Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Никандр Гривский. Икона. 10-е гг. XXI в. Семенович Гривский (26.06.1880, с. Болчино Порховского у. Псковской губ. (ныне деревня Дедовичского р-на Псковской обл.) - 2.10.1940, Обозерский лагерный пункт, Архангельская обл.), сщмч. (пам. 24 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи свящ. Симеона Афанасьевича Гривского. Родной брат сщмч. Александра Семеновича Гривского . В 1897 г. Н. поступил в Псковскую ДС, был уволен из 3-го класса семинарии «по малоуспешности» и 5 дек. 1901 г. еп. Псковским и Порховским Антонином (Державиным) назначен псаломщиком Успенской ц. г. Торопца с поручением устроить церковный хор. В 1905 г. женился на Ольге Сергеевне Беляниновой, впосл. у них родилось 5 детей. 17 мая того же года Н. был определен Псковским и Порховским еп. Арсением (Стадницким ; впосл. митрополит) на место диакона к Успенской ц. с. Илемно Порховского у. и 29 июня 1905 г. в Никандровой пуст. рукоположен им во диакона. 6 июля 1907 г. переведен в Покрово-Николаевскую ц. г. Торопца. 6 февр. 1912 г. Псковским и Порховским еп. Алексием (Молчановым ; впосл. архиепископ) Н. был определен на место священника ц. Рождества Христова на погосте Почеп Торопецкого у. 26 февр. 1912 г. в Троицком кафедральном соборе Пскова рукоположен во иерея. Н. стал для своих прихожан истинным пастырем, он поддерживал их не только словом, но и помогал беднейшим из них материально. В 1916 г. Н. постигло несчастье: от дизентерии скончались его жена, сын и дочь и он остался с 2 сыновьями и 3-летней дочерью. 29 сент. 1929 г. сын Н. Петр, будучи в нетрезвом состоянии, похитил индукторную машинку, с помощью к-рой производились взрывные работы у Подъездной горы по Холмскому тракту неподалеку от дер. Савино Торопецкого р-на. Было заведено уголовное дело; в ходе расследования ОГПУ заинтересовалось и Н. Выяснив, что он в селе пользуется большим уважением, сотрудники ОГПУ 13 янв. 1930 г. арестовали его. Во время обыска у Н. было обнаружено заявление, подписанное неск. десятками крестьян, к-рые просили представителей власти уменьшить собираемый с него сельскохозяйственными продуктами налог, т. к. продукты крестьяне ему не давали, а за совершаемые требы расплачивались деньгами. Власти подобное заявление расценили «как характеристику объединения вокруг себя населения и использования его в борьбе против хлебозаготовок».

http://pravenc.ru/text/2565256.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 19 (2 октября) Священномученик Никандр Гривский Священномученик Никандр родился 26 июня 1880 года в селе Волчино Псковского уезда Псковской губернии в семье священника Симеона Гривского. В 1901 году Никандр окончил Духовную семинарию и до 1905 года служил псаломщиком. В 1905 году Никандр Семенович женился на Ольге Сергеевне Беляниновой, дочери торопецкого торговца. Впоследствии у них родилось пятеро детей. В 1912 году Никандр Семенович был рукоположен в сан диакона и в том же году во священника ко храму Рождества Христова на погосте Почеп Пожинской волости Торопецкого уезда Псковской губернии, где служил в то время его престарелый отец. Храм был деревянный, построен в 1868 году. Всего в приход входило двадцать восемь деревень, в которых жили около тысячи человек. Отец Никандр стал для своих прихожан истинным пастырем, он поддерживал их не только словом, но и делом, помогая беднейшим из них материально. В 1916 году отца Никандра постигло несчастье: от дизентерии скончались его жена Ольга, сын и дочь, и он остался с сыновьями, которым было десять и пять лет, и трехлетней дочерью. 29 сентября 1929 года сын священника Никандра Гривского, Петр, будучи в нетрезвом состоянии, похитил индукторную машину, с помощью которой производились взрывные работы у Подъездной горы по Холмскому тракту в районе деревни Савино в Торопецком районе Тверской области. Было начато уголовное дело. Когда выяснилось, что укравший является сыном священника, ОГПУ стало исследовать, что он собой представляет с политической точки зрения, с кем связан в деревне и не является ли человеком авторитетным для деревенской молодежи и не объединял ли ее. А также – что представляет собой его отец и насколько он авторитетен среди населения. Основной задачей тех, кто занимался политическими репрессиями и кто правил страной, было уничтожение лидеров народа, тех, к чьему голосу народ прислушивался. Выяснив, что отец Никандр в селе пользуется большим уважением, ОГПУ 13 января 1930 года арестовало его. Во время обыска у него дома было обнаружено заявление, подписанное несколькими десятками крестьян, которые просили уменьшить собираемый со священника натуральными продуктами налог, так как их они отцу Никандру не давали, а за совершаемые требы расплачивались деньгами. Власти подобное заявление расценили «как характеристику объединения вокруг себя населения и использования его в борьбе против хлебозаготовок».

