Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 27.02.1865 - 1.01.1931, Плашки, совр. Хорватия), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ. Окончил православную гимназию в г. Нови-Сад, изучал юриспруденцию в ун-те в Пеште (ныне Будапешт). 13 мая 1887 г. указом Святейшего Синода РПЦ зачислен в МДА, 28 сент. 1890 г. утвержден в степени кандидата богословия. С 1891 до 1911 г. в семинарии в Сремски-Карловци преподавал введение в Свящ. Писание и толкование Свящ. Писания, литургику, катехизис, педагогику, русский язык. 14 окт. 1893 г. в мон-ре Ковиль пострижен в монашество, 26 окт. рукоположен во диакона, 27 окт.- во иерея. В 1898 г. возведен в сан синкелла, в 1899 г.- протосинкелла, в 1904 г.- архимандрита. С сент. 1900 по сент. 1901 г. был настоятелем мон-ря Хопово, в дек. 1909 г. назначен настоятелем мон-ря Раковац. 18 дек. 1912 г. хиротонисан во викарного епископа. В 1914 г. назначен администратором Горно-Карловацкой епархии, в 1920 г. возглавил кафедру (в 1921 утвержден королевским указом). В 1919 г. как эксперт по Воеводине принимал участие в составе серб. делегации в работе мирной конференции в Париже. В 1919 г. избран профессором Богословского фак-та Белградского ун-та, но не смог принять эту должность из-за управления Горно-Карловацкой епархией. Активно выступал за церковное объединение серб. епархий, что произошло в 1920 г. В 1902 г. стал инициатором и до 1914 г. был редактором ж. «Богословский вестник» (Богословски гласник: Часопис за православну богословску науку и црквени живот). В первых 2 десятилетиях ХХ в. осуществлял перевод НЗ с греч. языка на сербский, часть переводов с комментариями опубликовал в 1902-1907 гг. в «Богословском вестнике». И. издал кн. «Сербские монастыри в Банате...» (Српски манастири у Банату, постанак, прошлост и oдhoшaj према Румунима. Сремски Карловци, 1907), к-рая сыграла важную роль в решении в венг. судах дел, связанных с имущественными претензиями покинувших Карловацкую митрополию румын. Большую научную ценность представляют его монография «Женский монастырь в Стари-Язаке» (Женски манастир у Старом Jacky. Сремски Карловци, 1930) и исследования по истории Сербской Патриархии, опубликованные в 1930-1931 гг. в «Гласнике Сербской Православной Патриархии», при написании которых И. активно использовал источники из архивов Карловацкой митрополии, Вены и Будапешта. Подготовил к печати книгу с жизнеописаниями архиереев Карловацкой митрополии, но весь материал пропал во время второй мировой войны. Как глава епархии особо заботился об улучшении материального положения приходского духовенства. Во время первой мировой войны окормлял интернированных серб. священников, размещенных в мон-ре Гомирье. Похоронен в кафедральном соборе в Плашках.

