Василий (Богдашевский Димитрий), архп.Каневский Родился 19 октября 1861 года С года поступления в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1886 году со степенью кандидата богословия, вплоть до рукоположения во епископа, вся жизнь его протекла в стенах родной академии. По окончании курса академии в 1887 году был назначен исправляющим должность доцента той же академии В 1890 году был утвержден в должности доцента и получил степень магистра богословия В 1902 году назначен экстраординарным профессором той же академии по кафедре Нового Завета. В 1904 году утвержден в степени доктора богословия за труд «Послание св. Апостола Павла к Ефесянам” В 1905 году назначен сверхштатным ординарным профессором, а с 1907 года – штатным ординарным профессором. В 1909 году назначен инспектором Киевской духовной академии. В 191O году рукоположен в сан иерея, а вскоре был возведен в сан протоиерея. В 1912 году – заслуженный ординарный профессор. В 1913 году, будучи заслуженным ординарным профессором, принимает монашество и возводится в сан архимандрита. С 29 июля 1914 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киевско-Братского Богоявленского монастыря. 6 авг.1914 года хиротонисан в г. Киеве во епископа Каневского, первого викария Киевской епархии. В этом же году почетный член Московской духовной академии. В 1915 году – почетный член Петроградской и Казанской ду­ховных академий. В 1925 году возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Скончался 25 февраля 1933 года в Киеве. Архиепископ Василий был известный и выдающийся богослов и духовный писатель, много его статей и заметок помещены в «Трудах Киевской Духовной Академии» и в других богословских журналах. По личным качествам он был кроткий и всем доступный, глубоко верующий. В дни «лихолетия» в Киеве был столпом Православия, своими убедительными и всем доступными проповедями ограждал Св. Церковь от «волков в овечьей шкуре» – обновленцев, липковцев и прочих раскольников. Труды: По философии. «Об источниках к изучению философии Сократа».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Верхотурье. Николаевский мужской монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Крестовоздвиженский монастырский собор. Чин закладки первого камня в основание собора был совершен в сентябре 1905 года, в праздник перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Освящение собора и перенос в него святых мощей уральского праведника состоялось 11 сентября 1913 года, когда отмечалось 300-летие династии Романовых. В этот день в монастырь пришла телеграмма из Ливадии, от Царской семьи: " Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю о. Ксенофонту. От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным дннм освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного. Николай. Анастасия " . В соборе, над серебряной ракой с мощами Праведного Симеона была воздвигнута сень, подаренная монастырю императорской семьей - вызолоченная, с серебряной надписью: " Сия сень сооружена к мощам Симеона Праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя Императора Николая Александровича, Благочестивейшей Государыни императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных Великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен в лето от Рождества Христова 1914 мая 25 " . Крестовоздвиженский собор стал одним из самых больших храмов в России. Он способен был одновременно вместить около четырех тысяч человек. Величественность собора подчеркивала и подтверждала значение Верхотурья в жизни православной России. Современников поражала красота его убранства. Купола собора были покрыты гладким листовым цинком с накладными рустами. Центральный иконостас был изготовлен из фаянса на известной московской фабрике Кузнецова. В 1919 году в Верхотурье пришли большевики, а годом позже, по настоянию " новой власти " в Крестовоздвиженском соборе произошло кощунство - вскрытие мощей святого праведного Симеона Верхотурского. В 1930-х годах Крестовоздвиженский собор был окончательно закрыт для верующих. Богоборцы варварски разбили его фаянсовый иконостас, разграбили церковные ценности Храм попытались переоборудовать под кинотеатр, а позднее - для нужд колонии для несовершеннолетних преступников, расположившейся на территории монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05754

