Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕМЕНЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1902-1919 гг. Волынско-Житомирской епархии (см. в ст. Житомирская и Новоград-Волынская епархия ), в 1919-1922 гг. с неопределенным статусом, в 1924-1926 гг. Волынско-Кременецкой епархии, в 1944-1945 гг. Луцкой и Волынской епархии . К. в. ненадолго возобновлялось в 1955 и 1988 гг. Центр - г. Кременец (ныне Тернопольской обл., Украина). 1902-1926 гг. К. в. как 2-е вик-ство Волынской и Житомирской епархии (1-е вик-ство - Владимир-Волынское ) образовано 16 июня 1902 г. указом Синода РПЦ после упразднения Острожского викариатства с центром в Кременце. Острожское вик-ство прекратило существование после перевода в 1901 г. Волынской ДС из Кременца в Житомир, когда отпала необходимость наблюдения со стороны Острожского епископа за деятельностью этой духовной школы (Острожское вик-ство было возобновлено в 1910 с центром в Остроге). Резиденция Острожского епископа находилась при кременецком в честь Богоявления мужском мон-ре , кафедральным был Николаевский собор в Кременце. Последним епископом Острожским с кафедрой в Кременце был Серафим (Мещеряков) . Первым Кременецким епископом стал Паисий (Виноградов; 16 июня 1902 - 18 дек. 1902), бывш. викарный епископ Владимир-Волынский. В его обязанности входило управление приходами в Кременецком у., наблюдение за кременецкими муж. и жен. епархиальными духовными уч-щами. Следующим Кременецким епископом стал Димитрий (Сперовский ; 2 февр. 1903 - 1 мая 1904), к-рого сменил бывш. ректор Волынской ДС архим. сщмч. Амвросий (Гудко ; 30 мая 1904 - 27 февр. 1909), хиротонисанный во епископа в кафедральном соборе в Житомире. С 27 февр. 1909 по 26 янв. 1913 г. К. в. возглавлял Никон (Бессонов) . Викариям в исполнении адм. функций помогали настоятели кременецкого Николаевского кафедрального собора: прот. Иларион Концевич (1908-1918), благочинные Кременецкого окр. протоиереи Дионисий Кирилович (1918-1923), Михаил Тучемский (1923-1933).

http://pravenc.ru/text/2459003.html

Горушка. Казанский Даниловский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Казанский женский монастырь на Горушке близ города Данилова основан в 1894 г. монахиней Михаилой по благословению ее духовного отца, святого праведного Иоанна Кронштадтского. 13 августа 1894 г. была освящена деревянная Казанская церковь. В 1897 г. в ныне несуществующей деревне Нохрино, монастырь устроил собственный кирпичный завод и было начато строительство святых врат с двухъярусной колокольней, которое было завершено в 1900 г. Эти постройки не сохранились. В 1901 г. приступили к строительству большого трехпридельного храма. Святейший Синод одобрил проект петербургского архитектора В.А. Косякова. Из-за нехватки средств, после смерти первой настоятельницы монастыря матушки Михаилы, в 1909 г. строительство было приостановлено почти на семь лет и было возобновлено лишь летом 1915 г. 16 сентября 1918 г. состоялось освящение храма святейшим патриархом Тихоном. Строился храм, как зимний: в подвале расположены печи, в стенах проходят дымоходы, трубы выходят на вершины полукруглых кровель, но в то трудное время протопить огромный собор не было возможности, и храм использовался как летний.  Зимой 1928 г. монастырь был закрыт. В 1931 г. на территории была организована сельхозартель «Красная Горушка». В советское время в храме находилось колхозное хранилище, склады, были оборудованы водонапорная башня и электростанция. В алтарной части устроили магазин. В августе 1980 г. произошел пожар - сгорел купола. Храм вернули церкви в 1988 г. В 1992 г. храм был открыт, как приходской, а 2 января 2002 г., в день памяти св. праведного Иоанна Кронштадтского, архиепископ Михей благословил вновь открыть Казанский монастырь на Горушке. 17 июля 2003 г. началось возрождение обители. Храм имеет четыре престола: кроме главного, иконы казанской Божией Матери, освящены пределы во имя Николая Чудотворца, в честь святителя Тихона Патриарха Московского в зимнем приделе, освященный 22 ноября 2004 г. С 1995 г. Даниловский монастырь является памятником федерального значения. 

