Царство иудейское в это время до того было унижено, что вошло в состав Сирской провинции. Пророк Михей более чем за семьсот лет предсказал, что Христос Спаситель родится в иудейском городе Вифлееме ( Мих.5:2 ). И евангелисты свидетельствуют, что Христос Спаситель, действительно; родился в Вифлееме иудейском ( Мф.2:1–6 ; Лк.2:4–6 ). Пророк Самуил более чем за тысячу лет предсказал, что Христос Спаситель назовётся назореем ( Суд.13:5 ). Исполнение этого пророчества мы видим в Евангелии Матфея ( Мф.2:23 ). Пророк Исаия более- чем за семьсот лет предсказал, что Христос родится от Девы и будет назван Еммануилом ( Ис.7:14 ), что значит „с нами Бог“. Из Евангелия мы видим, что пророчество это вполне сбылось ( Мф.1:21–23,25 ; Лк.1:27,31,2:7 ). А так как некоторые из еретиков, а в том числе и хлысты нередко богохульно отвергают приснодевство Божией Матери, то необходимо самым текстом св. Писания доказать эту святую истину. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от. Духа Святого ( Мф.1:18 ). Праведный Иосиф, зная, что он не имел с Девой Марией супружеских сношений и видя её имеющей во чреве, её беременность, усомнился в её целомудрии и хотел воспользоваться бывшим у евреев правом мужа отпустить от себя жену, которая не понравилась мужу. По строгости суда ветхозаветного закона Иосиф, обручник имел право Деву Марию, по его мнению, не сохранившую добрачного целомудрия, привести на суд городских старейшин и потом побить её камнями ( Втор.22:23–24 ). Но обручник Иосиф, по свидетельству евангелиста, был праведен, а потому, не желая огласить её, обесславить перед всем городом и подвергнуть жестокой смертной казни, по мягкосердечию своего характера, хотел, написавши и давши ей в руки разводное письмо ( Втор.24:1 ), тайно отпустить её. Но когда он подумал это, ангел явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию жену твою; ибо родившееся в ней от Духа Святого. Сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се Дева во чреве приимет, и родит сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог ( Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разницы никакой нет. Потому мы думаем, что послание Иеремии обличает вас за языческие обычаи... Я ответил: – Уже из 1 стиха послания Иеремии ясно, что пророк писал его Иудеям, уходившим в Вавилон. В послании он изображает те обычаи, которых держались язычники – вавилоняне. Эти обычаи нисколько не похожи на православное служение Богу Истинному. – В самом деле: в 4 стихе пророк пишет: „теперь вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых и деревянных, носимых на плечах“... Пророк, так. обр., ясно обозначает, где иудеи увидят богов ложных – в Вавилоне, а не в какой-либо другой стране. Значит, послание Иеремии не к православным христианам писано; во дни пророка их ещё не было на свете... Не к нам оно относится и потому, что у нас совершенно нет никаких богов золотых, серебряных и деревянных. У нас есть один Бог, из Которого все и мы у Него (ср. Еф.4:6 ). Иконы же православные, как я уже говорил, не боги, а лишь изображения красками Истинного Бога и святых Его. Иконам никто не служит, как живым богам. Правда, мы носим иконы на плечах, как вавилоняне носили своих богов ( – ст. 4). Но разве что носят на плечах, то уже – идол? В 1 кн. Царств мы читаем: „пришли жители Кириафиарима, и взяли Ковчег Господа, и принесли Его в дом Аминадава“... ( 1Цар.7:1 ). Вот видим, что народ Божий носил Ковчег Завета, на котором были херувимы. А разве кто сочтёт Ковчег и херувимов идолами? (Ср. 1Цар.4:3 ; Нав.6:5,7 ). Итак, за то, что мы носим свои иконы на плечах, как евреи Ковчег Божий, нас нельзя называть идолопоклонниками. Нельзя также уподоблять иконы Спасителя идолу за то, что Христа мы рисуем со скипетром в руках ( – ср. ст. 13 посл. Иер.). Ведь скипетр в руках Христа для того изображается, чтобы показать, что мы веруем в царское достоинство Сына Божия ( Евр.1:3 ; Откр.11:15 ). Но мы не говорим, что иконы – живой бог, – что икона сама собой, без Божией воли, может кого-либо убить или помиловать. Таким образом, мы веруем совсем не по-язычески. В ст. 18 пророк осуждает язычников за то, что они „зажигают“ для идолов „светильники, и больше, нежели для себя самих, а они ни одною из них не могут видеть“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Только в Новом