Вольск. Собор Троицы Живоначальной (новый). Троицкая церковь Собор. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 2004 и 2009. Архитектор:К.В. Марков Адрес: Россия, Саратовская область, Вольский район, г. Вольск, пл. Свободы, д. 13 Координаты: 52.045965, 47.38743 Проезд:рейсовый междугородний автобус Саратов-Вольск, поезд (до ст. «Вольск-2»), далее городским транспортом до ост. «ул. Володарского». Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор был построен и освящен в 1809 году на месте древней деревянной Казанской церкви, первого православного храма села Малыковки, построенного в конце 17-го века крестьянами Московского Новоспасского монастыря, которому принадлежало село. Троицкая церковь строилась, в основном, на средства Василия Злобина, вольского купца, бывшего на рубеже 18-го и 19-го столетий одним из богатейших людей России. Архитектура храма, выдержанная в стиле строгого классицизма, отличалась безупречными пропорциями, однако колокольня, построенная значительно позднее, не во всем соответствовала основному замыслу архитектора. В строительстве Троицкого собора принимали активное участие вольские старообрядцы, искавшие возможности доказать власти свою лояльность и тем устранить препятствия для строительства собственной церкви. Просторный храм имел три престола. Главный центральный престол был освящен во имя Живоначальной Троицы, правый — в честь Казанской иконы Божией Матери (в память престола упраздненной с открытием собора Казанской церкви), левый — во имя трех Московских святителей Петра, Алексия и Ионы. В конце XIX столетия в штате старого собора состояло два священника, диакон и два псаломщика. С 1877 года при Троицком храме действовало церковно-приходское попечительство, в 1891 году открылась двухклассная церковно-приходская школа. С 1905 года эта школа размещалась в специально выстроенном для нее деревянном доме. При церкви имелась библиотека. Приходская жизнь Троицкого собора была очень оживленной. В течение многих лет действовало «Общество ревнителей православного благочестия», объединившее любителей церковного пения, знатоков истории края, миссионеров и благотворителей. С сентября 1913 года при Троицкой церкви работало Общество Трезвости. Торжественные обеты трезвости произносились после чтения часов перед началом литургии. 29 июня 1915 года при Троицкой церкви открылось Православное сестричество, занимавшееся, в основном, благоукрашением храма, благотворительностью, уходом за больными и ранеными воинами.

http://sobory.ru/article/?object=14150

Колка. Церковь Рождества Христова. Kolkas Kristus Dzimšanas Atdzimšanas pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1890 и 1892. Архитектор: А.Н. Эдельсон Адрес: Латвия, Талсинский край, Колкская волость, Колка Vtolii, Kolka, Kolkas pagasts, Talsu novads, Latvija Координаты: 57.74847, 22.592273 Проезд:Автобусом Рига-Роя-Колка от автостанции г.Риги приблизительно 3,5 часа. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Колка. Приход храма Рождества Христова (Бывший Домеснесский). Приход открыт в 1885 году по указу Св. Синода от 05.09.1885 г. и до 08.11.1892 года помещался в бараке спасательной станции. Церковь построена в 1892 году на средства правительства. Здание каменное, в связи с такою же колокольнею. Церковь тёплая, крыта листовым железом. Новая церковь освящена 8 ноября 1892 года. Престол один - во имя Рождества Христова. Внутри помещение потемнело и местами отвалилась краска, записано в церковной ведомости за 1910 год. Земля имеется с документами по принудительному отчуждению участка земли, всего 3 десятины. Все эта земля находится около церкви. Под кладбище отведено 1200 кв. саженей. Церковно-приходская школа открыта в 1892 году, деревянная с двумя классами, двумя спальнями и квартирой для псаломщика. Обучаются в 1910 г. - 16 мальчиков и 2 девочки. Имеется деревянная баня и каменный погреб. Ближайшие церкви - Дондангенская в 35 верстах, Сасмакенская в 45 верстах. Священники: Николай Иосифович Ашерадский, 55 лет (на 1900 г.), сын псаломщика, окончил РДС в 1863 г. Рукоположен во священника к Кольценской церкви со 2 мая 1866 года. 20.11.1873 г. перемещён к Козенгофской церкви. Перемещён к сей церкви с 5 апреля 1893 г. Служил в ней до февраля 1903 г. Пётр Иоаннович Прусс, сын крестьянина. Рукоположен во священника с 23.02.1903 года к Домеснесской церкви. Служил в ней до октября 1908 г. Иоанн Михайлович Цветиков, 37 лет (на 1910 год), сын священника, окончил РДС в 1896 г. Был учителем, перемещен и рукоположен во священника 11.11.1907 г. к Кольценской Иоанно-Предтеченской церкви. Перемещен к Домеснесской с 21.10.1908 г. Жена - Мария Ивановна - род.10.03.1878 г. Дети - Николай, 1900 г.р. Вера - 1901 г.р. Иван - 1902 г.р. Михаил - 1903 г.р. Елизавета - 1906 г.р. Татьяна - 1909 г.р. Алексей - 1910 г.р. В Домеснесской 1913 год - священник Пётр Гредзен. Прихожан: в 1900 году - 227 мужчин и 207 женщин, в 1905 году 272 и 233, 1910 году - 259 мужчин и 232 женщины.

