Статкевича и А.Б. Изачика; Веневитинов Михаил Алексеевич (1844–1901), писатель, археолог, археограф, почетный член Петербургской АН (1897). Директор Московского Публичного и Румянцевского музеев (1896–1900); Венизелос Элефтериос Кириакос (1864–1936), греческий государственный и политический деятель. Член Национального собрания Крита (с 1888), один из руководителей восстания (1897), в результате которого турецкие войска были выведены с острова. Основатель (1910) и лидер буржуазной Либеральной партии Греции, премьер-министр Греции (1910– 1915, 1917–1920,1924,1928–1932,1933); Вергилий Марон Публий (70–19 до н. э.), римский поэт; Веретенников Василий Иванович (1880–1942), историк, деятель архивного и музейного дела, магистр (1910), доктор (1916) русской истории. Сотрудник МГАМИД (1905–1908). Преподаватель ВЖК в Харькове (1908–1910), приват-доцент Харьковского (1910–1914), Московского (1914–1915), Петроградского (1915–1916) ун-тов. Профессор Саратовского ун-та (1917–1920), зав. губернским архивом Саратовской губ. Профессор Харьковского ун-та (1920–1930), зав. отделом архивоведения, ученый архивист отдела архивоведения Центрального архивного упр-ния УССР (1923–1933); Верн Жюль Габриель (1828–1905), французский писатель; Вернадский Владимир Иванович (1863–1945), естествоиспытатель, геолог, минералог, основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, историк науки, философ, общественный и политический деятель, один из создателей и член ЦК партии кадетов (1905–1917). Магистр минералогии и геогнозии (1891), доктор минералогии и кристаллографии (1897), адъюнкт (1906), экстраординарный (1908), ординарный (1912) академик Петербургской АН, лауреат Государственной премии СССР (1943). Приват-доцент (1891–1898), профессор (1898–1911, 1917) зав. кафедрой минералогии физико-математического ф-та М. у. Директор Геологического и Минералогического музеев АН (1914–1917,1921–1923). Член Государственного совета (1906,1908–1911,1915–1917). Отец Г. В. Вернадского; Вернадский Георгий Владимирович (1887–1973), историк, юрист, магистр русской истории (1917).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Сегодня мы также вспоминаем ученого-механика, специалиста в области аэрогидродинамики Георгия Ивановича Петрова, скончавшегося в 1987 году. Он родился 18 мая 1912 г. в г. Пинега в семье политических ссыльных. В 1930 г. юноша поступил на физико-математический факультет Московского государственного университета, который успешно закончил в 1935 г. По окончании МГУ работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Научные интересы Г.И.Петрова были связаны с различными проблемами аэродинамики и гидродинамики. Впервые в СССР он применил оптические методы визуального изучения воздушных потоков. В 1937-1940 гг. молодой ученый опубликовал работы, которые стали классикой теории гидродинамической устойчивости. Он стоял у истоков создания первой в СССР «летающей лаборатории». В 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию. В годы Великой Отечественной войны Петров был начальником группы в Летно-испытательном институте, а находясь в эвакуации в Новосибирске, работал над совершенствованием аэродинамических и боевых характеристик самолетов. Результаты его работы позволили увеличить скорость истребителей Як-3 и Ла-5. В 1942 г. Петров вернулся в Москву, в ЦАГИ, участвовал в испытаниях новой боевой техники: «летающего танка», буксируемой истребителем крылатой бомбы, руководил определением их аэродинамических характеристик. Один из наиболее плодотворных периодов научной работы Г.И. Петрова начался в 1944 г. в НИИ-1 (ныне - Государственный научный центр им. М.В. Келдыша). Он стал инициатором и руководителем важных исследований в области сверхзвуковой аэродинамики. Впоследствии за эти исследования Г.И.Петров был удостоен Сталинской премии I степени, а также премии и золотой медали им. Н.Е.Жуковского. За выдающиеся научные достижения Петров в 1953 г. избран членом-корреспондентом, а в 1958 г. - действительным членом Академии наук СССР. В 1961 г. за заслуги в развитии ракетной техники ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1966 г. Георгий Иванович стал одним из организаторов и первым директором Института космических исследований АН СССР. Он организовал ряд широких исследований в различных областях науки о космосе. С 1954 по 1987 гг. был заведующим кафедрой аэромеханики и газовой динамики механико-математического факультета МГУ. Петров занимался и научной редакционно-издательской работой: с 1959 г. был главным редактором серии журнала «Известия АН СССР» – «Механика и машиностроение»; а с 1966 г. – главным редактором основанной им новой серии – «Механика жидкости и газа». Был членом редколлегий журналов «Космические исследования», «Прикладная математика и механика». Среди наград ученого три ордена Ленина, три ордена Трудового Красного Знамени, медали. На здании лаборатории Центра им. М.В.Келдыша, где в 1944-1966 гг. работал Г.И.Петров, установлена мемориальная доска.

