Будучи военным священником, о. Евгений Аквилонов не мог не отвечать на социалистическую и либеральную пропаганду, постоянно ведшуюся в войсках всевозможными «освободителями», что и было исполнением им своего гражданско-патриотического долга. Им были написаны прямые, глубокие и вдохновенные охранительные работы против разрушителей Империи, как «Отповедь полкового священника на «Солдатскую памятку Российской социал-демократической партии " » (1905), «Об истинной свободе и нравственном долге» (1905), «Христианство и современные события» (1905), «Против думской отрыжки» (1907). Огромное количество всевозможных «религиозно-философских мнений и суждений» в среде интеллигенции Серебряного века, расходившиеся с учением православной Церкви, находили в о. Евгении Аквилонове мудрого обличителя. Так, против учений Л. Н. Толстого им была написана книга «О Божестве Господа Нашего Иисуса Христа и о средствах нашего спасения (Богословские размышления по поводу лжеучения гр. Л. Н. Толстого)» (1901). Он с честью выдержал многолетнюю полемику по вопросу о службе панихид над иноверцами: «Следует ли православному духовенству служить панихиды над иноверцами?» (1905), «О недозволительности служения православным духовенством панихид в храмах по усопшим иноверцам-христианам: Ответ троим оппонентам» (1906), «Последний ответ г. А. Д-ву» (1907), «Разгневанному возражателю: О панихидах над иноверцами» (1907), – стойко защищая невозможность православному духовенству совершать церковные моления над усопшими иноверцами. Столь же последовательно разъяснялось им строго церковное толкование заповеди «Не убий» – «Ответ на ст. г-на В. И. «Библия и смертная казнь«» (1906), «»Не убий» по современному толкованию и по библейскому учению» (1906). Будучи ученым-апологетом и церковным пастырем, о. Евгений Аквилонов всю свою жизнь находился в состоянии борьбы со злом неправомыслия и духовным невежеством, будь то юридические теории в богословии или проповедь социал-демократических взглядов в армии, полемика по еврейскому вопросу, споры о восстановлении патриаршества или непозволительности служения панихид по иноверцам. Пожалуй, трудно указать на ту область человеческой жизни и церковного учения, которой бы не касался пастырь. Всюду о. Евгений Аквилонов находил православное решение этих проблем и своим писательским талантом апологета давал возможность правильно мыслить и другим.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Первые курсы – Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве – были открыты в 1869 г. по разрешению правительства. В 1872 г. начали действовать Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и Высшие женские курсы профессора ИМУ В.И. Герье в Москве, в 1876–1878 гг. – курсы в Казани и в Киеве. В Петербурге кружок интеллигенции во главе с ученым и общественным деятелем А.Н. Бекетовым учредил Бестужевские курсы, названные по имени профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина, являвшегося официальным учредителем и возглавлявшего их в 1878–1882гг. Однако, по распоряжению Министерства народного просвещения, в 1886 г. прием на курсы был прекращен. Возрождение их произошло только в конце XIX в. Высшие женские курсы приносили немалую пользу народному образованию и здравоохранению, но участие некоторых курсисток в народовольческом движении и в первых марксистских кружках вызывало настороженное отношение к курсам и к их слушательницам. См.: Некрасова Е. Из прошлого женских курсов. М., 1886; Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение. СПб., 1906. 