Багалей Д.И. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905). Ист. Монография. В 2-х т. Т.2./Д.И. Багалей, Д.П. Миллер. - Репринт. Изд. - Х.: 1993. 982 с. 2. Баталов А.Л. Историзм в церковном сознании середины XIX в./А.Л. Баталов//Русское церковное искусство нового времени. - М.: Индрик, 2004. С. 252-257. 3. Беляев Л.А. Христианские древности: Введение в сравнительное изучение/Л.А. Беляев. - СПб.: Алетейя. 2001 (Византийская библиотека). 4. Дедов В.Н. Святые горы: от забвения к возрождению/В.Н. Дедов. - К.: РПО " Полиграфкнига " , 1995 С 7-97. 5. Жилинская Е. Святогорская успенская общежительная пустинь/Е. Жилинская. - Одесса: Типография Е.И. Фесенко, 1902. - 103 с. 6. Кириченко Е.И. " Симфония священства и царства " . Храмы-памятники XIX - начала XX вв./Е.И. Кириченко//Русское церковное искусство нового времени. - М.: Индрик, 2004. С. 221-237. 7. Климова С. Автобиографический роман/С. Климова//Литературная учеба. Март-апрель 1990. К. 2. - М.: 1990. С. 55. 8. Кодин В.А. Храмы Слобожанщины: Формирование архитектурно-художественных и градостраительных традиций/В.А. Кодин, Е.А. Ерошкина. - Х.: РИП Оригинал, 1998. 181 с. 9. Лейбфрейд А.Ю. Харьков. От крепости до столицы: Заметки о старом городе/А.Ю. Лейбфрейд, Ю.Ю. Полякова. - Х.: Фолио, 1998. - 335с. 10. Павлинов П.С. Архитектура церквей Ярославской губернии второй половины XIX - начала XX в./П.С. Павлинов//Русское церковное искусство нового времени. - М.: Индрик, 2004. С. 257-264. 11. Павлова А.Л. Старчество и рассвет монастырской архитектуры в России в XIX в./А.Л. Павлова//Русское церковное искусство нового времени. - М.: Индрик, 2004. С. 243-251. 12. Редин Е.К. Церкви г. Харькова/Е.К. Редин//сборник статей, материалов и документов посвященных 140-летию со дня рождения Е.К. Редина. - Х.: Райдер, 2003. С. 13-49. 13. Савельев Ю.Р. Византийский стиль в церковном зодчестве России второй половины XIX - начала XX вв./Ю.Р. Савельев//Церковные древности: Сборник докладов конференции (27 января 2000 г.). - М.: 2001.

http://sobory.ru/article/?object=04036

39. Его же. Церковно-религиозная и общественно-бытовая жизнь на православном греческом востоке в XIX веке. Исторический очерк. СПб., 1902. 40. Сюзюмов М. Я. Социально-политическая борьба и внешнее положение империи в конце VII – начале VIII в.//История Византии. М., 1967. Т. 2. 41. Тыпкова-Заимова В. Южные славяне, протоболгары и Византия. Проблемы государственного и этнического развития Болгарии в VIII–IX вв//Раннефеодальные государства и народности (южные и западные славяне VI – XII вв.). М., 1991. 42. Тыркова-Вильямс А. Жизнь Пушкина. М., 1998. T. I. 43. Успенский Ф. Византия. Византийская империя//ЭС. Т. п (VI). СПб., 1892. 44. Филарет (Дроздов ), митр. Приветственное слово к депутации от Славянских гостей 17 мая 1867 года//Три приснопамятные слова, в память всеславянских просветителей единокровным и единоплеменным братьям предлагаемые. СПб., 1869. 45. Филарет (Дроздов) , митр. Творения. М., 1994. 46. Флоровский Г., прот. Догмат и история//Империя и пустыня: Антиномия христианской истории. М., 1998. 47. Шиваров H. Cm., проф. стар. ик. Древни източни коментари на Псалтира и старобългарските им переводи//ГДА. T. XXVIII (LIV). 1. (1978/1979). 48. Шмеман А. прот. Исторический путь Православия. Нью-Йорк, 1934. 49. Dvornik Fr. Byzantská misie u slovan. Praha, 1970. Дополнительная литература 1. Караславов С. Хр. Кирилл и Мефодий. М., 1987. 2. Машин В. Славянство и Византия в трудах Е. В. Аничкова//Slavia. 17 (1939). С. 300–304. 3. Толстой Н. И. Древняя славянская письменность и становление этнического самосознания славян//Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1984. 4. Чейка М., Лампрехт А. К вопросу о славянском языковом единстве в период прихода в Моравию Константина и Мефодия//Magna Moravia. Sborník k 1100 výroí píchodu byzantské mise na Moravu. Praha, 1965. 5. Dvornik Fr. Les Slaves, Byzance et Rome au IX-e siècle. Paris, 1926. 6. Miklosich F., Muller J. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Vindobonae, 1862. T. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

