Разобрав и по порядку опровергнув все их обычные возражения, я перешёл от апологии Православия к обличению штунды. Мне удалось, наконец, взять всецело в свои руки беседу, заставить сектантов слушать меня, поставив их самих в необходимость защищаться; тогда-то и стала видна всем православным, да и некоторым сектантам вся гибель отчуждения последних от св. Церкви. Под конец продолжительной беседы начали уже между собой разногласить боле видные мои собеседники – Исидор Мыкытась и Ф. Шевченко, что вселило во мне маленькую надежду на лучший успех дальнейших моих бесед. По желанию самих сектантов на следующий день, 29-го числа, назначена была беседа об иконопочитании. Сектанты, видимо, подготовлялись к ней. Беседа обещала быть оживлённой и многолюдной, ибо многие, узнав о ведении мной бесед в Музыкиных-Хуторах, приехали из окрестных мест, прибыли некоторые и из Херсона. В виду особенной важности для сектантов предстоящей беседы о. Галабутский обратился к ним с следующим словом увещания, призывающим их к мирной, спокойной беседе. «Идите по всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). Исполняя заповедь своего божественного Учителя, св. апостолы, а за ними целые сонмы мучеников за веру, за проповедь Евангельского учения пошли по этому трудному пути, пролили свою кровь за исповедуемое и проповедуемое ими учение Христово. И теперь по тому же пути идут миссионеры, эти великие труженики, не имеющие иногда, подобно своему Пастыреначальнику Христу, где главы подклонити, терпят они скорби, лишения и бедствия, подвергаются даже опасностям лишиться жизни, но бодро перенося всё это, проносят слово Божие во все концы вселенной. Вот и к нам прибыл один из таких тружеников миссионеров, посвящающий свои молодые, пока еще крепкие силы этому святому и многотрудному делу. Выслушаем же предлагаемые нам беседы с полным вниманием, дабы напечатлелись они в сердцах наших, с крепостью и смирением, как это прилично такому святому делу, без которой с любовью ничего не может быть доброго, как учит апостол, и наконец с искренним желанием найти тот единственный истинный путь, который приводить к царствию небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Η. Глубоковского – Василий. 127 Доброумов Я. Д. История Никольского духовного училища за 75 лет его существования (1822–1897)//Вологодские ЕВ. 1898. 13, 1 июля. С. 330. Здесь же приводится список воспитанников, получивших впоследствии высшее образование (Там же. С. 330–332). Училище было закрыто в 1918 г. Историческая записка о Никольском училище составлена его преподавателем Я. Д. Доброумовым по поручению правления в связи с юбилеем училища, который торжественно отмечался 16–17 декабря 1897 г. «История училища» печаталась в 1898–1899 гг. в «Вологодских ЕВ» и затем была издана отдельно (Вологда, 1900). В рецензии на книгу (ЦВ. 1900. 27, 6 июня. Стб. 863–867) Глубоковский привел ряд сведений о своем пребывании в училище. 128 ЦГИА СПб. Ф. 2162. 11. Л. 13–13 об. Письмо Глубоковского смотрителю Никольского училища А. Г. Ермолаеву от 12 нояб. 1916 г. 132 Доброумов Я. Д. История Никольского духовного училища...//Вологодские ЕВ. 1898. 13, 1 июля. С. 322. 137 Воспоминания Никифора Александровича Ильинского «Из далекого прошлого». Л. 31. (Частное собрание). «Хотя ревизора и ждали, но он приехал в Никольск раньше ожидаемого времени. Вследствие такой неожиданности все, начиная со смотрителя, немало растерялись. Д. Ф-ч [Попов], помощник смотрителя, в один вечер обошел все квартиры и делал ученикам наставления, как себя держать в классе и на квартирах, если ревизору угодно будет посетить ученические квартиры» (Там же). 138 [Григоревский М. X.] Отчет о ревизии духовно-учебных заведений Вологодской епархии. [СПб.,] 1875. С. 33. В самом большом по численности Вологодском духовном училище тогда же обучалось 316 воспитанников, в Тотемском – 99, Великоустюжском – 157, в самом «малолюдном», Вельском – 68 (Там же. С. 1, 11, 18, 26). 139 Там же. С. 39. Подробно о здании училища и внутренних помещениях рассказывает в своей «Истории...» Я. Д. Доброумов (Вологодские ЕВ. 1899. 15, 1 авг. С. 377–386). В 1882–1888 гг. для училища было выстроено двухэтажное каменное здание на ул. Миллионной (ныне ул.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

