Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОБРИНСКИЙ Андрей Александрович (30.04.1859, Царское Село - 17.10.1930, Париж), граф, филолог, общественный деятель, крупный помещик и промышленник, автор духовно-муз. сочинений. Представитель известного графского рода, сын генеалога Александра Алексеевича Бобринского (1823-1903), праправнук имп. Екатерины II. Имел придворное звание камергера. В 1880 г. окончил историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та, с 1887 г. занимал ряд постов в Мин-ве народного просвещения (в 1906-1907 попечитель С.-Петербургского учебного округа) и с 1888 г.- в Гос. совете (сотрудник канцелярии, с 1893 г. помощник статс-секретаря по отд-нию промышленности, науки и торговли, в 1909-1915 гг. член Гос. совета по выборам от землевладельцев киевской губ.). В 10-х гг. ХХ в. был председателем Всероссийского союза сахарозаводчиков и одновременно членом Совета съезда представителей промышленности и торговли. После революции 1917 г. жил в Париже, участвовал в работе различных эмигрантских орг-ций, в частности Русского Красного Креста. Б.- автор ряда статей в ЖМНП, Записках романо-германского отд-ния Филологического об-ва, «Русском вестнике» и 2 работ - «Jeu d " amour: Франц. гадальная книга XV в.» (СПб., 1886) и «Из эпохи зарождения христианства: Свидетельства нехрист. писателей I и II вв. о Господе нашем Иисусе Христе и христианах» (П., 1929. М., 1995Р). В кон. 80-х гг. XIX в. опубликовал в С.-Петербурге 12 романсов на стихи рус. поэтов, во 2-й пол. 90-х - нач. 1900-х гг.- ряд духовно-муз. сочинений для смешанного хора: «Ныне силы небесныя» (1895), «Милость мира и Достойно есть» 1 (1895), «Милость мира и Достойно есть» 2 (1896), «Херувимская» 1 в 2 редакциях (1897 и 1900), «Херувимская» 2 (1900 и 1902 - 2 самостоятельных произведения), «Херувимская» 3 в 2 редакциях (1897 и 1900). В духовно-муз. сочинениях Б. преобладает светское начало, они отличаются изысканным колоритом и красивой гармонией, обилием модуляций и задержаний; фактура сочинений весьма сложная, с элементами полифонии, но не перегруженная.

http://pravenc.ru/text/149419.html

Иван Дмитриевич (21.06.1867, с. Малиново Ливенского у. Орловской губ.- 28.06.1927, Ленинград), историк Церкви, византинист, переводчик. Род. в семье священника, окончил Орловскую ДС и МДА (1892). С 3 июня 1893 г. преподаватель философских предметов в Таврической ДС. С 25 нояб. 1895 г. магистр богословия, за магистерскую дис. «Константинопольские Патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия» удостоен Макария (Булгакова), митр., премии . С 4 сент. 1895 г. работал в МДА, в 1895/96 г. помощник инспектора, с 29 янв. 1896 г. доцент по кафедре новой гражданской истории, с 8 дек. 1899 г. экстраординарный профессор, в 1898-1900 гг. лектор англ. языка. С 1899 г. сотрудник изд-ва Брокгауза и Ефрона, редактор отдела богословия и церковной истории НЭС, где поместил более 250 статей по библеистике, церковной истории и богословию. В 1902 г. был в научной командировке в К-поле, в Русском археологическом ин-те; в 1903 г.- во Франции. С 30 нояб. 1906 г. редактор ж. «Богословский вестник» , в к-ром большое внимание уделял вопросам церковных преобразований: реформе духовной школы, проблеме отделения Церкви от гос-ва и восстановления Патриаршества; выступал за активное участие мирян в церковных делах. С 10 нояб. 1907 г. исполняющий должность экстраординарного профессора С.-Петербургского ун-та по кафедре истории Церкви, с 17 мая 1910 г. по 26 авг. 1911 г. проректор, с 15 нояб. 1916 г. исполняющий должность ординарного профессора. Читал курс по истории Церкви на Высших жен. историко-лит. и юридических курсах, Высших курсах Лесгафта, в Психоневрологическом ин-те. В 1916-1917 гг. сотрудник ж. «Церковь и жизнь» . В 1917 г. избран членом Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг ., но сложил полномочия по состоянию здоровья. С 1 окт. 1918 г. профессор по кафедре истории Петроградского ун-та, в 1919-1920 гг. зав. кафедрой общественных наук. В 1923-1925 гг. командировался от ун-та в губернский суд в качестве эксперта по делам об освобождении от военной службы по религ. убеждениям. 30 сент. 1924 г. освобожден от преподавания в связи с сокращением университетской программы и ликвидацией читаемых курсов. Работал архивистом 2 отд-ния IV секции Главархива. В 1925-1927 гг. профессор Высших богословских курсов в Ленинграде по кафедре апологетики. 9 окт. 1926 г. прочитал актовую речь «Христос как миф по взгляду современной библейской критики». Среди сослуживцев по курсам сделал доклад «Проблема исторического существования Христа», рецензировал магистерские диссертации протоиереев М. Митроцкого и Н. Чепурина , кандидатское сочинение мон. Дамианы (Соболевой).

