РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 20 апреля (3 мая) Священноисповедник Феодосий (Ганицкий), епископ Коломенский, викарий Московской епархии Священноисповедник Феодосий родился 30 июля 1860 года в селе Руда Васильковского уезда Киевской губернии в семье священника Феодора Ганицкого и в крещении был наречен Иоанном. По окончании Киевской Духовной семинарии Иван Федорович был назначен преподавателем Закона Божия при АкШенхском народном училище в Перекопском уезде Таврической губернии; он преподавал здесь с 20 февраля 1882 года по 25 августа 1890 года, когда поступил бухгалтером в Казенную палату, где работал до 17 апреля 1899 года. 17 апреля 1899 года в крестовой церкви таврического архиерейского дома Иван Федорович был пострижен в монашество и наречен Феодосием. 19 апреля того же года он был рукоположен во иеродиакона и на следующий день – во иеромонаха и назначен настоятелем церкви при таврическом епархиальном свечном заводе. 5 мая 1900 года иеромонах Феодосий был назначен экономом таврического архиерейского дома, 15 августа того же года – настоятелем Бахчисарайского Успенского скита; кроме того, 13 октября – благочинным второго благочиннического округа Таврической епархии и 7 ноября – временно благочинным всех мужских и женских монастырей Таврической епархии. 17 декабря 1900 года иеромонах Феодосий был возведен в сан игумена и 28 декабря назначен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря. 6 мая 1902 года он был награжден за усердную службу наперсным крестом. 11 августа 1903 года игумен Феодосий был зачислен в братство Московского Покровского миссионерского монастыря. 10 апреля 1904 года он был откомандирован в качестве настоятеля походной церкви отряда Общины Святой Евгении Красного Креста на театр военных действий во время Русско-японской войны. За проявленное в условиях боевых действий мужество и за усердную службу в войсках игумен Феодосий был награжден множеством наград. 10 ноября 1905 года он возвратился в Московский Покровский монастырь.

http://fond.ru/kalendar/386/feodosiy/

Ростов-на-Дону. Церковь Серафима Саровского в бывшей Верхне-Гниловской станице. Карта и ближайшие объекты Церковь Серафима Саровского построена на средства казаков и других жертвователей в станице Верхне-Гниловской в 1904-1911 годах. Церковь закрыли в 1937 году, но затем богослужения были возобновлены в 1942 году и продолжались до 1956 года. В 1959-1960 годах храм перестраивают для музыкальной школы имени Глинки. Церковный Серафимовский приход возобновил свое существование в 1993 году и зданию школы постепенно начали придавать первоначальные церковные формы. Поначалу был воссоздан западный притвор храма со звонницей и после долгих споров с музыкальной школой. к 2000-2001 годам удалось воссоздать и восточную, алтарную, часть храма. Проект воссоздания прежнего облика храма разработал архитектор Б.А. Райченков. При церкви функционирует школа молодого казака. На подворье церкви проходят занятия Ростовского Епархиального Духовного училища с миссионерской направленностью и Регентских курсов. История строительства Серафимовской церкви начинается в конце XIX в. Осенью 1899 г. церковный причт уже существующего в станице Гниловской Троицкого храма обратился к Архиепископу Донскому и Новочеркасскому Афанасию с прошением о разрешении строительства нового храма. Благодаря неоднократным обращениям в Донскую Духовную Консисторию аксайского благочинного протоиерея Александра Григорьева уже в 1899 году станичный атаман получил разрешение на начало строительства храма. Для сбора средств был создан попечительский комитет под председательством казака Григория Петрова. В июле 1903 года Гниловской станичный сбор отвел место под строительство и выделил его в вечное владение для имеющейся здесь быть станичной церкви, как записано в приговоре станичного сбора. В декабре 1910 г. постройка Серафимовской церкви была окончена, и начались художественные работы внутри храма. А уже в 1911 г. Владыка Донской и Новочеркасский Владимир благословил освятить новую церковь. Пятикупольный храм был выполнен в «русском стиле». К храму примыкала шатровая звонница.

