Профессора помогают ректору в отправлении его обязанностей и бе­зусловно ему подчиняются (§ 16). В качестве помощника для исполнения хозяйственных обязанностей в заведении и ученическом общежитии ректор имеет эконома, кото­рый назначается областным правительством по соглаше­нию с сараевским митрополитом – из лиц духовных, неженатых или бездетных вдовцов (§ 17). Непосред­ственный надзор над училищем принадлежит митропо­литу сараевскому, который в конце каждого года с своей стороны представляет отчет о состоянии училища област­ному правительству, как верховной надзирающей власти (§ 18). На годичные испытания воспитанников училища посылают своих депутатов как областная власть, так и митрополит сараевский (§ 19). Таковы основные пункты нового устава православного училища для Боснии и Гер­цеговины. Пред нами извлечения из отчетов рельевского бого­словского училища за различные годы исполнившегося двадцатилетия со времени его преобразования. Бросается в глаза малое число учеников. Так, в 1900–1901 учебном году было всего 50 воспитанников, в 1905–1906 г.–46, в 1906–1907 г. – 49, в 1907–1908 г. – 48. В четвертом классе, напр., в 1905–1906 г. было 5 учеников (все окончили с успехом), в 1906–1907 г. – 9 (окончили успешно 8), в 1907–1908 г. – 18 (получили аттестаты 11). И это на все четыре митрополии! В частности, из общего числа –16 учеников 1905–1906 учебного года из дабробоснийской митрополии было 17 учеников, из герцеговинско-захолмской – 7, из зворнико-тузланской – 7, и из баня-луцко-бихачской – 15. Между тем в Боснии и Герцеговине чувствуется большой недостаток в хорошо подготовленных кандидатах священства. Принимают в „богословию» из 8-го класса гимназии и никак не ниже 6-го класса. Это, конечно, хорошо, потому что лучше подготовленные священники могут лучше влиять на свою паству. Но из 8-го класса ученики охотнее идут в университет и другие светские учебные заведения, откуда дорога шире, чем из семинарии. В газете „Српска Pujeч» раздаются голоса за то, чтобы в „богословию“ принимать из 4-го класса всех средних учебных заведений, чтобы в школе лучше по­ставлены были естествознание и сельское хозяйство, а без древних языков можно и обойтись, чтобы священнические места давались уроженцам Боснии и Герцеговины, окон­чившим призренскую семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Определили: Принять к сведению. II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью «1908 г. Янв. 29. В Совет Московской Дух. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 9 января 1908 года за 222: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представленные Преосвященными Митрополитом Киевским, от 18 Января 1907 г., и Архиепископом Казанским, от 8 того же Января, за 107 и 11, отчеты о состоянии Киевской и Казанской духовных академий за 1905–6 учебный год. И, по справке, приказали: Означенные отчеты принять к сведению, поручив при сем Советам С.-Петербургской и Московской духовных академий представить Святейшему Синоду положенные отчеты о состоянии сих академий за 1905–1906 учебный год; о чём и послать Вашему Преосвященству указ». —3— Справка: Отчет о состоянии Московской Духовной Академии за 1905–1906 учебный год представлен был Советом Академии Его Высокопреосвященству своевременно – при журнале собрания Совета 1 октября 1906 года, помеченном резолюцией Его Высокопреосвященства от 3 ноября 1906 года за 5164. – Как видно из сданного в Академию чернового отпуска, означенный отчет представлен был Его Высокопреосвященством Святейшему Синоду при донесении от 3-го ноября 1906 года за 459. Определили: 1) Изложенное в справке почтительнейше представить на Архипастырское благоусмотрение Его Высокопреосвященства. – 2) Экземпляр «Отчета о состоянии Московской Духовной Академии в 1905–1906 учебном году», для представления оного, в случае