Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 281. Л. 1-5 [Офицерская опись 1762 г.]; 735. Л. 5 об. [Опись Флорищевой пуст. 1762 г.]; ГА Владимирской обл. Ф. Р-357. Оп. 2. 156, 234; ГВСМЗ ОР (г. Владимир). 258. Л. 1-57 об. Ист.: Писцовая книга Гороховца 1687 (1676) г.//Владимирские ГВ. 1865. 31. С. 201; Георгиевский В. Т. Флорищева пуст. Вязники, 1896. Прил. 5, 11, 20, 25, 29, 32; [Добронравов В. Г. ]. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5. С. 416-417; [Резолюция Свящ. Синода об открытии Г. м.]//ЖМП. 2000. 4. С. 21; Орлов С. А. Флорищева пуст. Н. Новг., 2002. С. 99-105, 112, 158-165, 189. Лит.: Бакмейстер. Известия. 1772. Т. 1. Ч. 2. С. 125; ИРИ. Т. 3. С. 751-752; Авель (Ванюков), иером. Общежит. Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853, 18844, 1996п. С. 50-51; Т[ихонравов] К. [Н. ] Мон-ри, бывшие во Владимирской губ.//Владимирские ГВ. 1854. 32. Ч. неофиц. С. 251; он же. Ист. заметки о г. Гороховце//Там же. 12. Ч. неофиц. С. 88; он же. Владимирский сб.: Мат-лы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губ. М., 1857. С. 109; Георгиевский В. Т. Флорищева пуст. Вязники, 1896. С. 150-153; Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст./Под ред. прот. В. В. Косаткина. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 130-131; Сухов Д. Красногривский мон-рь и церкви в с. Нижний Ландех Гороховецкого у. Владимирской губ.//Древности: Тр. комиссии по сохранению др. памятников МАО. 1909. Т. 3. С. 52-54; Скворцов А. И. , Строгова Л. Гороховец: Фотоальбом. М., 1985. С. 11-12; Андреев Н. И. , Скворцов А. И. Гороховец: Ист.-краевед. очерк. Ярославль, 1988. С. 66-68; Якунин М. Красив мон-рь издали//Новая жизнь: Газ. Гороховец. 1988. 15 марта. С. 4; Булгаков С. В. Рус. мон-ри в 1913 г.//Рус. мон-ри: Центр. часть России. М., 1995. Прил. С. 361. Стб. 1; Харузина Н. На Знаменке - благодать//Новая жизнь: Газ. Гороховец. 1995. 24 окт. С. 3; Памятники истории и культуры Владимирской обл.: (Вязники, Мстера, Гороховец). Владимир, 1996. С. 156; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, Православия. Саров; Саранск, 1999. С. 45; Гациский А. С. В вотчине князя Пожарского// Он же. Нижегородский летописец. Н. Новг., 2001. С. 580-581; Андреев Н. И. Гороховецкая ист. хроника: Сб. ист.-краевед. очерков. Владимир, 2002. Вып. 2. С. 96-99: Путев. по рус. городам: Север, восток/Сост.: Д. Семеник. М., 2003. С. 231-232; Ракитин А. А. , Слёзкин А. В. Гороховец//Моск. журн. 2003. 9. С. 50.

