Руководимая Духом Святым Церковь Христова для сохранения в целости и без повреждений свящ. Писания заключила его в один состав – Библию . Определяя и выражая христианское вероучение на основании свящ. Писания, Церковь берет всю Библию, т.е. и Ветхий и Новый заветы. О Ветх. Завете Сам Спаситель так сказал: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ), и еще: «всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей и новое, и старое» ( Мф.13:52 ). А святый ап. Павел решительно говорит: «все Писание… полезно для научения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ). В христианское вероучение не вошли, как обязательные к исполнению, только те ветхозаветные установления, которые имели временное или прообразовательное значение. Напр., ветхозаветный закон об обрезании в христианском вероучении заменен законом о крещении ( Деян.15:24 ; ср. Кол.2:11, 12 ); древний закон о кровавых жертвах заменен законом о жертве бескровной, т.е о таинстве причащения ( Евр.10:4–12 ; 1Кор.11:26 ) и т.п. А для сохранения свящ. Предания без повреждений Церковь на первых порах строго держалась апостольского правила Тимофею: «что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научать» ( 2Тим.2:2 ). Такими верными людьми были прежде всего ученики самих апостолов, так называемые мужи апостольские и ученики мужей апостольских. За сохранение свящ. Предания во 2-м веке говорит и та крайняя нужда в нем, которую ощущали верующие тогда, так как писания апостолов еще не были общеизвестны. Помня похвалу ап. Павла в послании к Коринфянам: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я предал вам» ( 1Кор.11:1 ), и сами христиане тогда имели особенно ревностную приверженность к устно-преданному апостолами учению. Вскоре же, еще при жизни некоторых мужей апостольских, свящ. Предание начало заключаться в письменность. Являются собиратели свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С безумным бесстрашием хлыстовские лжехристы утверждают, что они «стоят выше Иисуса Христа» и даже совсем устраняют Его. – «Иисус Христос, – говорят они, – приходил для евреев, а не для русских. Он жил и умер. Спасать русских Бог послал меня», говорит какой-либо хлыстовский лжехристос; – «меня (Григория-христа, или Ивана-христа, или Семена и др.) должен слушать русский народ». Это ли не безбоязненная, сатанинская гордость?! Явно, что все помышления хлыстов – мерзость Господу. Каковы помышления, таковы же и дела их, жизнь. «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» ( Еф.5:12 ). При такой жизни им нужно бы считать себя за величайших грешников; а они свою греховную жизнь считают за пустяки, не стоящие никакого внимания. По легкомысленному, развращенному пониманию хлыстов распутство необходимо человеку. «Все мы, говорят они, по телу своему – земля: что ему – телу подеется, если мы будем жить в любви (любовью они называют свой разврат)?… «Любовь, – что дождь для земли. Нет дождя – земля теряет влагу, трескается, – украшающая землю зелень сохнет. Прошел дождь, земля радуется; так и тело от любви и без любви» (т.е. при разврате и без разврата). Удивительно, как могли хлысты дойти до такого ослепления, что, видя не видят и слыша не разумеют, делают зло, а говорят: «нет, – это не зло, а добро, так и нужно делать, учение наше единственно спасительное, правое»! Верно, предал их Бог в неискусен ум творити неподобное ( Рим.2 .) и сбывается над ними пророчество Исаии, который говорить: «слухом услышите, и не уразумеете, и глазами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис.6:9–10 ; ср. Мф.13:14–15 ). «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно». ( Мф.6:22–23 ). Светильник души есть совесть. Если совесть – это духовное око будет чисто, то и дух будет чист.