Игумен Хиландарского монастыря на Горе Афон, святитель Даниил сумел защитить его от крестоносцев, которые хотели разграбить обитель. А однажды он сумел предотвратить междоусобную войну на своей Родине, примирив двух сыновей короля Стефана. Святитель Даниил составил одну из первых сербских летописей — «Жития королей и архиепископов сербских». День памяти совершается 12 сентября и 2 января. Известные люди с именем Даниил: Даниель Дефо (ок. 1660–1731) Английский писатель и публицист. Даниель Дефо написал более 500 книг, памфлетов и статей на самые разные темы, однако наибольшую славу ему принес роман «Робинзон Крузо». Те, кто читал книгу в советской, урезанной цензурой версии, могут и не знать, что основной драматический нерв произведения — одиночество и поиск Бога. Спасла главного героя судовая Библия, которую он постоянно читал. Даниил Хармс (1905–1942; настоящая фамилияЮвачев) Знаменитый писатель, поэт, родился в Санкт-Петербурге. Его поэтическая слава началась в середине 1920-х годов, когда были опубликованы первые стихи, написана знаменитая пьеса «Елизавета Бам». Даниил Хармс был одним из основателей литературной группы ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства). Ее участники декларировали необходимость отказа от традиционных творческих форм, предлагая взамен новые — гротескные, провокационные и абсурдные. В 1930 году ОБЭРИУ было запрещено. Благодаря хлопотам С. Маршака Хармс был привлечен к работе с детской литературой. Он писал стихи для детей в журналах «Чиж» и В августе 1941 года писатель был арестован якобы за распространение «клеветнических и пораженческих настроений». Скончался Даниил Хармс во время блокады Ленинграда в больнице тюрьмы «Кресты». Даниил Гранин (1919–2017) Писатель, общественный деятель, почетный гражданин Санкт-Петербурга, ветеран Великой Отечественной войны. В конце 1980-х годов Даниил Гранин был одним из инициаторов создания «Общества милосердия “Ленинград’’». Особенное место в наследии писателя занимает написанная им вместе с Алесем Адамовичем «Блокадная книга», в которой на основе обширного документального материала рассказано о героической обороне Ленин­града в годы войны. Интересные факты

