Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 222, 223; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 79; Попов Н. П. Собр. рукописей моск. Симонова мон-ря//ЧОИДР. 1910. Кн. 2. С. VII-214; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель в России в XVI в. Л., 1985. С. 181, 217; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988. С. 88, 96; Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV-XVI вв. М., 1995. С. 47, 48, 69; Маркелов. Святые Др. Руси; Прохоров Г. М. Иннокентий Охлябинин (Вологодский)//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 406; Raccanello D. La figure de Basile de Poiana Mrului et son enseignement sur la Prière de Jésus//Irènikon. 1988. Vol. 61. P. 41-66; Шульгина Э. В. Лицевой сб. житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1°)//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 242-261; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 160. И. Н. Шамина Иконография В Житии И. сообщается о написании 1-го образа святого сразу после его преставления: «Такоже и образ подобия его братия написаша, хороня его» (РНБ. Погод. 1582. Л. 100 об.; нач. 30-х гг. XVIi в.). В раннем списке Жития приводятся сведения о внешнем облике И.: «Преподобный отец Инокентий пишется: всем подобен, лицем и брадою, аки Варлаам, Хутынский чюдотворец. Риза преподобническая» (Там же. Л. 101). Вероятно, этот вариант Жития не был известен составителям его более поздних списков и иконописных подлинников ( Шамина. 2009. С. 39). Так, в подлинниках посл. трети XVII - 30-х гг. XIX в. облик И. уподобляется внешности сщмч. Власия Севастийского: «Сед, брада уже Власиевы, покороче» (РНБ. Погод. 1930. Л. 130); «Аки Власий, седина вчерне» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 136 об.); «Подобием седина вчерне, брада аки Власиева, покороче и не раздвоилась, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 49); «Брада короче Власиевы, не раздвоилась, вчерне седина, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 90; Большаков. Подлинник иконописный. С. 82). Согласно позднему жизнеописанию, «по наружному виду пр. Иннокентий был среднего роста и имел не раздвоившуюся с легкою сединою бороду» ( Верюжский. Вологодские святые. С. 386).

http://pravenc.ru/text/389625.html

Позднее богослужение продолжалось в доме схиархиеп. Антония (Абашидзе) . В 1942 г. была возобновлена монашеская жизнь на нижней территории лавры, наместником был назначен уставщик архим. Валерий (Устименко), и в Крестовоздвиженской ц. вновь зазвучал К.-п. н. В 1961 г. мон-рь был закрыт во 2-й раз, богослужебная традиция переместилась в частные квартиры: в Житомире совершал службы с К.-п. н. насельник лавры с 1921 г. архим. Спиридон (Лукич), в Киеве - уставщик архим. Феодосий (в схиме Антоний). Во Владимирском соборе службы с К.-п. н. нерегулярно звучали в исполнении старых певчих лавры. Каждое из таких богослужений было событием для верующих Киева. Большую работу по возрождению К.-п. н. провел 1-й наместник Киево-Печерской лавры после ее возобновления в 1988 г. иером. (в наст. время архиеп.) Ионафан (Елецких) : были проанализированы граммофонные записи хора 1910 г., магнитофонные записи 1958-1960 гг., упорядочены нотные архивы архимандритов Валерия (Устименко) и Феодосия. Многое для восстановления мелодического предания мон-ря сделал архим. Спиридон (Лукич), чьи воспоминания об особенностях лаврского богослужебного устава и пения были записаны мон. Лаврентией (Черновой). В возрожденной обители было создано 2 хора - братский и из приглашенных профессиональных певчих. Основную нагрузку нес профессиональный хор, разделявшийся в праздники на 2 лика. Регентом хора приглашенных певчих был Б. И. Орлов. Одними из первых регентов братского клироса были иноки Владимир (Линенко; впосл. архим. Поликарп, уставщик Киево-Печерской лавры) и Павел (Письменный; впосл. архим. Спиридон, насельник Свято-Троицкого Ионинского монастыря). Хоры стремились возродить дух лаврского пения. Живой опыт стилевых особенностей К.-п. н. передал возвратившийся в лавру схиигум. Агапит (Кармаз), до 1961 г. служивший там канонархом. Черты стиля Одноголосие Наиболее ранние формы К.-п. н., записанные киевской нотацией, найдены в Супрасльском Ирмологионе 1596-1601 гг. (НБУВ ИР. Ф. 1. 5391) - древнейшей датированной юго-западнорусской нотолинейной рукописи, содержащей переводы крюковых образцов южнорус.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