http://pravenc.ru/text/389179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Толгский. Икона. 10-е гг. XXI в. Васильевич Толгский (20.02.1886, погост Дорки (Архангельский) Бронницкого у. Московской губ. (ныне с. Загорново Раменского р-на Московской обл.) - 11.01.1938 (по др. данным, 27.08. 1937), близ г. Чимкента (ныне Шымкент) Южно-Казахстанской обл.), сщмч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи потомственных священнослужителей, сын прот. Василия Григорьевича Толгского, настоятеля Михаило-Архангельской ц. на погосте Дорки. Н. получил домашнее образование, хорошо пел, играл на скрипке, был регентом лучшего в уезде Дорковского детского церковного хора, организованного его отцом. Позднее переехал с семьей в г. Бронницы. В 1897-1901 гг. учился в московском Донском ДУ, после чего был зачислен в МДС. В 1907 г. Н. окончил семинарию по 1-му разряду и поступил в МДА. В 1911 г. окончил академию с ученой степенью кандидата богословия за соч. «Надгробные проповеди у важнейших представителей русского проповедничества XVIII-XIX веков». 24 нояб. 1911 г. он был рукоположен во иерея к Крестовоздвиженской ц. с. Алтуфьева Московского у. В то же время служил законоучителем в земском народном уч-ще и 6-годичной уездной земской школе. 16 марта 1913 г. Н. был переведен священником в московскую ц. прп. Сергия в Пушкарях и, одновременно, назначен законоучителем церковноприходской школы. Позднее он также служил законоучителем в московской частной жен. гимназии Гейне (с 1916), в частном реальном уч-ще. Занимался организацией церковных хоров, участвовал в просветительской деятельности. В нач. 1922 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) возвел Н. в сан протоиерея и наградил митрой. Н. был назначен настоятелем ц. прп. Сергия в Пушкарях и благочинным 1-го отд-ния Сретенского сорока церквей. В том же году Н. арестован за преподавание Закона Божия, но через 2 недели он был освобожден. В 30-х гг. Н. лишили гражданских прав, его квартиру уплотнили. Тяжелые жизненные условия подорвали здоровье Н. 12 апр. 1935 г. его арестовали вместе с неск. прихожанами и поместили в Бутырскую тюрьму. По мнению следствия, «священник Толгский проводит активную работу по объединению вокруг Церкви наибольшего количества верующих, особенно молодежи, которых призывает к защите Церкви и духовенства от насилий Советской власти». Н. был обвинен в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Виновным себя не признал. 31 мая 1935 г. особое совещание при НКВД СССР приговорило его к 3 годам ссылки в Казахстан. Летом того же года Сергиевская ц. была закрыта и разрушена.

http://pravenc.ru/text/Толгская.html

Тамбов. Домовая церковь Николая Чудотворца в бывшем здании Духовной семинарии. Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1847. В 1907-1910 перенесена в новое помещение. Архитектор:В.А. Усачёв Адрес: Россия, Тамбовская область, г. Тамбов, Ленинградская ул., д. 1 Координаты: 52.718242, 41.462828 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С 1786 г. на Набережной улице г. Тамбова городскими властями было выделено место под строительство семинарии, и уже в 1788 г. в новое здание было переведено два класса философии и риторики, а в 1798 г. переводятся и все остальные. После реформ духовно-учебных заведений в 1867-1870 гг. при семинарии создана образцовая воскресная школа, где преподавали ученики старших классов. В 1847 г.на втором этаже семинарского здания была устроена Никольская церковь. Последние крупные строительные работы в семинарии производились в 1907-1911 гг., в это время была устроена новая семинарская церковь в южную часть здания. При основании Тамбовской семинарии в ней обучалось 29 человек, в 1799 г. 592, а к началу 20 века более 600. Семинария была одним из крупнейших духовно-учебных заведений в стране. Здание бывшей духовной семинарии находится по улице Ленинградской, д. 1 в Ленинском районе города Тамбова Тамбовской области. В 1780 г. для строительства главного семинарского корпуса наместник Тамбовской губернии граф Р.И. Воронцов определил усадебное место между городской стеной и монастырём. Однако эта территория оказалась слишком тесной и в 1782 г. для строительства был выделен квартал между Покровской церковью и архиерейским домом. Главный двухэтажный корпус был заложен по проекту архитектора В.А. Усачёва на высоком берегу реки Цны 30 мая 1785 г. Строительство здания затянулось, и в 1788 г. в недостроенное здание Указом Синода были переведены три класса семинарии - богословский, философский и риторический. В 1788 г. положение несколько улучшилось, ибо строительством и обустройством семинарии стал заниматься епископ Тамбовский и Шацкий Феофил. Главный корпус семинарии был окончательно отстроен лишь в 1798 г. По настоянию епископа началась подготовка к строительству каменных флигелей. Строительство первого флигеля для воспитанников, столовой и хлебни окончилось в 1800 г.

