И с того времени ученик сей взял Ее к себе ( Ин.19:25–27 ). Евангелист Иоанн свято исполнил последнюю волю умирающего Учителя. Взяв к себе в дом Матерь Божию, он окружал Ее нежнейшими попечениями и до самого дня Ее блаженного успения не отлучался из Иерусалима, тогда как прочие апостолы рассеялись по разным странам для распространения евангелия. „Девственному ученику поручает девственный Господь девственную Матерь Свою“, замечает Блажен. Иероним; а в лице сего ученика Он усыновляет Своей милосердной Матери и всех верующих, которых не стыдится называть своими братьями“. Мк.15:33 . В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого. Тьма продолжалась от шестого часа до девятого, это – по нашему счету, от 12-го часа дня до 3-го пополудни. (Чит. объясн. 25 ст.). Тьма по всей земли. Это было не обыкновенное солнечное затмение, а чудесное, которое, вместе с другими, совершившимся в то же время, чудными явлениями в природе, как-то: землетрясением, распадением камней и пр., свидетельствовало о страшном событии – о смерти Христа, Сына Божия. Обыкновенное солнечное затмение не могло быть в день смерти Иисуса Христа, потому что тогда было полнолуние, когда не бывает затмения. Это затмение удивило языческих ученых тогдашнего времени (Флегона, Дионисия, из которых второй впоследствии сделался христианином и учителем церкви под именем Ареопагита, и др.). Об этом затмении так писал Дионисий: „Мы (он и его друг Аполлофан) оба, находясь близ г. Илиополя, увидели вдруг, что луна потекла на соединение с солнцем, хотя это не было время соединения, и оттого произошло затмение последнего. Потом, около 9-го часа мы опять увидели, что она обратно встала на свое место“ (Воскр. Чт. 18 г.). „Или Творец природы страждет, или машина мира разрушается“, воскликнул один из них (Дионисий) при виде затмения (Воскр. Чт. 17 г.). „Вся тварь, верная своему Творцу, пишет один из духовн. писателей, видя Его обнаженным, поруганным, покрылась мраком, подобно тому, как верные чада и домочадцы облекаются в чёрные одежды, при кончине родителей и домовладык своих, в знак глубокой печали“ (Тр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Истощённые люди валялись прямо на улицах и крышах своих домов. Нехватка хлеба и воды, скученность населения, сосредоточенная на небольшой территории, привели к вспышке эпидемических заболеваний. Смертность увеличивалась с каждым днём. Люди умирали сотнями. И те кто гибли от меча, были счастливее умирающих голодом. Вот как описал под свежим впечатлением совершившейся катастрофы все ужасы осады и взятия Иерусалима один из её очевидцев: «Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подаёт им... Кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево... Руки мягкосердечных женщин варили детей своих, чтобы они были для них пищею... Приблизился конец наш, дни наши исполнились; пришёл конец наш... Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошёл во врата Иерусалима» (Плач Иеремии 4:4,8,10,18:12). Исполнилось слово Писания: «Вот изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли...» ( Иер.7:20 ). Господь жестоко покарал Иудейское царство. Но Иерусалим сам виноват в своём падении. Торжествующие над ним враги – только слепые орудия гнева Божия, карающего иудеев за их преступления. «Всё это – за грехи лжепророков его, за беззаконие священников его, которые среди него проливали кровь праведников» (Плач Иеремии 4:13). Господь напрасно никогда не поражает людей страданиями. Пророк Иеремия в судьбе своего народа видит естественное последствие грехов, какими Израиль прогневал Бога. В течении долгих 19-и месяцев Иерусалим мужественно выдерживал упорную осаду и штурм вавилонян. «И находился город в осаде до 11-го года царя Седекии» ( Иер.52:5 ). Таким образом, осада длилась последние 3 месяца 9-го года правления Седекии, весь 10-й год и первые четыре месяца 11-го года. Когда силы осаждённых оказались окончательно подорванными, пехота вавилонян, одетая в лёгкие панцири и вооружённая мечами, луками, копьями и щитами ворвалась внутрь укреплений. Иерусалим подвергся беспощадному мщению победителя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Итак, покайтесь в этом пред Господом, Богом отцов ваших, и исполните волю Его: и отлучите себя от народов земли и от жен иноплемен­ных. И отвечало все собрание и сказало громким голосом: так, наш долг поступить по словам твоим» (ст. 9–12). Но и здесь, замечает Штаде, народ не обнаружил того энтузиазма к закону, какого, по-видимому, ожидал Ездра, потому что не прямо принялся за исполнение своего решения, а потребовал отсрочки и передачи дела в комиссию: 