http://sobory.ru/article/?object=12526

Краткие биографические сведения о членах Собора, упоминаемых в дневнике Биографическая статья строится по следующему принципу: фамилия, имя, отчество, годы жизни, сведения о статусе лица, участие в Соборе. Сведения об образовании, краткий послужной список, причина смерти. Для причисленных к лику святых указывается год канонизации. При составлении кратких биографических данных были использованы данные публикации: База данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (http://kuzl.pstbi/ccas.ru Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: в 11 т. Т. 1. М., 1994. Все тома данного издания выложены на ресурсе: http://www.patriarchia.ru/db/text/5l69l2.html Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор Деяний: в 3 кн. Первая сессия/Сост. А. Г. Кравецкий, А. А. Плетнева, Г. Шульц. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2002. Т. 1. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями). М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Дело великого строительства церковного. Воспоминания членов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг./Сост. Н. А. Кривошеева. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник. Т. 1:1880–1901. По материалам ГА РФ/Подгот. изд. и ред. О. Н. Ефремова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник. Т. 2:1902–1903. По материалам ГА РФ/Подгот. изд. и ред. О. Н. Ефремова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник: 1902–1905/Митрополит Арсений (Стадницкий) . Т. 3. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), священноисповедник, митрополит. Член Собора по должности как архиепископ (с 28 ноября (11 декабря) 1917 г. митрополит) Ярославский и как член Предсоборного Совета. Избран членом Высшего Церковного Совета. В 1881 г. окончил МДА, кандидат богословия. В 1889 г. хиротонисан во епископа. С 1893 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1904 г. архиепископ Рижский и Митавский, с 1910 г. архиепископ Виленский и Литовский. С 1913 г. архиепископ Ярославский и Ростовский, присутствующий в Святейшем Синоде. В 1922 г. Патриарх Тихон временно передал митрополиту Агафангелу патриаршие права и обязанности. Вскоре митрополит Агафангел был арестован и приговорен к 3 годам ссылки. В 1923–1926 гг. находился в заключении. В 1925 г. завещательным распоряжением Патриарха Тихона назначен вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. По освобождении из заключения выпустил послание о вступлении в права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя, затем, ради соблюдения церковного мира, отказался от прав на Местоблюстительство. Архиерейским Собором 2000 г. причислен клику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Марта 1 (14) Священномученик Василий (Никитский) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Василий родился 3 января 1889 года в селе Александровском Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Никитского и его жены Екатерины, у которых было девять детей. Семья жила бедно, все имущество состояло из дома, коровы и трех десятин земли. В 1905 году Петр поехал в Москву навестить брата и с этого времени пропал; все попытки его отыскать ни к чему не привели. После исчезновения отца вся семья оказалась на иждивении матери и старшего брата. Положение семьи было самое отчаянное, и мать, спасая малолетних детей от голода, отдала их в приют и сама пошла туда работать кухаркой. Глубоко верующая женщина, проводя время в трудах и молитве, с помощью Божией смогла дать детям образование. В 1904 году Василий окончил Волоколамское Духовное училище, а в 1913 году – Вифанскую Духовную семинарию и поступил работать учителем в школу при Павлово-Посадской фабрике в Богородском уезде. Вскоре он женился на дочери священника Екатерине Михайловне Нечаевой, которая работала учительницей в той же школе. Впоследствии у них родилось трое детей. В декабре 1915 года Василий Петрович был рукоположен в сан священника ко храму Рождества Богородицы в селе Поречье Можайского уезда. Церковь была возведена на средства владельцев села – графов Разумовского и Уварова. В 1920 году власти мобилизовали отца Василия в тыловое ополчение, в котором он пробыл полгода, а затем в связи с болезнью был освобожден от дальнейшей службы в армии и вернулся служить в храм в село Поречье. Священник пользовался большим авторитетом среди прихожан, и многие из них приходили к нему домой за советами. У отца Василия была большая библиотека, много духовных книг, которые он давал читать всем желающим. В селе он оказывал помощь бедствующим прихожанам. Когда в семействе Капаевых умер кормилец-отец и вдова осталась с пятью детьми без средств к существованию, отец Василий и его жена Екатерина сразу пришли ей на помощь. Приход был бедным, и священник и его семья вынуждены были заниматься сельским хозяйством, сами косили и запасали сено для коровы, возделывали огород и ухаживали за садом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Дионисий (Шамбо). Фотография. Сер. ХХ в. (Шамбо) [франц. Denis Chambault] (мирское имя Люсьен; 22.01.1899, Париж - 3.05.1965, там же), архим., настоятель парижской правосл. общины зап. обряда (см. в ст. Западное Православие ). Род. в нерелиг. семье. В 1905 г., находясь с матерью-англичанкой в Англии, серьезно заболел, после выздоровления был крещен в Англиканской Церкви. В англ. школе ему были преподаны первые уроки христ. вероучения по англикан. катехизису. В 1913 г. он получил конфирмацию в Англиканской Церкви, после чего регулярно посещал англикан. богослужения (сначала в Англии, затем в Париже). Позже Д. вспоминал, что именно в 14-летнем возрасте он начал осмысленно молиться и «в нем пробудилось чувство предстоящего священства». Стремление Шамбо получить в Англии богословское образование и стать англикан. священником не осуществилось. По возвращении в Париж он стал журналистом, работал в редакции парижской газ. «Пти паризьен», позже перешел в англ. газету «Дейли мейл», где публиковал статьи по искусствоведению. В июле 1922 г. он познакомился с бывш. католич. пресвитером, затем старокатолич. еп. Луи Шарлем Винартом (см. Ириней (Винарт) ), основавшим и возглавившим т. н. Католико-Евангелическую Церковь. В том же году Шамбо присоединился к этой Церкви, а в 1925 г. еп. Л. Ш. Винартом был рукоположен во пресвитера. Являясь викарием Винарта, Шамбо совершал богослужения в домовом храме Вознесения Господня в Париже на ул. Севр, 72. С нач. 30-х гг. это помещение использовалось совместно с баптистской общиной. С кон. 20-х гг. Люсьен Шамбо активно поддерживал стремление Винарта присоединиться к правосл. Церкви. 16 июня 1936 г., после длительных переговоров, проходивших при посредничестве Фотия святителя правосл. братства в Париже , Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский , впосл. Патриарх) и Свящ. Синод РПЦ вынесли определение о присоединении группы Винарта к Православию с правом сохранения использовавшихся ими зап.

