Павел Флоренский Флоренский Павел Александрович (1882–1937) – религиозный философ, богослов. В марте 1904 года, еще будучи студентом-математиком Московского университета, он писал матери: «Произвести синтез церковности и светской культуры, вполне соединиться с церковью, но без каких-нибудь компромиссов, честно, воспринять все положительное учение церкви и научно-философское мировоззрение вместе с искусством и т.д. – вот как мне представляется одна из ближайших целей практической деятельности. В необходимости церковности я лично, да и многие, убеждены более, чем в чем-либо другом». В 1907 году в Сергиевом Посаде вышел сборничек стихов Павла Флоренского «В Вечерней лазури», само название которого перекликается с первой поэтической книгой Андрея Белого «Золото в лазури». В годы учебы на физико-математическом факультете Московского университета (1900–1904) он был близок в кружку «аргонавтов» Андрея Белого и дебютировал в поэзии как московский младосимволист, но сделал свой выбор, убедившись в необходимости церковности. В 1918 году поэма Андрея Белого «Христос воскрес» приводит к окончательному разрыву отношений. Гимн хвалебный Из поэмы «Святой Владимир» Господи! Милый!.. Хочу хвалить Тебя слабым голосом своим, – славословить мыслью своею, – воздать хвалу Тебе, Господи, – Сильный. Трепещет в полноте душа моя, изливает в меня тепло Твое, Господи. Как прозрачный, высвечиваюсь насквозь светом Твоим: в тихом исступлении безсвязно говорю Тебе, Господи – в тихом... Вот я пред Тобою с отверстою грудью, Милый. Хочу слабым духом своим воздавать хвалу Тебе. Замираю в радости Твоей, – Сладкий. За дела Твои, Господи, воздаю хвалу Тебе. За ясное Солнышко, – светлое; ведь оно любит всех нас, с лаской греет нас и целует. За солнышко, Господи, благодарю Тебя, за тихую луну, – кромную, бледноликую, и за звездочки: золотыми ресницами они щурятся из своих стран на нас, далеких, утешают нас в горестях глазками чистыми – лучистыми, образуют корону светлую из своих лучей для бедняжки Матери измученной,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

поиск:   разделы   рассылка Василий Никифоров-Волгин Солнце играет Прозаик, журналист, драматург Василий Акимович (Иоакимович) Никифоров родился 24 декабря 1900/6 января 1901 г. в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии. Вскоре после его рождения семья переехала в Нарву. Закончил церковно-приходскую школу при Свято-Владимирском братстве. Был псаломщиком в Спасо-Преображенском соборе (до 1932 г.). С 1923 г. сотрудничал в нарвских газетах. В 1926 – 1927 гг. вместе с С. Рацевичем редактировал " Новый нарвский листок " , пользовался псевдонимом " Волгин " . Изредка публиковался в финляндских, таллиннских, рижских газетах и журналах. Первая премия за рассказ " Земной поклон " на конкурсе молодых авторов, проведенном таллиннским Литературным кружком (1927). С 1927 г. активно участвовал в деятельности нарвского общества " Святогор " , руководил его литературным кружком. Вместе с Л. Аксом редактировал журнал " Полевые цветы " (1930). Премия за рассказ " Архиерей " на литературном конкурсе журнала " Иллюстрированная Россия " (1935). С 1935 г. регулярно печатался в газете " Сегодня " . С середины 1930-х годов в Таллинне, домашний учитель и воспитатель внука генерала Ю. Штуббендорфа. Сборники рассказов " Земля именинница " (1937), " Дорожный посох " (1938). В мае 1941 г. арестован органами НКВД, в августе 1941 г. в Кирове приговорен к расстрелу за книги антисоветского содержания, расстрелян 14 декабря 1941 г. Борьба с пасхальной заутреней была задумана на широкую ногу. В течение всей Страстной недели на видных и оживленных местах города красовались яркие саженные плакаты: " Комсомольская заутреня! Ровно в 12 ч. ночи. Новейшая комедия Антона Изюмова " Христос во фраке " . В главной роли артист Московского театра Александр Ростовцев. Бездна хохота. Каскады остроумия " . До начала спектакля по всем улицам города прошел духовой оркестр для зазыва публики. Впереди оркестра ражий детина в священнической ризе и камилавке нес наподобие церковной хоругви плакат с изображением Христа в цилиндре. По бокам шли комсомольцы с факелами. Город вздрагивал. К театру шла толпа. Над входом горели красными огнями электрические буквы " Христос во фраке " . На всю широкую театральную площадь грохотало радио – из Москвы передавали лекцию " о гнусной роли христианства в истории народов " .

