Вряд ли эта реплика Заратустры не является цитатой мнения героя «Записок из подполья» во всем ее антигегелевском контексте: «Всё можно сказать о всемирной истории одного только нельзя сказать – что благоразумно» (Достоевский Ф. М. ПСС: В 30 т. Л., 1972–1988. Т. V. С. 116). Н. А. Бердяев Бердяев Николай Александрович (1874–1948) – русский философ, публицист, критик, общественный деятель. Из старого дворянского рода. В 1884–1894 гг. учился в Киевском кадетском корпусе, затем на естественном факультете Киевского университета, потом на юридическом. Сотрудничал в журнале «Мир Божий» (СПб., 1898–1905). В 1897 г. исключен из университета за участие в студенческой демонстрации. Философский дебют – статья 1899 г. «Ланге и критическая философия». За антиправительственную деятельность сослан в Вологду (март 1900 – конец 1902 г.), общался там с A. Ремизовым, П. Щеголевым, А. Луначарским, А. Богдановым. Полемическое отношение к народникам нашло выражение в книге «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (СПб., 1901). Расходится Бердяев и с марксистами: «Борьба за идеализм» (Мир Божий. СПб., 1901. «Этическая проблема в свете философского идеализма» (Проблемы идеализма. СПб.; М., 1902). В начале века Бердяев познакомился с С. Булгаковым и Л. Шестовым. С 1904 г. в Петербурге философ редактировал журнал «Новый путь» (с 1905 – «Вопросы жизни»), вошел в круг Мережковского, ощущая себя союзником последнего по строительству «нового религиозного сознания» (см. статью «О новом религиозном сознании», 1905). В эти годы написаны работы: «Трагедия и обыденность», 1905; «Революция и культура», 1905; составлена книга «Sub specia aeternitatis». Опыты философские, социальные и литературные». СПб., 1907, «Новое религиозное сознание и общественность». СПб., 1907; статьи о Достоевском, Гоголе, Толстом. В 1907 г. наметился разрыв Бердяева с «мистическими реалистами»; философ уехал в Москву, участвовал в Философско-религиозном обществе, сошелся с московскими ревнителями православия (С. Булгаков, Е.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

103 Hans Urs von Balthazar, La Gloire et la Croix, trad. fr. de Herrlichkeit (Paris, 1961–1972), 2: part 2:171. Цит. no Mgr. Jean Rupp. Message Ecclesial de Solowiew: Presage et illustration de Vatican II (Paris: Lethielleux. 1975). x. 104 Ср. Ewert Cousins, Bonaventure and the Coincidence of Opposites (Chicago: Franciscan Herald Press, 1978), 2–4. 105 Соловьев, «Плотин», Соб. Соч., С-Петербург. 1901 03 (переиздано в Bruxelles: Foyer Oriental Chretien, 1966), т. X, 482. 107 Соловьев, «Мистика-Мистицизм», СС, С-Петербург 1901–03, (переиздано в Bruxelles: Foyer Oriental Chretien, 1966), т. X, 245. 110 Vladimir Solovyov, La Sophie et les Autres Ecrits Francais, ed.. Francois Rouleau (Lausanne: La Cite – L’Age d’Homme, 1978), 32. 112 Ср. Frederick Copleston, S.J., A History of Philosophy (New York: Image Books, Doubleday, 1965), 7:94. 115 В. Зеньковский, История русской философии, II, 24, 35. Коплстон, вслед за Бердяевым, утверждает, что учение о Богочеловечестве благодаря Соловьеву сделалось наиболее характерной и постоянной темой русской философии. Frederick С. Copleston, SJ., Russian Religious Philosophy: Selected Aspects (Notre Dame, Indiana: University of Norte Dame, Search Press, 1988), 59–60. 119 Hegel, Phenomenologie..., 564. Цит. по: Hyppolite. Genesis and Structure of Hegel’s Phenomenology of Spirit (Evanston: NUP, 1974), 528. 120 Это учение напоминает понятие «другого абсолюта» позднего Шеллинга. Ср. Nicholas Lossky, History of Russian Philosophy (New lock. 1951), 99. Copleston, 7:128. 123 Там же, 333. Соловьевская критика философского имперсонализма и ударение на сущем вместо бытия становится отличительной чертой русской мысли после Соловьева. Так Бердяев назовет весь современный идеализм и позитивизм «философией сказуемого без подлежащего» (Бердяев, Sub specie aetemitatis, СПб., 1907:155). Это положение бердяевской критики подчеркивает Рената Гальцева, Очерки русской утопической мысли XX века, Москва: Наука, 1977, 21, 71. 126 В. Соловьев, Философские начала цельного знания. I. 348. Это положение, выдвинутое Соловьевым в самом начале его творчества, далее развивается в его «Чтениях».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/soz...

