409 Ларбо, Валери (1881–1957) — французский писатель, в 1908 опубликовал под вымышленным именем А.О. Барнабуса " Поэмы для богатого любителя " (в 1923 переизданные как " Стихи А.О. Барнабуса " ), а в 1913 — " А.О. Барнабус. Полное собрание сочинений, иными словами: повесть, стихи и дневник " . 410 " Уникальное и высшее наслаждение любви состоит в уверенности, что творишь зло " (фр.). 411 " Уникальное и высшее наслаждение любви… " — " Дневники " Бодлера, раздел " Fusees " . 412 " Подлинная цивилизация… — это не газ, не пар, не столоверчение… " — " Дневники " , раздел " Мое обнаженное сердце " . 413 …В свете абсолютных ценностей человек по природе своей обречен быть ограниченным и несовершенным… " Хьюм Т.Э. " Умозрения. Эссе о гуманизме и философии искусства " — см. коммент. к эссе " Критикуя критика " . 414 Во Франции оно [влияние поэзии и теорий По] огромно… — начало мировой известности По положено во Франции, где в 1845 г. были опубликованы новеллы " Золотой жук " и " Украденное письмо " . Бодлер и Малларме перевели на французский " Ворона " По. Во Франции складывается культ По. Поэты — символисты и эстеты XIX и ХХ вв. усваивают эстетику, поэтику, теорию новеллы По. 415 …Можно ли назвать поэта, чей стиль явно сложился под воздействием По? Единственный, чье имя сразу приходит на ум, Эдвард Лир. — Видимо, Элиот имеет в виду развитие английским поэтом Э. Лиром (1812–1888) свойственных Э.А. По склонности к эффекту " неожиданности " , необычности, парадоксу и гротескно-юмористической манеры снижения " высокого " . 416 Малларме… приехал в Париж, потому что хотел познакомиться с Бодлером… — Стефан Малларме (1842–1898) обосновался в Париже с 1871 г. До того с 1863 преподавал английский (о чем Элиот упоминает ниже) в провинции (Тур- нон, Безансон, Авиньон). В 1880—1890-е он — центральная фигура французского символизма. Элиот заметил его существенную особенность: неспособность отдаться на волю " стихии жизни " ; он — аналитик по призванию, его творчество выросло из " драмы самосознания " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

143. Virgulin S. La «Fede» nella Profezia d " lsaia. Milano, 1961. 144. Virgulin S. Isaia, versione — introduzione — Note di. Roma, 1968.   5. ПРОРОКИ СОФОНИЯ, НАУМ, АВВАКУМ 145. Варфоломей (Ремов), иером. Книга пророка Аввакума. Серг. Посад, 1913, с. 244. 146. Его же. Пророк веры — БВ, 1914, с. 13-17. 147. Голубев М. Книга пророка Аввакума. — ХЧ, 1867, с. 683-743; с. 861-919 (автор — правосл. библеист, проф. СПб. Дух Акад.). 148. Его же. Св. пророк Наум и его книга. — ХЧ, 1852, с. 518-562. 149. Елеонский Ф. К вопросу о книге пророка Софонии. — ХЧ, 1898, с. 106-140. 150. Исторический взгляд на ветхозаветные пророчества о Ниневии. — ХЧ, 1832, т. 47, с. 252-285. 151. Каменецкий С. Цефания (Софония). — ЕЭ, т. XV, с. 806-807. 152. Его же. Нахум (Наум). — ЕЭ, т. XI, с. 598-600. 153. Его же. Хаббакук (Аввакум). — ЕЭ, т. XV, с. 471-474. 154. Е. Н. Песнь пророка Аввакума. — «Воскресное чтение», 1874, с. 171-175. 155. Палладии (Пьянков), еп. Толкование на книгу пророка Наума. Вятка, 1875, с. XII+41. 156. Его же. Толкование на книгу пророка Аввакума. Вятка, 1875, с. XIV + 67. 157. Его же. Толкование на книгу пророка Софонии. Вятка, 1876, с. XV + 60. 158. Рождественский Д. Аввакум. — ПБЭ, т. I, с. 86-89 (автор — библеист, преп. СПб. Дух. Акад.). 159. Симашкевич М. Пророчество Наума о Ниневии. СПб., 1875, с. 4 + 347 (автор — впоследствии Митрофан, епископ Пензенский). 160. Смирнов И. Пророк Софония. Рязань, 1877, с. 21. 161. Его же. Пророк Наум. Рязань, 1877, с. 25. 162. Его же. Пророк Аввакум. Рязань, 1877, с. 28. 163. Тюрнин И. Книга пророка Софонии. Историко-экзегетическое исследование. Серг. Посад, 1897, с. 237. 164. Юнгеров П. Книга пророка Аввакума. Казань, 1887. 