Над могилой И. стояла часовня «с подволокою и с папертью». Над гробницей находился образ святого (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 33. Л. 37). К 1723 г. на месте часовни построили ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. 770. Л. 6). В 1764 г. обитель была закрыта, Преображенская ц. обращена в приходскую. В наст. время на месте мон-ря находится кладбище. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых (установлен в 1841), в Собор Новгородских святых (известен начиная с 1831, празднование добавлено в 1981) и в Собор Афонских преподобных (установлен в 2000-х гг.). Сочинения И. является автором «Завета». Г. М. Прохоров высказал предположение, что святой составил тропарь, кондак и икос прп. Нилу Сорскому ( Прохоров. 1988. С. 406). Н. П. Попов считал И. автором «Надсловия» и «Пристежения» к «Преданию» и «Уставу» прп. Нила ( Попов. 1910. С. 13-14), такой же т. зр. придерживается Прохоров, приписывающий И. еще и соч. «О внутреннем делании» ( Прохоров. 2005. С. 281-383). Однако рукописи названных сочинений XVI-XVII вв. неизвестны. Предположения Попова опроверг Д. Ракканелло, проанализировавший румын. списки текстов. Согласно устойчивой историографической традиции, автором этих сочинений является схим. прп. Василий Поляномерульский ( Боровкова-Майкова М. С. Нил Сорский и Паисий Величковский//Сб. статей, посвящ. С. Ф. Платонову. СПб., 1911. С. 7-8; Пелин В. С. Василий Поляномерульский//ПЭ. 2004. Т. 7. С. 214-216). И. много времени посвятил переписке книг, о чем свидетельствует его записка «Яко добро есть писати святыя книгы» ( Прохоров. 2005. С. 320). Прохоров предпринял попытку выявить автографы И. и атрибутировал ему рукописи РНБ. Кир.-Бел. 25/1102 и 20/1259 ( Прохоров. 2005. С. 299, 300). Однако эту гипотезу нельзя признать удачной: обе рукописи относятся ко 2-й пол. XVI в., между тем источники не оставляют сомнений, что к этому времени И. не было в живых (в 1536 строителем Иннокентиева Комельского мон-ря был Варлаам). Ист.: Описание о российских святых. С. 123-124; ИРИ. Ч. 4. С. 301-302; Описание слав. и рус. рукописных сборников. СПб., 1878. Вып. 1; Верюжский. Вологодские святые. С. 385-386; Прохоров Г. М. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: Соч. СПб., 2005. С. 320-322, 399-400; Шамина И. Н. Прп. Иннокентий Комельский и основанный им мон-рь//ВЦИ. 2009. 1/2(13/14). С. 26-57.