http://sobory.ru/article/?object=20494

Примечания 1 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 98—129. 2 Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892 (книга вышла в свет в 1916 г.). 3 Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 37—66. 4 Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб. (К вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского»)//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. IX. М. — Л., 1953. С. 145—158. 5 Кузьмина В. Д. Древнерусские письменные источники об Андрее Рублеве//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 103—124; Просвирнин А. В похвалу преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу//Богословские труды. Сб. II. М., 1973. С. 210—239; Die Legenden des heiligen Sergij von Ra–donez. Nachdruck der Ausgabe von Tichonravov. Mit einer Einleitung und einer In–haltsubersicht von Ludolf Muller. Munchen, 1967; Appel O. Die Vita des hf. Sergij von Radonez. Untersuchungen zur Textgeschichte. Munchen, 1972. 6 Дробленкова Н. Ф. Житие Сергия Радонежского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. I (А—К). Л., 1988. С. 330—336. 7 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. C. 98—102; Голубинский Е. Е. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Изд. 2–е. М., 1909. С. 7—8; Клибанов А. И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 67; Грихин В. А. Творчество Епифания Премудрого и его место в древнерусской культуре конца XIV — начала XV века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1974. С. 5. 8 Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. С. 45, 62; Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб. С. 147; Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. Отд. II. С. 178—193; Просвир–нин А. В похвалу преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу. С. 211—213. 9 Сб. «Сергий Радонежский». М., 1991. С. 526.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Скачать epub pdf Переписка с семьёй протоиерея Бориса Старка От редакции Впервые публикуемые письма архимандрита Софрония к семье протоиерея Бориса Старка глубоко поучительные, излучающие истинную любовь, по своему духовному благодатному наполнению, а также малоизвестному биографическому материалу не могут быть достоянием только личного семейного архива. Мы глубоко признательны семье недавно почившего о. Бориса Старка за любезно предоставленные письма, позволяющие всем нам ещё раз встретиться с живым словом одного из последних подвижников наших дней, великого молитвенника, богослова, и духовного писателя – старца Софрония. В эту книгу мы включили многочисленные фотографии, присланные о. Софронием семье Старков, а также рассказ о блаженном отроке Серёжике Старке, написанный монахиней Серафимой (Осоргиной). ВСТУПЛЕНИЕ 11 июля 1993 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, на 97-м году закончилась земная жизнь архимандрита СОФРОНИЯ (Сахарова) . Для многих имя о. Софрония известно по книге «Старец Силуан», автором которой он является. Преподобный Силуан – афонский подвижник нашего века, блаженный старец, духовный наставник о. Софрония. Причислен к лику святых Константинопольской Православной Церковью в 1988 году. Его имя внесено в святцы Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Воистину, «дивны дела Твои, Господи»: преподобный Силуан преставился в 1938 году, 24 сентября по новому стилю, также в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских. В 1947 году, проведя более 22-х лет в монастырях на Афоне, иеромонах Софроний приехал во Францию, где познакомился с семьёй протоиерея (в те годы ещё иерея) Бориса Старка: его женой Наталией Димитриевной и их детьми. Сорок шесть лет связывала их любовь во Христе и братская дружба. О. Борис Старк родился в 1909 году в Кронштадте в семье морского офицера. Его отец, Юрий Карлович Старк, восемь лет плавал на крейсере «Аврора», пройдя путь от минного офицера до старшего офицера крейсера. Позже, уже в чине контрадмирала, командовал Сибирской флотилией. После захвата власти коммунистами, он, не приняв новый режим, устанавливаемый безбожниками на Родине, увёл корабли флотилии на Филиппины, затем перебрался в Европу, в Париж.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Список принятых сокращений А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) ААЭ — Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи. Т. I (1294—1598 гг.). СПб., 1836 АЯ — Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. I. СПб., 1841 ИСЭИ — Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. Т. I (сост. С.Б. Веселовский). М., 1952; Т. II (сост. И.А. Голубцов). М., 1958; Т. III (сост. И.А. Голубцов). М., 1964 АФЗХ — Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч. I. (подгот. Л.В. Черепнин). М., 1951 АЮ — Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838 Базилевич — Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV в. М., 1952 Будовниц — Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XV вв. М., 1966 Веселовский — Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969 Вымская летопись — Вымская летопись//Историко-филологический сборник. Вып. 4. Сыктывкар, 1958 ГБЛ — Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина. Отдел рукописей (Москва) ГВНП — Грамоты Великого Новгорода и Пскова/Под ред. С.Н. Валка. М.; Л., 1949 Герберштейн — Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988 ГИМ — Государственный исторический музей. Отдел рукописей (Москва) Голубинскчй — Голубинскчй Е.Е. История русской церкви. Т. II. Ч. I//ЧОИДР. 1900. Кн. 1 ДДГ — Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв./Подгот. Л.В. Черепнин. М.; Л., 1950 ДРВ — Древняя Российская вивлиофика. Ч. VI. М., 1787 Инока Фомы слово похвальное... — Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче/Сообщение Н.П. Лихачева. СПб., 1909 Казакова-Казакова Н.А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения. Конец XIV — начало XVI в. Л., 1975 Каштанов-Каштанов С.М. Очерки русской дипломатики. М., 1970 Лурье-Лурье Я.С. Рассказ о боярине И.Д. Всеволожском в Медоварцевском летописце//Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1977. М., 1977

