258 Darwin. Zoonomia or the Laws of organic life, 1796. Этот факт послужил темой для поэмы Wordsworth’ä goody Blake and Harri Gill. Мы со своей стороны должны к этому прибавить, что объяснить описанное выше болезненное явление – ощущение холода – одной навязчивостью идеи едва ли доказательно и справедливо: разумнее здесь можно допустить, что действительно это было небесное наказание за крайнее бессердечие богатого фермера к бедной женщине, быть может, умиравшей от холода в лютые морозы, и решившейся на дурной поступок в силу горькой крайности, а потому заслуживавшей, конечно, не оправдания своего поступка, но христианского снисхождения и прощения. Разве для научения великой истине любви человека к человеку нельзя допустить урок неба? (Свящ. Г. Д-ко). 263 Pettigrew. On superstitions connected with the history and practice of medicine and surgery, 1844, p. 101. 270 Пусть матери, отцы и воспитатели обратят внимание на этот факт: через это от массы несчастий избавят они своих детей и себя от ужасных нравственных страданий при виде больных своих детей. Свящ. Г. Д-ко. 272 Если бы родители и воспитатели уяснили себе значение подобных фактов, часто гибельно влияющих на нервную, восприимчивую природу детей, они меньше водили бы их на театральные и цирковые зрелища, где очень часто бывают сцены резни и выстрелы. Свящ. Г. Д-ко. 282 Подобные случаи, где речь идёт о проклятии и последовавшем несчастье, не все могут быть объяснены естественным чувством страха и, как результатом его – параличом известной группы нервов. Есть много засвидетельствованных случаев, когда дерзкий и непочтительный сын, совершенно бесстрашно относившийся к всякого рода замечаниям своих родителей, подвергался вдруг полному расслаблению тела или какого-либо важного органа, после проклятия родителей, возмущённых каким-либо необычайно грубым проступком сына. Ясно, что эмоция страха здесь недостаточна, как причина, объясняющая паралич. Разумнее допустить, что со словами проклятия, как и благословения, Господь соединил особенную силу. Такой взгляд и проводится во всей Библии. Свящ. Г. Д-ко.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

263 Дом Цицерона стоил на наши деньги свыше 250,000 рублей, дом Клодия – свыше 720,000 рублей; дом Мецената ценился баснословно высоко; что касается „золотого дома“ Нерона, то никто из современников не решался даже определять его стоимость; он был так велик, что обнимал собой поля, сады, луга, леса и даже озеро. Seidel, „Zur Zeit Jesu“, 1884, стр. 31. 264 Сельский ужин, данный Лукуллом Цезарю и Помпею, стоили свыше 9,000 рублей. Замечательно, что, тратя безразсудно невероятные суммы на удовольствия и роскошь, римлянин считал недостойным уделить что-либо из своих средств для облегчения горькой участи страждущего человечества, – и в Риме не было ни общественных больниц, ни богаделен, ни других благотворительных учреждений. „Зачем – говорит, напр., Плавт (Trin. 1: 2, 58) – давать что-нибудь ни­щему? – Что дадут, – все равно погибнет, а для бедняка удлинится только его жал­кая жизнь“. Вот суждение – вполне достойное дохристианского, языческого мира!». 268 Tacit. Hist. 5: 13: Pluribus persuasio incrat, antiquis sacerdotum libris continere, eo ipso tempore, ut valesceret oriens, profectique Judaea rerum potirentur. Виргилий также воспевает (Eccl., 4) сына Азиния Поллона, который восстановит золотой век; мальчик сойдет с неба и водворит на земле мир. 272 Сам Филон, в других отношениях весьма свободный от мечтатель­ности своих соотечественников, надеялся, что в мессианское время разсеянные иудеи перенесены будут в Иерусалим во мгновение ока ангелами (De exsecr., стр. 435; срвн. 3Ездр. 13: 13, 39, 40 ). 