Образ М. в разной иконографии представлен в прорисях (собрания ГИМ, МПИ, ГРМ, Музея СПбДА и др.). В XIX в. получили распространение гравюры с образом святого в молении и с мон-рем на поземе. Лит.: Духовная изустная память строителя Макарьево-Желтоводского мон-ря Авраамия (1640)//ВОИДР. 1850. Кн. 8. С. 43-50; Барсуков. Источники агиографии. 1882. С. 335; Херсонский И. К. Летопись Макариева Унженского мон-ря Костромской еп. Кострома, 1892. Вып. 2. С. 108-109; Костромская старина. Кострома, 1901. Вып. 5. С. 506-508; Снежницкий А., диак. Макарьевская часовня в Нижегородской ярмарке. Н. Н., 1901; Кипреев А., свящ. Чудотворная икона Преподобного Отца нашего Макария Унженского и Желтоводского чудотворца, находящаяся в Хергозерском приходе Каргопольского у.//Олонецкие ЕВ. Петрозаводск, 1910. 33. С. 687-689; Дунаев Б. И. Деревянное зодчество Северо-Востока Костромской губ. М., 1915; Сорокатый В. М. Нек-рые надгробные иконостасы Архангельского собора Моск. Кремля//ДРИ. 1977. [Вып.:] Рукописная книга. С. 405-420; Рус. живопись XVII-XVIII вв. из собр. ГРМ, ГТГ, ЦМиАР: Кат. выст. Л., 1977. С. 99; 1000-летие рус. худож. культуры: Кат. выст. М., 1988. С. 366. Кат. 194; Балакин П. П. Икона «Макарий Желтоводский» Симона Ушакова//ПКНО, 1988. 1989. С. 246-253; Невьянская икона. Екат., 1997. С. 205; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 311-313, 316-317, 452-453; Т. 2. С. 158-159; Зонтиков Н. А. Прп. Макарий Унженский и Желтоводский: К 555-летию со дня преставления, 1444-1999 гг. Кострома, 1999; Тарасенко Л. П. Иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского//Макарьевские чт. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 335-350; она же. Об иконографии прп. Макария Желтоводского и Унженского в связи с почитанием святого в Каргополье//Музей, общество, религия: Аспекты взаимодействия: К 70-летию ГМИР: Мат-лы IX С.-Петербургских религиоведческих чт. СПб., 2002. С. 88-90; она же. О древнейших иконах прп. Макария Унженского//VIII Филевские чт.: Тез. конф. М., 2004. C. 71-73; она же. Иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства: Дис.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ) и на совр. повторениях, напр. в московских храмах свт. Николая в Клённиках (1997, Н. Е. Алдошина), Воскресения Христова в Сокольниках (2002, М. В. Пыжов), равноап. кн. Владимира (2001, М. Проскурова), в вологодской ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках (2004-2005, Н. В. Масюкова, см.: Совр. иконопись: Москва/Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 52-53, 110-111) и др. На иконе «Собор святых града Владимира и области его» (кон. 50-х гг. XX в., мон. Иулиания), являющейся вкладом свт. Афанасия (Сахарова) в Успенский собор Владимира к 800-летию его возведения, полуфигура Е. с поднятой в крестном знамении десницей - крайняя слева в верхнем ряду правой группы святых. Ее совр. изображения находятся в основном в храмах Владимира и Суздаля, в частности на иконах Соборов Владимирских и Суздальских чудотворцев в Княгинином и Покровском мон-рях. Е. написана в числе рус. святых на зап. стене ц. Покрова Пресв. Богородицы МДА (стенопись восстановлена после пожара в 1987-1988). Ок. 1998 г. создан комплекс фресок собора Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пуст., где в числе жен-подвижниц в медальонах встречается образ Е. (худож. М. А. Кашина). Рисунок Е. в рост, с крестом и со свитком в руках выполнен для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и его супругой Н. Шелягиной в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 26). Изображения Е. вводились и в минейные циклы, напр., в Святцах на сент. кон. XX в. представлены 2 соименные святые - прп. Евфросиния Александрийская и Е. Их иконографии сходны, Е.- в охристой рясе, темно-вишневой мантии, темно-зеленом клобуке и парамане, руки прижаты к груди, надпись: «Прп Eyфpocihuя Суждальская» (ПЦК, 2003. М., 2002. Вкл.). Лит.: Георгиевский В. Т. Суздальский Ризположенский жен. мон-рь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900; Неск. слов о лицевых списках Жития прп. Евфросинии Суздальской//ИОРЯС. 1910. Т. 15. Кн.

