Софисты, вып. 1—2. Баку, 1940—1941. 17. Маковелъский А. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946. 18. Шндес М. Элеаты. Одесса, 1911. 19. Мачдес М. Огонь и душа в учении Гераклита. Одесса, 1912. 20. Мандес М. К теории познания Гераклита. — Сб. статей в честь В. Бузескула. Харьков, 1914. 21. Михайлова Э., Чанышев А. Ионийская философия. М., 1966. 22. Морозкина 3. Софист Горгий и его учение о знании. — Сб. «Античность и современность», М., 1972. 23. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху Греции. — Собр. соч., т. 1,1912. 24. Ницше Ф. Происхождение трагедии. М., 1903. 25. Овчинников В. О натурфилософии («Физике») Парменида. — Сб. «Харитес», Варшава, 1913. 26. Остроумов С. Фалес.Милетский. Харьков, 1902. 27. Павлинова Н. Пифагор. СПб., 1913. 28. Рожанский И. Анаксагор. М., 1972. 29. Солоникио А. Кризис в духовной жизни древней Эллады конца V b. до Р. X., 1900. 30. Томсон Дж. Первые философы. М., 1959. 31. Хогарт. Иония и Восток. Пг., 1914. 32. Шредер Л. Пифагор и индийцы. Исследование о происхождении пифагорейского учения. — ЖМНП, 1888, 11. 33. Чанышев А. Эгейская пред-философия. М., 1970. 34. Ягодинский И. Софист Протагор. Казань, 1906. 35. Burnet J. Early Greek Philosophy, 1930. 36. Cornford F. М. From Religion to Philosophy. London, 1919. 37. Heidegger М. Der Spruch des Anaximander. — In: М. Heidegger. Holzwege. Frankfurt a./M., 1957. 38. J eager W. The Theology of Early Greek Philosophers. Oxford, 1967. 39. Kahn Ch. Anaximander and the Origin of Greek Cosmology. N. Y. 1960. 40. Kerenyi К. Pythagoras und Orpheus, 1950. 41. Levy I. Recherches sur la Legende de Pythagore. Paris, 1926. 6. СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ   Источники 1. Аристотель. Об истолковании. Пер. Э. Радлова. 1891. 2. Аристотель. Риторика. Пер. Н. Платоновой. СПб., 1894. 3. Аристотель. Политика. Пер. С. Жебелева. СПб., 1911. 4. Аристотель. Никомахова этика. — В кн.: «Античный способ производства в источниках», Л., 1933. 5. Аристотель. Метафизика. Пер. А. Кубицкого. М.—Л., 1934. 6. Аристотель. Афинская политика.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Индикт вошел в византийскую хронологию и в наши летописи. Простой год содержит в себе 52 седмицы и один день, а високосный 52 седмицы и 2 дня; отсюда происходит, что дни седмичные в отношении к числам месяцев каждый год переменяются. Если бы все годы были простые, то каждый седмичный день приходился бы на то же число месяца чрез 7 лет; именно: если бы первый год начался, напр., в воскресенье, то второй начинался бы в понедельник, третий во вторник и т. д. Но так как високос имеет лишний против простого года день, то сверх 7 простых лет должно пройти еще 7 високосам, чтобы этот избыточный день ног составить седмицу, или что то же, обойти все дни седмичные. Итак, чтобы все дни седмичные возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти 7 простым годам и 7 високосам; високос же бывает через 3 года в четвертый; следовательно, это значит то же, что должно пройти 7 простым годам, трижды взятым, и 7 високосам, или 28 годам. Так напр., если в 1911 г. 11 августа (день памяти куч. Сусанны) падает на четверг, a 12 на пятницу и т. д., то то же самое совпадение этих чисел и дней должно случиться в 1939 и 1967 г., т.