http://foma.ru/imya-daniil.html

– Не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? – Истинно так, царь! – ответили ему. – Но вот я вижу четырех мужей, ходящих среди огня, и вид четвертого подобен виду Сына Божия. Тогда царь подошел к устью печи и вызвал чудесно спасенных юношей. И воскликнул Навуходоносор: – Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих. И. Ювачев Идолопоклонство в наше время В Индии протекает огромная река Ганг, которую индийцы почитают священной рекой и воздают ей божеские почести, принося в жертву даже людей. Язычники говорят: «Самый надежный путь к Небу идет через воды священного Ганга». На берегу этой реки один проповедник веры Христовой наблюдал следующее зрелище. Из огромной толпы народа вышел человек, ведя за собой шестилетнего сына. Подойдя к воде, отец стал обнимать малютку, целовать и мазать его благовонным маслом, убирать цветами, украшать как бы к особому торжеству. Толпа с любопытством смотрела на все эти приготовления. Вдруг отец схватил мальчика, высоко поднял его над головой и громко закричал: «Ганг священный! Это дитя принадлежит тебе, я приношу его тебе в жертву». При этих словах он бросил дитя в реку, а присутствовавший при этом народ стал ликовать и восхвалять детоубийцу как бы за славное и богоугодное дело. Как велико это заблуждение! Если бы отец этот веровал в Единого Истинного Бога, то не сделался бы детоубийцей. Также в Индии язычники почитают одного бога, которого они называют Даггернаут, что значит «владыка вселенной». Он сделан из дерева и имеет отвратительный и ужасный вид. В честь этого бога ежегодно совершается празднество, которое считается самым торжественным из всех празднеств. В самый день праздника индийцы везут своего бога на огромной колеснице в капище. Колесница эта имеет около шести саженей в высоту и катится на четырнадцати колесах. Тысячи людей тянут ее длинными канатами. Все ликуют, а некоторые бросаются под колеса и погибают. Они думают, что человек, раздавленный колесницей этого идола, непременно будет святым, так как Даггернаут спасет его за принесение ему себя в жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Паломничество в Палестину к гробу Господню: очерки путешествия в Константинополь, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и Грецию — И.П. Ювачев И.П. Ювачев В Избранное ( 1  голос:  5.0 из  5) Предисловие Если и иноплеменник придет из земли далекой ради имени Твоего и помолится у храма сего, – услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое ( 3 Царств, VIII, 41 –43). Предлагаемые благосклонному вниманию читателей очерки моего паломнического путешествия в Палестину были напечатаны в последних семи книгах «Исторического Вестника» 1902 года. В тексте настоящего издания сделаны значительные дополнения, со включением новой (XXXVIII) главы. Большинство рисунков воспроизведены с фотографий из богатой коллекции Императорского Православного Палестинского общества, благодаря любезному содействию помощника председателя этого общества H. М. Аничкова. Для полноты картины Палестины, мною сделаны описания почти всех главных мест поклонения русского паломника, но с опущением многих подробностей и длинных исторических справок, которые так часто повторяются в имеющихся уже сочинениях о  Св. Земле . Зато я позволил себе дать некоторый простор библейским воспоминаниям в связи с проходимыми паломниками местами, опять-таки удерживаясь по возможности от общеизвестных рассуждений. Одним словом, я старался выразить в своих очерках преимущественно личные впечатления от виденного своими глазами и слышанного своими ушами за два месяца путешествия на Востоке. Ив Ювачев 25 Февраля, 1904 г. I. Отъезд в Палестину Сборы в Палестину. – Предварительные справки. – В Одессе – Подворье Афонского монастыря. – Задержка из-за паспорта–На пароходной пристани. – Паломническое смирение. – Отход парохода. Давно я мечтал посетить Иерусалим и вообще священный Восток, с которым сроднили меня и христианская религия, и восточная поэзия, но, выжидая свободного времени и подходящих условий, с каждой весной приходилось мне откладывать свое путешествие на неопределенные годы. То помешает чума в Египте, то служебные занятия, то различные обязательства… Я не предвидел и конца разным предлогам! И вот однажды, в разгар усиленной и неотложной работы, вдруг запротестовала душа моя: брось все и поезжай в Иерусалим! Я поддался этому голосу, рискнул своим положением на службе и попросил отпуск с 1-го марта на два месяца.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/palomnic...

Книги были настоящим спасением, духовной подпиткой в суровом сахалинском мире, они отвлекали от мрачной тюремной жизни. «Как поживаете, Иван Павлович? Съездили ли на север и все ли благополучно? Посылаю Вам книги: Навиля, Серафима”, Погодина и Фому Кемпийского... Передам Ливину на руки, спросите у него. …Сижу дома и работаю, хотя болей не чувствую, но слаба...» ( из письма Ювачеву ). Каторжане острова Сахалин. Кон. XIX в. Одна книга могла месяцами бродить по комнатам арестантов, передаваемая из рук в руки. Кржижевская потом долго пыталась найти ее последнего читателя. «Книгу о Данииле” я дал Владимиру Алексеевичу, а он – Феодору Никифоровичу, а он – Арсению Михайловичу, а дальше я не знаю. Надо спрашивать или у Доктора, или у Феодора Никифоровича. Ваша книга Физиология” у Бронислава. Я приеду – спрошу у него» . С утра до вечера в лазарете можно было видеть ее хрупкую фигуру, слышать непрекращающийся кашель С помощью Марии Кржижевской была основана Рыковская метеостанция, которой она заведовала до самой смерти. Помощником к ней был назначен ссыльный Иван Ювачев, в будущем – известный писатель Миролюбов, отец поэта Даниила Хармса. Зная о тяжелой болезни Марии и об установленном доктором рыковского лазарета последнем сроке ее жизни, Ювачев постепенно взял на себя все обязанности по метеостанции, освободив тем самым Кржижевскую от ранних подъемов и тяжелого пути по сугробам на станцию в темное время суток. Мария заболела чахоткой почти сразу после прибытия на Сахалин. С утра до вечера в лазарете можно было видеть ее хрупкую фигуру все в том же скромном костюме, слышать непрекращающийся кашель. Впалые щеки и темные круги под глазами свидетельствовали о том, что, отдавая большую часть сил, времени и денег другим, она почти не занималась собой. Заменив Марию на станции, Ювачев каждый день в 6 часов утра шел по нанесенным за ночь сугробам к метеорологической будке, чтобы приготовить инструменты к утренней работе. И каждое утро в 6 часов звенящую морозную тишину нарушали странные звуки, доносящиеся со стороны тюрьмы. Отрывистые, похожие на эхо отголоски. «Несмотря на порядочное расстояние от тюрьмы до моего дома, до меня доносились по свежему утреннему воздуху не только отчаянные крики наказываемых, но и удары розог… Зимою шесть часов утра у Ливина было временем расправы с каторжными». Так начинался рабочий день Ювачева на протяжении многих лет сахалинской жизни.