275 Таково, напр., имеющееся у нас под руками (в немецком переводе) жизнеонисание (?) Иисуса Христа, составленное французским жидом –Сальвадором: „Das Leben Jesu und seine Lehre, die Geschichte der Entstehung der christlichen Kirche, ihrer Organisation und Fortschritte während des ersten Jahrhunderts. Von J. Salvador. Aus dem Französischen von H. Jacobson“. Dresden. 1841. 276 См., напр., Strauss „Das Leben Jesu“, I, § 33; Bruno Bauer, „Die Kritik der evang. Geschichte der Synoptiker“, Leipzig, 1841, 1: 79.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

– 148 и Ватопед 322 (956) [ Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. C. 132–153], причем один список копирует другой. По мнению Ж. Леруа эта редакция была составлена не ранее середины XIII века ( Leroy J. La Vie. P. 24. N. 4). Подробнее об этой практике см.: Соколов И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины XI до начала XIII века (842–1204). Казань, 1894. С. 360–367. Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. XXXIII–LIII, 256–655. См., например: Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 617, 620, 621, 624. Mateos J. Le Typicon de la Grand Eglise. Roma, 1962. T. I. P. XXIII (Orientalia Christiana Analecta 165). Leeb H. Die Gesange im Gemeindegottesdienst von Jerusalem (vom 5. bis 8. Jahrhundert). Wien, 1970. S. 183-205. Ср. Papadopoulos-Kerameus A. Typikon tes en Hierosolymois ekklesiais. St. Petersburg, 1894. S. 40:15-41:1, 58:22-59:6, 74:18-32, 94: 4-19, 144: 11-15 (Analekta Hierosolymetikes Stachyologias II). РНБ. Греч. 216. Амфилохий, архим. Описание греческой Псалтири 862 года из собрания рукописей Преосвященного Порфирия, с точным снимком Символа веры, записи, азбуки и других признаков древнего письма//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. 1873. Октябрь. С. 378–381. Schneider H. Die biblischen Oden. S. 451. Ibid. Амфилохий, архим. Археологические заметки о греческой Псалтыри, писанной в конце IX века... М., 1866; Амфилохий, архим. Описание греческой Псалтири 862 года. С. 378–381. Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 264, 265, 272, 309, 321, 364, 382, 406, 480, 487. Там же. С. 339, 344, 359, 361, 376, 500, 502, 505, 511. Ср.: Papadopoulos-Kerameus A. Op. cit. S. 6: 1 – 7:11. Там же. С. 263, 320, 364, 382, 404, 446, 480, 487, 496, 541, 585, 607-608, 624. Арранц М. Указ. соч. С. 189–194, 200–201. Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 443–444. Ср.: Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 195. Leroy J. La conversion de saint Athanase l " Athonite а l " ideal cenobitique et l " influense studite//Le Millenaire du Mont Athos. 963–1963. Etudes et Melanges.

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

262 . Четыре стихаря черных сукна манетейного, оплечье у трех бархат зеленой, а у четвертого бархат таусинной, и по сказке Ризничего из тех стихарей один утерялся. Орари: 263 . Три ораря бархат золотной по червчатой земле, кисти шелк с золотом, у одного пуговицы серебряные, подложены два дорогами двоеличными, третий камкою алою чешуйчатою. 264 Орарь бархат Персидской золотной, обложен рытым бархатом, по краям и крест бархат червчатой, вместо кистей бахрама серебряная с обоих концов, подложен киндяком. 265 . Пять орарей бархат Виницейской по серебряной земле, осушка атлас зеленой с кистьми, подложены киндяком. 266 . Орарь бархат золотной. 267 . Орарь бархату рытого по червчатой земле, окладины атлас вишневой, подложен киндяком лазоревым. 268 . Три ораря бархатные полосатые лимонные по вишневой земле, ветхи. 269 . Три ораря камчатных белых, два опушены тафтою желтою, а третий камкою мелко-травною лазоревою, с кистьми. 