При храме были сооружены две часовни: одна - при входе в церковь со стороны канала, другая - перед главным фасадом Варшавского вокзала. За храмом находилась выстроенная в 1897 году церковно-приходская школа на 150 человек и библиотека. Храм был закрыт в 1930 году и на многие десятилетия превращен в склад различных организаций и железнодорожных служб. В 1990 году он был вновь передан церкви, в апреле 1991 года над храмом вновь засиял крест. Церковь Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства трезвости Эту церковь с высокой колокольней над входом, стоящую у самого Варшавского вокзала, рабочие, которые населяли район, ласково называли „Варшавкой“. В год ее посещали более миллиона человек. Здесь 19 декабря, в день св. Вонифатия – покровителя трезвенников, происходили торжественные архиерейские богослужения, отсюда, на третий день Пасхи, трезвенники в крестном ходе шли молиться в лавру, к раке благ. кн. Александра Невского, в конце июня – в пустынь, к прп. Сергию, а в конце августа – к Казанскому собору. А ведь церковь не была древней и прославленной святынями. Она была заложена 14 августа 1894 в память бракосочетания Их Величеств, с крестным ходом, в котором участвовали самые чтимые столичные иконы. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения построило тогда не новый деревянный храм, а перенесло старый с Николаевской улицы, который под руководством С. П. и В. П. Кондратьевых был быстро собран и освящен 4 декабря архиепископом Финляндским Антонием. В 1896–1897 вышеназванное Общество по проекту Г. Г. фон Голи возвело рядом трехэтажный дом для школы и библиотеки-читальни. 3 августа 1898 настал знаменательный день – по инициативе о. Александра Васильевича Рождественского, второго священника, было открыто Александро-Невское общество трезвости, которое ставило задачей развивать „не одну частичную добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное христианско-органическое начало жизни“. В него в столице входило более 70 тыс. членов и религиозно-просветительный союз; отделения с собственными храмами работали по всей стране.

http://sobory.ru/article/?object=01677

http://www.donsloboda.ru/about/hramy/ В 1894 г., 4 октября, потомственный дворянин Николай Семенович Перлов обратился к Митрополиту Московскому Сергию (Ляпидевскому) с прошением, в котором выразил свое желание «…построить в «Перловке» на свои средства, не приходскую деревянную однопрестольную церковь во имя Донской Божьей Матери ради того, чтобы доставить дачникам возможность посещать по праздникам церковные богослужения. … Будущую церковь в Перловке я просил бы приписать к местной приходской церкви села Тайнинского». Строительным отделением Московского Губернского правления уже в следующем году и начал, вероятно, осуществляться строительный план, а в 1896 г. он был закончен. Во всяком случае, путеводитель 1897 г. сообщал: «...богатые крестьяне, живущие в Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма, сооруженного недавно рядом с Перловкой». 6 мая 1897 г. в 9 часов утра «недалеко от Москвы по линии Московско-Ярославской железной дороги в семнадцати километрах от Кремля... было совершено освящение воды и освящение храма Донской иконы Божьей Матери». Проект церкви был разработан архитектором Петром Павловичем Зыковым (1852-1899) - Зыковым-вторым, как называли его в то время. Он был сыном Павла Петровича Зыкова, одного из самых знаменитых московских зодчих. Деревянная церковь Донской иконы Божьей Матери была одним из самых значительных архитектурных произведений П.П. Зыкова-второго. Это был небольшой одноглавый шатровый храм в русском стиле, относившийся к весьма распространенному в средневековой Руси типу - «восьмерик на четверике». Другими словами, кубический объем главного храмового пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым по-старинному деревянным лемехом. Звонница с колоколами работы П.Н. Финляндского была устроена в стороне от храма. Храм перестал существовать в начале 1980-х г.г. Но до сих пор никто не может ответить точно, когда в церкви прекратились службы. При ознакомлении с архивными материалами выяснилось, что храм Донской иконы Божией Матери в Перловке Мособлисполком закрывал трижды: в 1930, 1935, 1940 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=41858

