Эта привратница никому не внушает уважения, и послушники, греки и русские, класс самый праздный и испорченный в городе, избирают местом пребывания женские монастыри. Когда их спрашивают, что они там делали, ответ всегда один и тот же: они зашли попить чаю к землячке. Но вместо чая пьют водку, и, выпив однажды, приносят ее с собой. Иногда эти шумные чаепития имеют менее трагическое завершение, и послушники навеселе уходят за стены города, в Гефсиманию, Вифанию, в пустынь Святого Иоанна, чтобы писать там эклогу под оливами. Иерусалимский Патриарх, во время своего пребывания здесь, рассказал мне несколько скандальных сцен в монастырях, в которых, как представляется, принимали участие русские женщины. Я обратил внимание Его Блаженства, что надзор за монастырями осуществляется греческими настоятелями, которые там проживают, и вмешательство консульства в то, что там происходит, не представляется возможным вследствие жалоб, которые от них исходят; что следует поэтому настоятелям немедленно доводить до моего сведения о каждом скандальном случае, связанном с русскими. Чтобы покончить с этими громкими сюжетами, Патриарх решил предупредить настоятелей, что всякий раз, когда случатся беспорядки в русском монастыре и новость достигнет консульства прежде, чем настоятель принесет жалобу, отвечать будут патриаршие епитропы – за потакание обвиняемым. АВП РИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 3342, л. 1–9об. На фр. яз. 173. Отношение Б.П. Мансурова к И. Д. Консула в Иерусалиме В.И. Доргобужинову Константинополь 17 декабря 1858 г. Подлинник На бланке РОПиТ Милостивый государь Владимир Ипполитович, С удовольствием принимая падающую на меня третью часть из 1200 франков, то есть четыреста франков, следующую по сделанному соглашению с директором Иерусалимской французской почты г-м Гуармани на уплату за перевозку из Яффы в Иерусалим и обратно официальной корреспонденции моей как с Иерусалимскою Духовною Миссиею нашею, так и с тамошними консульством и агентством, имею честь покорнейше просить Вас, милостивый государь, не примете ли Вы на себя труд выплачивать г-ну Гуармани следующие с меня деньги, по определенным Вами срокам, из сумм, порученных мне правительством и оставленных мною в распоряжении Вашем на известные Вам предметы. О решении, какое по сему делу Вы признаете за нужное принять, покорнейше прошу Вас, милостивый государь, почтить меня уведомлением. С совершенным почтением и проч. АВП РИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 1804, л. 13–13об. 174. Отношение главной конторы РОПиТ к И. Д. консула в Иерусалиме В.И. Доргобужинову

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

561 4 апреля 1656 г. в алтаре Успенского собора произошла первая ссора между патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем в связи с решением патриарха совершать лишь одно освящение воды в праздник Богоявления – накануне, так как царь узнал о несогласии антиохийского патриарха Макария с мнением патриарха Никона . Для разрешения спора царь вызвал Макария с дороги обратно тут же написанным письмом (антиохийский патриарх выехал из Москвы 25 марта) – П. Алеппский 4, 166–167, 169. 562 Серебряный, вызолоченный, с золотым венцом оклад на эту икону с исторической «летописью» на нижнем поле датируется 1657 г. – Рогожкина 2002, 54–55. 563 Костромич Максим Григорьев, доставивший икону в Воскресенский монастырь, получил от патриарха Никона «провозу 20 алтын». По дороге и в обители Никон раздавал милостыню – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 43, л. 223–223об.; Писарев 1904, 138. 567 Текст кондака, воспроизведённый непосредственно с иконы, цит. по изд.: Зеленская 2002, 192–193. 