24 мая 1684 г. в Патриаршем казенном приказе, по прошению Льва Никифорова сына, Еремея и Тимофея Степановых детей, Никиты и Якова Вельяминовых «велено им Тимофею Вельяминову с товарищи на той церковной земле, что на Ровках, построить церковь Николая чудотворца древянную и дать им благословенную грамоту и в том церковном строении взять на нем Тимофее поручную запись, что ему ту церковь построить в нынешнем 1684 и 1685 гг., одноконечно, и на нынешний 1684 г. с той церковной земли взять данными деньгами… по указной статье дань 22 алтына с деньгою, заезда гривна. И 11 июня 1684 года с той Николаевской земли оброчные деньги взято, платил Тимофей Вельяминов. На церковное строение благословенная грамота дана и в церковном строении поручная запись взята». Новопостроенная церковь Николая чудотворца на погосте Ровках, на реке Лопасне в приходных окладных книгах с 1685 – 87 гг. писалась под Боровскою, а с 1688 – 1739 гг. «по близости» под Перемышльскою десятинами. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г. В конце XVI века в этом заповедном уголке земли Московской, где шумят вековые сосны и большую территорию занимает липовая роща с прудом и святым источником, была построена деревянная церковь. Однако спустя время её ждало разорение. Затем в разные столетия разными благодетелями возводились новые деревянные церкви, последняя из которых сгорела в феврале 1901 года. После этого промышленник Гавриил Медведев начал строить уже каменный храм, ставший самым высоким Никольским храмом Московкой губернии. Проект храма выполнил знаменитый русский архитектор Николай Николаевич Благовещенский. Возведение храма продолжалось 5 лет, с 1901 по 1906 год. В 1930-х годах этот храм в псевдорусском стиле был закрыт, капитально перестроен и до 90-х годов служил в качестве хозяйственного здания располагавшегося рядом пансионата. Сейчас он стоит в руинах, но рядом с ним появился приписной храм, где совершаются богослужения, и параллельно деятельный настоятель, отец Алексий Окнин, вместе со своим сплочённым приходом предпринимает практические шаги на пути возрождения порушенной святыни.

http://sobory.ru/article/?object=10661

3. АФВМ. 73031. Рукопись монаха Иосифа. Стихи. 1894 г. (продолжение). 4. АФВМ. 7302. Рукопись монаха Иосифа. О покаянии и девстве и др. 1894 г. 5. АФВМ. 7304. Рукопись монаха Иосифа. Выписки из творений свв. Отцов и стихи. 1896 г. 6. АФВМ. 8081. Рукопись монаха Иосифа. 1897—1900 гг. 7. АФВМ. 7306. Рукопись монаха Иосифа. 1901 г. 8. АФВМ. 7307. Рукопись монаха Иосифа. 1902 г. 9. АФВМ. 7305. Рукопись монаха Иосифа. 1902—1904 гг. 10. АФВМ. 7308. Рукопись монаха Иосифа. 1903—1906 гг. 11. АФВМ. 7309. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Спеши в объятия покаяния. 1905—1906 гг. 12. АФВМ. 8115. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Кончина схимонаха Авеля и др. 1906 г. 13. АФВМ. 7339. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. 1907 г. 14. АФВМ. 8279. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Ищи утешения в Господе и др. 1910 г. 15. АФВМ. 82791. Рукопись монаха Иосифа. 1911—1912 гг. 16. АФВМ. 8087. Рукопись монаха Иосифа. Мир Твой даждь нам, Сыне Божий. 1912 г. 17. АФВМ. Без номера. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Времена небывалых в истории войн многомиллионных армий европейских и прочих народов, в которые пролито море человеческой крови, поливает землю не без воли Божией. 1915 г. 18. АФВМ. 8088. Рукопись монаха Иосифа. 1916 г. 19. АФВМ. 80881. Рукопись монаха Иосифа. 1916 г. 20. АФВМ. 7314. Рукопись монаха Иосифа. 1916—1917 гг. О любви монаха Иосифа к книге говорит также иером. Сергий (Иртель), составитель краткого Валаамского патерика (См. Архив Казанского скита в Калифорнии. Валамский патерик /Сост. Сергий (Иртель), иером. Рукопись. Л. 20). Архив Казанского скита в Калифорнии. Валамский патерик /Сост. Сергий (Иртель), иером. Рукопись. Л. 20. Афанасий (Нечаев), архим. Старый Валаам: Воспоминания //Русский паломник. 2. 1990. С. 112—113. Иеромонах Иоасаф (в миру Иван Шабалин), из мещан города Вятки. Духовник Валаамского монастыря. Скончался 11 июня 1905 года. Погребен на старом братском кладбище. Сам монах Иосиф пишет о нем как своем духовнике в следующем дневнике: АФВМ. 8081. Рукопись монаха Иосифа. 1897—1900 гг. Л. 330.