http://sobory.ru/article/?object=13871

(Цветков Гавриил Георгиевич; 21.03.1867, с. Лески Рязанского у. и губ.- 17.10.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 4 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), архим. Из семьи пономаря (с 1907 отец В. являлся священником Воскресенской жен. общины в г. Пронске). По окончании в 1884 г. сельской школы В. служил до 14 авг. 1892 г. почтальоном. 12 мая 1893 г. принят по указу послушником в Радовицкий во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь . 12 апр. 1896 г. пострижен в монашество с именем в честь свт. Василия , еп. Парийского, 28 апр. того же года рукоположен во иеродиакона, 14 мая 1899 г.- во иеромонаха Рязанским и Зарайским еп. Мелетием (Якимовым) . 4 июня 1899 г. переведен в рязанский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , 5 сент. 1902 г. назначен на должность казначея, исполнял послушание ризничего. 6 мая 1903 г. переведен в пронскую Спасскую пуст. 21 авг. 1907 г. В. вернулся в рязанский Троицкий мон-рь, был назначен членом хозяйственного совета мон-ря и исполняющим должность казначея, с 18 нояб. 1908 г. наместник мон-ря. 25 сент. 1911 г. возведен в сан игумена. 4 дек. 1912 г. перемещен в астраханский Покрово-Болдинский мон-рь. 6 мая 1914 г. награжден орденом св. Анны. 5 июня 1916 г. возведен в сан архимандрита. 29 июня 1916 г. по прошению был назначен настоятелем данковского Покровского мон-ря. После закрытия в 1918 г. мон-ря В. служил священником на различных приходах Рязанской епархии: первоначально в Димитриевской ц. в г. Данкове, в 1919-1920 гг.- в с. Жукове Данковского у. (совр. Данковский р-н Липецкой обл.), с 1921 г.- настоятель церкви в с. Липяги близ г. Скопина, в 1926 г. служил в Сретенской ц. в Скопине, в 1927-1930 гг.- в с. Ст. Келец (Кельцы) Скопинского р-на, с 1932 г.- в церкви в с. Новом, после закрытия этого храма в 1936 г. вернулся в Георгиевскую ц. в Ст. Келец. Арестован 26 авг. 1937 г. по обвинению в «контрреволюционной деятельности», содержался в тюрьме в Скопине. Расстрелян по приговору судебной тройки УНКВД СССР по Московской обл. от 11 сент. 1937 г. Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г.

http://pravenc.ru/text/150633.html

Воронеж. Церковь Рождества Христова на Чижовке. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь построена в кирпиче в 1780-х гг., полностью реконструирована в 1870 г. в формах эклектики. Четырехстолпный храм, завершенный шатровым куполом, с трапезной и многоярусной колокольней. Приделы Стефановский и Флоро-Лаврский. Закрыта в 1933 г., в 1942-1943 гг. в ходе боев за Чижовский плацдарм сильно разрушена, после войны руины сломаны. Место храма застроено. http://svyatayarus.su/church/detail/51003/ Рождественский храм в Дальней Чижовке был построен в начале XVIII века, как уже существующий он упоминается в 1720 году. В 1732 году здесь священствовал отец Леонтий. Деревянная церковь в 1750 году была «поновлена». Через несколько лет началось неспешное строительство каменного здания рядом с прежним. Никольский указывает даты постройки - 1771 год. В 1783 году был освящен придел в трапезной во имя святого архидиакона Стефана. К 1788 году завершилось строительство в камне всей церкви, 28 мая в ней начались богослужения. Еще один придел имел своими покровителями великомучеников Флора и Лавра. Последний раз церковь перестраивалась в 1870 году и после этого вновь была освящена епископом Серафимом (Аретинским). Объем ремонтных работ и их содержание неизвестны. В алтаре тогда находилась примечательная икона «Моление Спасителя о чаше» неизвестного изографа. В 1805 году в храме служили священник Матфей Струков и диакон Андрей Пахомов. В приходе было 175 дворов, где проживали 1284 человека. В 1830-1840-е годы значится священник Василий Антонович Орлов. Церкви принадлежали 38 десятин земли, которые сдавались в аренду. В 1880-е годы Рождественский храм считали своим духовным домом около 2000 верующих. Здесь действовала церковно-приходская школа. По данным ГАВО за 1911 год, «диаконом пригородной слободы Дальней Чижевки 18 октября 1891 г. был рукоположен Виталий Прокопиевич Попов, переведенный 18 декабря 1893 г. к Дмитровской церкви села Масалитинова Бобровского уезда». В августе 1902 года в придельном алтаре Флора и Лавра освятили новый иконостас. В церкви тогда служили священник Феодор Алексеевич Курбатов, диакон Василий Ил. Петров, псаломщик Николай Кручинин (в 1899 г. упоминается псаломщик Иван Княжев). Старостой был крестьянин Иван Мамонтов. По ведомости 1911 года священником значился Владимир Проскуряков, псаломщиком - Николай Синявский, диакона при церкви не было. Старостой с 1907 года был крестьянин Михаил Панков. Приход насчитывал 310 дворов, где проживали 1335 мужчин и 1346 женщин.

