Личность же «сестры Варвары», ее служба — очень поучительны в наши дни. Сестра Варвара — дочь богатого малороссийского помещика. Красавица и хорошо образованная, Варвара Александровна с первого появления в свет была замечена и скоро же вышла замуж за блестящего офицера, а после его смерти за инженера Шкляревича. Когда умер второй муж, она, уже гораздо ранее понявшая светскую пустоту, решила теперь окончательно посвятить себя на служение ближнему — больным и бедным. Первые шаги на новом пути были сделаны ей в Елизаветинской общине в Варшаве, откуда В. А. переехала в Киев в Покровский монастырь. «Когда она прибыла в монастырь, — рассказывает Ювачев, — то спросила великую княгиню Александру Петровну, что должна делать. Княгиня отвечала: «На первый раз вот Вам послушание: раньше всех вставайте, позже всех ложитесь, меньше всех кушайте и ниже всех кланяйтесь. Когда Вы раньше всех встанете, Вы покажете другим пример бодрости и деятельности. Ложась после всех, Вы будете иметь возможность проверить, все ли улеглись и все ли в порядке. Если будете всех меньше кушать — приучитесь к воздержанию, а частые и низкие поклоны Вас приучат к смирению. Когда Вы это исполните, я скажу вам, что дальше делать». После этого В. А. послали на кухню, затем в хлебную месить и печь хлебы. Затем В. А. работала в огороде, была прачкой и, наконец, семь месяцев десятником при постройке собора. Когда она прошла все эти послушания, княгиня позвала ее и сказала ей: «Вы теперь можете быть игуменьей монастыря». Но сестра Варвара выбрала другое дело. Из Киева она прибыла в Петербург и некоторое время выполняла обязанности как бы диакониссы при Покровском храме на Боровой улице, и потом много работала в Обществе ревнителей веры и милосердия. По поручению епископа Назария (теперь епископа Нижегородского и Арзамасского), она проверяет жизнь бедняков, подающих прошения о помощи, снабжает их деньгами, одеждою, книгами и лекарствами. Ей пришлось обойти все окраины столицы, все грязные кварталы и трущобы, наполненные беднотою. Она посещает все жилища нужды,пьянства, разврата, болезней и воочию знакомится с массою нравственно падших людей. В это-то время у В. А. и зародилась мысль — подойти поближе к этим заброшенным людям и что-нибудь сделать для восстановления их нравственности. И вот она идет на большую дорогу и открывает даровую столовую для всех прохожих. Сестра Варвара прибыла в селение Любань в 97 году, наняла там себе избу и, пока не выстроила дома, жила в наемной избе, которая была всегда открыта для всех, кто имел нужду в помощи и совете. «Больные, изъязвленные, — говорил Ювачев, — находили облегчение у сестры. Она давала им лекарства, сама делала им перевязки. Всех она умела обласкать, успокоить; особенным вниманием пользовались женщины и дети. Она устраивала для детей елки, учила их грамоте, беседовала со взрослыми и скоро приобрела у всего населения любовь за свое бескорыстное служение».