http://pravoslavie.ru/112346.html

Мои сборы в дорогу были недолги. Набив небольшой чемодан необходимым бельем и справочными книгами, я считал себя готовым к далекому странствованию. Остановка была за заграничным паспортом, но прежде я обратился за справками к одному из представителей Православного Палестинского общества. Он мне дал брошюрку «Наставления русскому паломнику» и любезно предупредил, чтобы я не рассчитывал в Иерусалиме на помещение в постройках их общества, так как в том году был особенно большой наплыв народа, и все уже там занято. – В таком случае, – говорю ему: – мне придется обратиться к грекам? – Да, придется уж к ним обратиться. Выезд из России за границу вообще сопряжен с некоторыми хлопотами относительно паспорта, но все-таки они не так сложны в С.-Петербурге, чтобы отымали много времени. Для паломников в Палестину выдаются удешевленные заграничные паспорта, но зато канцелярская процедура с ними несколько сложнее. Дорожа временем, я взял обыкновенный десятирублевый паспорт и отправился в Одессу, откуда пароход Александрийской круговой линии выходил 8-го марта. На вокзале, в Одессе, паломников встречают афонские монахи и приглашают их в свои подворья. Но лишь только я тронулся за монахом Пантелеймоновского монастыря , как меня окружила толпа комиссионеров от здешних гостиниц. – У монахов грязно, да и не дешевле! – кричали они, зазывая в свои номера. Желая поближе быть вообще к паломникам и насколько возможно лично испытать обстановку их путешествия, я не поддался искушению комиссионеров и пошел в монастырскую гостиницу, которая возвышалась тут же на площади, против вокзала. Мне отвели небольшой номер с очень скромной обстановкой. Для простого народа здесь есть общие палаты. У меня был с собою свой постельный прибор, и я решил примириться с сомнительной чистотой кровати. В коридорах стоял убийственный сквозной ветер. – Отчего, – спрашиваю послушника, – вы открываете окна в разных концах коридора? – Из-за уборной. И в самом деле, это – слабое место в гостинице. Не может похвастаться чистотою и общая умывальня.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/palomnic...