270 . Два ораря атлас золотной, один по червчатой земле, другой по лазоревой земле, с кистьми, ветхи. 271 . Семь орарей дорогильных двоеличных, и в том числе у четырех кисти. 272 . Три ораря черного сукна манатейных. Патрахели: 273 . Патрахель бархат золотной по червчатой земле, окладины атлас зеленой, девять пуговиц серебряных, и из того числа шесть пуговок, кисти золотые, шесть крестов кружева серебряного, подложена дорогами желтыми. 274 . Патрахель бархат золотной по червчатой земле мелко- травной, десять кистей серебряных. 275 . Патрахель атлас золотной, на ней в шести местах пришиты Спасовы образа тканые, пятнадцать пуговиц золоченых, пять кистей шелк с золотом, подложена вишневою камкою. 276 . Патрахель атлас золотной, на ней тканы Спасовы образа промеж ими кресты, тринадцать пуговиц серебряных золоченых, кисти шелк с золотом, подложена дорогами двоеличными. 277 . Патрахель, на ней нашито одиннадцать Святых золотом и серебром по червчатому атласу, двенадцать пуговиц канительных, и в том числе в одиннадцати пуговицах по жемчужине, одиннадцать кистей шелк с золотом, подложена атласом зеленым.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1195 . Ledoyen H. La Regula Cassiani du Clm 28118 et la Règie anonyme de l’Escorial A. I. 13//RB 1984. 94. 154–194. 1196 . Leonardi C. Alle origini della cristianità medievale. Giovanni Cassiano e Salviano di Marsiglia//StudMed 1977. 3:18(2). 1057–1174. Bataillon//RSPh 1983. 67. 297. 1197 . Leroy J. Les Préfaces des écrits monastiques de Jean Cassien//RAM 1966. 42. 157–180. 1198 . Leroy J. Le cénobitisme chez Cassien//RAM 1967. 43. 121–158. 1199 . Levko J. Prayer in the work of John Cassian. Diss. Roma 1994. XXIV, 190. 1200 . Levko J. J. Temptation and its relationship to praver for John Cassian//Diakonia. [USA] 1996. 29. 85–94. 1201 . Levko J. J. Self-control in a life of prayer for John Cassiam//Diakonia. [USA] 1996. 29. 142–154. 1202 . Levko J. J. The relationship of prayer to discretion and spiritual direction for John Cassian//SVTQ 1996. 40(3). 155–172. 1203 . Levko J. J. Inside prayer with John Cassian//Diakonia. [USA] 1997. 30. 156–173. 1204 . McCann C. Spiritual mentoring in John Cassian’s Conferences//American Benedictine Rev. 1997. 48. 212–223. 1205 . McQueen D. J. John Cassian on grace and free will. With particular reference to Institutio XII and Collatio XII//Recherches de Théologie ancienne et médiévale. Gembloux 1977. 44. 5–28. 1206 . Main J. Prayer in the tradition of John Cassian. 1–3.//CistSt 1977. 12:3, 1977. 12:4, 1978. 13:1. 184–190, 272–281, 75–83. 1207 . Marrou H.-I. La patrie de Jean Cassien//OCP 1947. 13. 588–596. 1208 . Marsili S. Résumé de Cassien sous le nom de saint Nil//RAM 1934. 15. 241–245. [Доказывается, что трактат «О восьми помыслах», атрибуированный преп. Нилу Синайскому (PG 79, 1436–1464; рус. пер. в «Добротолюбии» т. 2), – компиляция на основе греч. перевода «Собеседований», I-II, и «Уставов», V-XII, преп. Иоанна Кассиана ]. 1209 . Martinez de la Escalera J. Casiano, el Cerratense у Pedro de la Vega OSH//Hispania sacrä Revista de historia eclesiastica. 1995. 47:96. 681–693. 1210 . Masai F. Recherches sur le texte originel du «De humilitate " de Cassien (Inst. IV 39) et des règies du Maitre (RM X) et de Benoit (RB VII)//Latin Script and Letters A. D. 400–900: Festschrift Presented to Ludwig Bieler on the Occasion of his 70 th Birthday/Ed. O’Meara J. J. and Naumann B. Leiden 1976. 236–263.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

