Плита с изображением креста из церкви на о-ве Аккад. IV–VII вв.(?) Плита с изображением креста из церкви на о-ве Аккад. IV–VII вв.(?) В средние века К. оставался малообитаемой периферийной зоной на стыке Месопотамии и арав. пустынь; его история крайне скупо освещена в источниках. В X в. Вост. Аравия, включая территорию К., находилась под властью радикальной шиитской секты карматов . В XIII-XV вв. территорией К. управляли шейхи местных араб. племен. В нач. XVI в. в К. попытались утвердиться португальцы, однако были изгнаны османами. Во 2-й пол. XVII в. в условиях ослабления власти Османской империи территория К. вошла в состав эмирата Бану Халид, основанного племенным объединением аназе (анаиза, аниза), которое пришло из внутренних районов Аравийского п-ова. По преданию, шейх Бану Халид Баррак аль-Хамид (1669-1682) построил на берегу Кувейтской бухты форт, к-рый использовал в качестве летней резиденции. От этого укрепления предположительно происходит совр. название К. (уменьшительная форма от араб. «кут» - форт, крепость). В кон. XVII в. в регион мигрировали родственные аназе племена бану-атбан (бедуинские кланы ас-Сабах, аль-Халифа и аль-Джалахима). Клан ас-Сабах занял доминирующее положение в К. ок. 1756 г. К. стал центром посреднической торговли между Индией и Западом. В период оккупации персами Басры (1776-1779) Британская Ост-Индская компания перенесла свою факторию в К. В 90-х гг. XVIII в. компания помогла К. отразить нападения ваххабитов Неджда. В 1817-1819 гг. войска егип. паши Мухаммада Али оккупировали значительную часть Аравии. До 1840 г. К. пребывал в егип. сфере влияния. Брит. позиции упрочились в К. при шейхе Мухаммаде ас-Сабахе (1893-1896). В 1896 г. он был убит в результате заговора своего сводного брата Мубарака ас-Сабаха, унаследовавшего престол. В 1897 г. он был утвержден османами как каиммакам (губернатор) К. В янв. 1899 г. Мубарак заключил тайное соглашение с Великобританией, согласно которому обязывался не передавать ни в какой форме ни одной части территории К. иностранцам без согласия Великобритании. К. признавался автономной административной единицей в составе Османской империи, были четко определены его сухопутные границы.

http://pravenc.ru/text/2462175.html

В Нов. Каховке и в пос. Казацком Бериславского р-на существуют общины ассирийцев-несториан (см. ст. Несторианство ). Протестанты, католики, новые религиозные движения В 1781 г. ок. 1000 швед. колонистов с о-ва Даго (ныне Хийумаа, Эстония) отправились к нижнему Днепру. 1 мая 1782 г. в новооснованный пос. Гаммальсвенскбю (Альт-Шведендорф, Старошведское, ныне в черте с. Змиевка Бериславского р-на) прибыли 553 чел., в следующем году число колонистов сократилось до 135 чел. В нач. XIX в. около поселка шведов возникли нем. селения - Шлянгендорф, Мюльхаузендорф и Клостердорф, в них появились лютеранские и католические общины. Первую деревянную кирху для шведов построил кн. Г. А. Потёмкин, в XIX в. она сгорела. В 1882-1885 гг. в Старошведском была построена каменная кирха. В 1896 г. в Херсонском у. в пределах Н. и Г. е. действовали лютеран. молитвенные дома в нем. колонии Мариенгейм Нововоронцовской вол., в Старошведском (Альт-Шведендорф) и Гадючем (Шлянгендорф) Старошведской вол. В 1869 г. немцы-переселенцы из Таврической губ. основали колонию Кронау (с 1915 Высокополье). В нач. XX в. в Кронау действовали 2 кирхи, главной из них была Свято-Троицкая, возведенная в 1897 г. К нач. XX в. большинство католиков и лютеран жили в Херсонском у. в волостях Кронауской (3879 чел.- католики и лютеране) и Старошведской (11 066 чел.- католики и лютеране). В 1896 г. в Херсонском у. на территории Н. и Г. е. действовали римско-католич. молитвенные дома в нем. колониях Мангейм Кронауской вол., Симонсфельд Нововоронцовской вол., Клостердорф (Костырка) Старошведской вол. В кон. XIX в. переселенцы из Польши построили костел в с. Новопетровка (ныне Нижнесерогозского р-на). 1 авг. 1929 г. ок. тысячи шведов уехали из региона в Швецию. К 1930 г. кирхи в Старошведском и др. селах были закрыты. В сер. XX в., после переселений и репрессий, бывш. нем. и швед. поселения выше Берислава образовали один населенный пункт - с. Змиевка. В нач. 90-х гг. XX в. одна из кирх в Змиевке была восстановлена (лютеран. храм св.