http://pravenc.ru/text/187882.html

Гробница равноап. Кирилла в нижней базилике Сан-Клементе в Риме Гробница равноап. Кирилла в нижней базилике Сан-Клементе в Риме Мефодий хотел отвезти останки брата на родину; папа Римский не возражал, но находившиеся в Риме епископы выступили против. Тогда понтифик решил похоронить К. в приготовленном для него самого саркофаге в базилике св. Петра, однако затем по просьбе Мефодия разрешил устроить гробницу в базилике Сан-Клементе (см. Климента, сщмч., базилика в Риме ), по правую сторону от алтаря. О почитании мощей К. после начала чудотворений от них сообщается в ЖК и «Похвальном слове Кириллу и Мефодию» (MMFH. T. 2. S. 172), но в рим. источниках сведений об этом нет. После того как в 1-й пол. XII в. базилика была засыпана, мощи К. были перенесены в построенную на ее месте новую церковь (возможно, освящена при папе Геласии II (1118-1119); см.: Barclay Lloyd J. E. The Building History of the Medieval Church of S. Clemente in Rome//Architectural History. L., 1986. Vol. 45. P. 197-223). Самое раннее упоминание о мощах в новом месте датируется ок. 1430 г. («Описание города Рима» Николо Синьорили). Впосл. о мощах святого сообщали авторы XVI-XVII вв., причем, по нек-рым данным, в ц. Сан-Клементе якобы находились и останки Мефодия ( Bartolini. 1881. P. 186-196; Nolan. 1910. P. 115-116). По свидетельству каноника Франческо дель Содо (1575), мощи К. почивали в особой капелле, освященной во имя «св. Кирилла, епископа и мученика» ( Boyle L. E. The Site of the Tomb of St. Cyril in the Lower Basilica of San Clemente, Rome//Christianity among the Slavs. 1988. P. 75-82). Во время перестройки храма между 1702 и 1715 гг. были выполнены настенные росписи, на к-рых есть изображения К. и Мефодия. В 1882-1886 гг. на средства папы Римского Льва XIII и еп. Йосипа Юрая Штроссмайера была сооружена еще одна небольшая капелла во имя К. и Мефодия. Нижняя базилика Сан-Клементе в Риме. 830–415 гг. Нижняя базилика Сан-Клементе в Риме. 830–415 гг. В 1857 г. доминиканец Дж. Маллули, настоятель ц. Сан-Клементе, приступил к раскопкам древней базилики, которые продолжались до 1870 г.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