Лит.: Л. Д. Малашкин//Баян. СПб., 1888. 18. С. 171; С[оловьев] Д. Рец. на изд.: Малашкин Л. Д. По напеву Киево-Печерской лавры круг церковных песнопений, положенных для хора//ПрибЦВед. 1891. 45. С. 1608-1609; Вознесенский И. И. Церковное пение правосл. Юго-Зап. Руси по нотно-линейным ирмологам XVII и XVIII вв. М.; Лпц., 1898. Вып. 2: Сравн. обозрение церк. песнопений и напевов Юго-Зап. Руси по ирмологам XVII и XVIII вв., ирмологу Г. Головни 1752 г., моск. синод. изданиям и гармоническим переложениям Л. Д. Малашкина; Вып. 3: Ирмолог Гавриила Головни 1752 г. и Круг церк. песнопений по напеву Киево-Печерской лавры, на 4 голоса, Л. Д. Малашкина; Металлов В., свящ. Очерк истории правосл. церк. пения в России. М., 19003. С.154-155; Калачинский П. Памяти композитора Л. Д. Малашкина//Церк.-приходская школа. К., 1902. Кн. 8. С. 97-100; Лисицын. Обзор. 1901. С. 231-236; он же. Я. С. Калишевский и его хор//Музыка и пение. СПб., 1903. 3. С. 2-3. 4. С. 3-5; 5. С. 1-5; Малашкин Л. Д.: Некр.//Моск. листок. 1902. 38. Приб.; Малашкин Л. Д.: Некр.//Моск. ЦВед. 1902. 6. С. 281; [Некр.]//Музыка и пение. СПб., 1901/1902. 4; Малашкина К. Н. Мат-лы для биографии и кр. биография известного композитора Малашкина. Рязань, 1903; Pazdírek F. Universal-Handbuch der Musikliteratur aller Zeiten und Völker. W., 1904-1910. Bd. 18. S. 92-94; Библиографический словарь писателей, ученых и художников, уроженцев (преимущественно) Рязанской губ./Сост.: И. В. Добролюбов, С. Д. Яхонтов. Рязань, 1910. С. 335-336; Павлова Г. «Я встретил вас»: К истории романса//Муз. жизнь. 1972. 5. С. 16-17; Михельсон Е. «Я встретил вас»: Еще об истории романса//Там же. 1975. 5. С. 17; Гиппиус Е. В. Малашкин Л. Д.//МЭ. Т. 3. Стб. 413; Гарднер. Богослужебное пение. 1982. Т. 2. С. 444-446; Свод напевов; Верхняцкая Н. Распев Киево-Печерской лавры: Устная и письменная традиции и их взаимодействие в XIX-XX вв.//Наук. bichuk НМАУ. 2003. Вип. 24. Кн. 1. С. 108-117; Пархоменко Л. О. Легендарний Я. Kaлiшebcьkuй в укр. xopobiй kyльmypi//Музична ykpaïhicmuka: Сучасний buмip. К., 2005. Вип. 1. С. 35-57; Сорокина Л. Д. С любовью к России//Насельники рязанских усадеб/Сост.: И. К. Красногорская. Рязань, 2007. С. 297-304; Шнуренко Р. Записи старинных церк. хоров: Из арх. собр. Киево-Печерской лавры: [Буклет к компакт-диску RSKPL 027]. К., 2011.