е., через каждые 28 лет. Этот 28-летний период в Пасхалии именуется Кругом солнца. Этот круг не имеет никакого отношения к движению солнца. Вруцелетними буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: А, В, Г, Д, Е, З, обозначающие последовательно семь целых чисел от 1 до 7 и соответствующие дням седмицы. Буквы располагаются так, что А соответствует первому воскресению первого года творения, и все воскресные буквы этого года совпадают с тою же самою буквою. Все эти требования можно удовлетворить следующим образом: Март считается месяцем творения; счет годов ведется от сотворения Адама в пятницу; настоящее воскресение, значит – третий день, или третье число Марта означается буквой А – воскресная буква первого года. Числа: Буквы: Вруцелето и есть буква, означающая воскресный день чрез весь год. Напр., для 1910 г. вруцелето – Д, для 1911 г. – Е. Чтобы вруцелета следовали в различные годы в азбучном порядке, вруцелетние буквы располагаются в церковном месяцеслове в обратном порядке числам месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Бахрушин Сергей Владимирович (1882–1950), историк, источниковед, общественный деятель, член-корр. АН СССР (1939), доктор исторических наук honoris causa (1943), академик АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки Узбекской ССР (1943). Гласный Московской городской думы, Московского губернского собрания (1908–1918), член Московского к-та партии кадетов. Член (с 1914), председатель (1917) Союза городов. Приват-доцент (с 1909), профессор (1918–1930, 1933–1950) историко-филологического ф-та, ФОН, исторического ф-та М.у. (МГУ). Действ. член Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН (1923–1929). Зав. отделом оружия и Северо-Восточной Руси ГИМ (1921–1929). В 1920-е один из руководителей краеведческого движения, сотрудник б-ки Румянцевского музея (ГБЛ). В 1930 арестован по «академическому делу», до 1933 в ссылке в Семипалатинске, преподавал там в Педагогическом и Геологическом ин-тах. Научный сотрудник (с 1936), зав. сектором истории до XIX в. (1940–1950) Ин-та истории АН СССР. Действ. член кафедры истории СССР Академии общественных наук при ЦК ВКП(б) (1946). Реабилитирован посмертно (1967); Беккер Мария Егоровна, помощница инспектрисы МВЖК; Белокуров Сергей Алексеевич (1862–1918), историк, архивист, археограф, библиограф, магистр богословия (1891), доктор церковной истории honoris causa (1904), член-корр. Петербургской АН (1903). Младший (с 1886), старший (с 1899) делопроизводитель МГА – МИД. Сотрудник и казначей (с 1890), секретарь (с 1917), редактор Чтений (с 1891) ОИДР. После Октябрьской революции управляющий III Московским отделением ЕГАФ и заместитель заведующего Московским областным упр-нием архивным делом; Белый Андрей (наст. фамилия и имя Бугаев Борис Николаевич ) (1880–1934), писатель, поэт, теоретик символизма, критик; Беляев Петр Иванович (?–1919), юрист, историк права, член Московского окружного суда; Бенешевич Владимир Николаевич (1874–1938), историк права, источниковед, археограф, издатель, магистр (1906), доктор (1914) церковного права, член-корр. АН СССР (1924, исключен в 1938, восстановлен в 1958), Страсбургской (1914), Баварской в Мюнхене (1927) и Прусской в Берлине (1929) АН. Преподаватель церковного права в Александровском лицее (1903–1904). Приват-доцент (1905–1911), профессор (1911–1922) кафедры церковного права юридического ф-та и кафедры средних веков исторического ф-та (1934–1937) Петербургского ун-та (ЛГУ). Профессор Петербургской ДА (1906–1909), профессор Военно-юридической академии (1909–1912), Петербургских ВЖК (1909–1916). С 1918 – профессор Богословского ин-та, сотрудник ГПБ (1925–1937), ученый секретарь русско-византийской словарной комиссии АН СССР. В 1922, 1924, 1928 подвергался арестам, в 1929 сослан в Кемь, где арестован по «академическому делу», как один из главных обвиняемых, доставлен в Ленинград (1930), осужден на 5 лет, отбывал наказание в Ухтпечлагере, освобожден в 1933. Вновь арестован в 1937, в январе 1938 расстрелян (в 1958 реабилитирован);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