Завете Бог открывается Отцом всех людей, и Богом не иудеев только, но и язычников ( Мф.5:45 ; Рим.3:29 ). Вообще теократическое царство Израиля или царство Божие в Ветхом Завете имело внешний характер государства, основанного на юридическом договоре, а не на любви; то было царство и время закона, а не благодати ( Евр.8:7–13 ; Ин.1:17 ). Здесь, в этом теократическом царстве Израиля, пока еще человек не дорос до свободного, разумного служения Божеству, царство Божие поддерживалось силой различных внешних средств, законов и учреждений ветхозаветной религии; но, когда человек созрел для высшего духовного служения Божеству, является Иисус Христос и основывает именно это царство Божие, царство нравственное. О цели Своего пришествия на землю и вместе с тем – сущности Своего многообъемлющего дела Господь наш Иисус Христос по различным обстоятельствам и не один раз в различных выражениях учил перед Своими слушателями. В одних местах Иисус Христос полагает сущность Своего дела в откровении Божественном, сообщении человеку истинного знания о Боге, просвещении человека. Именно эту мысль выражает Иисус Христос в след. словах: «Отче, Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели —170— они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть». ( Ин.17:6–7 ; ср. 14:6–7; 12:46). В других случаях сущность Своего дела Господь указывает в спасении людей от греха, спасении души человеческой, сообщении этой погибшей человеческой душе жизни вечной: «...Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасать». ( Лк.9:56 ср. Ин.3:16–17; 6:38–40; 12:47 ср. Мф.1:21 ). Весьма часто главную цель Своего пришествия Иисус Христос указывал, как известно, в страданиях и крестной смерти за грехи людей, для их искупления 965 . Цель Своего пришествия Господь еще указывал в призвании людей к покаянию: «Я пришел призвать», говорит Он, «не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ; Мк.2:17 ; Лк.5:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И другой евангелист замечает, что, когда Христос Спаситель начал Свою евангельскую проповедь, народ, слушая учение Христа, дивился, как Он, не учившись, так отчётливо знает св. Писание ( Ин.7:15 ). Оба эти замечания евангелистов ясно показывают, каким путём Иисус приобрёл разумение Писания. Постепенность у Христа была не в приобретении познаний, а только в обнаружении умственных сокровищ и притом эта постепенность в обнаружении зависела единственно от постепенности развития сил и способностей телесных. Человеческая природа Иисуса Христа требовала времени для своего развития до зрелости, до способности служить духу. Но для приобретения познаний в св. Писании, как всякому понятно, Христу, как Богу, не было нужды ни в каких подвигах, почему Он, не учившись, знал Писание ( Ин.7:15 ). 4) Основание к признанию возможности многократных воплощений Сына Божия, Христа в праведных людей, хлысты видят ещё в следующих словах св. Писания: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему, и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). Вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом ( 2Кор.6:16 ; Лев.26:12 ). Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 ). Чтобы понять смысл этих слов, необходимо обратить внимание на связь речи у евангелиста. Евреи, гордые своим сознанием происхождения от Авраама, отца верующих, ожидали что Мессия явится к ним в образе политического царя, который устроит земное, видимое, политическое царство. От такого понятия о Мессии, уже после явления Христа Спасителя, долго не могли отрешиться и Его ученики, почему на слова Христа: кто соблюдет заповеди Мои, того и Я возлюблю, и явлюсь ему Сам, ученик и апостол Христа Иуда Иаковлев сказал: что это значит, что " Ты хочешь явить Себя нам, а не миру, как могущественный царь славного земного царства? Христос Спаситель в ответе на вопрос Иуды усиливает мысль о Своём духовном, таинственном, в благодатных дарах в таинствах, явлении Себя верующим. Мысль о духовном Своём явлении верующим сердцам Христос Спаситель поясняет и усиливает указанием на то, что явление Его будет вместе с явлением и Бога Отца, Которого никто из людей никогда не видел и видеть не может ( Ин.1:18 ; 1Ин.4:12 ; 1Тим.6:16 ), ибо Он есть огнь поядающий ( Втор.4:24 ; Евр.12:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти-то