А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди...» Продолжая излагать Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Матф.7:12 ). Как нужно понимать эти слова? Слово «итак» говорит о том, что в этих словах содержится вывод из всего вышесказанного ранее. В 11-м стихе слово «итак» указывает на вывод, который делается из содержания стихов с 7-го по 10-й. В 12-м стихе слово «итак» указывает на то, что содержащийся в этом стихе вывод относится не только к 11-му стиху, но и ко всей предыдущей речи Спасителя, в которой говорилось об отношении людей друг к другу. Поэтому 12-й стих содержит в себе одну из главных мыслей Нагорной проповеди, призывающую людей жить в мире, любви и взаимном согласии друг с другом. Эта мысль являлась основным содержанием в проповедях Ветхозаветных пророков. Эта мысль является главным руководящим принципом для всех людей, готовых жить в святом общении с Богом. Эта мысль выражает основополагающие принципы чисто христианских взаимоотношений между людьми, проиллюстрированная яркими примерами из жизни Самого Иисуса Христа. Эта мысль, ставшая фундаментальным правилом взаимного общения людей, характеризует основы добропорядочности, вежливости и этики во многих странах мира. Поэтому в этих емких по смыслу и кратких по словесному выражению разбираемых словах 12-го стиха удачно отразились многие сходные суждения Библии. Например, в Ветхом Завете подобная мысль была выражена словами «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ). В Новом Завете говорится о милосердном отношении к ближним. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» ( Матф.6:14 ). О добродетельном и заботливом отношении между людьми сказано так. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» ( Матф.5:44–45 ). О благоприятной мере и суде, и отказе от злословия в отношении ближнего сказано так. «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.» ( Матф.7:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

– аваддон, а по-греч. – аполлион ( Откр. 9:1–12 ). Когда раздалась труба 6-го ангела, то голос, исшедший от золотого жертвенника Божия, повелел ему освободить четырех ангелов, связанных при великой реке Ефрате, для вооружения конного войска в две тьмы тем на умерщвление третьей части людей. Ужасные всадники в огненных, гиацинтовых и серных бронях восседали на ужасных конях – со львиным головами. Огонь, дым и сера выходили изо рта их, а хвосты их были подобны змеям и имели головы. Несмотря на погибель трети людей от огня, дыма и серы, остальные все же продолжали коснеть в нераскаянии ( Откр. 9:13, 21 ). Видения, предшествовавшие седьмому трубному гласу. А) Величественный ангел, облеченный облаком, с радугой над головой, с солнцеобразным лицом и с столпоогненными ногами сходит на землю, становясь правой ногой в море, а левой на землю и имея в руке раскрытую книгу. По гласу его, похожему на львиное рыканье, проговорили семь громов голосами своими, но сказанное ими воспрещено записывать св. Иоанну. Тогда ангел с торжественной клятвой возвестил, что после седьмой трубы совершится тайна Божия; Иоанну же дал съесть книгу, сладкую как мед во устах, но произведшую горечь во чреве ( Откр. 10 ). Б) После сего св. Иоанну повелено было тростью измерить храм Божий и жертвенник и поклоняющихся в нем, а также возвещено об имевшем последовать явлении двух великих свидетелей Божиих, которые будут пророчествовать на земле 1260 дней, со властью поражать землю всякой язвой, когда захотят. В конце сих дней зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, убьет их – к великой радости многих языков и племен, трупы же их останутся без погребения на три дня с половиной; после чего они ожили и взошли по гласу божию на небо на облаке. В тот же час произошло великое землетрясение и погибло 7 000 имен человеческих, прочие же воздали славу Богу небесному ( Откр. 9:1–14 ). По гласу трубы 7-го ангела раздались на небе громкие радостные голоса о наступлении и открытии вечного царства Христова на земле; и 24 старца пали на лица свои с благодарными славословиями Богу; и отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии, и голоса, и громы, и землетрясение, и великий град ( Откр. 11:15–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Авд.1:17 А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое. В день Господень гора Сион