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святые Апостолы так и учили, что Сам Господь основал Церковь Свою, что Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11–12 ); поэтому Иисуса Христа они называли краеугольным камнем Церкви ( Еф.2:19–20 ) – себя же самих только служителями и строителями таин Божиих ( 1Кор.4:1 ), которые во всем соблюдали повеления Господни, а, следовательно, и в устроении Церкви Божией. «Для того я и оставил тебя в Крите, писал ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем годам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.6–22 ), писал тот же Апостол епископу Тимофею. Очевидно, что священные руководители общества избирались и поставлялись не обществом верующих, а самоличной властью Апостолов, как строителей таин Божиих, каковую власть они получили от Бога и Христа Его и передавали ее своими преемникам – епископам. Так строилась Церковь Бога живого, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) – Церковь, которая и доныне со всеми апостольскими установлениями и заветами пребывает в Греко-восточной и Русской Православной Церкви. Свои отношения к Церкви, или Свой союз с Церковью, Божественный Основатель ее Господь наш Иисус Христос изображал то под видом отношения Пастыря к стаду ( Ин.10:14 ), то под видом связи виноградной Лозы с ветвями ( Ин.15:1–5 ), то под видом Жениха и Невесты ( Лк.5:33–35 ; Мф.25:1–13 ). Апостолы же, имея в виду единение верующих с Христом в таинстве св. Причащения, изображали отношение Господа Христа к верующим так, как в живом организме, или теле, глава относится к остальным членам тела. Такими образом, Церковь есть тело Господа, а Он есть Глава Ее. Так ап. Павел и учит, что Бог поставил Господа Иисуса Христа выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его ( Еф.1:22–23 ). Глава есть Христос, из Которого все, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно-скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя и любви ( Еф.4:15–16 ). Христос – глава Церкви и Он есть Спаситель тела ( Еф.5:23 ). Как невидимая, истинная глава Церкви, Господь Иисус Христос держит кормило правления Церкви и, оживляя ее спасительною благодатью Св. Духа, соединяет всех членов Церкви союзом любви, веры и надежды. Это оживление тела Церкви, и происходит в таинстве Св. Причащения. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, во Мне пребывает и Я в нем» ( Ин.6:56 ): говорит Господь. «Один хлеб, и мы многие одно тело: ибо все причащаемся от одного хлеба», говорит ап. Павел ( 1Кор.10:16–17 ). Итак, в Св. Причащении все мы становимся одно со Христом, одним телом с Ним, а Он – нашей Главой. И уже «не я живу, говорит Апостол, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сильно скорбела мать о своем отделившемся от нее сыне, что презрел ее горячую любовь, ее материнские заботы о нем, отрекся от нее и от своих братьев. Но как мать благоразумная, она ждала первое время, что сын ее одумается и сам к ней вернется. Однако, когда оказалось, что тот не только не думает возвращаться к матери, но и братьев склоняет к тому, чтобы те покинули ее, вдова призвала к себе одного из своих добрых и вполне ей преданных сыновей и сказала ему: «Сын мой! важное дело я решила поручить тебе. Иди к моему сыну, а твоему брату, не захотевшему жить с нами и отделившемуся от нас, и ему от моего имени следующее. «Вернись ко мне сын мой возлюбленный! Я и братья твои, все мы – скорбим о твоем удалении от нас. Вот я всегда заботилась о том, чтобы все выжили в согласии и любви между собой, и чтобы были вы людьми добрыми и благочестивыми. Не все дети мои живут так, как я бы хотела. И ты прежде быль дурным и порочным сыном. Теперь ты, по-видимому, исправился, это правда. Но зачем же ты отверг любовь мою, зачем не хочешь вернуться во мне? Ты исправился, а некоторые твои братья продолжают вести прежнюю, порочную жизнь. Вернись же ко мне и к братьям своим; ты опять полюбишь своих слабых братьев и этою любовью, а также примерною жизнью, может быть, и в них укрепишь их слабую волю и утвердишь их решимость исправиться. Вернись же ко мне, сын мой, и поможешь твоей матери в ее заботах о братьях твоих. Отложи свое озлобление на меня и на твоих братьев, – ибо чем мы его заслужили? – отложи свою гордость, вернись к нам и будем жить в мире и согласии, а не во вражде и разделении». – Выслушал отделившийся сын призыв своей матери, но не тронулось им его ожесточенное сердце. И ответил он брату своему, который пришел к нему от матери. «Иди и скажи от меня той, которая тебя послала, и которая называет себя моею матерью. Я не хочу твоей любви и любви твоих детей, которые были когда-то моими братьями. Я жил с вами и был грешником; ушел от вас – и исправился. Что же вы хотите? чтобы я опять пришел к вам и начал вести прежнюю греховную жизнь, какую вы и до сей поры ведете? Нет, уж лучше я буду жить без матери, да хорошо, чем с матерью, да дурно. Не хочу я вашей любви! Отрекаюсь от вас!».