http://sedmitza.ru/lib/text/438805/

Думиничи. Церковь Космы и Дамиана. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1890 г. тщанием владельцев, служащих и мастеровых Думинического завода, в память чудесного спасения императора Александра III и его семейства от грозившей им опасности при крушении поезда на ж.д. близ ст. Борки, недалеко от Харькова, 17 октября 1888 г. Вел строительство инженер Митрофан Иванович Цыплаков. Деревянные здание храма и колокольня были выстроены на каменном фундаменте. Вокруг храма в 1904 г. была ограда из чугунных решеток. Единственный престол храма был освящен 6 февраля 1890 г. Недалеко от храма стояла деревянная сторожка. Приходское кладбище было окопано канавой и обнесено деревянной оградой. Земли при церкви не было. При храме была библиотека в 200 томов и земская школа, в которой обучалось 70 мальчиков и 40 девочек. 19 августа 1909 г. храм посетил епископ Калужский и Боровский Вениамин. После революции храм был закрыт, в здании расположился дом пионеров. В 1932 г. храм был полностью сожжен. В 1988 г., несмотря на “нецелесообразность”, по мнению властей, организации прихода в пос. Думиничи, инициативная группа верующих добилась регистрации церковной общины. На средства верующих были приобретены два дома с участками земли на ул. Кирова. В одном из них был устроен молитвенный дом, другой был обращен в сторожку. В 1991 г. по благословению архиепископа Климента верующие обратились к местным властям с просьбой о разрешении строительства нового храма. В поддержку этого обращения было собрано 250 подписей местных жителей. В том же году был выделен участок земли по Большой Пролетарской ул., и на месте, где прежде стоял храм Космы и Дамиана, начались подготовительные работы к строительству нового кирпичного храма, закладку которого летом 1992 г. освятил архиепископ Климент. Средства на его строительство поступали от епархии, местных предприятий, администрации района, прихожан и жертвователей. С 2005 г. богослужения совершались в недостроенном храме, так как молитвенный дом стал непригодным для богослужения. Совершались богослужения в правом приделе в честь Владимирской иконы Божией Матери, а в остальном помещении храма выполнялись отделочные работы.

