Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. П. Муратов. Фотография. 1943 г. Павел Павлович (19.02. 1881, г. Бобров Воронежской губ.- 5.10.1950, Уотерфорд, Ирландия), российский историк искусства, переводчик, критик, писатель и издатель. Род. в г. Боброве в семье военного врача. Обучался в кадетском корпусе, в Ин-те путей сообщения в С.-Петербурге (1900-1904). В 1903 г. приехал в Москву и поселился у брата, офицера Генерального штаба, в доме на Б. Никитской ул. В этот период начал проявляться его интерес к художественной жизни. Во время русско-япон. войны (1904-1905) служил артиллерийским офицером. Затем работал помощником библиотекаря, хранителем отдела изящных искусств и классических древностей в Румянцевском музее в Москве (до 1914). Занимался организацией выставки рус. старины (1913), разработкой принципов описания иконографического материала (Древнерусская живопись. М., 1914). М. понимал икону прежде всего как эстетический объект, видел в ней слияние начал Востока и Запада, что отражало его культурологический подход в науке. Во время путешествия в Париж (1905-1906) познакомился с работами П. Сезанна и постимпрессионистов, картины произвели на него сильное впечатление. Впервые посетил Италию (1908), к-рую знал по романтическим описаниям рус. литераторов и художников XIX в. Результатом многократных поездок в Италию и изучения итал. искусства стала книга М. «Образы Италии»: первые 2 тома вышли в России (1911-1912), а 3-й - в Берлине (1924). Ему удалось создать произведение, в к-ром соединились художественная лит-ра и искусствоведческий анализ. Впервые он открыл для российских читателей Раннее Возрождение, вдохновенно рассказал о Джотто, Беноццо Гоццоли, Витторе Карпаччо и многих др. итал. живописцах, передал живые впечатления от культуры и природы Италии, сформировав у российского читателя восприятие не только итал. Ренессанса, но и всей культуры Италии на мн. десятилетия. В кн. «Образы Италии» материал представлен не в хронологической последовательности; благодаря созданной в ней общей панораме Ренессанса книга и по сей день остается одним из лучших сочинений об итал. искусстве.

http://pravenc.ru/text/2564352.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Павлович Любимов (6.01. 1867, с. Свитино Подольского у. Московской губ. (ныне в черте Москвы) - 14.03.1938, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 1 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье псаломщика ц. Успения Пресв. Богородицы с. Свитина П. П. Любимова (1843 - 11 февр. 1907), родной брат мч. Иоанна Любимова. Сщмч. Петр Любимов, прот. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Сщмч. Петр Любимов, прот. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Окончил в 1882 г. Перервинское ДУ и в 1888 г. по 2-му разряду - МДС. 15 янв. 1891 г. назначен учителем церковноприходской школы в с. Ванилове Бронницкого у. Московской губ., с 1 сент. 1893 г. учитель церковноприходской школы в с. Верткове того же уезда (до 2 янв. 1900), одновременно нек-рое время состоял законоучителем в вертковской школе (11 нояб. 1896 - 1 сент. 1897). 2 сент. 1900 г. назначен псаломщиком храма во имя свт. Николая Чудотворца в Плотниках в Москве. 11 сент. 1903 г. определен священником к ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Кишкине Бронницкого у. (позднее Михневского р-на, ныне городского окр. Ступино), 26 сент. 1900 г. рукоположен во иерея. Со служением в кишкинском Успенском храме была связана почти вся дальнейшая жизнь П. на протяжении последующих 35 лет. С 12 окт. 1903 по 1919 г. состоял законоучителем в кишкинском начальном земском уч-ще. В 1904-1905 гг. от чахотки умерли жена П. Агафия Ивановна (урожд. Шишкова; 5 февр. 1878 - 30 окт. 1904) и дочь София (10 июля 1903 - 22 марта 1905); П. в одиночку воспитывал 2 дочерей. Внес весомый вклад в перестройку ветхой деревянной Успенской ц. в каменную в 1908-1911 гг. Проект нового храма был разработан в Строительном отд-нии Московского губ. правления, работы велись под наблюдением архит. И. Д. Боголепова, освящение состоялось 29 июля 1912 г. В кон. 20-х гг. ХХ в. возведен в сан протоиерея. Награжден набедренником (6 мая 1907), скуфьей (6 мая 1913), камилавкой (1916), золотым наперсным крестом (1920), палицей и митрой.