http://religare.ru/2_79505.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 14  голосов:  4.4 из  5) В этой книге собраны письма, в которых отразилась жизнь людей, связанных общностью жизненного креста и светлой радости. Много писем не сохранилось, так как условия жизни были сложными. Для частичного восполнения писем в книгу добавлены воспоминания. Здесь читатель, может быть, найдет что-нибудь лестное для писавшего и осудит меня, обвинив в нескромности, и он будет прав. Но, может быть, читатель поверит мне, что я себя не вижу в этой книге. Смотрю на нее как бы со стороны и вижу в ней свидетельство о жизни людей, в которой жизнь каждого в отдельности, в том числе, конечно, и моя, не имеет ценности, и в то же время жизнь каждого в общности жизни всех, как думается, неповторима и многоценна. Если читатель будет помнить об этом, то, может быть, эта книга побудит его кое о чем задуматься. Архимандрит Сергий Москва, 1971 Лица, письма которых вошли в книгу Епископ Марийский Леонид (Антощенко) (1872–1937). Епископ Могилевский Никон. Иеромонах Варнава (Гоголев), старец из скита “Параклит” близ Троице-Сергиевой Лавры (?-1933). Архимандрит Сергий (Василий Петрович Савельев) (1899–1977) Лидия Николаевна Савельева, жена В. П. Савельева, в монашестве Серафима (1900–1991). Екатерина (Катюня) Савельева, дочь В. П. и Л. Н. Савельевых (род. в 1927). Евдокия Петровна Савельева (Душенька), сестра В. П. Савельева, в монашестве Евфросиния (1902–1979). Петр Никитич Савельев, отец В. П. и Е. П. Савельевых (?-1928). Аграфена (Грушенька) Пониматкина, няня Катюни, в монашестве Вера (1896–1969). Ирина Сорокина, в монашестве Надежда (1904–1988). Наташа Сорокина, сестра Ирины (1905–1987). Анна Васильевна Сорокина, мать Ирины и Наташи (?-1931). Виктор Галкин, брат Л. Н. Савельевой (1928–1981). Олег Богоявленский, в монашестве Федор (1904-?). Ольга (Олюня) Богоявленская, сестра Олега (1906-?). Юрий Александров (1906–1943). Вера Георгиевна Александрова, мать Юрия, в монашестве Вера. Всеволод Иванович Шманкевич (1892-?). Сергей Петрович Преображенский, в монашестве Никон, игумен Троице-Сергиевой Лавры (1897-?). Глава 1. Кое-что из верховья жизни