http://fond.ru/kalendar/937/nikandr/

(Рукин Борис Андреевич; 24.07.1879 - 30.06.1931, Москва), один из инициаторов григорианского раскола в РПЦ. Род. в семье священника Донской епархии. Окончил Донскую ДС, затем КазДА (1904) со степенью кандидата богословия за соч. «Церковно-библейское учение о пастырском призвании». 16 июня 1905 г. назначен в Рязанскую ДС преподавателем Свящ. Писания, одновременно с 15 сент. 1905 по 1 сент. 1907 г. преподавал педагогику в Рязанском епархиальном жен. уч-ще. 26 февр. 1909 г. назначен на должность епархиального наблюдателя церковноприходских школ Пензенской епархии; 14 дек. 1916 г. переведен на ту же должность в Воронежскую епархию. Монашеский постриг и священный сан принял после 1917 г. В сане архимандрита состоял председателем «Союза православных приходов», ректором Донской ДС в г. Новочеркасске (в 1920 преобразована в пастырские курсы), после закрытия к-рой в 1921 г. служил в разных храмах. В февр. 1922 г. был вызван свт. Патриархом Тихоном в Москву, но не смог выехать по причине резкого ухудшения здоровья. В кон. марта - нач. апр. 1923 г. Б. прибыл в Москву, где Патриарх высказал намерение рукоположить его во епископа Воткинского, викария Московской епархии, и поручить ему окормление рабочих Воткинского завода. Б. отказался, сославшись на болезнь. Ввиду ареста Патриарха задержался в Москве, служил по приглашению в разных храмах. 11-12 июля совершал праздничное богослужение в соборе г. Клин; в промежутках между службами беседовал с собравшимся духовенством о сложном положении Церкви в новых исторических условиях. 18 июля 1923 г. арестован Московским губернским отделом ГПУ; содержался в Бутырской тюрьме. 19 сент. 1923 г. дело за недоказанностью обвинения прекращено. 14 нояб. 1923 г. был назначен и 17 нояб. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии . Являлся настоятелем московского Сретенского мон-ря, часто служил и проповедовал в различных московских храмах. Его проповеди отличались живостью, ясностью и убедительностью и собирали немалое количество богомольцев. Был близок к свт. Патриарху Тихону . Временно управлял Владимирской (8 февр. 1924 - 25 марта 1924) и Могилёвской (с 25 марта 1924) епархиями. После кончины свт. Тихона участвовал в организации его погребения. К Патриаршему Местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому) отнесся неодобрительно, что и стало одной из причин последовавшего вскоре вовлечения Б. в раскол.