189 «это дело не одного дня и не двух», говорил народ (ст. 13), «пусть заступят начальствующие наши место всего общества» (ст. 14)... Таким образом, для более детального обсуждения всего этого дела, народное собрание постановило образовать следственную комиссию, в состав которой вошли «Ездра священник и главы поколений, от каждого поколения их (ст. 16)». В результате исследования, продолжавшегося три месяца, с 1 дня 10-го месяца, т. е. января 457 года, до 1-го дня 1-го месяца, т. е. до апреля 457 года (10:16–17), 190 оказалось 114 человек, «которые взяли жен иноплеменных»: 18 священников, 10 левитов и 86 мирян (ст. 17–43). «Все сии, – замечает в заключение повествователь. – взяли за себя жен иноплеменных, и некоторые из сих жен родили им детей» (ст. 44). Когда выяснились виновные, «они дали руки свои, в уверение, что отпустят жен своих, и что они повинны принести в жертву овна за свою вину» (ст. 19) 191 . Как видим, успех реформа Ездры имела довольно полный. В самом обществе почва для нее была уже значительно готова, и ему, по-видимому, больших усилий в этом случае не требовалось; – ему оставалось только своею проповедью и сильной, одушевленной покаянной молитвой раздуть уже без него загоревшийся в огонь ревности по закону до размеров всепожирающего пламени, до готовности с корнем и навсегда вырвать зло. не щадя даже самых нежных чувств кровного родства. 192 А где это нравственное воздействие встречало препятствия, там дело улаживалось, благодаря широким полномочиям от царя, дававшим возможность очень чувствительно угрожать непокорным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Мф.20:13 .  Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Мф.20:14 .  возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; Мф.20:15 .  разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Мф.20:16 .  Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. Слова, сказанные в Мф.19:30 , здесь (стих 16) повторяются, и это ясно показывает, что именно в них заключается цель, главная идея и нравоучение притчи. Смысл выражения не заключается в том, что всегда последние должны быть первыми и наоборот, но что может быть и так при известных, почти исключительных обстоятельствах. На это указывает употребленное в начале стиха οτως («так»), которое может здесь значить: «вот, в таких или подобных случаях (но не всегда)». Для объяснения 16-го стиха находят параллель в 8-й главе Второго Соборного Послания апостола Иоанна и думают, что она «дает ключ» к объяснению притчи, с чем можно согласиться. Иероним и другие поставляют стих и всю притчу в связь с притчей о блудном сыне, где старший сын ненавидит младшего, не хочет принять его кающегося и обвиняет отца в несправедливости. Последние слова 16-го стиха: «ибо много званых, а мало избранных», следует признать позднейшей вставкой как на основании свидетельства лучших и авторитетных рукописей, так и по внутренним соображениями. Слова эти, вероятно, заимствованы и перенесены сюда из Мф.22:14 и сильно затемняют смысл всей притчи. Мф.20:17 .  И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: (Ср. Мк.10:32 ; Лк.18:31 ). Слова Матфея не связаны никакими наречиями с предыдущим, за исключением союза «и» ( κα). Можно даже предполагать, что здесь пропуск в изложении событий, которые совершились незадолго до последней Пасхи (4-го года общественного служения Иисуса Христа), только отчасти заполненный Ин.11:55–56 . Ученики отозваны были, очевидно, потому, что речь Спасителя по своему содержанию требовала тайны или, как думает Евфимий Зигавин, «потому что не должно было сообщать этого многим, чтобы они не соблазнились».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс. 109 ст. 3. «В день силы Твоей народ Твой готов в благолепии святыни» (первая половина 3-го стиха). Образ Невесты Христовой в совокупности с приведенными выше стихами пс. 109-го, нами рассматриваемого, повторяется и в Откровении XIX, 6–8: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих Аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу: ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых». Жена Агнца, невеста Его (пс. 44-й), есть Церковь Христова; она же есть и «народ Господень, готовый во благолепии святыни», как говорит 109-й псалом; святыня же эта названа в Откровении виссоном чистым и светлым, который есть праведность святых. Таково воинство, окружающее Царя Мессию, Господа нашего Иисуса Христа в славе Его. Вторая половина 3-го стиха пс. 109 должна быть рассматриваема совокупно с стихом 4-м... Ст. 3-й (вторая половина) «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» 475 . Ст. 