619.  Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6. 63). 620. Ос. 4. 12. 621. На основании этих слов святого Кирилла западные приписывают ему, и справедливо, мнение о вещественности духов, им свойственной. Patrol. Graecae. Tom. XXXIII, pag. 1637, 1661. 622. Patrol. Graecae. Tom. XXXIII, Catechisis 16, cap. 13, 15, 23. 623. Гл. 10. По переводу преосвященного Амвросия, архиепископа Московского и Калужского, напечатанному в Москве в 1784 году 624. Поучение огласительное 2, «О покаянии». 625. По переводу Московской Академии, 1820. 626.  …по правую сторону жертвенника кадильного (Лк. 1. 11). 627. Лк. 2. 8–15. 628. Эта высокая идея проявлялась и у древних святых мыслителей. «Бог не есть имя, но мысль, всажденная в природу человеческую, о чем-то неизъяснимом», — сказал святой мученик Иустин Философ. Апология 2, гл. 6. 629. Прежде полагали, что ноль, помноженный на бесконечное, производит единицу. Несправедливо! он дает число, то есть все вообще числа, которые в отношении к бесконечному — все равны и различаются от бесконечного бесконечным различием не произведя в нем никакого изменения своим явлением в бытие. Вот высшая идея, какая только может быть доставлена наукою о мироздании. 630. 2 Кор. 12. 2. 631. 3 Цар. 8. 27. 632. «Догматическое Богословие» преосвященного Антония. Издание 7, 1857 г., стр. 95 и 96. 633. 1 Тим. 6. 16. 634. Беседа 16, гл. 5. 635.  Я… видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я — сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись (Откр. 22. 8, 9). 636. «Иоанн Дамаскин — первый систематик между Отцами Церкви: это его неотъемлемая слава. «Изложение Православной Веры» составляет систематическое учение о созерцательных истинах Откровения. О предметах Откровения Дамаскин рассуждает на основании Слова Божия, по соображениям разума, и всего чаще говорит словами Отцов Церкви, — особенно Григория Богослова, Василия, Афанасия. В сем последнем отношении Макарий Анкирский справедливо назвал Дамаскина провозвестником и истолкователем всех богословов». «Историческое учение об Отцах Церкви» архиепископа Филарета, т. 3.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

84. Как наказаны Богом Гоморра и Содом, так и Вавилон будет грудой развалин без жителей – надеялись на Вила и Мардуха, на идолов, а Бога не взыскали. 85. А Иеремия плакал о плененном народе своем: Отцы наши грешили; их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их ( Плач. 5, 7 ). 86. Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетование ( Плач. 5, 15 ). 87. Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили! ( Плач. 5, 16 ). 88. Вознесем сердце наше и руки к Богу, Сущему на небесах ( Плач. 3, 41 ). 89. Пророк Иеремия был избранным сосудом, как и апостол Павел, и более сорока лет пророчествовал. Он скрыл на горе Нево, где погребен Моисей, ковчег Завета и плакал о разрушенном Иерусалиме. 90. Пророк Иеремия – один из четырех великих пророков, жил за 600 лет до Рождества Христова. В 629 г. был призван на пророческое служение. Он со слезами обличал иудеев. Изображая предстоящее иудеям рабство царю Вавилонскому, пророк носил на шее ярмо деревянное, а потом и железное. Гневаясь на грозные предсказания Иеремии, иудейские старейшины посадили его в ров со зловонной тиной, где он едва не умер. Но он не переставал пророчествовать, за что был посажен в темницу. При царе Седекии пророчество Иеремии сбылось. В 588 году царь Навуходоносор пришел с войсками, иудеев избил, город разрушил и остаток народа увел в плен. Пророку разрешено было жить, где пожелает. Иеремия жил на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества. Он взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в пещере горы Нево так, что иудеи не могли его найти. Иудеи насильно увели пророка в Египет, в город Тафнис. Молитвой своей он избавил те места от крокодилов и гадов. За предсказание (которое исполнилось в том же году), что царь Вавилонский опустошит землю Египетскую и погубит поселившихся в ней иудеев, пророк был убит своими же единоплеменниками камнями. Мощи пророка Божия были перенесены Александром Македонским в Александрию. 91. В 588 году Иерусалим был разрушен. Иудеи впали в идолопоклонство. Наступил религиозно-нравственный упадок, а пророк обличал иудеев как вестник суда Божия, призывая к покаянию и истине, ибо казни будут за отступление от Бога и нарушение заповедей Его, но все пребывали в нечестии и были глухи. А пророк предсказывал, что через семьдесят лет плена Господь вернет народ в Иерусалим (25, 11) и будет новый храм (30, 18), и придет Мессия (33, 14–15), и завет новый будет (31, 31–34). Но царь Седекия, младший сын Иосии, не слушался пророка. Нашествие на Иудею было гневом Божиим, и военный союз с Египтом не помог. Седекия был ослеплен и в цепях уведен в Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