надобности, Святейшему Синоду, приложить к журналу настоящего собрания. III. Резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшие на журналах собраний Совета Академии: а) 19 декабря 1907 года, 18: «1908 г. Янв. 21. По ст. X. Профессорскому стипендиату Семидалову разрешается четырехмесячный отпуск с правом пользоваться за это время назначенным ему окладом. Прочее принято к сведению». б) 20 декабря 1907 года, 19: «1908 г. Янв. 25. Смотрено». Определили: Резолюции Его Высокопреосвященства принять к сведению и исполнению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Многие просят указать книги, существующие на русском языке и помогающие разобраться в социалистической доктрине надлежащим образом. С удовольствием исполняю просьбу и назову те из русских книг и брошюр, а отчасти и статей журнальных, которые, по моему мнению, могли бы быть в различной степени полезны вопрошающим, – могли бы наводить хотя бы на размышления неберплодные и поучительные... В ответ на аналогичные просьбы уже было мною кое-что сделано, во-первых, на страницах «Колокола» (1906 г., 237, 263...) и, во-вторых, в особенности в журнале «Церковные Ведомости» (1907 г., 6). Так как вопрошающие меня – большей частью сельские батюшки, имеющие в своем распоряжении синодский печатный орган, где могут найти мой перечень требующейся литературы до 1907-го года, то дальше я и не буду уделять ей особого внимания, а ограничусь тем лишь, что назову из нее в тексте своей статьи только несколько более или менее выдающихся в каком-либо отношении явлений и отмечу некоторые другие в подстрочном примечании. Главным же образом стану говорить о литературе дальнейшего времени. Следующие в частности сочинения из вышедших до 1907-го года могут быть здесь названы: 1) прот. Н.С. Стеллецкого: «Социализм – его история и критическая оценка с христианской точки зрения» (Труды Киевск. Д. Акад. 1904–1905 г.г.); 2) А. Генца: «Социализм» (Москва, 1906 г.); 3) Прот. 1. I. Восторгова: «Христианство и социализм» (Москва, 1906 г.); 4) К. Григорьева: «Разбор мнений представителей современного социализма о происхождении христианства» (Правосл. Собес. 1903 г.); 5) проф. Масарика: «Философские и социологические основания марксизма» (Москва, 1900 г.); 6) Прот. А. Иванцова-Платонова : «Христианское учение о любви к человечеству сравнительно с крайностями учений социалистических» (Москва, 1906 г.); 7) Прот. I. Петропавловского: «Общедоступные статьи в защиту христианской веры против неверия» (выпуск l-й, Москва, 1898 г., VII: «Общение имуществ – мнимый коммунизм – в древней церкви христианской»); 8) К. Григорьева: «О христианском отношении к собственности» (Правосл. Собес. 1906 г.) и др. (см. в цит. «Ц. Вед-й). К ним можно прибавить из числа не названных мною в свое время: 9) Н. Герцберга: «Рабочий вопрос и социализм» (Спб. 1905 г.) и 10) Д. Д. С.: «Нравственная оценка социализма по Вл. Соловьеву» (Спб. 1906 г.). 1–8 охарактеризованы были в свое время мною. Что же касается 9-го и 10-го, то из них в книге Герцберга – весьма содержательной – дано много поучительного материала, освещающего Вопрос о социализме исторически и принципиально, – а брошюрка под 10-м представляет интерес, поскольку знакомит с мнением русского философа, относящегося к социализму с беспощадной и неопровержимой критикой, хотя и слишком краткой 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Кремлевский А. , свящ. Что нам делать в виду народных волнений//Церковные ведомости. Прибавления. 1905. 49. С. 2116–2121. Крылов И., свящ. Назревший вопрос//Церковный вестник. 1905. 9. С. 263–267. Кудрявцев П. Священник и политика//Церковный вестник. 1906. 3. С. 68–70. Куплетский, М. Запросы времени к православному духовенству//Церковные ведомости. Прибавления.1905. 14. С. 599–601. Левашев, Ар. Причины слабого влияния пастырей среди пасомых//Церковные ведомости. Прибавления. 