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИРКБЕК [Бёркбек; англ. Birkbeck] Уильям Джон (13.02.1859, Норидж - 9.06.1916, Страттон-Стролес), англ. религ. деятель и музыковед. Получил образование в частной школе Итон, затем в Модлин-колледже (Оксфорд) (1878-1881). В нач. 80-х гг. XIX в. переехал в Лондон, в 1884-1885 гг. обучался в Королевском муз. колледже, где брал уроки органа у известного музыканта У. Парратта. В 1883-1888 гг. Б. изучал средневек. музыку Зап. Церкви, осваивал зап. безлинейную нотацию: григорианскому хоралу посвящено неск. его научных работ. В молодые годы Б. увлекся богословием и историей религий. Будучи по крещению и воспитанию англиканином, он в студенческие годы, ощущая оторванность англикан. Церкви от древней церковной традиции, тяготел к католицизму. Поездка в Россию в качестве полномочного представителя Архиепископа Кентерберийского Эдуарда Бенсона в 1888 г. на торжества, посвященные 900-летию Крещения Руси, стала поворотным пунктом в судьбе и взглядах Б., к-рый с этого времени сделался ревностным апологетом Православия и Вост. Церкви в Англии. В последующие годы он совершил множество путешествий в Россию как частного, так и офиц. характера (1889, 1890, 1891, 1896, 1897, 1898, 1903, 1906, 1912, 1916), объездил самые отдаленные губернии, посетил крупнейшие мон-ри, а также центры старообрядчества. Дружба связывала его с людьми из разных слоев общества - с царской семьей, К. П. Победоносцевым , св. Иоанном Кронштадтским и др. В статьях, публиковавшихся в англ. периодике, Б. писал о своих поездках в Россию, о своем понимании Православия, выступал с докладами на церковных конгрессах, посылал отчеты Архиепископу Кентерберийскому. В 1912 г. Б. читал курсы лекций по церковной истории в Оксфорде и в 1914-1916 гг. в Кембридже. Б. считал, что благо Церкви Англии состоит в постепенном сближении с правосл. Церковью и в конечном счете в соединении с ней. С целью сближения англикан. и правосл. Церквей он инициировал ряд взаимных офиц.

http://pravenc.ru/text/149221.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУЗЕ Пантелеймон Крестович [араб. Бандали ибн Салиба аль-Джаузи] (20.07.1870, Иерусалим - 20.01. 1942, Баку), историк, исламовед, миссионер. Род. в семье правосл. арабов, в детстве остался сиротой. Окончил гимназию Православного миссионерского общества в Назарете, переехал в Россию. В 1889-1892 гг. учился в Вифанской ДС, в 1892 г. поступил в МДА, в 1895 г. переведен в КазДА, к-рую окончил в 1896 г. со степенью кандидата богословия. Ж. остался в академии практикантом на кафедре араб. языка и обличения мухаммеданства до 1916 г., одновременно с 11 окт. 1899 до 1913 г. преподавал франц. язык. 6 мая 1899 г. утвержден в степени магистра богословия за продолжавшее канд. работу соч. «Мутазилиты: Догматико-историческое исследование в области ислама» (Каз., 1899). При обсуждении диссертации автора обвиняли в объективистском подходе, отсутствии критики ислама, нек-рые профессора академии выступили против присуждения магист. степени. 16 дек. 1899 г. Ж. принял присягу и стал российским подданным. За время службы в КазДА был командирован в Египет в 1897 и 1909-1910 гг. Одновременно в 1901-1903 гг. был преподавателем Казанских миссионерских курсов, с 1 окт. 1912 по февр. 1917 г.- цензором Казанского временного комитета по делам печати (цензурировал мусульм. книги и периодические издания), с 1 нояб. 1913 г.- штатным преподавателем французского языка в КазДС, в 1914-1917 гг.- военным цензором. В 1911 г. баллотировался на должность профессора кафедры арабского языка и обличения мухаммеданства, но проф. М. А. Машанов выступил против, обвинив Ж. в светском характере его научных интересов и нежелании заниматься противомусульм. полемикой; избрание не состоялось. Неудачно окончилась и попытка Ж. возглавить кафедру татар. языка и этнографии поволжских инородцев. На заседаниях совета КазДА его критиковали за активное участие в общественной жизни христиан Ближ. Востока, вмешательство в «борьбу партий» Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей. В результате Ж. уже в 1912 г. пытался уйти из академии, в июле был назначен инспектором народных уч-щ Екатеринославской губ., но отказался от назначения. Покинул КазДА в 1916 г. 20 апр. того же года, продолжая службу в семинарии, стал приват-доцентом юридического фак-та Казанского ун-та, читал курс мусульм. права. К нач. 1917 г. имел чин статского советника. Был награжден орденами св. Станислава 3-й степени, св. Анны 3-й степени, св. Владимира 4-й степени.