http://ruskline.ru/history/2015/05/13/et...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Наедине с Господом Богом 5 мин., 15.12.2014 В августе 1942 года, в нацистском концлагере Треблинка принял смерть Януш Корчак. Принял вместе со своими воспитанниками — детьми из созданного им в 1912 году Дома сирот. У него была возможность спасти свою жизнь, но Корчак не мог бросить детей. Он «положил жизнь за други своя» — совершенно по-евангельски. Но христианином при этом не был. О том, как относиться к его подвигу нам, христианам, размышляет священник Димитрий СТРУЕВ.   В начале 1970-х Александр Галич заканчивает работы над одним из лучших своих произведений — поэтическим циклом «Кадиш», посвященном памяти Януша Корчака. То, насколько близка была Галичу личность Корчака и какие чувства вложил он в этот цикл, видно из названия: как объяснял слушателям сам Галич при каждом его исполнении, «кадиш — это еврейская поминальная молитва, которую читает сын в память о покойном отце». Интересно то, что практически одновременно с окончанием работы над «Кадишем» Александр Галич принимает крещение. Он, безусловно, знал, что Корчак — Герш (Генрик) Гольдшмидт — был иудеем. Сам Галич, хоть и был обрезан в младенчестве, никогда к иудаизму не тяготел, а его православное крещение было глубоко осмысленным и искренним. «Они спросили: как же так?/А он сказал — вот так», процитируем строчки из «Кадиша» по поводу возможных недоумений в этой связи. Хороший повод подумать о том, как может относиться христианин к личности Корчака (не христианина) и к его подвигу. Отношение к педагогическому наследию Корчака можно не обсуждать: оно универсально, но значение личности Януша Корчака в истории связано не только с его педагогикой, но и в неменьшей степени с самопожертвованием, которым увенчался его жизненный путь. С одной стороны, если рассматривать этот подвиг с евангельских позиций, «нет выше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15, 13). Но если эта жертва принята Богом, то логично предположить, что возымевший в себе высочайшую любовь будет принят Богом. Однако тут появляется другая сторона. В православной среде распространено мнение о том, что даже допущение мысли о спасении нехристианина является грехом. (Покойный отец Даниил Сысоев, например… да и среди канонизированных отцов есть те, у которых встречаются подобные высказывания.)

http://foma.ru/naedine-s-gospodom-bogom....