1906. 17. С. 1018–1019. Восторгов И. , прот. Полное собрание сочинений [В 5 т.]. СПб.: Царское дело, 1995. Статьи в периодической печати Алексеев Фл., свящ. Против забастовок и террора//Церковные ведомости. Прибавления. 1905. 50. С. 2172–2176. Антоний (Вадковский) , митр. Речь к рабочим Путиловского завода//Церковные ведомости. Прибавления. 1905. С. 185–186. Антоний (Храповицкий) , митр. Слово преосвященного Волынского Антония о страшном суде и современных событиях//Церковные ведомости. Приложение. 1905. 11. С. 452–458. Архипастырский призыв хозяев к христианскому отношению к своим служащим//Церковные ведомости. Прибавления. 1905. 33. С. 1412– 1413. Бензин В. М. Приходская благотворительность на Руси после 1865 г.//Трудовая помощь. 1907. 2. С. 161–184. Болье Л. Христианство и социализм//Церковные ведомости. Прибавления. 1906. 11. С. 549–554. Буткевич Т. И. Доклад о необходимости учреждения всероссийского православного религиозно-просветительного и благотворительного братства//Церковные ведомости. 1906. 22. С. 1592–1595. В упадке ли современное пастырство?//Церковный вестник. 1907. 21. С. 665–669. Введенский А. Социализм как нравственная и теоретическая задача//Московские церковные ведомости. 1907. 3–24. С. 721–739. Виноградов А. Социализм в отношении к христианству//Миссионерское обозрение. 1908. 1. С. 103–121. Владимир (Богоявленский) , митр. К богатым и бедным//Московские церковные ведомости. 1906. 2. С. 14–16. Владимир (Богоявленский) , митр. Работа в свете материализма и христианства//Церковные ведомости. Прибавления. 1906. 6. С. 253–258.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 2012. Т. 1. Кн. 1. [Dokumenty Sviashchennogo Sobora Pravoslavnoi Rossiiskoi Tserkvi 1917–1918 gg. v 2 t. (Documents of the Holy Council of the Orthodox Russian Church of 1917–1918 in 2 volumes). Otvetstvennyi redaktor A. I. Mramornov. Moscow, 2012. Tom 1. Kniga 1]. Журналы и протоколы 1906–1907 – Журналы и протоколы заседаний Высочайше утвержденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906, 1907. Т. 2, 4. [Zhurnaly i protokoly zasedanii Vysochaishe utverzhdennogo Predsobornogo Prisutstviia (Magazines and minutes of meetings of the Highest approved Pre-Conciliar Presence). Saint Petersburg, 1906, 1907. Tom 2, 4]. Отзывы епархиальных архиереев 2004 – Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Под ред. В. Чаплин и др. М., 2004. Ч. 1–2. [Otzyvy eparkhial " nykh arkhiereev po voprosu o tserkovnoi reforme (Comments of the diocesan bishops on the issue of church reform). Pod redaktsiei V. Chaplin i drugikh. Moscow, 2004. Chasti 1–2]. Писания святых отцов и учителей Церкви 1857 – Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1857. Т. 3. [Pisaniia sviatykh ottsov i uchitelei Tserkvi, otnosiashchiiasia k istolkovaniiu pravoslavnago bogosluzheniia (The writings of the holy fathers and teachers of the Church, related to the interpretation of Orthodox worship). Saint Petersburg, 1857. Tom 3]. Сборник о смешанных браках 1906 – Сборник материалов по вопросам о смешанных браках и о вероисповедании детей, от сих браков происходящих. СПб., 1906. [Sbornik materialov po voprosam o smeshannykh brakakh i o veroispovedanii detei, ot sikh brakov proiskhodiashchikh (A collection of materials on the issues of mixed marriages and on the religion of children, from these marriages occurring). Saint Petersburg, 1906]. Abstract Kon R. M. Marriages with heterodox and sectarians in Russia according to the documents of the preparation of the Local Council of 1917–1918 The A. examines the problem of whether it is admissible in the ROC for Orthodox believers to marry heterodox and sectarians and whether they may participate in the Sacrament of Marriage.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/brak...