Немецкий язык преподавался в этой школе всегда (порой – наряду с английским), а до 1930 года она, будучи уже национализированной, официально продолжала оставаться немецкой школой. Здесь учился будущий поэт Даниил Иванович Ювачев (Хармс) (1905–1942), умерший в заключении в блокадном Ленинграде. В 1930 году эту школу закончил Н. Ульянов, хранитель музейного фонда истории Петришуле. Даже спустя десятилетия питомцы Петришуле с любовью вспоминают свою школу и стараются не пропускать встречи выпускников. Еще в 1950-е годы на вечерах встречи выпускники XIX-ro столетия делились воспоминаниями о прошлом школы, ее традициях. Ежегодно первая суббота апреля – встреча выпускников. В 2009 году самым «возрастным» был ученик 1936 года выпуска, он прилетел из США. На встречу 2010 г. пришел дедушка, который закончил Петришуле в июне 1941 -го. «Школа – это наша семья», – признаются вчерашние ученики. 311 …Полнейший «разгром» школы планировался на начало 1940-х годов: сделать ее учебным заведением только для детей рабочих, изгнав детей интеллигенции и «бывших». К счастью, в послевоенное время об этом не вспомнили. И не было за все время ни одного выпуска, ни одного учителя, кто не хранил бы в своем сознании название школы, и это ощущение причастности к истории города и страны передавалось и передается из поколения в поколение. После Великой Отечественной войны, когда говорить по-немецки язык не поворачивался и школы переходили на другие иностранные, Петришуле первая вернула в город немецкий как язык для углубленного изучения в школе. На фасаде Петришуле – три даты. Первая –«1760», год, когда было заложено уже каменное здание, причем точно неизвестно, чью идею тогда воплощали: то ли замысел Растрелли (с которым дружил финансировавший строительство барон Штегельман); то ли Трезини (с которым не менее приятельствовал Крюйс). Вторая дата, «1915», – дата последней перестройки здания (оно постепенно доросло с двух- до пятиэтажного). Третья, «1958», – год, когда в школе был капитальный ремонт.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Один особенно усердствовал над самым моим ухом. Я оглянулся. Помощник генерал-фельдцейхмейстера граф А.А. Баранцов, раскрасневшийся седой толстяк, с азартом бил в ладони. Встретив мой взгляд, он остановился, сконфуженно улыбнулся, но едва я отвернулся, снова принялся хлопать…» Аплодирующим «прогрессивному» решению видели даже государственного канцлера князя А.М. Горчакова, знаменитого друга А.С. Пушкина! Другой князь – В.П. Мещерский, издатель консервативной газеты «Гражданин», – писал по поводу оправдания Засулич: Оправдание Засулич демонстрировало: политические теракты заслуживают одобрения «Оправдание Засулич происходило как будто в каком-то ужасном кошмарном сне, никто не мог понять, как могло состояться в зале суда самодержавной империи такое страшное глумление над государственными высшими слугами и столь наглое торжество крамолы». Уже на следующий день власти снова попытались арестовать Засулич, но та уже скрылась на конспиративной квартире, а позже сбежала в эмиграцию в Швейцарию. Там она стала одной из ведущих деятельниц революционного движения, вступила вместе с Плехановым в группу «Черный передел», потом перешла на позиции марксизма, редактировала «Искру» вместе с Лениным, затем разругалась с ним и стала одним из лидеров меньшевиков – как видим, целыми десятилетиями ковала и приближала революцию. И являла собой «образцовый пример» для русской молодежи. Лев Толстой: «Засуличевское дело – не шутка. Это похоже на предвозв[естие] революции» И правда, общепризнано, что случай с Засулич явился катализатором или спусковой причиной, ускорившей радикализацию общества и – в конечном итоге – приход революции. Он раз и навсегда внушил тогдашнему прогрессивному обществу, что такого рода преступные действия заслуживают… одобрения, что так и нужно поступать. Когда сразу после оправдательного приговора была устроена антиправительственная демонстрация, в результате столкновений с полицией были даже жертвы – погиб студент Сидорацкий. На торжественной панихиде в его честь во Владимирском соборе 31 марта другой студент, Николай Лопатин, воскликнул: «Последуем же примеру Засулич и будем сами расправляться с притеснителями!» А, например, юный гардемарин и будущий народоволец И.П. Ювачев (между прочим, отец поэта Даниила Хармса) тоже восклицал: «Дайте, дайте мне фотографию Веры Ивановны, и я повешу ее вместо иконы!»