http://bogoslov.ru/article/1091817

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ (Сперанский Иван Никанорович; 31.12.1885, с. Налючи Старорусского у. Новгородской губ.- 02.11.1969, Псково-Печерский мон-рь), еп. Красноярский, вик. Новосибирской епархии. Из семьи священника. В 1892 г. лишился отца, а в 1893 г.- матери. Находился на попечении деда по отцу - протоиерея, служившего в г. Демянске Новгородской губ. В 1893-1895 гг. учился в Демянском уездном уч-ще. Затем переехал к деду по материнской линии протоиерею в с. Ильина Гора той же губ., где учился в сельской земской школе, к-рую окончил в 1896 г. 18 авг. того же года уехал в С.-Петербург со старшим братом, служившим законоучителем и священником во всесословном жен. ин-те принцессы Терезии Ольденбургской. Он подготовил Сперанского к поступлению в духовное уч-ще. В 1897-1901 гг. учился в Старорусском ДУ, в 1901-1907 гг.- в Новгородской ДС. В 1907 г. волонтером поступил на казенное содержание в СПбДА, к-рую окончил в 1912 г. со степенью канд. богословия за соч. «Литературная деятельность прп. Нила Сорского». Сперанский хотел поступить в ун-т на естественнонаучный фак-т, но ему необходимо было определиться на службу по духовно-учебному ведомству, согласно условиям его казенного содержания в духовно-учебных заведениях. Иоанникий (Сперанский), еп. Красноярский. Фотография. 29 июля 1948 г. (ГАРФ) Иоанникий (Сперанский), еп. Красноярский. Фотография. 29 июля 1948 г. (ГАРФ) 30 сент. 1914 г. определен псаломщиком к Преображенскому (?) собору г. Тихвина, 7 дек. переведен, согласно прошению, в церковь с. Ивановского Старорусского у., а 3 авг. 1917 г.- в Успенскую ц. г. Ст. Русса. С 23 дек. того же года служил в той же должности в Воскресенском соборе г. Ст. Русса. По благословению церковного начальства был проповедником в соборах С.-Петербурга и Новгорода. В июне 1917 г. был избранным членом на Первом свободном епархиальном съезде депутатов духовенства и мирян Новгородской епархии, Всероссийском съезде правосл. духовенства и мирян. По избранию от Новгородской епархии был членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , на к-ром выступил сторонником восстановления Патриаршества. Также принял участие в работе отделов Собора о Высшем церковном управлении, о духовно-учебных заведениях, о благоустроении приходов. Впосл. был постоянным участником Новгородских епархиальных съездов.

