Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕВАХОВ Николай Давидович (24.12.1874, Полтавская губ.-1946, Закарпатье), кн., политический и церковный деятель, мемуарист. Происходил из груз. княжеского рода, брат сщмч. Иоасафа (Жевахова) , еп. Могилёвского. До 1917 г. владел имением (386 дес.) в Пирятинском у. Полтавской губ. Ж. обучался во 2-й киевской гимназии, затем в Коллегии П. Галагана. В 1898 г. окончил юридический факультет Киевского университета св. Владимира. Будучи студентом, принимал участие в проведении 1-й всеобщей переписи населения России в 1897 г. Начал службу в нояб. 1898 г. младшим кандидатом на должность в судебном ведомстве при Киевской судебной палате. 14 нояб. 1900 г. переведен в штат канцелярии киевского, подольского и волынского генерал-губернатора. В мае 1902 г. назначен земским начальником 1-го участка Пирятинского у. Полтавской губ. В 1904 г. в ж. «Гражданин» печатались его «Письма земского начальника». 11 авг. 1913 г. избран почетным мировым судьей Пирятинского судебно-мирового округа, 13 февр. 1915 г. утвержден почетным попечителем церковноприходских школ 3-го благочиннического округа Пирятинского у. 26 апр. 1905 г. Ж. был переведен в С.-Петербург, служил в отделении свода законов Гос. канцелярии. 6 апр. 1909 г. получил должность старшего делопроизводителя Гос. канцелярии (сверх штата), 18 июля 1912 г. включен в штат. 24 янв. 1914 г. вошел от Гос. канцелярии в образованное при Святейшем Синоде Междуведомственное совещание для обсуждения проекта изменения штата церковно-учительных школ. 6 мая 1914 г. получил звание камер-юнкера двора, 1 янв. 1915 г. получил чин статского советника. 20 июля того же года стал помощником статс-секретаря Гос. совета (сверх штата) с оставлением в придворном звании, а 22 дек. помимо этого введен в совет Главного управления по делам печати (сверх штата). После того как Ж. провел авг. 1906 г. в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , у него появилось желание стать монахом. Он не создал семью, но до конца жизни так и не принял постриг. С 1906 г. собирал сведения для жизнеописания свт. Иоасафа (Горленко) , еп. Белгородского, к-рый был дальним родственником Ж. и очень почитался в семье Жеваховых. Подробные материалы в 3 т. были опубликованы в Киеве в 1907-1909 гг., в издание вошли сведения о предках свт. Иоасафа, его жизни, чудесах, а также его сочинения. Весной 1909 г. по указу Святейшего Синода была создана комиссия для рассмотрения вопроса о канонизации святителя, которую возглавил Ж. В кон. 1909 г. он направил в Синод доклад, в к-ром обосновывалась необходимость церковного прославления свт. Иоасафа. Канонизация состоялась в 1911 г. Благодаря этой деятельности Ж. сблизился с Курским архиеп. Питиримом (Окновым) .

http://pravenc.ru/text/182211.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Александрович Кочуров (13.06. (по др. данным, 13.07) 1871, с. Сурки (Бигильдино) Данковского у. Рязанской губ.- 31.10.1917, Царское Село, ныне г. Пушкин в черте С.-Петербурга), сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли), прот., 1-й новомученик Российский. Из многодетной семьи священника. По окончании Данковского ДУ и Рязанской ДС поступил в 1891 г. в СПбДА, к-рую окончил в 1895 г. со званием действительного студента (ранее в СПбДА также учились братья И. Николай и Василий). Еще в семинарии выделялся как блестящий оратор; во время учебы в академии участвовал во внебогослужебных чтениях от Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви. Вместе со своим однокурсником и другом сщмч. Александром Хотовицким принял предложение поступить на службу в Алеутскую и Аляскинскую епархию. 10 июля 1895 г. указом Святейшего Синода назначен настоятелем Владимирского храма в г. Чикаго (США) с приписной Трехсвятительской ц. в г. Стритор (позднее стала самостоятельным приходом). 26 июля обвенчался с Александрой Чернышёвой, дочерью диакона Казанского собора С.-Петербурга. 27 авг. Алеутским архиеп. Николаем (Зиоровым) в Троицком соборе Александро-Невской лавры С.-Петербурга рукоположен во иерея. 11 окт. того же года прибыл к месту служения. За первые 3 года службы в Чикаго присоединил к Православию 86 униатов и католиков. Поставил вопрос о строительстве каменного храма взамен старой церкви, размещавшейся на 1-м этаже небольшого частного деревянного дома. При посещении Чикаго в мае 1899 г. Алеутский еп. св. Тихон (Беллавин; впосл. Патриарх Московский и всея России) одобрил выбор участка для строительства. Осенью того же года из-за кражи церковным старостой приходских средств И. был привлечен епархиальными властями к расследованию. В дек. 1899 г. посетивший Чикаго еп. Тихон признал И. невиновным и умиротворил приход, объединив его в деле храмостроительства. При ближайшем участии И. как председателя строительного комитета был разработан проект храма со школой и помещением для причта (архит. Л. Салливан). Был приобретен участок под правосл. кладбище. В 1899-1900 гг. И. состоял председателем Православного об-ва взаимопомощи в США.