В 1906–1907 гг. Саратовская семинария стала одним из оплотов так называемого семинарского движения, направленного на коренные, революционные изменения в духовной школе, которые в случае их осуществления сделали бы из неё школу светскую. Настроенность данного движения была откровенно антицерковной. К 1906–1907-му учебному году лидеры семинарской «революции» выработали ряд методов воздействия на начальство, по своей циничности и бессовестности очень походивших на аналогичные приёмы их «старших коллег» – «профессиональных» революционеров. Апогеем так называемого семинарского движения стали события 12 марта 1911 г., когда после всенощной в притворе семинарского храма инспектора семинарии Алексея Ивановича Целебровского убил ножом недавно отчисленный воспитанник Князевский. Убийство инспектора поставило точку в истории эпохи волнений и бунтов в Саратовской Духовной семинарии. Семинаристы, как блудные сыны, пришли в себя. Новым инспектором Саратовской семинарии через определённое время после мартовской трагедии был назначен 37-летний Николай Васильевич Златорунский. Ему суждено было стать последним инспектором первой Саратовской семинарии, после закрытия которой он отказался занять предложенную ему ректором Саратовского университета должность заведующего кафедрой русской словесности и трудился регентом Митрофаньевской церкви вплоть до её закрытия. Скончался Н.В. Златорунский в Саратове в 1942 г. После убийства инспектора Целебровского в семинарии сменился и ректор. Новым стал архимандрит Серафим (Лукьянов), уроженец Саратова и выпускник местных духовно-учебных заведений. С 1911–1912 учебного года в семинарии благодаря стараниям нового начальства в лице архимандрита Серафима и Н.В. Златорунского постепенно установился мир. С большим воодушевлением руководство семинарии устраивало внеклассные занятия и вечера. Так, например, 8 ноября 1911 г. в учебном заведении состоялось торжественное празднование 200-летнего юбилея М.В. Ломоносова. Утром в домовом храме была отслужена Божественная литургия и панихида, а в 7 часов вечера начался ученический концерт. Специально нарисовали декорации, семинарский оркестр под руководством воспитанника М. Дьяконова подготовил целую музыкальную программу. Воспитанник 3-го класса Д. Коновалов сам сочинил гимн Ломоносову, который был положен на музыку инспектором Н.В. Златорунским 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По большей части мы были обязаны этим двум людям: православному священнику о. Алексею ван дер Менсбрюгге (род. 1899) и священнику Армянской церкви о. Тирану Нерсояну (позднее оба они стали епископами). Несмотря на военное время, в 1943 г. был наконец реализован проект устройства «Дома святого Василия» (St. Basil " s House). Был куплендом по улице Лэдброук Грав, 52, за 2.544 фунта . В исключительно неблагоприятных условиях он был отремонтирован и обставлен подержанной мебелью. Милица Зернова, его первый смотритель, несмотря на затемнение военного времени, устроила новоселье с импровизированным угощением, которое позволял наш скудный рацион. В военные годы, когда само существование нации было под угрозой, британские христиане больше стремились узнать о других Церквах, чем в обеспеченные мирные времена. Положение Русской церкви и ее отношения с коммунистическими правителями в эти судьбоносные годы были особенно загадочными. Тенденциозная пропаганда представляла Сталина как великого вождя и даже защитника христиан. Содружество было одним из немногих источников более правдивой информации о решающих событиях, которые происходили в той части мира. Оно делало различие между русским народом, который героически защищал свою страну, и коммунистами, эксплуатировавшими людей ради сохранения своей системы, — различие, которое большинство англичан было сделать не в состоянии. Деятельность Содружества настолько расширилась, что в апреле 1942 г. был назначен второй секретарь — дост. Мартин Пирс (1912-1973), который провел до войны год в Румынии. В следующем году его сменил дост. Джон Финдлоу (1915-1970) , англиканский священник, женатый на русской Ирине Кайгородовой. Во время войны в жизни Содружества произошли большие изменения. Ко времени наступления мира мы имели собственный центр, оплачиваемых сотрудников и сбалансированный бюджет. Без перерыва выходил журнал «Соборность», редактором которого оставался дост. Эрик Маскаль. Ему помогали дост. Патрик Томпсон и о. Алексей ван дер Менсбрюгге — с декабря 1941 г.

http://predanie.ru/book/219485-sobornost...