http://azbyka.ru/fiction/dalekij-put/

С. Девятова Скачать epub pdf Духовные светильники, просиявшие за рубежом Игумения Руфина (Кокорева) (1872–1937 гг.) Игумения Руфина (в миру Ольга Андреевна Кокорева) родилась 27 июня/10 июля 1872 года в Перми в семье крупного промышленника Андрея Тимофеевича Кокорева. В доме Кокоревых часто бывали монахини, собиравшие пожертвование на монастыри. Ольга любила слушать их рассказы о жизни Спасителя, о подвигах великих святых, о монастырях. В восьмилетнем возрасте Ольга впервые побывала в Успенском женском монастыре. Однажды во сне она увидела епископа: он держал в руках коробку, наполненную крестиками. Среди них был наперсный крест, который носят игумении. «Тут вся твоя жизнь», – сказал епископ девочке. После этого видения Ольга стала упрашивать мать отпустить ее в монастырь, хоть на время. По милости Божией девочку отдали в Успенский монастырь на воспитание. 5 августа 1880 года Ольгу посвятили в послушницы. Во время ее облачения, удар монастырского колокола призвал всех ко всенощной на Преображение Господне. Удивлённая настоятельница монастыря отметила: «В первый раз одеваю послушницу с колокольным звоном. Игуменией будешь!» В 1887 году послушница Ольга приняла послушание регента Иоанно-Предтеченской обители города Соликамска. Следует отметить, что молодая послушница удостоилась духовных бесед с преподобным Арефой Верхотурским († 1915 г.), который тогда жил на Валааме, она переписывалась и с другими Валаамскими старцами. В 1900 году по благословению валаамских старцев она становится первой помощницей настоятельницы возрождающегося Верхотурского Покровского монастыря. Ей много пришлось заниматься строительными работами, созданием монастырского хора, нести послушание в иконописной мастерской, исполнять обязанности благочинной. В 1910 году епископ Палладий Пермский и Соликамский получил от православного общества просьбу о восстановлении древнего Иоанно-Богословского мужского монастыря 72 в Чердыни. Когда в 1910 году встал вопрос об открытии в Чердыни при Иоанно-Богословской церкви женского монастыря, выбор пал на благочинную Верхотурской обители инокиню Ольгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священномученик Николай родился в 1877 году в селе Жданово Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника Василия Розова. Все три сына отца Василия стали священнослужителями, двое из них диаконами: Константин Розов, известный патриарший архидиакон и Михаил Розов, принявший сан в 1930-х годах и служивший в одном из храмов в городе Ораниенбауме. Первоначальное образование Николай получил в Алатырском духовном училище. В 1898 году окончил Симбирскую духовную семинарию и женился на дочери священника, выпускнице епархиального училища в Симбирске. Впоследствии она стала ему верной помощницей, разделив с ним тяготы гонений и ссылок. В 1898 году Николай был рукоположен во диакона ко храму в селе Анненково Симбирского уезда, назначен заведующим двумя церковноприходскими школами и преподавателем Закона Божия в земской школе. В 1900 году он был назначен миссионером 4-го округа Симбирского уезда. В 1904 году диакон Николай рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Барышская Слобода Алатырского уезда. Здесь он был законоучителем и заведующим церковноприходскими школами – в селах Барышская Слобода и Ольховка. В 1906 году отец Николай переехал в Санкт-Петербург и поступил в Духовную Академию. Окончив Академию в 1910 году со званием кандидата богословия, он стал преподавать Закон Божий в Елеиннском институте. Всю свою жизнь отец Николай был принципиальным противником пьянства, близким он говорил: это от того, что он глубоко переживает пристрастие к вину отца и старшего брата. Ни дома, ни в гостях при отце Николае никогда за трапезой не подавали вина. Живя в Санкт-Петербурге, он был деятельным участником Александро-Невского общества трезвости. В 1908 году Общество выпустило направленную против пьянства брошюру, написанную отцом Николаем. С 1925 по 1931 год отец Николай служил в небольшом деревянном храме в селе Купчино недалеко от Петрограда. В это время он был возведен в сан протоиерея. С 1932 года он стал служить в Никольском храме на Охтинском кладбище. В начале 1935 года прошли многочисленные аресты духовенства города. Был арестован и обвинен в антисоветской деятельности и протоиерей Николай Розов. 28 марта 1935 года он как «социально опасный элемент» был приговорен к ссылке на пять лет в Уфу вместе с женой. 12 декабря 1937 года вновь арестован и заключен в тюрьму. В феврале 1938 года приговорен к расстрелу. Расстрелян 5 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-143-...