http://pravenc.ru/text/166263.html

В. М. похоронен на Введенском кладбище в Москве. В 1953 г. открыт Дом-музей художника (Васнецова пер., 13), построенный в 1894 г. по его проекту, где он жил и работал с 1894 по 1926 г. (до 1988 - филиал МИГМ, с 1988 входит в состав ГТГ). В наст. время там хранится 25 тыс. экспонатов, связанных с биографией и творчеством художника. Арх.: РГАЛИ. Ф. 716: В. М. Васнецов; ОР ГТГ. Ф. 66: В. М. Васнецов; Дом-музей В. М. Васнецова. Ф. В. М. Васнецова; РГИА. Ф. 789. Оп. 6. Ед. хр. 136 [личное дело]. Ист.: В. М. Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987. Лит.: Соболев А. Живопись В. М. Васнецова в Киевском соборе. М., 1898; Рождественский Н. В. О значении Киевского Владимирского собора в рус. религ. искусстве. М., 1900; Дедлов В. Л. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М., 1901. С. 21-86; Иконописный сб. СПб., 1909. Вып. 2. С. 155-121; Лебедев А. К. В. М. Васнецов. М., 1955; Галеркина О. И. Художник В. Васнецов. Л., 1957; Нестеров В. Давние дни: Встречи и восп. М., 1959; Моргунов Н. С. , Моргунова-Рудницкая Н. Д. В. М. Васнецов: Жизнь и творчество. М., 1962; Васнецов В. А. Страницы прошлого: Восп. о художниках братьях Васнецовых. Л., 1976; В. М. Васнецов: Кат. выст. ГТГ. М., 1990; Пастон Э. В. Виктор Васнецов. М., 1996; Ярославцева Н. А. Москва В. Васнецова. М., 1998. Аполлинарий Михайлович (25.07.1856, с. Рябово Вятского у. и губ.- 23.01.1933, Москва), живописец, график, театральный художник. Систематического художественного образования не получил. В 1872 г. окончил семинарию. Занимался живописью у старшего брата, затем у худож. М. Ф. Андриолли (1870-1872), до 1875 г. жил в С.-Петербурге, продолжал занятия рисованием, пользуясь советами Поленова, Репина и И. И. Шишкина. В 1877 г. сдал экзамен на звание народного учителя, нек-рое время под влиянием идей народничества был преподавателем в школе с. Быстрица Орловского у. Вятской губ. В 1878 г. переехал в Москву. Входил в Абрамцевский кружок; с 1883 г. принимал участие в выставках, с 1888 г. член Товарищества передвижных художественных выставок, позднее участник художественных объединений «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников (1903) и др. В 1880-1886 гг. преимущественно как иллюстратор работал для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение» и др. В 1900 г. удостоен звания академика за исторические пейзажи Москвы. В 1901-1918 гг. преподавал пейзажную живопись в МУЖВЗ; в 1923-1930 гг.- в Техникуме кустарной промышленности (ТКП).

http://pravenc.ru/text/149843.html

Известны случаи исцеления от телесных болезней и беснования после служения панихиды на могиле А. 6 июня 1988 г. на Поместном Соборе РПЦ А. был причислен к лику святых с установлением ему всероссийского почитания. 16 окт. 1988 г. при раскопках в Оптиной пуст. были обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки А. и впосл. опознанные как останки прп. Иосифа (Литовкина) . Мощи А. были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 Оптинских преподобных и в наст. время почивают в приделе во имя Амвросия Введенского собора обители. В Оптиной пуст. хранится икона Божией Матери «Спорительница хлебов» из кельи А. и принадлежавшие преподобному вещи (скуфья, палочка-посох, наградной крест, корец). К прославлению А. были написаны тропарь (проект игум. Андроника (Трубачёва) ) и кондак (проект архим. Иннокентия (Просвирнина) ), впосл.- Служба с акафистом (проект прот. Вадима Смирнова, впосл. игум. Никон). Соч.: Изречения... записанные преимущественно сестрами Шамординской общины//ДЧ. 1892. Ч. 1. С. 176-195, 383-385, 527-530; Ч. 2. С. 151-154; Ч. 3. С. 370-371; Сб. писем и статей. М., 1894. Ч. 1; 1897. Ч. 2; Избр. места из писем к семейным особам. М., 1897; Душеполезные наставления. М., 1898; Собр. писем... к мирским особам. Серг. П., 1908. Ч. 1. М., 1991р; Собр. писем... к монашествующим. Серг. П., 1908. Вып. 1; 1909. Вып. 2; То же. Козельск, 1995р; Молитвы о помощи и других житейских делах: Советы прп. Амвросия Оптинского. М., 1995; Молитвенное правило прп. Амвросия Оптинского, читаемое во время скорби и искушений. М., 1996; Собр. писем... [к монашествующим и мирянам]: В 3 ч. М., 1997р; Три неизвестных сочинения. СПб., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. речения, извлеч. из разных источников/Сост. схиархим. Иоанн (Маслов). М., 1998. Лит.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Е[раст] В[ытропский], монах. Краткое сказание о жизни оптинского старца иеросхим. отца Амвросия: С прил.