http://pravenc.ru/text/182347.html

В XIX в. натурное изучение И. было затруднено до захвата города (1833) егип. правителем Ибрагим-пашой. В 1856 г. амер. библеист Э. Робинсон (см. статьи Археология библейская , Святая земля ) начал обследования туннеля Езекии, 3-й стены Агриппы I Ирода и арки у юго-зап. угла платформы храма (арка Робинсона). В 1864-1865 гг. представители Корпуса Королевских саперов Ч. Уилсон и Ч. Уоррен, прокладывая инженерные коммуникации в И. ( Wilson, Warren. 1871. P. 3-32), обследовали весь город, составили картографический очерк и нанесли контуры И. на 1-ю точную карту Палестины, ставшую основой для дальнейших исследований. В 1865 г. был создан Палестинский исследовательский фонд , к-рый, опираясь на результаты работ военных инженеров, приступил к натурному изучению И. В 1867-1870 гг. Уоррен выстроил исторический план И. Он проследил линии городских стен и обследовал Храмовую гору, решив при этом проблемы точной локализации храма и 3 древних стен И. с севера ( Warren. 1876). С 4 сторон ограды храма были проложены несколько шахт и туннелей (тур. администрация запрещала вести раскопки ближе 12 м от стен). При этом были открыты часть древней стены И. в юго-вост. углу Храмовой горы (т. н. Уорренова стена Офел) и одна из древних систем водоснабжения (вертикальная «шахта Уоррена» и связанные с ней туннели у Гихона). Планы и измерения, сделанные Уорреном, очень точны. В 1894-1897 гг. на западных и восточных холмах работали амер. археолог Ф. Дж. Блисс и англ. архит. А. Дики ( Bliss, Dickie. 1898), их проект включал изучение самой южной из древних стен и туннеля к Гихону. Хотя предложенные ими датировки кладок устарели, описания их технических особенностей сохраняют свою ценность. В посл. четв. XIX в. в городе Давида, в районе крепости Антония и арки «Се человек», работал Ш. Клермон-Ганно ( Clermont-Ganneau. 1896). В 1909-1910 гг. к нему присоединился Л. Ю. Венсан (его привлек М. Паркер, в поисках сокровищ храма Соломона тщательно изучавший Гихон и склон над ним). Паркер очистил подземные туннели и «шахту Уоррена», включая туннель Езекии. Венсан составил отчет о работе и нанес на план города древние водные артерии И., а также подходы к источнику. Он пришел к выводу, что древний И. располагался на вост., а не на зап. холме.