http://sobory.ru/article/?object=10455

Скачать epub pdf Среди церковных песнопений Всенощного бдения часто звучит «Хвалите имя Господне» Г. Я. Извекова. Мне оно запомнилось еще и как первая вещь, слышанная в исполнении хора Виктора Степановича Комарова в Елоховском соборе в далеком 1947 году. Храм, по-видимому, не отапливался. Стоя вместе с мамой в тумане от дыхания множества людей, я едва мог различить силуэты певчих. Это песнопение до сих пор представляется мне одним из лучших «Хвалите». В начале 1990-х годов стало известно, что автор был расстрелян в 1937 году на печально известном Бутовском полигоне. И вот только теперь на основе следственного дела 1 и ряда других источников 2 появилась возможность более-менее полно воссоздать основные вехи его жизни. Георгий Яковлевич Извеков родился 24 февраля 1874 года в Калуге в семье священника Якова Федоровича Извекова 3 , в 1894 году окончил Калужскую Духовную семинарию и был единственным выпускником этой семинарии, направленным для продолжения богословского образования в Киевскую Духовную академию, куда после успешной сдачи приемных поверочных испытаний его зачислили на казенную стипендию. Выбрал он для изучения историческую (а не литературную) группу предметов, из древних языков – греческий, из новых – немецкий. Весьма обширное (650 страниц) курсовое сочинение Извекова на тему «Учительное Евангелие Никифора Каллиста» получило высокую оценку маститых рецензентов – профессоров Дроздова и Певницкого. Оба признали автора достойным степени кандидата богословия, и вскоре Совет Академии рекомендовал его Учебному Комитету Синода в качестве кандидата на место преподавателя церковной истории и гомилетики в духовных семинариях или любых предметов (кроме латыни) – в духовных училищах 4 . Однако в 1899 году мы видим Георгия Яковлевича в Праге – псаломщиком посольской церкви. В 1902 году 5 он женился на Софье Беляевой (1880–1964) – старшей дочери ректора (1899–1909) Вифанской семинарии Андрея Андреевича Беляева 6 . 4 февраля 1903 года у Извековых родилась дочь Ксения 7 , около 1905 года – сын Ростислав 8 и в 1908-м или 1909-м году – сын Игорь, погибший на войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Том I Том II Том III Том V Содержание 1900 год Краткий Миссионерский дневник С 19 марта/1 апреля 1900 года Краткий Миссионерский дневник С 19 ноября/2 декабря 1900 года XX век 1901-й год Краткий Миссионерский дневник С 19 августа/1 сентября 1901 1902 год 1903 год Приложения Именной указатель Указатель географических названий     Дневники свт. Николая Японского за 1899–1904 гг. «Размышление о сем (особенно после совета с секретарем Нумабе) навеяло такую печаль на меня, что я едва передвигал ноги, идя на всенощную пред завтрашним Вознесеньем. Лучшие люди, для воспитания которых Церковь употребила много средств и усердия, уходят со службы или развращаясь, или по семейным якобы делам; другие лучшие люди (как кандидаты) в подозрении, что скоро уйдут; остается все бездарность, вялость, негодность, подонки – и тех- то хотят делить надвое, чтобы подонка подонков удалить, но какие именно подонки внизу, какие наверху – одни у других определить нет возможности; все бы вымести, но тогда Церковь с чем