Примечания к главе 1 А.А.Васильев. История Византийской империи Ph. Labbe. De byzantinae historiae scriptoribus ad omnes per omnes eruditos . Paris, 1648, pp. 5-6. L. Feugere. Etude sur la vie et les ouvrages de Ducange. Paris, 1852 p. 9. В. Г. Васильевский. Обзор работ по византийской истории. СПб., 1890, с. 139. См. также письма издателя Жана Амиссиона (Jean Amission) К Дюканжу: H. Ornont. Le Glossaire du Du Cange. Lettres l " Amission a Du Gauge relatifs a l " impression du Glossaire (1682-1688). - Revue des etudes grecques, V, 1892, pp. 212-249. См.: Feugere. Op. cit., p. 67-71. Весьма интересное письмо с описанием его болезни и смерти написано современным ему исследователем Этьеном Валюзом (Etienne Baluze). Оно опубликовано в боннском издании Chronicon Paschale (II, 67-71). Удовлетворительной биографии Дюканжа не существует. См.: J. U. Bergkamp. Dom Jean Mabillon and the Benedictine Historical School of Saint-Maur. Washington (D. C.), 1928, с. 116-119 (богатая библиография); S. Salaville. Le second centenaire de Michel Le Quien (1733- 1933). - Echos d " Orient, XXXII, 1933, pp. 257-266; J. W. Thompson. The Age of Mabillon and Montfaucon. - American Historical Review XLVII 1942, pp. 225-244. F.-M. Voltaire. Le pyrrhonisme de l " histoire, par un bachelier en theologie, chap. XV. Edition Beuchot, 1768, t. XLIV, p. 429. Ш. Монтескье. Размышления о причинах величия и падения римлян. В кн.: Ш. Монтескье. Избранные произведения. М., 1955, с. 142. Г. В. Ф. Гегель. Лекции по философии истории. Перевод Л. М. Водена. СПб., 1993, с. 357, 2-е изд. " Moniteur " , 13 juin 1815. См. также: Н. Houssaye. 1815. Vol. 1. La Premiere Restauration; le retour de l " ile d " Elbe; les cent jours. Paris, 1905, PP. 622-623. A. Sorel. Montesquieu. Paris, 1889, p. 64. The Autobiographies of Edward Gibbon. Ed. Murray J. London, 1896, PP. 148, 152. Ibid., p. 302. The Autobiographies of Edward Gibbon. London, 1896, p. 311. Ibid., p. 333-334. Е. A. Freeman. Historical Essays. London, 1879, vol. Ill, ser. 3, pp. 234-235.

http://sedmitza.ru/lib/text/434217/

Екатеринбургская Основана 25.12.1833 Местопребывание – в г. Екатеринбург; в 1924–1991 гг. – Свердловск. Пермское викариатство. Самостоятельная с 29.01.1885. Кафедра именовалась: Екатеринбургская; с 29.01.1885 – Екатеринбургская и Ирбитская; с 1924 г. (?) – Свердловская и Златоустовская; с 23.02(08.03)1933 – Свердловская и Ирбитская, паки; с 14(27)11.1944 – Свердловская и Челябинская; с 29.04(12.05)1947 – Свердповская и Ирбитская, в 3-й раз; с 26.11(09.12)1958 – Свердповская и Курганская (?); с 12(25)09.1991 – Екатеринбургская и Курганская; с 09(22)02.1993 – Екатеринбургская и Верохотурская. Викарные кафедры: Нижнетагильская, Кушвинская, Ирбитская, Златоустовская. 11.02.1834 27.06.1840 Евлампий Пятницкий 04.08.1840 10.06.1841 Анатолий Мартыновский 06.08.1841 24.09.1845 19.05.1846 21.11.1859 17.01.1860 08.05.1860 21.08.1860 19.05.1862 19.05.1862 09.11.1866 Митрофан Вицинский 21.11.1866 09.09.1876 Вассиан Чудновский 31.10.1876 19.11.1876 Варсонофий Охотин 10.04.1877 09.12.1878 Модест Стрельбицкий 04.03.1879 05.04.1882 Вениамин Смирнов 05.04.1882 08.01.1888 13.02.1888 02.04.1888 02.04.1888 24.10.1891 08.11.1891 12.11.1894 Афанасий Пархомович 12.11.1894 12.06.1896 Симеон Покровский 12.06.1896 02.06.1897 06.06.1897 29.03.1900 Христофор Смирнов 29.03.1900 28.03.1902 Ириней II Орда 28.03.1902 26.11.1903 Никанор Каменский 26.11.1903 18.03.1910 02.04.1910 20.03.1914 Митрофан II Афонский 20.03.1914 10.5.1917 05.1917 07.11.1917 07.11.1917 09(22)12.1925 14(27)09.1923 15(28)12.1923 16(29)02.1924 15(28)07.1924 10.1925 06.1926 21.03(03.04)1933 05(18)09.1926 07.1927 12(23)12.1927 21.03(03.04)1930 12. 1930 07(20)02.1931 26.01(08.02)1932 11..1931 12.1931 25.02(09.03)1932 31.01(13.02)1933 31.01(13.02)1933 23.02(08.03)1933 23.02(08.03)1933 20.04(03.05)1934 28.04(11.05)1934 20.04(03.05)1934 17(30)09.1935 29.05(11.06)1934 16(29)06.1935 06.1935 19.09(02.10)1935 (20.06(03.07)1935 12(25)11.1935 10.1935 17(30)03.1936 14(27)01.1937 14(27)01.1937 20.07(02.08)1937 30.09(13.10)1942 17(30)08.1944 14(27)11.1944