http://pravenc.ru/text/293782.html

В журнале «Странник», издававшемся в Санкт-Петербурге священником В.В.Гречулевичем, были помещены его работы «Религиозная и общественная жизнь современных евреев» (1881 г.) 115 и «О кагале» (1882 г.) 116 , в «Домашней Беседе» – «Встреча православного христианина из евреев с прогрессистом-евреем» (1873 г.), в «Киевских Епархиальных Ведомостях» – «Приют в С.-Петербурге для крещаемых и крещённых в православную веру еврейских детей» (1873 г.), и другие. 117 Впоследствии многие из них были переработаны в отдельные издания. Написанные и «составленные» А.А.Алексеевым (В.Ю.Нахласом) многочисленные, неоднократно переиздававшиеся труды (огульно объявленных позднее иудеями «антисемитскими» и порочащими Талмуд), не потеряли научной и миссионерской актуальности и по сей день. Среди них: «Торжество христианского учения над учением Талмуда, или душеполезный разговор христианина с иудеем о пришествии Мессии» (Санкт-Петербург, 1859 г.), «Богослужение, праздники и религиозные обряды нынешних евреев» (Новгород, 1861, 1863, 1865 гг.), «Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки, с приложением биографии автора» (Новгород, 1868 г.), «Беседы православного христианина из евреев с новообращёнными из своих собратий об истинах святой веры и заблуждениях талмудических, с присовокуплением статьи о Талмуде» (Санкт-Петербург, 1872 г., Новгород, 1875, 1897 гг.), «Уважение евреев к священному писанию и заботливость об изучении его» (Новгород, 1878 г.), «Обращение иудейского законника в христианство, особенно замечательное по своим характеристическим чертам» (Новгород, 1882 г.), «Очерки домашней и общественной жизни евреев, их верования, богослужение, праздники, обряды, талмуд и кагал» (Новгород, 1882, 1891 гг., Санкт-Петербург, 1896 г.), «Употребляют ли евреи христианскую кровь с религиозною целию?» (Новгород, 1886 г.), «Об обетованном Мессии, по поводу толков современных евреев-талмудистов и маловеров из христиан, неправомудрствующих об Иисусе Христе» (Новгород, 1886, 1898 гг.), «О религиозном движении евреев и распространении христианства между ними» (Новгород, 1895 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Часть мусульман региона с сер. 90-х гг. стала ориентироваться в своей деятельности на ДУМ Центрально-Европейского региона России (ДУМЕР; с 2014 ДУМ РФ) с центром в Москве. В 1999 г. было учреждено его представительство в Пермской обл., а 12 сент. 2006 г. на его основе было создано Централизованное религиозное управление мусульман (ЦРУМ) П. к., под контролем к-рого оказались 15 мусульм. орг-ций региона. В 2001-2002 гг. в ведение сторонников ДУМЕР перешла соборная мечеть Перми. В 2013 г. ЦРУМ П. к. было преобразовано в Централизованную религиозную орг-цию ДУМ П. к. (Пермский мухтасибат). В 2006-2012 гг. председателем ЦРУМ П. к. был Хамит Галяутдинов, в 2013 г. председателем избран имам-хатыб соборной мечети Перми Ильхам Бибарсов. ДУМ П. к. (Пермский мухтасибат) издает газ. «Ислам в Пермском крае» и ж. «Искренность». С 2009 г. в Перми ежегодно проходит межрегиональный форум «Мусульманский мир», в его рамках проводятся круглые столы, научные чтения и конференции, выставки, конкурсы, в т. ч. конкурс чтецов Корана. Иудаизм Первая запись о евреях, ставших постоянными жителями Перми, относится к 1823 г. В этом году пермский магистрат принял в податное состояние 2 евреев, отбывших 10-летнюю ссылку. Пермь являлась местом службы рекрутов-кантонистов из евр. семей, при этом одной из основных целей подготовки к службе в школах и батальонах кантонистов было обращение в Православие: в 1837-1842 гг. в Перми было обращено в Православие 380 мальчиков-кантонистов. В 1840 г. на участке, где хоронили евреев-кантонистов, возникло 1-е евр. кладбище в городе. В 1861 г. в Перми насчитывалось 194 еврея, которые пребывали «все без исключения в военной службе». В 1869 г. в городе действовал молельный дом, в к-ром также размещался хедер. Изменения в законодательстве, направленные на снятие ряда ограничений и предоставление права некоторым категориям евреев на повсеместное жительство (купцам 1-й и 2-й гильдий, лицам с высшим образованием, провизорам, аптекарским помощникам, дантистам, фельдшерам, повивальным бабкам, фармацевтам, ремесленникам), привели к росту иудейского населения региона. Так, в Перми в 1886 г. проживали 190 иудеев, а в 1896 г.