http://pravoslavie.ru/114211.html

«Последние же дни здоровье мое сильно ухудшилось, т. е. отек страшно увеличился, так что сегодня я обратилась за лекарством к отцу Иоанну Кронштадтскому, прося его телеграммою помолиться обо мне. Понимаю, что для полного успеха нужно и мое покаяние, но я и этого надеюсь достигнуть от его молитвы. Однако я не решилась просить его помолиться о моем выздоровлении, думаю, Господь лучше знает, что мне надо, да и на прозорливость Его сильно надеюсь тоже. Дал бы Господь и мне мирный дух, чтобы одновременно с отцом Иоанном и я бы могла сердечно и горячо помолиться Ему. Но я уверена, что получу большую пользу, и духовную, и телесную. Помолитесь и Вы за меня, хотя немножко. Пока до свидания, будьте здоровы и да сохранит Вас Господь Бог и Божия Матерь от всякого зла. Преданная Вам Кржижевская» (Из письма И.Ювачеву). Ее смерть стала общим горем для жителей Сахалина Она ушла в июне 1892 года в возрасте 38 лет. Просто почувствовала себя плохо в доме пациента и опустилась без сил на стул стоящий посреди комнаты. Ушла так же тихо, как и жила. Ее смерть стала общим горем для жителей Сахалина. Провожали всем миром: работники лазарета, поселенские бабы, их дети, друзья-писатели, служащие тюрем и каторжане. На могильном кресте указаны даты ее рождения и смерти: 23 января 1854 года – 8 июня 1892 года, а неизвестный автор написал в некрологе: «Бывало, ночью с фонариком идёт не одну версту по мокрым местам на роды. Промокнет до пояса, устанет, но тем не менее приходит и завтра, и послезавтра, и так целую неделю…». Неизмеримым горем смерть Марии Кржижевской стала для Ивана Ювачева. В своей книге «Восемь лет на Сахалине» И. Ювачев писал: «Похороны этой исключительной женщины на Сахалине собрали всё село Рыковское. Каждый считал себя счастливым оказать покойной то или иное внимание. От начальника до последнего каторжника – все понимали, что Тымовский округ лишился самого дорогого человека, служившего не из-за денег и не ради каких-либо личных выгод для себя, а единственно ради простой идеи – помочь несчастным. Когда опустили гроб в землю, толпа женщин навзрыд заплакала, вспоминая все доброе, которое она им оказала. Тут только развязались языки, замкнутые при жизни Марии Антоновны её смирением: все они наперебой спешили поведать публике удивительные примеры самоотверженной любви к ним покойницы… Как бы в дополнение деятельности Марии Антоновны на Сахалине, оставшееся после неё небольшое имущество все было роздано бедным… Величая покойницу своей матерью, некоторые простодушные люди чуть ли не боготворили её, как святую».

http://pravoslavie.ru/112346.html

Есть и другие примеры покаяния. Все знают Даниила Хармса. Настоящее имя писателя – Даниил Иванович Ювачев. А отец писателя, Иван Павлович Ювачев, жил на Сахалине, будучи каторжником: за участие в террористическом движении народовольцев он был приговорен к каторге. Еще находясь под следствием в Шлиссельбургской крепости, он поразил надзирателей, потребовав дать ему для чтения Евангелие. Те были поражены: террорист-нигилист-безбожник требует Евангелие! Мало того: Иван Павлович высказал свое недоумение по поводу поведения одного надзирателя, который, придя на Пасху в камеру, просто оставил крашенки на столе, не сказав: «Христос воскресе!» Надзиратель потом извинялся. Как произошла такая перемена в сердце человека? Думаю, Иван вспомнил, что в детстве учился в духовном училище, и уроки, видимо, были не совсем уж сухими и казенными, если через какое-то время семена Евангелия проросли в его душе. Возвращение Ивана ко Христу было настолько ярким, что начальник тюрьмы, желая облегчить его участь, предложил ему компромисс – принять монашество и быть помилованным. Однако Иван Ювачев ответил отказом: «– Я не чувствую призвания к монашеству. Мой духовный патрон, Иоанн Предтеча, сказал: “Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с Неба. А я такого призвания свыше не чувствую. – Но ведь я вам предлагаю лучший способ выйти из тюрьмы! – воскликнул генерал. – На что вы надеетесь? – Моя надежда только на одного Бога, – спокойно ответил ему Ювачев. Генерал пожал плечами и вышел из камеры». Метрическая книга с записью о крещении Шендель Блювштейн и ее подписью Ювачева отправили на Сахалин, здесь он работал инженером, а заодно был певчим и старостой Казанской церкви в селе Рыковское. Особой радостью, по его словам, было, когда ему на каторгу почтой прислали забытую им в Шлиссельбурге Библию. Покаяние Раскольникова не напоминает? В литературе Иван Ювачев известен как Иван Миролюбов, автор многих духовных книг и интереснейших путевых заметок. Вот до чего доводит Сахалин. Духовное наследие у нас серьезное. Приезжайте. И не обязательно на каторгу или в ссылку – здесь многое изменилось к лучшему.