http://pravenc.ru/text/153161.html

Семёнов. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь (Носовская) Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь на этом месте была выстроена в первой половине 18 века. Дошедшее до нас каменное здание, построенное на месте деревянной обветшавшей церкви, возводилось с 1905 по 1916 гг. Церковь строилась на средства прихожан и семеновского купца А.П. Носова, что отражено на табличке с выгравированной надписью: " Иждивением и под руководством ложкарного торговца Афанасия Павловича Носова... " . Сам ктитор проживал с семьей в особняке напротив храма, и был похоронен в этом же храме. После закрытия церкви в 1938 году могила была затеряна. Кирпичная старообрядческая церковь Николая Чудотворца выстроена в псевдорусском стиле и украшена богатым декором. Конструкция храма: двусветный одноглавый четверик, притвором связанный с шатровой колокольней. В 1989 году здание возвращено верующим. www.avtotravel-nn.ru/tserkov-nikolaya v semenove Афанасий Павлович Носов в среде старообрядцев пользовался большим уважением. Именно ему поручили раскольники беглопоповского толка ходатайствовать перед властями об открытии в Семенове молельни. В 1896 году молельня была открыта в доме мещанки Агафьи Михайловны Рыбиной. А в 1897 г. А.М. Рыбина получает билет на строительство каменного дома позади 2-х этажного деревянного. Молельному зданию, согласно предписанию нижегородского губернатора, «не дозволено иметь вид православного храма, и чтобы под крышей оного ни куполов, ни крестов не воздвигалось». Постановка колокольни и колоколов тоже воспрещалась. Семеновский уездный исправник потребовал от А.П. Носова подписи не только на соблюдение предписания по строительству моленного дома, но и на отказ от проведения «всяких крестных ходов и сопровождения умерших, на улицах с песнями и в облачениях». Сразу после дарования в 1905 г. свободы вероисповедания, семеновские старообрядцы под руководством А.П. Носова, при его финансовой поддержке, принялись за строительство своего храма. Собирать подписи по деревням Афонасий Павлович отправил своего сына Ферапонта.

http://sobory.ru/article/?object=10901

Четвертый из 12 детей С. П. Боткина, проф. Медико-хирургической академии, лейб-медика императоров Александра II и Александра III , племянник писателя В. П. Боткина и П. П. Боткина, возглавлявшего купеческую фирму Боткиных с 1855 г., в 1883-1907 гг. являвшегося старостой храма Христа Спасителя. Получил начальное домашнее образование, в 1878 г. поступил в 5-й класс 2-й петербургской классической гимназии, к-рую окончил в 1882 г. Проучившись год на математическом отд-нии физико-математического фак-та С.-Петербургского ун-та, в 1883 г. перешел на открывшееся младшее отд-ние приготовительного курса Военно-медицинской академии, к-рую окончил в 1889 г. В янв. 1890 г. поступил врачом-ассистентом в Мариинскую больницу для бедных, 20 дек. того же года был на собственные средства командирован с научной целью за границу; занимался у ведущих европ. ученых, знакомился с устройством берлинских больниц. С мая 1892 г. работал врачом придворной капеллы. 8 мая 1893 г. защитил диссертацию на степень д-ра медицины. С янв. 1894 г. вновь сверхштатный ординатор Мариинской больницы. Весной 1895 г. командирован от больницы за границу на казенный счет, 2 года провел в медицинских учреждениях Хайдельберга и Берлина, слушая лекции и занимаясь практикой у известных нем. врачей проф. Г. Мунка, Б. Френкеля, П. Эрнста и др. Научные труды и отчеты заграничных командировок Б. были опубликованы в «Больничной газете Боткина» и в «Трудах Общества русских врачей». 12 мая 1897 г. Б. был избран приват-доцентом Военно-медицинской академии. В 1904 г., после сообщения о начале войны с Японией, добровольцем отправился в действующую армию, заведовал медицинской частью Красного Креста в Маньчжурской армии, осенью 1905 г. вернулся в С.-Петербург, издал кн. «Свет и тени русско-японской войны 1904-1905 гг.». Награжден боевыми орденами св. Владимира 3-й и 2-й степени с мечами. В 1907 г. состоял главным врачом общины св. Георгия. В апр. 1908 г. назначен лейб-медиком имп. Николая II, исполнял обязанности домашнего врача царской семьи. В дек. 1914 г. потерял старшего сына Дмитрия, хорунжего лейб-гвардии Казачьего полка, погибшего в бою с немцами. В 1916 г. получил потомственное дворянство.