Стайки. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты В деревне Стайки Невельского района находится церковь Покрова Богородицы. Это последний на территории Псковской области памятник белорусского деревянного зодчества XVIII в. Во время строительства храма Невельский уезд входил в состав Витебской губернии. Деревянная церковь Покрова Богородицы сооружена во второй половине XVIII в. и скорее всего, после первого раздела Речи посполитой и реорганизации Товарищества Иисуса. Храм представляет деревянный памятник в стиле барокко. Ориентирован алтарем на юг. Имеет главный вход и два боковых. Фасадные башни изначально были трёхуровневыми. В правой размещается лестница и звонница. Приход и церковь перевели в православие где-то в середине 20-х годов XIX в. Имеются известия про принудительный перевод униатских приходов в иезуитских поместьях в это время и перед ликвидацией униатской церкви (1839 г.) приход в Стайках не упоминается. Здание церкви перенесло несколько переделок. Первая произошла вероятно в середине XIX ст., для приведения его в соответствие со вкусом российского православия. Были закрыты досками вторые этажи башен, третьи этажи башен были переделаны с квадратных на восьмиугольные, такая же восьмиугольная башня была поставлена над алтарной частью. Вероятно, тогда же в алтарной части были зашиты три окна. В начале XX в. церковь входила в состав первого Невельскага благочиния. В 1900 году тут служил священник Владимир Петрович Кудрявцев. Тяжелой была судьба последних священников Стайковской церкви. Евгений Николаевич Слупский служил здесь с 1904 по 1918 год. В 1924 году, уже будучи священником Плиской церкви Невельского уезда, он дважды арестовывался и наконец армейским трибуналам 4-га стрелкового корпуса осужден к трём годам тюрьмы. Дальнейшая судьба неизвестна. Федор Константинович Танкавид (Тамкавид) происходил из старого святарского (еще униатского) рода. Родился в деревне Забелле Полоцкого уезда. После окончания семинарии служил в разных приходах Невельскага уезда. В 1929 году был переведен в Стайки из Белохвостова, но вскоре был арестован и 20 ноября 1932 года в Больших Луках осужден постановлением Тройки при ЧП ОГПУ Западной области к пяти годам ссылки на Север. После ареста священника храм разграбили и переделали в клуб. Главное пространство храма было разделено на два этажа. Ввиду невозможности служить в Стайках отец Федор в 1937 возвратился к семье в Витебск. В январе 1942 года крестьяне недалекой (20 км на северо-восток) от Стаек деревни Ловец пригласили его в свою опустевшую церковь. Священник принял предложение. Однако 7 августа 1942 года во времени посещения больного в деревне Ступище (10 км на север от Стаек) отец был схвачен партизанами и зверски замучен в лесу над рекой Ушчай.

http://sobory.ru/article/?object=12959

Статистика Александр Глаголев, прот Александр Александрович Глаголев (14 февраля 1872, село Покровское Тульской губернии — 25 ноября 1937, Киев) — протоиерей, священнослужитель Русской православной церкви, богослов. Содержание Образование и магистерская диссертация Родился в семье священника. Окончил Тульскую духовную семинарию (1894), Киевскую духовную академию (1898) со степенью кандидата богословия. В 1898—1899 — профессорский стипендиат Киевской духовной академии. Магистр богословия (1900; тема диссертации: «Ветхозаветное Библейское учение об Ангелах»). В отзыве профессора А. А. Олесницкого говорилось, что магистерская диссертация Глаголева " представляет собой труд, отличающийся богатством содержания, тщательностью и глубиною исследования всех пунктов ветхозаветной ангеологии, основательным знакомством с библиологическою литературою… и может считаться действительным вкладом в нашу богословскую литературу, не имевшую доселе ни одного серьезного исследования по ангеологии. " По словам протоиерея Александра Меня, " Глаголев в своей диссертации дал очерк истории ангелологии, а также проанализировал все наименования ангелов в Писании в связи с происхождением терминов сыны Божии, серафимы, херувимы и проч. В работе Глаголева содержится и история библейской демонологии. Автор не мог воспользоваться данными по истории религий Древнего Востока, которырыми располагает современная наука, но высказал ряд ценных соображений, подчас предвосхитив выводы современной библеистики. Раскрытие темы у Глаголева неотделимо от критики спорных гипотез, которые высказывались западными учеными. " Учёный и преподаватель С 1899 — и.д. доцента Киевской духовной академии по кафедре древнееврейского языка и библейской археологии. С 1900 — доцент Киевской духовной академии. С 1906 — экстраординарный профессор Киевской духовной академии (с 1910 — по 2-й кафедре Священного Писания Ветхого Завета). Пользовался авторитетом среди коллег, которые избрали его в сентябре 1907 ректором академии на первых выборах ректора (ранее ректоры назначались, однако в 1906 правом их избрания были наделены советы академий). Однако Святейший Синод не утвердил этого решения совета академии, утверждая, что возглавлять академию должен представитель монашествующего духовенства.