63). См. с. 107]. [Его же. Characteristics of New Testament Greek ibid. 1904, I, p. 67–75; III, p. 215–225; IV, p. 310–320; V, p. 359–368; VI, p. 461–472; VIII, p. 124–134; IX, p 168–174; X, p. 276–283, XI, p. 353–364; XII, p. 440–450]. Тоже много важных (общих и частных) филологических наблюдений и замечаний.] [Его же. Egyptian Rubbjsh-Heaps and the Study of the New Testament в «The Interpreter», II, 4 (July, 1904), p. 373–382. Его же. A Grammar of New Testament Greek based on W. F. Moultons edition of G. В Winer’s Grammar, vol. I Prolegomena Edinburgh, 1906 (XX+274 с.); 2-е изд. with Corrections and Additions ibid. 1906 (XX+284 с.). Судя по началу, это будет самая полная (обширная) и едва ли не самая пригодная для богословов грамматика греческого новозаветного языка. См. Ad. Deissmann в «Theologische Literaturzeitung», 1906, 8, Sp. 238–239; 1907,2, Sp. 38–39, и в «Theologische Rundschau», IX, 6 (Juni 1906), S. 220–221; Rev. H. А. A. Kennedy в «The Expository Times», XVII, 10 (July 1906), p. 450–452. По отзыву Ad. Deissmann‘aB «The Expository Times», XVIII, 1 (October 1906), p. 14a это «the brilliant first volume». Его же, вместе с Rev. George Milligan (cp. с. 97). Lexical Notes from Papyri в «The Expositor», 1908,1, p. 51–60; II, p. 170–185, III, p 262–277, VII, p. 84–93,VIII, p. 183–192; IX, p. 273–281; X, p. 370–384. См c. 99 S. G. Green Handbook to " the Grammar of the Greek Testament; with Complete Vocabulary and Examination of Chief New Testament Synonyms London 1905 (элементарный учебник: см. Arnold Meyer в Theologischer Jahresbericht, XXV Bd., Ill Abt., Leipzig, 1906. S 24 Cp. c. 103,112. Его же. Lessons in New Testament Greek (а Secondary Course) with Exercises and Reading Lessons. London, 1906 (V–VIII+141 с), популярно-элементарное школьное пособие. Edward William Winstanley, Spirit in the New Testament: an Enquiry into the Use of the Word πνεμα in all passages, and a Survey of the Evidence concerning the Holy Spirit. Cambridge, 1908. Prof. Adolf Hamack. Zwei Worte Jesu (Matth.6,13=Luk.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

145 Таким термином Булгаков сам характеризовал свою политическую ориентацию. В Думе, работавшей с 20 февраля по 2 июня 1907 г., он выступал девять раз. Особенно большой резонанс вызвали его выступления на 8-м и 40-м заседаниях, посвященных соответственно деятельности военно-полевых судов и преодолению непримиримого противостояния правительства и революционных сил (о последнем заседании см. воспоминания В. Герье, публикуемые в настоящем издании). 147 Столыпин Петр Аркадьевич (1862–1911) – министр внутренних дел и председатель Совета министров Российской империи (с 1906 г.). В 1903–1906 гг. саратовский губернатор, где руководил подавлением крестьянских волнений в ходе революции 1905–1907 гг. В 1907–1911 гг. определял правительственную политику. В 1906 г. провозгласил курс социально-политических реформ. Начал проведение столыпинской аграрной реформы. Под руководством Столыпина разработан ряд крупных законопроектов, в том числе по реформе местного самоуправления, введению всеобщего начального образования, о веротерпимости. Инициатор создания военно-полевых судов. В 1907 г. добился роспуска 2-й Государственной думы и провел новый избирательный закон, существенно усиливший позиции в Думе представителей правых партий. Смертельно ранен эсером Д. Г. Богровым. 148 Дело Бейлиса – судебный процесс (Киев, сентябрь–октябрь 1913 г.) над евреем М. Бейлисом (приказчиком кирпичного завода) по ложному обвинению в ритуальном убийстве русского мальчика. Организован царским правительством и черносотенцами. Вызвал протест передовой общественности в России и за рубежом; суд присяжных оправдал Бейлиса. 