явится горою, на которой будет спасение для дома Иакова; гора будет неприкосновенной святыней. При этом, дом Иакова получит во владение наследие свое ( moraschehem), т. е. свою прежнюю область. LXX и Вульг. вместо morascehchem читали morischechem и перевели touV kataklhronomhsantaV autouV, eos qui se possederant; отсюда, конец ст. 17-го в слав. читается: «и наследят дом Иаковль наследивших я». Новейшие комментаторы чтение LXX предпочитают мазоретскому. Так. обр., по ст. 17-му спасенный дом Иакова овладеет теми, которые владели им, т. е. заимеет их территорию: «овладеет», поясняет блаж. Феодорит, «вашею (Идумеи) и других сопредельных народов землею». Домом Иакова, как и в ст. IV, пророк называет Иуду (ср. Hayм II:3 ). Авд.1:18 И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа – пламенем, а дом Исавов – соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это. Пророк в ст. 18-м сравнивает Иуду и дом Иосифа или Израиля с огнем и пламенем (ср. Ис Х:17; XXXIII:14), а Исава – с соломой, желая выразить мысль о силе и превосходстве народа Божия пред врагами. Обладание народа Божия наследием (ст. 17) будет, по смыслу ст. 18-го, таково, что другие народы или должны слиться с ним в один народ или же подвергнуться истреблению. Пророк указывает это на примере Исава. – И никого не останется (sarid) из дома Исава, слав. «и не будет избегаяй дому Исавову»: евр. sarid в некоторых списках LXX (Ват.) переводится сл. puroforoV, что Иероним передает frumentarius, «поставщик хлеба», – в других purforoV, «огненосец» (Алек. Кир., Феодорит, блаж. Иероним); обоими чтениями дается мысль, что у Едома погибнут даже те, которые находились при войске, но не принимали непосредственного участия в сражении. В некоторых списках LXX евр. sarid передается словом ekfugwn; отсюда и в слав. «и не будет избегаяй дому Исавову». Авд.1:19 И завладеют те, которые к югу, горою Исава, а которые в долине,– Филистимлянами; и завладеют полем Ефрема и полем Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Апостол такой же еврей, потомок Израиля (Иакова) и Авраама, как и его иудействующие противники. А в отношении к апостольству он несравненно выше их. В доказательство последней мысли он указывает на те многочисленные жертвы, какие он принес в деле своего апостольского служения. 2Кор.11:24 .  От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; Постановление закона Моисеева ( Втор 25:3 ) о наказании преступника 40-ка ударами было переиначено у иудеев, которые, во избежание того, чтобы случайно не было дано более сорока ударов, установили, чтобы ударов давалось только 39: 13 по груди и по 13-ти на каждое плечо. Отсюда мы узнаем, что ко времени написания 2-го послания к Коринфянам, т. е. около 58-го года Апостол Павел уже был судим на иудейском суде «пять» раз. Но в кн. Деяний об этих обстоятельствах ничего не сказано. 2Кор.11:25 .  три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; Книга Деяний сообщает только об одном случае избиения Апостола Павла «палками», т. е. вероятно прутьями (наказание римское): это было в Филиппах ( Деян.16:22 ). О побиении Павла «камнями» – см. Деян 14:19 . – Об опасностях, каким Павел до этого времени подвергался на море, также ничего не известно. 2Кор.11:26 .  много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, 2Кор.11:27 .  в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Ап. перечисляет те опасности, каким он подвергался во время своих апостольских путешествий. Он испытывал опасности на реках, которые приходилось переплывать и в то время, когда они бурлят и широко разливаются, приходилось ему подвергаться нападениям разбойников, которых много было в те времена, приходилось подвергаться опасности и в городах, жители которых иногда восставали против Павла, и в пустынях, где он мог погибнуть от голода, жажды и от диких зверей. Часто он повергал себя посту: это вероятно имело место тогда, когда ему приходилось изгонять из людей нечистых духов ( Мф 17:21 ), или же истощая свое собственное тело ( 1Кор 9:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Была маленькая кучка людей, которая действительно ревновала о богослужении и имела истинные понятия о Мессии, ждала Его с нетерпением, но она была так незначительна и так запугана и стеснена, что даже член синедриона Никодим должен был ночью, тайно от людей приходить