останется? Служащих у ней не будет – она умрет самоубийственною смертью . – Итак, что же? О, Господи… Если когда болеют душою, то я именно болен, идя в Церковь . И на литию выходил до того мрачный, что не видел ничего кругом. Но с литии вернулся в алтарь совсем в другом настроении. Откуда взялись крылья? Кто вынул одно сердце и вложил другое? Если это не помощь Божия, то что же это? И что будет тогда помощь Божия?.. Мне ли унывать, когда я лишь на послуге у Господа! Как Ему угодно! Лишь бы безукоризненно делать мне свое дело, прочее все – Его воля! Шло же до сих пор, как же смею я сомневаться, что не пойдет вперед!» Издание настоящей книги осуществлено при поддержке Фонда Ниппон Publication of this book was supported by Grant–in–Aid from the Nippon Foundation Под редакцией Кэнноскэ Накамура Дневники святого Николая Японского : в 5 т. Сост. К. Накамура. Т. 4. – СПб.: Гиперион, 2004. – 976 с. Настоящее пятитомное издание представляет собой первую полную публикацию огромного дневника, который на протяжении всей своей жизни вел основатель русской Православной миссии в Японии архиепископ Николай Японский (1836–1912).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 6 Ульяновская епархия полностью оказалась в руках обновленцев, которые тем временем стали действовать весьма активно. Чтобы поддержать обновленческого архиепископа Иоанна (Никольского), в епархию впервые приехал Александр Введенский, ставший к тому времени уже митрополитом. Личность харизматическая, прекрасный оратор, он не нашел себе достойного оппонента среди ульяновских атеистов. В июле 1924 года в Ульяновск прибыл назначенный патриархом Тихоном епископ Виссарион (Зорин). Родился епископ Виссарион (в миру Василий Павлович Зорин (или Зорнин) в семье священника Нижегородской епархии. Окончил Нижегородскую духовную семинарию. В 1902 году закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1899 году принял постриг, тогда же был рукоположен в иеродиакона. На последнем курсе академии рукоположен в сан иеромонаха. 17 августа 1902 года назначен на должность преподавателя догматического, нравственного и основного богословия в Калужскую духовную семинарию. В ноябре 1902 года переведен в Александровскую миссионерскую семинарию. В январе 1903 года – преподаватель Волынской духовной семинарии. В декабре 1903 года – инспектор той же семинарии, а спустя несколько лет – ректор в сане архимандрита. В 1909 году – ректор Самарской духовной семинарии. В сентябре 1923 года хиротонисан во епископа Симбирского (Ульяновского). Когда в Ульяновск прибыл новый преосвященный, то в его подчинение стали переходить приходы обновленческого архиепископа Иоанна (Никольского). Обновленческая епархия просто рассыпалась на глазах, никто уже не считался с ее епархиальным управлением. Это очень раздражало архиепископа Иоанна, и тогда вновь посыпались доносы в ГПУ на священников, перешедших в патриаршую Церковь, начались повсеместные столкновения сторонников обновленцев и «тихоновцев». Ввиду напряженной обстановки и отсутствия регистрации епископ Виссарион был вынужден покинуть епархию. Он уехал к себе на родину в Нижегородскую губернию. Управление епархией преосвященный передал в руки благочинных.