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сия тайна откровения человеку Бога в Троице славимого и во святых своих дивного – есть тайна спасения нашего во Христе: «быв сначала проповедана Самим Господом, она утвердилась в нас слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Св. по Его воле» ( Евр.2:3–4 ). И ныне возвещается она в св. Церкви не только чрез письмена, но и чрез начертание в св. иконах, «не хитросплетеным басням последуя, но так, как принята от бывших очевидцами величия Его ( 2Пет.1:16 ). О том, что слышали, что видели они своими очами, что рассматривали и что осязали руки их о Слове жизни, которое было у Отца и явилось и обитало среди нас (людей) во плоти, они возвещают и нам, чтобы и мы (по вере) имели живое общение с ними, (очевидцами Слова), а чрез них были в общении со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» ( 1Ин.1:1–3 ; Ин.1:14, 18 ). «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителей и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ). Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии (обольстители) противятся истине (Божией), люди, развращенные умом, невежды в вере ( 2Тим.3:8 ), отрицая видимое изображение божества (св. иконы), они не исповедуют Иисуса Христа Сыном Божиим пришедшим во плоти. А такой человек есть обольститель и антихрист» ( 2Ин.7 ). «Итак, вы возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждениями беззаконников и не отпасть от своего утверждения» ( 2Пет.3:17 ). Смотрите, чтобы по лукавству и неверности сердца в ком-либо из вас, не отступить вам от Бога живаго» ( Евр.3:12 ). «Если отвергшийся закона Моисеева без милосердия наказывается смертью, то сколько тягчайшему наказанию повинен тот, кто попирает Сына Божия (попирая святейший образ Его) и не почитает за святыню Кровь (нового) Завета (уничижая крест Его)? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение» ( Втор.32:35 ; Евр.10:28–30 ). Н.П. 180 Внебогослужебное чтение на втором собеседовании с Киево-городскими штундистами. Члена Киевского Общества распространения религ.-нравств. просвещения в духе Православной Церкви, свящ. Александра Клитина. 181 Статья эта составляет продолжение ст. о загробн. Состоянии душ умерших. См. ж. «Мисс. Обозр.» Сент.-окт. кн. 2-я 500–598. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Июль Ефрем Сирин, св. Толкование на Четвероевангелие гл.]/Пер. А.А. Спасского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1897. Т. 3. 7. С. 241–256 (1-я пагин.). (Продолжение.) —241— с неба, неся ей в своих устах приветствие: посему сказал: „сшедший с неба”. Затем, так как на слова Никодима Господь сказал: „ты – учитель Израилев, и этого не знаешь ( Ин.3:10 )”, то спросим, что (иное) он должен был знать, как не то, что содержалось в законе и пророках, именно, погружать (в воду) иссоп, кропить водой, крестить для очищения и другое подобного рода. Если бы ранее пришествие Сына не были начертаны образы (Его), то Господь несправедливо бы требовал так от Никодима. Поскольку же в святых писаниях Своих был сокрыт Сын Божий, а он (Никодим) не уразумел того, то Господь справедливо рассеял его сон и исцелил недуг кротким и сдержанным голосом, и напомнил ему крещение отпущения, какое существовало среди Израиля. Ведь, и Захария, когда было возвещено ему о том, что он будет иметь сына, усомнился, и посему его язык, которым он учил других, был связан. Подобным образом и у Никодима все эти образы предлежали пред глазами, и он не поверил; по этой причине Господь подверг его порицанию; но кротко. Так как Господь видел, что он, конечно, болеет, но (в то же время) близок к исцелению, и не знает того, что прежде было написано о Нём в законе, то показал ему крещение совершенного очищения плоти и души. Разве ты, Никодим, не уразумел, что Иаков помимо утробы и чрева родился к первородству (Быт. гл. 27), и Нееман был возрождён без утробы, когда Елисей беседовал с ним, и он ушёл, и после омовения и очищения возвратился без перемены, а плоть его сделалась, как плоть —242— ребёнка (ср. 4Цар.5:14 )? Подобно сему и Мария, сестра Моисея, разве не была ясным знаменем крещения, какое дано язычникам? Ибо иссоп очистил пятнистые её язвы. Удивительно, что Нееман поверил и взял с собой землю из страны Израильской, Никодим же спросил Господа о небесном, почему и услышал: „если Я говорю вам о земном, и вы не верите, то как поверите, если буду говорить вам о небесном”? Говорит далее: „не знаете духа, откуда приходит или куда уходит. ( Ин.3:8 )”, то есть, если чувственное не может быть обнято, то кто будет в состоянии исследовать то, что не воспринимается чувствами и что находится на небе? „И никто не восходил на небо, как только сшедший с неба Сын человеческий”, – дабы научить, что никто не восходил к месту Божества и никто никогда не взойдёт.