15(28)02.1971 Гавриил Ольховик НОВОТОРЖСКАЯ, обн. 09.1931 09. 1931 АЛЕКСИНСКАЯ, обн. 25.09(07.10)1932 в/у КАЛИНИНСКАЯ, обн. 25.09(07.10)1932 28.10(10.11).1932 БОРИСОГЛЕБСКАЯ, обн. 28.10(10.11).1932 03.1933 СТАРООСКОЛЬСКАЯ, обн. 03.1933 01(14)02.1934 Гавриил Петров ТВЕРСКАЯ 06.10.1763 22.09.1770 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 22.09.1770 16.10.1799 НОВГОРОДСКАЯ 01.01.1775 19.12.1800 Гавриил Рогут БАРСКАЯ, обн. 30.06(13.07)1925 1930(?) в/у МОЛДАВСКАЯ, обн.. МОЛДАВСКАЯ, обн. 03(16)02.1938 Гавриил Розанов ОРЛОВСКАЯ 18.09.1821 22.05.1828 ОДЕССКАЯ 09.05.1837 01.03.1848 ТВЕРСКАЯ 01.03.1848 15.02.1857 Гавриил Русской (Русский) ВЛАДИМИРСКАЯ 24.11.1731 17.09.1735 КАЗАНСКАЯ 17.09.1735 09.03.1738 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 09.03.1738 28.02.1748 Гавриил Свидерский ВИТЕБСКАЯ, обн. 01(14)01.1923 07(20)10.1926 в/у БЕЛЫНИЧСКАЯ, обн. в/у КЛИНЦОВСКАЯ, обн. 01.1926 МСТИСЛАВСКАЯ, обн. 12(25)05.1926 01.1927 Гавриил Стеблюченко в/у ХАБАРОВСКАЯ 14(27)05.1988 10(23)07.1988 ХАБАРОВСКАЯ 10(23)07.1988 09(22)11.1990 БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ 08(21)04.1994 Гавриил Тусския ГУРИЙСКАЯ 25.03.1859 01.08.1881 Гавриил Чепура ИЗМАИЛЬСКАЯ 17.01.1910 22.11.1911 в/у КИШИНЕВСКАЯ БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ 22.11.1911 ЧЕЛЯБИНСКАЯ Гаий Токаов МОЗДОКСКАЯ 29.05.1793 16.10.1799 ПЕНЗЕНСКАЯ 16.10.1799 10.01.1808 АСТРАХАНСКАЯ 10.01.1808 20.02.1821 Галактион ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) Галактион КРУТИЦКАЯ 08.04.1565 30.08.1568 Галактион ЛЬВОВСКАЯ (1203) Гедеон (Григорий) Балабан ЛЬВОВСКАЯ 10.1576 10.07.1607 в/у ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ в/у КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ 10.07.1607 Гедеон Вишневский I СМОЛЕНСКАЯ 19.06.1728 02.02.1761 Гедеон Вишневский II ПОЛТАВСКАЯ 29.07.1834 11.10.1849 Гедеон Докукин СМОЛЕНСКАЯ 09(22)10.1967 20.01(02.02)1972 НОВОСИБИРСКАЯ 20.01(02.02)1972 12(25)01.1990 в/у ОМСКАЯ СТАВРОПОЛЬСКАЯ 13(26)01.1990 08(21)03.2003 Гедеон Ильин-Замоцкий ВЯТСКАЯ 20.08.1805 03.05.1817 Гедеон Криневский (Криновский) ПСКОВСКАЯ 07.10.1761 22.06.1763 ЛЮБЛИНСКАЯ 12.01.1892 22.12.1896 ПРИЛУКСКАЯ 06.11.1899 12.08.1904 ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ 12.08.1904 16.09.1908 Гедеон Святополк, кн. Четвертинский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1154 Созомен сообщает о случае, когда два монаха, Варсис и Евлогий, стали таким образом епископами ου πλεως τνος, λλα τιμς νεκεν [не какого-либо города, а ради чести] (Sozomenus. Historia ecclesiastica VI, 34, PG 67, 1393C). Были злоупотребления в Кельтской Церкви. В Ирландии настоятели монастырей прибегали для поставлений к епископам без кафедр и соответственно без юрисдикции. См.: Gougaud I. Les Chretientes celtiques. Paris, 1911. P. 215–219. 1155 Journal de voyage, 23//SC, 21. P. 186. См. об этих церквах, возведенных в честь мучеников: Grabar A. Martyrium, recherches sur le culte des reliques et l " art chretien antique. Paris, 1946. Правилом 9 Лаодикийского Собора воспрещалось православным посещать так называемые мученические места ( τα λεγμενα μαρτρια) еретиков (Бенешевич-1906. С. 269). 