569 Зеленская 2002, 195. В середине XVIII в., когда Голгофский резной деревянный иконостас 1685 г. был заменён новым, образ Господа Вседержителя поместили с западной стороны центрального столпа «в новых рамах позлащённых и посеребрённых с цировкою»: к иконе были привешены белые коралловые чётки патриарха Никона – Музей «Новый Иерусалим», ф. 1, оп. 1, д. 216, л. 137об. В XIX в. икона была перенесена в крестовую часть Воскресенского собора и помещена в киоте перед правым клиросом – Леонид 1876, 298. 570 Музей «Новый Иерусалим», ф. 1, оп. 1. д. 1880, л. 13об. Иконы, воспроизводящие варианты иконографии «Спас на престоле с припадающими митрополитом Филиппом и патриархом Никоном », были обнаружены в подмосковных церквах и Иверском монастыре патриарха Никона . По мнению Л.И. Денисова, в XIX в. копия с воскресенской иконы находилась в Троицком соборе Николаевской Берлюковской пустыни Богородицкого уезда Московской епархии – Денисов 1908, 438 476). П.М. Силин, описывая в начале XX в. имущество Иверского Валдайского монастыря, отметил находящуюся в приделе Иверской иконы Богоматери соборного Успенского храма икону Христа Спасителя, изображённого сидящим на престоле с припадающими к Его стопам в молении справа патриархом Никоном, слева – митрополитом Филиппом. По заключению историка, эта икона написана в XVII в. старцами оршанского Богоявленского Кутеинского монастыря по заказу патриарха Никона (П.М. Силин определил размеры иконы: высота 1 аршин 14 вершков, ширина 1 аршин 3 вершка, т. е. 132,6 84,2 см) – Силин 1901, 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1845 - Субботин. Переписка. 1. С. 36-38). Специальное исследование «О трепогружательном Крещении в греках» было включено Павлом в «Краткое соображение о некоторых верах» (ОР РГБ. Ф. 247. 739. Л. 27об.-31; 1846), подготовленное им к собору, на к-ром решался вопрос о чине приема Амвросия. Последний вместе с иноками Павлом и Алимпием на соборе 27 (по др. данным, 28) окт. 1846 г., проходившем в Белой Кринице, лично свидетельствовал, что в Греческой Церкви Крещение совершается в 3 погружения. Сравнивая чины Крещения в Греческой и Русской Церквах, Павел пришел к выводу, что первая «погрешила» против Православия гораздо меньше, чем вторая, в к-рой крещение совершается якобы через обливание. Это послужило отправной точкой для обоснования Павлом необходимости принять Амвросия в старообрядчество «от греков» 3-м чином, а не 2-м (как это произошло в действительности), мнение, к-рому Павел остался верен вплоть до своей смерти (5 мая 1854). Известны еще 2 произведения инока Павла, посвященные этой проблеме: «Уверение сомнящемуся другу» (ОР РГБ. Ф. 247. 739. Л. 2-13об.; 1846-1849) и «Возражение со стороны древлеправославной Церкви на доводы сомнящихся и неприемлющих христопреданное священство, по причине якобы всеобдержно делающегося у греков в Крещении обливания, откуду прият на основании святоотеческих правил присоединившийся в нашу православную веру греческий митрополит Амбросий» (ОР РГБ. Ф. 247. 265. Л. 153об.- 266об.; 1849-1854). Идеи Павла в защиту Б. и. получили законченный вид в обширном труде «Прение с безпоповцами о священстве» («Десять посланий к безпоповцам»; 1852-1854; ОР РГБ. Ф. 247. 225, 531, 857), созданном в ходе полемики с Павлом Прусским . Отвечая на вопрос последнего, сходит ли благодать Св. Духа на «еретическую» хиротонию (под к-рой понимаются в т. ч. рукоположения, совершаемые в послениконовское время в Русской и Греческой Церквах), Павел Белокриницкий развил свою теорию о видах благодати. По его мнению, благодать, подаваемая в таинстве Священства, бывает 2 видов: «воздательная» («сановная»), воспринимаемая как «православным», так и «еретическим» духовенством через правильное совершение чина таинства (его «видотворение»), и «утвердительная» благодать, к-рой нет вне «православия» (старообрядчества).