173 Олесницкий Маркеллин Алексеевич (1848–1905), профессор КДА, доктор богословия. Окончил Волынскую ДС (1869). Окончил КДА со степенью кандидата богословия (1873), оставлен на кафедре нравственного богословия и педагогики на должности и. д. доцента, затем доцента. Магистр богословия (1874). Экстраординарный профессор (1874). В 1895 г. переведен на кафедру психологии. В 1905 г. удостоен докторской степени решением Совета СПбДА (в КДА и МДА в искомой степени ему было отказано). Магистерская диссертация «Книга Екклезиаст» (Киев, 1873); труды: «История нравственности и нравственных учений» (Киев, 1882–1886), «Курс педагогики» (вып. 1–2, Киев, 1885–1887), «Нравственное богословие, или христианское учение о нравственности» (Киев, 1892) и др. О М. А. Олесницком см.: Кудрявцев П.П. Профессор Маркеллин Алексеевич Олесницкий (†12 марта 1905 г.)/Труды КДА. 1905. 4 (Апрель), С. 675–704. 174 Аяксы – в древнегреческой мифологии два участника Троянской войны, упоминаемые в «Илиаде» Гомера.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Трубецкой Сергей Николаевич (23 июля (4 августа) 1862, Ахтырка – 29 сентября (12 октября) 1905, Санкт-Петербург) – князь, русский религиозный философ, публицист и общественный деятель. Брат философа E. Н. Трубецкого и отец философа Н.С. Трубецкого. Нижеследующий комментарий изложен на основании главы прот. В. Зеньковского в его «Истории русской философии» (Часть IV. XX век. Глава III. Кн. С. и Е. Трубецкие). C. Н. Трубецкой принадлежал к одной из самых просвещенных и родовитых семей в России. Уже в средней школе (в Калуге) он почувствовал чрезвычайный интерес к философии. Очень рано у С.Н. Трубецкого пробудились религиозные сомнения – он становится «нигилистом», а затем увлекается позитивизмом Конта и Спенсера. Но дальнейшие занятия философией (особенно изучение сочинений Куно Фишера по истории философии) постепенно освобождают его от ранних его увлечений, – и уже в последнем классе гимназии (когда ему было 18 лет) С. Трубецкой читает А.С. Хомякова, увлекается славянофилами и Достоевским, под конец подпадает под влияние B. С. Соловьева , книга которого «Критика отвлеченных начал» способствовала окончательному возврату С. Трубецкого к христианству, к религиозной метафизике. По окончании гимназии С. Трубецкой поступает в Московский университет – сначала на юридический факультет, а потом на историко-филологический. В эти годы он тщательно изучает Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, а также Платона и Аристотеля, несколько позже (но еще студентом) он изучает М. Экхарта, Я. Беме и др. мистиков XVI–XVII вв., а также Ф. Баадера. Через год по окончании университета С. Трубецкой начал преподавать в Московском университете. С 1901 г. С. Трубецкой принимает активное участие в академической жизни. Еще в студенческие годы ему удалось создать Историко-филологическое общество, в которое он привлек много студентов. События 1904–1905 гг. выдвинули С. Трубецкого и как политического деятеля; в 1905 г. он во главе депутации общественных деятелей был принят государем. Осенью 1905 г. он был избран, несмотря на молодые годы, ректором Московского университета, но его ждали тяжелые испытания на этом посту,– все это подорвало вконец его здоровье, и через 27 дней после избрания в ректоры С. Трубецкой скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Франция: неожиданные последствия нового закона о светском характере образования Во Франции закон о светском характере образования вызвал доходящую порой до смешного напряженность в обществе и последовавший за ней ряд локальных конфликтов, что свидетельствует об изменениях, происходящих в обществе. Как сообщает AFP 16 декабря, директор одного лицея в Ланьи-на-Марне «по просьбе группы учеников, ссылавшихся на светский характер учебных заведений» , приказал убрать традиционную рождественскую елку, поставленную у входа в лицей. После многочисленных протестов несколько дней спустя елка была возвращена, но ее поставили в углу столовой, которую посещают только ученики групп продлённого дня. Директор признал поспешность своего