http://pravenc.ru/text/114352.html

29 июня 1855 г., за несколько дней до кончины подвижницы, Протопопова просила еп. Тульского Димитрия (Муретова) «дозволить в случае смерти старицы похоронить» ее в сельской церкви. «Образ жизни и столетний христианский подвиг вывел ее из ряда обыкновенных мирских людей, и похоронить тело ее на общем кладбище я не смею оставить на своей совести, почитая дело это не богоугодным». Блаженную похоронили 7 июля 1855 г. при многочисленном стечении почитателей под трапезной деревянного Казанского храма, у сев. стены, в монашеском облачении (обстоятельства пострига Е. К. неизвестны). Погребение совершали 6 священников. Над могилой по инициативе свящ. Павла была поставлена деревянная гробница с чугунной плитой, на которой по благословению Московского свт. Филарета (Дроздова) начертано: «Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит». В 1914 г. над гробницей сооружена деревянная с позолотой сень, здесь же хранилась икона, по преданию принадлежавшая блаженной. С авг. 1884 г. перед литургией в Казанском храме служились панихиды по Е. К., совершались исцеления. По указу Тульской духовной консистории от 7 нояб. 1909 г. при церкви была заведена особая книга, где записывались случаи исцелений по молитвам к Е. К. В 1885 г. над ископанным Е. К. источником была поставлена деревянная часовня-навес на столбах, в 1909 г.- деревянная, крытая железом часовня и при ней деревянная купальня. Ежегодно в день Сошествия Св. Духа совершался крестный ход к «матушкину колодцу». В 1931 г. Казанский храм сгорел, погребение и колодец пребывали в запустении. Е. К. почитала сестра М. И. Цветаевой , Анастасия Ивановна. Находясь в сибир. ссылке, А. И. Цветаева переписала жизнеописание подвижницы, нарисовала ее портрет и вспоминала как чудо исцеление от ангины по молитвам к Е. К. По окончании ссылки в 1959 г. Цветаева отыскала чудотворный источник и могилу Е. К. в Тульской обл. и впосл. многократно приезжала туда. В 1988 г. по инициативе архиеп. Тульского и Белёвского Максима (Крохи) Е. К. была канонизирована в лике святых Тульской земли. Составлены служба, акафист, тропарь, кондак. В 1993-1996 гг. на месте сгоревшей в 1931 г. деревянной Казанской ц. был возведен одноименный каменный храм, в котором с левой стороны над захоронением Е. К. поставлена мраморная рака, на ней - икона Е. К. От мощей и на источнике, ископанном подвижницей, совершаются многочисленные исцеления. Иконы Е. К. имеются в кафедральном Всехсвятском соборе Тулы (портретный живописный образ в монашеском облачении), других храмах епархии. Подвижница изображена также на иконах Собора Тульских святых.

http://pravenc.ru/text/187892.html

В 1746 г. мощи Л. находились в Благовещенском соборе мон-ря под спудом, над ними стояла гробница, покрытая атласным покровом с вышитым образом святого; на гробнице хранилась икона Животворящего Креста Господня, принадлежавшая Л. (РГИА. Ф. 796. Оп. 25 (1746 г.). Д. 723 (а). Л. 28 об.). 18 марта 1872 г. по случаю разборки ветхой Благовещенской ц. раку с мощами Л. перенесли в теплую Спасскую ц. и поставили близ сев. стены, за левым клиросом. В нач. XX в. новая, бронзовая посеребренная рака, покрытая пеленой с шитым во весь рост изображением Л., была устроена в новом Благовещенском храме близ иконостаса, в углублении сев. стены. На гробнице лежала древняя икона Животворящего Креста Господня, около раки в особом футляре хранились холщовая фелонь и власяница преподобного. У сев. входа в храм располагалась каменная пристройка, в к-рой была устроена гробница еп. Александра Вятского (Православные рус. обители. 1909. С. 83-84). Местная канонизация святого состоялась 25 февр. 1821 г., когда по указу имп. Александра I Вологодский и Устюжский еп. Онисифор (1814-1827) благословил вместо панихид совершать молебны святому, а гробницу над мощами Л. украсить золоченой резьбой и балдахином с «сенью» (НМРК. 4117. Л. 208 об.; Рыжова. 2005. С. 218-219). В 1903 г. имя прп. Лонгина было внесено в «Верный месяцеслов» под 10 февр. В 1907 г. был построен каменный храм во имя прп. Лонгина Коряжемского; над колодцем, по преданию выкопанным Л., была устроена каменная часовня (Православные рус. обители. 1909. С. 83-84). В 1927 г. мон-рь был закрыт. На его территории устроили детский дом, к-рый позже сменило управление треста «Котласбумстрой». В годы Великой Отечественной войны здесь находился штаб Котласского аэросанного училища. В 1988 г. церковный комплекс бывшего мон-ря был передан Коряжемской правосл. общине. Его отреставрировали и обнесли новой оградой. В 2000-х гг. на территории мон-ря обнаружили древний колодец; ныне здесь служат молебны. Ист.: Верный месяцеслов. 1903. С. 9; Описание о российских святых.