165. Albright W. F. The Realm of Habakkuk. — «Studies in Old Testament Prophecy», Edinburg, 1950. 166. Bic М. Trois prophetes dans un temps de tenebres, Paris, 1968. 167. Montague G. T. Zephaniah, Nahum, Habakkuk, Lamentations, Obadiah. College-ville, 1967. 168. Sullivan К. The Book of Sephaniah — «Worship», 1957, 31, p. 130-135.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Тураев Борис Александрович (1868–1920), востоковед-египтолог, ассириолог, эфиопист, коптолог, основоположник отечественной школы истории и филологии Древнего Востока и эфиопистики, магистр (1898), доктор (1902) всеобщей истории, член-корр. Петербургской АН (1913), академик РАН (1918). Приват-доцент (1896–1908), профессор (1908–1920) историко-филологического ф-та – ФОН Петербургского (Петроградского) ун-та, член АК (1901), почетный член Ученого к-та Постоянной комиссии народных чтений (с 1912). Хранитель собрания египетских древностей Музея изящных искусств (ГМИИ) (1912–1920). Преподаватель Петроградского богословского ин-та и Богословских курсов (1919–1920), член РАИМК (с 1919), председатель Об-ва по изучению древних культур в Москве (1920); Тургенев Иван Сергеевич (1818–1883), писатель, член-корр. Петербургской АН (1860); Тэн Ипполит Адольф (1828–1893), французский философ, эстетик, историк, искусствовед, литературовед, публицист, основатель культурно-исторической школы, родоначальник эстетической теории натурализма, член Французской академии (1878); Уварова (урожд. кн. Щербатова) Прасковья Сергеевна (1840–1924), графиня, археолог, коллекционер, общественный деятель, почетный член Петербургской АН (1894). Почетный член и председатель (с 1885), пожизненный председатель (с 1910) МАО, председатель Комиссий МАО по сохранению древних памятников (с 1890) и по изучению старой Москвы (с 1909), товарищ председателя Восточной комиссии. Редактор «Трудов» археологических съездов и повременных изданий МАО: «Древностей», «Археологических известий и заметок», «Материалов по археологии Кавказа», «Материалов по археологии восточных губерний», один из инициаторов создания Музея старой Москвы. С 1919 в эмиграции в Сербии; Угримов Александр Александрович (1906–1981), агроном, общественный деятель, мемуарист. Сын А. И. Угримова. Друг сына М. М. Богословского . В 1922 вместе с семьей выслан из России. Жил и работал в Германии, Франции, получил образование в области сельского хозяйства. Активный участник движения младороссов (1929–1937). Научный сотрудник (с 1937), «адъюнкт-профессор» (1938–1940) Высшей Французской мукомольной школы в Париже. В годы оккупации Франции участник Сопротивления, командир отряда «Дурданской группы» на правах лейтенанта (1944). В 1947 выслан из Франции в группе членов Союза Советских граждан во Франции. В 1947–1948 находился в советской зоне оккупации в Германии. В 1948 вернулся в Москву, направлен на работу в Саратов, где был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, находился в заключении в Воркутинских лагерях (1948–1954). В 1954 освобожден и реабилитирован, вернулся в Москву. Работал по договорам, занимался переводами. С 1957 сотрудник Всесоюзного ин-та легкого и текстильного машиностроения. Хранитель архива А. И. Солженицына, переправлял на запад «Архипелаг ГУЛАГ». В тексте упоминается как Шушу;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   I Catecheses 1—5 SChr 96 1963    II Catecheses 6—22 SChr 104 1964    III Catecheses 23—34 SChr 113 1965     Euch ­­ Благодарения 1 и 2    III Schr 113 1965     Theol, Eth ­­ Богословские и Нравственные Слова Traites Theologiques et Ethiques ed. Darrouzes    I Theol 1—3; Eth 1—3 SChr 122 1966    II Eth 4—15 Schr 129 1967     Cap ­­ Главизны Богословские, Гностические и Деятельные Chapitres Theologiques, gnostiques et pratiques ed. Darrouzes SChr 51 1957     Hymn ­­ Гимны Hymnes ed. Koder, Paramelle et Neyrand Proem. — Пролог к ГuмhaмI Hymnes 1—15 SChr 156 1969    II Hymnes 16—40 SChr 174 1971    III Hymnes 41—58 SChr 196 1973     Ep ­­ Послания. Epitres ou lettres. До сих пор нет критического издания. Оно должно было быть подготовлено о. Парамелем, но по непонятным причинам задерживается. Тем не менее, для Посланий мы пользуемся следующими источниками:     Ep 1 ­­ Послание о исповеди изд. К. Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Monchtum. Leipzig. 1898 S. 110—127     Ep 2—4 по фотокопии с рукописи Coisl 292 f. 263V-273V    Другие источники:     Житие ­­ Vie de Symeon le Nouveau Theologien (949—1022) par Nicetas Stethatos. Texte grec inedit edite par le P. I. Hausherr (Orientalia Christiana 45. Roma, 1928, pp. 1—228)    ЧАСТИЧНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ    Walther Volker. Praxis und Theoria bei Symeon dem Neuen Theologen. Ein Beitrag zur Byzantinischen Mystik. Wiesbaden 1974 pp. XIV†489 Klaus Deppe. Der Wahre Christ. Eine Untersuchung zum Frommigkeitverstandnis Symeons des Neuen Theologen und zugleich ein Beitrag zum Verstandnis des Messalianismus und Hesychasmus. Dissertation. Gottingen. 1971, pp. 477.    Georges A. Maloney, S. J. The Mystic of Fire and Light. St. Symeon, the New Theologian. Denville. 1975, pp. 237.    Hymns of Divine Love by St. Symeon the New Theologian. Newly translated by Georges A. Maloney, S. J. pp. 297 (без даты или места издания).    P. Miquel. La conscience de la grace selon Symeon le Nouveau Theologien (Irenikon 42, 1969, pp. 314—342).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

Я хотел бы выразить свою благодарность митр. Диоклийскому Каллисту за приглашение поучаствовать в коллоквиуме, посвященном исповеди и духовному руководству, в октябре 2004 года на острове Миконос. Данная статья представляет некоторые результаты наших обсуждений. M. Arranz, «Les prières pénitentielles de la tradition byzantine, 1ère partie», OCP 57 (1991), стр. 89. G. Wagner, «Penitential discipline in the Oriental Tradition» (нем.), Liturgie et rémission des péchés. Conférences Saint-Serge. 20e Semaine d’Etudes Liturgiques. (A. Triacca, ed.) (Rome, 1975), стр. 251-264 [=«La discipline pénitentielle dans la tradition orientale», La liturgie, expérience de l’Eglise. Etudes liturgiques. (AS 1) (Paris, 2003), стр. 67-80]. См. также: J. Erickson, «Penitential discipline in the Orthodox Canonical Tradition», The Challenge of our Past (Crestwood, NY, 1991), стр. 23-38. См. канон 12 свт. Григория Неокесарийского в TheRudder , ред. D. Cummings (Chicago, 1957), стр. 787. Интересно отметить, что в чинопоследовании Крещения используется тот же термин для восприемника. Св. Симеон Новый Богослов ( XI век) утверждает: «До монахов только священники по преемству от апостолов имели власть «вязать и решить». Эта грозная обязанность... была затем передана избранным людям Божьим, т.е. монахам».  См. Simeon the New Theologian, Letter on Confession, 11 (K. Holl, ed. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum (Leipzig, 1898), стр. 120). Цит. по: Erickson, «Penitential discipline in the Orthodox Canonical Tradition», стр. 32. J. Getcha, «Une prière pour ceux qui se confessent d’un Euchologe slave pré-moghilien: quelques implications théologiques», La prière liturgique. Conférences Saint-Serge. 47e Semaine d’Etudes Liturgiques.(A. Triacca — A. Pistoia, ред.) (Rome, 2001), стр. 141-143. См. третий абзац («The Original Sin») главы «Man» в J. Meyendorff, Introduction to Byzantine Theology (New York, 1987, 3 изд.), стр. 143-146. См. V. Lossky, «Redemption and Deification», In the Image and Likeness of God, Crestwood (NY, 2001), стр. 99-101.