http://pravenc.ru/text/77938.html

О миссионерской работе РПЦ, в затрагиваемом в настоящей работе периоде, частично приведены материалы в изданиях Кальнева М.А. (обличение секты «иоаннитов» Ефимова А.Б. (история православной миссии Шкаровского М.В. (о миссии РПЦ в XX в. и др. Ключевая проблема миссионерской работы РПЦ в период 1870-х гг. – начала XX в. может быть определена словами свщмч миссионера Иоанна Восторгова следующим, справедливым для всей территории Российской империи, образом: «Миссионерское и школьно-миссионерское дело в Казани и по Волге (тоже и по Сибири – одни условия) требует внимания, напряженной деятельности и денег» письмо л. 10–13об]. То есть, основными проблемами признаются отсутствие: 1. должного внимания церковной иерархии и всех верующих к делу православной миссии, 2. надлежащего усердия в его реализации и 3. достаточного финансирования миссионерских деяний и содержания самих миссионеров. Важность изучения истории Русской Православной Церкви именно в миссионерском ее аспекте подчеркивается словами известных миссионеров не связанных непосредственно с российской церковной историей. Анастасий (Яннулатос), ныне глава Албанской Православной Церкви, Блаженнейший архиепископ Тиранский и всей Албании, отмечал в одном из своих докладов: «Трудно вообразить истинное Православие, лишенное мощного тяготения к вселенской миссии» Миссионер-исследователь греческого происхождения Иаков Стамулис в своем труде с. 329], со ссылкой на о. Всеволода Шпиллера пишет: «С точки зрения Православия, Церковь сама по себе есть миссия» [курсив в оригинале текста – прим. С.А.М.]. Период 1870–1905 гг., вплоть до 1917 г. был периодом расцвета миссии РПЦ, затем наступило затмение этого основополагающего вида церковной жизни. Это затмение Св Патриарх Кирилл характеризует такими словами: «В течение жизни трех, почти четырех поколений наших соотечественников Русская Церковь была Церковью молчания. Она не могла … перед лицом мира и общества обличать грех своего народа, потому что это обозначало бы для нее прекращение всякого вообще служения. Но она избрала молчание, и это молчание было красноречивее любого красноречивого слова. И народ все понимал. Он понимал, где Божия правда, а где ложь и грех» с. 12–13].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Однако только в 1902 г. каждая расходная запись книги стала сопровождаться распиской или квитанцией (ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 16). 6 Печатается по: ЦГИА СПб. Ф. 2216. Оп. 1. Д. 14. Л. 357–357об. Впервые: КП. 1913. 47. С. 796–797. 7 Сурский монастырь практически полностью существовал на средства отца Иоанна. Сборы, производимые в самой обители, были минимальны. Так, в январе 1902 г. из «проскомидийной кружки» поступило в монастырскую казну 8 руб. 13 коп.; от продажи восковых свечей – 9 руб. 25 коп.; от продажи просфор – – 15 руб. 31 коп.; из тарелки «в пользу монастыря кошельковые деньги» – 1 руб. 43 коп. (ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 16. Л. 12об., 13об.). 9 Преосвященный Иоанникий (Казанский) посетил Сурский монастырь в мае в праздник Вознесения Господня, а храм во имя Живоначальной Троицы в скиту Летовской рощи был освящен отцом Иоанном 14 июня 1902 г. (Котлин. 1902. 18 июня, ?» 135). 10 Печатается по: ЦГИА СПб. Ф. 2216. Оп. 1. Д. 14. Л. ЗбО-ЗбОоб. Впервые: КП. 1913. 47. С. 798. 16 20 января отец Иоанн освящал придельный храм в честь святого апостола Андрея Первозванного в Самарской слободе, устроенный преосвященным Гурием в память первого посещения Самары отцом Иоанном. Накануне торжества освящения в храм был отправлен архиерейский хор для пения на торжественной всенощной и Литургии (Там же. С. 93). 