решения, хотя оно было обусловлено тем, что он опасался потасовок ввиду “взрывного характера” некоторых учеников. Вскоре после этого в лицее было вывешено объявление, разъясняющее учащимся то, что «ель применялась в качестве праздничного атрибута (...) задолго до христианства» . Все дело, оказывается, в том, что существует страх показать христианский символ, или, как в данном случае, символ христианского праздника. Данный случай свидетельствует о существовании своего рода комплекса, ведущего к отрицанию культурного и духовного достояния, питавшего и одухотворявшего Европу на протяжении почти 2000 лет. Закон 1905 года и финансирование мечетей В той же Франции в начале декабря из политических сфер в средства массовой информации перешла дискуссия по поводу поправок в закон 1905 года, касающийся отношений между государством и религиозными организациями. Некоторые политические деятели, среди которых и министр экономики, финансов и промышленности Франции Никола Саркози, считают, что светская власть могла бы финансировать культовые учреждения. Однако ход дискуссии показывает, что в действительности она имеет целью добиться финансирования мечетей за государственный счет. О том, что это именно так, свидетельствует сообщение AFP от 16 декабря: «Закон 1905 года о светском характере государства ущемляет больше всего ислам, который во время принятия закона не играл большой роли в стране, а в настоящее время мусульмане сами полностью финансируют строительство и содержание культовых учреждений. В такой ситуации мэрии и организации находят обходные решения. Закон 1901 года позволяет субсидировать культурные центры, связанные с мечетью, закон 1905 года предполагает налоговые льготы, а положение о долгосрочной аренде дает возможность мэриям предоставлять земельные участки за символическую плату» .

http://pravoslavie.ru/4916.html

Употребление силы в данном случае не только дозволено и законно, оно обязательно; и сила, таким путём употреблённая, уже не есть одно только грубое могущество. Она делается благодетельной и святой энергией“. Тогда-то республиканцы самых разнообразных оттенков узнали наконец своего общего врага и всей силой обрушились на „чёрную армию“. Министр Комб в своей программной речи 12 июня 1902 года говорил палате депутатов: „милостивые государи, пока враг будет стоять перед нами, лицом к лицу с нами, пока мы не вышибем из рук его того оружия, которым он располагает, республике, как и в прошлом, будет грозить опасность от беспрерывных агитаций“. Результатом этого было так называемое „религиозное преследование“ в 1902 и 1903 годах, когда на основании закона 1 июля 1901 года насильственно, иногда с помощью полиции и вооружённой силы, были закрываемы католические духовные конгрегации с их школами. Результатом этого был и законопроект 2 июля 1905 года об уничтожении заключённого между Пием VII и Бонапартом конкордата, предоставлявшего известные преимущества католической церкви, как церкви, к которой принадлежит большинство французских граждан. Нужно ли напоминать нам, что и наше духовенство, особенно верховное, тоже было на стороне реакции, что и у нас были свои Дидоны? Мы впрочем не думаем, чтобы у нас могло повториться теперь или в ближайшем будущем именно то, что происходило в последние годы во Франции. Наш крестьянин —836— слишком набожен, слишком привязан к храму и обрядам, чтобы действовать столь радикально. Как он ни бранит „попов“, без „попов“ ему не обойтись; они всегда будут нужны ему. Но вот в чём опасность для наличного духовенства. Крестьяне могут отказаться от прежних священников, ставленников „начальства“, и найти себе новых, по своему вкусу, хотя бы из народных учителей. На крестьянском съезде докладчик Стааль говорил: „всё духовенство должно быть выборным. Духовенство развращает крестьян на толковании христианства. Мы не вводим в программу безверия; но должны ввести требование, чтобы духовенство не назначалось.