Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Алексей Липецкий Липецкий (настоящая фамилия Каменский) Алексей Владимирович (1887–1942) – поэт, прозаик. В 1910 году в «Новом журнале для всех» появилось стихотворение Алексея Липецкого «В монастыре», ставшее его поэтическим дебютом. Псевдоним выбрал после знакомства в родном Липецке с автором скандальных эротических рассказов Анатолием Каменским, иначе в Серебряном веке было бы сразу три Каменских – Анатолий, Василий и Алексей. Эротизм Каменского1 ему был так же чужд, как футуризм Каменского2, поэтому предпочел остаться провинциальным поэтом Липецким. Ближе всех он считал для себя крестьянских поэтов, но они не приняли «чужака». Сергей Есенин в письме к А.В. Ширяевцу от 21 января 1915 года назвал его имя рядом с ранним Сергеем Клычковым и Александром Рославлевым, правда, заметив при этом: «…есть у них красивые подделки… но это все не то». Так что пришлось ему волей-неволей оставаться самим собой – не совсем крестьянским и не совсем богемным, а попросту «дворняжкой», каких и в ту пору существовало немало среди самых породистых чистокровных литературных бульдогов, легавых, пуделей. «С началом Первой мировой войны, – отмечается в современном исследовании, – у Липецкого, как и у многих других писателей его поколения, возникло достигшее экстатической напряженности ощущение, что Россия, „простором с пустыней небесною споря», достигнет преображения в духовно-телесном усилии одоления врага („В горне испытаний страдой всенародной//Скует себе счастье несчастная Русь»). Эти мотивы получили развитие в сборнике его рассказов „Воля к жизни» (Пгр.,1915)». Стихи Липецкого этого периода близки к поэтической патриотике Аполлона Коринфского, Николая Клюева, Сергея Есенина и являются одними из лучших в его поэтическом наследии. Они публиковались в журнале «Русский Паломник», в котором уже в сентябре 1914 года появилась постоянная рубрика – «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА». В 1916 году Алексей Липецкий вернулся из Петрограда в родной Липецк, где и пережил революционное лихолетье, сравнив его с эпидемией тифа, охватившей всю Россию: «Кошмарами изнеможденная,//По грудь стоящая в гробу,//Как гнев Господень, осужденная,//Ты вынесешь ли хворобу?» В 1920 году в Липецке тиражом сто экземпляров вышел его поэтический сборник «Тишина. Стихи. 1908–1920», но стихи последующих двух десятилетий остаются неопубликованными. Как в ранних, так и в поздних его стихах религиозные мотивы неотделимы от крестьянских, а «Молитва» («Боже, спаси мою родину милую») – одна из первых молитв о России, созданных в 1917–1920х годах. У чудотворной иконы

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Сергей Есенин Есенин Сергей Александрович (1895–1925) – поэт, прозаик. Окончил Константиновское земское четырехгодичное училище (1909), Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу (1912), приступил к занятиям на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского (1913). Стихотворение «Береза» в журнале «Мирок» (1914, январь) – его поэтический дебют. «Факт появления Есенина был осуществлением долгожданного чуда», – писал Сергей Городецкий о своем первом знакомстве в 1915 году с девятнадцатилетним Сергеем Есениным. Этого чуда действительно ждали долго. Предтечей есенинской «Радуницы» в XX веке была «Ярь» самого Сергея Городецкого, «Сосен перезвон» Николая Клюева, заставившие говорить о «провозвестнике новой силы». Поэты и прозаики «новокрестьянской школы» Сергей Клычков, Пимен Карпов тоже оказались его предтечами. Со временем уже не Есенин будет входить в круг «крестьянских поэтов», а они составят ближайшее есенинское окружение, получат известность благодаря Есенину. Но и вырезаны будут под корень, чтобы не осталось никаких побегов для возрождения после всеобщей и полной маяковизации поэзии. Александра Ганина расстреляют в марте 1925 года, незадолго до гибели Есенина, Николая Клюева – в 1934м, Сергея Клычкова, Ивана Приблудного, Василия Наседкина, Петра Орешина, Павла Васильева – в 1937м. Один из идеологов Пролеткульта, Георгий Устинов, будто накаркал в 1922 году: «Чуют ли поэты свою гибель? Конечно. Ушла в прошлое дедовская Русь, и, вместе с нею, с меланхолической песней отходят и ее поэты». «По мне Пролеткульт не заплачет.//И Смольный не сварит кутью», – меланхолически вздыхает Николай Клюев. И Есенин, самый одаренный поэт переходящей эпохи и самый неисправимый психобандит, вторит своему собрату: «Я последний поэт деревни…» Но ведь уничтожалась не просто крестьянская а именно христианская Русь. Есенин в своих первых журнальных публикациях 1915 года и в «Радунице» 1916 года предстал невиданным до того времени чудом народного религиозного поэта. Это были уже не просто отдельные религиозные мотивы и темы, как у Алексея Кольцова или же Ивана Никитина, а новая молитвенная поэтика:

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление От издателей Автор книги «Евангельские блаженства» Аркадий Дмитриевич Троицкий родился 1 ⁄ 14 октября 1873 года. В 1898 году он окончил Киевскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Преподавал в Киевской Духовной семинарии на кафедре «Священного Писания». С 1911 по 1917 год издавал журнал «Проповеднический листок и пастырское чтение». К величайшему сожалению, нам не удалось найти сведений о том, как сложилась жизнь Аркадия Дмитриевича Троицкого после революции. «Евангельские блаженства» были напечатаны в журнале «Проповеднический листок» за 1914 год и в этом же году вышли отдельной книгой. На нее было получено много благодарных отзывов читателей. Вот некоторые из них: «Недаром Православная Церковь за литургией поет заповеди блаженства, это христианское десятисловие, полный кодекс христианской нравственности… Книга г. Троицкого представляет собой редкое соединение основательности мысли с душевностью, сердечностью. Ее с одинаковым интересом прочтет и знаток Библии, и простой небезрелигиозный человек. Это действительно всестороннее изъяснение Христовых заповедей блаженства. Каждой заповеди посвящена отдельная глава, в которой приведено сопоставление ее с ветхозаветным учением, апостольское понимание высоких заповедей Христовых; мнения позднейших толкователей, преимущественно святых отцов, а в примечаниях, видимо для избранных читателей, уже настоящая научная экзегетика 1 , с постоянными филологическими справками в греческом и еврейском языках. В русской литературе сейчас нет лучшего пособия к изъяснению заповедей блаженств. К этому надо прибавить, что книга написана с глубоким религиозным одушевлением, красивым, но самым общепонятным языком. Являясь незаменимым пособием для преподавателей Закона Божия, Священной истории и Евангелия, книга могла бы дать ряд увлекательных чтений для самой разнообразной аудитории» (Журнал «Христианин», 1915 год, март). «Такая книга давно была необходима» (Журнал «Смоленские Епархиальные Ведомости», 1915 год, ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 14 (27) июля Священноисповедник Николай Порецкий Священноисповедник Николай родился 8 марта 1865 года в селе Поречье Калязинского уезда Тверской губернии в с емье псаломщика Андрея Павловича Порецкого. В 1879 году он окончил Кашинское духовное училище, в 1885м – Вифанскую духовную семинарию. 6 февраля 1886 года Николай был назначен псаломщиком в Параскевинскую церковь в Охотном ряду в Москве. В 1888 году он женился на выпускнице московского епархи­ального Филаретовского училища Любови, дочери священника Димитрия Максимовича Зверева, служившего в храме Влахернской иконы Божией Матери в селе Кузьминки Московского уезда ] .  24 июня 1888 года был рукоположен во священника к этому хра­му, на место тестя. С 1894 по 1896 год отец Николай был наблюда­телем церковно-приходских школ. В 1897 году он был избран постоянным членом Московского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского братства, с 1902 по 1909 год был заведу­ющим Николо-Перервинской школой и с 1903 по 1915 год – наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты. В 1906 году отец Николай был избран товарищем председателя Московского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского братства, в 1908 году на епархиальном съезде благочинных он был избран членом правления Перервинского духовного учили­ща, в 1913 году уездный съезд духовенства избрал его членом Мо­сковского училищного совета и депутатом в Московское уездное земское собрание. В том же году он прослушал миссионерские курсы в Москве, организованные протоиереем Иоанном Восторговым. С 1914 года отец Николай состоял членом Московской уездной комиссии Комитета великой княгини Елизаветы Федо­ровны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на службу во время войны. В 1915–1916 годах он вел религиозные беседы и исполнял требы для пяти рот запасного полка. За свою деятель­ность по реставрации храма, просветительскую, педагогическую и в особенности пастырскую он был неоднократно награждаем. В 1900 году ему прихожанами в соответствии с благословением епархиального начальства был подарен золотой наперсный крест с украшениями, в 1908 году он был награжден наперсным крестом Святейшим Синодом; в 1916 году он был возведен в сан прото­иерея и в том же году за свою активную деятельность на церковно-школьном поприще снова был награжден наперсным крестом, а через некоторое время – митрой.