http://pravenc.ru/text/2110689.html

упомянута «книга «Сава Сербьской»», к-рую «по Феодоре по Карпове дали» (Опись книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г./Публ.: Р. П. Дмитриева//КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 32). Арх.: РГАДА. Ф. 123. Сношения России с Крымом. Кн. 6-8. Изд.: Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. дух. письменности//ХЧ. 1909. 8/9. С. 1119-1125; Дружинин В. Г. Несколько неизв. лит. памятников из сб. XVI в.//ЛЗАК. 1909. Вып. 21. С. 106-113 [Послание митр. Даниилу]; Зимин А. А. Общественно-политические взгляды Федора Карпова//ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 172-173 [Послание старцу Филофею]; Сочинения Ф. И. Карпова//ПЛДР: Кон. XV - 1-я пол. XVI в. М., 1984. С. 494-519; То же//БЛДР. 2000. Т. 9. С. 338-359; Максим Грек, прп. Соч. М., 2008. Т. 1. С. 141-142, 337-339. Ист.: Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными. СПб., 1851. Т. 1: Памятники дипломатических сношений с империей Римской (с 1488 по 1594 г.) (по указ.); Памятники дипломатических сношений Московского гос-ва с Крымской и Ногайской ордами и Турцией. СПб., 1895. Т. 2. 1508-1521 гг. (СбРИО; Т. 95) (по указ.); Максим Грек, прп. Соч. М., 2008. Т. 1. С. 139-140, 143-144, 171-242, 255-294, 311-336. Лит.: Савва В. И. О Посольском приказе в XVI в. Х., 1917. Вып. 1; Ржига В. Ф. Боярин-западник XVI в.: Ф. И. Карпов//УЗ РАНИОН. М., 1929. Т. 4. С. 39-48; Зимин А. А. Федор Карпов, рус. гуманист XVI в.//Прометей. М., 1968. Сб. 5. С. 364-370; он же. Россия на пороге Нового времени. М., 1972 (по указ.); он же. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988 (по указ.); Freydank D. Zu Wesen und Begriffsbestimmung des russischen Humamismus//ZfS. 1968. Bd. 13. S. 98-108; Клибанов А. И. «Правда» Федора Карпова//Об-во и гос-во феод. России. М., 1975. С. 141-150; он же. «Государство правды» Федора Карпова// Он же. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. С. 207-218; Синицына Н. В. Федор Иванович Карпов - дипломат, публицист XVI в.: АКД. М., 1966; она же.