—215— жизнь – для правдивой, изученной и воспроизведенной художником действительности. Он приучил к художественной правде и показал, как ее находить в не подкрашенной, непосредственной действительности и как богата сюжетами для творчества эта обыденная, человеческая жизнь. Он – родоначальник здорового, не отрицающего эстетизма реального направления, учитель и вдохновитель наших лучших поэтов, литераторов и художников. Вот одно из свидетельств о том известного романиста И.А. Гончарова: «Первым прямым учителем моим – говорит Гончаров – в развитии гуманитета, вообще в нравственной сфере был Карамзин, а в деле поэзии мне и моим сверстникам, 15–16-летним юношам, приходилось питаться Державиным, Дмитриевым, Озеровым, даже Херасковым, которого в школе выдавали тоже за поэта. И вдруг Пушкин! Я узнал его с Онегина, который выходил тогда периодически, отдельными главами: Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг – и какие правды – и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, хлынули из этого источника, и с какими блеском, в каких звуках! Какая школа изящества, вкуса, для впечатлительной натуры»! «Пушкин – говорит Гончаровы в другом месте – был наш учитель – и я воспитался, так сказать, его поэзией… Лермонтов весь, как старший сын в отца, вылился в Пушкина. Гоголь объективностью своих образов обязан Пушкину же». Знаменитый наш драматург А.Н. Островский засвидетельствовал, что «Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют». Гений Пушкина вызвал к новой жизни и русское искусство. Не его ли образы, не его ли мip видений и грез дали нами Глинку, Даргомыжского, Рубинштейна, Чайковского? Поэтические образы Пушкина начинают пробиваться также в область ваяния и живописи. «Никто из поэтов наших – говорит Гоголь – не выше Пушкина и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему». И в самом деле, как могуче сказывается гений поэта в картинах родной природы, в так памятных всем блестящих описаниях времени года и как еще выше и величественнее выражается он в создании характеров, в воспроизведенных

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка: Означенные в отношениях рукописи получены и переданы ординарному профессору Академии Григорию Воскресенскому и и. д. доцента Сергею Смирнову . Определили: Принять к сведению. XV. Записки профессоров и преподавателей Академии П. Цветкова , Г. Воскресенского, Н. Заозерского , М. Муретова , А. Беляева , А. Шостьина , А. Введенского , С. Глаголева , А. Спасского, И. Андреева , П. Соколова, Н. Городенского и С. Смирнова о выписке книг, которые они считают нужным приобрести для академической библиотеки. Определили: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки, по справке с ее наличностью, означенные в записках книги и о последующем представить Правлению Академии. XVI. а) Представление библиотекаря Академии Константина Попова: «Честь имею представить на благоусмотрение Совета Академии выбор и назначение к выписке в библиотеку на будущий 1900 год периодических изданий. При сем прилагаю список периодических изданий, высылаемых в академическую библиотеку в текущем 1899 году». —371— б) Список периодических изданий, высылаемых в академическую библиотеку в 1899-м году. Определили: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки на 1900 год следующие издания: А. Иностранные: 1 . Academy. 