http://pravenc.ru/text/2561716.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КНОПФ [нем. Knopf] Рудольф (26.10.1874, Бяла (ныне Бельско-Бяла, Силезское воеводство, Польша) - 19.01.1920, Бонн), нем. протестант. теолог, издатель актов мучеников . Изучал теологию в ун-тах Вены и Берлина, в 1898 г. получил степень лиценциата. В 1898-1899 гг. совместно с Г. фон Зоденом занимался колляцией рукописей для подготовки критического издания НЗ. Осенью 1899 г. переехал в Марбург. С 1900 г. приват-доцент, с 1906 г. экстраординарный профессор Марбургского ун-та по кафедре изучения НЗ, с 1907 г. д-р теологии honoris causa и экстраординарный (с 1909 ординарный) профессор Венского университета по кафедре экзегезы НЗ, с 1919 г. ординарный профессор Боннского ун-та. Как теолог К. может быть отнесен к представителям умеренного либерализма, он испытал большое влияние А. фон Гарнака и в исследовании НЗ и древнехрист. памятников использовал историко-критические методы. Помимо экзегезы НЗ К. занимался текстологическим исследованием, изданием, переводом и комментированием раннехристианских источников: «Дидахе», посланий сщмч. Климента Римского и Послания Иуды. 1-е и 2-е издания собрания актов мучеников, опубликованные К. в 1901 и 1913 гг., включали 21 памятник. Впосл. это собрание, остававшееся наиболее полным и авторитетным вплоть до выхода в свет издания Г. Музурилло (1972), дополнялось Г. Крюгером (издание 1929 г., 33 текста) и Г. Рубахом (1965). Соч.: Das nachapostolische Zeitalter: Geschichte der Christlichen Gemeinden vom Beginn der Flavierdynastie bis zum Ende Hadrians. Tüb., 1905; Die Zukunfthoffnungen des Urchristentums. Tüb., 1907 (рус. пер.: Происхождение и развитие христианских верований в загробную жизнь/Пер. с нем.: В. Н. Перцев. СПб., 1908); Einführung in das Neue Testament: Bibelkunde des NT: Geschichte und Religion des Urchristentums. Giessen, 1919; Die apostolischen Väter. Tüb., 1920. Bd. 1: Die Lehre der zwölf Apostel. Die zwei Clemensbriefe. Изд.: Der erste Clemensbrief/Untersuch. u. hrsg. von R. Knopf. Lpz., 1899. (TU; 20/1); Ausgewählte Märtyrerakten. Tüb.; Lpz., 1901. Лит.: Österreichische biographisches Lexikon, 1815-1950. W., 1969. Bd. 4. S. 1; Merk O. Knopf, Rudolf//Neue Deutsche Biographie. B., 1980. Bd. 12. S. 215; Pl ü macher E. Knopf, Rudolf//BBKL. 1992. Bd. 4. S. 165-166; Pratscher W. Rudolf Knopf als Exeget//Zeitenwechsel und Beständigkeit: Beitr. z. Geschichte d. Evangelisch-Theol. Fak. in Wien, 1821-1996/Hrsg. K. Schwarz, F. Wagner. W., 1997. S. 277-293; Schwarz K. W. Die Wiener Evangelisch-theol. Fak. im Studienjahr 1907/08//Wiener Jb. für Theologie. 2010. Bd. 8. S. 261-277. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841572.html

Св. Апостол Лука. София. 1932. Евангелия и их благовестив о Христе Спасителе. София. 1932. Евангелия и Апостольские Постановления и их происхождения Соф. 1935 . Евангелие христианской свободы. София. 1935 Петербургская Академия во время студенчества Патр. Варнавы. Ср. Карловцы. 1936. Благовестив христианской славы в Апокалипсе. Дж. 1966. стр. 115. ГОРНОСТАЕВ А. К. Рай на земле «Достоевский и Н. Федоров». Харбин. 1929. Перед лицом смерти Л. Толстой и Н. Федоров». Харбин. 1928. ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна. 1901 Родилась в Москве 28 июля. Дочь литератора. Училась в Гатчине и в Полтаве. Покинула Россию в 1919 г. Жила в Югославии, переехала в 1924 г. во Францию, занималась литературой и журналисткой. Автор романов: «Несквозная нить», П. 1924. стр. 163. Франц, пер. « Les mains vides», Р. 1931. «Мара», П. 1931. стр. 193. «L " exil des enfants», Р. 1936. 292 рр. В 1934 прошла курс богословия в College of the Ascension, Birmingham. В 1938 г. защитила диссертацию в Оксфордском университете. Лектор при Содружестве св. Албания и преп. Сергия. Основала дом св. Макринн в Бирмингеме для православных студенток 1939 , не открывшийся из-за войны. С 194–1942 г. работала для доктората в Оксфорде. Первая женщина прочитавшая курс на богословском факультете. Доктор философии 1944». Лектор по русской литературе 1945–1956. Профессор Ливерпульского университета, 1956–1968 гг. Заслуженный профессор 1968 г. Многочисленные статьи в английских журналах. Лекции в американских университетах. The humiliated Christ in modern Russian thought. London. 