http://pravenc.ru/text/1681151.html

------. «The Role of Religious Leaders in Times of Conflict in Multinational and Multi-Religious Societies: A Contribution Toward Interreligious Dialogue in Macedonia,» Journal of Ecumenical Studies 39:1–2 (2002), 82–86. Murphy, Terrence. ”Trusteeism in Atlantic Canada: the struggle for leadership among the Irish Catholics of Halifax, St Johns, and Saint John, 1780–1850.” In Creed and Culture: the Place of English-speaking Catholics in Canadian society, 1750–1930, edited by Terrence Murphy and Gerald J. Stortz, 126–151. Montreal: McGill University Press, 1993. O " Connell, Marvin R. John Ireland and the American Catholic Church. St. Paul: Minnesota Historical Society Press, 1988. Oleksa, Michael. Orthodox Alaska: A Theology of Mission. Crestwood, New York: St. Vladimir " s Seminary Press, 1998. Orton, Lawrence D. The Prague Slav Conference of 1848. Boulder, CO: East European Quarterly, 1978. Pekar, Athanasius B. Saint Josaphat (1580–1623). Stamford, CT: Publications of Basilian Fathers, 1967. ------. The History of the Church in Carpathian Rus. Translated by Marta Skorupsky. Bio-bibliography by Edward Kasinec and Richard Renoff. New York: Columbia University Press, 1992. Procko, Bohdan P. «The Establishment of the Ruthenian Church in the United States, 1884–1907,» Pennsylvania History 42 (1975), 137–154. Renoff, Richard. «Seminary Background and the Carpatho-Russian Celibacy Schism: A Sociological Approach.» Diakonia 10:1 (1975), 55–62. Rowland, Daniel. «Moscow – The Third Rome or the New Israel?» The Russian Review 55 (1996), 591–614. Russin, Keith S. «Father Alexis G. Toth and the Wilkes-Barre Litigations.» St. Vladimir " s Theological Quarterly 16:3 (1972), 128–149. Sable, Thomas F. «Lay Initiative in Greek Catholic Parishes in Connecticut, New York, New Jersey, and Pennsylvania (1884–1909).» Doctoral dissertation, Graduate Theological Union, 1984. Shelley, Thomas J. «Dean Lings " s Church: The Success of Ethnic Catholicism in Yonkers in the 1890s,» Church History 65:1 (1996), 28–41.

http://azbyka.ru/otechnik/world/turning-...

Арх.: Архив СПб ФИРИ РАН. Ф. 69 (фонд Клименецкого мон-ря); НАРК. Ф. 177 (фонд Клименецкого мон-ря). Ист.: Писцовые книги Обонежской пятины, 1496 и 1563 гг. Л., 1930; Писцовая книга Заонежской пол. Обонежской пятины 1582/83 г.: Заонежские погосты//История Карелии XVI-XVII вв. в док-тах. Петрозаводск; Йоэнсуу, 1993. Ч. 3; Пигин А. В. Памятники рукописной книжности Олонецкого края. Петрозаводск, 2010. С. 214-218; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 207-208. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 531; Игнатий (Семёнов), архиеп. Краткое сказание о Климецком мон-ре. СПб., 1846; Барсов Е. В. Преподобные обонежские пустынножители: Мат-лы для истории колонизации и культуры Обонежского края//Памятная книжка Олонецкой губ. за 1868-1869 гг. Петрозаводск, 1869. Отд. 3. С. 41-44; он же. Олонецкий мон-рь Клименцы, с приписными к нему пустынями, царскими и иераршими грамотами. М., 1871; Строев. Списки иерархов. Стб. 999-1000; Феофил, иером. Сказание о жизни прп. Ионы и история Клименецкого мон-ря. СПб., 1885; Докучаев-Басков К. А. Прп. Иона Клименецкий и основанная им обитель//Рус. паломник. 1894. 13. С. 200-206; 14. С. 218-220; Голубинский. Канонизация святых. С. 329; Никодим (Кононов), архим. Олонецкие святые, их жизнь и церк. чествование: Агиол. очерки//Олонецкие ЕВ. 1903. 8; он же. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 44-46; Ершов М. А. Мат-лы для истории культуры Олонецкого края//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1905 г. 1905. С. 328, 335; Шайжин Н. С. Слава святителя и чудотворца Николая в Олонецком крае. Петрозаводск, 1909. С. 21-22; Срезневский В. И. Описание рукописей и книг, собр. для Имп. АН в Олонецком крае. СПб., 1913. С. 7-8, 32-33; Будовниц И. У.Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 259, 331-332; Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 20; Рукописные книги собр. М. П. Погодина: Кат. Л., 1988. Вып. 1. С. 111; Беловолова (Украинская) Т. Н. Валаамское собр. рукописей в Финляндии//ТОДРЛ. 1993. Т. 48.