http://pravenc.ru/text/577992.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Ф. Комаров с семьей. Фотография. 1901 г. Василий Федорович (1838, г. Серпухов - 3.11.1901, Москва), исследователь церковного пения, регент, педагог. Сын протоиерея ц. св. Жен-мироносиц в Серпухове. В детстве пел на клиросе. Окончил Донское ДУ, затем МДС и МДА (1862; канд. богословия). В академии руководил студенческим хором. Нек-рое время преподавал математику и физику в Симбирской ДС, с 1864 г.- в Казанской ДС, одновременно слушал курсы математических и естественных наук в местном ун-те. С 1869 г. до конца жизни преподавал в МДС алгебру и тригонометрию, в 1869-1874 гг.- церковное пение. В 1875 г. в университетской типографии в Москве было издано его пособие «Практическая школа хорового пения» (переизд.: М., 1894, 1895). В нач. 80-х гг. К. стал одним из членов-учредителей и самых активных сотрудников московского Об-ва любителей церковного пения (ОЛЦП) (см., напр., его доклад в публикации: Отчет Совета ОЛЦП. М., 1885). К. входил в состав комиссии, которая проверяла записи, сделанные в 1881 г. Ю. Н. Мельгуновым для изд. «Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии» (М., 1881-1915. 4 ч.). В сер. 80-х гг. изложил заново литургийные московские напевы; впосл. именно эта запись легла в основу издания 4-й ч. «Круга...»; он же готовил дополненное 2-е изд. 2-й ч. (Ирмосы. 1907). Вместе с В. Н. Кашперовым и Мельгуновым записал одноголосный напев кремлевского Успенского собора с голоса сакеллария собора прот. Петра Виноградова (изд.: Собрание церковных песнопений напева Московского Большого Успенского собора. М., 1882; переизд. с измененным заглавием: Одноголосный Обиход Большого Успенского собора Моск. Кремля. М., 2003). В ОЛЦП К. также занимался организацией конкурсов по гармонизации церковных мелодий. По-видимому, ему принадлежит вступление к изд. «Опыты переложений древних церковных напевов» (М., 1887. Вып. 1). Обработки К., вошедшие в «Опыты...» (воскресные ирмосы (песни 6-8), знаменного распева, «Радуйся, Живоносный Кресте», «Единородный Сыне» напева XVII в., «Милость мира» на Литургии св. Василия Великого), выделяются среди остальных: если др. авторы остаются в пределах «строгого стиля», то К., по словам председателя ОЛЦП П. Д. Самарина, стремится к тому, «чтобы гармония переложений была согласна с гармонией русских народных напевов и чтобы сопровождающим голосам давалось движение в духе церковных и народных мелодий» (РДМДМ. Т. 3. С. 313). По воспоминаниям Самарина, К. сделал множество обработок для муж. любительского хора ОЛЦП, который в 80-90-х гг. постоянно выступал на певч. собраниях об-ва вместе с профессиональными хорами; не все из этих произведений сохранились.

http://pravenc.ru/text/1841822.html

1901 г. настоятелем К. м. с возведением в сан игумена был назначен насельник курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря Геласий, который способствовал улучшению монашеской жизни: «...около него, как около центра, ютилась братия - им делал он назидания, указания; в нем всегда братия находила нравственную и материальную поддержку». В 1903 г. игум. Геласий был награжден золотым наперсным крестом. Одним из помощников настоятеля стал свящ. Иоанн Попов, к-рого еп. Владикавказский и Моздокский Владимир (Синьковский) командировал в Кизляр с целью упорядочить монастырский архив и составить летопись обители. 11 февр. 1906 г. игум. Геласий был убит в собственной квартире. Погребение настоятеля 14 февр. возглавил свящ. Василий Мокроусов ( Ляшевский. 1906. С. 238-239). По ходатайству еп. Владикавказского и Моздокского Гедеона (Покровского) указом Синода от 27 июня 1907 г. в должности настоятеля К. м. был утвержден иером. Иосиф. К нач. XX в. в К. м. проживали 17 монашествующих и 11 послушников, монастырь служил местом пребывания духовных лиц, отрешенных от места и посланных сюда «до исправления и раскаяния» (ЦГА Респ. Сев. Осетия-Алания. Ф. 143. Оп. 2. Д. 130. Л. 304; О переменах по службе. 1901. 7. С. 59). Храмы и другие постройки На территории К. м. находилась деревянная ц. в честь Воздвижения Креста Господня, перенесенная в Кизляр в 1738 г. из крепости Св. Креста (Дагестан, на развилке р. Сулак и ее рукава р. Аграхань), упраздненной в 1735 г. по Гянджинскому договору России с Персией. В 1759 г. мон-рь посетил еп. Астраханский Мефодий, благословивший возведение каменного храма. В 1763 г. на месте разобранной деревянной Крестовоздвиженской ц. был заложен одноименный каменный храм с 2 приделами (Казанской иконы Божией Матери и арх. Михаила), который в 1764 г. был освящен еп. Мефодием. В 1827-1834 гг. был выстроен новый цоколь храма. В 1858 г. Крестовоздвиженский храм был разобран, и в 1862-1871 гг. при содействии еп. Игнатия возведен новый каменный собор. Деревянная монастырская ц.