http://pravenc.ru/text/389625.html

С осени 1905 г. с.-петербургский дом И., известный как «башня Вячеслава Иванова» (поскольку квартира - Таврическая ул., 25 - находилась на последнем этаже в угловой башне), становится самым ярким рус. лит. салоном ХХ в.; журфикс (т. н. ивановские среды) принимал весь модернистски ориентированный круг с.-петербургской артистической интеллигенции: литераторов, художников (прежде всего представителей художественного объединения «Мир искусства», особенно близкие отношения у И. устанавливаются с М. В. Добужинским, К. А. Сомовым, Л. С. Бакстом), музыкантов (участников кружка «Вечера современной музыки», И. сдружился с В. Ф. Нувелем, А. П. Нуроком), актеров (труппу театра В. Ф. Комиссаржевской, самая тесная связь устанавливается с В. Э. Мейерхольдом), философов (в т. ч. заметную роль играет Н. А. Бердяев ), ученых и т. д. (см.: Бердяев. 1916, а также: Лит. наследство. 1982. Т. 92. Кн. 3. С. 233-236, 238, 246). Вокруг И. собирается молодежь, к-рая находит у него понимание и поддержку в духовных и лит. исканиях; особенно заметна роль И. в становлении Г. И. Чулкова , С М. Городецкого, М. Л. Гофмана, А. К. и Е. К. Герцык. Сравнительно скоро «среды» ввиду наплыва случайной публики были отменены хозяевами, но вплоть до отъезда летом 1912 г. И. в Италию его дом оставался центром притяжения, своеобразной художнической колонией, где всегда гостили друзья (в частности, Андрей Белый , М. О. Гершензон), долгое время постоянно жил М. А. Кузмин, собирались интимные кружки: об-во «гафизитов» (см.: Богомолов Н. А. Эпизод петербургской культурной жизни 1906-1907 гг.//Блоковский сб. Тарту, 1988. Вып. 8: А. Блок и революция 1905 г. С. 95-111), особый кружок женщин (хозяйка дома, Л. Д. Блок, Н. Г. Чулкова) и т. п., где все на манер барочных итал. академий имели прозвища и где царила атмосфера утонченной игры (естественно разрешившаяся, в частности, в 1910 знаменитой постановкой на «башне» Мейерхольдом драмы Кальдерона «Поклонение кресту»). В пору 1-й рус. революции на «башне» господствовали радикальные настроения (И. откликнулся на события русско-япон. войны и революции циклом «Година гнева», вошедшим в сб. «Cor ardens» (Пламенеющее сердце) (Ч. 1; см.: Корецкая И. В. Цикл стихотворений Иванова «Година гнева»//Революция 1905-1907 гг. и лит-ра. М., 1978. С. 115-138)), у И. расположился своего рода «корреспондентский пункт» рус. и иностранных журналистов, аккредитованных при I Гос. думе. На «башне» 3 янв. 1906 г. произошла встреча М. Горького с художниками и писателями - организаторами радикального ж. «Адская почта» и театра «Факелы», в которых ближайшее участие принимал И. (см.: Карасик З. М. М. Горький и сатирические журналы «Жупел» и «Адская почта»//М. Горький в эпоху революции 1905-1907 гг. М., 1957. С. 378, 382-383).

http://pravenc.ru/text/200479.html

1905 г. Оп. 748. Д. 88. Отчет по Московской епархии за 1904 год. Оп. 748. Д. 107. Отчет о состоянии Московской епархии за 1910 год. Официально-документальные материалы Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1903–1904 гг. СПб., 1909. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905–1907 гг. СПб., 1910. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1910 г. СПб., 1913. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. СПб., 1916. Деяния священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994. Т. 3. Деяния священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1999. Т. 7. Деяния священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 2000. Т. 9. Журналы и протоколы Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906. Т. 1; СПб., 1907. Т. 2–4. Историческая переписка о судьбах Православной Церкви. М., 1912. Общий свод по Империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. СПб., 1905. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. М., 2004. Т. 1–2. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. Т. 1–3. Прибавления. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. СПб., 1898. Т. 8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. СПб., 1908. Т. 25. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году : Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви/Сост. М.А. Бабкин. 2-е изд. М., 2007. Русская Православная Церковь 988–1988: Материалы. М., 1988. Свод Законов Российской империи. СПб., 1875. Т. IX. Свод Законов Российской империи. СПб., 1906. Т. 1.4. 1. Сводки отзывов епархиальных преосвященных по вопросам церковной реформы. СПб., 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С появлением граммофонных записей Морозовского хора журнал опубликовал ряд полемических статей и заметок: Н. Д. Зенина «О граммофонах», предлагавшего и распространявшего новые пластинки хора (1910. 9. С. 159-163), свящ. Евфимия Карнышева «Открытое письмо Н. Д. Зенину по поводу статьи его «о граммофонах»», в котором отражено отрицательное отношение к подобным записям (1910. 12. С. 208-210), Ф. В. Анкудинова «На письмо свящ. Евфимия Карнышева», опровергнувшего выводы священника (Там же. С. 210-213). В журнале отражена актуальная для современников тема женского пения на клиросе (см. ст. без указания автора «Новшество» (1910. 1. С. 14-23; 2. С. 36-45)).tab Печатались также статьи о местных традициях церковного пения - бессарабской ( Логинов И. Очерк старообрядческого пения в Бессарабии (1909. 2. С. 57-60)), гуслицкой ( Поспелов. Мои заметки (1910. 8. С. 130-138)) и др. Заметки и статьи, связанные с церковным пением, публиковались также в др. старообрядческих журналах, напр.: «Церковь» (иллюстрированный еженедельник, изд. с 1908 г. в Москве), «Старая Русь» (рижский 2-недельный журнал, изд. с дек. 1911 по сент. 1912), «Слово Церкви» (еженедельный иллюстрированный журнал старообрядцев белокриницкого согласия, 23 нояб. 1914 - 1917, 52 номера в год). Лит.: Hauptmann P . Heidelberger Slavistische Forschungen. Heidelberg, 1988. Bd. 1. S. 65-80; Вознесенский А. В., Мангилев П. И., Починская И. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918): Мат-лы к словарю. Екатеринбург, 1996. С. 37; Вургафт, Ушаков. Старообрядчество; Протопопов В. В. Рус. церковное пение: Опыт библиогр. указ. от сер. XVII в. по 1917 г. М., 2000; Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого церковного пения. М., 2005. С. 195-204. И. В. С. Рубрики: Ключевые слова: «ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника «ГОЛОС ПРАВОСЛАВИЯ» ежемесячный журнал, издававшийся в Берлине Германской епархией Московской Патриархии в 1952-1954 гг. на рус. языке