http://pravenc.ru/text/469121.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЬНИКОВ Федор Ефимович (1879 (?), г. Новозыбков Черниговской губ.- 26.05.1960, Мануиловский мон-рь (совр. жудец Сучава, Румыния)), старообрядческий писатель, издатель. Отец М., старообрядческий свящ. Евфимий Павлович Мельников (ок. 1845 - 3 янв. 1907), был рукоположен в 1872 г. старообрядческим Московским и Владимирским архиеп. Антонием (Шутовым) на приход в Новозыбкове. В 1892 г. вместе с представителями от старообрядцев-поповцев, не признающих Белокриницкую иерархию , совершил путешествие в К-поль для изучения вопроса о крещении митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) . Выступал как апологет Белокриницкой иерархии (Беседа старообрядческого священника о. Евфимия Мельникова с беспоповцем Семеном Ивановичем Коликовым, происходившая 1890 г. мая 22-го в г. Новозыбкове - РГБ. Ф. 247. 908). Об активной деятельности Е. П. Мельникова упоминал К. П. Победоносцев в докладе за 1899-1900 гг. имп. Николаю II. Василий Ефимович, старший брат М.,- участник всероссийских съездов старообрядцев. Год рождения М. точно указать невозможно. Принятая в лит-ре дата - 1874 г. опровергается источниками. В приговоре Московского окружного суда 1911 г. по делу о книге «Блуждающее богословие» М. указан как мещанин г. Городня Черниговской губ. 32 лет (Слово Церкви. 1917. 18. С. 331). Следов., год рождения публициста - 1879-й. Эта дата подтверждается депутатской карточкой Временной Сибирской областной думы, заполненной М. в авг. 1918 г., где он пишет, что ему 39 лет ( Приль. Ф. Е. Мельников. 2007). В фонде Мельниковых в РГБ имеется гимназический билет М., выданный в 1891 г., когда он учился во 2-м классе; по всей видимости, ему тогда было ок. 12 лет, следов., он родился в 1879 г. Однако в том же архиве имеется список семейства свящ. Евфимия Мельникова, который он составил в 1887 г. В списке 9 детей, против имени Федора указано, что ему 10 лет (РГБ. Ф. 164. Карт. 16. Д. 20. Л. 1). Еще одна дата рождения публициста содержится в выявленной Л. Н. Приль автобиографии М., которую он подготовил в Праге (уже в эмиграции): 5 марта 1876 г.

http://pravenc.ru/text/2562954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Петр (Соколов), архиеп. Воронежский (справа) и архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский). Фотография. 1927 г. Петр (Соколов), архиеп. Воронежский (справа) и архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский). Фотография. 1927 г. (Соколов Павел Иванович; 3.06 (по др. данным, 1.11) 1863, с. Балтай Вольского у. Саратовской губ.- 16.05.1937, Воронеж ?), архиеп. Воронежский. Из семьи священника. После учебы в Камышинском ДУ поступил в 1879 г. в Саратовскую ДС, к-рую окончил в 1885 г. по 2-му разряду. Был назначен учителем Духосошественской церковноприходской школы Саратова. 23 февр. 1886 г. рукоположен во иерея, назначен настоятелем Никольской ц. с. Стригай Вольского у. С 17 июня 1892 г. настоятель Казанской ц. с. Нов. Сластуха Аткарского у. Саратовской губ. 22 нояб. 1892 г. назначен епархиальным миссионером Саратовской епархии. В сент. 1911 г. определен настоятелем Иоанно-Предтеченского собора Вольска с возведением в сан протоиерея. В марте 1912 г. уволен с должности настоятеля вольского собора, оставлен в должности епархиального миссионера и причислен сверх штата к саратовскому Александро-Невскому кафедральному собору. 20 июля 1913 г. по прошению в связи с ухудшением здоровья освобожден от должности епархиального архиерея и назначен 2-м священником храмов саратовского в честь Воздвижения Креста Господня жен. мон-ря. С 1916 г. настоятель и духовник монастырских храмов. В 1917 г. избран председателем совета саратовского миссионерского Братства Святого Креста (состоял в совете братства с 1912). Награждался набедренником (1889), скуфьей (1900), камилавкой (1906), наперсным крестом (1911), орденом св. Анны 3-й степени (1914). После конфискации в 1919 г. у монастыря властями Крестовоздвиженского храма продолжал настоятельствовать в монастырской Никольской ц. В нач. 20-х гг. ХХ в. овдовел. Летом 1922 г. в Саратове стал одним из главных организаторов борьбы с обновленчеством ; в своих проповедях ярко обличал обновленцев как врагов веры.