В западной части храма построили колокольню, которую в первой половине XIX века разобрали за ветхостью сооружения, а новую, трех-ярусную, соорудили не позднее 1867 года. Три яруса, последовательно убывающие к верху, увенчивались шпилем и миниатюрной главкой с крестом. Во 2-м и 3-м ярусах находилась звонница. В 1896—1897 году были проведены работы по реконструкции. Вследствие этого с южной стороны храм приобрел каменный пристрой с наружной лестницей, а в 1897 году – каменную часовню. И церковь обнесли новой каменной оградой с кованными решетками, а арочные ворота центрального входа выдержали в русском стиле. Внутри живопись храма была обновлена в традициях Петербургской Академической художественной школы. Таким образом, три контрастных архитектурных стиля гармонично вписались и прекрасно слились в красоте и монументальности здания. По некоторым данным этот храм назывался «воротами в город», поскольку поражал приплывавших в Чебоксары по Волге купцов и торговцев своей красотой и величием. История церкви XX века очень трагична. В 1929 году, в годы безбожия и атеизма, храм был закрыт и богослужения в нем прекратились. В 1930-е годы были разрушены колокольня (служившая некоторое время вышкой пожарного поста), часовня, обходные галереи, ворота с ажурной решеткой и другие сооружения, выполненные по проекту известного казанского архитектора Ф. Малиновского. С 1937 по 1979 годы здесь размещался Краеведческий музей Чувашской АССР. В конце 70-х, когда началось строительство Чебоксарской ГЭС, многие храмы города, находившиеся в этой части (ныне Залив), попали в зону затопления и были разрушены. Успенский был частично сохранен, но пришлось засыпать песком первый этаж и сделать вокруг здания бетонный остов. Теперь он находится как бы «на островке». Планировалось сделать в здании реставрацию и переделать его в органный зал, но данной идее не суждено было исполниться. 28 августа 2018 года храм отметит свое 255-летие. Мы надеемся, что эта круглая дата заставит задуматься над тем, какова была наша история, какие роковые ошибки были совершены нашими предками и какие выводы из нее надо сделать потомкам. Мы также надеемся, что поруганная и оскверненная, изуродованная и обезличенная в свое время Успенская церковь когда-нибудь восстанет в своей былой красе и славе, а нынешнее и будущие поколения будут бережно хранить эту золотую страницу нашей истории.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