http://pravenc.ru/text/2580184.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   16 (29) июля Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр Гаврилов и Иоанн Можирин и преподобномученик Феодор (Никитин) Священномученик Иаков  родился 23 октября  1879 года в городе Уральске Уральской области в семье крестьянина Ивана Маскаева и в крещении был наречен Иаковом в честь апостола Иакова Алфеева. Во время обучения в Оренбургской духовной семинарии он женился на девице Валентине, круглой сироте, воспитывавшейся в семье священника. По окончании в 1901 году семинарии Иаков был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Зобове Оренбургского уезда . В том же году у них родился сын, которого они назвали Борисом. Через некоторое время, когда младенцу было два года, он смертельно заболел, и отец Иаков стал горячо молиться о его выздоровлении. Он обращался в своих молитвах за помощью ко многим святым, но особенно горячо и с большой верой к преподобному Серафиму Саровскому, дав обет, что, если мла­денец выздоровеет, он совершит паломничество в Саровский мо­настырь к мощам только что прославленного угодника Божия. По чудесном выздоровлении сына он исполнил обет и совершил па­ломничество в Саровский монастырь. Впоследствии у них с су­пругой родилось девять детей, Валентина умерла при родах по­следнего ребенка в 1918 году. Отец Иаков зарекомендовал себя как энергичный труженик на ниве Христовой; его усилиями в течение нескольких лет был вы­строен в селе новый храм в честь Казанской иконы Божией Мате­ри. Несмотря на большую семью и стесненность в материальных средствах, он был одним из самых щедрых жертвователей в епар­хии. Горячо отозвавшись на призыв Церкви и Отечества о помо­щи, он собирал и пересылал пожертвования на нужды армии и флота во время Русско-японской войны 1904–1905 годов. 8 апреля 1905 года епископ Оренбургский и Уральский Иоаким (Левицкий) наградил его набедренником. В 1909 году отцом Иаковом было выстроено здание церковно-приходской школы в деревне Воронино  Оренбургского уезда. С 1913 года он стал членом епархиального комитета Православного миссионерского общества. В 1915 году отец Иаков был награжден камилавкой. Во время начавшейся в 1914 году Первой мировой войны отец Иаков вместе со своими прихожанами щедро жертвовал на нужды воюющей армии.