2 . Analecta Bollandiana. 3 . Archiv für Geschichte der Philosophie. 4 . Archiv für katholisches Kirchenrecht. 5 . Archiv für slavische Philologie. 6 . Byzantinische Archiv. 7 . Beweis des Glaubens. 8 . Nuovo Bulletino di archeologia christiana. 9 . Expositor. 10. Guardian. 11. Iahrbuch des Vereins für wissenschaftliche Pädagogik. 12. Neue Iahrbücher für das klassische Altertum Geschichte und deutsche Litteratur und für Pädagogik. 13. Theologische Literaturzeitung. 14. Mind. 15. Mittheilungen und Nachrichten des deutschen Palästina-Vereins. 16 . Römische Quartalschrift. 17 . Theologische Quartalschrift. 18 . Theoligish-practische Quartalschrift. 19 . Church Review. 20 . The english historical Review. 21 . Revue biblique.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—414— между прочим, сказал, что его, может быть, переведут наблюдателем лесов на самый север, на остров Парамусиро. Вот было бы хорошо для наших Сикотанцев, если они туда, действительно, опять переселятся. Христианин-чиновник сохранит их и от соблазнов (так как сам блюдет свою веру), да может защитить их и от каких-нибудь несправедливостей, если таковые последуют со стороны языческих чиновников 3–15 августа. Стояли в Рубецу до 10 часов утра (чтобы прийти в Неморо при свете: ходу всего 18 часов). Было тепло, хорошо. Только живописные горы острова покрыты были густыми, низко сидящими облаками. Мы долго шли вдоль берегов Итрупа, любуясь его живописными горами, иной раз принимавшими самые причудливые формы. Особенно запомнилась скала «Лев», напоминающая собою знаменитого Сфинкса. Погода была относительно хорошая, море достаточно спокойно, можно было до некоторой степени и не хворать морской болезнью, хотя я и не мог вполне примириться с качкой. Но вот вошли в пролив между Итрупом и Кунасири. Я еще издали заметил какое-то странное явление в море: гладкая, почти зеркальная поверхность воды после какой-то невидимой черты вдруг начинала неистово волноваться, почти клокотать. Эта встреча течений из Океана и из Охотского моря. В этом месте всегда толчея, волны короткие, невыносимые для склонных к морской болезни. Мы некоторое время шли по самой грани этой толчеи: справа море спокойное, слева клокотание. Это, конечно, было весьма интересно наблюдать, но, когда пришлось переходить чрез толчею, я стал подумывать, не пора ли и в койку ложиться. Хуже всего было то, что к вечеру стали набегать туманы, из-за которых еще более задерживался и без того не вполне курьерский наш ход. В семь часов, однако, я не выдержал и лег, надеясь завтра встать уже при полном спокойствии моря в Немороской пристани. 4–16 августа. Проснулся я очень рано, часа в 4 и сразу с удовольствием заметил, что пароход наш стоит на якоре: стало быть, пришли. Скорее одеваюсь, и на палубу: Густой туман окутала нашу «Кванко-мару», не видать нигде ничего. Мы стоим на якоре в открытом море, да и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—39— рождает подобное себе. Если же скажут, что божественная природа Отца лежит выше всякого страдания, то очевидно она должна быть и вне оговора в этом, и как первообраз наших благ не может рождать меньшего Себя Сына, но равного и единосущного, дабы столь превышающий нас Бог не оказался ниже даже нас. Иное – чрез сведение к нелепости. Показуя Себя равным Богу и Отцу, Христос говорить негде к Своим ученикам: видевый Мене виде Отца ( Ин.14:9 ). Каким же поэтому образом, будучи таковым по природе, как Сам истинно удостоверяет в этом, будет иметь в Себе меньшее, по недомыслию неких? Ведь если Он, будучи меньшим, показует в Себе Отца, так что между Ними нет никакого различия, то это меньшее должно быть отнесено к Отцу, как служащему неподдельным образом для Сына. Но это нелепо. Посему не меньше Сын, в