17 Отец Иоанн посетил семинарию 19 января, а женское училище 20 января, помолился в храмах этих учебных заведений и обратился со Словом к воспитанникам и воспитанницам. Юношей он призвал «достигать совершенства во Христе» и в этом видеть «главную цель образования», а девочек – «подражать Царице Небесной, хранить чистое и доброе сердце» (Там же. С. 90–91, 97–98). 21 Одна из палиц отца Иоанна хранится в экспозиции музеяквартиры Батюшки в Кронштадте (см. снимок с нее в кн.: Об решение портрета. С. 50). 22 В Елизаветино-Воскресенском Вохоновском скиту (см. примеч. 1 к письму монахине Флорентин от 6 сентября 1901 г.). Печатается по: Вед. 1902. 1 июня, 116 (перепечатка из Черниговских губернских ведомостей).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

• РГИА. Ф. 799. Оп.ЗЗ. Д.318. Л. 13об. Из книги «Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области». Выпуск 3. Белохолуницкий и Богородский районы. Е. Л. Скопин Село Полом (Вобловица), Спасская церковь каменная, построена в 1757 году, расстоянием от города Вятки в 105 верст, от уездного города в 70 верстах. Деревянные часовни в деревнях Бережневской, Гавриловской и Иванцовской, причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика; квартиры для причта казенные. Земли усадебной 5 десятин 360 сажень, пахотной 33 десятины, сенокосной 32 десятины 1240 сажень. Братский денежный доход по общей кружке священнику 267 руб., диакону 178 руб., псаломщику 89 руб.; по частной кружке священнику 180 руб., диакону 120 руб., псаломщику 60 руб. Руги собирают на весь причт до 120 пудов ржи, 200 пудов овса и 50 пудов ячменя. Прихожан православных русских 2762 муж. пола и 3047 жен. пола. Приход состоит из 54 селений на расстоянии 1-22 версты. Село расположено на низменном левом берегу реки Вятки, местность лесистая. В селе две школы - церковно-приходская и земская. В приходе три училища: одно министерское одноклассное в 8 верстах и два земских в 8 и 11 верстах. Главное занятие прихожан земледелие и отхожие промыслы. Никакими ремеслами, кроме плотничных работ и катания валенок, крестьяне не занимаются. В селе имеются земская больница, аптека, ветеринарная амбулатория с полным медицинским и аптекарским персоналом, волостное правление Редькинское, квартиры земского начальства, станового пристава и помощника лесничего. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». Полом (Вобловица, Спасский Полом, Спасо-Вобловицкое) " Указом Вятской Духовной консистории от 12 марта 1751 года 184 разрешено " старую Ильинскую церковь разобрать и вновь построить каменную Спасскую церковь, с приделом в честь Святого Пророка Илии " . Ильинский придел каменной церкви освящен в 1756 году, а главный престол холодной церкви - в 1770 году, во имя Нерукотворного Образа Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=11819

1032 Там же. Рапорт игумена Феогена (Тарана) епископу Сумскому и Ахтырскому от 20 октября 1958 г. 1033 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 55, л. 105. 1034 Точная дата рождения схиигумена Антония неизвестна. В послужных списках монахов Глинской пустыни за 1899 г. и указан 1868 г. (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 82; Там же, д. 2, л. 11); в списках за 1918 г. (Там же, д. 3, л. 5) и 1944 г., а также в наградных списках за 1946 г. указан 1870 г. в списках за 1945 г. (АУПЦ. Список монахов Глинской пустыни Шалыгинского района на 22 февраля 1945 г.) — 1861 г. 1035 АСЕУ. Наградные списки монашествующих Глинской пустыни за 1946 г. 1036 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 82. 1037 Там же, д. 2, л. 11. 1038 Там же. 1039 ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 13об.—14. 