http://pravenc.ru/text/115168.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБОВ Николай Михайлович (8.05.1872, с. Павловское Ардатовского у. Нижегородской губ.- 13.05.1934, Горький (совр. Н. Новгород)), прот., богослов. Род. в семье священника. Окончил Лысковское ДУ (1886), затем Нижегородскую ДС (1892). В 1892-1896 гг. учился в МДА, к-рую закончил со степенью канд. богословия. 31 марта 1900 г. защитил в МДА магист. дис. «Теизм и пантеизм», в следующем году отмеченную Макария (Булгакова) премией . В 1897-1909 гг. преподавал логику, психологию, историю философии в Нижегородской ДС и Закон Божий, географию, рус. язык, дидактику в жен. епархиальном уч-ще; в 1906-1909 гг. являлся также главным редактором «Нижегородского церковно-общественного вестника». 14 сент. 1909 г. рукоположен во иерея. В 1909-1913 гг. законоучитель в Историко-филологическом ин-те кн. Безбородко в Нежине, в 1913-1918 гг. проф. богословия Киевского имп. ун-та св. Владимира, настоятель университетской церкви. 15 окт. 1917 г. Советом МДА удостоен степени д-ра богословия за соч. «Философия религии» (1915). Участник Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. В 1918-1925 гг. служил священником в с. Вел. Круча Пирятинского у. Полтавской губ., затем в киевской Покровской ц. на Приорке. В 1925-1934 гг. являлся настоятелем нижегородской ц. Всемилостивейшего Спаса, на к-рой 6 сент. 1998 г. по благословению Нижегородского митр. Николая (Кутепова) установлена в честь Б. памятная доска. Сын Б.- акад. Н. Н. Боголюбов (1909-1992), основатель рус. научных школ по нелинейной математике и теоретической физике, с 1965 г. директор Объединенного ин-та ядерных исследований в Дубне. Главными темами научных трудов Б. являются богословские и философские аспекты религии. В магистерской диссертации богослов исследовал системы пантеизма - «главного врага христианского богословия» - и теизма . Б. выделил основные виды пантеизма: субстанциальный (элеаты, Б. Спиноза , Ф. В. Й. Шеллинг , Э. Гартман и др.) и органический ( Аристотель , Дж.

http://pravenc.ru/text/149493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛНИН Волнин Александр Константинович (25.08.1872, г. Ростов Ярославской губ.- после 1940), рус. писатель, историк и библеист, педагог. Род. в семье священника Борисоглебской церкви г. Ростова. Окончил Ростовское ДУ (1887), Ярославскую ДС (1893), МДА (1897) со степенью кандидата богословия и правами магистранта. В 1897-1898 гг. был учителем в Ростово-Димитриевском ДУ, в 1898-1900 гг. преподавал основное, догматическое и нравственное богословие в Псковской ДС, с 1900 г.- в Киевской ДС. В 1910 г. В. стал директором Великосорочинской учительской семинарии им. Н. В. Гоголя Миргородского у. Полтавской губ. Магистерская дис. (доработка кандидатского сочинения) «Мессия по изображению пророка Исаии» (К., 1908) была защищена В. 10 янв. 1911 г. В 1914-1917 гг. В.- директор Полтавского учительского ин-та. После 1917 г. работал учителем в московской средней школе; ему было присвоено звание заслуженного учителя РСФСР. В своей 1-й опубликованной работе «Иудейские и христ. идеи в книгах Сивилл» В. приводит сведения о предполагаемом авторстве, времени возникновения и цели написания апокрифа, опираясь на результаты предшествующих исследователей К. Скворцова и Н. И. Глориантова. Согласно В., 2 фрагмента предисловия к этому сборнику пророчеств и 3-я кн. (кроме ст. 1-45) написаны иудеями; ст. 1-45 3-й кн., 6, 8 (ст. 217-336, 430-501) и 10-я книги - христианами; остальные книги написаны иудеохристианами; 1-я и 2-я книги содержат выдержки из др. книг и имеют позднейшее происхождение, поскольку не цитируются в трудах христ. авторов I-IV вв. (ВиР. 2. С. 47). Время написания апокрифа В. относит ко II в. до Р. Х.- IV в. по Р. Х. (совр. исследователи - ко II в. до Р. Х.- VII в. по Р. Х.). Магистерская диссертация В. представляет собой богословско-экзегетическое исследование мессианских отрывков из Книги пророка Исаии. Работа состоит из 2 частей. В 1-й рассматриваются пророчества, раскрывающие царственно-божественный образ Мессии (Ис 7.