http://sobory.ru/article/?object=35368

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ Стефанович Преображенский (21.03.1878, погост Котельно Островского у. Псковской губ.- 26.02.1919), сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых), свящ. Из семьи священника. В 1896 г. окончил Порховское ДУ. В 1896-1898 гг. служил псаломщиком в церкви погоста Купуй Великолукского у., затем в церкви погоста Врев Островского у. (до 1903); преподавал пение во Вревской школе. 31 авг. 1903 г. рукоположен во диакона к храму Рождества Богородицы в погосте Дубровно Порховского у. В 1907 г. перемещен в Псков диаконом на штатной вакансии псаломщика ц. свт. Николая с Усохи. 6 мая 1909 г. награжден архипастырским благословением по случаю тезоименитства имп. Николая II. В 1911 г. хиротонисан во священника к Предтеченскому храму в погосте Апросьево Новоржевского у. Со тщанием окормлял паству прихода, насчитывавшего 79 деревень с 4500 жителями. Преподавал Закон Божий в Апросьевском министерском одноклассном уч-ще, был заведующим и законоучителем Новоусадищенской церковноприходской школы и Боровско-Апросьевской школы грамоты (обе неподалеку от Бежаниц). Участвовал в работе съезда духовенства Псковской епархии (1911) и съезда депутатов Великолукского училищного округа (1916). В 1919 г. арестован. Расстрелян в числе 16 содержавшихся в тюрьме Новоржевского рабочего дома «контрреволюционеров» по постановлению Временного военно-революционного комитета ввиду возможного их освобождения восставшими против большевиков крестьянами уезда. Прославлен постановлением Свящ. Синода РПЦ от 30 июля 2003 г. Арх.: ГА Псковской обл. Ф. 39. Оп. 1. Д. 659. Л. 23-38. Лит.: Псковские ЕВ. 1903. 19. Ч. офиц. С. 257 [рукоположение в сан диакона]; 1916. 22. С. 215 [Список отцов депутатов Великолукского училищного окр.]; Новгородские ЕВ. 1919. 4. С. 16; Памятная кн. Псковской губ. за 1913-1914 гг. Псков, 1913. С. 264, 267-268; ЖМП. 2003. 8. С. 7; Святая седмерица: Жития св. священномучеников Псковской епархии XX ст. Псков, 2004. С. 34-46.

http://pravenc.ru/text/161247.html

Челябинск. Молитвенный дом Николая Чудотворца. Молитвенный дом Австрийского согласия /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1908. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Челябинская область, г. Челябинск, площадь перед южным фасадом " Торгового центра " (ранее угол улиц Кыштымской и 8 Марта) Координаты: 55.171899, 61.393022 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты После подписания 17 апреля 1905 г. императором Николаем II манифеста о веротерпимости старообрядцы всех согласий начали повсеместно регистрировать общины, приобретать и строить культовые сооружения по всей России, Челябинск не стал исключением. До 1905 г. челябинские австрийцы собирались в доме мещанина Трофима Николаевича Толстых на ул. Набережной. После провозглашения религиозной свободы члены совета белокриницкой общины Т. Н. Лавров, Я. И. Чернов и мещанин П. С. Овчинников воспользовались изменением ситуации и перерегистрировали здание на церковную общину. В раскладочной ведомости за 1905 г. сохранилось описание построек: «Дом с двумя каменными кладовыми крытый железом, во дворе австрийская молельня». В 1906-1907 гг. дворовое место перешло в собственность к А. В. Кузнецову. Вероятно, в это же время дворовое место было разделено на две части: одну приобрел А. В. Кузнецов, а вторую - Е. А. Толстых. В 1908 г. А. Д. Ушкова приобрела у А. В. Кузнецова его часть дворового места 176, а второй по-прежнему владела Е. А. Толстых. К 1911 г. дворовое место А. Д. Ушковой перешло в собственность старообрядческой общины. Судя по описанию недвижимого имущества, дом, принадлежавший Т. Н. Толстых, оказался на участке Е. А. Толстых. По-видимому, изначально это здание предполагалось приспособить для молитвенного дома, именно поэтому план дома попал на утверждение технико-строительного комитета Оренбургского губернского правления, он озаглавлен: «План существующего деревянного дома, находящийся во 2-й части г. Челябинска, на углу Набережной и Кыштымской улиц, в 6 плановом квартале, по участку 1-2, предполагаемого к образованию в молитвенный дом обществом старообрядцев Белокриницкой иерархии». План был утвержден, и старообрядцы получили возможность устроить на купленном дворовом месте моленную, о чем свидетельствуют раскладочные ведомости по налогу на недвижимое имущество г. Челябинска за 1908, 1911, 1916 гг.