Коем изображается совершенный Отец. Иное. И каким образом Сын может иметь меньшее, чем что есть в Отце, если Он со всею правотой говорить: вся, елика имать Отец, Моя суть ( Ин.16:15 ), – и опять к Отцу и Богу (обращаясь): вся Моя Твоя есть и Твоя – Моя ( Ин.17:10 )? Ведь если, по неразумному мнению, некоторых, Сын действительно меньше, то, поскольку Он говорить истину к Отцу: Моя твоя есть и Твоя Моя, это меньшее будет относиться и к Отцу, а большее точно также к Сыну, так как положение дел оказывается безразличным, если в Каждом из Них является присущее Другому, и что принадлежит Отцу, то – и Сыну, и наоборот, что является присущим свойством 406 Сына, то принадлежат и Отцу. Ничто по- —40— этому не будет препятствовать называть Отца меньшим Сына, а Сына – бльшим Отца. Но верх нелепости даже только и мыслить нечто таковое. Следовательно, равен и не меньше Тот, Кто имеет общие с Отцом преимущества 407 сущности. Иное – из того же. Если все, что имеет Отец, все это без сомнения принадлежит Сыну, а в Отце есть (только) совершенное: то совершен будет и Сын, имеющий свойства и преимущества (сущности) Отца, – а следовательно – не меньший, как нечестиво думают еретики. Иное – чрез сведение к нелепости, с присоединением умозаключения. Пусть скажут нам изливающие на свою голову пламень неугасимый и отказывающиеся от правомыслия в божественных догматах, измышляющие извороты разнообразных умозаключений к обману и погибели неискусных: лучше ли Отец Сына, как имеющей больше пред Ним, если (Сын) меньше, как болтают те, – или нет? Но, наверное, полагаю, что скажут: лучше (Отец). А в таком случае пусть отвечают: что лишнее окажется имеющим Отец в обладании этим бльшим 408 , если Он не лучше? Ведь если совсем нет ничего такого, то уже уничтожается наконец всякий упрек на Сына (в том, что Он меньше Отца). Если же, напротив, есть весьма много, следовательно, Он уже (Отец) лучше, как имеющий бльшее, – то пусть в таком случае ответят и научат нас, если они действительно мудры: чего ради Отец, родив Сына, родил не равного Себе, но меньшего? Ведь если бы оказывалось лучше родить Сына во всем Себе равного, то кто же мог воспрепятствовать сделать что!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иное. Если веруем, что божественная природа не допускает какого-либо превращения и изменения по отношению к своей сущности, то каким образом Отец, как бы оставив Свое место, может превратиться в бытие Слова? Ведь Он будет причастен изменению, как подвергшийся сему по необходимости, – не будет тем же, как не сохранивши того, чем Он был изначала. А если это нелепо, ибо изменяемость совершенно чужда божественной природе: то Отец, следовательно, не может подвергаться превращению в Слово, но всегда будет Отцом, обладая, как Бог, непреложностью и неизменяемостью. Иное – от того же, истолковательно 799 Единородное Слово Бога и Сын, показуя Себя Богом истинным от Бога Отца истинного явив- —54— шимся, говорит: вся, елика имать Отец, Моя суть ( Ин.16:15 ). Но хотя Сын и есть наследник всех присущих Отцу по природе свойств, существуя из Него по природе, однако же никогда не может стать Отцом, ибо это – одно из присущих Родителю свойств, и Сын останется, не лишаясь ничего из присущего Отцу (по природе), хотя и не мыслится как Отец, но имея в Себе совершенным образом все свойства и особенности сущности Отца. Применив тоже самое рассуждение и к лицу Отца, скажем, что Он имеет все свойства природы Сына, однако отнюдь не может перейти в сыновство и в бытие Слова, но, как неизменный по природе, остается тем что есть, так что кроме бытия Богом и Отцом Он существует и как неизменяемый, неизменяемым имея в Себе явившееся из Него Слово, то есть Сына. Иное. Законодатель и Бог обвинял некоторых чрез святых Пророков, говоря так: между святым