Фиолетов Николай Николаевич (1891–1943), профессор. Член Собора по избранию от Пермского университета (самый молодой член Собора). В 1913 г. окончил юридический факультет Московского университета, оставлен при кафедре канонического права, с 1917 г. приват-доцент по кафедре церковного права. В 1917–1922 гг. профессор юридического факультета Пермского университета, где читал курс канонического права. В 1918 г. защитил магистерскую диссертацию. В 1922–1924 гг. профессор Саратовского университета. В 1924–1930 гг. профессор Среднеазиатского государственного университета (Ташкент). В 1931 г. профессор Таджикского историко-исследовательского института (Душанбе). Арестован в 1932 г., выслан в Новосибирск, где работал мелким служащим, затем в 1934 г. переведен в Томск. В 1934–1935 гг. преподаватель Курского педагогического института, но вскоре за ношение креста был уволен без права восстановления. В 1935–1939 гг. преподавал в заочном Калининском юридическом институте, работал учителем в школе. В 1941 г. арестован, приговорен к 10 годам ИТЛ. Умер от истощения в Мариинских лагерях. Цветков Николай Васильевич (1862–1942), протоиерей. Член Собора как член Предсоборного Совета. В 1886 г. окончил МДА, кандидат богословия, с 1888 г. настоятель Покровского храма на Варварке. Часто выступал на собраниях Комиссии по церковным и вероисповедальным вопросам при «Союзе 17 октября». В 1911–1912 гг. активный деятель в организации помощи голодающим. В 1917 г. председатель Исполнительного комитета объединенного духовенства Московской епархии и товарищ председателя Совета объединенных приходов Москвы. В 1919 г. арестован. Московским губернским революционным трибуналом приговорен к 15 годам заключения, освобожден из-под стражи с зачетом предварительного заключения. В 1922 г. представитель Патриарха в Помголе, соавтор патриарших воззваний к верующим по поводу изъятия церковных ценностей. По сообщению родственников, в конце 1920-х гг. отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. После освобождения жил в Москве, где и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1714 г. в конгрегации оратория Иисуса состояли 650 священников. К середине столетия, после событий, связанных с янсенистским кризисом (см. Янсенизм ), число О. сократилось почти в 2 раза. Во время Французской революции (1789-1799) франц. конгрегация О., как и др. религ. объединения, была ликвидирована. Незначительная часть О. приняла Гражданское устройство духовенства (франц. Constitution civile du clergé), неск. членов конгрегации погибли в тюрьме или на гильотине, остальным пришлось скрываться во Франции или покинуть страну. Возрождение конгрегации О. в 1852 г. связано с деятельностью франц. священников Альфонса Жозефа Гратри (впосл. член Французской академии) и Пьера Петето (до 1852 настоятель парижского прихода св. Роха, затем возглавил воссозданную конгрегацию О. в должности генерального настоятеля). 22 марта 1864 г. ораторий Иисуса был официально утвержден церковными властями. Однако по численности О. не смогли достичь уровня XVII-XVIII вв.: к 1900 г. число членов конгрегации оратория Иисуса едва достигало 100 чел. В 1901 г. в связи с принятием во Франции антицерковного законодательства О., не получившим разрешения светских властей на продолжение деятельности, пришлось приостановить работу на территории Французской республики. Многие члены конгрегации были вынуждены покинуть Францию и продолжить служение в Швейцарии. После окончания первой мировой войны и восстановления католич. структур во Франции О. возобновили свою деятельность: в 1920 г. в Монсу (близ Парижа) был организован ораторий. В 1922 г. под управление О. передали храм св. Евстафия (Сент-Эсташ) в Париже. В 1969 г. уставные документы конгрегации оратория Иисуса были пересмотрены в соответствии с решениями II Ватиканского Собора. К конгрегации О. принадлежали неск. представителей Французской академии: Гратри (1805-1872), кард. Адольф Луи Альбер Перро (1828-1906), кард. Альфред Анри Мари Бодрийяр (1859-1942), ректор Католического института в Париже. Член конгрегации О. пресв. Пьер Костабель (1912-1989) был директором Практической школы высших исследований.