к Иисусу Христу и выслушивать Его наставления. Как громом, вероятно, поразили иудеев слова Иисуса Христа, когда Он, явившись в Назарет и войдя по обычаю Своему в день субботний в сонмище, встал читать и, найдя место в книге пророка Исаии: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное ( Лк. 4:18–19 ), вдруг применил его к Себе: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами ( Лк. 4:21 ). Много раз читали они это и тому подобные места пророков, но за мелкими, земными, самоугодливыми интересами они пропускали их без надлежащего рассмотрения и проникновения. Надо было напомнить им, растолковать, пояснить. Сие и делает святой апостол Павел далее во всей этой главе, за исключением последнего 14-го стиха. Рассматриваемый нами стих не весь взят из одного места, а составлен святым апостолом. Первая часть: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя – взята из псалма 2-го, стих 7; а вторая часть: Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына – заимствована из Второй книги Царств, 7 глава, 14 стих. Никакого нет сомнения в том, что сей псалом второй – мессианский, и повествует о восстании нечестивых иудеев и язычников на Господа Иисуса Христа. В этом уверяют все апостолы ( Деян. 4:24 и далее), и так единодушно понимают отцы. Второе же место сказано было о Соломоне, сыне Давидове, который должен был построить Храм и который служил только прообразом Истинного Сына Давидова, истинного Царя мира. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Здесь одно сказано о плоти Христовой, именно: слова – Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына, означают воплощение Его; а другое, именно: Сын Мой еси Ты, означает не что иное, как то, что Он из Самого Отца».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/ek...

В болезни своей я имел желание посвятить себя иноческой жизни, о чем открылся чрез письмо брату моему большему Тимофею, и требовал от него на оное желание мое советов. Но, к несчастью моему, черновое письмо мое попало в руки братьев моих Кирилла и Василия, которые, желая за таковое мое желание и за другие слова, упомянутые в письме на счет их, меня наказать, при удобном случае письмо мое предложили родителю для прочтения. Он, прочтя, крайне на меня вознегодовал, и хотел меня за таковой поступок наказать, как отец, а я, как сын, в то же самое время примирился с ним, и опять по-прежнему поладили с обеих сторон. 1809-й год. В начале Января месяца родитель мой совершенно почти от болезни избавился; стал свободно ходить, употреблять пищу, и говорить так как здоровый, – чему мы радовались и благодарили Бога. 19-го числа после ужина, так как в часу 11-м, родитель почувствовал в голове своей жар и боль. Стал Богу молиться на сон грядущий; вдруг поднялась у него сильная мокрота, от чего он поперхнулся и стал кашлять, и всю ту ночь мучился жаром и перхотою, и едва дожил до утра. В таком положении родитель мой пробыл до 25-го числа, час от часа слабее и немощнее делаясь. В такое короткое время он так переменился в лице и в языке, что даже с трудом можно было услышать, что он говорил, и весьма опасен в жизни своей был; что видя, мы присоветовали ему грехи свои очистить покаянием и приобщением Тела и Крови Христа Спасителя. Родитель наш принял от нас совет сей с удовольствием, и оный в 25-е число поутру после утрени в точности исполнил. Я в тот день ввечеру молил Бога, чтоб даровал ему облегчение от болезни его. В это самое время подходить к нему родительница моя, и говорит: «Куда Александра благословляешь?» Он, собравши отягченные свои силы, сказал: «Богу». Она повторяет ему: «В какой должности велишь ему жить? С братьями, или в другую какую?» Он последнее произнес: «Бога чтоб боялся». Я был тем крайне доволен, что родитель мой вручил меня Богу, а не другому кому, повелел отдать себя в Его святейший Промысл, в Нем велел искать в скорбях и во всех требованиях благих Помощника; ибо не прегрешат вси уповающие на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