http://pravenc.ru/text/155158.html

Любостань. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1900 году усилиями прихожан 20 деревень. Это был большой каменный храм с колокольней и тремя престолами. При советской власти храм был закрыт и разрушен. В настоящее время в селе действует приход храма и здание церкви восстанавливается. На территории села Любостань в 1900 году силами прихожан построен храм во имя Архангела Михаила. Здание храма с колокольней было выстроено из кирпича местного производства. На территории села был свой глиняный карьер, в котором выжигали кирпич, добавляя в него куриные яйца. Строился храм около 50 лет. Престолов в нем три: средний во имя святого Архистратига Михаила, с левой стороны - престол святых первоверховных апостолов Петра и Павла. С 1917 по 1927 гг. это был самый большой храм в окрестностях, на богослужениях воскресных служб было 200-500 человек. В это время на данной территории больше храмов не было. Во время войны храм был закрыт. Церковная утварь и некоторые иконы были разобраны прихожанами, а все остальное погрузили в машину и вывезли в село Ржава, в храм, который всегда оставался открытым для богослужений. Послевоенные годы в селе Любостань временно служил иерей Федор (фамилия неизвестна). После 1960-х годов храм был заброшен и забран в колхоз под склад зерна. На данный момент храм находится в катастрофическом состоянии (колокольни и куполов нет). Сохранились до сегодняшнего дня только несколько росписей икон. Храм закрыт. В 1997 году приход начал свое существование. Местные жители добились, чтобы на территории села Любостань открыли дом молитвы. Сельский совет отдал здание детского сада, чтобы в нем можно было временно совершать богослужения. http://www.курская-епархия.рф/ Храм основан в 1900 году. Строительство храма началось в 1850 г., окончилось примерно в 1898 г. Храм строили более чем 20 окружающих его сёл и деревень. Основной строительный материал для церкви - это в местных угодьях песок и глина, известь и куриные яйца. Предположительно, оформление относится к «Русскому стилю», который применялся при строительстве храмов в этот период. Это прослеживается в использовании башенок, бочкообразных столбиков, в выделении кирпичных наличников.