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во времена крестоносцев Житие М. и Е. стало широко известно на Западе в латинском (BHL, N 5528: Vie de St. Marine. II: Texte Latine/Publ. par L. Clugnet//ROC. 1901. T. 6. N 3. P. 357-378=Ibid. I: Texte Latine/Publ. par L. Clugnet//Vie et office. 1905. P. 1-32), французском (Ibid. VII: Texte Français/Publ. par L. Clugnet//ROC. 1902. T. 7. N 4. Р. 647-667=Ibid. VII: Texte Français/Publ. par L. Clugnet//Vie et office. 1905. P. 148-191) и нем. переводах (Ibid. VI: Texte Haut-Allemand/Publ. par L. Clugnet//ROC. 1902. T. 7. N 3. Р. 478-487=Ibid. VI: Texte Haut-Allemand/Publ. par L. Clugnet//Vie et office. 1905. P. 125-134; Ibid. VII: Texte Bas-Allemand/Publ. par L. Clugnet//ROC. 1902. T. 7. N 3. Р. 488-500=Ibid. VII: Texte Bas-Allemand/Publ. par L. Clugnet//Vie et office. 1905. P. 135-147). В зап. традиции святая именуется не Марией, а Мариной. Житие В Вифинии жил один благочестивый человек по имени Евгений. После смерти жены (в редакции BHG, N 1163 она названа Евгенией) он один воспитывал их дочь, М., а когда она подросла, решил оставить ей богатое наследство и уйти в мон-рь. Но отроковица пожелала последовать за отцом. Е. раздал все имение нищим и вместе с М. пришел в один общежительный мон-рь, одев дочь в муж. одежды и назвав ее Марином. Никто не обнаружил ничего подозрительного, и М. подвизалась, преуспевая в монашеских добродетелях. Т. к. она не имела бороды и усов, а голос ее был высок и тонок, то мн. иноки считали ее евнухом, а некоторые полагали, что такой голос - следствие аскезы: святая вкушала пищу раз в 2 дня. После кончины отца условия жизни М. стали еще более строгими. Умерщвляя плоть трудами и воздержанием, она получила от Бога власть изгонять из людей злых духов и исцелять болезни. В мон-ре, где подвизалась М., было 40 иноков. Ежемесячно 4 чел. из числа братии посылали работать в огородах на отдаленное монастырское подворье. На полпути от монастыря к подворью находилась гостиница, в к-рой ночевали монахи, идущие на работу или возвращающиеся оттуда. Хозяин гостиницы выделил для иноков особое помещение и всячески заботился о них.

http://pravenc.ru/text/2562138.html

243 По вопросу о ветхозаветной вообще этике ср., между прочим, брошюру ”Отношения Израиля к остальным народам по Моисееву закону” – неизвестного автора (с примечан. цензора – Архим. Тихона) (СПб. 1892 г.), Мориса Джосефа ”Древнееврейская этика” (из книги ”Религиозные верования с древнейших времен до наших дней” СПб. 1900 г.), Зильберштейна ”Свод этики иудаизма (по Библии )” (Варшава, 1899 г.) (об обеих последних книгах ср. мои отзывы в Церк. Вестн., 1901 г., 2, Хр. Чт., 1899 г., окт.), М. Лацаруса ”Этика юдаизма” (с нем. яз.) (Одесса, 1903 г.) (ср. мой отзыв в Рус. К Паломник, 1903 г., 28), А. С. Шмакова ”Свобода и Евреи” (Москва, 1906 г.) (особ. чит. 2-ю часть о ”Шулхан-Арух –еврейском своде законов”). 246 Обо всем этом см., напр., Ульгорна ”Христианская благотворительность в древней церкви” (изд. проф. А.П. Лопухина , СПб. 1900 г.), Ratzinger’a ”Die Geschichte dei knchlichen Armenpflege” (2 Aufl Freib im Breisgau, 1884), мою статью ”Благотворительность” – в ”Правосл. Богосл. Энциклоп.”, т. II, СПб. 1901 г., col 659–673 (указана и литература), мою статью в Страннике (1907 г., дек) (цитов. выше) ”Бесплодно ли христианство?”. Чит. также ”публичную лекцию” проф. Н. С. Суворова ”Христианская благотворительность в языческой римской империи” (Ярославль, 1889 г.), брошюру проф. А. С. Лебедева ”Христианская помощь нуждающимся в древние времена христианства” (Харьк., 1905 г.). Ср., между прочим, академическую речь проф. А. А. Глаголева ”Древнееврейская благотворительность” (Киев, 1903 г.), о И. К. Лабутина ”Характер христианской благотворительности” (СПб., 1899 г.). В моей книге ”Нравственное Богословие в России” (СПб., 1901 г.) указана литература по данному и по другим, затронутым в настоящем очерке, вопросам. 