1938. 185 pp. Saint Tikhon Zadonsky, Ihspirer of Dostoevsky. L. 1951. 244 pp. ГОРЯЙНОВА, Ирина Николаевна, урожд. Одинцова. 1901 Родилась 19 марта в Петербурге в военной семье. Окончила среднее образование в России. С 1920 по 1925 г. работала в Югославии. Получила стипендию в Америке и поступила в Колумбийский университет в Нью Йорке, но не окончила его выйдя замуж за Кирилла Горяйнова (Умер в 1942). Войну провела во Франции, написала биографию Пушкина, опубликованную в 1946 г. Работала как сестра милосердия. Десять раз ездила в Лурд, сопровождая туда больных. Совершила паломничества пешком в Рим, в Испанию и другие места по следам средневековых паломников. В 1951 г. издала в Нью Йорке книгу «God " s Wayfarer», описывающую свои путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Успенского (1902–1987) «Смысл икон» 253 , в которой основной акцент делался на религиозное содержание и богословский смысл иконописи в целом (вводные главы В. Лосского «Предание и предания» и Л. Успенского «Смысл и язык икон» и «Иконостас») и практически все основные типы икон (более 50 иконографических сюжетов). Успенский читал в Париже курс иконоведения, отдельные лекции которого публиковались по-русски в западных изданиях и в «Журнале Московской патриархии». Целиком он был издан только в 1989 году 254 . В него Успенский включил некоторые теоретические статьи из «Смысла икон» и дал развернутый анализ истории становления иконопочитания и богословия иконы от раннехристианского периода до Нового времени. В 1972 году на французском языке вышла книга П. Евдокимова (1901–1970) «Искусство иконы: богословие красоты», в которой разрабатывался богословско-эстетический подход к иконе. В основном на эти работы как на базовый теоретический источник ориентировались в последней трети 20 века многие западные и отечественные авторы, писавшие об иконе 255 , за исключением лишь профессиональных искусствоведов, которые (особенно в Советском Союзе) до последнего времени неохотно всматривались в духовный смысл иконы. Наиболее интересными (в контексте нашего исследования) являются теоретическая глава «Смысл и содержание иконы» Л. Успенского и книга П. Евдокимова . На них я и остановлюсь далее подробнее. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о содержании ключевой главы «Предание и предания» одного из крупнейших православных богословов 20 века В. Лосского , открывающей книгу «Смысл икон». Не вдаваясь в логику раскрытия проблемы различия понятий «Предание» (с прописной буквы, ед. число) и «предания» (мн. число), приведу только значимые для богословия иконы его конечные выводы. Под «преданиями» Лосский понимает все бесчисленное множество накопленных Церковью и освященных ее авторитетом текстов, выраженных в «слове». При этом под «словом» он понимает не только обычные языковые слова, но и «слова» «немого языка», воспринимаемые зрением: иконографию, обрядовые жесты и т.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

240 . Исаак Сирин , преп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: Ново-открытые тексты/Пер. Иларион (Алфеев) , иером. М. 1998. 289. [Рус. V2]. 241 . Исаак Сирин , преп. О совершенстве духовном/Пер. Иларион (Алфеев) , иером.//ЦиВ 1998. 4(7). 179–191. [Рус. VI. Неперев. С Соболевским 5.238) слова 19, 20, 21, 55]. 242 . Οι ασκητικο, λγοι ββα Ισακ το Σρου μετενενεχθντες εκ της αρχαας εις την νεωτραν Ελληνικν Εκδ. Παντοκρατορινοσ Κ. θναι 1961. [Новогреч. VI]. 243 . Mystic Treatises by Isaac of Nineveh. Transl. Wensinck A. J. Amsterdam 1923. 2 Wiesbaden 1969. [Англ. VI. Первый пер. с сирийского на (неск. искусственный) англ., сделанный голландским востоковедом]. 244 . Ascetic Homilies of St. Isaak the Syrian. Transl. the Holy Transfiguration Monastery. [Transl. Miller D.] Boston 1984. [Англ. VI]. 245 . Isaak le Syrien. Oeuvres spirituelles/Trad. Touraille J. P. 1981. [Франц. VI]. 