97. Пророк Софония в главе 3 стих 8: Ждите Меня до того дня, когда Я восстану на суд; глава 3, стих 9 – о явлении Христа Спасителя в мир, когда Он даст духовное обновление; в главе 3, стих 14 пророчествует о великой радости: ликуй, дщерь Сиона, ликуй Иерусалим. Радуйся, – сказал Воскресший, и радость о Святом Духе наполняла апостола Павла. У праведников в душе всегда Пасха, как у преподобного Серафима Саровского , мир, покой душевный; и апостол Павел: Желание имый разрешитися и со Христом быти ( Флп. 1, 23 ). Служение пророка Софонии: 640–629 го ды. Пророк порицает беззакония иудеев, возвещает их наказание и бедствие и спасение остатку иудеев и язычников. Память святого пророка Софонии – 3 декабря. 98. Пророк Аггей возвещает о Богоявлении в главе 2 стих 9: слава сего последнего храма будет больше первого и на сем месте дам мир. Второй храм менее великолепен, но Мессия освятил этот храм и посещал этот храм в земной жизни, храм прославлен небесной славой, и мир и благодать даны нам. Богоприимец Симеон принял Богомладенца, 12-летний Отрок Иисус учил, исцелял. Господь ревновал о храмовой молитве. После Вавилонского плена иудеи возвратились в 536 году в Иерусалим, и по указу Кира стали строить храм. Руки опускались у народа; самаряне язычники нападали и писали доносы, а пророк Аггей воодушевлял всех. И его Книга названа пророческим словом о втором храме Иерусалимском. Сын как слава Отца, и эта слава осенила пришествием Христовым и храм, и вселенную. Память святого пророка Аггея – 16 декабря. 99. Пророк Захария в главе 9 стих 9 пророчествует о входе Господнем в Иерусалим: Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Земные цари шествовали на конях, а Господь Праведный и Смиренный – на мирном животном. И дали плату Мне 30 сребренников. За 20 сребренников Иосифа продали, а здесь Мессию продали и бросили сребренники за землю горшечника, предах кровь неповинную. А в главе 12 стих 10 вещает: изолью от Духа Моего и верным – говорит пророк от лица Господа. Сотник узнал Господа: Воистинну Человек сей Сын бе Божий ( Мк. 15, 39 ). И весь народ... возвращался, бия себя в грудь ( Лк. 23, 48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

А по местам, на отлогой, террасовидной полянке, лес сменялся лугом, усеянным самыми разнообразными 615 . И вся эта густая красивая зелень была наполнена шумом жизни многочисленных обитателей: насекомых, птиц и животных. Вид на эту гору остается еще и доселе самым лучшим со стороны моря, именно там, где проходили свв. путники 616 . Но кроме этого, чисто внешнего, достоинства, как красивой местности, Кармил в глазах не только иудея, но и язычника имел другое значение, чисто религиозного характера. Горы вообще, как места значительно удаленные от земли и сравнительно более близкие к небу, этому недосягаемому для человека высшему жилищу божества, с самых древних времен у всех народов почитались местами священными. По крайней мере алтари или жертвенники обычно ставились на возвышенностях 617 ; все наиболее великие и славные дела Божие совершались на горах; на горе Арарат остановился ковчег, спасший от всемирного потопления остаток человечества для его продолжения 618 ; на горе Мориа Авраам, по указанию самого Господа, должен был принести в жертву своего сына Исаака 619 ; на горе Синай дан был закон евреям Иеговой 620 ; тут 40 дней и 40 ночей беседовал Моисей с Богом 621 лицом к лицу 622 ; на Хориве св. пр. Илия слышал слово Господне 623 ; на горах Гавал и Гаризим была прочитана Иисусом Навином книга закона пред всем Израилем 624 ; на горах были школы пророческие 625 ; на горе Мориа стоял ветхозаветный храм; горы были обычно любимым местом проповеди Господа Иисуса Христа 626 ; на горе Он молился 627 ; на горе совершилась страшная и спасительная голгофская тайна; на горе в Галилее было одно явление Господа ученикам по воскресении; с горы, наконец, вознесся Он на небо 628 . Посему некоторые горы именуются в св. Писании священными горами Божиими, горами Иеговы 629 . Подобное же священное значение было связано в истории еврейского народа и с горой Кармил. Тут издревле