389 г. (XV, XIV, 8) для Галлии. 263 Ambros. Ep. XL, 25, Migne s. l. t. XVI; Summachus (lib. III, Ep. XXXIII, Migne s. l. t. XVIII) благодарит Амвросия за освобождение его брата Марцеллина. 264 Victor Op. cit. Epitome c. 48, 17: auri argentique grande pondus sublati atque expensi a tyranno multis e suo restituere. 265 Ang. (Migne s. l. t. XL) De civit Dei, V, 26. Zosim Op. cit. IV, 47. Guldenpenning und Ifland (Op. cit. s. 174) считает, что великодушие это сравнительно невелико, так как Феодосий был, в существе дела, единодержавным правителем. Основания – Oros. VII, 35, где будто бы читается “solus”. Заметим, что в тексте “solus” нет, а оно является просто разночтением и притом очень спорным. Впрочем, в данном случае важно, что Феодосий не лишил Валентиниана императорской короны, что легко было сделать. Даже Зосим и тот смотрит на поступок Феодосия, как на благодеяние. Ср. Broglie Op. cit. VI, p. 244. 270 Феодосий, будучи в Италии, жил в разных городах. В Риме он прожил до сентября 389 г. Большую часть он прожил в Милане, пользуясь обществом духовного наставника Амвросия. Ср. Tillemont Op. cit. V, 2, p. 689; Guldenpenning und Ifland Op. cit. s. 179. 271 Cod. Theod. XIV, II-2, дата – 14 июля 391 г., Аквилея. Это был последний закон, данный на западе. 272 Брольи (Op. cit. VI, p. 332) объясняет риск Феодосия тем, что это была та самая провинция, которая пострадала от его преступления, т. е. разумеется Фессалоникийская драма. Склоняя голову в темных лесах, участвуя в засадах, Феодосий как бы хотел этим искупить свой грех. 274 Zosim. Op. cit. IV, 49. Zosim. в IV, 50 замечает: вот что случилось с Феодосием после уничтожения Максима. 276 Tillemont Op. cit. V, 2, p. 697–698; Rauschen Op. cit. s. 334, anm. 3. Найдена надпись, что Феодосий после смерти тирана обложил ворота золотом, отчего они стали называться золотыми. Это были ворота, которые вели из предместья Гебдомон на широкую улицу, проходившую чрез город. Здесь много было статуй, и между прочим – статуя Феодосия. См. Corpus inscriptionum latinarum III, I, Berlini, 1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Джоунз сомневается в точности даты этого похода у ал-Вакиди (с 12 раби I), поскольку 14 раби I, когда был убит Каб б. ал-Ашраф, Мухаммад находился в Медине [Jones, 1957, с. 263]. Видимо, следует считать, что произошло очень частое смешение раби I и II. Справедливость этого предположения подтверждается тем, что 12 раби II, как и указывает ал-Вакиди, приходится на четверг. 256 Эта местность точно не локализуется. Согласно Ибн Исхаку, Бахран – рудник в Хиджазе «выше ал-Фуру» [Самх., т. 2, с. 258], а ал-Фуру находится в 8 баридах (96 милях) от Медины. 96 миль, по данным ас-Самхуди, должны равняться 170 км [Самх., т. 1, с. 72; т. 2, с. 189, 294]. Вероятно, Бахран следует искать в верховьях вади ал-Фар», находившихся в зоне расселения бану сулайм. На карте TAVO В VII, 1 Бахран (в форме Buhran) помещен около Мадин Бану Сулайм. 266 На мысль о том, что скандал, связанный с Хафсой (указываются и другие причины), произошел вскоре после женитьбы на Хафсе и до смерти Зайнаб (умерла в раби II 4 г. х.), наводят слова Умара, сказанные Хафсе: «Не возвратится к тебе [симпатия] посланника Аллаха, ведь нет у тебя ни красоты Зайнаб, ни прелести Аиши» [Балаз., А., с. 427], если только не имелась в виду Зайнаб бт. Джахш. 270 Четверг 5 шавваля (3 г. х.) [Вак., с. 206; Балаз., А., с. 313]. В точном соответствии с этим битва, происшедшая через день, датирована ими субботой 7 шавваля (23 марта 625 г.). Другие даты см. табл. 2. 271 Ал-Вакиди и Ибн Хишам сообщают, что ал-Аббас будто бы известил Мухаммада о выступлении мекканцев, но письмо пришло почти одновременно с их прибытием [Вак., с. 202; Вак., пер., с. 102; И. Хиш., с. 557]. Скорее всего, этот эпизод сфабрикован для возвеличения прародителей Аббасидов. 