1040 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 82; Там же, д. 2, л. 11; Там же, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 14. 1041 Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. М., 1883. С. 180. 1042 ЦГИА, ф. 796, оп. 194, д. 1164, л. 3. 1043 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 5. 1044 ЦГИА, ф. 796, оп. 442, д. 2716. 1045 Там же, д. 2654. 1046 Там же, д. 2716. 1047 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 6. 1048 ЦГИА, ф. 796, оп. 204, д. 271, л. 1. 1049 Там же. 1050 Там же, л. 2 1051 ГАСО, ф. Р3131, оп. 3, д. 132, л. 6. 1052 АСЕУ. Наградные списки монашествующих Глинской пустыни за 1946 г. 1053 АШР. Докладная записка секретаря исполкома Шалыгинского райсовета депутатов трудящихся о проверке проживающей в монастыре Глинская пустынь молодежи от 20 февраля 1951 г. 1054 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 65. 1055 Там же. 1056 Там же. 1057 Там же. 1058 АСЕУ. Список монахов Глинской пустыни, представленных к наградам в 1946 г. 1059 Там же. 1060 ЦГАДА, ф. 1183, оп. 1, д. 172, л. 3. 1061 Там же, л. 2. 1062 Там же. 1063 Там же, д. 88, л. 2 об. 1064 Там же, д. 172, л. 1. 1065 Там же, л. 4. 1066 Там же, л. 1. 1067 Там же, д. 88, л. 6. 1068 АСЕУ. Послужной список архимандрита Антония (Проходы). Далее сведения о жизни архимандрита Антония приводятся в соответствии с этим документом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   Там же. Письмо Евстратия, епископа Сумского и Ахтырского, архимандриту Тавриону (Батозскому) от 16 октября 1957 г.    Там же. Указ Святейшего Патриарха Алексия от 13 января 1958 г.    Там же. Рапорт игумена Феогена (Тарана) епископу Сумскому и Ахтырскому от 20 октября 1958 г.    ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 55, л. 105.    Точная дата рождения схиигумена Антония неизвестна. В послужных списках монахов Глинской пустыни за 1899 г. и указан 1868 г. (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 82; Там же, д. 2, л. 11); в списках за 1918 г. (Там же, д. 3, л. 5) и 1944 г., а также в наградных списках за 1946 г. указан 1870 г. в списках за 1945 г. (АУПЦ. Список монахов Глинской пустыни Шалыгинского района на 22 февраля 1945 г.) — 1861 г.    АСЕУ. Наградные списки монашествующих Глинской пустыни за 1946 г.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 82.    Там же, д. 2, л. 11.    Там же.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 13об.—14.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 82; Там же, д. 2, л. 11; Там же, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 14.    Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. М., 1883. С. 180.    ЦГИА, ф. 796, оп. 194, д. 1164, л. 3.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 5.    ЦГИА, ф. 796, оп. 442, д. 2716.    Там же, д. 2654.    Там же, д. 2716.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 6.    ЦГИА, ф. 796, оп. 204, д. 271, л. 1.    Там же.    Там же, л. 2    ГАСО, ф. Р3131, оп. 3, д. 132, л. 6.    АСЕУ. Наградные списки монашествующих Глинской пустыни за 1946 г.    АШР. Докладная записка секретаря исполкома Шалыгинского райсовета депутатов трудящихся о проверке проживающей в монастыре Глинская пустынь молодежи от 20 февраля 1951 г.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 65.    Там же.    Там же.    Там же.    АСЕУ. Список монахов Глинской пустыни, представленных к наградам в 1946 г.    Там же.    ЦГАДА, ф. 1183, оп. 1, д. 172, л. 3.    Там же, л. 2.    Там же.    Там же, д. 88, л. 2 об.    Там же, д. 172, л. 1.    Там же, л. 4.    Там же, л. 1.    Там же, д. 88, л. 6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   001    002   003