http://fond.ru/kalendar/553/nikolay/

Сост. А.Н.Стрижев Зоя Пестова Поездка в Саров Любящим Бога все содействует ко благу! (Рим. 8 :28) Записки эти завещаю дочери Наташе и внучке Кате Углич, лето 1915 года Мне было 16 лет, когда я решила, что мне необходимо ехать в Саров, побывать у старца и определить свой дальнейший жизненный путь. Через полтора года я должна была кончить гимназию. Отец и мама внушали, что необходимо учиться дальше и получить высшее образование, чтобы быть самостоятельной, ни от кого не зависимой и богатой душой и карманом. Но куда идти учиться? По всем предметам 5, я первая ученица в классе, а особого таланта нет. «Специальность – как брак, – говорит папа, – сама выбирай, чтобы потом ни на кого не пенять. Жизненные ошибки даром не проходят». Отец был доктором, и на эту специальность идти он не советовал. «Мне жаль твоей душевной чистоты: ведь медики все развратники... Да при твоем слабом здоровье да жалостливом сердце ты каждого покойника будешь оплакивать! Добрые дела делать можно везде, надо крепкие нервы иметь, а ты людей жалеешь!..» Отец меня очень любил, знал, понимал, поддерживал во мне все хорошие начинания, давая денег на бедных и выполняя мои просьбы кого-либо посетить из больных или положить в больницу. Я «обожала» отца, прощая ему все, – все его ошибки, заблуждения. Так могут любить только дети – все прощать! От мамы я была далека, но ее самостоятельность (у нее был зубной кабинет), ее независимость мне нравились. В те годы (начало XX столетия) «свободолюбивые женщины» уже входили в моду. Отец с матерью были в фактическом разводе, но семья еще как-то сохранялась. Связующим звеном были дети и невозможность развода. Отец явно тяготился семьей и ждал, чтобы поскорее подросли дети. Ждали и революции. Шла 1-я мировая война (1914–1918 гг.). Надвигались политические события, общество было «за» и «против», и мы, гимназистки, уже «судили и рядили» о войне и событиях в стране. В 15 лет я хотела быть убежденной православной христианкой. Это шло вразрез с мировоззрением моих родителей и окружающего меня общества, интеллигенции захолустного города. Тогда, в 1915 году, верующими считались все, но я не помню ни одной семьи, где Евангелие воспринималось бы как основа жизни. Семейными неприятностями я была измучена и только в храме соседнего женского монастыря перед иконой преподобного Серафима Саровского находила утешение в моей недетской скорби. Никто так не страдает от ссор родителей, как дети!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Февраля 6 (19) Священномученик Василий (Надеждин) Составитель И. И. Ковалева Священномученик Василий родился 12 января 1895 года в Москве в семье служащего Дворцового управления Федора Алексеевича Надеждина и его супруги Софии Павловны и был во святом крещении наречен Василием в честь святителя Василия Великого . У Федора Алексеевича было три мальчика и три девочки, Василий был пятым ребенком в семье. По семейному преданию, как-то отрок Василий проводил до дома старого больного священника, который, благословив мальчика иконой святителя Николая, предсказал ему, что он станет священником, что впоследствии и сбылось. Примером веры и благочестия для отрока Василия были родители, со всей полнотой ответственности относившиеся к христианскому воспитанию своих детей. Федор Алексеевич Надеждин, уже в преклонных летах, писал своей невестке Елене Сергеевне Надеждиной: «В старину я слышал изречение: «Дети – благословение Божие». Оглядываясь на прожитое мною долголетие и припоминая виденное мною в течение этого долголетия, конечно, я непререкаемо убедился в великой правде этого изречения. И меня лично не раз спасало от многих житейских искривлений сознание о моем долге и обязанностях перед детьми, в чем и видел благословение Божие». Федор Алексеевич многие годы был старостой Покровской церкви, находившейся в Большом Левшинском переулке. Так судил о нем Господь, что кончина его последовала 14 октября 1935 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 1910 году, по окончании Заиконоспасского Духовного училища, Василий Надеждин поступил в Московскую Духовную семинарию. С четырнадцати лет он пел в церковном хоре Покровского храма, а впоследствии и регентовал, организовав хор из прихожан. Большое участие в жизни Василия принимал его родственник по отцу архиепископ Анастасий (Грибановский) . В мае 1914 года Владыка Анастасий получил назначение на Холмскую кафедру. По его приглашению летом того же года Василий посетил Холм; май 1915 года он также провел в Холмской епархии. Вместе с владыкой Анастасием он ездил в Леснинский Богородицкий монастырь. Несколько дней в мае 1915 года Василий Федорович прожил в Яблочинском Онуфриевском мужском монастыре. Делясь с родителями своими путевыми впечатлениями, он писал: «Я теперь очень сблизился и подружился с архимандритом Сергием 5 … Мы с ним не расставались, ходили пешком в их Белозерский скит, и я пришел в восторг, когда увидел Белое озеро… переплыли его на лодке…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бийск. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм во имя Сретения Господня освящен 8 сентября 1916 г. Церковь во имя праздника Сретения Господня стала вторым храмом в заречной части Бийска. Деревянный, крестообразный в плане, с одноярусной колокольней и центральным куполом, храм был возведен по улице Трубецкой, ныне Андреевской, между Центральным и Уральским переулками. Стены снаружи имели деревянную обшивку, окрашенную зеленой краской. Начало Сретенской церкви было положено 2 марта 1914 г. Именно тогда состоялось общее собрание прихожан Градо-Бийской Покровской Заречной церкви, в ходе которого выяснилась «назревшая потребность для населения Заречной части» в постройке второго храма, так как численность этой части города быстро увеличивалась за счет переселенцев из губерний европейской части России и доходила до 7000 человек. Общее собрание прихожан постановило возвести новый каменный храм во имя Сретения Господня и поручить причту и старосте Покровской церкви выступить с ходатайством в адрес Бийского городского общественного управления и городского головы о безвозмездном отведении участка размером в 900 кв. саж. на площади, напротив квартала 49, близ мельницы Ф.П. Дворникова. Данное Отношение 17 апреля 1914 г. было рассмотрено на заседании Бийской городской думы, которая единогласно постановила удовлетворить просьбу, о чем подробно сообщается в принятом думой Постановлении 36. Этот документ, а также выкопировка из Плана г. Бийска и сопроводительное письмо от имени Бийского городского головы вскоре были направлены на рассмотрение и утверждение Томскому губернатору. Более года шла переписка по уточнению границ отвода места под строительство храма для внесения в связи с этим обстоятельством поправок в существующий генеральный план г. Бийска. Строительное отделение Томского губернского управления за подписью исполняющего дела губернского инженера направило в Бийскую городскую управу документ за 186 от 24 февраля 1915 г., в котором говорилось следующее: «…препровождая при этом выкопировку из плана заречной части г.

http://sobory.ru/article/?object=57884

Василий (Богдашевский Димитрий), архп.Каневский Родился 19 октября 1861 года С года поступления в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1886 году со степенью кандидата богословия, вплоть до рукоположения во епископа, вся жизнь его протекла в стенах родной академии. По окончании курса академии в 1887 году был назначен исправляющим должность доцента той же академии В 1890 году был утвержден в должности доцента и получил степень магистра богословия В 1902 году назначен экстраординарным профессором той же академии по кафедре Нового Завета. В 1904 году утвержден в степени доктора богословия за труд «Послание св. Апостола Павла к Ефесянам” В 1905 году назначен сверхштатным ординарным профессором, а с 1907 года – штатным ординарным профессором. В 1909 году назначен инспектором Киевской духовной академии. В 191O году рукоположен в сан иерея, а вскоре был возведен в сан протоиерея. В 1912 году – заслуженный ординарный профессор. В 1913 году, будучи заслуженным ординарным профессором, принимает монашество и возводится в сан архимандрита. С 29 июля 1914 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киевско-Братского Богоявленского монастыря. 6 авг.1914 года хиротонисан в г. Киеве во епископа Каневского, первого викария Киевской епархии. В этом же году почетный член Московской духовной академии. В 1915 году – почетный член Петроградской и Казанской ду­ховных академий. В 1925 году возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Скончался 25 февраля 1933 года в Киеве. Архиепископ Василий был известный и выдающийся богослов и духовный писатель, много его статей и заметок помещены в «Трудах Киевской Духовной Академии» и в других богословских журналах. По личным качествам он был кроткий и всем доступный, глубоко верующий. В дни «лихолетия» в Киеве был столпом Православия, своими убедительными и всем доступными проповедями ограждал Св. Церковь от «волков в овечьей шкуре» – обновленцев, липковцев и прочих раскольников. Труды: По философии. «Об источниках к изучению философии Сократа».