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это – маленькая „ Тереза Младенца Иисуса ” , теперь уже „ святая ” . Наша современница». Во время войны Зинаида Гиппиус написала еще одну стихотворную молитву, обращенную к святой Терезе. Тереза, Тереза, Тереза, Тереза Прошло мне сквозь душу твое железо. Твое ли, твое ли? Ведь ты тиха. Ужели оно – твоего Жениха? Не верю, не верю, и в это не верю! Он знал и Любовь, и земную потерю. Страдал на Голгофе, но Он же, сейчас, Страдает вместе и с каждым из нас. Тереза, Тереза, ведь ты это знала. Зачем же ты вольно страданий желала? Ужель, чтоб Голгофе Его подражать, Могла ты страданья Его умножать? Тереза, Тереза, Тереза, Тереза. Так чье же прошло мне сквозь сердце железо? Не знаю, не знаю, и знать не хочу. Я только страдаю, и только молчу. 1941–1942 Борис Никольский Никольский Борис Владимирович (1870–1919) – публицист, филолог, поэт, политический и общественный деятель. Его поэтический дебют был одним из самых неудачных, но даже жесткие критики «Сборника стихотворений» (СПб., 1899) отмечали его критический и исследовательский талант. «Охота Вам писать стихи, когда можете писать серьезную и толковую прозу», – обращался к нему Виктор Буренин. Дмитрий Шестаков отмечал, что он «настолько же поэт в лучших своих прозаических статьях (хотя бы в том же этюде о Фете), насколько прозаик в стихах». Борис Никольский продолжал писать стихи, но с публикациями уже не торопился. И многие из них были вовсе не дилетантскими, в особенности молитвенная лирика и переводы. Зная в совершенстве многие живые и все мертвые языки, он переводил только с подлинников, стремясь воспроизвести на русском языке античную метрику. Таковыми были его переводы с латыни Катулла, над которыми он работал всю жизнь. В 1896 году он издал в «Русском Обозрении» 12) свою первую статью о Фете «Поэт философов». В том же 1896 году вышел составленный им сборник «Философские течения в русской поэзии». В 1899 году в «Историческом Вестнике» 7) опубликовал статью «Академический Пушкин», одним из первых обратившись к текстологическим проблемам издания его произведений.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

810 Устав. 5–7. На последующих л.7 об.–29 об. расписаны все подробности служб отдельных праздников. 815 Руководственные указания. 13–14. В 1915 г., до напечатания данного приказа, в войска рассылалось предыдущее издание «руководственных указаний» с приложением «Порядка отправления церковных служб в судовых церквах» (см.: Канцелярия. 23–23 об.). 818 Лекция Дмитриевского. 430. См. также более ранние публикации: Дмитриевский. Вынос плащаницы; Дмитриевский. Рецензия. 820 См.: Лекция Дмитриевского. 430; Дмитриевский. Триодь. 709–710. Ср. более раннюю статью: Дмитриевский. Утренние молитвы; а также: Пр-й С-н (1906). 400. 821 Впервые издан в Константинополе в 1838 г. протопсалтом Константином; переведен на славянский язык для болгар иеромонахом Неофитом Рыльским. К началу XX века употреблялся не только в приходских церквах, но и на родине нашего устава – в лавре преп. Саввы Освященного. См.: Скабалланович (1). 493. 827 Скабалланович (2). 