5 ...в город Лальск... – до революции город в Устюжском уезде Вологодской губ., ныне поселок городского типа Лузского района Кировской обл. 6 ...был третьим псаломщиком в соборе... – «Бывший студент Императорского Московского Университета Понтий Рупышев 9 декабря 1897 г. определен на псаломщическую вакансию к Лальскому Воскресенскому собору» Лальский собор во имя Воскресения Христова возведен в XVIII столетии, неоднократно достраивался. Является одним из лучших образцов зодчества в традициях Великого Устюга. В 1930-е гг. закрыт. Сохранился до наших дней, в храме возобновлены богослужения 26]. 7 ...к епископу Антонию... – Антоний (Каржавин Александр Николаевич) (1858–1914) – архиепископ Тверской и Кашинский. Духовный писатель. Окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1880). Преподаватель Тамбовской духовной семинарии. Магистр богословия (1888). Принял постриг; иеродиакон, иеромонах; инспектор Московской Духовной академии с возведением в сан архимандрита (1888). Ректор Вифанской духовной семинарии (1891). Епископ Великоустюжский (1895). Епископ Тобольский и Сибирский (1897). Архиепископ Тверской и Кашинский (1910) 8 ...в Угрешском монастыре и скиту... – имеется в виду Николо-Угрешский мужской монастырь под Москвой (в настоящее время на территории г. Дзержинского) и скит при нем. Монастырь основан в 1380 г. св. блгв. вел. кн. Дмитрием Донским на месте явления образа свт. Николая Чудотворца. В 1852–1860 гг. выстроен скит во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Во второй половине XIX в. столетия обитель являлась одним из центров активной духовной жизни России. Около 1925 г. монастырь был закрыт. Возвращен Русской Православной Церкви в 1991 г., получил статус ставропигиального 30]. 9 ...до о. Варнавы в Гефсиманский скит... – Варнава (Меркулов Василий Ильич) (1831–1906) – преподобный Гефсиманский, Радонежский. Иеромонах, старец Гефсиманского в честь Черниговской иконы Божией Матери скита Троице-Сергиевой Лавры. С 1857 г. послушник в Гефсиманском скиту, принял постриг (1866). Иеродиакон (1871), иеромонах (1872). По благословению своего духовника основал в с. Выкса Нижегородской губернии женскую богадельню, позже преобразованную в монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери. Руководил строительством, составил устав и принимал активное участие в жизни и деятельности обители. С 1890 г. – духовник братии Гефсиманского скита. Нёс подвиг старчества, ежедневно принимая до тысячи человек. Стяжал дар прозорливости. По его молитвам совершались чудеса, в том числе исцеления. Причислен к лику святых в 1995 г. Память 17 февраля, в соборе Нижегородских святых и Радонежских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Вениамин (Казанский Василий Павлович; 1873–1922), священномученик, митрополит. Член Собора по должности как митрополит Петроградский и Гдовский и архимандрит Александро-Невской Лавры, избран заместителем члена Священного Синода. В 1897 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1910 г. хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. В мае 1917 г. избран митрополитом Петроградским и Ладожским, возведен в сан архиепископа, в июне 1917 г. переименован во архиепископа Петроградского и Гдовского. 13 августа 1917 г. возведен в сан митрополита. В 1922 г. арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, осужден и расстрелян. Архиерейским Собором 1992 г. причислен клику святых. Вениамин (Муратовский Василий Антонович ; 1855–1930), архиепископ, лжемитрополит. Член Собора по должности как архиепископ Симбирский и Сызранский. В 1897 г. хиротонисан во епископа Ямбурского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1910 г. епископ Симбирский и Сызранский. С 1915 г. архиепископ. С марта 1917 г. временно управлял Пензенской епархией. Вместе с частями Белой армии эвакуирован в Сибирь, в ноябре 1918 г. принимал участие во Всесибирском церковном совещании, был его председателем, вошел во Временное высшее церковное управление Сибири и областей, занятых армией Колчака. В феврале 1920 г. арестован, приговорен к расстрелу. Через несколько месяцев после изъявления согласия на сотрудничество с ЧК был освобожден, вернулся в Симбирск. В 1920 г. назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. В 1922 г. одним из первых архиереев примкнул к обновленческому расколу. После освобождения св. Патриарха Тихона приехал в Москву, покаялся. В 1923 г. арестован, перевезен в Москву, обратился к рязанской пастве с воззванием о переходе в обновленчество. С начала существования обновленческого «Синода» входил в его состав, сначала как член президиума, с 1924 г. являлся его председателем. Скончался в Москве вне общения с Православной Церковью. Виссарион (Ильинский Всеволод Васильевич, 1850–?), архимандрит. Член Собора по избранию как клирик от Костромской епархии. Сложил полномочия члена Собора. Избран членом Высшего Церковного Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРЛАМОВ ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Петр Варламов, 1929 год Петр Яковлевич Варламов ( 1897 - 1930 ), священник , священномученик Память 26 февраля , в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился в 1897 году в селе Дияшево Белебеевского уезда Уфимской губернии в бедной крестьянской семье. Отец умер, когда Петру было девять лет, и мать сама воспитывала трех сыновей и дочь, и он с детства узнал бедность и лишения. Петр окончил сельскую школу, а в 1915 году окончил дополнительные курсы при двухклассной школе для подготовки псаломщиков и диаконов, располагавшейся в селе Подлубово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. По окончании курсов был назначен псаломщиком ко храму Казанской иконы Божией Матери в село Преображеновка Стерлитамакского уезда. Во время обучения на курсах Петр Яковлевич познакомился с сельской учительницей Анной Ивановной Портновой (1895 г.р.), в 1915 году они обвенчались и переехали жить в Преображеновку, где поселились в доме, построенном для церковного клира сельским обществом; в те годы в этом селе это был единственный дом, крытый железом, почему и казался богатым. Анне Ивановне почти сразу же пришлось погрузиться в заботы по воспитанию родившихся детей. Кроме того, они у себя приютили брата Петра Яковлевича, Григория, и оставшуюся сиротой двоюродную сестру Анны Ивановны, Евдокию. В 1918 году на территории Уфимской губернии развернулись боевые действия. Гражданская война, как и все гражданские войны, велась с большим ожесточением; некоторые села несколько раз переходили из рук в руки, и тогда победившая сторона выискивала тех, кто активно сотрудничал с противоборствующей стороной. Карательные расправы были скоры и почти бессудны. Петр Яковлевич многих тогда укрыл и спас от смерти. Во время отступления белых вместе с ними ушел священник Казанской церкви Иоанн Канин, и богослужение в храме прекратилось. Прихожане обратились к Петру Яковлевичу за согласием на рукоположение его в сан священника. Ему было тогда всего двадцать два года, и, ссылаясь на свою молодость и неопытность, Петр Яковлевич стал отказываться от предложения. Анна Ивановна также была категорически против того, чтобы муж становился священником, так как быть священником в такое время становилось небезопасно не только для него самого, но и для всей семьи. Прихожане, однако, продолжали уговаривать, и он посчитал, в конце концов, невозможным отказаться, и в 1919 году был рукоположен во священника к Казанской церкви .

http://drevo-info.ru/articles/13676454.h...