http://sobory.ru/article/?object=58483

Иван Дмитриевич (21.06.1867, с. Малиново Ливенского у. Орловской губ.- 28.06.1927, Ленинград), историк Церкви, византинист, переводчик. Род. в семье священника, окончил Орловскую ДС и МДА (1892). С 3 июня 1893 г. преподаватель философских предметов в Таврической ДС. С 25 нояб. 1895 г. магистр богословия, за магистерскую дис. «Константинопольские Патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия» удостоен Макария (Булгакова), митр., премии . С 4 сент. 1895 г. работал в МДА, в 1895/96 г. помощник инспектора, с 29 янв. 1896 г. доцент по кафедре новой гражданской истории, с 8 дек. 1899 г. экстраординарный профессор, в 1898-1900 гг. лектор англ. языка. С 1899 г. сотрудник изд-ва Брокгауза и Ефрона, редактор отдела богословия и церковной истории НЭС, где поместил более 250 статей по библеистике, церковной истории и богословию. В 1902 г. был в научной командировке в К-поле, в Русском археологическом ин-те; в 1903 г.- во Франции. С 30 нояб. 1906 г. редактор ж. «Богословский вестник» , в к-ром большое внимание уделял вопросам церковных преобразований: реформе духовной школы, проблеме отделения Церкви от гос-ва и восстановления Патриаршества; выступал за активное участие мирян в церковных делах. С 10 нояб. 1907 г. исполняющий должность экстраординарного профессора С.-Петербургского ун-та по кафедре истории Церкви, с 17 мая 1910 г. по 26 авг. 1911 г. проректор, с 15 нояб. 1916 г. исполняющий должность ординарного профессора. Читал курс по истории Церкви на Высших жен. историко-лит. и юридических курсах, Высших курсах Лесгафта, в Психоневрологическом ин-те. В 1916-1917 гг. сотрудник ж. «Церковь и жизнь» . В 1917 г. избран членом Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг ., но сложил полномочия по состоянию здоровья. С 1 окт. 1918 г. профессор по кафедре истории Петроградского ун-та, в 1919-1920 гг. зав. кафедрой общественных наук. В 1923-1925 гг. командировался от ун-та в губернский суд в качестве эксперта по делам об освобождении от военной службы по религ. убеждениям. 30 сент. 1924 г. освобожден от преподавания в связи с сокращением университетской программы и ликвидацией читаемых курсов. Работал архивистом 2 отд-ния IV секции Главархива. В 1925-1927 гг. профессор Высших богословских курсов в Ленинграде по кафедре апологетики. 9 окт. 1926 г. прочитал актовую речь «Христос как миф по взгляду современной библейской критики». Среди сослуживцев по курсам сделал доклад «Проблема исторического существования Христа», рецензировал магистерские диссертации протоиереев М. Митроцкого и Н. Чепурина , кандидатское сочинение мон. Дамианы (Соболевой).