http://pravenc.ru/text/153257.html

I. Лекции по истории религий как часть наследия И.Д. Андреева В архиве библиотеки Московской духовной академии хранятся творческие рукописи племянника свт. Феофана профессора Академии И.Д. Андреева , часть которых были переданы Академии его дочерью Г.И. Андреевой в ноябре 1970г., а часть позднее – за небольшое вознаграждение 1 . Среди этих рукописей: переводы свт. Никифора Константинопольского , переписка (включая известную переписку со свт. Феофаном Затворником ), разные курсы – в основном по истории Церкви в Византии, а также курс по истории религий, читавшийся в 1921–1923 гг. Все авторские рукописи сохранились в прошитых тетрадях и хранятся в папках с печатью «Профессор Иван Дмитриевич Андреев ». Приведем перечень данных материалов: I. Переписка, документы 1. Письма свт. Феофана Затворника И.Д. Андрееву – 32 письма. 2. Документы по делу проф. В.О. Ключевского . 3. Студенческие письма за 1880–1892 г. Списки окончивших МДА за 1904–1911 гг. Телеграммы на имя И.Д. Андреева от проф. Н.В. Покровского , от декана СПб-кого университета проф. Ф.Ф. Зелинского, проф. А.И. Соболевского, проф. Н.Н. Глубоковского , проф. Б.А. Тураева и др. за 1907г. в количестве 7 шт. Отношение попечителя СПб-кого Учебного округа от 29.1.1911г. 4. Переписка с разными лицами (проф. А.П. Лебедевым и др.) за 1895–1907 гг. – 98 писем. 5. Переписка с разными лицами за 1904–1915 гг. – 48 писем. От преподавателя А. Мишина за 1911, 1913, 1915г. в количестве 15 шт. От проф. Кудрявцева за 1908г. – 2 шт. От М.П. Богаевского за 1909г. – 2 шт. 2 От брата Н.Д. Андреева 1907, 1911г. – 5 шт. От редактора Православной богословской энциклопедии Н.Н. Глубоковского за 1904, 1905 гг. – 7 шт. От прочих – 17 шт. II. Переводы 6. Переводы творений св. отцов на рус. яз. 1923г. 157 л. 3 7. Рукопись перевода творений архиеп. Константинопольского Никифора – на рус. яз., 1899–1907 гг. – 24 тетради. III. Рукописи по предметам 8. Рукописи по Истории монашества и Церковно-государственной деятельности Юстиниана Великого (византология). 1908–1916 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В 1896 г. был приглашен управлять хором в Рыхловский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь . Ок. 1905 г. Черниговский и Нежинский еп. Антоний (Соколов) после посещения Рыхловского монастыря предписал направить монастырского регента для управления хором в черниговский Троицкий архиерейский дом. Л. Е. Проскура переехал в Чернигов и стал послушником Троицко-Илиинского монастыря. 9 марта 1912 г. был пострижен в монашество с именем Лаврентий. В 1914 г. рукоположен в диакона. 28 авг. 1916 г. в Свято-Успенском Елецком мон-ре Новгород-Северский еп. священноисп. Пахомий (Кедров : впосл. архиепископ) рукоположил его во иерея. Л. был регентом монастырского хора, уставщиком и ведал книгохранилищем. В 1918 г. возведен в сан игумена. С апр. того же года вместе с иером. Алипием (Яковенко) копал пещеры на одном из склонов Болдиной горы для подземных храмов и келий. Работы завершились в нояб. 1919 г., однако пещерный монастырь просуществовал только до нач. 1920 г., когда власти запретили проведение богослужений в подземных храмах. Несмотря на запрет, там проводились тайные богослужения, поэтому последовало распоряжение засыпать вход в пещеры. В том же году Троицко-Илиинский мон-рь был закрыт. Л. перешел на службу в Троицкий собор в Чернигове, к-рый функционировал как приходский храм. Нек-рое время, видимо, проживал в Киеве. По неподтвержденным сведениям, в 1923 г. был тайно пострижен в схиму схиигуменом Киево-Печерской лавры Гавриилом. Критически воспринял «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), однако формально не разорвал с ним канонического общения (имеются свидетельства, что во время служб Л. при поминовении митр. Сергия демонстративно закрывал уши руками). В 1928-1930 гг. был ближайшим помощником и по некоторым данным духовником Черниговского архиеп. Пахомия (Кедрова) до его ареста в 1930 г. В 1928 г. по определению экзарха Украины Киевского митр. Михаила (Ермакова) Л. был возведен в сан архимандрита. Летом 1929 г. после закрытия Троицкого собора он служил регентом-псаломщиком в Илиинском храме Чернигова.