246 . Isacco di Ninive. Discorsi spirituali (Capitoli sulla conoscenza, preghiere, contemplazione sull’argomento della Gehenna, altri opuscoli)/Introd., trad., note a cura di Bettiolo P. Bose 1985. изд., доп.: Bose 1990. 272. [Итал. VI]. 247 . Isacco di Ninive. Un’umile speranza. Antologia. Scelta, tradotta dal syr. a cura di Sabino Chialà, monaco di Bose. Bose 1999. 248. См. также Peradze G. Die altchristliche Literatur in der georgischen Überlieferung 14 .91): здесь опис. и каталог груз. пер. древнехрист. лит-ры включают пер. Исаака Сирина (см. 15, 16 под им. Ефрема). Главы подвижнические (Capita ascetica, CPG 7868) 248 . Besson М. Un recueil de sentences attribuées à Isaac//OrC 1901. 1. 46–60; 288–298. [Греч.]. О вере православной (Tractatus de fide orthodoxa, CPG 7870) 249 . Abramowski L., Goodman A. E. A Nestorian collection of christological texts. Cambridge 1972. 1. 58–105. [Пер.]; 2. 36–61. [Введ., указатели]. Исследования 250 . Иларион (Алфеев) , иером. Мир Исаака Сирина . М. 1997. 323. 251 . Иларион (Алфеев) , иером. Творения преп. Исаака Сирина в греческом и русском переводах: послесловие к публикации новооткрытых текстов//ЦиВ 1998. 4(7). 146–178. [Обсуждаемая публ.: см. 5 .240].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  Богослужебные тексты, месяцесловы, мартирологи и синаксари 14.  Минея [служебная]. Июнь. Ч. 1. Изд. Моск. Патр., 1986, с. 1–13. Среди мучеников в редакционном послесловии на с.12 упомянут Иуст. 15.  Православный церковный календарь., 1994. Изд. Моск. Патр. С.29. 16.  Μηναον του ουνου. A­ θναι, б.г. Два Иустина, но в синаксарной заметке Иуст не упоминается – б.7, 10. 17.  Μγας Συναξαριστς τς ορθοδξου κκλησας. A­ θναι, 1980, τμος ΣΤ. Martyrolog. Usuardi. – ¡n: PL, t.123 (P., 1852), col.931 AB (13 апреля, критическая заметка издат.), t.124 (июнь, где Иустин отсутствует). 18.  Сергий, архиеп. (на титуле 1 изд. архим.) Владимирский. Полный месяцеслов Востока. Т. 1–2. Владимир, 1901 (репринт: М., 1997). 19.  Христианство . Энцикл. словарь. Т.3. М., 1995, 632 (различаются «Иустин Римский» и « Иустин Философ ») и 726 (у католиков правильно – только один Иустин). Исследования 20.  Papebrochius, Daniel. [Praefatio.] – In: AS, P., 1867 ( " 1695). Junii t.I, p.16 sqq. (там же впервые изданные по-гречески акты, текст β). 21.  Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан... Спб., 1904 (репринт: М., 1994), 97–9 (М.,1883). 22.  Остроумов С. Разбор сведений Евсевия Кесарийского ... М., 1886, 89–95, 121–38. 23.  Лопарев Х.М. [Библиографич, заметка на изд. Cavalieri, Studi е testi. Roma, 1902, вып.8 и 9.] Византийский временник 12 (1906), 240–1. 24.  Латышев В.В. Св. мученик Иустин и дружина его. – Сообщения Императ. Правосл. Палестинского Общества, т.25 (1914). Вып. 2, 157–8. 25.  Он же. Византийская царская минея. Пг., 1915 (Записки Ак. наук. Серия 8, m.XII, 26.  R. Die Acta Justini als historisches Dokument. – In: Humanitas-Christianitas: Walter v. Loewenich zum 65. Geburtstag, ed. K.Beyschlag et al. Witten: Luther, 1968, p.24 – 31. 27.  Наттап A. La confession de foi dans les premiers Actes des Martyrs. – In: Epektasis offert au cardinal Jean Daniélou. P., 1972, 99–105. 28.  Williams H. Justin Glimpsed as Martyr among His Roman Contemporaries. – In: The Context of Contemporary Theology: Essays in Honour of Paul Lehmann, ed. Alexander J.McKelway and E.David Willis. Atlantä John Knox, 1974, p. (?).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