149 По новому избирательному закону от 3 июля 1907 г., инициатором которого был Столыпин, вводились двухступенчатые выборы, что вело к резкому сокращению числа представителей от национальных окраин; общее число депутатов сократилось до 442 (в 1-й Думе их было 478, во 2-й – 518). 153 Балканские войны велись в 1912–1913 гг. и закончились не за пять лет до Первой мировой войны, как пишет Булгаков, а менее чем за два года до ее начала. Первую из них вели страны Балканского союза (Болгария, Греция, Сербия и Черногория) против Османской империи (9 октября 1912 г. – 30 мая 1913 г.). Война закончилась поражением Турции. За ней последовала кратковременная вторая Балканская война (29 июня – 10 августа 1913 г.), в которой Болгария воевала против Сербии, Греции, Румынии, Черногории и Турции. Война закончилась капитуляцией Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

При чтении архивных документов создается впечатление, что, несмотря на поддержку митрополита Антония, Святейший Синод в целом относился к трудам Комиссии с большой осторожностью, стараясь не привлекать к ним излишнего внимания, а также, по возможности, свести к минимуму все отличия новоисправленных книг от старого их текста. Характер правки, которую архиепископ Сергий вносил в доклад Комиссии от 18 декабря 1907 г., позволяет предположить, что эти настроения членов Синода были ему известны. Объяснялись они, вероятно, общим усилением консервативных тенденций в церковной жизни, наблюдавшимся (параллельно с аналогичными изменениями в государственной политике) уже в течение 1907 г. и нараставшим в последующий период. Требования церковных преобразований, связанные с ожидавшимся созывом Собора и открыто высказывавшиеся в 1905–1906 гг., постепенно затихали. В этих условиях были предприняты некоторые попытки наиболее консервативных кругов если не остановить, то хотя бы ограничить, насколько возможно, деятельность Комиссии по исправлению богослужебных книг. Усилия С.Д. Войта Мы уже упоминали о резкой реакции управляющего МСТ в марте 1906 г. на предложение о создании Издательского комитета или Комитета по исправлению книг. Дальнейшие события еще не раз причиняли С.Д. Войту серьезное беспокойство. В конце 1906 г. Контроль при Святейшем Синоде провел проверку финансовой отчетности МСТ и выявил понижение доходов по типографскому капиталу вследствие непродуманной издательской политики. В связи с этим Комиссия для предварительного рассмотрения сметы специальных средств Святейшего Синода на 1907 г. предложила учредить Особый наблюдательный комитет, который осуществлял бы контроль за работой Синодальных типографий 552 . В этом комитете, по мысли Сметной комиссии, могло бы сосредоточиться руководство всей издательской деятельностью Святейшего Синода. При обсуждении вопроса в заседании Синода 18 декабря, митрополит Антоний предложил поручить Наблюдательному комитету и заботу о справе священных и богослужебных книг 553 (напомним, что Комиссия архиепископа Сергия была учреждена двумя месяцами позже). Синодальным определением от 20 декабря 1906 г. Хозяйственному управлению совместно с Контролем при Святейшем Синоде было поручено представить проект положения о новом Комитете.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С тех пор и отмечал. В 1863 году закрылось последнее общество трезвости. За ненадобностью И хотя по расчетам социологов и статистиков, пили тогда на Руси, по крайней мере, раз в десять, чем нынче, деньги на это уходили изрядные, и иногда приносили убыток казне весьма ощутимый. Один, но очень яркий пример Хорошо погуляли! Алексей Сергеевич Ермолов (1846-1917), министр земледелия и государственных имуществ Российской Империи в 1894-1905 году, академик Императорской Академии Наук, почетный член Русского географического общества, член Государственного Совета с 1905 года, в своей книге «Наши неурожаи и