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

Сахалин. Езда на собаках В итоге он здесь ревностно служил семь лет, убивал свое здоровье, но был не на очень хорошем счету у начальства: не вовремя писал отчеты в епархию, где-то намочил журнал крещений, чего-то потерял… Зато люди его любили! Чехов о нем упоминает как о первом священнике, который здесь потрудился хорошо. С этого, собственно, начинается история Православия на Сахалине. В каком-то смысле – с противостояния «духа» и «буквы». Дух победил, надеюсь. Во время японской оккупации Сахалина Потом была русско-японская война, юг Сахалина оккупировала Япония. На юге Сахалина церковная жизнь сохранилась. Дело в том, что сюда приезжал помощник Николая (Касаткина) – епископ Сергий (Тихомиров). Он потом стал следующим предстоятелем Японской Православной Церкви. И первое, что он здесь сделал, – начал разыскивать храмы, которые оставались, и церковную утварь. Некоторые храмы были разрушены японцами. Собралась община из 42 человек в небольшом поселке, который назывался Наясе (теперь Лесогорск), восстановили там храм, и до 1917 года он действовал, туда направили священника из Москвы. А после революции, когда финансирование прекратилось, все свернулось, и он уехал. А гонители-японцы дали владыке Сергию бесплатный билет на пароход, он с одним сопровождающим мог ездить. В Корсакове местные буддисты украли колокола, а он приехал и говорит: «Возвращайте!». Они и вернули: владыка Сергий позвонил японскому генерал-губернатору и сказал, что творится беззаконие. Тот сразу принял меры. Никогда не говори о Христе, пока тебя не спросят, но живи так, чтобы спросили На севере Сахалина церковь существовала где-то до 1930-х годов. Последний священник, Александр Гневушев, был семейный, служил в селе Рыковское, которое потом переименовали в село Кировское. Именно в этом храме в конце XIX века, отбывая каторгу на Сахалине, был старостой известный духовный писатель Иван Ювачев. Сейчас, когда мы вновь признаем необходимость христианской миссии и миссионерства в родной стране, казалось бы, православной, опыт святителя Иннокентия очень востребован. Речь идет об истинной, не «дежурно-отчетной» проповеди христианства. И святитель знал, что лучшая проповедь Православия – собственная жизнь, что в Православии важнее содержание, чем форма, по слову блаженного Августина: «Никогда не говори о Христе, пока тебя не спросят, но живи так, чтобы спросили».

http://pravoslavie.ru/156265.html

Позже он посвятил Марии две книги: «Святая женщина» и «Сборник писем». В своем дневнике Ювачев признался: «Мне кажется, я люблю ее и любил искренно, даже страстно». А Федор Никифорович Ливин в начале 1893 года подал рапорт об отставке и уехал с Сахалина на родину в Полтаву. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Агафья 27 января 2019, 20:19 23 января был день памяти Марии Антоновны. Вечная память! Анастасия 26 апреля 2018, 08:43 «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15:13. Мария Кржижевская заботилась о нуждающихся, а Господь позаботился о сохранении имени этой хрупкой самоотверженной женщины, оставившей сей бренный мир более ста лет назад. Разве это не вознаграждение за ее труды и отвагу? Вечная память рабе Божьей Марии! Ирина 23 апреля 2018, 16:07 Замечательный рассказ, спасибо! Евфалия 22 апреля 2018, 20:42 Большое спасибо!Статья поучительная: сострадание ближним, милосердие... Дай, Бог, нам быть внимательнее к окружающим. евгений 22 апреля 2018, 18:29 Спаси,Бог,автора. Прекрасная Пасхальная тема. Полное сораспятие Христу и конечно,по Слову Божию,и соВоскресение с Ним. Такая хрупкая женщина. Воистину,Сила Моя в немощи совершается. Святая,Праведная,читал и плакал. Спаси Бог,автор,дорогой++++++++++++ Михаил 22 апреля 2018, 13:06 Вот что можно с благодарностью сказать об этой Святой женщине, которая и есть сама Любовь))) " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.Любовь никогда не перестает " (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла 13:4-8) Любовь не умирает))) Elena 22 апреля 2018, 00:27 Спасибо Елене за прекрасный очерк о прекрасном человеке! Царствие Небесное и вечная память Рабе Божией Марии,настоящей мироносице! Всех с Праздником жен-мироносиц!Христос Воскресе! Алексей 21 апреля 2018, 12:23 А меня вот умилило такое: " Сам начальник округа занялся выпиливанием ажурных царских дверей из разных пород деревьев. " Можно ли сегодня помыслить такое о губернаторе Сахалинской области?.. Интересно было бы так же узнать от самих сахалинцев: сохранилось ли хоть что-то из построек, которые мы видим на этих архивных фотографиях, приведенных в статье Е.Драгуновой? Каторга, люди, прикованные к тачкам цепями, мрак криминального мира, столь сгустившийся на тюремном острове в студеном океане, - и такая светлая и скоротечная жизнь девушки из высшего общества, отправившейся на край света по одному Богу ведомым причинам... Сколько было таких тихих подвижников... Спасибо, что ведомо ныне одно из имен.