существовал жертвенник Иегове 630 . Сюда св. пр. Илия в то время, как нечестивый Ахав повсюду искал его для наказания 631 , собрал весь Израиль, 450 пророков Вааловых и 400 пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели 632  и обратился к этому собранию с такими грозными словами: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог , то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Бесполезную и неравную борьбу Ефремлян, пророк Исаия называет бесмысленным опьянением 628 . Ст. 6. …В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию… Какие жестокости испытала при сем несчастная Самария от своих победителей, раздраженных ее сопротивлением, можно видеть из речей пророческих. Беззащитные младенцы были разбиваемы о камни, беременные женщины разрубаемы пополам 629 ; пышная и богатая Самария сделалась грудою развалин в поле, местом для разведения винограда; низринуты в долину камни ее и обнажены основания ее 630 . Переселение Израильтян, учиненное Салманассаром, было уже второе 631 ; но, по своей обширности и всеобщности, оно то, собственно, и считается началом плена Ассирийского и концом Израильского царства, – и с этого то злополучного времени начинают сбываться грозные прещения Моисеевы о свержении сынов Израилевых с земли Ханаанской 632 . Считая от воцарения Иеровоама I, отторгнувшего за собою десять колен от Иуды в 980 году, до разрушения Самарии при Осии в 723 году до Р. X. – получаем период царства Израильского – в 257 лет. … и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских… Здесь указывается только главные пункты, где с наибольшей густотой расселены были переселенцы Израильские. Между тем, у пророка Исаии показаны еще и другие пункты, может быть, менее замечательные, напр., Елам, Сеннаар, Емаф. Многие Израильтяне убежали, как замечено выше, в Египет, а многие – в европейские земли, которые называются у Исаии островами моря 633 ; кроме этого, великое множество пленных Израильтян продано было в рабство по разным отдельным странам. Так рассеяны были сыны Израиля 634 . Ст. 7–23. Изложивши внешнюю сторону и исторические события, сопровождавшие пленение Ассирийское, священный повествователь рассуждает далее о внутренних причинах, подготовивших это печальное и роковое событие в истории народа Божия. 1 . Первой и основной причиной было отступление от истинной религии Иеговы, Бога Израилева. Началом этого отступления было то обстоятельство, когда «Израильтяне отторглись от дома Давидова и подарили Иеровоама, сына Наватова...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В заголовке книги заданы хронологические рамки пророческого служения Иеремии: «Слова Иеремии... которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его, и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце» (Иер 1. 1-3); это означает, что Иеремия мог произносить свои речи и проповеди в период с 629 по 586 г. до Р. Х. Однако, согласно главам 40-44, деятельность пророка продолжалась и после «переселения Иерусалима» в Вавилон, т. е. при правлении Годолии и нек-рое время после его убийства. Годолия правил, предположительно, от неск. месяцев до неск. лет, но, вероятно, это было не позднее 582 г. до Р. Х., когда, по-видимому, был осуществлен заключительный поход Навуходоносора в Сирию и Палестину. Последнее по времени событие, о к-ром сообщает И. п. к.,- оказание милости Иехонии Евилмеродахом - датируется 561 г. до Р. Х. Большинство речей Иеремии (главы 2-20, 22, 30-31, 33) не датированы. Речи с указанием времени относятся к периоду правления Иоакима либо Седекии и к более позднему периоду. С этим связаны высказываемые в исследованиях сомнения в том, что Иеремия начал пророческое служение ок. 627 г. Как правило, предлагается дата не ранее 609 г. Так, Кэрролл полагает, что самые ранние пророчества Иеремии в главах 2-6 относятся не к 627-609 гг., а к периоду после 609 г., т. е. связаны с нововавилонской угрозой. Бленкинсопп так же, как и мн. другие, указывает на невозможность датировать речи пророка периодом царствования Иосии ( Blenkinsopp. 1983. P. 160-161). Так, в речах Иеремии и повествованиях о нем не упомянуты события, связанные с реформой царя Иосии (4 Цар 23. 1-25), которые начались в 18-й год его правления (ок. 622 г. до Р. Х.). Одна из возможных, по его мнению, причин датировки начала деятельности Иеремии 627 г.- стремление привести срок его деятельности к круглой цифре 40, значимой для библейской традиции ( Blenkinsopp. 1983. P. 162).