Оханского у.//Там же. 22. С. 579-585; он же. Состояние раскола и деятельность миссии за 1902 г. в пределах Пермского у.//Там же. 1903. 2. С. 60-64; Трапезников В. Н. Пермский купец А. П. Пушкин//Тр. Пермской УАК. 1905. Вып. 9. С. 13-28; Шестаков И. В. Древние мон-ри Прикамского края. СПб., 1912; Поздеева И. В. Верещагинское территориальное книжное собр. и проблемы духовной культуры рус. населения Верховьев Камы//Русские письм. и устные традиции и духовная культура: (По мат-лам археогр. экспедиций МГУ 1966-1980 гг.). М., 1982. С. 40-71; Агафонов П. Н. Епископы Пермской епархии (1383-1918 гг.). Пермь, 1993; Нечаев М. Г. Из истории религий//Религия в истории и культуре. Пермь, 1995. С. 86-166; он же. Справочные данные по религ. объединениям Прикамья//Там же. С. 281-291; он же. Религиозные объединения г. Перми//Рус. город: История, люди, культура: Мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. Рязань, 1997. Ч. 2. С. 51-53; он же. Пермские новые религии XIX-XX вв.//Религия в совр. об-ве: история, проблемы, тенденции. Каз., 1998. С. 52-54; он же. Предисловие//Из истории религии в Прикамье: Справ. Пермь, 2000. Т. 1. Ч. 1. С. 3-34; он же. Становление «антисектантской» политики сов. власти на примере «арестованного» пермского съезда евангельских христиан//Вестн. ПГТУ. Сер.: Культура. История. Философия. Право. 2010. 3(29). С. 75-93; он же. Религиозная сфера жизни на постсоветском пространстве в Прикамье//Миграционные проблемы совр. рос. городов: Сб. науч. ст. Пермь, 2012. С. 107-116; он же. Иноземцы в Перми и Пермском крае//Ретроспектива. 2014. 1(27). С. 3-22; Клюкина-Боровик Ю. В. «Они не говорят нам о точной статистике пермского раскола…»: (К вопросу об офиц. статистике старообрядчества кон. XIX - нач. XX вв.)//V Уральские археогр. чт.: Мат-лы науч. конф. Екат., 1998. С. 81-85; она же. «Камень претыкания» и «противогосударственный раскол» (о странниках в Пермской губ. в нач. XX в.)//Уральский сб.: История. Культура. Религия. Екат., 2003. Вып. 5. С. 261-272; Агафонова Н. Н. О распространении старообрядчества в Прикамье//Этнокультурная история Урала XVI-XX вв.: Мат-лы междунар.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

14 . Косидовский З. Библейские сказания (пер. с польск.). М., 1966 (книга излагает библейскую историю и дает обзор библейской археологии. Точка зрения автора – нерелигиозная). 15 . Лёр М. и ОттлиР. История израильского народа (пер. с нем. и англ.). М., 1902 (очерк истории Израиля, написанный протестантскими библеистами. Имена авторов указаны лишь в предисловии). 16 . Лопухин А. П. Библейская история в свете новейших исследований и открытий, т. 1–2. 1884; [Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998] (автор – православный писатель. Книга во многих частях устарела). 17 . Марголин М. М. Вавилон, Иерусалим, Александрия, Пг., 1923 (очерк пророческого движения в связи с культурной историей Древнего мира). 18 . Масперо Г. Древняя история народов Востока (пер. с франц.). М., 1911 (автор – выдающийся французский востоковед). 