http://bogoslov.ru/article/3531923

Кое-какая литература, прочем, появлялась и в те годы. Несколько молодых антирелигиозников получили в 1960–1980 гг. ученые степени за свои «разоблачительные» диссертации, посвященные Войно-Ясенецкому. В 1965 г. издательство «Наука» даже опубликовала труд некоего М. Шахновича «Современная мистика в свете науки», где автор буквально поносит владыку Луку, обзывая его «фанатиком», а его философские труды «принаряженной чертовщиной». Двадцать лет спустя, уже на пороге горбачевских преобразований, врач Т. П. Грекова в книге «Странная вера доктора Швейцера» (М. 1985) вновь, по указанию властей, схватилась за «научную плетку», чтобы выстегать верующих ученых и в том числе Войно-Ясенецкого. «Наука и религия – несовместимы», – снова и снова твердит в своей книжке Грекова, не замечая, что этот тезис противоречит самому содержанию ее книги, посвященной крупнейшим медикам XX столетия, в том числе – и верующим. Но даже в хрущевско-брежневскую пору, когда упоминать имя профессора-епископа полагалось лишь с оскорбительными эпитетами, находились люди, которые не забывали о великих заслугах этого человека. Тайно работавший над томами своего «Архипелага ГУЛаг» А. Солженицын посвятил одну страницу Войно-Ясенецкому. Он знал о моих поисках и, упомянув владыку, деликатно добавил: «Его жизнеописание, конечно, будет составлено, и не нам здесь писать о нем». Мы находим высокую оценку личности Луки также в частных письмах физиолога академика Л. А. Орбели, вполне уважительно говорил о нем своим ученикам ученый окулист В. П. Филатов. А хирург С. С. Юдин даже заказал скульптурный портрет владыки и поставил его в своей московской клинике. В те же запретные годы тайком записывать свои воспоминания о владыке начал работавший в 1920-е годы в Ташкенте профессор Лев Васильевич Ошанин. Именно в его квартире, в 1957 г., я увидел впервые портрет Луки в одежде епископа. Очевидно, в конце 1969 г. взялся за такие же воспоминания другой видный ученый терапевт и гематолог, академик АМН СССР Иосиф Абрамович Кассирский (1898–1971).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

205 П. Нотэн проанализировал эти письма: Nautin Р. Lettres et Ecrivains chrétiéns. Paris, 1961, pp. 13–32. 210 Они были сочинены по-латыни не позднее III в. и опубликованы в XX в.: Barlow C. W. Epistolae Senecae ad Paulum et Pauli ad Senecam quae vocantur. Rome, 1938, PLS, I, pp. 673–678. 212 Vanutelli P. Actorum Pilati textus synoptici. Rome, 1938. Эта фальшивка относится уже к Средним векам. 225 Перевод на французский язык см.: L " Empire et la Croix. Paris, 1957, pp. 181–194; La Geste…, pp. 46–59. 228 См. папирус из Файюма, хранящийся в Берлине: Ägyptische Urkunden aus den königlichen Museen zu Berlin, 1896–1898, II, n° 423. См. также: Deissmann A. Licht vom Osten, S. 145–153. 238 Опубликовано в: Grenfell, Hunt. The Amherst Papyri, 1, п. За. См. также: Deissmann A. Op. cit. S. 172–177. 241 Orat., 11. См. также: Deman A. Science marxiste et histoire romaine//Latomus, 19б0, pp. 781–791. 249 Minutius Félix. Octavius, 9, 3; Aristide. Apol., 15; Lucien. Peregrin., 1, 13; Tertullien. Apolig., 39. 250 Contra Cels., III, 24; Leclercq H. Esclaves//DACL, V, pp. 390–391; Allard P. Les esclaves chrétiens. Paris, 1900, p. 240. 