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(См. лл. 19 «Закон Божий», 21 «День почивания Господа Бога», 22 «Первый день недели»). В первый раз идеи адвентистов были брошены в среду наших сектантов деятельным агентом секты г. Перком, который не так еще давно разъезжал по югу России и целыми массами распространял листы и брошюры, проникнутые идеями нового заблуждения. 73 В последнее время Перк в качестве заведывающего отделением Библейского общества поселился в одной из поволжских губерний в С-ве, где, вероятно, продолжает свою вредную деятельность. В настоящее время посредницей между нашими сектантами и заграничными руководителями секты состоит некая «Антоновна», фамилия которой тщательно скрывается сектантами. Она ведет переписку с вожаками наших сектантов, высылает им известные листки, деньги, а равно получает и от них денежные приношения на «общее благое дело». Мы имеем несколько посланий «Антоновны» к вожаку сектантов с. Дебольцева (Александровского у.). Одно из них представляет особенный интерес, так как знакомит с вероучением сектантов приемами пропаганды ими своего вероучения. Вот подлинный текст этого послания: «Любезный во Христе друг! Письмо ваше от 1-го Марта мы получили и выслали вам желаемое т.е. «Блаженное упование христианина и «пророческую карту», а песенник вышлю вам, когда у нас будет случай: когда кто из наших братьев и сестер едет в Россию, то в то время мы пользуемся случаем и высылаем книги нашим абонентам, которые участвуют в деле Божием (т.е. принадлежат к секте адвентистов), и которые веруют, что Господь в настоящее время собирает своих детей из всех племен, языков и народов и говорить им чрез Св. Духа: «Какая совместность храма Божия с идолами? Вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут моим народом ( Лев.26:12 ); потому выйдите из среды и отделитесь и не прикасайтесь к нечистому, и я приму вас, и буду вашим отцом, и вы будете моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель ( Иер.3:19 ; Ос.1:11 ; 2Кор.4:17–18 ; Откр.18:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справедливо ли они поступают? Нет, братие! Пусть они и праведники, пусть они не блудники, не пьяницы, не хищники, не злоречивы, пусть не только кажутся, но и на самом деле пусть будут такте: хорошо ли они поступают, отделяясь от Церкви, в которой есть грешники? Еще раз скажу – нет, они неправильно, по-фарисейски понимают праведность и по-фарисейски поступают, забывая наставление и увещание св. Апостола: " Братия, писал ап. Павел Галатам: «если впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремя друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, тот обольщаешь сам себя» (6:1–3). «Умоляю вас, братия, писал он Солунянам: «вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» ( 1Сол.1:4 ). Слышите, как должны в собств. смысле сильные относиться к слабым, по Апостолу: помогать, утешать, облегчать, исправлять, а не бросать, как делали гордые фарисеи. Это, впрочем, не значит, что нужно благосклонно относиться ко греху. Нет, греха нужно избегать и в совершении греховного дела не должно участвовать с ближним, хотя бы он был христианин. Если заметим, что брат наш предается пагубной страсти – пьянства, блуда, или злоязычия и т.п., то не следует сообщаться с ним в этих беззаконных делах; следует даже отстать от него, прекратить знакомство, дружбу, с таковым. Но так нужно поступать в житейском быту. В деле же Церкви мы не имеем права разрывать общение с ближними. Здесь власть Божия и власть, и суд Церкви, а не наш… Не удаляться, а в более тесное молитвенное общение нужно входить с тем согрешающим братом, который будет приходить в храм во имя Христово, ища здесь спасительного врачевства от своих греховных недугов. Вот что пишет Апостол Коринфянам: «Я писал вам не собираться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже не есть вместе» ( 1Кор.