19 . Никольский Н. М. Царь Давид и псалмы. СПб., 1908 (автор – историк-марксист, находился под влиянием школы Велльгаузена. Книга во многом устарела). 20 . Он же. Древний Израиль. М., 1922 (популярный очерк истории древних евреев). 21 . Поснов М. Э. Идея завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете. Богуслав, 1902 (автор – православный богослов, раскрывает основные понятия библейского богословия). 22 . Он же. Иудейство (к характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время). Киев, 1906. 23 . Ренан Э. История израильского народа (пер. с франц.), т. 1–2. СПб., 1908–1912; [М., 2001] (автор – французский историк религии позитивистского направления). 24 . Светлов Э. [Мень А.] Магизм и единобожие. Брюссель, 1971 (православный автор излагает духовную историю человечества, в том числе и ветхозаветную, от древнейших времен до IX в. до Р. Х. В приложение включены статьи по библейской критике и богословию). 25 . Соловейчик М. А. Очерки по еврейской истории и культуре (историческая хрестоматия). СПб., 1912 (в сборнике приводятся переводы из книг ведущих западных библеистов и выдержки из библейских книг). 26 . Соловьев Вл. История и будущность теократии. – В кн.: Соловьев Вл. Соч, т. IV [ПСС в 20 т., М., 2001] (автор – известный русский философ. Книга содержит философию библейской истории).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НАЗИНА ЕВДОКИЯ СЕМЕНОВНА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евдокия Семеновна Назина ( 1902 - 1942 ), мученица Память 29 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родилась в 1902 году в селе Бурминка Новодеревенского района Рязанской области, в крестьянской семье. 27 мая 1940 года была задержана по доносу вместе с Матроной Наволокиной и Евдокией Гусевой в селе Галино (Чалино ?), когда они шли на богомолье в Рязань. Их обвинили в членстве в " антисоветской группе церковников " и антисоветской агитации за то, что женщины, пели духовные стихи в доме, где остановились на ночлег. 6 июня был официально оформлен ордер на ее арест. Проходила по групповому " делу Назина Д.И. и др. Рязанская о., 1940г. " Из материалов дела: " Антисоветская группа церковников организовано противодействовала выборам в Верховный Совет, в местные Советы, переписи населения, клеветала на Советскую власть, устраивала нелегальные сборища, распространяла а/с пропаганду, вербовала в свою организацию церковников и детей школьного возраста, которых обрабатывала в а/с духе, проводила а/с агитацию среди населения " Виновной себя не признала. 25 октября 1940 года Судебной коллегией по уголовным делам Рязанского облсуда Евдокия Назина признана виновной по ст.58-10 ч.2, 58-11 УК РСФСР и приговорен к расстрелу. 5 ноября того же года Евдокия Семеновна подала жалобу на приговор, но приговор был оставлен в силе. 11 января 1941 г. осуждение переквалифицировано на ст.58-10 ч.1 УК РСФСР, и приговор был изменен Верховным судом СССР на 10 лет ИТЛ. Наказание отбывала в Карлаге НКВД . 11 июля 1941 года была арестована в лагере по обвинению в «контрреволюционной агитации и саботаже». Проходила по групповому " делу Сундуковой Н.И. и др. Карлаг, 1941г. " Виновной себя не признала, протокол допроса подписать отказалась. 29 сентября была приговорена к расстрелу постоянной сессией Карагандинского облсуда при Карлаге НКВД. Расстреляна 11 января 1942 года, погребена в безвестной общей могиле. 30 апреля 1998 года реабилитирована прокурором Карагандинской области. Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви . Использованные материалы Редакция текста от: 11.01.2015 13:56:28 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13671592.h...