251 Dion Cassius. Hist., 67, 14; Suétone. Domitianus, 15; Еесевий. Церковная история, III, 17. См. также: Harnack A. Die Mission und Ausbreitung… S. 572. 254 Acta Just., 4. О значении рабов – выходцев с Востока, см.: Gordon M. L. The Nationality of Sclaves under the Early Roman Empire//JRT, 14, 1924, pp. 93–111. 255 Hippolite. Philosophoumena, IX, 12; Aubé B. Le christianisme de Marcia//Revue archéologique, 37, 1879, pp. 154–175. 269 La Piana G. Roman Church at the end of 2 Century//Harvard Theol. Review, 18, 1925, pp. 201–277. 282 В тексте не говорится, что Фелицита была рабыней, тем более невольницей Перпетуи. См. систему доказательств в работе: Poirier M.//Studia Patristica, X, TU, 107, pp. 306–309. 296 Член государственного совета назывался булевтом. См.: Cumont F. Les inscriptions chrétiennes d " Asie Mineure//Mélanges d " archéologie et d " histoire, 15, 1895, n. 162.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Забытые полководцы Великой войны Генерал Георгий Захаров (1897 –1957) Валерий Габрусенко   16:24 19.03.2024 117 Время на чтение 6 минут Почти все видные полководцы Великой Отечественной войны были сверстниками. Жуков родился в 1896 г., Василевский – в 1895, Конев – в 1897, Рокоссовский – в 1896, Говоров – в 1897, Толбухин – в 1894, Малиновский – в 1898 г., Мерецков – в 1897 г. В войну они вступили в возрасте «золотого сплава» опыта и энергии, знаний и инициативы. К этому же поколению относился и Георгий Фёдорович Захаров, который считался одним из самых образованных в военном отношении командиров Красной Армии. Ещё в годы Первой мировой войны он окончил школу пехотного полка, в годы Гражданской войны – пехотные курсы, затем – курсы «Выстрел» в Москве, затем – Военную академию РККА им. М.В. Фрунзе и, наконец, – Академию Генерального штаба (1939).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/19/za...

624 Например: Catalogus codicum hagiographicorum graecorum Germaniae, Belgii, Angliae/Ed. С. van der Vorst, H. Delehaye. Bruxellis, apud Socios Bollandianos, 1913 (серия: Subsidia hagiographica 13); Henricus Fros. Bibliothecae hagiographicae antiquae et mediae aetatis Novum Supplementum. Brux., 1986 (Subsidia hagiographica 70); Halkin Fr. Bibliotheca hagiographica graeca. Brux., 1957 (Subsidia hagiographica 8a); idem. Auctarium Bibliothecae hagiographicae graecae. Brux., 1969 (Subsidia hagiographica 47); idem. Novum auctarium Bibliothecae hagiographicae graecae. Brux., 1984 (Subsidia hagiographica 65); idem. Manuscrits grecs de Paris; inventaire hagiographique. Bruxelles, 1968 (Subsidia hagiographica 44); idem. Hagiographica inedita decern/E codicibus emit Halkin R Brepols-Leuven, 1989; cm. также: Bibliotheca hagiographica latina antiquae et mediae aetatis/Ed. socii bollandiani. T. 1. A–I. Brux., 1898–1899; T. 2. K–Z. Brux., 1900–1901 (в конце второго тома Supplementum; Supplement editio altera auction Brux., 1911). Адрес болландистов в Интернете: www.kbr.be/socboll/index.html. 625 Из работ Фабрициуса интересны также: Bibliotheca Latina в 3–х т. (1697; изд. Эрнести: Lpz., 1773–1774); Bibliotheca Latina mediae et infimae aetatis в 6–ти т. (1734–1736; 2–е изд. Манси: 1754); Bibliotheca ecclesiastica (1718); Bibliographia antiquaria в 2–х т. (1713; 3–е изд. Шафхаузена: 1760). 