http://pravoslavie.ru/112346.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Сестра Варвара продолжает свою службу и развивает свое дело. Она выстроила баньку и кроме золоторотцев теперь помогает и арестантам, которых провозят по Николаевской жел. дороге мимо Любани. В те дни, когда арестантские вагоны следуют через Любань, к их приходу на вокзал является сестра Варвара с порцией нарезанного хлеба и с гостинцами для детей. Но главное дело ее — все-таки помощь босякам, для которых ее пустынька является не только местом, где они питаются хлебом, но и тем маяком, который освещает их темные, озлобленные души. Вся обстановка домика сестры Варвары действует сильно на этих людей. Церковная атмосфера этого мирского монастыря сдерживает их разнузданность, заставляет их смириться, и многие из них, растроганные молитвой, душевной беседой, лаской, которой они так давно не видали, с рыданием бросаются к подножию Креста и, как пред священником, начинают каяться пред сестрой во всех своих тайных грехах. «Эти минуты, — говорит Ювачев, — для сестры Варвары являются самыми дорогими в жизни, и в это время она изливает всю силу своего красноречия, всю горячность своей любви к ним, чтобы тронувшееся сердце привести в полное раскаяние и установить человека на новом нравственном пути». И многих несчастных ей удалось вернуть на путь труда и нравственной жизни. Так служит ближним, и через это Богу любви, сестра Варвара, бывшая аристократка. («Христианин», 1907 г., т. 3) За чужие грехи Кто только не знал в городе юродивой Настеньки? Решительно все ее постоянно встречали на улицах, а чаще — в церкви. Из церквей же она больше всех любила Девичий монастырь, где у окна, в самом дальнем углу, всегда почти можно было видеть эту необыкновенную, несколько смешную фигуру женщины, одетой в мужской костюм: на Настеньке неизменно, круглый год, бывало полукороткое мужское пальто, холодное, широкое, сшитое не по ней, из-под которого виднелись недлинные шаровары из темной бумажной материи, какие носят небогатые простолюдины; грубые, не всегда крепкие сапоги и шляпа-котелок довершали этот своеобразный наряд. Шалуны-мальчишки непрочь были посмеяться над Настей, но она так равнодушно, так кротко относилась к этим насмешкам, свисткам и издевательствам, что окончательно отбила у них всякую охоту дразнить ее. Все давно привыкли к юродивой и даже не знали, когда именно появилась она в этом городе, сколько ей лет и почему она была такая странная, молчаливая, необщительная!

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

     «...Разве можно сомневаться, что этот камень святой? Разве пролитые на нем слезы и миллион поцелуев с искреннею верою и любовию не освящают его? Разве горячие молитвы над ними в продолжение веков не делают его святым для веков последующих?» И. Ювачев, 1909 г. «Походи там, где ходил Господь Иисус Христос». Епископ Калист Диоклийский 1 Так игумен Даниил в XI, дьякон Зосима, игумен Варсонофий в XV веке приговаривали после описания какого-нибудь святого угла в Палестине. Теперь и я, дитя советского тления, могу сказать то же. Спасибо Господу, что он допустил меня на долины и горы свои. Но не каменистой тропой и не от зари до зари влеклось наше стадо: легким туристским маршрутом и в одночасье пристали мы к Иерусалиму. Душе моей не досталось того чувства тихого приближения, которое испытали все древние странники. Туризм укоротил преклонение. Нет больше на свете терпеливых паломников. Я с обольщением думал на Святой Земле о путниках «времен старых». Думаю и сейчас дома, на берегу Азовского моря. «Хожение» игумена Даниила развернуто на моем столе. Под заголовком написаны моей рукой даты, когда читал. Вот читал 29 апреля 1985 года в Пересыпи. Потом тут же 8 декабря 1987 года, после Греции, и 20 ноября 1993 года уже на пароходе в Средиземном море. Шли в Хайфу из Александрии. Было такое мгновение на моем веку! Хочется побыть в том ожидании еще. Но уже первого раза больше не будет. «И видел все своими очами грешными...» Подойду к столу, положу росяную иорданскую каплю на губы. Потрогаю камешки и земельку из Гефсиманского сада. На столе елей из Вифлеема. В книге засохшие листики из Капернаума, из Табхи. На шкафу открытка с ликом великой княгини Елизаветы Федоровны. Выйду за ворота, ветер дует в сторону Тамани; и даже во тьме, когда в просторах звезд и в земных верстах смыкается время, трудно не удивиться, что в Тамани, изрядно уже безбожной, ступала нога святого Андрея Первозванного и жил как-то преподобный Никон. За стеной звездной ночи все так же, как раньше, таятся в Иерусалиме и в Тивериаде святыни. Опять все далеко, за морем. Тысячу лет обрекали себя русские на дожди и зной, на опасность гибели в пучине моря, шли и плыли туда. И у Гроба Божьего поминали всех Русской земли князей и бояр и всех православных христиан, писали имена и клали у Гроба Господня с шепотом: «Да помянет Господь в царстве своем...»