http://pravenc.ru/text/1684592.html

Христофора в Гаване. 1748 г. На кон. XIX в. пришлась активизация деятельности протестант. миссий на К. Первое некатолич. богослужение на К. состоялось в 1741 г. (с этого года ведет историю Епископальная церковь К.). В 1871 г., после офиц. разрешения исповедовать некатолич. культы, на К. прибыл 1-й пастор Епископальной церкви США. Англиканизм широко распространялся среди кубинцев, особенно среди эмигрантов, к-рые возвратились на К. из США. В 80-х гг. XIX в. на К. прибыли первые миссии методистов и пресвитериан. Баптисты (вернувшиеся после эмиграции в США кубинцы) появились на К. ок. 1879 г. Один из них, А. Х. Диас, основал Гефсиманскую баптистскую церковь в Гаване, затем баптист. церкви появились в Санта-Кларе, Сьенфуэгосе и Матансасе. Позже они вошли в Баптистскую конвенцию Западной К., от к-рой в 1989 г. отделилось Братство баптистских церквей К. К концу колониального периода на К. насчитывалось 425 католич. священников, имелось 155 приходов, 5 жен. и 11 муж. мон-рей. В годы войны за независимость большинство католич. духовенства заняло происпанскую позицию. В то же время священнослужители из сельских приходов, к-рые были в основном креолами, выступали за независимость К., за что подвергались преследованиям. В 1899 г. на К. был принят Закон об отделении Церкви от гос-ва, а Конституция 1901 г. запретила преподавание религии в школе. Оккупация усилила экономическую зависимость К. от американского капитала, прямые амер. инвестиции в этот период увеличились на 30 млн долл.; были созданы Кубино-Американская сахарная компания (1899), национальный банк (1901). В 1902 г. США навязали К. договор о режиме «взаимного благоприятствования», в 1903 г.- Постоянный договор о передаче в аренду для сооружения военно-морских баз территорий в районах Гуантанамо и Баия-Онда. В период первой мировой войны в связи с повышением цен на сахар доходы кубинской сахарной промышленности утроились. В 1918-1919 гг. на долю К. приходилось ок. 1/2 мирового производства сахара. По окончании войны резкое снижение спроса на сахар и другие промышленные товары дестабилизировало внутриполитическое положение.