http://sobory.ru/article/?object=16759

протоиерей Георгий Митрофанов Скачать epub pdf Содержание Предисловие Часть 1. 1900–1917 Вопрос Высшего Церковного Управления Записка митрополита Антония Особое Совещание при комитете министров Предложения епархиальных архиереев Жизнеописание митрополита Антония (Вадковского) Предсоборное Присутствие Обзор политических партий Деятельность духовенства в политических партиях и Думе Царская Семья Отречение Императора Николая II и правовое положение Церкв Синод и Временное правительство Предсоборный Совет Часть 2. 1917–1922 гг Начало работы Собора Собор в период Октябрьского переворота Избрание Патриарха Определения и постановления Собора Ситуация в стране. Первые декреты Декрет о свободе совести Первые послания Патриарха Тихона     Предисловие История Русской Православной Церкви XX века является одной из наиболее актуальных и перспективных тем в церковно-исторической науке. Ставшая доступной для объективного научного исследования лишь на рубеже 1980–1990-х годов, данная тема уже обусловила за последние годы появление нескольких сборников исторических документов и церковно-исторических работ, дающих представление о многих значительных событиях и этапах истории Русской Православной Церкви XX века. В связи с тем, что основные исторические источники по данной теме, особенно те из них, которые находятся в государственных архивохранилищах, пребывают в настоящее время лишь на первоначальном этапе своего научного изучения, ни одна из опубликованных в предшествующее десятилетие работ не может считаться исчерпывающим исследованием по истории Русской Православной Церкви XX века. Вместе с тем, новейший период русской церковной истории уникален: трагизм времени и судеб, невиданный в предшествующие эпохи расцвет подвижничества и исповедничества. Все это делает изучение истории Русской Православной Церкви XX века одним из важнейших средств духовно-нравственного воспитания современных православных христиан. Для православного читателя данная книга может быть полезна еще и потому, что содержащаяся в ней картина русской церковной жизни периода 1900–1927 гг. позволяет лучше представить великое значение подвига новомучеников XX века, канонизация которых является одним из важнейших духовных начинаний, призванных преобразить церковную жизнь современной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Григорий Поспелов. Фотография. 1917 г. Иванович Поспелов (12.12.1877, Кронштадт - 26(?).03.1921, там же), сщмч. (пам. 13 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе С.-Петербургских и Ладожских святых), прот. Из семьи диакона Морской ц. в честь Богоявления в Кронштадте. Учился в С.-Петербурге в Александро-Невском ДУ и СПбДС. В период обучения в семинарии постоянно участвовал в богослужениях как певчий (обладал прекрасным сильным басом) в Морской Богоявленской ц., часто исполнял в храме обязанности псаломщика. После смерти отца был рекомендован на его место по ходатайству св. прав. Иоанна Кронштадтского , хорошо знавшего семью Поспеловых. Досрочно сдал экзамены и был выпущен из семинарии по 2-му разряду. 24 мая 1900 г. был назначен диаконом к Морской Богоявленской ц. приказом протопресвитера военного и морского духовенства и рукоположен 11 июня того же года. Одновременно преподавал Закон Божий в портовой школе Кронштадта (1901-1913), в церковноприходской школе при Свято-Троицком об-ве трезвости (1908-1913) и начальной школе при городской полиции (1910-1917). В 1903-1906 гг. участвовал в работе Кронштадтского отд-ния Общества попечения о бедных военного и морского духовенства, а с 1906 г.- Кронштадтского Свято-Троицкого об-ва трезвости, где с 1908 г. состоял помощником руководителя, с июня 1917 г.- руководителем. Во время революционного выступления и погромов в Кронштадте 27 окт. 1905 г. вместе со священниками Морской Богоявленской ц. шествовал с крестным ходом для умиротворения толпы. В 1913 г. вместе с причтом причислен к новопостроенному в Кронштадте Морскому собору во имя свт. Николая. 3 окт. 1917 г. по результатам выборов утвержден на вакантное место 3-го священника Морского собора и 15 окт. рукоположен во иерея. Награжден благословением Святейшего Синода с выдачей установленной грамоты (1910), медалью в память 300-летия Дома Романовых (1913), золотой медалью с надписью: «За усердие» (1914), орденом св. Анны 3-й степени (1915).

http://pravenc.ru/text/166572.html

Егорье-Кулеши. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1765. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Калужская область, Износковский район, урочище Егорье-Кулеши Координаты: 55.037281, 35.124551 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Кулешово (Егорье-Кулеши) до революции село Медынского уезда Калужской губернии. Каменный храм Успения Пресвятой Богородицы сооружен в 1765 г., до 1880-х гг. он был приписан к храму во имя иконы Казанской иконы Божьей Матери в с. Павловском. В 1871 г. прихожане на свои средства установили новые колокола. В 1880 г. на пожертвования прихожан (750 руб.) был установлен новый иконостас. Церковнослужители кулешовской церкви разных лет: Соколов Филипп - в священническом сане с 1827 г., ск. ранее 1866 г., жена Наталья Герасимовна (ск. позже 1883 г.); Лебедев Федор - священник с 1866 до 1879 гг., ск. 27 октября 1879 г.; Смиренномудров Василий - священник с 1879 до 1883 гг.; Извеков Михаил - окончил Калужскую Духовную семинарию, священник с 1883 до 1891 гг. (перемещен в Мосальский уезд), был награждён набедренником; Цветков Михаил - священник в 1891 г.; Тихомиров Дмитрий - священник с 1891 г. (перемещен из Мещовского уезда) до 1894 г., ск. 10 июня 1894 г., дочь Анна (в 1900 г. окончила Калужское епархиальное женское училище, с 1901 г. – воспитательница этого училища); Низяев Василий - священник с 1894 г. (рукоположен из псаломщика Калуги) до 1917 г.; с 1917 г. – протоирей, с 1908 г. – благочинный, заведующий и законоучитель церковно-приходской школы, был награжден наперстным крестом, камилавкой, скуфьей, набедренником; Миловидов - дьякон в 1866 г., сын Василий (в 1866 г. исключен из Калужского духовного училища); Гречанинов Николай - был исключен из Калужского духовного училища, псаломщик с 1894 до 1899 гг. (рукоположен во дьякона), дьякон на вакансии псаломщика с 1899 г.;