1156 В некоторых рукописях вместо τεταγμνους стоит κετειλεγμνους: АСО II, 1, 2. Р. 159 (355). Значения этих двух слов очень близки. 1158 Ibid. P. 55 (147). Перевод Дионисия воспроизведен в неизмененном виде у Рустика: АСО II, III, 3. Р. 94 (533). 1166 " В войско»: Бенешевич-1906. С. 115. То же истолкование принято в «Книге правил»: «в воинскую службу» (Правила I. С. 345). 1170 Апост. прав. 31; Трулл. прав. 31; Двукр. прав. 13; Бенешевич-1906. С. 67, 164; CSP. Р. 470–472. 1171 Св. Григорий Богослов писал: «Наш весьма почтенный и весьма возлюбленный от Бога сын, Сакердот, собрат наш во пресвитерстве, стоит во главе хорошо известного приюта для бедных, имеющего весьма многочисленное население по причине его благочестия и ревности к этому делу» (Epistula CCXI, 1/Ed. P. Galley. Paris: Les Belles Lettres, 1967. T. 2. P. 103). В Эфесе Вассиан основал подобный приют, что, по его словам, вызвало ревность со стороны его противников: АСО II, I, 3. Р. 46 (405). 1174 Вальсамон в особенности подвергает сомнению пожелания, выраженные в ктиторских грамотах ( κτητορικν τυπικν διατγματα): Rhalles-Potles II. P. 236. 1175 Союз перед τον ξαρχον της διοικσεως засвидетельствован в самой ранней рукописной традиции, и его эквивалент имеется в додионисиевых латинских переводах, а именно в Hispana (АСО II, II, 2. Р. 89 (181)) и Prisca (Ibid. P. 35 (127)).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

пер.: Hellenistic Mystery-Religions: Their Basic Ideas and Significance. Pittsburgh, 1978); Studien zum antiken Synkretismus aus Iran und Griechenland. Lpz., 1926; Antike und Christentum: Vier religionsgeschichtliche Aufsätze. Darmstadt, 1963 (repr.); Hellenistische Wundererzählungen. Lpz., 1906; Die Vorgeschichte der Christlichen Taufe. Lpz.; B., 1929 (repr.: Darmstadt, 1967). 121       См. его: Исторический характер Книги Иудифь//Тр. КДА. 1876. 4, 5; О происхождении Книги Товита//Тр. КДА. 1884. 1900. 1901. 1,2(отд. изд.:К., 1901); К вопросу о соглашении библейских свидетельств с данными ассириологии//Тр. КДА. 1896. 8; В защиту свободного научного исследования в области библиологии//Тр. КДА. 1902. 10, 11. См. также: Мышцын В.Н. Дроздов Н.М. О происхождении Книги Товита. Κ., 1901//БВ. 1902. 5; Он же. О неудачном соединении научного критицизма с православною точкою зрения: Ответ проф. Дроздову//БВ. 1902. 12. 122       См. его: Иуда и Фамарь//ПМ. 1948. 6; Господь, Муж брани: (К уяснению религиозного значения книги Исход)//Там же. 1949. 7; О боговдохновенности Свящ. Писания//Там же. 1951. 8; Откровение о Матери Мессии//Там же. 1953. 9; Что такое Свящ. Писание//Православие в жизни. Нью-Йорк, 1953; Понятие и образ Божественной Премудрости в Ветхом Завете//ПМ. 1955. 10; Историческое и богословское значение «Письма Аристея к Филократу»//Там же. 1957. 11; Великое знамение Царства Небесного и его пришествие в силе//Там же. 1971. 14; Пророки//Вестник РСХД. 1972. 103–106; 1976. 118, 119. См. также: Шмеман A., прот. Дневники: 1973–1983. M., 2005. С. 662–717. 123       Seek О. Geschichte des Untergangs der antiken Welt. 5 Bde. B., 1897–1913 (2. Aufl.: Bd. 1–6. Stgt., 1921–1923). 124       Seek O. Regesten der Kaiser und Papste für die Jahre 311 bis 476 n. Chr.: Vorarbeit zu einer Prosopographie der christlichen Kaiserzeit. Stgt., 1919. 