330–336. Михаил Николаевич Скабалланович (1871–1931), канд. (1896) и магистр (1905) богословия КДА, пом. инспектора Каменец-Подольской ДС, пом. смотрителя Мариупольского дух. училища (1898–1906), препод., проф. КДА (1906–1918), препод, классической филологии Киевского ун-та (1920), работал в библиотеке б. Михайловского м-ря (1924), в Этнографической комиссии Академии наук УССР (1928–1930). 847 См.: Письма и доклады. 1–1 об. Димитрий (кн. Абашидзе, 1867–1942) окончил Новороссийский ун-т (1891) и КДА (1896), препод, и инспектор Тифлисской и Кутаисской ДС, ректор Александровской миссионерской семинарии (1900), еп. Алавердский (1902), Гурийско-Мингрельский, Балтский, Туркестанский (1906), Таврический и Симферопольский (1912), архиеп. (1915). Служил судовым священником во время войны (1914). После Собора – член Высшего временного церковного управления Юго-востока России. На покое с 1921. Временно управлял Феодосийским викариатством (1922). Подвергался арестам в 1922, 1923, ок. 1930 и в 1933 г. В конце 20-х гг. принял схиму с именем Антоний. 851 Текст доклада: Письма и доклады. 109–112 об.; публикации: Кравецкий. Проблемы Типикона. 78–83; Из материалов Отдела. 303–307.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Rautman M. L. Patrons and Buildings in Late Byzantine Thessaloniki//JOB. Bd. 39 (1989). 295–315. Stephanides В . K. Hoi horoi episteme kai epistemonarches para tois By- zantinois//EEBS. T. 7. 1930. P. 153–158. Thomas J. Ph. The Crisis of Byzantine Ecclesiastical Foundations, 964– 1025//BF. Bd. 9. 1985. S. 255–274. Vryonis S. The Will of a Provincial Magnate, Eustathius Boilas (1059)//DOP. T. 11. (1957). P. 263–277. XII.         Собственность и хозяйство византийских монастырей Ангелов Д. Рост и структура крупного монастырского землевладения в северной и средней Македонии в XIV в.//ВВ. T. 11. 1956. С. 135–162. Левченко М. В. Церковные имущества V-VII вв. в Восточно-римской империи//ВВ. Т. 27. 1949. С. 11–59. Поляковская М. А. Городские владения провинциальных монастырей в поздней Византии//ВВ. Т. 24. 1964. С. 202–208. Соколов П. П. Церковно-имущественное право в греко-римской империи. Новгород, 1896. Ahrweiler Н . La concession des droits incorporeis. Donations conditionel- les//Actes du XII congres international d’études byzantines. Belgrade, 1964. P. 103–114. Bartusis M. Solemnion//ODB. P. 1924. Charanis P. Monastic Properties and the State in the Byzantine Empire//DOP. T. 4. 1948. P. 53–118. Ferradou A. Les biens des monastères à Byzance. Bordeaux, 1896. Guillou A. La classe dei monaci-proprietari nell’Italia bizantina (sec. X-XI). Economia e diritto canonico//BISIAM. T. 82. 1970. P. 159–172. Györffy G. Das Güterverzeichnis des griechischen Klösters zu Szavaszent- demeter aus dem 12. Jahrhundert//Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. T. 5. 1959. P. 9–74. Harvey A. Land, Taxation and Trade in the Eleventh-Century Monastic Economy: The Case of Evergetis//The Theotokos Evergetis... P. 124–136. Herman E. Benefices dans l’église orientale//DDC. Vol. 2. Paris, 1937. Cols. 706–735. Herman E. Die kirchliche Einkünfte des byzantinischen Niederklerus//OCP. T. 8. 1942. P. 378–442. Herman E. Zum kirchlichen Benefizialwesen im byzantinischen Reich//SBN. T. 5. 1939. P. 657–671.