2 . Исследования и статьи по богословию, философии и историческим наукам, принадлежащие, в основном, профессорам МДА, самостоятельные и переводные. 3 . Современная церковная, гражданская и академическая жизнь. 4 . Критика, рецензии и библиография 311 . 5 . Отчеты МДА и извлечения из журналов Совета (последние печатались и отдельными изданиями). В этом же 5-ом отделе помещались статьи мемуарного характера, например, воспоминания преосвященного Саввы (Тихомирова) и «Отчеты Братства преподобного Сергия». «Богословский вестник» выпускался ежемесячно (но июль–август – в одном номере) в виде 3-х томов в год с независимой пагинацией в пределах каждого тома. Кроме того, нужно отметить, что сам журнал состоял из указанных отделов, не имевших своих подзаголовков, но зато имевших свою пагинацию, что весьма затрудняло поиск нужных статей. Только в 1903 и в 1912 годах в качестве приложения к журналу были изданы составленные К.М.Поповым (библиотекарем МДА) систематические указатели статей, помещенных в «Богословском вестнике» за 1892–1901 и 1902–1911 годы (с алфавитным указателем авторов), и только в 1951 году библиотекарем Ленинградской Духовной Академии Поповым В.М. издан подобный же указатель за 1912–1918 годы. Все статьи, печатавшиеся в «Богословском вестнике», в этих указателях распределены по 22-м тематическим разделам в соответствии с преподававшимися в академии дисциплинами, как-то: Священное писание, Патрология, Основное богословие, Христианская апологетика и т.д., что было весьма удобно для студентов и преподавателей. В разделе истории Русской Церкви были выделены рубрики: —23— а) исследования, современная церковная жизнь и вопросы церковной реформы, б) воспоминания, мемуары, письма, юбилеи и некрологи, в) материалы по истории МДА, г) библиография. Редакционное дело оказалось, однако, не таким тяжелым крестом, как поначалу казалось В.А. Соколову , поскольку он видел перед собой горький опыт П.И. Горского, который, по словам В.Соколова , «при страстности увлечения и недостаточной широте кругозора, составлявшей одну из его личных черт, придавал академическому журналу и своей редакторской деятельности слишком преувеличенное и чуть ли не мировое значение, и уносился по этому поводу в область таких необъятных мечтаний о будущем, что у его товарищей это вызывало подчас невольную улыбку... Недостаток терпимости к чужим мнениям, и, главным образом, тенденция к неограниченному самовластию и несчастная склонность подозревать в словах и действиях окружающих лиц непременно какие-либо «задние» мысли и скрытые намерения породили столько столкновений и неприятностей...» 312 , что он вынужден был отказаться от должности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) под 12 июля отмечена память И. вместе с памятью сщмч. Мнасона Кипрянина из Деян 21. 16 (PL. 124. Col. 251A), с к-рым ошибочно отождествляют И. Память С. приходится на 25 июня; он отождествляется с Сопатром из Деян 20. 4, но в отличие от визант. традиции в тексте Деяний св. апостолов не упоминается о происхождении С. из г. Патры в Ахайе о и его епископстве в Иконии (PL. 124. Col. 189, 191A). Ucm.:BHG, N 776, 776b, 776e, 776f; ActaSS. Apr. T. 3. P. 613-614; Jun. T. 5. P. 4-7; PG. 117. Col. 425-428 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 633-636; Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei). 27//Prophetarum vitae fabulosae/Ed. H. Gelzer, T. Schermann. Lpz., 1907. P. 138; ЖСв. Апр. С. 454-458; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 288-291; La version longue du récit légendaire de l " évangélization de l " île de Corfou par les saints Jason et Sosipatros/Éd. B. Kindt//AnBoll. 1998. Vol. 116. P. 260-294. Лит.: Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 28; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 123; Т. 3. С. 158; Marmoras A. Ιστορα τς νσου Κερκρας. Corfu, 1902. P. 119-132; M einardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 196; Lucchesi G. Giasone e Sosipatro//BiblSS. Vol. 6. Col. 443-444; Jewett R. The Thessalonian Correspondence: Pauline Rhetoric and Millenarian Piety. Phil., 1986; Dunn J. D. G. Romans 9-16. Dallas (Tex.), 1988. (WBC; 38b); Gillman F. M. Jason//ABD. Vol. 3. P. 649; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 209-210; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1998. Τ. 2. Σ. 276; Aubert R. Jason et Sosipatros//DHGE. Т. 26. Col. 1087-1088. П. Ю. Лебедев, А. М. Гагинский Гимнография Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 274) 27 апр. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память И. и С. не отмечается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 165, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. С. 59) 28 апр. указаны посвященные И. канон, цикл стихир и 3 седальна. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 450) в день памяти И. указаны канон авторства Иосифа 2-го гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 148) память И. отмечена 28 апр. без богослужебного последования.