http://lib.cerkov.ru/authors/372

Церковь арх. Михаила в Ейске. 1865 г., разрушена в 1937 г., восстановлена в 1997 г. Фотография. Нач. XX в. Екатеринодарской и Кубанской епархии, первоначально Ставропольской и Екатеринодарской епархии, названо по г. Ейску (совр. Краснодарский край). В связи с трудностями управления значительной по территории и населению Ставропольской епархией (см. Ставропольская и Владикавказская епархия ) 25 дек. 1907 г. Святейший Синод издал указ об «учреждении в Ставропольской епархии на местные средства кафедры викарного епископа с присвоением ему наименования Ейский и о бытии ректору Астраханской духовной семинарии архимандриту Иоанну епископом Ейским» (цит. по: Православная Церковь на Кубани. 2001. С. 118). Местом пребывания Ейского епископа был определен Екатеринодар (с 1920 Краснодар) с возложением на архиерея управления Екатерино-Лебяжской Николаевской общежительной муж. пуст. Границы викариатства совпадали с границами Екатеринодарского духовно-училищного округа. Е. в. включало города Екатеринодар, Майкоп, Темрюк и Ейск, 166 станиц, 19 селений и 44 хутора, состоявших в 20 благочиниях, с 3 соборными, 360 приходскими церквами, при к-рых служили 377 священников, 152 диакона и 366 псаломщиков, с 2 муж. мон-рями ( Закубанская Михаило-Афонская и Екатерино-Лебяжская пустыни) и 3 жен. обителями (Преображенский и Покровский мон-ри, Черноморская Марие-Магдалинская пуст. (см. Марии Магдалины, равноапостольной, женский монастырь в ст-це Роговской)). В Екатеринодаре располагались духовное муж. уч-ще и епархиальное жен. уч-ще, отд-ние Ставропольского училищного совета и Александро-Невское благотворительно-просветительное братство. В 1900-1914 гг. в городе был возведен монументальный 7-престольный собор во имя вмц. Екатерины. Екатеринодарская городская управа отвела десятину земли для архиерейского подворья и гарантировала выплату ежегодного пособия в размере 3 тыс. р. в течение 10 лет. Кроме того, на содержание Ейского епископа выделялось по 1 тыс. р. из доходов Михаило-Афонской и Екатерино-Лебяжской пустыней и 500 р. из доходов Марие-Магдалинской пуст. 3 февр. 1908 г. состоялась хиротония Иоанна (Левицкого) во епископа Ейского.

http://pravenc.ru/text/189595.html

Электроугли. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Храм во имя Живоначальной Троицы сооружен в январе 1897 г. Церковь построена на пожертвования местных крестьян, заводчан и купцов. Среди них особый вклад был сделан Петром Григорьевичем Бруновым, который потратил на храм все свое состояние (чета Бруновых похоронена возле алтаря). Первоначально, проект был разработан архитектором В.О. Грудзиным, затем переработан П.П. Крюковым. Главный престол храма освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, боковые приделы — во имя апп. Петра и Павла и в честь Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери. Богослужение началось в 1900 г., в 1908 г. построена трехъярусная колокольня. В храме был прекрасный хор, в котором на клиросе неоднократно пел легендарный бас — протодиакон Максим Дормидонтович Михайлов. В 1922 г. из храма забрали ценную церковную утварь. В 1931 г. священника Василия Вознесенского арестовали и отправили в ссылку. Он вернулся лишь в 1947 г., когда храм был закрыт. В 1937 г. был арестован настоятель Троицкого храма Иоанн Державин, расстрелян в том же году 15 декабря, прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Длительное время храм был закрыт, и подвергался разграблению и разрушению. Помещение использовалось под склад и другие нужды. В 1989 г. зарегистрирована православная община и начались восстановительные работы. Первая Божественная литургия была отслужена в 1991 г.  Церковь во имя Пресвятой Троицы в селе Каменка (ныне г. Электроугли) сооружена по проекту архитектора Грудзина на средства купца П.Г.Брунова. Построена церковь в самом конце XIX века (строительство началось в 1897 году, дата освящения неизвестна) в память коронации государя-императора Николая II. Tpouцkaя церковь представляет собой массивное сооружение из кирпича, поставленное на белокаменный цоколь. Построенный в формах эклектики, храм вольно сочетает в себе элементы византийской и русской архитектуры. Широкий, несколько расползающийся четверик храма перекрыт полусферическим куполом, поставленным на приземистый световой барабан. Фасады декорированы арочными проемами, в которых размещены окна и порталы.