146 Архитектурное наследство Болгарии/С. Стамов, Р. Ангелова, В. Коларова, Н. Чанева-Дечевска. Отв. ред. С. Стамов. – София, 1972. – С. 86–87; Theodorescu R. A propos du plan triconque dans l’architecture du Sud-Est Europeen au Haut Mozen Age//Revue des etudes Sud-Est Europeennes. – Bucarest, 1976. – T. 14. – – P.3–14; Завадская И. A. О происхождении христианской архитектуры... – С. 266–267. 147 Завадская И. А. Христианство в ранневизантийском Херсонесе (по культовым памятникам). – С. 75–76; Завадская И. А. О происхождении христианской архитектуры... – С. 266–267. 148 Рядом слева находилась еще одна огромная цистерна (6,00 х 4,60 х 6,40 м), открытая в 1901 г. (Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках... в 1904 г. – С. 49–50; Отчет за 1904 год. – Л. 19); Романчук А. И. Очерки... – С. 99, 226. 151 Золотарев М. И., Коробков Д. К)., Ушаков С. В., Пиленгер Р., Пюльц А. Раскопки т.н. «базилики Крузе» в Херсонесе (Украинско-австрийский проект)//X. сб. – 2003. – Вып.12. – С. 233. 153 Айналов Д. В. Указ. соч. – С. 67–70; Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 188–190; Pulz A. Die fruhchristlichen Kirchen des taurischen Chersonesos (Krim)//Mitteilungen zur christlichen Archaologie. – Wien, 1998. – Bd.5. – S. 69. 154 Ср.: Sodini J.-P. Les «tombes privilegiees» dans L’Orient Chretien (al’exception du diocese d’Egypte)//L’inhumation privilegiee du IVe au V ille siecle en Occident. Actes du Colloque tenu a Creteil les 16–18 mars 1984/Ed. Y. Duval, J.-Ch. Picard. – Paris, 1986. – P. 233–239. 156 Золотарев М. И., Коробков Д. Ю., Ушаков С. В., Пиленгер Р., Пюльц А. Раскопки т.н. «базилики Крузе»... – С. 236, рис. 3. 157 Отчет за 1891 г. Раскопки в Херсонесе в пределах городских стен//Архив НЗХТ. – Д. 2. – Л. 13; Раскопки в Таврической губернии 1) В Херсонесе//ОАК за 1891 г. – СПб., 1893. – С. 10; Золотарев М. И., Коробков Д. Ю., Ушаков С. В., Пиленгер Р., Пюльц А. Раскопки т.н. «базилики Крузе»... – C. 237. 158 Фирсов П. В. Ориентировка средневековых храмов Херсонеса Таврического. 1973 г.//Архив НЗХТ. – Д. 868. – Л. 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме Коновалова, в Оксфорде преподавали ещё князь Дмитрий Дмитриевич Оболенский (р. 1918) и Надежда Даниловна Городецкая (р. 1901). Оболенский перешёл в Оксфорд из Кембриджа, где он получил докторскую степень за работу о Богомилах. Он вскоре стал профессором средневековой русской и византийской истории. Эта кафедра была специально создана для него, так высоко ценились университетом его личность и знания. Он и его жена, Елизавета Николаевна урождённая Лопухина , выросли в эмиграции, но остались верными членами православной Церкви и представителями русской культуры. Мы много сотрудничали на церковном поприще. Большую поддержку в этой же области я получал от Н. Д. Городецкой. Её академическая судьба сложилась необычайно. Из-за революции она не успела получить аттестат зрелости. В Париже она занималась журналистикой и литературным трудом. Я познакомился с ней через Р.С.Х.Д. и мне удалось устроить её на год в один из женских богословских колледжей в Бирмингеме. Её успехи в занятиях были таковы, что её друзья нашли для неё стипендию в Оксфорде, где она получила степень бакалавра литературы за диссертацию «Уничижение Христа в русской мысли». Одной из особенностей оксфордского университета является возможность, в исключительных случаях, лицу, не имеющему нужных аттестатов, представить письменную работу для соискания степени бакалавра. Этой возможностью и воспользовалась Городецкая. В 1938 году она переехала в Лондон, где продолжала научно работать, участвуя одновременно в работе Содружества. У неё родилась идея создать центр для подготовки православных девушек из разных стран для религиозной и общественной деятельности. Этот план нашёл сочувствие среди руководителей богословских колледжей, расположенных в Селли Ок близ Бирмингема. Несколько православных иерархов дали своё благословение на это дело. В начале 1939 года был куплен для этой цели небольшой дом в Селли Ок, были выбраны студентки, и назначено открытие на седьмого октября. Война разрушила все планы. В 1941 году Н. Д. вернулась в Оксфорд, а в 1945 получила там степень доктора за работу о святом Тихоне Задонском (1724–1738) и в том же году была приглашена преподавать в университете. В 1956 она перешла в Ливерпуль, где была первой женщиной профессором, получив кафедру русского языка и литературы. Попав в Оксфорд я нашёл в лице. Н. Д. опытного советника и благодаря её помощи осуществился план создания экуменического центра в Оксфорде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010