272 Вак., с. 214; Вак., пер., с. 106; И. Хиш., с. 560; и др. Из этого следует, что примерно половина боеспособного мужского населения Медины предпочла остаться дома. Сообщается, что будто бы на пути к месту битвы к Мухаммаду хотели присоединиться иудеи, союзники Ибн Убаййа, но он отказался от их помощи, не желая побеждать неверующих с помощью неверующих.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Первое: сталинское руководство действительно верило в существование миллионов «врагов», и это служило важнейшим мотивом «большого террора». Второе: на самом деле большинство жертв террора были вполне лояльными советскими гражданами, невинно пострадавшими от произвола государства. Этот последний вывод подтверждается фактом массовой реабилитации жертв сталинского террора, проведенной на основании проверки следственных дел. С. 250-251 Говорится о том, что движущей силой массовых репрессий 1937 г. были местные руководители, опасавшиеся проигрыша выборов в Верховный Совет и желавшие уничтожить всех недовольных. Это положение не подтверждается фактами и противоречит реальным событиям. Авторы позаимствовали его из спорной книги Ю. Н. Жукова «Иной Сталин», не указав, что эта точка зрения не разделяется многими историками и подвергается критике (См. например: Павлова И.В. 1937: выборы как мистификация, террор как реальность//Вопросы истории. 2003. 10). С. 263. Решение о возможности вступления СССР в Лигу наций было принято Политбюро не 20 декабря, как пишут авторы, а 19 декабря 1933 г. С. 271 Приводится обширная цитата из так называемой речи Сталина на заседании Политбюро 19 августа 1939 г. Историки давно считают этот документ, опубликованный, кстати, во Франции в том же 1939 г. с определенными политическими целями, фальшивкой. (Обзор критики этого документа см. Случ С.З. Речь Сталина, которой не было//Отечественная история. 2004. С. 272 «Как показало дальнейшее развитие событий, «пакт Молотова-Риббентропа» в значительной степени предопределил победный исход Великой Отечественной войны. Кто знает, если бы у СССР не было двух дополнительных лет подготовки к отражению агрессии, немецкие армии, начав наступление с прибалтийского плацдарма, могли быстро дойти до Москвы». Опираясь на мнение переводчика Сталина В.Н. Павлова, слова которого они перефразируют, о целесообразности заключения пакта, авторы игнорируют огромную научную литературу по данному вопросу и наличие различных точек зрения и дискуссий.

http://pravmir.ru/ekspertnaya-komissiya-...

Образование ума должно состоять в том, чтобы напечатлеть в нем все истины веры так глубоко, чтобы они составляли существенную потребность его духовной природы, без которых он не мог бы обходиться. Упражнения эти следующие: чтение и слушание Слова Божия, отеческих писаний, житий св, отцов, взаимное собеседование и испрошение совета у опытных людей 263 . Все это – и источники истин, и способы почерпать их – способствуют напечатлению их в уме и вместе поддержанию духа ревности. 264 «Часто ни внутреннее, ни внешнее делание не помогает», говорит преосвящ. Феофан; «дух остается в усыплении. Спеши читать что-нибудь и из чего-нибудь 265 . Это не поможет, – беги к кому-нибудь на беседу. Последняя редко остается без плода. 266 Все, что усвояется умом, должно воздействовать на сердце, иначе такое усвоение будет совершенно бесполезно 267 . Закон для всех этих упражнений, говорит преосвященный, таков: «напечатлей истины так, чтобы они возбуждали», или «уясни истину, содержи в уме, пока вкусит сердце. У Св. отцов говорится просто: помни, содержи в уме, имей пред глазами». 