За всю жизнь у нее ни разу не было пролежней, так ее Господь оберегал. Перед смертью она нам с мужем жаловалась, что уже ничего не соображает, а к ней люди приезжают целыми автобусами: «А я им ничего и сказать-то не могу». …Мы ездили к ней на могилку в монастырь. На могилке стоит простой деревянный крест. На нем написано «Потапова Мария» и годы жизни. По окружности могилка обложена белым кирпичом. Мы пришли ночью, потрогали земельку на могилке, а она оказалась теплая. Мы еще специально проверили в других местах: везде холодная, а на ее могилке теплая, даже рукам жарко. Как раньше она всех согревала своим немощным телом и пламенной молитвой, так и сейчас всех исцеляет и спасает. Упокой ее Господи!» Блаженная Алипия (1910–1988 гг.) Родилась блаженная Алипия (Агапия Тихоновна Авдеева) предположительно в 1910 году в Пензенской области в благочестивой семье Тихона и Вассы Авдеевых. Блаженная старица рассказывала, что отец был строгий, а мама очень добрая, большая труженица и очень аккуратная. Бывало, положит в передничек всяких угощений и велит ей разнести бедным в их селе, особенно много гостинцев раздавала мама в праздники. Когда пришло время учиться, Агапию отдали в школу. Сообразительная девочка всем подсказывала, её перевели в другой класс, и среди детей старше её на год Агапия отличалась умом и сообразительностью. В 1918 году родителей Агапии расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка сама читала Псалтырь по умершим. Некоторое время Агапия жила у дяди, проучившись в школе только два года, отправилась «странствовать» по святым местам… В годы безверия – 10 лет провела в тюрьме, несмотря на тяжёлые условия содержания, старалась соблюдать пост, непрестанно молилась. Из воспоминаний Марии: – Много пережила Матушка в период гонений на православных: её арестовали и посадили в общую камеру… В тюрьме, где она содержалась, было много священников. Каждую ночь 5–6 человек уводили безвозвратно. Наконец, в камере осталось только трое: один священник, его сын и Матушка. Священник сказал сыну: «Давай отслужим по себе панихиду, сегодня нас к рассвету заберут»… А Матушке сказал: «А ты сегодня выйдешь отсюда живая». Отслужили панихиду, отпели себя отец и сын и ночью их увели навсегда. Матушка осталась одна: в камере неслышно отворилась дверь, вошел Апостол Петр и через черный ход вывел Матушку к морю. Шла она без пищи и воды 11 суток. Лезла по отвесным скалам, обрывалась, падала, поднималась, снова ползла, раздирая до костей локти. Но Господь сохранил ее. На руках у нее остались глубокие шрамы, которые она мне показывала. Возможно, тогда Матушка посетила Великого иерусалимского старца иеросхимонаха Феодосия 71 , который жил под Новороссийском в поселке Горный (бывшая станица Крымская). Об этом сама Матушка сказала «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю». Возможно, что старец благословил Матушку на великий подвиг юродства…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Михеев был активным общественным деятелем. Принимал участие в работе учительских курсов под руководством Н.Бунакова. Возглавлял Общество вспомоществования учащим и учившим губернии, был попечителем одной из уездных начальных школ, содействовал основанию общедоступных Пушкинской и Некрасовской библиотек Ярославля, был председателем музыкально-драматического кружка, работал в юридическом обществе при Демидовском лицее. Активно пропагандировал творчество Пушкина. К 100-летию поэта в 1899 году вышла его книга «Об Александре Сергеевиче Пушкине, великом писателе земли русской, о его жизни и сочинениях», бесплатно вручавшаяся в дни торжеств в Ярославле. Подарил Пушкинской библиотеке ряд книг. Сегодня также день памяти командующего Балтийским флотом адмирала Николая Оттовича Эссена , скончавшегося в 1915 году. Он родился 11 декабря 1860 года, окончил Морской кадетский корпус (1880), механическое отделение Николаевской морской академии (1886) и Артиллерийский офицерский класс (1891). С 1905 года служил заведующим стратегической частью Главного морского штаба (1905). В 1910 – 1911 годах Эссен занимал должность начальника Действующего флота Балтийского моря, в 1911– 1914 гг. был командующим Морскими силами Балтийского моря, с началом Первой мировой войны – командующий Балтийского флота. Умер в Ревеле, погребен на Новодевичьем кладбище в Петрограде. Сегодня мы также вспоминаем графа Ивана Ивановича Толстого (1858-1916), государственного деятеля (министра народного просвещения Российской империи в 1905—1906 гг., городского головы Петербурга-Петрограда в 1912—1916 гг.), нумизмата и археолога; изобретателя Иосифа Андреевича Тимченко (1852-1924); геохимика и минералога академика Александра Евгеньевича Ферсмана (1883-1945); художницу Варвару Федоровну Степанову (1894-1958); Героя Советского Союза, фронтовую санитарку Зинаиду Михайловну Туснолобову-Марченко (1920-1980) и Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Андрея Борисовича Юмашева (1902-1988). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/history/2015/05/20/et...