http://pravenc.ru/text/578264.html

Божия Илии в г. Ярославле. Ярославль, 1906; Титов А. А. Упраздненные мон-ри Костромской епархии. М., 1909. С. 58; Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 1. С. 29, 31, 82, 84, 86, 88, 117, 189, 203, 204, 206, 232, 300; Т. 2. С. 136-137; Т. 3. С. 161, 169-171, 241, 287, 334, 353, 411; Т. 4. С. 167-177, 410, 423, 425, 449-452, 467-471, 493, 499; Лукомские Г. К. и В. К. Кострома. СПб., 1913. С. 50, ил.; С. 112, ил.; Виноградов Н. Описные и приходно-расходные книги Игрицкого мон-ря 1688-1689 гг. Кострома, 1915. С. 10, 12; Первухин Н. Г. Церковь Илии пророка в Ярославле. М., 1915; Брюсова В. Г. Изучение и реставрация фресок Ростовского кремля//Мат-лы по изуч. и реставрации памятников архитектуры Ярославской обл. Ярославль, 1958. Вып. 1: Др. Ростов. С. 95-110; она же. Новое о Гурии Никитине//Декоративное искусство СССР. 1965. 4. С. 41-42; она же. Фрески Ярославля XVII - нач. XVIII в. М., 1969. С. 68; она же. Гурий Никитин. М., 1982; она же. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 77, 136, 316, 317, 323-324; Данилова И. Е., Мнёва Н. Е. Живопись XVII в.//История рус. искусства/Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1959. Т. 4. С. 361, 404, 410, 418-419; Суслов А. И., Чураков С. С. Ярославль. М., 1960. С. 204-210; Калишевич З. Е. Худож. мастерская Посольского приказа в XVII в. и роль золотописцев в ее создании и деятельности//Рус. гос-во в XVII в. М., 1961. С. 402; Чураков С. С. Кто автор росписей ц. Троицы в Никитниках?//Декоративное искусство СССР. 1961. 7. С. 31; Масленицын С. И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//ПКНО, 1976. М., 1977. С. 155-166; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. Кат. 163-165; Шилов В. С. Возглавлял ли Гурий Никитин худож. работы в ростовском Успенском соборе?//К истории рус. изобразительного искусства XVII-XX вв.: Нов. мат-лы, тенденции, концепции. СПб., 1993. С. 3-6; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Кострома, 1997. Вып. 1. Ч. 2. С. 17; Каткова С. С. Икона «Великий архиерей» из собр. Костромского ист.-архит. музея-заповедника// Она же. Века и судьбы.

http://pravenc.ru/text/2565430.html

В 1898 году Василий Дмитриевич Быстров был пострижен в монашество с именем ФЕОФАН в честь преподобного Феофана, исповедника Сигрианского (память которого совершается 12 марта ст. ст.). Возможно, что выбор имени сделан был постригавшим с учетом того, что Василий Быстров был почитателем известного подвижника Святителя Феофана, Затворника Вышенского , незадолго пред тем (а именно 6 января 1894 года) скончавшегося, и впоследствии (в 1988) канонизованного. Вскоре после пострижения молодой монах был рукоположен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха 11 . В 1898 году скончался митрополит Палладий, и на столичную кафедру был 25 декабря возведен митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) . В следующем, 1899 году сменилось руководство академии. Ректором стал (вторично) архимандрит, а вскоре епископ Ямбург- ский Борис Плотников , а инспектором (с 6 октября 1899) – архимандрит Сергий (Страгород ский). В 1901 году снова произошла смена ректора. 24 января ректором стал архимандрит Сергий Страгородский , который 25 февраля был хиротонисан во епископа Ямбургского. Иеромонах Феофан Быстров был возведен митрополитом Антонием в сан архимандрита и определен исправляющим должность Инспектора академии. Вручая ново- поставленному архимандриту посох, митрополит Антоний в своем святительском назидании сказал: «Неси свое возложенное на тебя послушание с кротостью и терпением, ища не своего личного блага, а блага вверяемых тебе питомцев общей нам матери Академии» 12 . С этого времени и до октября 1905 года архимандрит Феофан является ближайшим помощником по академии ее Преосвященного ректора епископа Сергия Страгородского (впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси). В 1905 году архимандрит Феофан защитил свое фундаментальное исследование: «Тетраграмма, или Ветхозаветное Божественное имя» и был удостоен степени магистра богословия. Этот важный для правильного понимания исторического развития православной библиологии труд остается, к сожалению, еще и поныне малоизвестным нашим православным богословам, однако бесспорно достоин тщательного изучения и научной оценки со стороны современных православных ученых, посвящающих свои таланты и усилия святому делу «исследования Писаний» ( Ин. 5, 39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010