126       Lortz J. Geschichte der Kirche in ideengeschichtlicher Betrachtung (книга выдержала более 20 изданий; 21-е изд. – в 2 т.: Münster, 1962–1964); Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей: В 2 т. M., 1999–2000. 127       Эта переписка, содержащая 122 письма, опубликована (Monseigneur Duchesne et les Bollandistes: Correspondance/B. Joassart (éd.)) в 2002 r. 128       Histoire ancienne de l’Église. 3 vols. P., 1906–1911; англ. пер.: Early History of the Christian Church. L., 1910; pyc. пер.: Дюшен Л. История древней Церкви/Пер. с франц. Под ред. Н.В. Попова и А.П. Орлова. Т. 1. M., 1912. 129       Les Sources du martyrologe hyéronimien//Mélanges d’archéologie et d’histoire. 1885. Vol. 5; Fastes épiscopaux de l’ancienne Gaule. 3 vols. P., 1907–1915; Les Premiers temps de l’État pontifical (754–1073). P., 1898 (repr.: 1911); L’église au VIe siècle. P., 1925. 130       Pitra J.B. Histoire de Saint Léger, évêque d’Autun et martyr, et de l’église des Francs au VIIe siècle. P., 1846; Idem. La Hollande catholique. P., 1850.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

98       Die Christusmythe. Bd. 1–2. Jena, 1910. Pyc. сокращ. пер.: Миф o Христе. T. 1–2. M., 1923–1924 (дореволюционный перевод уничтожен цензурой). См. также его: Жил ли ап. Петр? M., 1924; Жил ли Христос? M., 1924; Миф о Деве Марии. M., 1926; Происхождение христианства из гностицизма. M., 1930; Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем. M., 1930. 99       Труды Дж. Робертсона (A short history of Christianity. 3rd ed. L., Christianity and mythology. 2nd ed. L., 1936; Pagan Christs. 2nd ed. L., 1911) пользовались популярностью в атеистические советские годы (судя по имеющимся переводам: Евангельские мифы. M., 1923; Первоначальное христианство. M., 1930). 100       Кушу в трудах «Загадка Иисуса», «Евангелие Марка», «Проблема Иисуса и происхождение христианства», «Закат бога» обосновывал, что евангельские тексты не могут служить свидетельством реальности Иисуса. «Своим именем и своим культом Иисус принадлежит истории, но не является исторической личностью, – утверждал Кушу. – Он не человек, который жил и которого унесла смерть. Он – великая мечта людей. У него нет биографии» (Кушу П. Загадка Иисуса. M., 1930. С. 28). См. также: Кубланов М.М. Иисус Христос – бог, человек, миф? M., 1964; Каждан А. Историческое зерно предания об Иисусе//Наука и религия. 1966. 2. 101       См.: Ковалев С.И. Происхождение христианства. Л., 1948; Он же. Происхождение и классовая сущность христианства. M., 1952; Он же. Миф об Иисусе Христе. Л., 1954; Он же. Основные вопросы происхождения христианства. M.; Л., 1964. 102       См.: Ленцман Я.А. Происхождение христианства. M., 1958; Он же. Сравнивая евангелия. M., 1967. 103       См.: Ранович А. Происхождение христианства//Антирелигиозник. 1931. 1; Он же. Источники по изучению социальных корней христианства//Воинствующий атеизм. 1931. 12; Он же. Очерк истории раннехристианской церкви. M., 1941; Он же. О раннем христианстве. M., 1959. 104       См.: Румянцев Н. Мифологическая школа по вопросу о существовании Христа//Антирелигиозник. 1926. 12; Он же. Жил ли Иисус Христос. M., 1937; Он же. Миф о Христе и Христовы праздники. M., 1940; Он же. Происхождение христианства и его краткая история. M., 1940.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