http://pravenc.ru/text/182373.html

был построен филиальный (приписной) костел в Каинске, в 1910 г. при нем учрежден самостоятельный приход. К 1912 г. при костеле действовали б-ка и воскресная школа. В 1907 г. прихожанами костела были поляки, немцы, белорусы, чехи, латыши и литовцы. В 1908-1909 гг. в городском 4-классном уч-ще и в жен. гимназии Каинска, а также в городской жен. гимназии, реальном уч-ще, мужской и женской железнодорожных школах на ст. Обь (с 1909 Новониколаевск) было введено преподавание Закона Божия римско-католич. исповедания. Католич. собор в честь Преображения Господня в Новосибирске. 1992–1997 гг. Архит. В. В. Бородкин. Фотография. 10-е гг. XXI в. Католич. собор в честь Преображения Господня в Новосибирске. 1992–1997 гг. Архит. В. В. Бородкин. Фотография. 10-е гг. XXI в. 1 дек. 1921 г. образован апостольский викариат Сибири (Vicariatus Apostolicus Siberianus), в к-рый вошел и Томский деканат. С 1932 г. территория Сибири была разделена на 2 администратуры: Siberia Cisbaikalica и Siberia Transbaikalica; администраторов не было, структуры подчинялись комиссии Pro Russia. Такое положение дел сохранялось до 1964 г. ( Билотас В. Католические священники в Сибири в период «хрущевской оттепели»//Религиозный ландшафт. 2014-2017. Т. 2. С. 141). Деятельность католических общин в регионе прекратилась в 30-х гг. XX в. В 1931 г. новосибирский костел во имя св. Казимира был закрыт, его здание в сер. 60-х гг. XX в. разрушено. В Каинске костел закрыт в 1932 г., в 1934 г. открылся, в 1937 г. упразднен окончательно. Впосл. члены католич. общин тайно собирались в частных домах. Численность католиков в Н. о. возросла в ходе депортации немцев Поволжья в 1941 г. В 60-80-х гг. XX в. общину Новосибирска окормляли священники, приезжавшие из Казахской и Литовской ССР. 25 сент. 1982 г. в Новосибирске зарегистрирована нем. католич. община, в 1983 г. она приобрела дом с участком для перестройки под храм. В 1985-1988 гг. строился храм Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии. В 1994 г. создана общеобразовательная «Католическая францисканская школа Рождества Христова», в которой обучаются дети не только католиков; с 1996 г.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