продовольственный вопрос» разбирает продовольственную ситуацию в неурожайном, а для некоторых губерний и голодном 1906 году. В урегулировании этой ситуации он принимал, заметим, непосредственное участие. При этом он заостряет внимание на факте «печальном и как бы противоречащем тому, что говорится о поголовной народной нищете, об остром и всеобщем голодании в пострадавших от неурожая губерниях. Это именно, не сократившееся, а местами даже возросшее потребление вина, поглотившее, невзирая на постигшее население бедствие, громадные суммы народных денег» Он, в частности, приводит данные о поступлении питейного дохода за 12 месяцев 1906-1907 годов в сравнении с двумя такими же предшествующими периодами по наиболее пострадавшим от голода 12-ти губерниям. За период с 1 мая 1906 года по 30 апреля 1907 года от казенной продажи питей поступило дохода 130 505 тыс. рублей, за тот же период 1905-1906 годов - 129 943 тыс. рублей, за тот же период 1904-1905 годов -115 454 тыс. рублей соответственно. Следовательно, за голодный год население истратило на водку в этих бедствовавших губерниях на 562 тыс. руб. больше, чем в предыдущий год, и на 15 051 тыс. руб. больше, чем за такой же период 1904-1905 год Рубли же тогда, заметим, были золотые. Ермолов резюмирует: «В кампанию 1906-1907 годов было израсходовано на ссудную помощь населению в тех 12-ти губерниях, о которых здесь идет речь, 128 миллионов 329 тысяч рублей.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/02/...

Журнал «Маслина» небольшой по объему, всего в один печатный лист, выходит заграницей и посвящается главным образом адвентизму. Оба эти журнала являются незаменимыми проводниками сектантского учения в простом народе и охотно читаются последним. Благодаря бесплатной раздаче, эти журналы начинают проникать и в православные семьи, часто и не подозревающие даже, какого рода литературу оне читают. Кроме этих журналов сектантами штундо-баптистами, адвентистами, иеговистами и толстовцами распространяется масса брошюр, излагающих те или другие стороны их учения. %н6%Сектантские съезды и конференции Заслуживают особого внимания сектантские съезды. С изданием закона о веротерпимости у сектантов всех оттенков явился естественный прилив необычайной энергии и побуждение к самой напряженной деятельности, в виду сознания, что более благоприятного для них времени, как 1905–1906 г.г. великой смуты на Руси и религиозной и политической, не скоро наступит в другой раз. Вот почему на протяжении всего лишь только двух лет со времени издания закона 17 апреля 1905 года они устроили целый ряд своих съездов. Так, 25 и 26 октября 1906 года состоялся многолюдный съезд штундо-баптистов в Астраханке, Таврической губернии, в конце мая 1906 года такой-же съезд происходил в г. Ростове-на-Дону, несколько позже – в г. Павлограде, Полтавской губ., 2 декабря 1906 г. в г. Киеве, на праздниках Пасхи 1906 г. в м. Богуславе, Каневского уезда, в начале 1907 года в г. С.-Петербурге; 6 декабря 1905 г. состоялась конфедерация адвентистов в г. Александрове, 28 октября того-же года в Святошине, дачной местности г. Киева, во второй половин сентября в г. Киеве, на Львовской улице, д. 3, зимою 1906 года в с. Сидоровке, Каневского уезда. Итак, на протяжении только 1½ года – до 10 конфедераций. Главным предметом совещаний было с одной стороны, возможно более правильная постановка своей миссии, а с другой – обсуждение новых законов 17 апреля 1905 года и 17 октября 1906 г. и условий существования сект при них. На этих конфедерациях были подвергнуты самому тщательному обсуждению все те права, которые дарованы новыми законами, и по поводу каждого из них сделано было такое или иное постановление, в большинстве выражавшее протест и недовольство законом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010