http://pravenc.ru/text/2462433.html

Верхотурье. Николаевский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1604. Ссылки:   Адрес: Россия, Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Воинская, 1А; Координаты: 58.862343, 60.808544 Проезд: От Москвы до Верхотурья удобно добираться поездом 84М Москва — Серов, 84Э Москва — Приобье). Время в пути составляет чуть менее полутора суток. Для автопутешественников — в Верхотурье можно доехать из Екатеринбурга по дороге Р-352. Поворот на Верхотурье направо на 276 км трассы Екатеринбур ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Москвы до Верхотурья удобно добираться поездом 84М Москва — Серов, 84Э Москва — Приобье). Время в пути составляет чуть менее полутора суток. Для автопутешественников — в Верхотурье можно доехать из Екатеринбурга по дороге Р-352. Поворот на Верхотурье направо на 276 км трассы Екатеринбург–Серов (установлен архитектурный указатель). До Екатеринбурга же из столицы лучше всего ехать через Нижний Новгород, Казань, Ижевск. По прибытии в Верхотурье остановиться можно в монастырской гостинице или в гостинице, которая находится в центре города. Внимание! По дороге в Верхотурье не забудьте перевести часы на два часа вперед. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря, каменный, трехпрестольный. Заложен 12 сентября 1905 г. С момента закладки указом Синода присвоен соборный статус. Только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге больше по размерам. Он одновременно вмещает 14 тысяч молящихся, а Верхотурский, равно как храм Христа Спасителя в Москве - по 10 тысяч. Интересна история его создания. Строился он восемь лет и был освящен в 1913 году в честь празднования 300-летия дома Романовых. Любопытно, что для разрешения строительства, утверждения проекта и сметы отец Ксенофонт, тогда еще казначей монастыря, лично ездил к царю Николаю II. Ждали Николая II на торжество с семьей, но они не смогли приехать. Была здесь сестра императора Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители. Построен в русско-византийском стиле. Главный храм в честь Воздвижения Креста Господня, освящен 11 сентября 1913 г. Левый придел во имя прав. Симеона Верхотурского, освящен 27 мая 1914 г. Правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящен 10 сентября 1916 г.