Во гробе плотью, а в аду душой, как Бог, в раю же с разбойником, и на престоле Ты был, Христос, с Отцом и Духом, всё Собою наполняя, не имеющий пределов. Яко живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения. Как живоносный, как более прекрасный, чем рай, Твой гроб – источник нашего воскресения – явился воистину блистательнее всякого царского дворца! Эти тропари заимствованы из богослужения Великой субботы и напоминают о погребении Иисуса Христа, о котором в Евангелии от Иоанна говорится: После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко ( Ин.19:38–42 ). Чтение этих тропарей указывает на еще один аспект символизма великого входа: он служит напоминанием о погребении Иисуса Христа. Эта тема прослеживается в целом ряде комментариев, начиная с первой трети V века, когда Исидор Пелусиот говорит о том, что «простертие чистой плащаницы над Святыми Дарами означает служение Иосифа Аримафейского» 777 . Однако включение тропаря «Благообразный Иосиф» произошло достаточно поздно: о нем ничего не известно ранее XIV века 778 . Два других тропаря были добавлены еще позже. При чтении трех указанных тропарей с дискоса и чаши снимаются покровцы и кладутся по краям престола, а воздýх священник снимает с плеча диакона и, подержав его над дымом от кадила, которое держит диакон, возлагает на Святые Дары, вновь произнося тропарь «Благообразный Иосиф». Затем он трижды кадит Святые Дары, произнося окончание 50-го псалма: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы» ( Пс.50:20–21 ). Чтение заключительных стихов 50-го псалма в данный момент Литургии впервые зафиксировано в XII веке и связано с тем, что в них упоминается алтарь (престол) и жертва 779 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Все 4 евангелиста повествуют о предсказании Иисусом на Тайной вечере отречения П. Рассказ этот почти идентичен у апостолов Матфея и Марка, но имеет заметные отличия у ап. Луки и еще более существенные - у ап. Иоанна. У Матфея и Марка предсказание отнесено к тому времени, когда Иисус уже был на пути в Гефсиманию , а у Иоанна оно приведено в отличающейся от синоптиков редакции. Материал ап. Луки вполне оригинален. Он единственный из евангелистов, кто вставляет в повествование о Тайной вечере рассказ о споре между учениками, кто из них должен почитаться большим. В ответ на претензии учеников Иисус произносит наставление о смирении, указывая на собственный пример, завещает им Царство и участие в эсхатологическом суде над 12 коленами Израиля (Лк 22. 27-29; ср.: Мф 19. 28). Непосредственно П. Иисус открывает: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». На заверение апостола о том, что он готов пострадать за Учителя и даже принять за Него смерть, Иисус отвечает: «говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк 22. 34). Необычны здесь слова, обращенные к П., о том, что сатана «просил», чтобы сеять учеников, как пшеницу. Словом «сеять» переведен глагол σινιζω, означающий «просеивать» (через сито). Судя по всему, речь идет о том, что Иисус молился Богу о неоскудении веры П. (ср.: Иов 1. 6-12; 2. 1-6). Взаимоотношения между Богом и сатаной таинственны и непостижимы, и неизвестно, почему Бог слушает сатану и позволяет ему совершать те или иные деяния над людьми. Но Иисус выступает здесь как Ходатай за Своих учеников перед Отцом. Его последняя молитва, о которой пишет евангелист Иоанн, является почти исключительно молитвой за учеников: Иисус просит Отца в числе прочего о том, чтобы Он сохранил их от зла, или от диавола (выражение κ το πονηρο в Ин 17. 15 означает «от лукавого»). Предсказание об отречении П. приведено у ап. Луки в более краткой форме, чем у апостолов Матфея и Марка. Матфей, сообщив о том, что Иисус и ученики, «воспев, пошли на гору Елеонскую», приводит пророчество Иисуса об отречении учеников. На это реагирует П.: «...если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Иисус отвечает ему: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики» (Мф 26. 31-35). Версия Марка (Мк 14. 27-31) почти идентична, за исключением предсказания Иисуса: отречение П. должно произойти не до 1-го, а до 2-го пения петухов.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Въехав в Иерусалим, Христос пошел в Храм, откуда выгнал всех торгующих, и опрокинул столы менял и скамьи продающих голубей, говоря им: Написано: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников. Тут же к Иисусу приступили слепые и хромые, и Он исцелил их. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию. Событием Входа Иисуса Христа в Иерусалим для предания Себя на поругание, на унижение, на мучительную и позорную смерть на Кресте открывается последняя страница общественного служения Господа. Сразу после этого начинается Страстная седмица – неделя страданий, издевательств, распятия и смерти ради спасения оставивших своего Бога людей. Традиция праздника Обычай праздника – приходить в храм на богослужение с пальмовыми ветками – возник на основании евангельского повествования. От восточной традиции употреблять в этот день вайи (ветви финиковой пальмы) возникло название праздника – Неделя «ваий», «Цветоносия», «Цветная». В России этот праздник называется «Вербным воскресеньем», так как вайи в связи с климатическими особенностями северных территорий заменяются вербой. Вход Господень в Иерусалим В некоторых храмах возрождают древнюю традицию, когда присутствующим за утреней раздаются букетики распустившейся вербы со свечами в память той первой встречи Господа. Молящиеся с вербой в руках встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как своего Владыку, как победителя сил ада и смерти. Особенности богослужения праздника Особенности великой вечерни После малого входа читаются три паремии. 1 .49-я глава книги Бытия, стихи с 1-го по 12-й. В этой паремии праотец Иаков призывает к себе своих сыновей и открывает им будущее их родов. 2 . 3-я глава книги пророка Софонии, стихи с 14-го по 19-й. В этой паремии Господь устами пророка призывает Израиль к радости, поскольку: «Устранил Господь преступления твои, искупил тебя из руки врагов твоих!». И здесь же Господь дает высокое обетование своим людям: «…и спасу угнетенную, и отвергнутую приму, и сделаю их похвалою и знаменитыми на всей земле».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 14 1–7. Неразумно обращаться с молитвой к идолам, когда миром управляет Божественный промысл. 8–11. Суд Божий над идолопоклонством. 12–20. Происхождение идолопоклонства. 21–31. Развращающее влияние его на нравственную жизнь. Прем.14:1 . Еще: иной, собираясь плыть и переплывать свирепые волны, призывает на помощь дерево, слабейшее носящего его корабля; Прем.14:2 . ибо стремление к приобретениям выдумало оный, а художник искусно устроил, 1–2 . В конце предшествующей главы писатель говорил о тщетности молитвы, обращенной к идолам. В первых стихах XIV гл. он приводит еще один пример этого. Собираясь плыть в море, «иной… призывает на помощь дерево», т.е. обращается с молитвой к деревянному идолу, который не больше как кусок дерева, и мореплавателю может оказать меньшую помощь, чем корабль, на который он садится: «слабейшее носящего его корабля». За прочность корабля говорит по крайней мере то, что он, задуманный с целью наживы, построен искусным техником (2 ст.). Выражение «художник искусно устроил» с греческого – «художник устроил премудростию, при посредстве премудрости» ( τεχντης σοφα κατεσκ). Мысль та, что Божественная Премудрость помогает человеку в устроении корабля, чего не бывает при делании идолов. Прем.14:3 . но промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах, Прем.14:4 . показывая, что Ты можешь от всего спасать, хотя бы кто отправлялся в море и без искусства. 3–4 . В важнейших обстоятельствах жизни, в которых люди тщетно обращались к идолам ( Прем.13:17–19, 14:1–2 ст.), только одно Божественное провидение может помочь и спасти. «Но промысл Твой, Отец, управляет кораблем». О наименовании Бога Отцом см. Прем.11:10–11 ст.; о промысле см. Прем.6:7 ст. Союз «но» указывает на такую связь мысли о промысле Божием с предшествующим: хотя корабль хорошо задуман и искусно устроен (2 ст.), но окончательный успех мореплавания зависит от Провидения (3 ст.). Вторая половина 3-го ст. дает основание для этой мысли: «ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах». Часто это выражение понимается в общем смысле, но прошедшее время глагола и последующая речь лучше согласуются с тем толкованием, которое видит здесь указание на чудо перехода израильтян через Чермное море. Бог, полный владыка моря, Он открывает свободный путь по нему даже тем, кто «отправлялся в море и без искусства». «Без искусства» ( νευ τχνης) в соответствии с «искусно устроил» 2-го стиха означает здесь не искусство управления кораблем, а искусство строить корабли. Выражение представляет метонимию: без искусства кораблестроения, т.е. без кораблей. Бог спас евреев, хотя они отправлялись в море, как по сухому пути, без кораблей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010