http://pravenc.ru/text/293622.html

В одной своей книге старец Софроний говорит, что благодатная молитва о всем мире подобна молнии, которая озаряет светом всю вселенную. То же самое мы можем сказать и о жизни самого старца. Его жизнь на планете Земля была яркой и блистательной, она осветилась благодатью Божией. Всю свою жизнь старец творил молитву в глубоком покаянии и созерцании, и мы верим, что он молится и сейчас. Сейчас его молитва даже еще сильнее, ибо много может усиленная молитва праведного 626 . Я смиренно прошу у старца благословения и прощения. Во время заупокойной службы мне живо вспомнилась картина вознесения пророка Илии и крик Елисея: “Отец мой, Отец мой, колесница Израиля и конница его» 627 . Действительно, приснопамятный старец Софроний жизнью своей, своим словом был колесницей и конницей Израиля Божественной благодати. Поэтому я и заканчиваю эти простые и скромные слова сердечным взыванием: “Отец мой, Отец мой, колесница Израиля и конница его, благослови нас и мир " ». Слово Иерофея, митрополита Навпакта и Святого Власия, на успение старца Софрония, исихаста и богослова Благослови, Отче! Велика и притягательна сила Божественной мудрости. Как говорит мудрый Соломон: «Я полюбил ее и взыскал от юности моей, и пожелал взять ее в невесту себе, и стал любителем красоты ее... Она таинница ума Божия и избирательница дел Его» 628 . Эта внутриипостасная мудрость Божия есть Слово и Сын Его, открывшийся бестелесно пророкам и открывающийся во плоти апостолам и святым в последние дни. Други Божии являются в веках любителями этой мудрости. Возлюбив ее, они ищут ее душой и сердцем, эту приседящую престолу Твоему премудрость 629 . Как люди, они были слабыми и неуверенными в соединении суда и законов, но, облеченные Духом Святым, они жаждут только Желанного и ждут самого Последнего суда. Богословие Православной Церкви, отождествляемое с учением о нетварном свете и знании, происходящем из него, есть мудрость. Богословие есть и опытное знание, и «незнание, превосходящее знание», и знание, которое есть «образ будущего в чистом единстве разума, проникающее в таинства будущего». Так что я, вслед за Исааком Сирином , скажу, что оно есть плод безмолвия о Боге. Таким образом, безмолвие есть преддверие православного опытного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Видя толпу спереди и сзади их поклоняющеюся перед ними, скажите в уме: Тебе должно поклоняться, Владыко» (ст. 4–5). – Но послание Иеремии написано было к иудеям с целью предостеречь их от увлечения идолослужением в Вавилоне, а не к православным христианам. Последние никогда не имели и ныне не имеют никаких богов золотых и серебряных и деревянных; если же они называют иногда в разговоре иконы «богами» («вот богоносцы идут»), то – в переносном смысле, подобно тому, как портрет человека называют именем его, напр., указывая на царский портрет, говорят: вот Государь Император или Государыня Императрица. Из Св. Писания видно, что ковчег завета тоже называли Богом, так как он напоминал израильтянам Господа Бога. Так, «когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам израилевым» ( Чис. 10:35 – 36 ). Правда, у нас носят иконы на плечах, но ведь не все, что носят на плечах, есть идол. Наконец, если православные поклоняются иконам, то не как богам, – пот. что признают только одного истинного Бога, в Троице славимого, –а как святыне Божией, через которую действуют Сам Бог. 629 в) Сектанты говорят еще, что на употребление и почитание икон нет прямой заповеди Божией, а Господь, под угрозой наказания, повелевает соблюдать в точности, ничего не прибавляя и не убавляя, лишь то, что Им заповедано ( Втор. 27:10; 28:15 ; Нав. 23:6 ; Откр. 22:18 ). Действительно, в слове Божием нет прямой заповеди почитать иконы, но нет и запрещения. Воля же Божия о Почитании икон достаточно выражена в повелении изобразить херувимов. Что же касается той мысли сектантов, будто Господу угодно лишь то, что делается по особому Его повелению, то она совершепно несогласна со словом Божиим, которое представляет немало примеров противного. Так, напр., без повеления Божия патриарх Иаков на месте явлеения ему Бога поставил каменный сголб, возлил елей и назвал то место домом Божиим ( Быт. 28:18, 19 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«Возлюбленные, прибавляет Петр, 627 ожидая дня этого потщитесь явиться пред ним, неоскверненными и непорочными в мире, и долготерпение Господа нашего почитайте спасением как и возлюбленный брат наш Павел, но данной ему премудрости написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие писания». В этом должно видеть указание на послание Ап. Павла к Евреям, которое было им обнародовано в то же самое время. Апостол Павел о Новом и Старом Заветах Апостол Павел противопоставляет в нем Ветхий Завет Новому, объясняя, что Новый Завет превосходнее потому, что основателем его Сам Сын Божий, тогда как Ветхий установлен был ангелами, или посланниками Божиими. 