http://sobory.ru/article/?object=00346

Документы Итоговый документ соборной встречи Всемирного русского народного собора в Екатеринбурге 16.07.2008 12:41 Революция и гражданская война явились трагическим надломом жизни России, приведшим к миллионам человеческих жертв, гонениям на веру и Церковь, гибели многочисленных культурных ценностей, вынужденному исходу миллионов наших соотечественников за пределы Родины. Эти трагические события стали результатом духовного разлада в российском обществе, эгоизма классовых интересов и политических вожделений, насилия группы рвавшихся к власти радикалов над волей народа. Все основные сословия, классы, социальные слои России так или иначе причастны к катастрофе. И все без исключения стали ее жертвами. Среди тех, кто пал от рук приверженцев террора, особенно выделяются злодейски убиенные 90 лет назад Государь Николай II, Государыня Александра Феодоровна, их дети, другие члены Царствовавшей фамилии. Династия Романовых столетиями скрепляла и сохраняла величие и единство России, оберегала покой и согласие верных чад Отечества. Своими жертвами Царственные страстотерпцы запечатлели верность Богу и России. Воля государя Николая II к всепрощению и его завещание не мстить за себя взывает к нам, ныне живущим гражданам России. Этот безропотный подвиг сегодня дает нам пример и основание для взаимного прощения, примирения и национального единства. Убийство Царской семьи было совершено тайно и незаконно. Среди убитых были дети Царя, в том числе и несовершеннолетние, а также добровольно оставшиеся с Царской семьей гражданские лица, не имевшие к политике никакого отношения. Ответственность за это злодеяние несет прежде всего большевистское руководство тех лет, которое в июле 1918 года санкционировало и одобрило убийство Царской семьи. Ответственность несут также правительства ведущих европейских государств, не предпринявшие ничего, чтобы спасти Императора Николая II и его семью. Важно понимать, что в катастрофе начала XX века были замешаны не только внутренние, но и внешние разрушительные силы. Без поддержки извне, без опоры на тех, кто опасался бурного динамичного развития Российской империи и желал любой ценой устранить с мировой арены нежелательного конкурента, Смута не смогла бы сломить действующую власть. Николай II был не бездеятельным созерцателем, а активным участником той модернизации страны, которая осуществлялась в его царствование. С его ведома и благодаря его усилиям были осуществлены финансовая и аграрная реформы, разработаны великие проекты строительства континентальных магистралей и первого " плана ГОЭЛРО " , обуздана революция 1905-1907 годов и разгул террора, осуществлен в 1916 году перелом на фронтах Первой мировой войны.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Петроград к старцу Григорию Состоится паломническая поездка из Москвы на день памяти Г.Е.Распутина 29.12.2019 2038 Время на чтение 4 минуты В ночь на 17/30 декабря 1916 года в Петрограде изуверным образом с многочисленными предсмертными истязаниями в Юсуповском дворце был убит русский крестьянин Григорий Ефимович Распутин-Новый — Царский Друг. Вот уже на протяжении ряда лет чтители памяти Мученика отмечают сей день панихидами. Президент Русского Культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого, известный православный предприниматель и общественный деятель Василий Вадимович Бойко-Великий, находясь в узилище с 19 июня 2019 года, все же не оставляет без внимания свои духовно-общественные потребности и обязательства. Он решил непременно поддержать уже сложившуюся с 2016 года традицию отмечать память мученической кончины Царского Друга Григория Распутина-Нового паломничеством православных москви чей в Санкт-Петербург. Он с оказией переслал из следственного изолятора следующее объявление с просьбой опубликовать его на «Русской Народной Линии». «Дорогие Соотечественники! 29-30 декабря многие православные люди будут отмечать 103-летие мученического подвига Григория Ефимовича Распутина-Нового. Мне известно, что ревнителями памяти и прославления Царского Друга подготовлен целый ряд мероприятий в Санкт-Петербурге и Царском Селе. Наш Культурно-просветительский фонд 30 Декабря с 11:00 планирует провести Крестный Ход от Феодоровского Собора Царского Села города Санкт-Петербурга до Поклонного Креста на месте первоначальной могилы Григория Ефимовича Распутина-Нового. Русский Культурно-просветительный фонд имени Святого Василия Великого наметил отправление паломнических автобусов с надписью: «За Святую Русь!» из Москвы в Санкт-Петербург. План паломничества таков: 28 Декабря 2019 года. 23:00 – Отправление в Санкт-Петербург от торгового центра «Электроника на Пресне» (метро «Улица 1905 года»; Звенигородское шоссе, дом 4). При себе иметь паспорт, воду и дорожный паек.

http://ruskline.ru/politnews/2019/12/23/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010