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

(Соколов Петр Алексеевич; 8.01.1865, с. Богородское Тарусского у. Калужской губ.- 21.02.1928, пос. Перловка Московской губ.), архиеп. Рязанский и Зарайский. Род. в семье священника. По окончании Калужской ДС (1893) был рукоположен во священника к церкви с. Истомина Тарусского у. Калужской губ. С марта 1894 г. преподавал Закон Божий в земской школе того же села, а также в открытой им воскресной школе для девиц старшего возраста. В дек. 1896 г. организовал попечительство для борьбы с распространением секты хлыстов . С сент. 1897 г. состоял заведующим и законоучителем бортниковской церковноприходской школы. Овдовев, поступил в СПбДА в качестве стипендиата Святейшего Синода (1899). В 1903 г. окончил академию и в сент. 1905 г. был удостоен степени кандидата богословия. С дек. 1905 по февр. 1907 г. заведовал церковноучительской школой в Обшаровке (Самарская губ.). 17 марта 1907 г. архиеп. Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским) пострижен в монашество с именем в честь св. блгв. кн. Бориса. В том же году назначен помощником смотрителя Клеванского ДУ (Волынская епархия), в 1909 г. - помощником смотрителя Зарайского ДУ, в 1911 г.- смотрителем Арзамасского ДУ, преподавателем отечественной истории и катехизиса. В авг. 1911 г. утвержден членом арзамасского уездного отд-ния епархиального училищного совета, в дек. того же года - его председателем. В 1913 г. назначен смотрителем Вольского ДУ, в 1914 г.- смотрителем Торопецкого ДУ. В 1914 г. возведен в сан архимандрита и 12 авг. назначен ректором Саратовской ДС. Являлся председателем «Общества вспомоществования недостаточным воспитанникам Саратовской ДС». В 1915 г., когда здание семинарии было занято под воинский постой, Б. организовал посменное проведение учебных занятий в квартирах преподавателей, в т. ч. своей. Семинаристы посещали епархиальный лазарет, где выступали перед ранеными с концертами. В 1916 г. по распоряжению ректора семинарский храм был расписан по образцу киевского Владимирского собора, Б. организовал работы по росписи интерьеров и др. саратовских храмов. В 1916 г. Б. также являлся председателем Саратовского уездного отд-ния епархиального училищного совета. В уезде были открыты 4 новые школы, в рамках училищного совета проводились методические собрания педагогов.

http://pravenc.ru/text/153165.html

19 февраля 1990 года исполнилось 50 лет со дня кончины ученого-богослова и подвижника-аскета Высокопреосвященного ФЕОФАНА, архиепископа Полтавского и Переяславского, который на протяжении пяти лет был в числе «начальствующих» в Санкт-Петербургской Духовной академии, сначала (с 1905) в должности инспектора, затем (с 4 февраля 1909 до 19 ноября 1910) в должности ректора. Учениками и почитателями Преосвященного Феофана считали и называли себя известные иерархи и церковные деятели. Из их числа можно назвать двух митрополитов-экзархов Московской Патриархии: Высокопреосвященного митрополита Алеутского и Североамериканского ВЕНИАМИНА (Федченко) и Высокопреосвященного митрополита Корсунского НИКОЛАЯ (Еремина). Они лично хорошо знали Владыку Феофана либо по Санкт-Петербургской Духовной академии, либо по его святительской деятельности, и в своих благодарных о нем воспоминаниях характеризовали его, как высокоученого богослова строго церковного направления и как архипастыря-аскета, пользовавшегося особым почитанием среди православных верующих людей. О епископе Феофане как ректоре С.-Петербургской Духовной академии и известном ученом-богослове рассказывал незабвенный для нашей академической корпорации заслуженный профессор, доктор богословия, протоиерей о. Михаил Сперанский, который, будучи выпускником С.-Петербугской академии, 28 лет трудился в ленинградских духовных школах, из них 14 лет в должности ректора. 1 О. Михаил, учившийся в С.-Петербургской Духовной академии в 1909–1913 годах, рассказывая о днях своего первого приезда в С.-Петербург и о первом посещении своей будущей almae matris, с теплым чувством признательности вспоминал «неожиданную встречу в академическом саду с тогдашним ректором СПбДА епископом Феофаном (Быстровым) . Высокообразованный человек, Преосвященный Феофан отличался вместе с тем простотой в обращении, он принял живое участие в судьбе одаренного юноши». Так говорится об этом в Некрологе, посвященном памяти заслуженного профессора протоиерея Михаила Кронидовича Сперанского 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