http://sobory.ru/article/?object=10523

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА (не позднее 1055/60 - 3.11. 1112, Киев), прп. (пам. 18 мая, 3 нояб.), дочь переяславского (впосл. киевского) кн. Всеволода Ярославича , вероятно от первого брака (в летописях упоминается под именем Янка (Янька), является ли это имя уменьшительной формой имени Анна или Иоанна или же самостоятельным именем языческого происхождения, с определенностью сказать трудно). В 1086 г. Всеволод заложил в Киеве ц. св. ап. Андрея и основал при ней жен. мон-рь (Андреевский «Янчин»), в к-ром тогда же по пострижении А. стала первой настоятельницей. Сведения об устроении при мон-ре девичьей школы есть только у В. Н. Татищева . А. принимала участие в церковно-политической деятельности своего отца: в 1089-1090 гг. она возглавила посольство в К-поль за новым митр. Иоанном III . Похоронена в Андреевской ц. мон-ря. Время канонизации неизвестно. Без указания дня памяти в сер. 50-х гг. XVII в. ее имя включил в свой Месяцеслов Симон (Азарьин) : «Преподобная мати Анна, имянуема Янка, дщи бысть великаго князя Всеволода Ярославича, внучка ж греческаго царя Констянтина, пострижеся, девою сущи, и монастырь устрои, и множ черноризницы совокупив, отиде к Богу в добром устроении» (РГБ. МДА. 201. Л. 330 об.). Дни памяти А. отмечены в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) - 3 нояб. и в «Описании о российских святых» кон. XVII-XVIII вв.- 18 мая. Упомянута как инокиня в иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 170 об.) под 16 июня. Ист.: ПСРЛ. Л., 1926-19282. Т. 1. Стб. 208, 289; СПб., 19082. Т. 2. Стб. 197, 200, 273; Татищев В. Н. История российская. М., 1963. Т. 2. С. 95; Описание о российских святых. С. 9. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 41, Прил. С. I; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 149, 343; Васильевский В. Г. Два письма византийского императора Михаила VII Дуки к Всеволоду Ярославичу// он же. Труды. СПб., 1909. Т. 2. Вып. 1. С. 3-55; Kaz hdan A. Rus " -Byzantine Princely Marriages in the Eleventh and Twelfth Centuries//HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. Р. 418-419; Назаренко А. В. [Рец.]//ОИ. 1992. 4. С. 205; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 52.

http://pravenc.ru/text/115552.html

Николай Алексеевич (24.05.1909, с. Чудские Заходцы Гдовского у. С.-Петербургской губ.- 24.08.2002, о-в Талабск (Залит) на Псковском оз. в Псковской обл.), прот. Из купеческой семьи. Семья отличалась благочестием. Отец, Алексей Иванович Гурьянов († 1914), был регентом церковного хора. После его смерти воспитанием детей занималась мать, Екатерина Стефановна Гурьянова († 1969). Впосл. она стала ближайшим помощником сына Николая. С детства он прислуживал в храме арх. Михаила в с. Кобылье Городище Гдовского у., ездил с богомольцами по св. местам. По окончании Гатчинского педагогического техникума поступил в Ленинградский педагогический ин-т, но в 1929 г. был исключен за выступление против закрытия одной из церквей. Преподавал математику, физику и биологию в школе в г. Тосно Ленинградской обл. Затем служил псаломщиком в храме во имя свт. Николая с. Ремда Середкинского р-на Ленинградской обл. (ныне Гдовского р-на Псковской обл.). В нач. 30-х гг. был арестован, провел 7 лет в тюрьмах, лагерях и ссылках. В заключении утешал и поддерживал слабых духом. После освобождения проживал в Ленинградской обл. Во время нем. оккупации был насильно увезен в Прибалтику. 8 февр. 1942 г. Виленским митр. Сергием (Воскресенским) рукоположен во диакона и 15 февр.- во иерея. В том же году окончил богословские курсы в Вильнюсе и был направлен священником в рижский Сергиев во имя Св. Троицы жен. монастырь . Затем переведен в вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь , где нес послушание уставщика. С июля 1943 г. настоятель храма во имя свт. Николая с. Гегобросты Паневежского благочиния Виленско-Литовской епархии. В 1949-1951 гг. заочно учился в Ленинградской ДС и Ленинградской ДА. В 1956 г. возведен в сан протоиерея. В 1958 г. переведен в Псковскую епархию. По личной просьбе назначен Псковским еп. Иоанном (Разумовым) настоятелем храма во имя свт. Николая на о-ве Талабск (Залит) на Псковском оз., где прошло почти полвека его пастырского служения. Награждался золотым наперсным крестом (1952), митрой и правом служения с открытыми царскими вратами до Херувимской песни (1988) и до «Отче наш» (1992).