628 Если же Ветхий Завет, основанный на первосвященстве человеческом, был обязателен, то тем обязательнее Новый, который Божественным Первосвященником своим имеет Самого Сына Божия. 629 Иисус несравненно превыше Моисея; тот был служителем Божиим, а Иисус Единородный Сын Божий. «А потому Иудеи и не должны упорствовать и предпочитать Моисея Иисусу Христу. 630 Новый Завет действительно есть тот окончательный покой, в который должен войти народ Израильский, потому что Завет этот соединяет его с Богом, в лице Божественного Первосвященника своего, примирившего нас с Богом. 631 Первосвященник этот не таков, как были первосвященники иудейские, избираемые из людей; но действительно может быть ходатаем пред Богом и есть совершение всех древних прообразовательных первосвященников. 632 Павел, стараясь доказать превосходство Нового Завета и священства его над Ветхим Заветом и над его священством, 633 выводить то же самое учение из событий ветхозаветных, которые были только прообразованиями событий Нового Завета, и доказывает, что древние праведники спасались одной только верой в грядущего Мессию 634 Этого-то Мессию имеют Евреи перед глазами своими, в лице Иисуса Христа, и к Нему-то должны они прилепляться, чтобы остаться верными ожиданиям отцов своих. 635 Послание свое оканчивает Павел, давая Евреям несколько нравственно-христианских советов. 636 Он объявляет им, что общий собрат их, Тимофей, на пути в Рим, и что в лице его он увидится с ними со всеми; 637 упоминает же про ученика этого для того, чтобы напомнить им как он некогда обрезал его в доказательство тому, что хотя и не соглашается подвергать обрезанию язычников, но не находит ничего предосудительного, когда обряд сей наблюдают Иудеи. Марк становится евангелистом, закончив свой труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Вопреки указанной неопределенности прав и обязанностей иудейских старейшин, вообще их обществевно- государственного положения, христианские пресвитеры по Св. Писанию имеют точныя и определенные свойства. Христианские пресвитеры получают пресвитерское звание не по каким-либо родовым преимуществам, наследственным правам, а, исключительно, через апостольское рукоположение. Дееписатель повествует, что св. Павел и Варнава проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере и (поучая), что многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие. Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и передали их Господу, в Которого уверовали 625 . Рукоположение апостольское, а не иное дает право быть пресвитером церкви. Христианские пресвитеры, получив свои права через апостольское рукоположение, были подчинены Апостолам, в особенности, Апостолу, их рукоположившему. Ап. Павел, например, призывает к себе пресвитеров, дает им наставление, как они должны поступать, чего должны оберегаться 626 . Из этого наставления ясно открывается, что христианские пресвитеры управляют не земным обществом, как старейшины иудейские, а Церковью Господа Бога 627 , что они хранители не юридических постановлений, а воли Божией 628 , что в своей деятельности они основываются не на внешнем законе, а на слове Божием 629 , что они совершенно чужды аристократизма, а должны поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать 630 . Пресвитерство, как видно, имеет связь не со старейшинством иудейским, а со служением апостольским, со служением, в котором наиболее полно и совершенно выразилось высочайшее духовно-нравственное начало. 3. Христианские пресвитеры имеют непосредственное отношение не к иудейским старейшинам, а к Апостолам и их преемникам-епископам. Ап. Петр 631 называет себя сопросвитером (συμπρεσβτερος) 632 и этим показывает, что пресвитеры, как и он, Апостол, имеют своей главнейшей, даже, единственной, обязанностью исполнение воли Божией, относительно спасения человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010