626 Nouvelle vie des Saints, pour tous les jours de l’annee, composde sur les mdmoires les plus fideles & les plus veritables de chaque siecle/Par M. l’abbe de Commanville. T. 1. Rouen, 1701. 628 Les vies des Saints Peres des ddserts et de quelques Saintes, escrites par des Peres de l’Eglise et autres anciens auteurs ecctesiastiques Grecs et Latins/Trad, en ffan ois par M. Amauld d’Andilly. 2 vols. Paris, 1653; Vies de plusieurs Saints illustres de divers siecles/Choisies et trad, par Amaud d’Andilly. 2 vols. Paris, 1665. 629 Echte Akten der Martyrer des Morgenlandes. 2 Bde. Innsbruck, 1836. Цингерле издавал также труды отдельных свв. отцов и исследования касательно их жизни и творчества: Ausgew. Schriften des hi. Ephram. 6 Bde. Innsbruck, 1830–1837 изд.: 1845–1846. 3 Bde (переизд.: 1870–1876)]; Leben und Wirken des hi. Simon Stylites. Innsbruck, 1855; Des hi. Jacob von Saruga sechs Homilien. Bonn, 1867; Ephraemi Syri sermones duo. Brixen, 1868; Monumenta Syriaca. Innsbruck, 1869; Chrestomathia syriaca. Rom, 1871; Lexikon syriacum. Rom, 1873.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последнюю точку в этом вопросе поставил Стааб 2017 , согласно которому схолии святителя Фотия на Павловы Послания представляют собой не сплошной комментарий, но объяснение выборочных мест Посланий, причем пропущены именно те места, которые Фотий уже рассмотрел в Амфилохиях. По мысли этого же исследователя, толкование святителя Фотия на Павловы Послания является трудом, подобного которому не появлялось столетия до и после него. Следует принять во внимание, что необходимым филологическим и историческим введением к толкованию Посланий апостола Павла служат трактаты 91 и 92 (=Послания 27 и 28), а также Послание 30. При изучении герменевтической теории и практики святителя Фотия по мере надобности будут использоваться также его догматические и апологетические сочинения из Патрологии Миня. Библиография: Hergenröter J. Photius, Patriarch von Konstan­tinopel, sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma. V. 3. Regensburg, 1869 (переизд. Darmstadt, 1966). S. 272–328 (исчерпывающее описание библейских толкований святителя Фотия); Souom В. L’exegese de Photius//Bessarione 3,4 (1898), 35–47; Bardy G. La litterature patristique des «Questiones et responsiones» sur l’Ecriture Sainte//Revue Biblique 42 (1933), 346–350; Ziegler K. Pho- tios//Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft XX, 1. Stuttgart, 1941. S. 667 etc, 727 etc.; Wyss B. Photios über den Stil des Paulus//Museum Helveticum 12 (1955), 236–251; BirdsallJ. H. The Text of the Gospels in Photius//Journal of Theol. Studies. New Series 7 (1956), 42–55, 190–198; Idem. Photius end the Text of the Fourth Gospel//New Testament Studies 4 (1957), 61–63; Idem. The Text of the Acts and Epistles in Photius//New Testament Studies 9 (1958), 278–291 (утверждается, что Фотий пользовался не Византийским, но Кесарийским текстом Исихиевой редакции); Reuss J. Die Mat­thäus-Erklärung des Photius von Konstantinopel//Ostkirchl. Studien 1 (1952), 132–134; Idem. Evangelien-Erklärungen vom 4 bis 9 Jahrhundert in der griechischen Kirche//Neues Testament und Kirche.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010