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Спрашивается, к кому относятся эти слова Спасителя? Все ли собирающиеся во имя Господа Иисуса могут быть уверены, что Христос посреди них? Нет, как это ясно видно из 21–23 стихов 7-й главы Евангелия от Матвея. Здесь мы читаем: не всякий говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моею Небеснаго. Многие скажут Мне в тот день (день Стратнаго Суда): Господи, Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многия чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; от Меня делающие беззаконие. Из этих слов Господа очевидно, что не только людям, собравшимся во имя Его, но и некоторым пророчествовавшим и даже творившим именем Его многие и разнообразные чудеса Он скажет в день страшного суда: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня. Почему? Потому что вы не исполняли воли Отца Моего небесного ( Мф.7:21 ) и, хотя причисляли себя к приходящим ко Мне и слушающим слова Мои, но не исполняли того, что Я говорил ( Лк.6:46–47 ). Значит, чтобы Господь Иисус Христос принял собравшихся во имя Его за Своих последователей и был посреди них, требуется не одно условие – «собраться во имя Его», но еще, чтобы собравшиеся принадлежали к числу исполняющих слова Его, – конечно, все слова, а не некоторые только из них. А если всё, то значить, и следующие, записанные Евангелистом Иоанном: пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может преносит плода сама с собою, если не будешь на лозе; так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, и вы – ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего; кто не пребудет во Мне, извержется вон, как ветвь, и засохнет; а такия ветви собирают и брисают в огонь, и они сгорают; если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будешь дано вам (15:4–7). Эти слова Господа Иисуса указывать нам еще на новое условие, исполнение которого требуется от собирающихся во имя Его, если они желают, чтобы Христос быль посреди них, и исполнял их прошение Отец небесный. Условие это – пребывание во Христе, тесное внутреннее единение с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ст. 22–23. «Что же если Бог» (аще же Бог; это значит: не тем ли более властен Бог, не тем ли большее право имеет Он – совершать меньшее, ибо Он не губит без разбора, а только соблюдает готовых к погибели), «желая показать гнев и явить могущество Свое с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе?». Возражатель говорил: кто противостанет воле Божией? думая сложить на Бога вину своей греховности, выставляя волю Божию производительницею своей злобы (так и думают проповедники безусловного предопределения). Апостол же отстраняет эту нечестивую мысль, говоря, что Бог только до времени щадит, – оказывая пощаду сосудам гнева (соблюдая, ст. 17, и ожесточая, ст. 18), проявляет Свою свободу в наказании (которое, таким образом, не следует за грехом непосредственно) и приготовляет наиболее славное откровение Своего гнева и Своего могущества. Он оказал пощаду Фараону, когда не погубил его в ничтожестве и неизвестности (ст. 17) и когда ожесточил его, т.е. дал проявиться всей его злобе (ст. 18). Таких людей называет Апостол сосудами гнева, готовыми к погибели, давая понять, что они по своей вине стали таковыми и сами приготовили себе погибель. Если бы Господь, а не они сами, сделал их сосудами гнева и приготовил их на погибель, то зачем и как Он стал бы их потом щадить, как бы сделавши их такими несвоевременно или приготовивши их на погибель раньше срока? Когда Апостол говорит: щадил, переносил, νεγκεν, и прибавляет: с великим долготерпением, то, очевидно, он показывает, что Богу приходилось щадить (переносить) и терпеть (долготерпеть) нежелательное Ему дело иной враждебной Ему и преступной воли, а не Свое собственное дело (как говорят еретики). Было бы крайне нелепо сказать, что Господь относится к Своему собственному делу с долготерпением, с пощадою. Но, конечно, еще нелепее было бы сказать, что Он относится к нему с гневом. На кого же тут гневаться, если человеческая преступность имеет причину в Самом Боге? и какое нелепое представление является при том, когда кто-нибудь скажет, что Бог Сам создает и приготовляет сосуды гнева, а потом (после долгого терпения) начинает показывать над ними свой гнев!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010