http://pravenc.ru/text/2581469.html

654 См.: Об исправлении. 158 об., 161 об. Слова, помеченные звездочкой, исправлены в Минее-сентябрь издания Московской Патриархии (М., 1978). 658 Состоялось 10 марта, участвовали: архиеп. Сергий, Здравомыслов, Мироносицкий, Чуриловский, Аксенов. См.: Об исправлении. 109–114, 152 об. 660 См., кроме указанных выше публикаций: ПЦВ. 1909. 30. С. 1400; 1913. 18–19. С. 798; 1914. 17. С. 820; ХЧ. 1911. 5. С. 647–648; Церковная правда. Берлин, 1914. 11. С. 347. 663 Позднеев. Димитрий Матвеевич Позднеев (1865–1942), окончил СПбДА и ф-т вост. языков С.-Петербургского ун-та, известный специалист по языкам и культуре Дальнего Востока. 664 Баженов. Впрочем, редакция знала о деятельности Комиссии, указав на этот факт в соответствующем комментарии. 665 См.: О рукописях Мегорского. 68, 73–74. Поводом к этому заявлению, датированному 28 декабря 1909 г., вероятно, послужила публикация в ПЦВ некролога о. Д. Мегорскому, в котором содержались некоторые сведения о деятельности Комиссии. 666 Сенатов. Книжная реформа; ср.: Сенатов. Характер реформы. Любопытен жизненный путь автора этих критических выступлений. Василий Гаврилович Сенатов был сыном старообрядческого наставника. В 1887 г., в возрасте 18 лет он присоединился к Православной Церкви вместе со своим отцом, четырьмя годами раньше соборно отлученным от федосеевского согласия за упорство в защите «бессвященнословных браков». Решающая роль в этом обращении принадлежала именно сыну, близко общавшемуся со знаменитым о. Павлом Прусским . Вскоре после этого В. Сенатов по поручению Победоносцева принимал участие в составлении секретной записки о Преображенском кладбище, послужившей основанием для новых ограничений деятельности старообрядцев. Окончил Московскую духовную семинарию, затем академию (1894), защитил кандидатскую работу (1895). Как специалист по старообрядчеству участвовал в заседаниях Предсоборного Присутствия 1906 года. С декабря 1905 по август 1906 г. – ответственный редактор газеты «Колокол», где печатал статьи, направленные против старообрядцев. Однако не позднее 1912 г. он перешел в белокриницкое согласие и впоследствии неоднократно выступал в старообрядческих журналах с апологетическими статьями. См., например: Сенатов В. Философия истории старообрядчества. М., 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Евлогий Марковский 23 .07(05.08).1942–1943: Винницкая (укр.) Евлогий Воронежская (григ.) Евсевий Гроздов 17(30).04.1912–1919: Псковская 1924–12(25)(?).08.1929: Нарвская Евсевий Никольский 01(14).01.1899–1920: Владивостокская 1919–1920: Смоленская, в. у, 1920–18(31).01.1922: Крутицкая 1920–18(31).01.1922: Московская и Коломенская, в. у. Евсевий Рождественский 15(28).03.1920–1923: Яранская 1923–1923: Ставропольская 1923–1925: Ейская 1926–1927: Нижне-Удинская 1926–1927: Иркутская, в. у. 1927–21.03(03.04).1930: Читинская и Забайкальская 03(16).04.1930–12.1930: Шадринская 03(16).04.1930–12.1930: Свердловская, в. у. 1930–1934: Читинская (?) Евстафий Сафран 12(25).03.1934–22.11(05.12).1935: Можайская (обн.) 22 .11(05.12).1935–08(21).04.1937: Московская (обн.) Коломенская (обн.) Евфимий Калишевский Звенигородская (Киевское вик.) (укр.) Евфимий Лапин 26 .01(08.02).1916–1920: Якутская 1920–1924: Петрозаводская