247 Обо всем этом см., напр., в цитов. моей актовой речи ”Христианская любовь, как единственно истинный принцип человеческих взаимоотношений” (Хр. Чт. 1899 г., март). См. у Ульгорна op cit. Чит. также у проф. И. В. Попова ”Естественный нравственный закон” (Сергиев Посад, 1897 г., стр. 19–24, 59 и след. 92 и след. и мног. друг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Не подтверждается фактами и якобы имевшая место склонность великого князя Сергея Александровича к политике репрессий и запретов. Будучи генерал-губернатором Москвы, он старался опираться на «зубатовские» организации, идею которых горячо поддерживал, а не на казачьи нагайки и солдатские штыки, проводил политику оказания большой социальной помощи рабочим. 15 января 1905 года Сергей Александрович писал великому князю Константину Константиновичу: «Рабочие и фабричные в Москве представляют элемент, менее податливый революционной пропаганде, ибо я старался для них сделать всё что мог в эти четыре года, устраивая кассы самопомощи, разрешая собрания в народных домах общества трезвости и целый ряд лекций в разных аудиториях, куда часто и сам ездил». Решение подать в отставку было обусловлено теми чертами характера великого князя, которые как раз противоположны «жестокости» и наклонности к силовым мерам. Просьба об отставке в 1904 году была далеко не первой его попыткой покинуть должность московского градоначальника. Первый раз Сергей Александрович пытался уйти в отставку после Ходынки, второй раз - после студенческих волнений 1901 года. И наконец вновь - в конце 1904 года. Каждый раз, кроме последнего, от этого решения его отговаривал Государь: он хорошо знал, что, несмотря на благородство, мужество и высокую порядочность, дядя перед лицом политических трудностей склонен впадать в депрессивные, почти панические состояния. Студенческая демонстрация у Казанского собора 4 марта 1901. Фото: Государственный центральный музей современной истории России Николай II писал своему дяде в разгар студенческих беспорядков 1901 года: «Меня всего более огорчило из твоего письма то, что ты высказал желание, когда наступит спокойное время, просить об увольнении тебя от обязанностей генерал-губернаторской должности. Извини меня, друг мой, но разве так поступать справедливо и по долгу? Служба вещь тяжелая, я это первый знаю, и она не всегда обставлена удобствами и наградами только!» Нельзя исключать и того, что в 1904 году уйти со своего поста просил Сергея Александровича Государь, который сильно беспокоился за его жизнь. Генерал В.Ф. Джунковский писал, что «террористические акты в России стали учащаться, угрозы со стороны революционных комитетов сыпались на лиц, занимавших административные посты. Великий князь Сергей Александрович также не избег этой участи - его систематически травили. Под впечатлением от всего этого в высших правительственных сферах нашли неудобным и опасным оставлять на посту Московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, да и сам великий князь очень тяготился генерал-губернаторством». Понятно, что под «высшими правительственными сферами» имеется в виду Государь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