В XIX - нач. XX в. в епархии работало значительное число благотворительных орг-ций. Забота о бедных духовного звания и сиротах являлась задачей епархиального попечительства о бедных духовного звания, попечительские советы были созданы в каждом благочинническом округе. С 60-х гг. XIX в. в В. е. создавались многочисленные приходские попечительства и попечительские советы, задачами к-рых были содействие приходскому духовенству, помощь в хозяйственной деятельности приходов, помощь школам, борьба с нищенством и «вредными» отхожими промыслами, устройство рабочих мест, помощь нуждающимся, борьба с распространением старообрядчества, при приходах устраивались богадельни. В 1900 г. действовали 584 церковноприходских попечительства, в 1910 г.- 640 попечительств. В 1869 г. при вологодском Успенском жен. мон-ре открылся приют для девочек. В 1905 г. учреждена Александровская (в память имп. Александра II Николаевича) церковноприходская богадельня при Воскресенской ц. в с. Устье Кадниковского у. В 1897 г. при Вологодском епархиальном жен. уч-ще учреждено об-во вспомоществования нуждающимся воспитанницам уч-ща, в 1898 г. начало работу об-во вспомоществования нуждающимся Устюжского епархиального жен. уч-ща. Работало Великоустюжское об-во взаимного вспомоществования учащимся и учившим в церковных школах Великоустюжского вик-ства. С. С. Смирнова XX - нач. XXI в. 1918-1988 гг. В 1918-1919 гг. в Вологде были закрыты все домовые церкви (за исключением крестовой ц. при архиерейском доме) и городские мон-ри, в большинстве монастырских храмов, ставших приходскими, богослужения совершались до кон. 20-х гг. В 1918 г. прекратились занятия в Вологодской ДС, духовном уч-ще и епархиальном жен. уч-ще, в том же году в Вологде были учреждены пастырско-богословские курсы для студентов старших курсов упраздненной семинарии, к-рые действовали в нач. 20-х гг. В 1919 г. епархиальный совет направил в Вологодский губисполком ходатайство о разрешении преподавания Закона Божия не только в храмах, но и в наемных помещениях по желанию приходских общин, ходатайство было отклонено. В 1921-1924 гг. в Вологде действовали пастырская школа для подготовки кандидатов на принятие священного сана. С осени 1922 до сер. 20-х гг. в Вологде действовало правосл. жен. уч-ще для подготовки к «служению в церкви Божией в качестве руководительниц церковного пения (хорового и народного) в приходах, особых ревнительниц чистоты, порядка и благолепия в храмовых помещениях, активных сотрудниц в миссионерской и благотворительной работе на местах и воспитательниц в своих семействах». Попытка возобновить деятельность духовной школы или организовать богословские курсы, предпринятая в 1928 г., окончилась безуспешно.