I. Лекции по истории религий как часть наследия И.Д. Андреева В архиве библиотеки Московской духовной академии хранятся творческие рукописи племянника свт. Феофана профессора Академии И.Д. Андреева , часть которых были переданы Академии его дочерью Г.И. Андреевой в ноябре 1970г., а часть позднее – за небольшое вознаграждение 1 . Среди этих рукописей: переводы свт. Никифора Константинопольского , переписка (включая известную переписку со свт. Феофаном Затворником ), разные курсы – в основном по истории Церкви в Византии, а также курс по истории религий, читавшийся в 1921–1923 гг. Все авторские рукописи сохранились в прошитых тетрадях и хранятся в папках с печатью «Профессор Иван Дмитриевич Андреев ». Приведем перечень данных материалов: I. Переписка, документы 1. Письма свт. Феофана Затворника И.Д. Андрееву – 32 письма. 2. Документы по делу проф. В.О. Ключевского . 3. Студенческие письма за 1880–1892 г. Списки окончивших МДА за 1904–1911 гг. Телеграммы на имя И.Д. Андреева от проф. Н.В. Покровского , от декана СПб-кого университета проф. Ф.Ф. Зелинского, проф. А.И. Соболевского, проф. Н.Н. Глубоковского , проф. Б.А. Тураева и др. за 1907г. в количестве 7 шт. Отношение попечителя СПб-кого Учебного округа от 29.1.1911г. 4. Переписка с разными лицами (проф. А.П. Лебедевым и др.) за 1895–1907 гг. – 98 писем. 5. Переписка с разными лицами за 1904–1915 гг. – 48 писем. От преподавателя А. Мишина за 1911, 1913, 1915г. в количестве 15 шт. От проф. Кудрявцева за 1908г. – 2 шт. От М.П. Богаевского за 1909г. – 2 шт. 2 От брата Н.Д. Андреева 1907, 1911г. – 5 шт. От редактора Православной богословской энциклопедии Н.Н. Глубоковского за 1904, 1905 гг. – 7 шт. От прочих – 17 шт. II. Переводы 6. Переводы творений св. отцов на рус. яз. 1923г. 157 л. 3 7. Рукопись перевода творений архиеп. Константинопольского Никифора – на рус. яз., 1899–1907 гг. – 24 тетради. III. Рукописи по предметам 8. Рукописи по Истории монашества и Церковно-государственной деятельности Юстиниана Великого (византология). 1908–1916 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