http://pravoslavie.ru/31301.html

Виссарион (Зорин, Зорнин Василий), еп. Ульяновский Сын священника Нижегородской епархии. Окончил Нижегородскую духовную семинарию. В 1898 г. поступил на правах волонтера в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1902 году со степенью кандидата богословия и с правом преподавания в семинарии. В 1899 г. пострижен в монашество и посвящен во иеродиакона. На последнем курсе академии посвящен в сан иеромонаха. 17 авг.1902 г. назначен на должность преподавателя догматического, нравственного и основного богословия в Калужскую духовную семинарию. В ноябре 1902 г. переведен в Александровскую миссионерскую семинарию. В январе 1903 года – преподаватель Волынской духовной семинарии. В дек.1903 г. – инспектор той же семинарии, а спустя несколько лет – ректор в сане архимандрита. В 1909 г. – ректор Самарской духовной семинарии. В сентябре 1923 г. хиротонисан во епископа Симбирского (Ульяновского). Был одним из тех немногочисленных иерархов, у которых в конце 1925 года, во время удаления митр. Петра созрела мысль захватить церковное управление в свои руки. Вошел в состав григорианского ВВЦ Совета, вместе с другими, 26 янв.1926 года был запрещен митр. Сергием в священнослужении и не подчинился запрещению. Еп. Виссариона характеризуют, как человека «с широкими замашками по благоустроению своего личного положения». Видимо, он был известен с этой стороны и митр. Петру Крутицкому; это ясно видно из резолюции, данной митр. Петром в ответ на письмо архп. Григория. Хотя митр. Петр и был введен в заблуждение данной ему информацией, вследствие чего и согласился на создание коллегии, – кандидатуры членов коллегии он тщательно обдумывал. Из всего состава ВВЦС туда избран только архп. Григорий, да и тот был указан третьим, после архиепископов Николая Владимирского (Добронравова) и Димитрия Томского. Архиепископы Димитрий и Григорий не оправдали доверия митр. Петра, он в них жестоко ошибся, но все-таки им он в то время доверял. А епископа Виссариона он не просто обошел молчанием, как остальных; нет, в своей резолюции он делает по поводу его определенное распоряжение: «Преосвященным епископам Виссариону, Тихону и Иннокентию благословляю отправиться в свои епархии». Значит, даже простое пребывание этих архиереев в Москве он считал вредным.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Я плачу русскими слезами, я верю русскою душой… К 150-летию со дня рождения Владимира Григорьевича Жуковского 31.03.2021 1095 Время на чтение 11 минут Потомственный дворянин, русский дипломат, поэт и переводчик Владимир Григорьевич Жуковский родился 19/31 марта 1871 года в Самаре. Его отцом был коллежский секретарь Григорий Иванович Жуковский (1835-1900), член Самарского окружного суда (впоследствии, с 1895 года – тайный советник, сенатор). Мать, Ольга Фердининдовна, урожденная баронесса Корф, происходила из боковой ветви этого старинного и знатного рыцарского рода. Дед Владимира Григорьевича по матери, барон Фердинанд Николаевич Корф, родился 4 июля 1806 года в Кенигсберге в семье Никласа фон Корфа, майора прусской армии и Антуанеты-Теодоры Граун, внучки композитора Грауна. Датой смерти Никласа фон Корфа обозначен 1812 год. Обстоятельства этой смерти мне неизвестны, но общеизвестно, что в 1812 году Пруссия была союзницей Наполеона при вторжении оного в Россию. Так что майор Никлас фон Корф мог погибнуть и в боях против русской армии. Его сын Фердинанд осиротел в шесть лет. Мне неизвестны также обстоятельства поступления Фердинанда на русскую службу. На русской службе барон Фердинанд Корф сделал неплохую карьеру: дослужился до генерал-лейтенанта и, скончавшись в 1869 году, был погребен в Царском селе. От своей жены Нины Александровны, урожденной Шишковой, имел двух сыновей и пять дочерей. Одна из дочерей, Ольга, и вышла замуж за Григория Ивановича Жуковского. Как и положено дворянину, Владимир Григорьевич Жуковский выбрал государственную службу. В 1897 году он окончил с дипломом 1-й степени юридический факультет Санкт-Петербургского университета и был определен на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел в чине коллежского секретаря. Женился на Анне Алексеевне Неклюдевой. 1 августа 1900 года родилась дочь Александра. 1 января 1904 года родился сын Григорий. В 1899 году с должности секретаря генерального консульства в Галаце (Румыния) начал дипломатическую карьеру, В 1902-1903 гг. служил секретарём генерального консульства в Иерусалиме. С 1903 по 1907 гг. служил вице-консулом в Адрианополе (ныне – город Эдирне в Турции). В 1907 году с пожалованием чина надворного советника был переведен консулом в Кенигсберг, где служил до 1909 года. С 1910 по 1914 гг. занимал должность российского консула в Праге, откуда был отозван в связи с началом Первой мировой войны уже в чине статского советника.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/31/...