http://sobory.ru/article/?object=04126

Екатеринбургская Основана 25.12.1833 Местопребывание – в г. Екатеринбург; в 1924–1991 гг. – Свердловск. Пермское викариатство. Самостоятельная с 29.01.1885. Кафедра именовалась: Екатеринбургская; с 29.01.1885 – Екатеринбургская и Ирбитская; с 1924 г. (?) – Свердловская и Златоустовская; с 23.02(08.03)1933 – Свердловская и Ирбитская, паки; с 14(27)11.1944 – Свердловская и Челябинская; с 29.04(12.05)1947 – Свердповская и Ирбитская, в 3-й раз; с 26.11(09.12)1958 – Свердповская и Курганская (?); с 12(25)09.1991 – Екатеринбургская и Курганская; с 09(22)02.1993 – Екатеринбургская и Верохотурская. Викарные кафедры: Нижнетагильская, Кушвинская, Ирбитская, Златоустовская. 11.02.1834 27.06.1840 Евлампий Пятницкий 04.08.1840 10.06.1841 Анатолий Мартыновский 06.08.1841 24.09.1845 19.05.1846 21.11.1859 17.01.1860 08.05.1860 21.08.1860 19.05.1862 19.05.1862 09.11.1866 Митрофан Вицинский 21.11.1866 09.09.1876 Вассиан Чудновский 31.10.1876 19.11.1876 Варсонофий Охотин 10.04.1877 09.12.1878 Модест Стрельбицкий 04.03.1879 05.04.1882 Вениамин Смирнов 05.04.1882 08.01.1888 13.02.1888 02.04.1888 02.04.1888 24.10.1891 08.11.1891 12.11.1894 Афанасий Пархомович 12.11.1894 12.06.1896 Симеон Покровский 12.06.1896 02.06.1897 06.06.1897 29.03.1900 Христофор Смирнов 29.03.1900 28.03.1902 Ириней II Орда 28.03.1902 26.11.1903 Никанор Каменский 26.11.1903 18.03.1910 02.04.1910 20.03.1914 Митрофан II Афонский 20.03.1914 10.5.1917 05.1917 07.11.1917 07.11.1917 09(22)12.1925 14(27)09.1923 15(28)12.1923 16(29)02.1924 15(28)07.1924 10.1925 06.1926 21.03(03.04)1933 05(18)09.1926 07.1927 12(23)12.1927 21.03(03.04)1930 12. 1930 07(20)02.1931 26.01(08.02)1932 11..1931 12.1931 25.02(09.03)1932 31.01(13.02)1933 31.01(13.02)1933 23.02(08.03)1933 23.02(08.03)1933 20.04(03.05)1934 28.04(11.05)1934 20.04(03.05)1934 17(30)09.1935 29.05(11.06)1934 16(29)06.1935 06.1935 19.09(02.10)1935 (20.06(03.07)1935 12(25)11.1935 10.1935 17(30)03.1936 14(27)01.1937 14(27)01.1937 20.07(02.08)1937 30.09(13.10)1942 17(30)08.1944 14(27)11.1944

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010