http://pravenc.ru/text/2462167.html

Долгие годы (около 30 лет) прожил Илья Васильевич в одном из домов по Афанасьевскому переулку в самом центре Москвы, практически никуда не выходя 194 , под опекой и на средства одной из верных духовных дочерей – ученого-химика. Его отношение к Московской Патриархии не изменилось и к концу жизни, так что его и отпевали дома. Добровольный «само-заключенный», он скончался от диабета, осложнившегося гангреной ног. Похоронен на Востряковском кладбище. В Академические преподаватели попал лишь благодаря еп. Феодору, и шел в русле политики последнего в Совете Академии. Автор незначительного числа статей, магистерской диссертации («Учение ап. Павла о душевном и духовном человеке»), сборника проповедей и службы с акафистом святителю Ермогену. Забавин Борис Иванович, вп. – протоиерей 1.05.1871 – п.1930 Сын диакона (вп. – священника) Никольской церкви села Парфеньева о. Иоанна Сергеевича Забавина. Окончил МДС (1893) и волонтером поступил в МДА (окончил в 1897 г.), затем служил вольнонаемным учителем пения и регентом церк. хора при С.-Посадской гимназии. Помощник Секретаря Правления и Правления МДА (1898 – 1901) и учитель географии в школе приюта Алексанро-Мариинского Дома Призрения. С 2/17.10.1901 – священник моск. Девятинной близ Пресни церкви, с 18.04.1908 г. – в церкви Неопалимой Купины в Зубове, с 25.11.1910 г. – настоятель храма в сане протоиерея, в 1921 году награжден золотым крестом с украшениями. В 1907 – 1917 гг. состоял членом разных комиссий и Советов в своем Пречистенском сороке, в т.ч. и помощником благочинного. В 1921 г. – казначей Комитета помощи голодающим при Святейшем Патриархе. В марте 1922 года арестован в связи с сопротивлением изъятию церковных ценностей. Проходил по весеннему процессу 1922 года над «церковниками» и приговорен первоначально к трем годам заключения, но в июле 1923 года, вероятно, был освобожден. Во всяком случае, в 1924 году в сентябре он служил у себя в храме («Неопалимой купины») и принимал Святейшего. В 1927–28 гг. он снова был арестован и получил высылку «-6».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Васильевич Исаев (1875, с. Крыловка Чембарского у. Пензенской губ.- 2.11.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 20 окт., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из крестьянской семьи. В 1894 г. окончил Пензенскую учительскую семинарию, был принят на должность учителя земской школы в с. Студенки Липецкого у. Тамбовской губ. (с 1933 в городской черте Липецка). В 1899 г. женился на дочери местного диакона. В марте 1901 г. выдержал экзамен на диаконское звание и был определен на место умершего тестя в храм в честь Рождества Христова в Студенках. Рукоположен во диакона 8 апр. того же года Тамбовским и Шацким еп. Георгием (Орловым). Служил диаконом в Студенках на протяжении последующих 34 лет. В 1901-1910 гг. также был учителем местной церковноприходской школы. В апр. 1935 г. представители власти попытались снять колокола с Христорождественского храма в Студенках, но верующие, в основном женщины, оказали им сопротивление. 19 мая М. был арестован по обвинению в «антисоветской агитации с использованием религиозных предрассудков крестьянской массы». Вскоре последовали аресты липецких священнослужителей во главе с еп. Уаром (Шмариным) . Всех арестованных обвиняли в «участии в контрреволюционной группе». 11 сент. 1935 г. выездная сессия Воронежского областного суда приговорила М. к 5 годам лишения свободы. Отбывал срок заключения в тюрьме в г. Мичуринске Воронежской обл., а в февр. 1937 г. был отправлен в Казахстан в отд-ние Тартаул Карагандинского ИТЛ. Вместе с другими заключенными священнослужителями проводил тайные богослужения в приречных зарослях. 3 сент. 1937 г. лагерное начальство обнаружило «изображение церкви, алтарь, и маленькие иконы, которые сложили на песке священники з/к Тартаул, где они устраивали богослужения». 16 сент. того же года М. и др. клирики были арестованы как участники «контрреволюционной группы церковников». Виновным в контрреволюционной деятельности М. себя не признал. Был казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Карагандинской обл. от 31 окт. 1937 г. и похоронен в безвестной могиле