4. «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Ст. 3-й переносит нас мыслью в вечность «прежде всех времен». Перед нами раскрывается великое таинство, на которое не только мы, но и Ангельские силы взирают со страхом и трепетом: «В начале бе Слово и Слово бе у Бога, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся тем быша, и без него ничтоже бысть, еже бысть» 476 . Бог Сын, предвечно рожденный, со Отцом и Святым Духом присно покланяемый, открывается человеку и Ангелам 477 . Воплотившись на земле, Он являет в Своем Лице человекам Бога невидимого, ибо «Бога не видал никто никогда: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». «Аз и Отец одно» 478 . Прежде денницы, прежде появления света 479 когда «земля была безвидна и пуста и тьма над бездною: и Дух Божий носился над водою»; иначе, ранее сотворения мира, раньше времени, «из недра» 480 , т.е. из самого существа Божия, совершается таинственное рождение Того, «без Которого ничтоже бысть еже бысть»: который «Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного», и Которого дела суть дела Отца 481 , Сей есть Сын Божий, «рожденный прежде денницы», воплотившийся ради спасения нашего, Мессия, Слово Божие. Рождение Сына Божия не есть отдельное событие в ряду времен; это присущее Божеству свойство, и откровение об этой тайне в вочеловечении Сына Божия как благодатная роса оживило нравственно умиравшее человечество. «Оживут мертвецы Твои (Господи)... восклицает Исаия (XXVI, 19), – ибо роса Твоя роса растений, и земля извергнет мертвецов». «Подобно росе рождение Твое», говорить Псалом 109 ст. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

С 15-го стиха по 19 псалом рисует такие страдания, которые осуществились только в крестных страданиях умиравшего на кресте возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа. «Я пролился как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей». «Сила моя иссохла как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной». «Ибо псы окружили меня; скопище злых обступило меня; пронзили руки мои и ноги мои». «Можно было бы перечесть все кости мои. А они смотрят, и делают из меня зрелище». «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий». В опыте изучения Евангелия св. Иоанна Богослова мы сблизили эти слова псалма с Евангельскими событиями, как они рассказаны в XIX главе Иоанна и у трех других Евангелистов. Там мы указывали и на медицинские авторитеты, которые изучали страдания, естественно долженствовавшие сопровождать крестную страшную кончину, предшествуемую продолжительной мучительной агонией. Люди науки указывают на страшную жажду, на иссушение всех покровов, на невыносимую тоску, сопровождающую вытягивание всех мускулов и расширение всех кровеносных сосудов, на обнажение всех костей, выступающих сквозь натянутую кожу 433 . Все это вместе составляем такую картину страданий, которую не превзойдут никакие страдания других изобретенных злобою человека казней, ибо все они кончают жизнь человека быстрее, чем казнь крестная. Кроме того слова псалма, говорящие о стоящих окрест и смотрящих на картину страданий как на зрелище, исполнены буквально, как исполнились буквально слова о делении риз и метании жребия о хитоне 434 . К этому мы прибавим еще сближение 15-го стиха этого псалма с словами Евангелиста Луки о борении в саду Гефсиманском: «И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его как капли крови, падающие на землю» ( Лyk. XXII, 44 ) К этому состоянию могут относиться слова стиха 15-го: «Я пролился как вода». Но эти же слова являют уму и другое воспоминание: «И один из воинов копьем пронзил Ему ребра, тотчас истекла кровь и вода».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

С первых же слов главы 65-й пророк видит, что Господь откроется „не вопрошавшим о Нем, не искавшим Его, не именовавшимся священным именем Его“, иначе, другим народам, которые не были доселе особенно призваны Господом. Перечисляя беззакония Израиля, к которому „Господь простирал руки“ (2–7), пророк видит однако, что и среди этого народа многие спасутся (8–10); но те, которые оставили Господа, падут от меча (11–12), будут испытывать бедствия, будут презираемы, между тем как рабы Господни будут жить в покое, и мире и благоденствии (13–16). С 17-го и по 25 стих видение пророка поднимается до созерцания нового неба, новой земли, и совершенно новой жизни (ст. 25), которая настанет, как пророчествовал Исаия еще в XI главе, когда восстанет „Отрасль от корня Иессеева“ (ст. 1–8) 1813 . В главе 66-й видение еще расширяется, и обрядность закона Моисеева совершенно исчезает перед поклонением в духе и истине