиции Бориса Вилькицкого назвать новооткрытую землю по своему усмотрению. Легенда эта стара и имеет вполне логичное объяснение. Ведь многие участники экспедиции остались жить и трудиться в советской России. Естественно, у новой власти к ним возникал вопрос: как они допустили такое монархическое, контрреволюционное название? Тут и вспомнили легенду про «Тайвай». Легенда была удобной, она была подхвачена членами экспедиции, некоторые из них написали о ней в воспоминаниях, на которые любят ссылаться современные исследователи. Но обратите внимание, все эти свидетельства написаны в советское время в советской России. До революции в России, и после 1918 г. в эмиграции, писали совсем друое. Так, например, сам Евгенов, многажды цитируемый в этой статье, написал в советское время (он скончался в 1964 г., хотя книга была издана только в 2012-м): «Между собой моряки экспедиции полушутливо называли открытую ими землю по имени начальных слогов своих судов - «Тайвай» (Евгенов Н. Купецкий В. Экспедиция века. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910–1915 годах. СПб: РГМАиА, 2012. С.195). А в 1914 году он же писал: «Заказаны также меню с полярными названиями блюд и ленточки с надписями «Тай-Вай», т.к. так называют нашу экспедицию (Таймыр – Вайгач)» (письмо Н. Евгенова родным из Владивостока от 20.05.2014) . Таким образом, из этого следует, что участники экспедиции называли «Тайвай» саму экспедицию, а вовсе не новооткрытые земли.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/26/tr...

Закрыть «Граф Келлер, витязь русской славы…» 25.10.2019 741 Время на чтение 12 минут Источник: Одна Родина Хорошие слова были в статуте 1769 года об ордене Святого Георгия! «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны, не дают право быть пожалованным сим орденом: но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком, или подали мудрые, и для Нашей воинской службы полезные советы... Сей орден никогда не снимать: ибо заслугами оный приобретается». Это мы и видим и на портретах знаменитых георгиевских кавалеров, и, в частности, на живописном портрете графа Келлера, который был награжден Орденом св. Георгия 4-й (1914) и 3-й (1915) степеней и Георгиевским оружием (1916). Фёдор Артурович Келлер – военачальник Российской императорской армии, генерал от кавалерии, «первая шашка России», командир 2-го Восточно-Сибирского армейского корпуса в Маньчжурии, прославившийся не только отвагой во время Первой мировой войны. Он был одним из двух генералов, командующих корпусами Императорской армии, оставшихся верными присяге, открыто высказался в телеграмме на запрос генерала Алексеева против отречения государя Николая II. Портрет графа Федора Артуровича Келлера (1857 – 1918) Собрав представителей от каждой сотни и эскадрона вверенных ему частей, генерал сказал им: «Я получил депешу об отречении Государя и о каком-то временном правительстве. Я, ваш старый командир, деливший с вами и лишения, и горести, и радости, не верю, чтобы Государь Император в такой момент мог добровольно бросить на гибель армию и Россию. Вот телеграмма, которую я послал Царю (цитирую по памяти): “3-й конный корпус не верит, что Ты, Государь, добровольно отрекся от Престола. Прикажи, Царь, придем и защитим Тебя”». А. Г. Шкуро вспоминал: “Ура, ура! – закричали драгуны, казаки, гусары. – Поддержим все, не дадим в обиду Императора! – Подъём был колоссальный. Все хотели спешить на выручку пленённого, как нам казалось, Государя”».

http://ruskline.ru/opp/2019/10/25/graf_k...