люди (О. и Д.) и сочиняют развратительные стихи. Но по слову Божию: „По плодам их узнаете. Собирают ли с терновника виноград, или репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а. худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые“ ( Мф.7:16–18 ). Так и ваши лжехристы О. и Д. не могут написать и сделать хорошего, полезного и доброго, потому что у них развращённые сердца и гордые воображения, они на всех смотрят с презрением, а мысли и воображения их без умолку кричат: „мы не якоже прочие человецы... или как сей мытарь“ ( Лк.18:11 ), а мы боги живые, несите и везите нам в жертву всё, что у вас есть, деньги и вещи. Это факт, когда бы вы ни шли к О. и Д., постоянно что-нибудь да несёте, кто пироги, кто винограду, кто печения и т. д., а Д. поднесли вызолоченый бокал. Притом ещё О. всех вас обобрал, и вы сами подтвердите мои слова, что это верно; О. и Д. обманщики, пустосвяты, лжехристы и т. д. Но прошу вас, мнимые мои друзья, ради Господа нашего Иисуса Христа (разумеется Которого исповедует св. православная и апостольская Церковь , Который воплотился от Духа Святого и родился от Пречистой Девы Марии, пострадал ради нашего спасения до смерти, даже до смерти крестной), вы не думайте, что я это говорю про О. и Д. в суд или во осуждение. Нет! этого да не будет! „Яко Да не возглаголят уста моя дел человеческих“ ( Пс.16:4 ). Судья нам всем Господь наш Иисус Христос , Который воздаст в день судный: „каждому по делам его“ ( Мф.16:27 ). Мне хорошо известны слова Господа нашего Иисуса Христа: „Не судите, да не судимы будете“ ( Мф.7:1 ). Это я высказал вам от жалости и боли моего сердца, наболевшего в течение 4-х лет, смотря на ваши ложные, богомерзкие и несбывчивые воображения и упования. Жалеючи вас, дабы вы не погибли в этих богомерзких и ложных упованиях, которым вас научают О. и Д., а обратились бы опять в лоно православной Церкви, которая взывает к вам: „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я вас успокою“ ( Мф.11:28 ). Оставьте свои тщетные, упования и уверенность в О. и Д. Вы воображаете, что О. и Д. боги, или живёт в них Христос. Нет и быть не может, всё это пустые ваши мечты. Бог один, Который сотворил небо и землю и всё видимое и невидимое... и кроме Сего единого Бога нет другого: „Нет иного Бога, кроме единого... Один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос“ ( 1Кор.8:4,6 ) ... „Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех и во всех нас“ ( Еф.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вот ты зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя Иисус: Он будет велик, и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его: и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца ( Лк.1:30–32 ). Из этих слов архангела видно, что уже при зачатии во чреве Пресвятой Девы Марии Христос был воплотившимся Сыном Божиим, Вторым Лицом Св. Троицы, что Христос, как зачатый силой и действием Св. Духа, с самого зачатия был воспринят в Ипостась, в личное единение с Сыном Божиим. Само зачатие Христа Спасителя во чреве Пресвятой Девы Марии было величайшим, единственным в истории мира и человечества чудом. В беседе с Никодимом Христос сказал: рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух ( Ин.3:6 ). Но Христос Спаситель принял плоть от Пресвятой Девы Марии не через мужское семя, но по наитию Св. Духа. В самом зачатии Христа Спасителя, согласно словам пророка Исаии, Господь роду человеческому дал знамение ( Ис.7:14 ), величайшее чудо. Поэтому Пресвятая Дева родила не просто только облагодатствованного младенца, человека, но Богочеловека, который по плоти был младенцем, но вместе был и Творцом всего видимого мира. Словами архангела: и царству его не будет конца ( Лк.1:32 ), опровергается и та хлыстовская мысль, что как каждое человеческое царство не может быть без царя, так и мир не может оставаться без Христа, и что постоянно, во всякое время, на земле должны быть Христы, как и читаем у апостола: Иисус Христос вчера и сегодня, и во веки тот же ( Евр.13:8 ). Из слов архангела Гавриила видно, что Христос вечно царствует над миром только духовно, невидимо, восседая одесную Бога Отца ( Мк.16:19 ; 1Пет.3:22 ; Деян.2:23,7:55–57 ; Рим.8:33–34 ; Кол.3:1 ; Евр.1:3 ). В доказательство же необыкновенных для человека умственных способностей отрока Иисуса Евангелист рассказывает о Его беседе с учёными в храме. В то время Иисусу было только двенадцать лет, но знанием св. Писания, ответами и вопросами собеседникам Христос привёл в удивление всех, слушавших эту беседу ( Лк.2:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Посему часто безразлично называет то Духа, то Себя Самого. 