http://pravenc.ru/text/168406.html

Храм Архангела Михаила (Майский) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В 1849 году по решению станичного схода началось строительство храма. Здание храма деревянное на каменном фундаменте с такой же колокольней, освящено 8 ноября 1850 года во имя святого Архангела Михаила . Новый кирпичный храм заложен в 1907 году и освящен 21/8 ноября 1909 года. Содержание История [ править править код ] В документах Кавказской линии Пришибский казачий пост упоминается с 1819 года. Согласно данным «Терского календаря на 1910 год», ст. Пришибская (с хутором Пришибско-Малкинским) была основана в 1837 году, на месте упраздняемого укрепления. В 1838 г.станица заселяется «малороссийскими казаками». Малороссийские казачьи полки были сформированы в Полтавской и Черниговской губерниях и направлены в Польшу во время восстания 1830 г., а затем два из этих полков были переведены на Кавказ и образовали Владикавказский казачий полк, размещавшийся во вновь построенных станицах вдоль Военно-Грузинской дороги между станицей Екатериноградской и Владикавказом. В 1842 г. в станице Пришибской проживало 248 человек. В 1849 году по решению станичного схода началось строительство храма. Здание храма деревянное на каменном фундаменте с такой же колокольней освящено 8 ноября 1850 во имя святого Архангела Михаила. Новый кирпичный храм заложен в 1907 году и освящен 21/8 ноября 1909 года. Храм был закрыт в сентябре 1939 года. Жителям станицы удалось сохранить большую часть имущества храма, в том числе уникальный деревянный резной иконостас. Здание использовалось под зернохранилище. В 1943 году здание храма было возвращено верующим. В 1973 году при протоиерее Николае Бобылеве была произведена реконструкция храма. В 1988 году обновлена роспись. В 2000-х годах при настоятеле храма отце Валентине Бобылеве были построены здание церковно-приходской школы и крестильная, благоустроено церковное подворье. Осенью 2008 года в здании церковно-приходской школы появился музей храма, который в настоящий момент является единственным в нашей республике. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архангела...

Майский. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1849 году по решению станичного схода началось строительство храма. Здание храма деревянное на каменном фундаменте с такой же колокольней, освящено 8 ноября 1850 года во имя святого Архангела Михаила. Новый кирпичный храм заложен в 1907 году и освящен 21/8 ноября 1909 года. Храм был закрыт в сентябре 1939 года. Жителям станицы удалось сохранить большую часть имущества храма, в том числе уникальный деревянный резной иконостас. Здание использовалось под зернохранилище. В 1943 году здание храма было возвращено верующим. В 1973 году при протоиерее Николае Бобылеве была произведена реконструкция храма. В 1988 году обновлена роспись. В 2000-х годах при настоятеле храма отце Валентине (Бобылеве) были построены здание церковно-приходской школы и крестильная, благоустроено церковное подворье. Осенью 2008 года в здании церковно-приходской школы появился музей храма, который в настоящий момент является единственным республике. Крупный пятикупольный храм в стиле эклектики построен из красного обожженного кирпича. Экстерьер богато украшен фигурной кирпичной кладкой, использованной для оформления наличников арочных окон, ширинок, фризов, крестов греческой и православной форм. Луковичные купола из листового железа, окрашеного в синий цвет. Внутренне расположение храма состоит из квадратной в плане центральной части, к которой с восточной стороны примыкает алтарная апсида, а с западной – притвор и колокольня. Центральный вход осуществляется через четырехъярусную колокольню. Внутренняя отделка храма светло-голубых тонов. На парусах подкупольной части изображение четырех Евангелистов, обрамляемые Херувимами. Храм освящается четырехъярусным бронзовым паникадилом. В притворной части установлены напольные киоты с иконами «Успение Пресвятой Богородицы» и «Спасителя с предстоящими Божией Матерью и ап. Иоанном Богословом». Алтарь от центральной части отделен пятиярусным деревянным резным с позолотой иконостасом. Правый и левый клиросы огорожены напольными амвонными киотами с иконами «Покрова Пресвятой Богородицы», «Св. Архангела Михаила» и «Свт. Николая Мирликийского Чудотворца». Святыни храма: сохраненный прихожанами иконостас резной работы с позолотой. 

http://sobory.ru/article/?object=07081

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010