http://sobory.ru/article/?object=31061

Пахомий (Кедров Петр), архиепископ Черниговский Родился 30 июля 1876 года в семье священника г.Яранска. В 1896 году поступил в Казанскую духовную академию. В 1898 году пострижен в монашество. В 1899 году рукоположен в сан иеромонаха. В 1900 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен помощником смотрителя Липецкого духовного училища. (В «Приб. к «ЦВ» 1911, 39, стр. 1634, ошибочно указан год окончания академии 1896-й. См. «Прав.Собес. п 1901, февраль, стр.65, 73 (отчет) за 1900 год). С 1903 года – смотритель Кременецкого духовного училища. С 1904 года заведующий Волынской Св.Федоровской церк. учительской школы при дерманском монастыре. В 1905 году возведен в сан архимандрита. С 1906 года, кроме заведывания Волынской Св.Федоровской школы, состоял также настоятелем дерманского Св.Троицкого монастыря и заведывал Дерманской церк.учит.школой. 30 августа 1911года хиротонисан во епископа Новгород- Северского. Хиротонию совершали: архп. Волынский Антоний, еп. Кременецкий Никон, еп. Белостокский Владимир и еп. Владимиро-Волынский Фаддей. С 17 сент.1916 года – епископ Стародубский, первый викарий Черниговской епархии. С 1917 года – епископ Черниговский. Участник Свящ.Собора 1917/1916 гг. в Москве. 29 ноября 1923 года возведен в сан архиепископа. Несколько месяцев управлял временно Ярославской епархией, оставаясь архиепископом Черниговским. С 16 октября 1930 года епархией не управлял. Скончался II ноября 1937 года в Москве. Отличался большой любовью к ночной молитве. Его современники рассказывают, что он однажды, когда был еще студентом академии, встал на молитву в ночное время и начал усердно молиться.Неожиданно он услышал какой-то голос, восхваляющий его в совершенстве духовном и повелевающий подойти к горящей свече и опалить себе глаз. Не уразумев козни искусителя, он подошел к свече и подставил левый глаз. Пламя свечи настолько сильно опалило его, что он потерял зрение на этот глаз, так он остался с одним глазом. Горький опыт прелести научил его осторожности в делах Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Прогорелое. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм во имя Казанской иконы Божией Матери с.Прогорелое. Церковь построена приблизительно в 1900-1914 гг. тщанием прихожан. Престол в честь Казанской иконы Божией Матери. В период гонений храм был закрыт. Здание кирпичное. Состояние полуразрушенное. http://www.roseparhia.ru/eprakhiya/ В центре Прогорелого стоит одинокий заброшенный храм. Всего лишь один раз его использовали по прямому назначению – в 1917 году провели богослужение. Раньше в Прогорелом было три храма. Первый Дмитровский храм построили примерно в 1720 году. Его сделали из разобранной мечети. Откуда привезли стройматериалы и где находилась та мечеть, неизвестно. Спустя примерно 100 лет здание пришло в негодность и его разрушили. В 1789 году в селе построили новый деревянный Воскресенский храм. Со временем здание обветшало, стало непригодным для проведения богослужений, и местные жители решили построить новый храм из кирпича. В 1900 году в селе Прогорелое имелось 7 общественных зданий, 2 мануфактурные лавки, мелочная лавка, винная лавка. По словам местного жителя, поисковика Геннадия Шкурина храм в честь Казанской Божьей Матери начали возводить в 1914 году всем селом. Для этого рядом с хутором Котовка сельчане построили печи и в них обжигали кирпичи. Деньги на строительство тоже собирали всем селом. Строил здание иностранный архитектор, предположительно немец или итальянец. Об этом говорит тот факт, что архитектура храма напоминает Западно-Европейский стиль. Храм был один из самых больших в районе. Его колокольня – 45 метров, а самый большой колокол весил около двух тонн. Внутреннее убранство и иконы в храм перенесли из деревянного Воскресенского храма. В храме в честь Казанской Божьей Матери была большая библиотека с церковными книгами. По рассказам старожилов, в храме на полу лежал огромный ковер ручной работы. Его соткала приезжая женщина, чтобы замолить свои грехи. Расписать стены и завершить внутренний ремонт в храме сельчане не успели. В 1917 году произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, и храм закрыли, отслужив в нем всего один молебен.

http://sobory.ru/article/?object=15686

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010