П.С. Гурьянов Скачать epub pdf Аннотация Целью настоящей статьи является анализ писем из лагерей священника Анатолия Жураковского (1897–1937). Актуальность данной темы обусловлена вниманием исследователей в последнее время к таким вопросам, как политика памяти, социокультурная травма, а также влияние политических репрессий на тактики выживания в экстремальных условиях воины, лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Исследование тактик субъективации в лагере и письмах из лагеря возможно при помощи метода «исторической поэтики», акцентирующего внимание на целостности текста, формальной стороне писем. В результате изучения писем священника Анатолия Жураковского были предприняты первые попытки формального анализа лагерных писем на предмет особенностей субъективации заключенного, а также рассмотрена религиозная (христианская) практика «сохранения себя» в предельных условиях лагерного мира. Письма позволили А. Жураковскому сформировать и сберечь свое «я», нормализовать опыт переживаний в лагере. Сохранение себя, своей личности в разрушительных условиях лагеря осуществлялось им также в рамках христианской традиции «заботы о себе», которая включала общение с Богом, аскетический опыт, уединение, интенсивную мыслительную работу. Массовые политические репрессии 1930-х гг. в СССР как одно из самых травматичных событий прошлого являются не только актуальной темой социальных исследований, но и неотъемлемой частью «политики памяти», проводимой различными участниками общественно-политической и культурной жизни в современной России. Православная церковь также выступает значимым актором политики памяти и имеет свой инструментарий коммеморации, в который входят создание различных мемориальных комплексов, восстановление монастырей и храмов и, конечно, канонизация и институт святости 1 . Важное место занимает канонизация жертв политических репрессий в СССР. Если Большому террору в исследовательской литературе уделено достаточно внимания, то судьба маленького человека, попавшего в маховик репрессий, часто теряется в научных схемах. Особый интерес представляют опыт противостояния разрушительным репрессиям, практики «сохранения себя» (своей идентичности) в условиях возможной деградации человека в местах лишения свободы. Одним из примеров стойкости и мужества в деле сохранения человечности, но также веры в Бога в предельных условиях является лагерный опыт священника Анатолия Жураковского (1897–1937), который был канонизирован в лике исповедника в 1981 г. решением Архиерейского собора Русской православной церкви за границей.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Метеоры (Μετωρα). Варвары великомученицы, монастырь. Монастырь Руссану Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1400. Адрес: Координаты: 39.721389, 21.631944 Проезд:автомашиной из Афин или Салоник Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Время создания монастыря Русану или Арсани и происхождение его названия доподлинно неизвестны. По одной версии основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По другим неподтвержденным источникам монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом. Точно известно, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Великого Метеора выходцы из Эпира - братья иеромонахи Иоасаф и Максим, построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь, который действовал в форме общежительного. Монастырь неоднократно расхищался. Те его реликвии, которые дошли до наших дней, хранятся сейчас в Преображенском монастыре (Великий Метеор). Во время турецких гонений 1797 года и греко-турецкой войны 1897 года в стенах обители укрывались жители окрестных селений. В 1897 году к монастырю были подведены два деревянных моста, заменившие верёвочные лестницы, которыми пользовались монахи прежде (в 1930 году эти мосты были заменены современными). В 1940 году монастырь пришёл в упадок и лишился своих насельников. С 1950 года старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение монастыря; после смерти старицы в 1971 году монастырь закрыли из-за плохого технического состояния. В 1980-х годах силами Греческой Археологической службы монастырские сооружения были восстановлены, и в настоящее время в них действует женский монастырь, получивший свое второе название в честь святой Варвары. Кафоликон монастыря - церковь Преображения с нетипичным алтарем, обращенным к северу, представляет собой двустолпное крестовокупольное сооружение с притвором. Церковь была расписана в 1560 году неизвестными иконописцами критской школы. Эти росписи не были записаны в последующие века и сохранились в хорошем первоначальном состоянии. Исключительную ценность представляют собой фрески притвора - страдания святых и «Восшествие на престол» - многофигурная композиция с ангелами, душами усопших и огненной рекой ада. Также большую ценность представляет деревянной резьбы с позолотой иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=10323

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010