Иеромонах Поликарп Петр Крат. Казак Полтавской губернии 1870 года рождения. 13 июня 1898 года поступил в Зосимову пустынь. Принял послушание на конном дворе. 8 декабря 1901 года зачислен в указную братию и переведен на послушание в просфорную. 3 декабря 1903 года принял постриг. 26 декабря 1904 года рукоположен в иеродиакона. 24 октября 1911 года рукоположен в иеромонаха. Наряду с чредой священнослужения заведовал работами на послушаниях. «Очень хорошего поведения», – отмечал игумен Герман, как по отношению иеромонаха Поликарпа, так и по отношению почти всех братий из послужного списка. Иеромонах Гедеон Георгий Алексеев. Родился в 1870 году в крестьянской семье Московской губернии. Образование получил в церковно-приходской школе. Служил в армии. Запасной нижних чинов. Женат не был. 2 марта 1897 года поступил в Валаамский монастырь. Проходил послушания на рыбной ловле и звонаря. 14 июля 1899 перемещен в Зосимову пустынь. Послушание проходил в хлебной и на кухне. 30 апреля 1902 года зачислен в указную братию Зосимовой пустыни. 13 августа 1902 года принял постриг. 22 февраля 1904 года рукоположен во иеродиакона. 9 июля 1907 года назначен временно исполняющим должность казначея. 24 декабря 1911 года рукоположен в иеромонаха. Наряду с чредой священнослужения нес послушания помощника ризничного и библиотекаря. «Очень хорошего поведения». Иеромонах Иосиф Иван Козин родился в крестьянской семье Владимирской губернии в 1876 году. Образование получил в церковно-приходской школе. 8 мая 1894 года восемнадцатилетним юношей поступает в Зосимову пустынь. Трудится на различных послушаниях. 16 июля 1902 года зачислен в указную братию Зосимовой пустыни. 2 апреля 1908 года принял постриг. 20 января 1910 года рукоположен в иеродиакона. 15 ноября 1915 года рукоположен в иеромонаха. Наряду с чредой священнослужения нес послушание на клиросе. «Очень хорошего поведения». Иеромонах Авраамий Алексей Уланов. Родился в 1869 году в городе Мологе. Ярославской губернии. Из мещан. Образование получил в городском училище. Был женат и, скорее всего – счастливо, так как после кончины молодой жены, двадцатичетырех-летним, уходит из мира и 14 октября 1893 года поступает в Зосимову пустынь. Через пять лет его зачисляют в братию. Проходит чуть более месяца, и в январе 1903 года Алексей принимает постриг с именем Авраамий. Послушанием его была работа в пекарне, помощником келаря, затем становится келарем. 15 февраля 1904 года его рукополагают во иеродиакона. 21 сентября 1908 года – в иеромонаха. Помимо священнослужения нес в обители клиросное послушание. «Очень хорошего поведения». монах Самуил

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иосиф (Петровых Иван Семенович), митрополит Одесский и Херсонский Родился 15 декабря 1872 года в г. Устюжне, Новгородской губернии. Окончил Устюжское духовное училище и Новгородскую семинарию. В 1895 году поступил в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьезному труду и ученым занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии. 9 сент.1900 г. утвержден исполн. должность доцента академии по кафедре Библейской истории. 26 авг.1901 г. епископом Арсением (Стадницким) , ректором академии, был пострижен в монашество. 30 сент. рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. В феврале 1903 года удостоен степени магистра богословия и утвержден в звании доцента. 9 дек.1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии. 18 января 1904 года возведен в сан архимандрита. В июне 1906 года назначен настоятелем Яблочинского Свято- Онуфриевского первоклассного монастыря, Холмской епархии. С 1907 г. – настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии. 15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро- Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит СПБ Антоний, митрополит Московский Владимир, митрополит Киевский Флавиан и другие. На этой кафедре пребывал много лет и был возведен в сан архиепископа. В 1905–1910 гг. архимандрит Иосиф издал свой дневник под заглавием: «В объятиях Отчих. Дневник инока”. Дневник состоял из двенадцати томов, из которых первые семь томов вышли в свет в 1905 году, т.