79       The Influence of Greek Ideas and Usages on the Christian Church. L.; Edinburgh, 1890 (pyc. пер.: Эллинизм и христианство//Общая история европейской культуры. Т. 6. СПб., 1911). 81       Weatherhead L. The Will of God. N.Y., 1944; Idem. The Christian Agnostic. N.Y., 1965 (ряд переизданий). 82       См., например: Tillich P. Systematic Theology. 3 vols. Chicago, 1951–1964; Idem. A History of Christian Thought/Carl E. Braaten (ed.). N.Y., 1968; Тиллих П. Систематическая теология: B 3 т. B 2 кн. M.; СПб., 2000. 84       См. его: Божественная среда. M., 1992 (pyc. пер. работы 1927 г.); Феномен человека. M., 1987 (работа написана в 1938–1940 гг.; 1-е франц. изд. – 1957). 85       Allen J.L.,Jr. Pope cites Teilhardian vision of the cosmos as a «living host»//National Catholic Reporter. URL: (дата обращения: 24.09.2009). 86       См., в частности: Schillebeeckx E. Jezus, het verhaal van een levende. Bloemendaal, 1974 (англ. пер.: Jesus: an experiment in Christology. L., 1979; N.Y., 1981); Idem. Gerechtigheid en liefde, genade en bevrijding. Bloemendaal, 1977 (англ. пер.: Christ: the Christian experience in the modern world. L., 1980). 88       Christliche Dogmatik. 2 Bde. (1851); Vorlesungen über praktische Theologie (1864); Apologetik (1874–1875; англ. пер. – 1886). 89       Часть книги Херцога (начиная c периода после разделения Церквей) переведена А.П. Лопухиным (История христианской Церкви. Т. 2. СПб., 1891). 90       Сокращенный английский перевод в 13 томах (The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge) был издан в 1951–1954 гг. 91       Schaff Ph. History of the Christian Church. 8 vols. N.Y., 1882 (3rd rev. ed. N.Y., 1910; repr.: Grand Rapids, 1967–1968). 92       The Seven Ecumenical Councils of the Undivided Church/Trans. H.R. Percival//Nicene and Post-Nicene Fathers. 2nd series/Ph. Schaff, H. Wace (eds.). Repr.: Grand Rapids (Ml), 1955. 97       Idem. Allgemeine Kirchengeschichte. 4 Bde. Stgt., 1841–1846. Продолжением этого труда можно считать его исследование Papst Gregorius VIII. und sein Zeitalter в 7 томах (Schaffhausen, 1859–1861).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

162 Разумеется, сознание в данном случае мы понимаем широко, не ограничивая его рефлексией, относя к нему и ощущения, что приближает нашу позицию к тезису К. Ясперса: «Я осознаю собственное тело как собственное бытие: я также вижу и осязаю его. Тело – это единственная часть мира, которую можно чувствовать изнутри; в то же время его поверхность доступна внешнему восприятию». См.: Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. С. 61. 164 Концепция схемы тела также носит название концепции Пика- Хеда-Шильдера в соответствии с именами авторов. См.: Pick A. Ueber Störungen der Orientierung am eigenen Körper. Arbeiten aus der Deutschen Psychiatrischen Universitätsklinik in Prag. Berlin: Karger, 1908; Head H., Holmes H. G. Sensory disturbances from cerebral lesions//Brain. 34. 1911– 1912; Schilder P. Das Körperschema. Ein Beitrag zur Lehre vom Bewusstsein des eigenen Körpers. В определении мы следуем К. Ясперсу. 165 Здесь М. Мерло-Понти следует гештальтпсихологическим представлениям о схеме тела как предельной «совокупности взаимного соотношения его членов и частей». См.: Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. С. 139; Konrad K. Das Körperschema: Eine kritische Studie und der Versuch einer Revision//Zeitschr. f. d. ges. Neurologie und Psychiatric, 1933. P. 365, 367. 167 Концепция схемы тела М. Мерло-Понти проанализирована в следующих работах: Gallagher S. and Meltzoff A. The Earliest Sense of Self and Others: Merleau-Ponty and Recent Developmental Studies//Philosophical Psychology. 