http://pravenc.ru/text/200411.html

550 . Rigo A. Monaci esicastie monaci bogomili. Le accuse di messalianismo e bogomilismo rivolte agli esicasti ed il problema dei rapporti tra esicasmo e bogomilismo. Firenze. 1989. XII, 299. (Orientalia venetiana. 2). 1992. 50. 317; Лурье В. М. Работы Антонио Риго по истории византийского исихазма 3 .367); Dennis G. Т.//Catholic Hist. Rev. 1994. 80:2. 345–346. 551 . Rigo A. Messalianismo e bogomilismo//OCP 1990. 56. 53–82. 552 . Rigo A. Il processo del Bogomilo Basilio (1099 ca.): una riconsiderazione//OCP 1992. 578. 185–211. 553 . Rigo A. Il bogomilismo bizantino in età paleologa (XIII-XV secolo). Fonti e problemi//RSLR 1996. 32(3). 627–641. См. также 11 .69, 70, 127, 233 (богомильство в Болгарии); Дунаев, 2002 4 .540), 159–301. Исихазм XIV в.: историко-социальные аспекты 554 . Алексеев А. С. Политический исихазм//Социальные институты в истории. Омск 1996. 24–28. 555 . Барабанов Н. Д. Борьба внутри византийской церкви на рубеже XIII-XIV вв.//АДСВ 1981. 18: Античный и средневековый город. 141–156. 556 . Вернер Е. Народная ересь или движение за социально-политические реформы? Проблемы революционного движения в Солуни в 1342–1349 годах//ВВ 1960. 17. 155–202. 557 . Коскина О. С. Социальный состав византийского монашества конца XIII-haчaлa XIV вв.//Эпоха Средневековья: проблемы истории и культуры. Тезисы докладов XVIII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Санкт-Петербург, 23–27 ноября 1998 года). СПб. 1999. 16–18. 558 . Кочев Н. Исихазмът и варлаамитството и политико-църковната двупартийност на зилоти и политици//Духовна култура. 1983. 4. 16–30. 559 . Кущ Т. В. К социальной характеристике византийской интеллектуальной среды конца XIV-XV веков//АДСВ 2002 (2003). 33 (К 70-летию М. А Поляковской). 242–252. 560 . Лебедев А. П. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви с конца XI до половины XV века. 2 М. 1902. 489. СПб. 1998. 383. 561 . Мейендорф И. Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в.//ТОДРЛ 1974. 29. 291–305. Мейендорф И. , прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. М. 2000. 561–574.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

2740 . Dictionary Catalogue of the Byzantine Reasearch Collection of the Dumbarton Oaks Reasearch Library. – Boston, 1975. 2741 . Dix annes d’etudes byzantines. Bibliographie internationale, 1939–1948. – Paris, 1949 (библиография из 2800 названий, подготовленная Международной ассоциацией византийских исследований). 2742 . Ceran W. Historia i bibliographia rozumovana bizantynologii polskiej (18001998). – Lodz: Wyd-wo Universytetu Lodzkiego, 2001. – T. 1–2 (подготовленная проф. Вальдемаром Цераном библиография изданий польских византинистов за 1800–1998 гг). 2743 . Chersonessiana (опыт избранной библиографии)//Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – Харьков: Майдан, 2000. – С. 774–826. 2744 . Hanawalt E. A. An Annotated Bibliography of Byzantine Sources in English Translation, – Brockline, Mass.: Hellenic College Press, 1988. – VII, 37 p. (аннотированный указатель византийских письменных источников в английском переводе). 2745 . International Medieval Bibliography (1967–1998). CD-ROM. – Brepols Publischers, 2000. 2746 . Kleinbauer W. E. Early Christian and Byzantine Architecture: An Annotated Bibliography and Historiography. – Boston, Mass., 1991 (широкоизвестный указатель работ по раннехристианской и византийской архитектуре, а также строительной технике, выполненный В. Клейнбауером). 