устав 1540 г. и др. саксон. уставы, включая устав 1812 г. Немецкоязычные лютеране Общего совета использовали «Церковную книгу» (Kirchenbuch) 1877 г. с нем. версией «Общего богослужения» и с «Церковной книгой» 1868 г. Этот устав был основан на саксонской и других нем. традициях. Начав использовать англ. язык, Миссурийский синод принял «Общее богослужение». Новые издания алтарной книги и устава были опубликованы в 1982 и 1984 гг. под названием «Лютеранское богослужение: Алтарная книга» и «Лютеранское богослужение: Устав», но приходам разрешалось использовать и более старые издания. Др. лютеран. церкви в Сев. Америке продолжали использовать собственные уставы на своих языках и их англ. перевод либо «Общее богослужение». В 1958 г. они вместе утвердили публикацию «Служебника и сборника гимнов», куда также были включены т. н. службы по случаю. Он использовался до 1978 г., пока не появилась «Лютеранская книга богослужения». Она стала результатом трудов Межлютеранской комиссии по богослужению и включила алтарную и пасторскую книги. Этот устав стал офиц. литургией церквей, к-рые в результате слияния образовали в 1988 г. Евангелическую лютеранскую Церковь в Америке. Скандинавские церкви также обновляли свои богослужебные книги в XX в. Новое швед. руководство, в основе которого лежит исправленное издание 1811 г., было опубликовано в 1942 г. Новый служебник сменил его в 1986 г. Новая алтарная книга в Дании вышла в 1992 г., заменив издание 1885 г. Норвежская алтарная книга 1889 г. была пересмотрена в 1920 г., а затем заменена новой книгой в 1992 г. Исландская церковь опубликовала новую алтарную книгу в 1981 г., которая заменила издания 1910 и 1934 гг. Финская литургия 1886 г. пересматривалась в 1913, 1958-1968, 1984 и 1999-2003 гг. Создание новой прусской агенды дало толчок к формулированию общего обряда для лютеран Российской империи. 22 мая 1828 г. была назначена комиссия по подготовке общей церковной агенды и устава с единой литургической адм. программой для всех лютеран. В основу нового рус.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан. Стоительство деревнянного однопрестольного храма было начато в 1902 г. Строительство велось в течение нескольких лет и было осуществлено на средства местных крестьян. Известно, что храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богодицы. Здание храма храма представляет собой образец т.н. псевдорусского стиля. Яркой чертой является наличие колокольни, состояшей из двух ярусов, а также наличие четверика под восьмигранным куполом на высоком барабане. Храм относительно хорошо сохранился и практически не пострадал после закрытия в советское время. Известно, что первоначально храм Успения Пресвятой Богородицы с. Малое Поберезье являлся приписным к храму в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского, 1854 года постройки, который находился в соседнем селе с. Большое Поберезье (дореволюционный храм прп. Сергия был разрушен в советские годы, в настоящее время остался лишь фундамент). В 1990-х гг. здание храма Успения Божией Матери было передано Казанской епархии. По благословению преосвященного Анастасия (Меткина), бывшего в 1988-2015 гг. управляющим епархией, в конце 2000 г. был зарегистрирован ныне действующий православный приход. После повторного открытия храма, с 2002 по 2019 гг. настоятелем был протоиерей Алексий Колесников (1977-2019). В настоящее время храм является одним из центров православия в Кайбицком благочинии. Комментарии и обсуждение Однопрестольный деревянный храм построен в 1902-1910 гг. как приписной к приходу с. Большое Подберезье, прихода здесь не было. Сравнительно небольшой и хорошо сохранившийся храм с невысокой двухъярусной колокольней - яркий образец псевдорусского стиля. Храм построен по инициативе и на средства прихожан - русских крестьян. Малое Подберезье, где никогда не было помещиков, отличалось довольно высоким уровнем жизни. В отличие от большинства сел Свияжского уезда здесь почти не было старообрядцев. В советские годы храм был закрыт, вновь действует с 1999 года. 