9. 1996; Tiemersma D. «Body-Image» and «Body-Schema» in the Existential Phenomenology of Merleau-Ponty//Journal of the British Society for Phenomenology. 13 (3). 1982; Carman T. The Body in Husserl and Merleau- Ponty//Philosophical topics. Vol. 27. No. 2. Fall 1999; Левик Ю. С. Система внутреннего представления в управлении движениями и организации сенсомоторного взаимодействия: диссертация ... доктора биологических наук. М., 2006. 168 Прежде всего исследованиями в области фантомных ощущений, когда отсутствие какой-либо части тела может совмещаться с его ощущением. См.: Weinstein S. & E. A. Sersen. Phantoms in cases of congenital absence of limbs//Neurology. 11. 1961; Melzack R. Phantom limbs, the self and the brain//Canadian Psychology. 30. 1989; Poeck K. Zur Psychophysiologie der Phantomerlebnisse//Nervenarzt. 34. 1963; Scatena P. Phantom representations of congenitally absent limbs//Perceptual and Motor Skills. 70. 1990; Vetter R. J. & S. Weinstein. The history of the phantom in congenitally absent limbs//Neuropsychologia. 5. 1967. Общий анализ работ, подтверждающих холизм М. Мерло-Понти, см.: Gallagher S. and Meltzoff A. The Earliest Sense of Self and Others: Merleau-Ponty and Recent Developmental Studies//Philosophical Psychology. 9. 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

Симеон (1–я пол. XV в.) — архиепископ Фессалоникийский, возглавлял оборону Салоник при турецкой осаде. Известен своими трудами по осмыслению церковного богослужения, в частности «Толкованием на Литургию», «Книгой о Храме». Изд.: Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. СПб., 1856. ( < < back) < >< back) > < >< back) > См.: История Византии. В 3–х т. М., 1967. Т. 2. С. 49–79; Успенский ЛЛ. Богословие иконы Православной Церкви. Изд. Западноевропейского экзархата Московского патриархата, 1989. С. 71—117; Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991. С. 155–231; Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites. Breslau, 1929 (repr.: Amsterdam, 1964); Der byzantinische Bilderstreit. Leipzig, 1980; Stein D. Der Beginn des byzantinischen Bilderstreit und seine Entwicklung bis in die 40–er Jahres des 8. Jahrhunderts. Munchen, 1980; SuttnerE. Chr. Die theologischen Motive im Bilderstreit//La Legittimita del culto delle icone. Bari, 1988. P. 53–70; TMmmel H.G. Bilderlehre und Bilderstreit. Arbeiten zur Auseinandersetzung uber die Ikone und ihre Begrimdung vomehmlich im 8. und 9. Jahrhundert. Wurzburg, 1991; Thummel H.G. Die Friihgeschichte der ostkirchlichen Bilderlehre. Berlin, 1992. ( < < back) Цит. по: Правила Православной Церкви с толкованием Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. СПб., 1911. Т. 1. С. 596. ( < < back) < >< back) > Об иконоборчестве см.: Alexander P. J. The Iconoclastic Council of St. Sophia (815) and its Definition//OOP. 1953. 7. P. 35–66; Der byzantinische Bilderstreit. Gutersloh, 1968; Textus byzantinos ad iconomachiam pertinentes/Ed. H. Hennephof. Leiden, 1969. ( < < back) См.: Mansi XIII36C; Vita Stephani//PG 100,445D–446A, 454D; Лазарев B.H. История византийской живописи. М., 1947. Т. I. С. 66–67; Cormack R. The Arts during the Age of Iconoclasm//Iconodasm. Birmingham, 1977. P. 103–111. В храмах допускалась даже светская развлекательная музыка; см.: Mansi XII978B.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010