http://pravenc.ru/text/178417.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Константин (Зайцев). Фотография. 50-е гг. ХХ в. (Зайцев Кирилл Иосифович; 28.03.1887, С.-Петербург - 26.11.1975, Джорданвилл, шт. Нью-Йорк, США), архим., богослов, духовный писатель. Из семьи крещеных евреев. В 1905 г., по окончании гимназии, изучал юриспруденцию в Гейдельбергском ун-те (Германия), затем учился на экономическом отделении С.-Петербургского политехнического ин-та. В 1912 г. окончил ин-т; после стажировки в Гейдельберге в 1913 г. сдал экстерном экзамены на юридическом фак-те С.-Петербургского ун-та и был оставлен на кафедре адм. права. Через короткое время оставил ун-т и поступил на гос. службу в Сенат. Работал в 3-й экспедиции 1-го департамента, ведавшей местным самоуправлением. Вскоре перешел в Главное управление землеустройства и земледелия. Во время первой мировой войны участвовал в работе Особого совещания по продовольствию. Не принял октябрьский переворот 1917 г., выехал из Петрограда в Москву, затем на юг России, где примкнул к Белому движению. В нояб. 1920 г. эвакуировался из Крыма с войсками ген. П. Н. Врангеля. В нач. 20-х гг. проживал в Чехословакии, являлся приват-доцентом русского юридического фак-та Карлова университета, вел семинар по проблемам совр. правового гос-ва и читал курс лекций по адм. праву (опубл. в Праге в 1923). Совместно с Г. В. Вернадским руководил сводным семинаром по истории рус. и адм. права, эволюции сословий и правовых учреждений России XVIII и XIX вв. Одновременно состоял профессором пражского Русского ин-та сельскохозяйственной кооперации. Выступал с докладами на заседаниях экономического семинара П. Б. Струве , в частности о советском крестьянском законодательстве. 20 янв. 1924 г. в Праге выступил на открытом заседании Русского студенческого национального объединения, где говорил, что нельзя признавать советскую власть, к-рую воспринимал как «абсолютное зло», но одновременно подчеркивал, что борьба с этим злом «может быть выражена лишь религиозными красками».