е. не более чем через четыре года после пострижения. Отсюда видно, как внимательно автор дневника углублялся в себя и записывал каждое свое душевное движение. В дневнике много говорится и о взлетах его духа, и об искушениях – приливах гордости и самомнения, и о других духовных переживаниях. Из этих записей ясно, что архимандрит Иосиф был человек аскетически настроенный, опытный, как инок, но горячий, резко реагирующий на внешние раздражения; энергичный, но неприспособленный к административной работе, которой много выпадает на долю настоятеля монастыря и еще больше на долю епископа. Архимандриту Иосифу больше подходила тихая монастырская жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Грановский Александр Андреевич; 21.11.1865, с. Хоришки Кобелякского у. Полтавской губ.- 14.01.1927, Москва), бывш. еп. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленческого раскола (см. Обновленчество ). Род. в семье диакона, окончил Полтавскую ДС, в 1891 г.- КДА со степенью канд. богословия, магистранта. Во время учебы особое внимание уделял изучению древних языков (знал древнеевр., древнеараб.). 22 февр. 1890 г. принял монашеский постриг, 17 июня 1890 г. рукоположен во иеромонаха. По окончании академии 16 авг. 1890 г. был оставлен при ней помощником инспектора. В 1892 г. назначен смотрителем московского Донского ДУ, в 1893 г.- Киево-Подольского ДУ, в 1895 г.- инспектором Тульской ДС, в 1897 г. переведен преподавателем в Холмскую ДС. В 1898 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Благовещенской ДС. В 1899 г., согласно собственному прошению, переведен на должность старшего члена в С.-Петербургский духовно-цензурный комитет. Причину частых должностных перемещений биографы А. объясняют его несдержанным характером и эксцентричным поведением, приводившим к конфликтам с духовным, а в бытность А. ректором ДС в г. Благовещенске и с гражданским начальством. Перевод в С.-Петербург связан с покровительством А. митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) , ценившего его дарования и ученость. 18 февр. 1902 г. советом КДА А. был удостоен степени магистра богословия за соч. «Книга пророка Варуха: Репродукция» (СПб., 1902). Эта работа может быть поставлена в один ряд с трудами нем. гебраистов XIX в. Х. Плеснера, Э. Френкеля, В. Хербста и Кнейдера, предпринимавших попытки реконструировать утраченный евр. текст книги Варуха , опираясь на греч. и сир. переводы ( Септуагинту и Пешито ). 2 марта 1903 г. А. был хиротонисан во епископа Нарвского, 3-го викария С.-Петербургской епархии, с 1904 г. 2-й, с 1905 г. 1-й викарий С.-Петербургской епархии. Принимал участие в проходивших в С.-Петербурге в 1901-1903 гг. Религиозно-философских собраниях , где сблизился с В. В. Розановым . В 1905 г. состоял членом Комиссии по выработке правил о свободе печати. 8 февр. 1908 г. уволен на покой, согласно прошению, «по болезни». Подлинной причиной увольнения А. явилось вызвавшее недовольство имп. двора непроизнесение А. на богослужениях при поминовении государя титула «самодержавнейший» в связи, как объяснял А., с установлением в России после манифеста 17 окт. 1905 г. «конституционного строя». Поводом к увольнению явились также публикации в газ. «Новое время» статей А., в к-рых сочетание законодательной, исполнительной и судебной властей в гос-ве он уподоблял Св. Троице, что было расценено почти как ересь.

http://pravenc.ru/text/116144.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010