6:64–65. Но суть от вас нецыи, иже не веруют. Ведяше бо искони Иисус, кии суть не верующии и кто есть предаяй Его. И глаголаше: сего ради рех вам, яко никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего 1821 . И здесь также можно ясно видеть исполнение предвозвещенного одним из святых пророков: «Слухом будете слушать, и не уразумеете, – и взирая будете взирать, и не увидите; ибо огрубело сердце народа сего и уши свои отягчили и очи свои смежили, да не увидят очами своими и сердцем не уразумеют и не обратятся, и исцелю их» ( Ис.6:9–10 ). Будучи самоличными слушателями наставлений Спасителя, научаясь не от кого-либо из святых, но тайноводствуемые гласом Владыки всех, даже видя Его телесными глазами, они коснели безумием своим и, сомкнув око ума, отвращались от Солнца Правды, не воспринимая света евангельской науки; ибо они были злы и повинны уже во многих прошлых грехопадениях. Посему и премудрый Павел засвидетельствовал нам, что «ослепление отчасти произошло во Израиле» ( Рим.11:25 ). Но так как познать Бога, скрывавшегося в человеческом образе, не было делом обычного разумения, то говорит, что не может прийти к Нему тот, кто еще не получил разумения от Бога и —78— Отца. Это и понятно. Если «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный свыше есть сходящий от Отца светов» ( Иак.1:17 ), то не тем ли более познание Христа должно быть даром десницы Отца? И восприятие истины разве не должно считаться превыше всякой благодати? Поскольку она является виновницей вышних благ, постольку тем более она должна зависеть от божественной щедрости. Впрочем, Отец не дает познания Христа нечистым и не сообщает благополезнейшей благодати Духа ревностно уклоняющимся к неуместному неверию, ибо не подобало выливать в яму драгоценное миро. Так и блаженный пророк Иеремия заповедует, что желающие приступать ко Христу чрез веру должны наперед очистить себя вожделением ко всякому доброму делу, восклицая: «Взыщите Бога и при обретении Его призовите, – когда он приблизится к вам, да оставит нечестивый путь свой и муж беззаконный – намерение свое и да обратится к Господу и будет помилован, потому что щедро (во множестве, слав.: по-премноги) отпустит грехи ваши» ( Ис.55:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. оживляющего и тело Человека, это „мировое вещество и протяжённую дебелость“. Христианство – это евангельская проповедь о новом спасении во Христе-Богочеловеке через религиозное „общение Божия воплощения и Божиих страданий“ (св. Григорий Богослов ). Отсюда цель его – бодрость жизни, духовное блаженство. И во всём этом христианская религия „вошла в мир весь“ ради имени Христа, Бога – Слова, „не взявши ничего от язычников“ ( 2Ин.1:7 ; Рим.11:24 ), т. е. от языческой религиозной жизни и философского сознания 126 . Поэтому, христианская Церковь неуклонно устремляет весь взор и всю жизнь человека к Богу, повелевающему солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылающему дождь на праведных и неправедных“ ( Мф.5:45 ). „Взгляните на птиц небесных, питаемых Отцом небесным“, „посмотрите на полевые лилии“; „душа больше пищи, и тело одежды“; „ищите царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам“ (Мат. 6 гл. в конце). Все страницы Евангелия дышат полнотой религиозной жизни, Христовым упованием, радостью, блаженством ( Мф.25:21 ; Лк.2:10 ; Ин.3:29,15:11 ; Ин.1:4,5:24–25 ). Евангедист и апостол Иоанн Богослов видел в видении: „и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий», и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису, и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду“ ( Откр.4:2–3 ). Мрак, дряхлость, гниение, смерть, „холод небытия“, томление, тоска, „дьявольское самоупоение“ – всё это вне круга Евангелия, расторгнувшего „мглу язычества“, всё отдавшего Богу, всё приводящего к присноживущему Христу, „доколе не окончатся времена язычников“ ( Лк.21:24 ). Обвиняя христианство в религиозной примрачности, В. В. Розанов постоянно и категорически говорит, что христианство разработало только „культ смерти“, а не рождения и рождаемости, оставленных в странном забытьи, в „гробовом молчании“. Отсюда и „сероватый цвет“ христианства у г. Розанова , как образующийся из смеси белого и чёрного; ибо жизнь и смерть не имеют ничего среднего между собой. Но откуда эта напраслина на христианство? – От особого „угла зрения“, от неприязненного отражения духовной и телесной красоты христианства в „философском зерцале“ В.