http://pravenc.ru/text/155162.html

вмц. Екатерины в С.-Петербурге. 1771–1776 гг. Фотография. 2010 г. Армянская ц. вмц. Екатерины в С.-Петербурге. 1771–1776 гг. Фотография. 2010 г. Община ААЦ появилась в С.-Петербурге в 10-х гг. XVIII в. и первоначально собиралась в частных домах. В кон. 20-х гг. XVIII в. был открыт молитвенный дом на 3-й линии Васильевского о-ва. В 1771-1776 гг. на средства И. Л. Лазарева (О. А. Лазаряна) на Невском проспекте была построена арм. ц. св. Екатерины, освященная в 1780 г.; в 1808 г.- ц. Воскресения Христова на Смоленском арм. кладбище, основанном в 1791 г. К 1917 г. община объединяла ок. 2,5 тыс. чел. и входила в Нахичевано-Бессарабскую епархию с центром в Кишинёве. Арм. община Ленинграда и Л. о. была ликвидирована в 1931 г., после закрытия в 1930-1931 гг. обоих храмов. Свящ. Николай Курдян поселился в Слуцке (Павловске) и до ареста в авг. 1937 г. продолжал катакомбное служение (расстрелян 14 дек. 1937). Община возрождена в 1988 г. В сент. того же года ей возвратили ц. Воскресения Христова, а в 1993 г.- ц. св. Екатерины. В 1993 г. начала выходить газета арм. общины С.-Петербурга и Л. о. «Аватамк» («Веруем»). В 2000 г. общине из Эрмитажа была возвращена изъятая в 1930 г. часть мощей свт. Григория Просветителя. В здании бывш. богадельни на Смоленском арм. кладбище находится резиденция епископа Новонахичеванской и Российской епархии ААЦ. В настоящее время епархия имеет в С.-Петербурге 3 и в Л. о. еще 2 общины - во Всеволожске и в Выборге, входящие в Северо-Западный викариат. Во Всеволожске в 1998 г. была заложена и в сент. 2003 г. освящена ц. Пресв. Матери Богородицы (Сурб-Мариам-Аствацацин). С.-Петербургская соборная мечеть. 1910–1920 гг. Фотография. 2010 г. Приверженцы ислама, в основном татары, появились в С.-Петербургской губ. в нач. XVIII в. по указу Петра I. В 1710 г. на строительство столицы было переселено более 4 тыс. работников - касимовских татар с семьями, составивших ядро «татарской слободы». Часть их поселилась в Тосне и Любани (где возникло мусульманское кладбище).

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Калиновский Сергей Васильевич (1886–1930-е) – окончил Московскую духовную академию, священник Московской епархии (1910). Настоятель храма Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке (1918). Один из идеологов «обновленческого» раскола. автор и редактор журнала «Живая Церковь », член обновленческого ВЦУ (с мая 1922 г.). В августе того же года вышел из ВЦУ, снял священный сан. В последующие годы занимался пропагандистской антирелигиозной работой. Калмыков Бетал Элыкович (1893–1940) – советский партийный и государственный деятель, кабардинец. Родился в Терской обл. в крестьянской семье. Член РКП(б) с 1918 г. Один из организаторов и руководителей борьбы за советскую власть на Северном Кавказе. Председатель ревкома Кабардино-Балкарии (1921). В 1921–1930 гг. председатель Исполкома областного совета Кабардино-Балкарской автономной области. В 1930–1938 г. первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома ВКП(б). Избирался членом ВЦИК РСФСР и ЦИК СССР. В 1938 г. арестован. Расстрелян в Москве, реабилитирован в 1954 г. Каменев (Розенфельд) Лев Борисович (1883–1936) – советский партийный и государственный деятель. Родился в Москве в семье машиниста, впослелствии ставшего инженером. Член РСДРП с 1901 г. Вел революционную работу в Москве, на Кавказе и в Санкт-Петербурге. В 1917–1927 гг. член ЦК РКП(б)-ВКП(б). В 1919–1925 гт. член Политбюро ЦК РКП(б). В 1918–1926 гг. – председатель Моссовета. В 1924–1926 гг; председатель Совета трула и обороны РСФСР. В 1925–1926 гт. посол СССР в Италии. С 1925 г. воппозиции, постепенно лишен ключевых партийных и государственных постов, несколько раз исключался из партии. Расстрелян, реабилитирован в 1988 г. Кандидов Борис Павлович (1902–1953) – антирелигиозный пропагандист, историк, литератор. Активист Союза воинствующих безбожников. Один из организаторов Центрального антирелигиозного музея в Москве. Карахан (Караханян) Лев (Левон) Михайлович (1889–1937) – советский государственный деятель, дипломат. Родился в Тифлисе в семье присяжного поверенного. Экстерном окончил Томский университет (1916). Член РСДРП с 1904 г.. меньшевик. Активно участвовал в революционном движении. С 1917 г. в партии большевиков. Член Президиума Петрогралского Совета (1917). Заместитель наркома по иностранным делам РСФСР (1918–1920). В 1921–1922 гг. полпред РСФСР в Польше, в 1923–1926 гг, советский посол в Китае. В 1926–1934 гг. зам. наркома по иностранным делам СССР. С 1934 г. полпред СССР в Турции. Расстрелян, реабилитирован в 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010