268 Образование воли состоит в напечатлении в ней, путем упражнения в частных добродетелях, – смирения, кротости, терпения, воздержании и пр., – настроения, противоположного главным немощам воли – своеволию, непокорности, нетерпению ига. Общее к тому средство – самоотверженная покорность воле Божией – выражается с одной стороны, в исполнении по порядку в каждый день добрых дел, возможных по положению каждого, с другой – в навыке узнавать и исполнять волю Божию во всех случаях жизни 269 , но при этом необходимо поставить за правило, чтобы в деле приобретения добродетелей всегда простираться в предняя ( Фил.3:13 ) и не останавливаться. В земных путешествиях остановки не причиняют вреда; не то в путешествии жизни духовной: каждая остановка здесь грозит потерей прежде приобретенных добродетелей. 270 Для успеяния в добродетелях преосвящ. Феофан, между прочим, рекомендует избрать преимущественно одно доброделание и держаться его неуклонно: «оно будет грунтовое», говорит он, «как канва – по ней и на другие переходить» 271 и указывает эту добродетель – надежнее всех, по его словам, «подаяние милостыни, которая до Царя ведет» 272 . «Больше всего помогайте нуждающимся», писал он неоднократно из своего затвора. «Кто бы ни приходил к вам со слезами, не отпускайте его, не осушивши сей слезы... Из-за руки нуждающегояся всегда узревайте протянутую к вам руку Самого Господа» 273 . «В ней (благотворительности) больше всего отражается свет богоподобия» 274 . А живущим в мире, говорит он, – «нечем спасаться, кроме милостыни». 275

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

234. предприниматели. (фр.) 235. Точность – вежливость поваров. (фр.) 236. Слова действующих лиц созвучны названию букв французского алфавита. 237. «Злословец». (фр.) 238. Вальтера Скотта. 239. напыщенностью. (фр.) 240. достоинством. (фр.) 241. То, что мне противно… (фр.) 242. Что нас очаровывает в историческом романе – это то, что историческое в них есть подлинно то, что мы видим. (фр.) 243. Шекспир, Вальтер Скотт… достоинство и благородство. 244. Барнав, Исповедь. Обезглавленная женщина. Евгений Сю. Де Виньи. Гюго. Бальзак. Сцены из частной жизни. Шагреневая кожа. Мрачные рассказы. Озорные (рассказы). Мюссе. Ночной столик. (фр.) 245. Байрон. 246. Послания патриархов и царей не принадлежат к чистой литературе, так как имеют иное назначение. (фр.) 247. «Вудстоке». (англ.) 248. Аббат Шапп. (фр.) 249. Противоядие. (фр.) 250. Трагические повести. (фр.) 251. Авантюристы и т. п. (фр.) 252. Предупреждение читателю. (фр.) 253. Жизнью жертвовать истине. (лат.) 254. высший свет. (Англ. и франц.) 255. Была Троя. (лат.) 256. обозрения. (англ.) 257. Жюль Жанен. 258. по заблуждению или резонно. (фр.) 259. поведения. (фр.) 260. супружеская неверность. (англ.) 261. в их потребности к низости. (фр.) 262. я это восстанавливаю. (фр.) 263. Маро, вскоре затем, вызвал расцвет баллады, слагал триолеты, рифмовал маскарады. (фр.) 264. Кокетка, недотрога. (фр.) 265. «Сельский человек». (фр.) 266. Корова мирно наполняет повисшее вымя. (фр.) 267. «ученых» вместо «небожителей». (лат.) 268. Оправдательные документы. (фр.) 269. Господин Удар, быть может вам поверят, но к несчастию у вас нет хвоста. (фр.) 270. Последний том Карамзина. (фр.) 271. Кузина Любомирской. (фр.) 272. Рассчитываю вернуться к Шуйскому. (фр.) 273. Вот добросовестная книга, читатель. (фр.) 274. В том же положении, как и до войны. (лат.) 275. «Шесть месяцев в России». (фр.) 276. отвращенный. (фр.) 277. шло своим ходом. (фр.) 278. захватывает все. (фр.) 279. Вольтер. 280. Стерн. 281. Раули. (англ.) 282. «Хорек». (фр.) 283. Точность – вежливость королей. (фр.)

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010