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Среди многочисленных трудов о. Конгара 679 , охватывающих, в частности, и историко-церковные проблемы 680 , важное место занимает исследование «История богословия» (написанное в 1939 г. для «Словаря католического богословия», в котором, по словам самого автора, было на две пятых сокращено, с чем ему пришлось согласиться, а затем – уже практически в полном виде – выпущенное в английском переводе в виде монографии) 681 – систематизированный исторический обзор догматического богословия Католической церкви; в авторском предисловии к английскому изданию представлен эскизный обзор развития католического богословия в 1938–1968 гг. К сожалению, этот труд оставался в тени иных произведений кардинала и незаслуженно «был забыт даже теми читателями, которые пристально следили за работами Конгара» 682 . Интересны как источник также дневники о. Конгара, в том числе посвященные работе II Ватиканского собора 683 . В ряде его трудов («Традиция и традиции», «Верую в Духа Святого», «900 лет спустя») анализируются проблемы Великого раскола православия и католичества 684 . Как отмечается в литературе, кардинал Конгар вместе с мэтрами католической теологии иезуитами Анри кардиналом де Любаком (1896–1991) 685 , историком и членом Французской академии Жаном кардиналом Даниелу (1905–1974) 686 – основателями патрологической серии Sources chrétiennes (1942), доминиканцем о. Мари-Домиником Шеню (1895–1990) 687 (все трое были экспертами на II Ватиканском соборе), а также рядом других теологов вернул историзм в методологическую систему католического богословия. Появляются также краткие исторические обзоры святоотеческого наследия (например, работы Бернарда Лозе, Урбана Линвуда и др.) 688 и хрестоматии 689 . Католические исследователи Дж. Реале и Д. Антисери в книге «Западная философия от истоков до наших дней» (1988; рус. пер. – 1996, 2001) рассматривают патрологию как часть истории философии. Практически аналогичные позиции занимают Г. Вольфсон из Гарвардского университета в книге «Философия отцов Церкви» 690 и Эндрю Лут в монографии «Истоки христианской мистической традиции: от Платона до Дионисия Ареопагита » 691 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕДЛЬМАЙР Зедльмайр [нем. Sedlmeyr] Ханс (18.01.1896, Хорнштайн, близ Айзенштадта - 9.07.1984, Зальцбург), австр. религ. философ, историк искусства, представитель т. н. венской школы искусствознания. По окончании первой мировой войны (воевал на Восточном фронте) сначала изучал архитектуру в Высшей технической школе (1918-1920), затем историю искусства в Венском ун-те, где его учителем был М. Дворжак . После смерти Дворжака стал учеником его преемника Ю. фон Шлоссера, под его рук. защитил диссертацию (1925), посвященную австр. барочному архит. XVIII в. И. Б. Фишеру фон Эрлаху . В 1929 г. подготовил вместе с К. Свободой сборник статей австр. историка искусства А. Ригля и в предисловии к нему («Квинтэссенция учения Ригля») впервые обосновал структуралистский подход в науке об искусстве, попытавшись соединить достижения гештальтпсихологии и феноменологии. В 30-х гг. продолжил исследования по истории архитектуры (книги о Ф. Борромини, об австр. барочной архитектуре) и в 1936 г. сменил фон Шлоссера в заведовании кафедрой истории искусства Венского ун-та (до 1945). В нач. 30-х гг. увлекся идеями национал-социализма, но вскоре разочаровался в них и после недолгого членства покинул ряды НСДАП (запрещенной тогда в Австрии). После аншлюса попал в число неблагонадежных и, несмотря на профессорскую должность в ун-те и членство в Австрийской АН, был призван в действующую армию на Восточный фронт (1942-1943). Демобилизовавшись по причине болезни, вернулся к преподаванию, но в 1945 г. был уволен по закону о «денацификации» как бывш. член нацистской партии, его статьи и книги было запрещено публиковать (тем не менее он продолжал печататься под псевдонимами). В 1951 г. получил приглашение в Мюнхенский ун-т и занял там должность зав. кафедрой истории искусства (одним из его предшественников в этой должности был Г. Вёльфлин ). С 1964 г. З. был на той же должности в ун-те Зальцбурга, где активно занимался сохранением культурных ценностей.