http://pravenc.ru/text/2057004.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБОВ Дмитрий Иванович (17.02.1869, с. Барабановка Бузулукского у. Самарской губ.- 22.06.1953, г. Загорск (совр. Сергиев Посад) Московской обл.), прот., миссионер, проповедник, церковно-общественный деятель. Род. в семье псаломщика. В 1890 г. закончил Самарскую ДС, в 1894 г.- МДА со степенью канд. богословия, был назначен епархиальным миссионером в Тамбовскую епархию, в 1898 г. переведен в Харьковскую епархию. Участвовал во Всероссийском миссионерском съезде в Казани (1897). За миссионерские труды награжден орденом св. Анны 3-й степени. С 1903 г. являлся епархиальным миссионером С.-Петербургской епархии. Выступал против полицейских мер по отношению к сектантам и старообрядцам, с воодушевлением воспринял имп. манифест о веротерпимости от 17 апр. 1905 г. (статьи Б. в «Церковном голосе» в 1906). Призывал к «народно-органической миссии Церкви», в к-рой наряду с духовенством должен участвовать правосл. народ. В 1911 г. за книги «Миссионерские беседы с штундо-баптистами» и «Православный противосектантский катехизис» Б. был удостоен Макария (Булгакова) премии . В своих работах Б. уделял основное внимание разбору вероучения сектантов; опираясь на личный опыт, давал методические советы начинающим миссионерам. В кон. 1911-1912 г. Б. раз в 2 недели выпускал брошюры для народного чтения «Дело веры». В 1913 г. Б. был назначен инспектором Ставропольской ДС, в том же году награжден орденом св. Станислава 2-й степени. С 1914 г. служил инспектором в Воронежской ДС. В 1917 г. чрезвычайным съездом духовенства Воронежской епархии был послан в Москву на Всероссийский съезд духовенства и мирян, на к-ром избран в Предсоборный совет. Участвовал в Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. В 1918-1921 гг. служил в гос. учреждениях Харькова. В 1922 г. в Москве был рукоположен во иерея, стал помощником Патриарха Московского свт. Тихона по управлению Московской епархией. После возведения в сан протоиерея Б. был назначен благочинным Пречистенского «сорока». Выступал против обновленчества в Церкви, в частности против идеи примирения Патриарха Тихона с В. Красницким . Активно участвовал в диспутах на религ. темы, в к-рых отстаивал религ. мировоззрение. 5 сент. 1924 г. был арестован, вскоре освобожден. В 1926 г. арестован вторично, приговорен к 3 годам лишения свободы, наказание отбывал в лагерях на территории совр. Томской обл. В 1929 г. освобожден. В 1930 г. вновь арестован, приговорен к 10 годам заключения.

http://pravenc.ru/text/149491.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Богдашевский Дмитрий Иванович; 19.10.1861, с. Завидов Волынской губ.- 10.03.1933, Киев), архиеп. Каневский, вик. Киевской епархии. Из семьи священника. Окончил Мелецкое ДУ (1876), Волынскую ДС (1882), богословское отд-ние КДА (1886) со степенью канд. богословия; оставлен в академии для приготовления к профессорскому званию. В 1885-1887 гг. в «Волынских ЕВ» опубликовал первые работы: «Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и епископов XII-XIV вв.» и «Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием». В 1887 г. назначен исполняющим должность доцента по кафедре истории древней и новой философии КДА. За представленную 17 авг. 1889 г. дис. «Лжеучения, обличаемые в первом послании св. ап. Иоанна» (К., 1890) удостоен степени магистра богословия (17 нояб. 1890 утвержден указом Святейшего Синода). Вскоре назначен доцентом КДА. В 1897 г. по собственному прошению переведен с кафедры истории философии на кафедру Свящ. Писания НЗ, с 1902 г. являлся экстраординарным профессором. В 1904 г. удостоен степени д-ра богословия за соч. «Послание ап. Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование» (К., 1904). С 1905 г. занимал должность сверхштатного ординарного профессора КДА, с 1907 г.- должность штатного ординарного профессора по кафедре Свящ. Писания НЗ, с 1909 г. инспектор КДА. В 1909 г. овдовел. С 1910 г. являлся гл. редактором «Трудов Киевской Духовной Академии» . В 1910 г. рукоположен во диакона, затем во пресвитера, вскоре возведен в сан протоиерея. В 1912 г. в связи с 25-летием научной деятельности удостоен звания заслуженного ординарного профессора КДА. 24 сент. 1913 г. в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры митр. Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) пострижен в монашество с именем Василий. В том же году возведен в сан архимандрита. 29 июля 1914 г. назначен ректором КДА и настоятелем киевского Братского в честь Богоявления Господня мон-ря . Состоял членом Комиссии по научному изданию слав. Библии.

http://pravenc.ru/text/150699.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010