и сквернавым не разлучаху ( Иез.22:26 ). В действительности же оказывается между ними великое различие нравов или даже противоположность у тех, кои желают судить правильно. Но если допустить смешение между собою по природе единосущных предметов и если существа с своими особыми и неделимыми ипостасями будут переходить в какое угодно другое существо того же рода или вида: то что же в таком случае отличает нечестивца от святых, как скоро никакого не оказывается между ними различия в личных свойствах, а по тожеству сущности одно заключается в другом? Тогда у нас все без всякого различия смешается со всем, – и предатель Иуда будет Петром или Павлом, как единосущный Петру и Павлу, а

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ряд исследователей (Д. Р. Хиллерс, Бо Джонсон, И. Вейнберг и др.) продолжают настаивать на принадлежности всех глав книги одному автору. Местом создания И. п. многие считают Иудею ( Hillers. 1992; Вейнберг. 2005. С. 171-172), или более точно - Иерусалим ( Westermann. 1994. P. 105), на том основании, что описание катастрофы могло быть составлено только ее свидетелем. Нек-рые ученые не исключают возможности создания И. п. в Вавилонии ( Дьяконов, Коган. 1998. С. 88). Жанр И. п. принадлежит к жанру плачевных песней ( Благовещенский. 1899. С. II-III), развившемуся в Др. Израиле из торжественного плача по умершим. Этот древний обычай описан в повествовании о смерти патриарха Иакова (Быт 50. 3, 4) и широко распространился во времена установления монархии. Так, плачи на смерть Саула и Ионафана (2 Цар 1. 17-27) и на смерть Авенира (2 Цар 3. 33-34) принадлежат царю Давиду. Прор. Иеремия составил плачевную песнь на смерть царя Иосии (2 Пар 35. 25). С течением времени поводом для создания таких песней стали общенародные бедствия (ср.: Пс 77; 88; 142; Ам 5. 1-17; Иер 9. 10, 17; Иез 19. 1-14; 26. 15-21). Возможность отнесения И. п. к античному жанру элегии, обсуждавшаяся в научной лит-ре XIX в., оспаривается. Несмотря на грустное настроение, преобладающее в книге, скорбь не становится отчаянием, автор говорит о надежде на буд. восстановление. К жанру элегии И. п. нельзя отнести еще и потому, что в местах, где пророк упоминает о врагах и молит об отмщении, тон плача становится гневным (Плач 3. 64-66). Значительную часть И. п. составляет дидактика (Плач 3. 22-40), что также несвойственно произведениям элегического жанра ( Благовещенский. 1899. С. 20-21). Характерной особенностью И. п. является смешение элементов жанров индивидуального и коллективного плачей. Смена говорящего даже в одной песни может происходить неск. раз. Речь ведется либо от 1-го лица, персонифицированного Иерусалима (Сиона; Плач 1. 12-16, 18-22), либо от автора (Плач 2. 11-17; 3). Обычай составлять плачевные песни широко распространен на древнем Ближ. Востоке. В качестве параллельного материала для исследования часто привлекают месопотамские тексты, прежде всего шумер. плачи о разрушенных городах Уре, Ниппуре, Эриду и Уруке (ANET. P. 611-619). С. Н. Крамер полагал, что И. п. отражает традицию, «начатую в Шумере 4000 лет назад» ( Kramer S. N. Lamentation over the Destruction of Nippur//Eretz-Israel. Yerushalayim, 1969. Vol. 9. P. 89; ср.: Kraus. 1968. S. 9-11). Однако эти параллели можно объяснить не только влиянием месопотамской литературы, но и общностью темы - тяжелой участью людей, оказавшихся в осажденном городе ( McDaniel. 1968. P. 198-209). Поэтика

http://pravenc.ru/text/293616.html