http://pravenc.ru/text/2563512.html

24.06.1901 г. епископом Великоустюжским Гавриилом рукоположен во священника к Позтыкеросской Троицкой ц. Усть-Сысольского у. Вологодской губ. С 1901 г. состоял законоучителем и заведующим Позтыкеросской ЦПШ. В 1905 г. утвержден помощником благочинного IV благочинного округа Усть-Сысольского у. Вологодской губ. В 1908 г. награжден набедренником, в 1913 г. – скуфьей. В 1924 г. упоминается как священник Позтыкеросской Троицкой ц. В 1922-1924 гг. состоял под негласным надзором ОГПУ как антисоветски настроенный. В начале 1930-х гг., после закрытия Позтыкеросской Троицкой ц., вернулся в с. Палевицы и стал священником Палевицкой Покровской ц. Арестован 11.07.1937 г. Содержался в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Проходил по одному делу с иеромонахом Платоном (Колеговым), настоятелем Часовской Спасской церкви. Осужден 13.08.1937 г. тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 ч.2, 11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Сыктывкаре 15.08.1937 г.» О. Александр был последним Палевицким священником в советское время. Точная дата разрушения Покровского храма отсутствует, известно только от местного населения, что храм был взорван, но не развалился, а только упал на бок, возможно, это было в конце 1930-х годов, разобран по кирпичам на нужды совхоза в 1960-х годах, возможно, и взорван был тогда же. На территории земельного участка, ранее принадлежащего приходу храма Покрова Пресвятой Богородицы, находятся: на северо-восточной части – заброшенный хоз. магазин принадлежащий предпринимателю, на северо-западной, где ранее находился деревянный дом священника – кирпичный магазин, на месте храма – памятник погибшим воинам, немного западнее от памятника находится сельский клуб, северо-восточнее от памятника насажен парк, от восточной границы парка до выше упомянутого заброшенного хоз. магазина находится зем. участок, переданный районной администрацией ныне действующему приходу в безвозмездное пользование. На территории, где в данный момент сооружен фундамент для деревянного храма, ранее находился магазин, немного в стороне находятся складские ямы.

http://sobory.ru/article/?object=23035

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Васильевич Беляев (70-е гг. XIX в., Владимирская губ.- 16.06. 1918, Каслинский завод Екатеринбургского у. Пермской губ. (ныне г. Касли Челябинской обл.)), сщмч. (пам. 4 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Челябинской митрополии), свящ. В 1893 г. окончил Владимирскую ДС по 2-му разряду. В 1893-1895 гг. состоял учителем в церковноприходской школе Преображенского погоста Вязниковского у. Владимирской губ. (ныне близ дер. Войново Вязниковского р-на Владимирской обл.). В 1895 г. назначен псаломщиком к Успенской ц. с. Карачарова Владимирского у. (ныне Собинского р-на). В 1897 г. переехал в Екатеринбургскую епархию, где был рукоположен во иерея и 9 дек. определен на священническое место к Прокопиевской ц. с. Неонилинского Шадринского у. Пермской губ. (ныне Шадринского р-на Курганской обл.). Преподавал Закон Божий в местной земской школе. 24 апр. 1898 г. согласно прошению переведен к Казанской ц. жен. общины Каслинского завода, приписанной к екатеринбургскому в честь Тихвинской иконы Божией Матери (Новотихвинскому) женскому монастырю . В то время в общине было ок. 100 насельниц. 21 февр. 1901 г. Каслинская община преобразована в самостоятельную общежительную Казанскую общину, и в 1904 г.- в монастырь. П. преподавал в неск. школах Каслинского завода. В 1904 г. его усилиями была открыта первая в Екатеринбургской епархии 2-классная школа для подготовки учительниц народной школы. Кроме заведования школой и преподавания Закона Божия П. вел во 2-м классе линейное черчение и общую церковную историю, проводил по 11 уроков в неделю. 17 авг. 1905 г. переведен (согласно прошению) в Успенскую ц. Каслинского завода. В сент. того же года назначен зав. Каслинским башкирским приютом, одновременно преподавал Закон Божий в Каслинской жен. церковноприходской школе. В 1915 г. состоял членом Миссионерского комитета по Каслинскому заводу. В свободное от своих священнических трудов время П. занимался хозяйством, благодаря чему мог не только содержать семью, но и давать образование троим детям. Награжден набедренником (1901), скуфьей (1907).

http://pravenc.ru/text/2580132.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010