http://pravenc.ru/text/2580324.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Анатолий (Грисюк), еп. Чистопольский (Грисюк Андрей Григорьевич; 20.08.1880, г. Ковель Волынской губ.-23.01.1938, Ухтпеслаг, с. Кылтово, Коми АССР), сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых), митр. Одесский и Херсонский. Род. в семье чиновника. Окончил Кременецкое ДУ и Волынскую ДС, в 1900 г. поступил в КДА. В 1903 г., будучи студентом 4-го курса, митр. Киевским Флавианом (Городецким) был пострижен в монашество с именем Анатолий. 15 августа того же года рукоположен во диакона, а 30 мая 1904 г. во иерея. Окончив академию в 1904 г. в числе первых студентов, А. был оставлен на год профессорским стипендиатом, 3 июня 1905 г. назначен на кафедру общей церковной истории исполняющим должность доцента КДА. В 1905/6 г. А. был командирован в К-поль для занятий в Археологическом русском институте . Работал с рукописями Патриаршей б-ки. В 4 авг. 1911 г. за соч. «Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века» удостоен степени магистра богословия, осенью того же года за «Исторический очерк» и за статьи «Памяти профессора В. В. Болотова (по поводу 10-летия со дня смерти)», «Профессор Амфиан Степанович Лебедев» А. присудили митр. Макария (Булгакова) премию . 29 авг. 1911 г. возведен в сан архимандрита. С 11 янв. 1912 г. экстраординарный сверхштатный профессор КДА, с 18 мая штатный экстраординарный профессор. За проповеди, произнесенные в Великий пост 1912 г., совет КДА постановил присудить А. премию имени проф. В. Ф. Певницкого . С 8 июня 1912 г. назначен инспектором и экстраординарным профессором МДА по кафедре Истории Древней Церкви. 30 мая 1913 г. переведен в КазДА на должность ректора и профессора по кафедре Истории Древней Церкви. 29 июня 1913 г. в храме Христа Спасителя в Москве состоялась хиротония А. во епископа Чистопольского, второго викария Казанской епархии, к-рую возглавил митр. Московский свт. Макарий (Невский) . С 1913 г. А. являлся председателем казанского Историко-археологического об-ва, а также свт. Гурия Казанского братства .

http://pravenc.ru/text/114964.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Варсонофий (Лебедев), еп. Кирилловский. Фотография. 1917 г. (Лебедев Василий Павлович, 1871, с. Старухино Боровичского у. Новгородской губ.- 15.09.1918, г. Кириллов Череповецкой губ.), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии. Род. в многодетной семье псаломщика, рано потерял отца. В 1881-1884 гг. учился в Боровичском ДУ на стипендию, завещанную благотворительницей. В 1888 г. продолжил обучение в Новгородской ДС. Большое влияние на юношу оказал преподаватель по истории раскола свящ. Николай Сперовский (впосл. Старорусский архиеп. Димитрий ), Лебедев участвовал в миссионерских поездках преподавателя с учениками по Старорусскому у. На выпускном экзамене в 1894 г. юношу экзаменовал Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) , к-рый нашел его успехи в области знания раскола значительными и благословил отправить его на лето к настоятелю Никольского единоверческого мон-ря архим. Павлу Прусскому для подготовки к миссионерской деятельности. По возвращении в Новгород Лебедев был назначен помощником епархиального миссионера, в его ведении находились Крестецкий, Валдайский и Демянский уезды. 1 апр. 1895 г. в Сретенском храме новгородского Антония Римлянина монастыря Лебедев был пострижен в монашество, 9 апр. рукоположен во иеродиакона, 30 июля - во иеромонаха, причислен к братии монастыря, вскоре назначен на должность миссионера вышеназванных уездов. В 1900 г. по приглашению ректора МДА Волоколамского еп. Арсения (Стадницкого) , бывш. настоятеля Антониева мон-ря, В. совершил паломничество на Св. гору Афон и по Св. земле. В. регулярно посещал старообрядческие селения подведомственных ему уездов. В 1903 г. благодаря его усилиям почти все население дер. Ровно Старорусского у. присоединилось к Православию. По инициативе В. было построено неск. единоверческих храмов, где он совершал богослужение по древним книгам. В 1909 г. по приглашению старообрядцев миссионер участвовал в 1-м съезде поморцев в Москве (см. Съезды старообрядческие ).