http://pravoslavie.ru/105382.html

В тоже время я приступил к постройке зданий: а) для школы с учебными мастерскими – кузнечной, слесарной, столярной и токарной и б) для аптеки с кабинетами для приема амбулаторных больных и другими приспособлениями, по указанию гг. врачей» . Вид церкви села Рыковское Мария Кржижевская с Иваном Ювачевым принимали посильное участие в строительстве и украшении храма. Место церковного старосты было предложено Ивану. «Я согласился и весь ушел в это церковное хозяйство, в составление хорошего церковного хора, в производство восковых свечей (...) церковные спевки и писание нот,.. понятно – скучать не приходилось», – писал он. Новая церковь открылась в 1888-м году, к празднику Пасхи. Жители Рыкова сообща украсили светлый просторный храм. Кто не смог потрудиться для церкви, собрали деньги и заказали церковную утварь. «Жены чиновников во главе с Кржижевской шили священные ризы и облачения на престол и жертвенник. Сам начальник округа занялся выпиливанием ажурных царских дверей из разных пород деревьев. Одним словом, каждый хотел оставить какую-нибудь память по себе. Кроме внутреннего убранства и составления надписей на иконостасе, меня попросили нарисовать большой транспарант образа Воскресения Христова в окно на колокольню», – вспоминал И. Ювачев. Иконостас Рыковской церкви Так на затерянном в водах океана тюремном острове, где ежедневно совершались самые страшные человеческие грехи, где утро начиналось с наказаний, а жизнь человеческая ничего не стоила, где многие поселенцы даже не помнили свои имена, эта хрупкая женщина совершала ежедневный, невидимый для посторонних глаз подвиг самопожертвования, втайне, добровольно отдавая чужим для нее людям самое дорогое – свою жизнь. Она искала забвения на Мертвом острове, а нашла там свое призвание, стремилась к уединению, а нашла большую любовь. Ее жизнь можно смело назвать исповедничеством. Своей жизнью она противостояла злу Мария Кржижевская ставила милосердие выше правосудия. Несмотря на царящий произвол административных чинов, старалась добиться по отношению к осужденным хоть немного справедливости, доказать, что пред Богом все равны. В суровых условиях Сахалинской каторги она сохранила свое лицо, осталась верна себе. Ее жизнь можно смело назвать исповедничеством. Ни безнаказанное самочинство власти, ни ожесточение арестантов, – а на Сахалин ссылали самых опасных преступников, – не пробудили в ней страх и желание покинуть остров. Своей жизнью она противостояла злу, являясь для всех примером милосердия и чистоты. Добрыми делами и безвозмездной заботой о людях она зарабатывала себе Царствие Небесное, ежедневно ожидая своего часа.