Богу Всемогущему. С первого стиха изменяется взгляд на храм Господу Богу; мысль о том, что с Иерусалимским храмом связано поклонение Богу и что вне его нельзя кланяться Творцу, устраняется: небо – единственный престол Божий. В первом стихе уже слышится будущее слово Еммануила, глаголющего: „разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его“ ( Ин. 2:19 ); и другое слово Его: „настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине“ ( Ин. 4:23–24 ) 1814 . В стихе 3 главы 66-й указывается 1815 , что жертвы, приносимые беззаконными руками, суть мерзость пред Богом; с 5-го стиха пророк видит отделение от Израиля церкви верных, которую гонят беззаконники и неверующие. Сион рождает сынов „целый народ“, тех мужей, о которых говорил Ев. Иоанн, что „они не от крови.... а от Бога родились“ ( Ин. 1:12–13 ). К ним и возглас: „возвеселитесь с Иерусалимом“ (10–11), ибо велика его будущность (12–14), а враги Господа, Мессии, говоря словами Псалма 109-го, будут положены в подножие ног Его. (ст. 15–17). Все народы земли призовет Господь ко спасению (18–21); из среды этих доселе чуждых народов будут поставлены и священнодействующие Господу, и всякая плоть будет кланяться Творцу и Спасителю своему (22–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ст. 20. «Господин мой! ты – царь и глаза всех израильтян (устремлены) к тебе, чтобы ты объявил им, кто сядет на престоле господина моего, царя, после него; Ст. 21. Потому что 3 случилось, что, как только (пришло время) господину моему, царю, почить с отцами своими, я с сыном своим Соломоном осталась в стороне». – В стихе 19 говорится, что Адония даже на пир, по случаю своего воцарения, не пригласил Соломона. Стих шестой третьего псалма переведен: «ложусь я, сплю и встаю; ибо Господь защищает меня». Точнее было бы перевести его так: «лег я в постель и сплю; если я встал, то потому, что Господь охраняет меня» 4 . Если уже с этимологической стороны древне-еврейский язык представляет не мало затруднений; то еще более затруднений представляет он со стороны синтаксической. Укажем два примера неточностей русского перевода с этой стороны. Стихи 22 и 23 псалма 117-го (в евр. Библии 118) по-русски читаются: «камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших». Перевод с синтаксической точки зрения не верен. По этому переводу подлежащим в 23 стихе является местоимение это. По моему мнению подлежащим следует считать то же, что и в стихе 22-м, т. е. камень, а это или этим будет сказуемым: «от Господа он стал этим, или таковым, и есть дивен в очах наших». Перевод LXX, а за ним и славянский вполне подтверждают нашу мысль: παρ Κυρου γνετο ατη, α στι ϑαυμαστ ν ϑαλμος μν=от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. Книга пророка Амоса начинается словами: «слова Амоса, одного из пастухов екойских, которые он слышал в видении об Израиле» (в еврейском тексте не слышал в видении, а созерцал). Более точным переводом было бы: «слова Амоса... о том, что он созерцал об Израиле». Слову сами же переводчики придают часто это именно значение, т. е. значение местоимения что. Утрата разграничения личных глагольных еврейских форм со стороны их значения должна была бы, кажется, побудить переводчиков заглядывать при переводе и в текст LXX. Еще более должно было побуждат их к тому то обстоятельство, что и самый текст еврейский нельзя считать безукоризненно верным и ни мало не поврежденным. Против его неповрежденности говорят, например, 12-й стих девятой главы пророка Амоса и 13-й стих 144-го (по еврейск. Библии 145-го) псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Это-общее пророчество, видящее далекие горизонты, и как мы думаем, видящее не только Вавилонское переселение, но и рассеяние Иудеев при Римлянах. Но вот (ст. 14) они возвышают голос свой и величают Господа „с моря“, славят Господа и на востоке и на островах моря. Кто они? Мы думаем, что это есть тот верный „остаток“, та „дочь Сиона“, из которого созидается будущая великая церковь Христианская. Восклицает она не из Иерусалима, который уже разрушен: голос ее воздымается из стран восточных и с островов моря, под именем которых разумеют весь греко-латинский мир, просвещенный проповедью Христианства. Заметим, что по-Еврейски вместо востока употреблено слово урим, в смысле света или страны света 936 . Англ. узак. перевод дает потому перевод стиха 15-го так: „Славьте Господа в огнях“ 937 ; другие переводят: „славьте Господа в свете“, с ссылкой на слова Ис. 9:1–2 „люди сидящие во тьме увидят свет великий“. Повидимому в том нельзя сомневаться, что читаемые нами стихи суть пророчество о тех временах, когда вспыхнули светильники Господни на островах моря, и возжегся тот огонь, о котором глаголал Господь. ( Мф. 5:14 ; Лк. 12:49 ). Потому-то и раздается глас славословия с островов моря. 16 . От края земли мы слышим песнь: „Слава Праведному!