http://pravenc.ru/text/154333.html

Он родился 6 ноября 1867 г. в Рязанской епархии в семье священника и в миру звался Михаил Александрович. Окончил Казанскую духовную семинарию (1888) и Казанскую духовную академию (1900) со степенью кандидата богословия и был назначен законоучителем Порецкой учительской семинарии. В 1892 году он был рукоположен во священника. В 1902 г. принял постриг, и был назначен инспектором Харьковской духовной семинарии. В 1905 г. ректор Казанской Духовной семинарии, возведен в сан архимандрита, магистр богословия (1906), магистерская диссертация " Преображение Господа Иисуса Христа. Опыт экзегетического исследования XVII и XVIII глав Евангелия Матфея " . В 1907 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. 21-25 ноября 1908 г. принимал участие в Волжско-Камском областном патриотическом съезде в Казани, на котором выступал с речью. С 1914 г. епископ Самарский и Ставропольский. Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918. В октябре 1918 г., опасаясь преследования, владыка бежал с отступавшими казачьими частями атамана А.И.Дутова. С декабря 1918 г. по октябрь 1922 г. управлял Владивостокской епархией. Участник Приамурского Земского Собора. В эмиграции в Китае, был противником учреждения самостоятельной Харбинской епархии, выступал за сохранение подчиненности священноначалию Русской Православной Церкви. Скончался в Харбине, похоронен у Софийской церкви. «Царь. Вера. Земля». К столетию Приамурского земского собора Сегодня мы вспоминаем князя Можайского и Верейского Андрея Дмитриевича (1382-1432), родоначальника Можайских князей. Князь Андрей Дмитриевич - третий сын великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича Донского и суздальской княгини Евдокии Дмитриевны. Князь Можайский и Верейский в 1389 —1432 гг. Родоначальник Можайских князей. Погребен в Москве , в Архангельском соборе. Удел его составляли: Можайск, Верея, Медынь, Калуга, Белоозерск. Был на протяжении своей жизни верным союзником своего старшего брата Василия, а затем и племянника — Василия Темного. Основатель Лужецкого и Колоцкого монастырей.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/22/de...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Андреевский скит       Скит Святого Андрея   Скит Святого Андрея - общежительный скит, относится к монастырю Ватопед и находится на территории этого монастыря. Скит возник из уединенной кельи во имя преподобного Антония Великого, устроенной в XVII веке на землях Ватопедского монастыря. Основателем ее был святейший патриарх вселенский Афанасий Патегарий, прибывший на Афон на покой. Сто лет спустя место скита приобрел другой вселенский патриарх Серафим, построивший для себя там келлию в три этажа и с двумя церквями: Покрова Пресвятой Богородицы и Андрея Первозванного. Келлия Серафима была настолько красива, что ее называли «Серай», т.е. «Дворец». В тридцатые годы XIX века русские иноки Виссарион и Варсанофий выкупили у Ватопедского монастыря эту землю. Торжественное открытие обновленного скита состоялось 22 октября 1849 года. С этого времени в истории Свято-Андреевского скита начинается лучшее время: он отстраивается и расширяется, сюда прибывают все новые и новые русские монахи. За внушительные размеры и красоту греки до сих пор называют скит дворцом. Главный храм в честь Апостола Андрея до последнего времени был самым большим храмовым зданием на Балканах. Его длинна 60 метров, ширина 29 метров, общая площадь 2100 квадратных метра. Храм построен из гранита, имеет 150 окон. В храме резной по дереву позолоченный иконостас. Около иконостаса находится рака с мощами 70 святых, среди которых глава апостола Андрея. Колокольня монастыря высотой 37 метров, на ней находилось 25 колоколов, самый большой из них весил 5 тон. Храм выполнен в византийском и готическом стиле. Был воздвигнут в 1881-1900 гг с щедрой помощью камергера царского двора А.Н. Муравьева и великого русского князя Алексея Александровича, и является детищем петербургского архитектора М.А. Щурупова. До Революции в скиту насчитывалось до 800 монахов, находилась типография, аптека и кузница, которые обслуживали не только монахов обители, но и всю Святую Гору. Все изменилось после 1917 года. Приток русских монахов прекратился, поддерживать скит материально оказалось некому, здания постепенно разрушались. В 1958 году страшный пожар уничтожил все западное крыло скита, в котором размещалась уникальная библиотека: сгорело двадцать тысяч книг и рукописей, уникальный архив скита. В 1972 году умер последний монах русской общины - отец Сампсон, и на двадцать лет скит опустел.