http://pravoslavie.ru/112346.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Это позволило ему значительно дополнить жизнеописание игумена Филарета сведениями из дел архива Глинской пустыни, первого рукописного описания Глинской пустыни 1829 года, из других печатных и рукописных источников, а также устными рассказами Глинских старцев. Кроме подробного жизнеописания отца Филарета, эта книга содержит ценные сведения о многих подвижниках Глинской пустыни. И. Ювачев, посетивший Глинскую пустынь в начале XX века, писал об отце Михаиле: «Этот офицер-монах занимался составлением небольших назидательных статей, которые Глинская пустынь издает в виде маленьких брошюр». Будучи свидетелем многих чудес, происходивших от Пустынно-Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы, отец Михаил записывал многие из них. Его записи были использованы при составлении очерка о явлении иконы и описания чудес, от нее происшедших. Отец Михаил в 1906 году был рукоположен во диакона, затем – во иерея. В 1908 году пострижен в монашество с именем Мартиниан. Через год по прошению, из-за болезни, он был пострижен в схиму с именем Максим. Точная дата его кончины неизвестна. Последний раз иеромонах Максим упоминается в послужных списках братии за 1911 год. С целью духовного просвещения Глинская пустынь одновременно публиковала жизнеописания подвижников благочестия своей обители на страницах журнала «Курские епархиальные ведомости». В этот же период в обители были составлены «Глинские записки», содержащие десятки жизнеописаний Глинских подвижников, прославившихся своей жизнью еще до периода настоятельства о. Исайи. Среди них – жизнеописания схимонаха Артемия, любимого ученика старца схиархимандрита Илиодора; послушника Прохора юродивого, с юных лет желавшего сораспяться Христу, ученика старца Феодота; духовно мудрого монаха Игнатия трудолюбивого, с кротостью и смирением проходившего общие послушания, а затем личного письмоводителя игумена Иннокентия, и многих других. Впоследствии жизнеописания из «Глинских записок» были включены в многотомное издание «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Я встретился с сестрой Варварой в доме местного священника о. Кирилла Озерова. Несколько фраз, которыми мне удалось с нею обменяться, убедили меня в ее горячей вере и беззаветном уповании на Бога. Когда я сказал ей: «Ведь это опасно, что Вы затеваете. Вас могут убить золоторотцы», — она отвечала: «Я верю в промысл Божий. Без воли Божией ни один волос не упадет с головы. Если суждено быть убитой — я покорно приму Божие назначение». Осенью 98 года мне пришлось посетить домик сестры Варвары вместе с Ювачевым и с редактором «Исторического Вестника» С. Н. Шубинским. Это — небольшой домик, окруженный деревьями, только что насаженными. Около дома огород. Все это обнесено забором из жердей. Ни ворот, ни калитки. Чтобы попасть, нужно перелезть через изгородь. Вы входите в просторную комнату, обставленную большими иконами и гравюрами. Посреди стол, покрытый клеенкой, у окна аналой с иконами. Прежде всего в глаза вам бросается огромного размера деревянный крест с распятым Спасителем. Вас встречает хозяйка, сестра Варвара, уже женщина пожилая, но с живыми глазами, с быстрыми движениями: аскетическая худоба, бледность лица и морщины от труда и подвига преждевременно старят ее. Говорит она увлекательно, красиво, и ее разговор сразу обличает и развитой, светлый ум, и большое знание жизни и людей. Она сама ходит за покупками в лавку, на станцию за полторы версты, приготовляет кушанья, убирает комнаты и моет их. При этом она работает в огороде и шьет для босяков. Она встает в четыре часа утра, в восемь часов готов обед и сестра ждет «разбойничков». Во время обеда и после него она читает им Евангелие и разные религиозные книги, беседует с ними, молится, а иногда все вместе поют. Она ведет совершенно монастырский образ жизни. «Глядя на ее истощенное тело, — справедливо замечает Ювачев, — зная ее прошлую жизнь в неге и роскоши, удивляешься тому, откуда в ней такая сила и энергия, и воля, которая помогла ей переломить себя». Интересны некоторые эпизоды из жизни сестры Варвары в ее пустыньке, характеризующие босяков.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

   001   002     003