В XIX и XX веках были сооружены многочисленные русские храмы в европейских городах: в Веймаре (1804), Риме (1823), Потсдаме (1829), Афинах (1855), Висбадене (1855), Ницце (1859), Париже (1861), Карлсруэ (1865), Женеве (1866), По (1867), Праге (1874), Дрездене (1874), Брюсселе (1876), Вене (1878), на шипкинских высотах в Болгарии (1879), Баден-Бадене (1882), Копенгагене (1883), Франценсбадене (1889), Берлине (1892), Ментоне (1892), Биаррице (1892), Каннах (1894), Штутгарте (1895), Карлсбаде (1897), Меране (1897), Вене (1899), Гомбурге (1899), Дармштадте (1899), Софии (нач. XX в.), Гамбурге (1901), Киссингене (1901), Герберсдорфе в Силезии (1901), Мариенбаде (1902), Флоренции (1903), Бад Наугейме (1905), Бухаресте (1909), опять в Ницце, опять в Лейпциге (1913) во имя святителя Алексия в память русских воинов, погибших в 1813 году в лейпцигской битве народов. Вместе с разными обществами и частными лицами жертвенное участие в храмостроительстве принимали Государи и члены Царствующего Дома. В 1859 году в Петербурге было организовано “Общество вспоможения беднейшим церквам и монастырям” под покровительством императрицы Марии Александровны. Согласно отчету обер-прокурора Синода, к 1908 году в России было 51.413 церквей, из них: 735 соборных, 1.765 монастырских, 38.588 приходских и окружных, 2.173 домовых при учебных заведениях, 415 единоверческих, 5.280 приписных и упраздненных, 2.457 кладбищенских. Иконописание Петр I обращал внимание церковного руководства на необходимость улучшения писания икон. Для надзора за иконописцами в 1707 году он учредил особый приказ во главе с архитектором и иконным мастером Зарудным. Впоследствии наблюдение за иконописанием было поручено Синоду. При имп. Елизавете был издан указ об употреблении по всем церквам приличных икон, священных сосудов и облачений. Неискусно написанные иконы велено было отбирать. Правительство обратило внимание на иконы даже в частных домах, в крестьянских избах. Надзор поручался знающим священникам с предоставлением им права отбирать неправильно написанные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

185, 197, 222, 225, 236, 266, 293, 295, 296, 298, 303, 317, 318, 332, 333, 342, 347 Платонов Сергей Федорович; (16 июня 1860 – 10 января 1933) – русский историк. Окончил С.-Петербургский университет (1882). С 1899 – профессор С.-Петербургского университета. С 5 декабря 1909 – член-корреспондент, 3 апреля 1931 – академик Академии Наук. Арестован и выслан в Самару. 249, 388 Платонова К. И. – учительница. 183 Плоскирев Николай Иванович ; (1869 – ?). Окончил Олонецкую ДС (1889) и медицинский факультет Томского университета (1898). Впоследствии служил врачом городской амбулатории в Томске. 38, 44 Плотников Константин Никанорович ; (1862 – ?). Окончил Олонецкую ДС и С.-Петербургскую ДА (1886), к. б. С 9 октября 1886 по 1899 – преподаватель обличительного богословия, истории и обличения русского раскола в Олонецкой ДС. В 1898 рукоположен во священника. С конца 1899 по 3 августа 1901 был олонецким епархиальным миссионером. Член Олонецкого епархиального училищного совета 1892–1901. В 1901 снял сан; переселился в С.-Петербург. С 1 марта 1903 служил в Государственном контроле, где был с 30 июля 1904 младшим ревизором, с 1 июля 1906 секретарем и экзекутором, а с 28 сентября 1909 старшим ревизором департамента военной и морской отчетности. В 1903–1907 участвовал в издании журнала «Православный путеводитель». 18 мая 1908 избран товарищем председателем общества олончан в С.-Петербурге. Опубл.: Руководство по обличению русского раскола, известного под именем старообрядчества. Применительно к программам дух. семинарии. Петрозаводск. 1899; История и обличение русского сектантства (мистического и рационалистического). Изд. 3-е. Пг. 1916. 40, 41, 144, 276, 279, Победоносцев Константин Петрович ; (21 мая 1827 – 10 марта 1907) – обер-прокурор Св. Синода 24 апреля 1880 – 19 октября 1905. Издал: Московский сборник – М. 1896; Победа, победившая мир – М. 1895; Праздники Господни. – СПб, 1893. См.: Никитин В. А. Издания КП. Победоносцева и его духовно-просветительская деятельность.//Книга в России. Из истории духовного просвещения. Сб. науч. трудов. СПб. 1993. С. 139–146.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010