К тебе теперь наше слово, семья почившего. Велика твоя скорбь, велико твое горе! Смерть похитила из твоей среды: горячо любящего сына – опору в старости 342 ; доброго супруга – неразлучного в течение 16-ти лет спутника в жизни; искренно любящего и попечительного отца своих детей, из которых некоторые даже не будут ясно помнить его. Мы теперь касаемся раны вашей не для того, чтобы еще больше растравить ее, а – по возможности уврачевать ее. Дерзнем ли мы вместе с вами проникать в тайные для нас пути всеблагого Бога, но которым Он одних берет отсюда, других оставляет, берет сына у старушки-матери, —272— берет отца, опору семейства, оставляет жену и детей, вдову и сирот беспомощных? Да не будет! Помните, что если Господу угодно было, чтобы человек жил и умирал, чтобы имели мы родителей, братьев, жен, детей, и в час смертный, их или наш, их теряли, чтобы были на свете вдовы и сироты; то знайте и веруйте, что Он, Всеблагий заступает место Отца и заступника. Если мы, лукавы суще, умкем даяния благадаяти чадом нашим, – то Отец ли наш небесный не пожалеет о них ( Мф.7:11 )? Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена: но аз не забуду тебе, глаголет Господь ( Ис.49:15 )… Вот к Кому нужно обращаться и на Кого возлагать теперь свое упование! Утешься же, мать-старушка! По закону естества не тебе бы следовало смежить навыки очи сыну твоему, а ему – тебе. Но Господь, препобеждающий естества уставы, судил иначе. Утешься, ибо ты родила сына, который служит честью твоею и нашею. Да утешит Господь тебя, супруга усопшего, в твоей скорби! В молитве об усопшем и в добром воспитании оставшихся на твоем попечении детей твоих ищи себе доброго, святого, спасительного утешения. Сочетай в своих отношениях к ним нежность материнскую с твердостью отца, которого ты теперь в своем лице заменишь. Да утешит Господь и вас, осиротевшие дети! Твердо помните добрые святые уроки, которые давал вам отец и своими внушениями, и своею жизнью, и постарайтесь сообразовать с ними жизнь вашу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

512. 13 См. письмо преосвящ. Алеутского экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 31 октября (ст. ст.) 1898 г. (Письма святителя Тихона: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского/Сост. A.B. Попов. СПб.: САТИСЪ, 2010. С. 11.) 14 Пребывание Алеутского епископа в г. Торопце и проезд его мимо Пскова//Псковские епархиальные ведомости. Часть неофициальная, 1899, 1, с. 10. 16 Письмо преосвящ. Алеутского экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 31 октября (ст. ст.) 1898 г. (Письма святителя Тихона. С. 11.) 17 См.: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского: 1898– 1904 гг./Сост. A.B. Попов. СПб.: САТИСЪ, 2011. С. 264–320. 19 Письмо преосвящ. Алеутского экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 13 ноября (ст. ст.) 1898 г. (Письма святителя Тихона. С. 13.) 20 Отъезд преосв. Тихона, епископа алеутского и аляскинского, в С. Америку//ЦВс, 1898, 47, ст. 1624. 21 План посольской церкви в Берлине и ее внутренний вид см.: ШмеллингЛ. Русские Православные Церкви за границею//Зодчий. Журнал архитектурный и художественно-технический, 1900, 7, с. 88–89. 22 Перешедший из католичества в православие и хиротонисанный в 1894 году во пресвитера Гёкен Василий (Антон Фердинанд). 25 Письмо преосвящ. Алеутского экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 3 декабря (ст. ст.) 1898 г. (Письма святителя Тихона. С. 15.) 26 9 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию//АПВ, 1899, т. III, 1, с. 12. 27 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию.С. 12. По мнению прот. Леонида Кишковского «Шампань» пришла в нью-йоркскую гавань 30 ноября/12 декабря 1898 г., из-за карантина Тихон сошел на берег 1/13 декабря 1898 г. и вечером того же 1/13 декабря отслужил бдение в Николаевской церкви [Kishkovsky ¿.Archbishop Tikhon in America//St. Vladimir’s Theological Quarterly, 1975, v. 19, 1, p. 9–10. Kishkovsky L. Archbishop Tikhon and the North American Diocese 1898–1907//Orthodox America 1794–1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010