и Олонецкая Евфимий Офейн 30 .04(13.05).1917–1918: Питтсбургская –23.07(05.08).1933: Бруклинская Елевферий Богоявленский 21 .08(03.09).1911–15(28).06–1921: Ковненская 06 .1917–15(28).06.1921: Виленская и Литовская, в. у. 28 .06(11.07).1921–1923; Виленская и Литовская 1921–18(31)12.1940: Ковненская, в. у. 11(24).12.1930–18(31).12.1940: Западно-Европейский Экзархат Московской Патриархии, в. у. 1939–18(31).12.1940: Виленская и Литовская, паки Елевферий Воронцов 10(23).08.1943–01(14).04.1946: Ростовская на Дону 23 .03(05.04).1946–25.11(08.12).1951: Пражская Елевферий –1923: Камышинская Ефрем Ефремов 07(20).04.1932–01(14).01.1934: Яранская 07(20).12.1936–1937: Саранская 07 .1937–13(26).10.1937: Рязанская, в. у. 01(14).09.1937–13(26).10.1937: Курская Ефрем Кузнецов 20 .11(03.12).1916–23.08(05.09).1918: Селенгинская Захария Лобов 22 .09(05.10).1923–1928: Нижне-Чирская 01(14).10.1923–1923: Аксайская 1928–1928: Новоторжская 1928–11(24).04.1929: Бежецкая 24 .04(07.05).1929–12(25).11.1935: Воронежская Захария Попов 17(30).12.1922–: Острогожская (обн.), в. у. Зиновий Дроздов 17(30).01.1913–09(22).05.1918: Мичуринская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1927–1928: Смоленская (обн.) 1928–1929: Кременчугская (обн.) 1929–1934: Минская (обн.), паки Даниил Троицкий 17(30).04.1921–1922: Елецкая 1922–1924: Болховская 1922–1924(?): Орловская, в. у. 1927–1928: Шадринская 1928–08.1931: Рославльская 08 .1931–12.1931: Орловская 12 .1931–17(30).03.1934: Брянская Даниил Филимонов 1924–: Викариатство Чувашской епархии (без упомин. епарх. города) (обн.) 06(19).01.1924–1924: Чебоксарская и Чувашская (обн.) Даниил Шерстенников 1920–1927: Читинская и Забайкальская 1927–1928: Киренская 07 .1928–01(14).02.1932: Охотская Даниил Юзьвюк 1942–1945: Ковненская 05 .1944–17(30).12.1944: Виленская и Литовская, в. у. 17(30).12.1945–18(31).10.1950: Пинская Димитриан Можайская (григ.) Димитрий Абашидзе 25 .06(08.07).1912–: Симферопольская Феодосийская, в. у. Димитрий Беликов 1920–1923: Омская 1923–1926: Томская 1926(?)–1928: Томская (григ.) Димитрий Вербицкий 13(26).11.1910–1921: Уманская 1919–1919: Краснодарская и Кубанская 1919–1919: Днепропетровская, в. у. 1921–1924: Белоцерковская 1924–04.1930: Уманская 04 .1930–01(14).02.1932: Киевская Димитрий Вознесенский 1934–16(29).09.1946: Хайларская (заруб.) Димитрий Вологодский 06(19).03.1923–1933: Минусинская 11(24).07.1935–1937: Минусинская, паки Димитрий Галицкий 12(25).03.1923–: Старобельская 1925–1927: Пирятинская 1927–11(24).09.1932: Проскуровская 1927–29.07(11.08).1932: Каменец-Подольская, в. у. Димитрий Градусов 24 .01(06.02).1943–11(24).08.1943: Мойсайская 24 .08(06.09).1943–12.1943: Ульяновская 12 .1943–02.1944: Орловская, в. у. 02 .1944–31.12(13.01).1946: Рязанская Димитрий Добросердов 18(31).05.1914–15(28).01.1918: Можайская 15(28).01.1918–1919: Дмитровская 05(18).12.1920–13(26).09.1923: Бакинская, в. у. 13(26).04.1923–06.1923: Ставропольская 13(26).09.1923–1925: Мичуринская 1923–1924: Тамбовская, в. у. 1925–1927: Донская 1927–31.01(13.02).1929: Пятигорская 31 .12(13.01).1929–30.04(13.05).1932: Костромская 25 .06(08.07).1930–1930: Волгоградская 27 .06(10.07).1932–19.09(02.10).1932: Пятигорская, паки

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010