http://pravoslavie.ru/156134.html

С семи часов утра была Пасхальная служба; служили отцы Сато, Циба и Мидзуно; пели оба хора; после Литургии роздан артос. Из русских в Церкви был известный путешественник Бронислав Людвигович Громбчевский, полковник, едущий на службу в Благовещенск, после службы бывший у меня и начавший очень интересные рассказы, к сожалению, перебитые приходом другого гостя, полковника Рыльского, с женой, из Владивостока. Громбчевский обещал прислать для библиотеки свои карты и сочинения. О. Иоанн Катакура согласен отпустить Моисея Минато в Немуро, но Моисей пишет, что Церковь в Ооцуци и Камаиси только что поправляется: есть уже готовые к крещению, есть и еще слушатели; просит непременно кого-нибудь взамен себя. Жаль сих Церквей, и потому Моисей не будет отнят у них. До Собора недалеко, – пусть в Немуро подождут, а пока Александр Мурокоси может там и присмотреть за Церковию, и заправлять молитвенными собраниями. Послал на станцию Марка, звонаря, встретить Львовского, полагая, что он прибудет с восьмичасовым поездом; но сказали на станции, что такого и поезда нет, а есть в одиннадцать вечера; стало быть, газетные и расписания врут, и, стало быть, приготовления Никанора к устройству ужина гостям, приготовленная ванна, – все тщетно. За всенощной был некто Ювачев Иван Павлович, командир амурского парохода, едущий в Россию, в Петербург, к родным. Говорил, – до слез растрогало наше пение. Совершенно то же самое утром сказал Громбчевский, католик, утерший навернувшиеся слезы даже и во время разговора о сем. Впрочем, последний тут же и сказал, что он расстроен нервами, – результат его трудных путешествий; первый – и чаю не пьет, чтобы и этим не тревожить нервы. Итак, пение наше сильно трогающее, или богомольцы легко трогающиеся? Судя по тому, как сегодня небрежно пели, и иногда безобразно кричали или пищали, конечно, – последнее. Господин Ювачев просил на память ветку из нашего сада; сорвал ему впотьмах две ветки с цветами камелий. 20 апреля/2 мая 1897. Фомино Воскресенье. На Литургии было много и русских: матросов с «Памяти Азова», каких-то genmelmen’ob с дамами, – вероятно, русские путешественники; был еще грек «Archimandrite Е. Platis», как значится на его карточке. Службу стоял в Церкви, покрытый шапочкою, наподобие скуфьи; во время проповеди вошел в алтарь, где ему предложили антидор и теплоту; после зашел ко мне в комнату. Оказывается: настоятель в греческой Церкви в Калькуте, где прожил шесть лет; ныне возвращается чрез Америку в Грецию; остановился в Японии, чтобы взглянуть на страну; завтра отправится в Никко; значит, человек со средствами, позволяющими роскоши путешествия, а я, признаться, заподозрил, не сборщик ли, наподобие о. Георгия, снявшего с меня рясу, хоть и похудшую, словами: «Христос сказал: „Два есть, одна отдай”».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

  001     002    003