http://sobory.ru/article/?object=21757

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Коноплёв Виктор Александрович; 28.01.1910, г. Павловск Воронежской губ.- 7.10.1988, Калинин), митр. Калининский и Кашинский. С 1924 г. прислуживал в храме, по окончании средней школы в 1928 г. служил регентом. 24 окт. 1929 г. вик. Воронежской епархии, еп. Россошанским Памфилом (Лясковским) назначен псаломщиком к Преображенскому собору, а в 1933 г. указом архиеп. Воронежского Захарии (Лобова) - псаломщиком к Покровскому храму г. Павловска (обе церкви сохранились, последняя - действующая). С окт. 1933 по окт. 1936 г. служил в Красной Армии, после увольнения в запас до 1941 г. состоял на гражданской службе. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. воевал в действующей армии, был дважды ранен и, по собственному признанию, находился «в двух шагах от смерти, но по милости Божией выжил». Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и др. В 1946-1947 гг. иподиакон еп. Воронежского Иосифа (Орехова). В 1947-1951 гг. обучался в МДС. 13 июня 1948 г. рукоположен во диакона, служил в московских храмах ап. Петра и Павла в Лефортове, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище. 1 июля 1951 г. рукоположен во священника, служил в московском храме Илии Пророка в Обыденском пер. В 1953 г. Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским) назначен штатным священником московского Воскресенского храма на Успенском Вражке (совр. Брюсов пер.), а в дек. 1953 г.- настоятелем Свято-Троицкой ц. на Ленинских (совр. Воробьевых) горах. В 1955 г. экстерном окончил МДА со степенью канд. богословия за соч. «Богодухновенность Священного Писания Ветхого Завета (по святоотеческому учению)». 6 июня 1956 г. в ТСЛ наместником архим. Пименом (Извековым, впосл. Патриарх Московский) пострижен в монашество с именем А., 14 июня, в день Вознесения Господня, возведен в сан архимандрита. 20 июля 1956 г. в зале заседаний Свящ. Синода Московской Патриархии А.

http://pravenc.ru/text/64662.html

Д. Б. Кочетов, Е. Э. Спрингис Согласно устному рассказу настоятеля ц. Смоленской иконы Божией Матери в с. Смоленское (ныне в черте г. Ярославля) прот. Прокопия Новикова (происходил из среды беспоповцев , на протяжении всей жизни был связан с заволжской ветвью согласия, после 1945 принял сан иерея, заочно окончил ЛДА; † в нач. 80-х гг. ХХ в.), первоначально сельхозартель называлась «Аксиома». Она была создана представителями согласия бегунов , заволжской ветви беспоповцев (т. н. даниловские, или мельники (мельничные)), отделившейся от «сопелковской веры» в результате полемики 1900-1910-х гг. Создание артели было связано, вероятно, с национализацией паровой мельницы в г. Данилове, давшей название этой ветви «странников» и служившей ее главной «пристанью». А. А. Турилов В Казанском соборе Д. м. были устроены электростанция, зерносушилка, колхозное хранилище, склады, в алтаре - магазин. С 60-х гг. XX в. пустующий собор подвергался осквернению, находился в аварийном состоянии, в пожаре 1980 г. сгорели 5 куполов. В 1988 г. трудами местных краеведов и верующих собор и территория мон-ря были расчищены от мусора. В 1992 г. при Казанском храме был открыт приход, настоятелем к-рого стал свящ. Георгий Усков. Решением Синода РПЦ от 26 дек. 2003 г. Казанский приход был преобразован в жен. монастырь, настоятельницей утверждена мон. Екатерина (Гаева), с 27 марта 2007 г.- настоятельница мон. Филарета (Гусакова). В восстановленном Казанском соборе 22 нояб. 2004 г. архиеп. Ярославский Кирилл (Наконечный) освятил теплый престол во имя свт. Тихона Московского. Сестры живут в небольшом коттедже, поставлена деревянная ограда, в соборе ведутся восстановительные работы, на куполах установлены кресты. В Д. м. хранятся частицы мощей свт. Агафангела (Преображенского) и облачения св. Иоанна Кронштадтского, а также чтимая Казанская икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1918 г. свт. Тихоном. В экспозиции краеведческого музея г. Данилова представлены посох игум. Михаилы, личные вещи еп. Софрония и сестер Д. м.