“ И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. От края земли несется (к Иерусалиму, как средоточию ветхозаветного мира) хвалебная песнь Единому Богу, Царю мира. В этой песни участвуют далекие страны, но не народ обетования, и горе охватывает сердце пророка. Горе это не за себя лично; это есть горе Иудеянина и жителя Иерусалима, предназначенного к разрушению, горе народа, к которому он принадлежит. Вникая в слова 16-го стиха, мы не можем отказаться от убеждения, что это есть откровение о священных событиях страданий и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Пророк видит „злодействующих злодеев“ 938 , задумавших убить Того, Которому вся вселенная кроме Иерусалима воспоет песнь: „Слава Праведному!“ А этот Праведный, по-человечески говоря, умирает в страшных мучениях на кресте, преданный братьями своими на распятие, окруженный ругающимися Ему злодеями (ср. Пс. 21 ). Исаия в ужасе, а между тем знает и чувствует, что он плотию и кровию принадлежит сам к этому роду злодеев. Он знает, что правда Божия взыщет с этого племени все его преступления (ср. Лк. 11:46–51 ) и он глубоко скорбит о народе своем, возмущаясь его злодействами. 17 . Ужас и яма и петля для тебя, житель земли. По указанию Шмидера (Iesaya in loco) три слова 17-го стиха: ужас, яма, петля 939 , на Еврейском языке выражаются тремя созвучными словами, что придает особую силу угрозе. Слова эти пахад, пахат и пах. 18 . Тогда побежавший от крика ужаса упадет в яму; и кто выйдет из ямы, попадет в петлю; ибо окна с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся. 19 . Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

2) Повествования о событиях, совершившихся по смерти Иисуса Навина встречаются в книге неоднократно. В 15-й главе книги, в стихах с 13-го по 19-й ( Нав.15,13–19 ), говорится о завоевании Хеврона Халевом и Девира Гофониилом. Из 1-й главы книги Судей оказывается, что и то, и другое случилось после смерти Иисуса Навина: »по смерти Иисуса Навина, сказано в 1-м стихе, вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на Хананеев воевать с ними? И сказал Господь: Иуда пойдет». После этого следует рассказ о подвигах Иуды, и стихи с 10-го по 15-й представляют полную параллель с указанным местом из книги Иисуса Навина. В той же 15-й главе, в стихе 63-м ( Нав.15:63 ) есть замечание: «Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня». Согласно 18-й главе, город Иевус или Иерусалим, при разделе земли Иисусом Навином, достался по жребию колену Вениаминову, а не Иудину; при жизни Иисуса Навина Иевус совсем не принадлежал сынам Израилевым. Первую попытку овладеть им сделало колено Иудино после смерти Иисуса Навина (по 1 гл. кн. Судей), во время войны с Адонивезеком. В начале 16-й главы, при описании удела, доставшегося сынам Иосифа, южная граница его определяется так: «от Иордана подле Иерихона, у вод Иерихонских на восток, пустыня, простирающаяся от Иерихона к горе Вефильской. От Вефиля идет предел к Лузу». Город Вефиль, имя которого известно из истории патриархов, у Хананеев назывался Луз. Другой Луз, упоминаемый при описании границы, позднейшего происхождения. Об основании его из книги Судей ( Суд.1,22–26 ) узнаем следующее: «сыны Иосифа пошли на Вефиль.., и высматривали сыны Иосифа Вефиль (имя же городу прежде было Луз), и увидели стражи человека, идущего из города, (и взяли его), и сказали ему: покажи нам вход в город, – и поразили город мечем, а человека сего и все родство его отпустили. Человек сей пошел в землю Хеттеев и построил (там) город, и нарек имя ему Луз (в воспоминание о своем прежнем родном городе). Это имя его до сего дня». Что же касается времени Иисуса Навина, то при нем существовал только древний Луз – Вефиль, как сказано в 13-м стихе 18-й главы ( Нав.18:13 ): «Оттуда предел идет к Лузу, к южной стороне Луза, иначе Вефиля». В 19 главе ( Нав.19,46–47 ) упоминается о том, что сыны Дана завоевали Ласем (или по книге Судей – Лаис) и назвали Даном по имени Дана, отца своего. О том же завоевании находим более подробный отчет в 18-й главе книги Судей. Состояние Израиля, изображаемое в 18-й главе, не дает права приурочить это событие ко времени Иисуса Навина. Сличение других историко-географических данных книги Иисуса Навина с соответствующими данными в прочих книгах Ветхого Завета приводит к одинаковому результату.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010