http://isihazm.ru/1/?id=309&c_pid=1

Тайна христианства в 5 словах. Церковь вступает в XX век Уникальные воспоминания, вошедшие в новую книгу «Русская Церковь. Век двадцатый» 12 мая, 2015 Уникальные воспоминания, вошедшие в новую книгу «Русская Церковь. Век двадцатый» В свет вышла уникальная книга, двухтомник «Русская Церковь. Век двадцатый» (1900-1917 гг.), которая является первой частью большого пятитомного проекта «История Русской Церкви ХХ века в свидетельствах современников». Мы публикуем фрагменты книги – уникальные воспоминания, которые дают возможность прочувствовать дух начала этого трагического для Русской церкви столетия. Из воспоминаний монахини Надежды (Бреннер) о Марфо-Мариинской обители и княгине Елисавете Феодоровне: В русско-японскую войну Великая Княгиня возглавила Красный Крест, работу швейных мастерских для нужд армии. Под мастерские с разрешения Государя были использованы все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного зала. На фронт уходили поезда с обмундированием, медикаментами. Ее трудами армия получала походные церкви с иконами, алтарь устанавливался в простой палатке. Богослужение благодаря ее заботам, стало возможно проводить где угодно — на любой лесной поляне. В 1905 году к Великой Княгине стали приходить анонимные письма: «Не ездите вместе со своим мужем, мы все равно его убьем!» Как можно жить месяц за месяцем, ежечасно ожидая страшного несчастья?! Она стала сопровождать его во всех поездках — постоянно. Когда это случилось, она своими руками подбирала разорванные бомбой части тела Сергея Александровича, нашла палец с обручальным кольцом. На третий день Великая Княгиня пришла в тюрьму к убийце, принесла ему прощение от убитого им. Она держала в руках Евангелие, пыталась донести до его сознания и сердца тяжесть содеянного им. Просила его покаяться. Но Каляев не жалел о своем преступлении. И на суде заявил: если смертный приговор ему заменят каторгой, он отбудет ее и продолжит свое дело — крушить, убивать, уничтожать существующий строй. «Да здравствует революция!» — были последние слова его речи.

http://pravmir.ru/ne-vedyat-bo-chto-tvor...

Часть 1. Русское духовное присутствие на землях православных восточных церквей IX – начало XX в. Глава I. Русь и византийский мир. IX–XV вв. I. Источники по истории русского присутствия в Византии в X–XV вв. Первостепенное значение для изучения древнейшего периода русско-византийских отношений, понимания места в них византийской столицы – Константинополя имеют греческие источники, современные описываемым событиям. 57 Византийские письменные памятники, с одной стороны, представляют собой самый объемный корпус свидетельств, воспроизводящих непрерывную картину развития восточноевропейского региона средневековья. С другой стороны, эти свидетельства обладают достоинством повествований очевидцев – непосредственных участников исторических событий начальной истории Древнерусского государства и Церкви (Константинопольский патриарх Фотий, император Константин Багрянородный, Лев Диакон, Михаил Пселл и др.). Византийские актовые и нарративные тексты составляют основной фонд сведений о Древней Руси начиная с IX в. Для древнерусского летописания огромное значение имели греческие памятники 1Х-Х вв., легшие в основу славянских переводов и летописных текстов по начальной истории Руси, славян, всего окрестного мира. Это хроники Георгия Амартола (завершена ок. 866/67 г.), Продолжателя Георгия (Логофета) (доведена до 978 г.), Псевдо-Симеона (доведена до 963 г.) и другие хронографические, часто анонимные тексты (например, «О Льве Армянине»). Орел. Византийское шитье на шелке. Ок. XI в. Храм св. Евсевия. Оер. Франция Историография эпохи «византийского энциклопедизма» X в. представлена сочинениями императора Константина Багрянородного (905959 гг.), хроникой Продолжателя Феофана (создана ок. 950 г.), включая «Жизнеописание императора Василия», «Книгами царств» Генесия (середина X в.), «Историей» Льва Диакона (написана в конце X в.). Почти все они, будучи выдающимися памятниками средневековой мысли, содержат обширные, в основном уникальные – при отсутствии других синхронных источников – сведения по истории Руси, ее политическому стройству, церковному строительству, военным кампаниям, просопографии, хозяйственно-экономической жизни, дипломатии и культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010