А. Абрамов Я. Брак и семья. СПБ.1900. – Развод. СПБ.1900. Абрашкевич.М. Прелюбодеяние с точки зрения уголовного права. Одесса. 1904. Азаревич Д. Античный мир и христианство . Ярославль. – 1880. – Брачные элементы и их значение. Временник Демидовского Юридического Лицея. 1879. Т. 18. Ярославль. – 1879. – История византийского права. Ярославль. 1876– 77. – Русский брак. Журнал гражд. и угол. Права. 1880. V, VI. Айвазов И. Законодательство по церковным делам в царствование императора Александра III. М. 1913. – Новая вероисповедная система русского государства. М. 1908. – Православная церковь и высшие государственные учреждения России. М. 1912. Аквилонов Е. , протопресвитер, проф. О непозволительности служения православным духовенством панихид в храмах по усопшим иноверцам-христианам. СПБ. 1906. – Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям. СПБ. 1906. – Церковь . Научные определения Церкви и апостольское учение о ней, как о теле Христовом. СПБ. 1894. Аксаков.Н. П. Возможны ли в церкви решающие и совещательные голоса? СПБ. 1906 г. – Духа не угашайте! По поводу статьи Л. Тихомирова : « Духовенство и общество в современном религиозном движении». СПБ. 1895 г. – Канон и свобода. СПБ. 1905. – К церковному собору. СПБ. – Несколько примечаний к канонам. СПБ. 1906. – Об избрании епископов в древней христианской церкви. СПБ. 1906 г. – Патриаршество и каноны. СПБ. 1906 г. – Что говорят каноны о составе собора. СПБ. 1906г. Аксенов. П. Моисеево уголовное право. СПБ. 1904. Алабовский М, свящ. Значение православной церкви в деле устроения государственной и общественной жизни. Киев. 1912. Александровский А. Владимир Соловьев и доктрина непротивления злу и отрицания государства. Церк. Ведомости. 1915. 31. Прибавл. Александров Д., свящ. О клятвах соборов 1956, 1666–1667 г.г. и об единоверии. Самара. 1901. Александр, еп. Дмитровский. Церковь англиканская по прву ли присваивает себе название церкви кафолической? Изд. 2-е. М. 1892. Алексий, еп. Шелапутинская община. Казань. 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Александр Самарин. Снимок 1913 года 12 февраля 2017 г. 12:18 «Подчинил себе митрополита Петра (Полянского)» К ПОЛУТОРАВЕКОВОМУ ЮБИЛЕЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ОБЕР-ПРОКУРОРА СИНОДА АЛЕКСАНДРА САМАРИНА Двенадцатого февраля 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Дмитриевича Самарина. О его дореволюционной деятельности - в частности, на посту обер-прокурора Святейшего Синода, - сложно найти восторженные отклики как в современной, так и в старинной научной литературе. Но сегодня особый интерес представляет собой деятельность Самарина после Октябрьского переворота 1917 года, когда его верность Богу, выбранным идеалам и любовь к Отечеству и народу проявились особенно ярко. Еще в 1905 году в «Обращении московских дворян к императору Николаю II» Самарин вместе с другими представителями дворянства настаивал на проведении нужных и необходимых, по его мнению, реформ, способствующих постепенному освобождению народа от излишних «стеснений в духовной и экономической жизни». Представители же оппозиционных партий, в отличие от Самарина, тогда предлагали учредить «народные представительства», но будущий обер-прокурор в них видел политизированную деструктивную силу, способную разрушить диалог власти и народа. Выход из сложившейся трагической ситуации общественного раскола Самарин и его единомышленники видели не в даровании Конституции, прав и представительств, а в воспитании «подлинной христианской свободы», верности традициям и исконным ценностям. В Обращении они описывают картину нестроений: «Значительная часть (общества) постепенно утрачивает предания, которыми все общество жило до сих пор, и отрекается от унаследованных исстари верований и идеалов. Над всем веками сложившимся политическим строем над верованиями и идеалами народа, над всем его бытом произносится строгий приговор, и все это беспощадно осуждается как окончательно отжившее» 1 . В частности, в Обращении представители дворянства буквально взывали к государю о раскрепощении Российской Церкви, в которой видели институт, могущий воспитать общество: «Так, бесспорно, давно пора освободить Церковь от государственной опеки, возвратить ей «свободу жизни, свободу внутреннего строения», которые будто бы для пользы Церкви наложены на верующую совесть; надо же, наконец, когда-нибудь понять, что от нынешнего порядка страдает сама Церковь, чем люди, от нее уклоняющиеся, и что он является более сильною опорою неверия и индифферентизма, чем самая убедительная проповедь какого-либо модного учения» 2 . Но их искренний голос не был услышан. Приходится только гадать, как повернулись бы события, если необходимые реформы были бы проведены.

http://e-vestnik.ru/history/ober-prokuro...