Июня 14 (27) Священномученик Николай (Виноградов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Николай родился в 1871 году в селе Архангельском Звенигородского уезда Московской губернии в семье диакона Константина Виноградова. Предки Николая Константиновича Виноградова на протяжении более ста лет служили в приходе церкви Архангела Михаила села Архангельского. Его дед, Андрей Николаевич Виноградов, происходил из семьи дьячка. В 1832 году он окончил курс Московской Духовной семинарии и в апреле 1833 года по указу святителя Филарета получил место диакона в этом храме. В семействе Андрея Николаевича и его жены Анны Яковлевны было семеро детей: четыре сына и три дочери, в их числе сын Константин, родившийся в 1846 году. Диакон Константин Виноградов скончался в 1894 году в возрасте сорока восьми лет от туберкулеза. Начальное образование Николай Константинович получил в училище при Московском Синодальном хоре. Здесь он проучился четыре года и в 1888 году поступил в Московскую Духовную семинарию, но вскоре перешел в Вифанскую семинарию, которую окончил в 1894 году. После окончания семинарии Николай Константинович Виноградов женился на дочери диакона Феодора Покровского – Надежде, и 1 ноября 1894 года в соответствии с указом митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) он был рукоположен в сан священника к церкви Михаила Архангела в родном селе. С самого начала своего служения отец Николай проявил себя как деятельный пастырь. В 1897 году он был удостоен медали за труд по проведению первой всеобщей переписи населения. В 1902–1906 годах он был награжден «за отлично усердное служение» набедренником и скуфьей, в 1913 году – камилавкой. Начиная с 1910 года отец Николай состоял членом благочиннического совета. В январе 1915 года он был назначен помощником благочинного; в мае 1916 года награжден наперсным крестом. На средства прихода содержались деревянные часовни в деревнях Захаркове, Воронках и Раздорах. Большое внимание настоятель уделял церковному образованию и воспитанию молодежи. В декабре 1894 года он был назначен законоучителем архангельской четырехгодичной земской школы, в которой обучалось более ста крестьянских детей. В 1914 году отец Николай преподавал Закон Божий в земской школе в деревне Гальево.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 6.08.1873, Тамбовская губ.- 22.05.1965, США), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей . Род. в семье приходского священника. По окончании Тамбовской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1897 г. со степенью канд. богословия. В 1898 г. принял постриг, рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. С 1900 г. инспектор Вифанской ДС, с 1901 г. ректор Московской ДС, архимандрит. Анастасий (Грибановский), митр. Восточноамериканский Анастасий (Грибановский), митр. Восточноамериканский 29 июня 1906 г. А. был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. 14 мая 1914 г. переведен на самостоятельную Холмскую и Люблинскую кафедру, 10 дек. 1915 г.- на Кишинёвскую и Хотинскую кафедру, с 6 мая 1916 г. архиепископ. В годы первой мировой войны А. свой дом отдал под лазарет для раненых, многократно выезжал на фронт, совершал молебны и панихиды на позициях, патриотические проповеди А. отличались искренним вдохновением и красноречием. Главной целью войны для России считал присоединение Галицкой и Карпатской Руси. Участвовал в работе Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. , возглавлял на Соборе отдел церковного имущества и хозяйства. Поддержал предложение о восстановлении Патриаршества в России. В 1-м туре голосования за кандидатов на Патриарший Престол А. получил 13 голосов, став 6-м по числу набранных голосов. После избрания Патриарха А. как знаток древних уставов возглавил соборную комиссию, выработавшую чин интронизации Первосвятителя. Избран членом Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета РПЦ. После захвата в 1918 г. румын. войсками Бессарабии Свящ. Синод Румынской Православной Церкви без согласия Московской Патриархии распространил свою власть на Кишинёвскую епархию. Отказавшись от предложения румын. церковной власти войти в румын. Синод, А. в 1919 г. удалился в К-поль, пребывал там в Галате , в подворье рус.

http://pravenc.ru/text/114840.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Александрович Смирнов (26.09.1870, Норский посад Ярославского у. и губ.- 26.06.1940, Усть-Каменогорск, Казахстан), сщмч. (пам. 13 июня - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи священника. В 1891 г. окончил Ярославскую ДС. Работал преподавателем в уч-ще при Норской мануфактуре, организовал там хор. В 1894 г. рукоположен во иерея к церкви с. Пестова Ярославского у. Заведовал Пестовской второклассной школой, а также состоял в ней законоучителем. При нем эта школа стала одной из образцовых в Ярославской епархии, имела кузнечно-слесарные мастерские. В 1898 г. Д. за безвозмездные труды по устройству здания для школы было преподано архипастырское благословение. В 1902 г. переведен на место умершего отца в Троицкую ц. Норского посада. В 1902-1914 гг. был настоятелем этой церкви, организовал при ней в 1904 г. церковноприходское братство. Одновременно являлся заведующим Куриловской церковноприходской школой, законоучителем в Норском уч-ще, духовным следователем. Был депутатом съездов духовенства. В 1911 г. за особые труды по должности духовного следователя награжден золотым наперсным крестом. В 1913 г. Д. завершил начатое отцом строительство Никольской ц. в дер. Курилово, к-рая стала приписной к Троицкой ц. В 1915-1930 гг. Д. в сане протоиерея служил настоятелем Крестовоздвиженской ц. в Ярославле. Не позднее 1918 г. стал личным секретарем митр. Ярославского сщмч. Агафангела (Преображенского) и оставался им до смерти владыки в 1928 г. Д. подвергался арестам при крупных антицерковных кампаниях. 22 мая 1922 г. арестован во время изъятия церковных ценностей , осужден, приговорен к 3 годам лишения свободы, заключен в ярославскую тюрьму в Коровниках. В том же году по амнистии срок был сокращен наполовину. 13 июля 1927 г., в год ареста Романовского еп. сщмч. Вениамина (Воскресенского) , повторно арестован по обвинению в «распространении в частных беседах, на собраниях и с церковного амвона провокационных слухов в связи с китайской революцией и разрывом дипломатических отношений с Англией». На допросе Д. отвечал, что всегда держался в рамках обязанностей чиновника канцелярии архиерея, не совершая антисоветских действий. Через месяц «за недостаточностью компрометирующего материала» освобожден.

http://pravenc.ru/text/178071.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010