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем. Вот, Я сделал и твое лицо крепким против лица их, и твое чело крепким против их лба. Как алмаз, который крепче камня, сделал Я чело твое; не бойся их, и не страшись пред лицем их, ибо они мятежный дом ( Иез.2:3–6; 3:7–9 ). – Апостолы, по слову Христа, не боялись убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф.10:28 ); терпя за благовествование Христово побои и заключения, они радовались тому, что за имя Господа Иисуса удостаивались принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе ( Деян.5:41:42 ). Апостол Павел писал Ефесянам: молитесь о мне, дабы мне дано было слово, устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно (6:18–20). Призвание в связи с духовной опытностью дает проповеднику энергию, настойчивость и неусыпность в служении слова. Непризванный проповедник не находит в себе энергии высказать то, что он знает – знает только из книг; совершенно обратное бывает с проповедни- —488— ком, опытно познавшим Христову истину и призванным к служению слова. Он говорит свободно, охотно, с увлечением. Завещание апостола своему ученику: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим.4:2 ср. Деян.15:36 ; 1Фес.2:12; 4:1 ; 1Тим.4:16 ) – может быть понятно и исполнимо только для того, кто совершает благовествование Христово с внутренним расположением, добровольно. Какое различие между этой заповедуемой апостолом неусыпностью и той холодностью непризнанных проповедников, которая выбирает времена для благовествования Христа! V. Св. Григорий Двоеслов в объяснение того, почему пророк Иеремия уклонялся от «должности проповедника», пишет: «Иеремия, стараясь чрез созерцательную жизнь более и более утвердиться в любви к Богу, хотел было уклониться от этой должности; он опасался, чтобы чрез принятие на себя должности проповеднического служения не лишиться плодов безмолвного созерцания».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При столь тесном, можно сказать, органическом единении христианской свободы и внешней подчинённости земным властям слово Божие настойчиво убеждает нас с одной стороны освобождаться от греха и с другой – покоряться установленным от Бога земным начальникам. Объяснив по разуму св. Церкви приведённые места св. Писания, я останавливала внимание моих заблудших братий на том священно-историческом обстоятельстве, как особенно классическое место о покорности власти у ап. Павла, на которого так любят ссылаться пашковцы: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь ( Рим.13:1,2,7 ), говорила я в заключение, в апостольские времена появлялись лжеучители, которые проповедовали о неповиновении властям, установленным свыше; эти лжеучители в апостольских писаниях подвергаются самым грозным и беспощадным обличениям; апостолы называют еретиков, презирающих начальство, бессловесными животными, псами, свиньями, свирепыми морскими волнами, которые пенятся срамотами своими, звёздами блуждающими, которыми блюдётся мрак тьмы на веки (2 Петр. и посл. Иуд.) и т. п. Таким образом обыкновенно со-вопросники ничего серьёзного не возражали на это и я тогда просила вычитать учение о гражданской свободе и непокорности властям никоим образом не может претендовать на апостольское происхождение: апостолы никогда не проповедовали анархии. И между нашими лжеучителями, трактующими об этой свободе от закона, и апостолами лежит такая же пропасть, какая существует между светом и между тьмой. В самом деле, что может быть общего между Христом и Велиаром ( 2Кор.6:15 )! Либеральная светская печать за последнее время с особенной энергией выступила на защиту сектантства и забила тревогу о мнимых его притеснениях за веру. Она пользуется каждым малейшим поводом и случаем, чтобы поговорить по тем или другим вопросам, касающимся раскола и сектантства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010