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Глава 11 10.09.2012 502 Время на чтение 32 минут Главы 1-2; Главы 3-4; Главы 5-6 Главы 7-8; Главы 9-10 Глава одиннадцатая Июль и август 1915 г. - Настроение Императрицы Александры Феодоровны. - Твердость Государя в перемене курса. - Отношение общества к новым министрам. - Молебны 8 июля. - Годовщина войны, приказ Государя. - Открытие Государственной Думы. - Назначение комиссии для расследования непорядков по снабжению армии - День 30-го июля, производство гардемарин. - Назначение Наследника шефом Новочеркасского казачьего военного училища - Государственная Дума в начале августа. - Доклад генерала Джунковского о Распутине и его последствия. - Неблагополучие на фронте и мнение о нем Поливанова. - Паническое настроение генерала Алексеева. - Отступление. - Хаос в тылу. - Нарекания на Янушкевича и Николая Николаевича - Настроение в Государственной Думе - Слухи о регентах. - Интриги против Их Величеств. - Женская вражда. - Царица борется за мужа и за Наследника. - Отношение к интригам Государя. - Решение Государя заменить собою Вел. Кн. Николая Николаевича. - Отправка Поливанова с письмом к Великому Кн. - Отправка графа Шереметева с письмом к Воронцову-Дашкову. - Отношение Думы, правительства и общества к намерению Государя. - Ходатайство о непринятии командования. - Твердость Государя. - Увольнение Джунковского от должностей. - Пресса и Распутин. - Ответ графа Воронцова-Дашкова - Перемены в Ставке. - Заседание Совета Министров в Высочайшем присутствии 20-го августа. - В Охранном Отделении. - У информатора - Государь у Императрицы-Матери - Несогласия в Совете министров. - Коллективное письмо восьми министров к Государю - Открытие Государем Особых Совещаний 22-го августа. - Отъезд Государя в Ставку. - Опала князя Орлова. - В поезде. Императрице Александре Федоровне нездоровилось. Она очень нервничала. Она была против только что совершившейся поездки Государя в Ставку, против всего того, что сделал там Государь, против нового политического курса, против новых министров. Назначение Самарина и Щербатова доводило Царицу до слез. Верившая в Распутина, как в Бога, Царица считала с его слов, что все, что было сделано в Ставке - все от дьявола. Весь новый курс и новые назначения придуманы, чтобы повредить «старцу» и прока из них не будет.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/11/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Глава 12 11.09.2012 516 Время на чтение 24 минут Книга I. Главы 1-2; Главы 3-4; Главы 5-6 Главы 7-8; Главы 9-10; Глава 11 Август и сентябрь 1915-го года. - Г. Могилев на Днепре и его власти. - Приезд Государя 23-го августа. Приказ о вступлении в командование. - Сплетни. - Первый день. - Отъезд В. Кн. Николая Николаевича. - После отъезда. - Письмо Государя. - Расквартирование в губернаторском доме. - Порядок жизни. - Начальник Штаба генерал Алексеев. - Генерал-квартирмейстер Пустовойтенко. - Генерал Борисов. - Приезд В. Кн. Бориса Владимировича. - Визит Царицы Александры Федоровны В. Кн. Марии Павловне. - Приезд других Великих Князей. - Брат Государя. - Дикая дивизия и ее подвиги. - Приезд В. Кн. Кирилла Владимировича, Георгия Михайловича и Димитрия Павловича. - Министерский кризис. - Прогрессивный Блок и роспуск Гос. Думы. Царица и премьер Горемыкин. - Приезд Горемыкина в Могилев. - Роспуск Госуд. Думы. - Несогласия среди министров. Заседание Совета министров в Царской Ставке 16-го сентября. - Впечатление в Армии от перемены главного командования. - Перемена положения на фронте. Вильно-Молодеченская операция. - Возвращение Государя 23-го сентября в Царское Село. - Предсказание Распутина. Могилев губернский (47.591 жителей по переписи 1897 г.) раскинулся на высоком берегу Днепра в 734 верстах от Петербурга и в 563 от Москвы . На самом возвышенном его пункте, над рекой, белеет губернаторский дом и здания присутственных мест. Около дома сад. А невдалеке, над самым откосом городской общественный садик, из которого открывается прелестный вид на реку и Заднепровье. Петр Великий, воюя с Карлом XII-ым, жил в Могилеве в 1704 году. Екатерина Великая там принимала Франца Иосифа II-ro. Тогда Императрица заложила в городе собор Св. Иоасафа. В нем хорошо сохранились несколько икон кисти Боровиковского, писанные на медных досках. Хранится в церкви и евангелие, вышиною в один аршин и шириною в 11 вершков, заделанное в серебряный оклад, весом один пуд двадцать пять с половиной фунтов, подарок Императрицы Елизаветы Петровны.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/12/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010