http://pravenc.ru/text/199697.html

12 . Мессианские представления иудеев по таргуму Ионафана, сына Узиелова. Ленинград. 1926 г. [Магистерская диссертация.] (Рукопись, стр. VII + 273 + XV.) 13 . Лекции по Христианской педагогике с дидактикой Закона Божия, читанные студентам Петроградского Богословского института в 1920–1922 г.г. Саратов. 1942 г. (Рукопись, 259 лист, 516 стр.). 14 . Лекции по церковному учительству, читанные на Высших Богословских курсах в Ленинграде в 1927/28 г.г. Саратов. 1941 г. (Рукопись, стр. 82 +137.). 15 . «Мои воспоминания». Часть I. (1870–1889 г.г.). Детство и годы учения. Ленинград. 1932 г. (Рукопись, стр. 66). 16 . «Мои воспоминания». Часть II (1889–1895 г.г.). На службе в Духовном училище и Духовной академии. Ленинград. 1934 г. (Рукопись, стр. 19 + 36.) 17 . «Мои воспоминания». Часть III. Церковно-школьная деятельность (1895–1911 г.г.) Саратов. 1936 г. (Рукопись, стр. 56 + 79+ 12+ 16.) 18 . «Мои воспоминания». Часть IV. Ректура в Олонецкой Духовной семинарии (1911–1918 г.г.) Саратов. 1937 г. (Рукопись, стр. 104 + XX.) 19 . «Мои воспоминания». Часть V. Церковно-просветительная деятельность в Петроградский период (1918–1922 г.г.). Саратов. 1938 г. (Рукопись, стр. 282.) 20 . «Мои воспоминания». Часть VI. Церковно-просветительная деятельность в Ленинградский период (1924–1935 г.г.). Саратов. 1939 г. (Рукопись, стр. 533.) 21 . «Процесс Петроградских церковников 1922 года». (Дневник участника.) Петроград. 1922 г. (Рукопись, стр. 128 + 68 + 16.) 22 . «Богословские школы в Ленинграде в послереволюционный период (с 1918 г.). Исторический очерк, с приложением «Положений», инструкций и списков личного состава. Саратов. 1936 г. (Рукопись, стр. 65 + 39.) 23 . Слова и речи при разного рода случаях, произнесенные с 1898 по 1934 гг. Часть первая – общего характера. Часть вторая – церковного характера. Саратов. 1940 г. (Рукопись, стр. VII + 132 + IV + 156.) 24 . Слова и речи, сказанные в разных учебных заведениях и на Педагогических курсах с 1896 по 1928 гг. Саратов.1940 г. (Рукопись, стр. 164.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   F. Boström. Studier till den Grekiska Teologins Frälsningsiära med särskild hänsyn till Methodius af Olympus och Athanasius af Alexandria. Lunds Universitets Arsskrift. N. F. Avd., I, B. 28, No. 3.    G. _Lazzati. La tecnica dialogica nel Simposio di Metodio d’Olimpo; M. Margueritis. L’influenza di Platone sul pensiero e sul arte di Metodio d’Olimpo. Memoria di Paolo Ubaldi. Milano, 1937, p. 117—124, 401—412.    F. Badurina. Doctrina S. Methodii d’Olimpo de peccato originali. Roma, 1942.    V. Buchheit: 1) Homer bei Methodios von Olympos. Rheinisches Museum, 1956, В. XXIX, S. 17—36; 2) Studien zu Methodios von Olympos. Texte und Untersuchungen.LXIX. Berlin, 1958; 3) Die Echtheit der griechisch überlieferten Schriften des Methodios v. Olympos. Athen, 1958. В. Бухгейт не согласен с выводами Ф. Дикампа о месте епископского служения св. Мефодия.    М. Pellegrino. L’inno del Simposio di Metodio Martire. Università di Torino. Publicazioni d. Facoltà di Lettere e Filosofia, 1958, v. X, fasc. 1.    H. Musurillo. St. Methodius. The Symposium — a Treatise on Chastity. Ancient Christian Writers, No. 27. Westminster, 1958.    %Г [H. Musurillo et V. Debidour. Methode d’Olympe — Le Banquet. Introduction et texte critique. Sources Chrétiennes, No. 95. Paris, 1963.    K. Quensell. Die Wahre kirchliche Stellung und Tätigkeit des fälschlich so genannten Bischofs Methodius von Olympos. Handschrift. Heidelberg, 1953.    L. Atzberger. Geschichte der christlichen Eschatologie innerhalb der vornicänischen Zeit. Freiburg, 1896, S. 484 ff.    R. Devreesse. Anciens Commentateurs grecs de l’Octateuque. Revue biblique, 1935, p. 166—191.    G. Bardy. La vie spirituelle d’après les Pères des trois premiers siècles. Paris, 1935, p. 301—316.    E. Mersch. Le corps mystique du Christ. Louvain, 1936, p. 276 sqq.    H. Chadwick. Origen, Celsus and the Resurrection of the Body. Harvard Theological Review, 1948, p. 82—102.    J. Daniélou. Message Evangélique et culture Hellénistique aux II et III siècles. Tournai, 1961, p. 98—101, 265—278.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ист.: BHG, N 868-869h; BHO, N 498-499; AcmaSS. Ian. T. 1. P. 1031-1039; PG. 114. Col. 568-581; Vita S. Iohannis Calybitae, interp. latina auctore Anastasio Bibliothecario//AnBoll. 1896. Vol. 15. P. 257-267; SynCP. Col. 393; Le synaxaire Ethiopien: Les mois de sane, hamle et nahase/Éd. I. Guidi//PO. 1911. Vol. 7. Fasc. 3. P. 324-327; Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 71, 81; SynAlex. 1915. Vol. 11. Fasc. 5. P. 607-609, 621; 1923. Vol. 17. Fasc. 3. P. 659-661; Bayan G. Le synaxaire arménien de Ter Israel: Mois de Aratz//PO. 1926. T. 19. Fasc. 1. N 91. P. 37-41; Budge E. A. W. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. T. 2. P. 523; T. 4. P. 1122-1124; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 11-24. Лит.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 1029-1031; Amiaud D. La légende syriaque de St. Alexis L " Homme de Dieu. P., 1889; Poncelet A. La Légende de St. Alexis//La Science Catholique. 1889/1890. T. 4. P. 269-271, 632-645; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 15; Т. 3. C. 25-26; Hermann L. Qui est Saint Alexis?//L " antiquité classique. 1942. T. 11. P. 235-241; Gaiffier B. De Intactam sponsam relinquens: A propos de la vie de St. Alexis//AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Kaster G. Johannes Kalybites (der Hüttenbewohner)//LCI. Bd. 7. S. 139-140; Calio G., Sauget J.-M. Giovanni Calivita//BiblSS. Vol. 6. P. 640-643; Janin. Églises et monastères. P. 270-271; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сир. агиографии//ППС. 1990. Вып. 30(93). С. 78-81; Orlandi T. John Calybites//CoptE. Vol. 5. P. 1357; Van Esbroeck M. La Vie de Saint Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//Oriens Chr. 1998. T. 82. P. 153-183; Aubert R. Jean Kalybites (516)//DHGE. T. 27. Col. 171-173. А. Б. Ванькова Гимнография Память И. К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 198) 15 янв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 321) память И. К. также отмечена 15 янв., служба подробно не описана. В рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 163, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 46) содержится последование И. К., включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален.

http://pravenc.ru/text/471337.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010