- уже 382. В 1886 г. евр. община Перми получила разрешение и в том же году построила деревянную синагогу на ул. Кунгурской (ныне Комсомольский проспект), к-рая именовалась в городе солдатской. Согласно данным Всеобщей переписи населения 1897 г., в Пермской губ. проживали 2075 иудеев, из них 945 (45%) - в Перми. В 1912-1913 гг. по проекту В. Е. Гладких была возведена каменная синагога на ул. Екатерининской. В 1914 г. на углу улиц Екатерининской и Оханской на средства общины было построено здание евр. 2-классного уч-ща, в к-ром обучалось до 170 детей. Община содержала на свои средства богадельню, детский очаг (своеобразный детский дом), погребальное братство, обеспечивавшее в т. ч. охрану кладбища. В Перми действовало отд-ние Об-ва для распространения просвещения между евреями в России.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

совской, Пушкинских и других премий. Как члену этих комиссий, нередко поручаемы были ему для рассмотрения различные сочинения. Так, его перу принадлежат разборы сочинений: Прозоровского, Д.И. «Монета и вес в России до конца XVIII столетия» (Отчет о девятом присуждении наград гр. Уварова. Спб. 1867); прот. А.В. Горского и К.И. Невоструева : «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» (Отчеты о первом присуждении Ломоносовской премии – в Сборнике Отд. рус. яз. и слов., т. VII, 1:1868); Сергеевича, В.И. «Вече и Князь. Русское государственное устройство и управление во времена князей Рюриковичей» (одиннадцатое присуждение Уваров. наград, СПБ. 1869); Ламбина, Н.И. «Опыты восстановления и объяснения Несторовой летописи» (четырнадцатое присужд. Увар. наград, 1872); Барсова, Е.В. «Причитания северного края» (шестнадцатое присуждение Увар. наград, 1874); Неустроева А.Н. «Историческое разыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703–1802 гг. » (восемнадцатое присужд. Увар. наград, 1876 г.); Чехова, А. «В сумерках. Рассказы и очерки» (четвертое присуждение Пушкинских премий, 1888); Иконникова, В.С. «Опыты русской историографии» (тридцать пятое присужд. Уваров. наград) и еще нескольких других сочинений. Перу А.Ф. Бычкова принадлежат прекрасно составленные отчеты о деятельности Отделения русского языка и словесности за 1877, 1880, 1883, 1886, 1895, 1896 и 1897 гг. Высокий интерес этим отчетам придают содержащиеся в них полные жизни и правды характеристики таких выдающихся русских ученых, каковы были академики: А.В. Никитенко (отчеты за 1877 г. в Сборнике, т. XXVIII, 1878) и И.И. Срезневский (отчеты за 1880 г. с полным перечнем сочинений Срезневского, в Сборнике, т. XXXII, 6). Отметим также воспоминания и записки А.Ф. об ученых трудах А.Е. Викторова (отчеты за 1883 г.), С.М. Соловьева (Записки Импер. Ак. Наук, т. XX, кн. 2, 1872 и т. XXXVI, кн. 1:1880), П.А. Лавровского (Журн. Мин. Нар. Просв. 1886, ч. CCXLIV), гр. А.С. Уварова (Записки Импер. Археолог. Общ. т. II, вып. 1, СПБ. 1886), Бестужева-Рюмина (в проток. Отд. рус. яз. и сл. 1890 г.) и Ф.П. Буслаева (Ж.М.Н.Пр. 1897, окт.). Кроме того, под редакцией А.Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С Качановским (речь идет о фило­логе-слависте В. В. Качановском (1853–1901). О. И) он сходился в громадном трудолюбии при известной доле бездарности» (Энциклопедия славянской филологии/Под ред. И. В. Ягича. СПб., 1910. Вып. 1. С. 807). И в воспоминаниях, которые вышли после его смерти, Ягич привлек внимание к Сырку: «Знам само толико, да je у оно доба нешто потраживао по Бyrapckoj, г. П. А. Сырку, човек врло конфузан од коега huje наука ни филолошка ни етнографска имала велике користи, ма да je много писао, али готово све без смисла» (Jagi V. Спомени Mojera живота (1838–1880). Део 1. Београд, 1930. С. 431). («Я знаю только то, что он в то время что-то искал по Болгарии, г[осподин] П. А. Сырку – человек очень конфузный, от которого ни филологическая наука, ни этнографическая не имела большой пользы, хотя он много писал, но почти все без смысла». Ягич. В. Воспоминания моей жизни (1838–1880). Белград, 1930. Ч. 1. – Перевод В. М. Загребина). 