http://pravenc.ru/text/115168.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. П. Голубцов. Фотография. 80-е гг. XIX в. Александр Петрович (1862, погост Ильинский Галичского у. Костромской губ.- 4.07.1911, Москва), проф. церковной археологии и литургики в МДА, д-р богословия. Род. в семье священника. Окончил Галичское духовное уч-ще, Костромскую ДС (1882). В 1886 г. окончил МДА и со степенью канд. богословия был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре церковной археологии и литургики. 15 дек. 1891 г. Г. защитил магист. дис. «Прения о вере, вызванные делом королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны». С 1887 г. преподавал в МДА литургику и с 1893 по 1896 г.- франц. язык. В 1891 г. Г. был назначен зав. Церковно-археологическим музеем. С 1896 г. экстраординарный, а с 1907 г. ординарный профессор. В 1898 г. стал внештатным преподавателем церковной археологии в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества. С 1890 по 1909 г. представлял МДА на обл. и всероссийском археологических съездах. Г.- автор более 50 статей по литургике, церковной истории и археологии. Центральное место среди его работ занимает серия изданных Чиновников крупных кафедральных соборов России: Софийского в Новгороде (1899), Преображенских в Холмогорах и Н. Новгороде (1903-1905) и Успенского в Москве. Текст Чиновников воспроизводится с соблюдением их орфографии (исключая титла, замену слав. цифр арабскими, опущение надстрочных знаков и введение в текст принятой ныне пунктуации). Каждое издание сопровождается предисловием и подробными указателями. Итог серии подвел труд «Соборные чиновники и особенности службы по ним» (М., 1907), за к-рый Г. была присуждена докторская степень. В этом исследовании объясняется происхождение названия «Чиновник», описывается богослужение ц. Св. Софии в К-поле, разбираются особенности рус. кафедральных соборов, численность соборного клира, торжественные выходы на праздничных вечерне, утрене и литургии, возглашение т. н. великой похвалы, осенение архиереем народа дикирием и трикирием , начальные действия литургии верных и др.

http://pravenc.ru/text/165321.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Григорий (Вахнин), еп. Орловский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Вахнин Георгий Петрович; 23.04.1865, с. Бабки (Б. Бабка?) Волчанского у. Харьковской губ.- после 1919), еп. Орловский и Севский. Из семьи священника. Окончил Харьковскую ДС (1885) и МДА (1891). Служил в канцелярии харьковского губернатора, однако не находил удовлетворения в работе чиновника. Решил посвятить себя педагогической деятельности и в 1900 г. стал зав. торговыми классами Харьковского купеческого об-ва. В поисках утешения и душевного покоя 13 авг. 1901 г. в Успенской Святогорской муж. пуст. (ныне Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавра) в Харьковской губ. постригся в монашество с именем Григорий. Служил преподавателем, инспектором (с 1902) Александровской ДС в Ардоне (совр. Сев. Осетия). В 1903 г. переведен инспектором в Новгородскую ДС. В 1905 г. назначен ректором Александровской (Ардонской) ДС с возведением в сан архимандрита. В том же году возглавил Тифлисскую ДС. Во время ректорства Г. было достроено новое здание семинарии. В связи с ходатайством экзарха Грузии архиеп. Никона (Софийского) о необходимости иметь особого викария для проживавшего в пределах епархии рус. населения 6 апр. 1907 г. наречен епископом Бакинским, 3-м викарием Карталинской и Кахетинской епархии. Хиротонисан 9 мая 1907 г. в С.-Петербурге в Александро-Невской лавре. Епископское служение происходило в тяжелый период обострения политической борьбы на Кавказе. После убийства 28 мая 1908 г. архиеп. Никона Г. до дек. 1909 г. временно управлял епархией, проявляя мужество и силу воли. 31 дек. 1910 г. был назначен епископом Орловским и Севским. Прибыл в Орёл в февр. 1911 г. Совершал поездки по отдаленным местам епархии, участвовал в организации народных домов, посещал лит. и муз. вечера в школах. Оказывал помощь вдовам и сиротам священнослужителей. В годы первой мировой войны занимался сбором пожертвований, устройством лазаретов, размещением беженцев, дом архиерея стал для них приютом. Напряженная работа подорвала силы Г. 28 янв. 1917 г. он был уволен по болезни на покой в Успенскую Святогорскую пуст.

http://pravenc.ru/text/166648.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010