Антиохийский собор 324-325 гг. А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Эдуард Шварц, ученый-ориенталист, издатель «Истории» Евсевия в Прусской серии греческих отцов, в 1905 г. издал по сирской рукописи (Парижский кодекс — 62) неизвестное до тех пор послание 56 епископов собора Антиохийского к «Александру, епископу Нового Рима.» Несмотря на ярые возражения А. Гарнака, на непризнание подлинности нового документа и Дюшеном и Баттиффолем, русская наука сначала в лице московского профессора А. Спасского, a особенно блестяще в лице о. Дм. Лебедева и А. И. Бриллиантова бесспорно утвердила достоверность этого новооткрытого факта, через что и восстановила потерянное звено в истории арианского спора («Хр. Чтение» 1911-1913). Этот Антиохийский собор от лица 56 епископов осудил и отлучил за неправое учение Ария, Феодота Лаодикийского, Наркисса Нерониадского и Евсевия Кесарийского. От лица этого собора и пишется послание: «Святому и единодушному возлюбленному брату и сослужителю Александру .» Как мы уже упомянули выше, Болотов давно доказал, что здесь разумеется ближайший представитель епископата Западной церкви архиепископ Фессалоники. Кто же подписавшиеся? Издатель текста Э. Шварц, передавая греческими буквами, конечно, в обратном порядке семитическому начертанию, передает по-гречески первое же, явно председательское, имя как «Евсевиос»; далее — Евстафиос, Амфион и т. д. Так транскрибирует Шварц, доверяя точной передаче начертания греческих имен арамейским алфавитом. Но вот какое недоразумение копииста усматривает профессор А. И. Бриллиантов. Β невокализованном сирском тексте «Евсевиос» можно прочитать и как «Освиос.» A если буква «бет» здесь вставлена по непониманию переписчиком и в оригинале было без нее прямо «Осиос,» то и все недоразумения рассеиваются как дым. Тут не место для имени «Евсевий.» Евсевий — подсудимый, a не судья. Судья — Осий. Таким образом, на председательском месте подписывается не неуместный тут Евсевий, a Осий. Почему же находящийся здесь проездом гость, a не хозяин кафедры — Филогоний? Явно потому, что Филогоний только что скончался и после его смерти шесть месяцев занимал его кафедру арианствовавший Павлин Тирский, тоже здесь скончавшийся, a на его место из Веррии только что перешел сюда знаменитый Евстафий. Он здесь не поставлен на первое место (как думает Шварц) потому, что весь этот собор имел поводом избрание заместителя скончавшемуся Павлину, а предызбираемый Евстафий еще не был интронизован. Равным образом также естественно и поручение председательства Осию — как высокому посланнику императора во всем этом деле.

http://sedmitza.ru/lib/text/434963/

Апреля 17 (30) Священномученик Феодор (Недосекин) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Феодор родился 10 ноября 1889 года в селе Новоселки Рославльского уезда Смоленской губернии в семье священника Георгия Петровича Недосекина. Окончил учительскую семинарию и в течение многих лет работал учителем, а затем окружным инспектором школ. В 1913 году Федор Георгиевич женился на дочери протодиакона, служившего в селе Спасском, Зинаиде Ивановне Мухиной. Впоследствии у них родилось восемь детей – пять мальчиков и три девочки. В 1905 году Зинаида Ивановна окончила епархиальное училище и работала учительницей в селе Новоселки. В школе, кроме других предметов, она преподавала пение, и ее школьный хор постоянно участвовал в церковных богослужениях. После революции 1917 года Федор Георгиевич в течение нескольких лет оставался учителем Новоселковской школы. В 1919 году председатель сельсовета дал ему такую характеристику: «Новоселковское Сельское Общество удостоверяет, что учитель Новоселковской школы Федор Георгиевич Недосекин, будучи одновременно председателем Новоселковского культурно-просветительного кружка и председателем школьного совета, проявил себя полезным и энергичным работником по народному образованию: поступив в нашу школу учителем, он немедленно организовал культурно-просветительный кружок, в котором работал не покладая рук до сего времени в качестве председателя кружка, за что неоднократно получал искреннюю благодарность от населения… Организовав кружок, он всеми способами старался поднять культурный уровень местных граждан: читал лекции… вел беседы по сельскому хозяйству… организовал при школе читальню, приобрел… разные книги и составил библиотеку, организовал школу для взрослых и сам учил их грамоте и, наконец, организовал в нашей деревне хор… Стараясь как можно больше дать развития нашим детям, он устраивал с детьми экскурсии, литературно-вокальные вечера… и организовал при школе выставку ученических работ и картин. Чтобы больше развить детей и принести им пользы, он вел занятия с учениками не только днем, но и вечером».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010