1553 Тем не менее обзору (в тексте или в примечаниях) подвергается почти вся переписка В. К. Ернштедта с классиками; за пределами обзора остались лишь письма А. К. Наука, К. Я. Люгебиля и У. фон Виламовица-Меллендорфа (письма последнего готовит к публикации А. К. Гаврилов). 1554 К сожалению, письма Васильевского в фонде Ернштедта перепутаны не только хронологически, но и текстуально, т. е. окончания двух писем поменялись местами: л. 35–36 являются продолжением л. 11–12 об. (письмо от 12 февраля 1883 г.), а л. 13–14 об. завершают л. 33–34 об. (письмо от 30 марта 1883 г.). При этом письма 1883 г. идут за письмами 1891–1892 гг., затем подложены письма 1893 и 1894 гг., за ними – письмо от 26 июля 1884 г., потом письма 1895–1896 гг. и опять письмо (открытка) 1887 г., и, наконец, идут письма 1897–1899 гг., а вслед за ними – письмо от 30 марта 1883 г. Два письма без даты легко датировать по содержанию (см. в тексте). 1555 Общую характеристику этой переписки см.: Герд Л. А. В. Г. Васильевский : портрет ученого в свете его неизданной переписки//РНРВ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По отзывам современников, З. отличался редкостным трудолюбием и эрудицией, считался одним из лучших рус. статистиков. Награжден орденами св. Анны 3-й (1867) и 2-й (1872) степени, св. Станислава 2-й (1869) и 1-й (1889) степени, св. Владимира 4-й (1878) и 3-й (1884) степени. Похоронен 24 февр. 1893 г. на Смоленском кладбище в С.-Петербурге в присутствии сослуживцев во главе с директором Центрального статистического комитета Н. А. Тройницким. Могила утрачена. Ист.: РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3720; Ф. 1290. Оп. 3. Д. 68; Ф. 1343. Оп. 22. Д. 1490. Л. 6. Соч.: Томская губ.//Список населенных мест по сведениям 1868-1869 гг. СПб., 1868. Т. 60. Вып. 1; Оренбургская губ.//Там же. 1866 г. СПб., 1871. Т. 28; Тобольская губ.//Там же. 1868-1869 гг. СПб., 1871. Т. 60; Уфимская губ.//Там же. 1870 г. СПб., 1877. Т. 45; Губернии малороссийские и юго-западные//Статистика поземельной собственности и населенных мест Европ. России. СПб., 1884. Вып. 3; Волости и важнейшие селения Европ. России. СПб., 1885. Вып. 3; Псковская губ.//Список населенных мест по сведениям 1872-1877 гг. СПб., 1885. Т. 34; Мон-ри в Рос. империи//Стат. временник Рос. империи. 1887. Сер. 3. Вып. 18; Указ. изменений в распределении адм. единиц и границ Рос. империи с 1860-1887 гг.//Там же. Вып. 19; Материал для ист.-топогр. исследования о правосл. мон-рях в Рос. империи с библиогр. указ. СПб., 1890-1897. 3 вып.; СПб., 2005р, 2007. Лит.: [Некролог]//ИВ. 1893. 4. Смесь. С. 301; [Некролог]//Новое время. 1893. 6103; [Некролог]//Новости и биржевая газ. 1893. 53; В. В. Зверинский: [Некролог]//Правительственный вестник. 1893. 42; [Некролог]//СПб вед. 1893. 54; [Некролог]//Отчет ИРГО за 1893 г. СПб., 1894. 2-я паг. С. 2-3; [Степанов В. В.] Библиогр. обзор изданий Центр. стат. ком-та, вышедших по 1-е авг. 1895 г. СПб., 1895. [Вып. 1]. С. 5, 11-12, 17, 30, 38, 40, 44, 46, 48, 57, 70, 77, 82-83; Семёнов-Тян-Шанский П. П. История полувековой деятельности ИРГО, 1845-1895. СПб., 1896. Ч. 1. Отд. 1-3. С. 159; он же. Мемуары П. П. Семёнова-Тян-Шанского. Пг., 1917. Т. 1. С. 64-65; Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в архиве Свят. Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Вып. 2. С. 463-464; Здобнов Н. В. История рус. библиографии до нач. ХХ в. М., 1955. С. 342, 429; Левин Д. Э. Правосл. мон-ри Рос. империи в тр. В. В. Зверинского// Зверинский. 2005. 1-я паг. С. VI-XIV.

http://pravenc.ru/text/199667.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010