http://pravenc.ru/text/171337.html

В 1859 г. мон. Иоасаф из Кесарии (в миру Иорданис Елеменоглу) создал вместе с др. афонскими иноками, к-рые получили название Иосафеев, иконописную мастерскую в келлии Введения Пресв. Богородицы. После смерти Иоасафа его ученики в 1882 г. переселились в Кавсокаливийский скит. Их иконы, следовавшие зап. академической живописи, получили распространение по всей Г. Примером служат иконы Божией Матери на престоле и св. Ферапонта из ц. св. Ферапонта в Митилини на о-ве Лесбос (1907), а также св. Елевферия из ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1922) иером. Никодима из Кареи. Вслед за Иосафеями на Афоне возникли иконописные мастерские Данилеев, Аврамеев, Кирилеев и др. В отличие от мастерских Карпенисиотов и Галацианов они размещаются в скитах (Новый скит, Малый скит св. Анны, Кавсокаливийский скит). В сер. ХХ в. в келлии св. Бессребреников действует мастерская Пахомеев. Образцы академической иконописи на Св. Горе нач. ХХ в.- образ Божией Матери Портаитиссы в ц. Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике, созданный мон. Нилом из Иверского скита (1905), икона 40 Севастийских мучеников в ц. Панагии Халкеон в Фессалонике, написанная мон. Даниилом из Катунакий (1923), икона прп. Герасима Иорданского в ц. Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике, созданная в мастерской братьев Халдезу из Нового скита (1930). При этом икона св. Параскевы, хранящаяся в той же церкви, написанная в 1930 г. в мон-ре Каракал, отражает поворот к традиц. живописи. Возрождение византийского стиля: сер. 20-х гг. ХХ в. - нач. XXI в. Интерес к визант. живописи был вызван объективными причинами: развитием научных исследований в этой области и потребностью в греч. национальном стиле, призванном заменить формальный академизм. Возрождение визант. живописи связывается с именем Ф. Кондоглу (1895-1965), хотя одновременно с ним с сер. 20-х гг. ХХ в. к визант. образцам обратились Е. Иоаннидис (1868-1942), Н. Аспрогеракас (1879-1942), Д. Пелекасис (1881-1972), С. Папалукас (1892-1957), А. Астериадис (1898-1977), С. Василиу (1902-1985). Кондоглу создал школу и воспитал плеяду талантливых учеников: Г. Глиатаса (1902-1988), Н. Энгонопулоса (1907-1985), Я. Царухиса (1910-1989), Я. Терзиса (1912-1987), К. Георгакопулоса (1923-1998), К. Ксинопулоса (1929-2001), П. Вабулиса (1929), Й. Хохлидакиса (1929), Р. Копсидиса (1929), В. Лепураса (1930-1999) и др.

http://pravenc.ru/text/166461.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010