2747 . Medieval Studies. A Bybliographical Guide/Ed. by Everrett V Crasby et al. – New York, 1983. 2748 . Stanescu E. Bibliographia byzantinisticii romanrsti (1920–1970). – Bucuresti, 1971 (указатель румынской византиноведческой литературы за 50 лет). 2749 . Taurica. Опыт указателя сочинений, касающихся Крыма и Таврической губернии вообще/Сост. Арсений Маркевич. – Симферополь, 1894. – 395 с.; 1898. – Вып. 2. – 94 с.; 1902. – Вып. 3. – 82 с. 2750 . Van Caenegem R. C. Guide to the Sources of Medieval History. – Amsterdam, North Holland, 1978 (библиографичекий указатель в помощь учащимся). См. также библиографию в журналах «Byzantinoslavica», «Byzantine Studies», «Byzantinische Zeitschrift» (в последнем с 1990-х гг. выходят специальными номерами библиографические приложения с указателями). Обширная библиография приводится и в специальном разделе «Ephemerides Theologiae Lovaniensis».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 18, 1998 9 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 18, 1998 Слово ценности — одно из самых престижных и респектабельных в современной культурной лексике и одновременно одно из самых расхожих и популярных. Политический деятель, претендующий на то, чтобы к его словам отнеслись внимательнее, предпочтет сказать, что он предлагает определенную программу реализации национальных или, например, геополитических ценностей . Редактор журнала, готовящий очередной рекламный анонс, скажет, что его авторы апеллируют к тому читателю, для которого значимы либеральные или, наоборот, традиционные ценности (или, как еще чаще бывает, и те и другие вместе). Писатель или режиссер, сообщающий в интервью о своих планах на будущее, почти обязательно упомянет о том, что видит свою задачу в содействии осознанию людьми подлинных социальных, эстетических, куль­турных (возможно, и межкультурных) ценностей . А банк или другое коммерческое предприятие, приглашающее покупать его акции, может представить дело так, что только собственники его ценных бумаг могут познать, что такое “истинные ценности ”. Однако вопреки популярности и даже популизму данного слова, при котором сами ценности в значительной степени обесцениваются, собственно философское значение соответствующего термина относится к числу наиболее эзотерических философских категорий. Философии понадобилось не менее двадцати трех столетий (отсчитывая от начала употребления данного термина в мировоззренческом значении), чтобы в середине XIX века осознать и в определенном смысле узаконить его собственно философский смысл, отделив его от экономического (в котором тот же термин обозначает “стоимость”) и нетерминологических аспектов. Только в 1902 г. И. Крейбиг предложил для обозначения того, что имеет ценность, для оценок и уровней реализации ценностей термин тимология (от греческого tim ‘цена’), но одновременно с ним французский философ-моралист П. Лапи ввел более удачное слово аксиология (от xa ‘ценность’ и lgoj ‘учение’), а в 1908 г. оно было “закреплено” Э. фон Гартманом для обозначения новой предметной области философии в системе философских дисциплин — наряду с теорией познания, натурфилософией, метафизикой, этикой, эстетикой и философией религии.

http://pravmir.ru/klassicheskaya-filosof...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010