3539 Die Lebenshaltung der proletarischen Schichten innerhalb der Industriestaaten ist beim Uebergang zum Sozialismus um nichts gebessert, wenn gleichzeitig die ausländische Bauerngrundlage entschwindet, so hoher Steigerung auch die heimische Agrarproduktion noch fähig ist… Was wird in diesem Falle des Versagens das Schicksal des Industriestaatlichen Proletariats sein? Sehr einfach: Es erfährt in Hunger und Blösse, dass es überflüssig geworden ist, sobald ihm die feste Bauerngrundlage unter den Füssen fehlt. Ueberflüssig und zugleich hilflos. Es nützt ihm nichts mehr, die Kapitalisten enteignen zu wollen, denn die industriellen Produktions, mittel sind nicht mehr verwertbar. 3545 Забелин «Быт русских царей», Москва, 1895 г., стр. 446 сл.; Павлинов «Истор. русской архитектуры», Москва, 1894, стр. 253; И. Грабарь, указ. соч. вып. VI, стр. 117. 3579 Прот. Иванов-Платонов (Ереси и расколы, 338–342) говорит, что сочинение Августина «de haeresibus», откуда мы ваяли это указание, не имеет самостоятельного и научного значения. Своею целью оно имело не историю сект, а только их перечень. Поэтому в отожествлении Гельвидиан и антидикомарионистов аров. можно видеть только указание на логическое сходство, а не на историческую связь. 3584 Повторяем, что это самая строгая схема стоической морали. От неё скоро явились отступления: признавали и нравственно безразличные поступки (διφορα) и средний класс людей. Иовиниан, очевидно, не следовал этим взглядам. 3604 De civ. D. I, 13. Несомненно, что на западе того времени было учение о нетлении мощей (De civ. D. XIII, 17), но под останками святых достойными почитания считали одинаково и нетленные мощи и простые останки тела, кости и пр. 3624 Впрочем, очень может быть, что здесь бл. Августин разумеет вигилянциан, не называя их по имени. 3639 Но нельзя сводить всё понятие правды Божией исключительно к делу спасения Израиля и совершенно исключать из этого понятия идею правосудного мздовоздаяния, как это делает Ричль и другие современные богословы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е) Совета С.-Петербургской Духовной Академии, от 7 января за 31, с препровождением на трехмесячный срок: 1) рукописного сборника за 21 (1098) и 2) журнала Iewisch Quardaly Review 24 за 1894 г. и 26 за 1895 г. ж) Управления Императорской Публичной Библиотеки, от 4 января за 36, с препровождением автографов 7-ми произведений (слов) Иннокентия, Архиепископа Херсонского, каковые и возвращены уже по принадлежности при отношении Совета от 1 февраля за 51. – В получении их имеется уведомление Управления Библиотеки от 16 февраля за 313. з) Управления Императорской Публичной Библиотеки, от 24 января за 149, с препровождением сочинений Schäffle: 1) Bau und Leben des socialen Körpers, 2) Gesammelte —112— Aufsätze B. I–II, 3) Kapitalismus und Socialismus и 4) Das gesellschaftliche System der menschlichen Wirtschaft, каковые и возвращены уже по принадлежности при отношении Совета от 27 февраля за 82. Определили: Принять к сведению. XVII. Представление Библиотечной Комиссии от 29 февраля за 1013: «На основании § 215 Академического Устава Библиотечная Комиссия имеет честь просить Совет Академии о разрешении выписать для академической библиотеки издания, значащиеся в прилагаемых при сем заявлениях академических преподавателей за 427 (Проф. А.П. Шостьина ), 1106 и 1107 (Проф. А.А. Спасского), 1087 (Проф. М.М. Тареева ), 421 (Проф. С.И. Соболевского), 344 и 370 (Проф. М. М. Богословского ), 345 и 423 (Проф. П.П. Соколова), 426 (Проф. И.В. Попова ), 70 (Проф. Свящ. Е.А. Воронцова), 364 и 372 (Проф. Д.И. Введенского ), 346, 347 и 348 (Проф. А.П. Орлова), 422 (Проф. Свящ. Д. В. Рождественского ), 363 (Проф. Свящ. В.Н. Страхова), 365, 366, 367 и 430 (И. д. доцента Н.Л. Туницкого), 154, 425 и 429 (И. д. доцента Свящ. П.А. Флоренского), 428 (И. д. доцента А.М. Туберовского), 371 (И. д. доцента В.А. Троицкого), 368 и 369 (Лектора А.К. Мишина) и 424 (Лектора Г.Я. Томсона), и 437 (Председателя Комиссии Проф. А.А. Спасского об изданиях в счет суммы ценных изданий)». Определили: Поручить библиотекарю Академии К.М. Попову выписать для академической библиотеки означенные в заявлениях г.г. профессоров и преподавателей Академии издания и о последующем представить Правлению Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Последование вечерни, полуношницы, утрени, всенощного бдения и священныя и божественныя литургии с месяцесловом всего лета. Киев, 1907 г. 10 Октоих сиречь Осмогласник. СПб. 1895 г. 11 . «Слово жизни в богослужебных песнопениях Православной Церкви». 1–3 вып. СПб. 1911–1914 г. г. 4. Философия, психология, медицина 1 . Тареев М. М. Христианское мировоззрение. 1–4 т. Сергиев Посад. 1908 г. 2 . Тареев М. М. Жизнь и учение Христа (философия Евангельской истории). Сергиев Посад. 1903 г. 3 . Иеромонах Михаил (Семенов). «Перед стеной», «Перед тайной» (психология Таинств) М. 1905 г. 4 . Галахов И. «О религии» (богословско-философское исследование). Ч. 1–2, Томск, 1914–1915 г. 5 . Вильям Джемс. «Многообразие религиозного опыта» (перевод с английского) 6 . Сикорский И. А. Всеобщая психология с физиогномией, Киев. 1912 г. 7 . Банщиков В. М. Неврозова Т. А. Психотерапия. М. 1969 г. 8 . Зеневич Г. Т. Что надо знать о психических заболеваниях. М. 1965 г. 9 . Эфроимсон В. П. Генетика психических болезней. М. 1970 г. 10 . Мультановский М. История медицины. М. 1961 г. 11 . Поль де Крюи. Борьба с безумием (перевод с английского). М. 1968 г. 12 . Царегородцев Г. И. Наука и религия о здоровье и болезнях человека. М. 1968 г. 13 . Гуго Глязер «Драматическая медицина» изд. «Молодая Гвардия» 1965 г. 14 . Гарри Райт «Свидетель колдовства» изд. «Молодая гвардия. 1971 г. 15 . «Советское здравоохранение» М. 1972 г. 16 . Юродство и столпничество (религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. Нижний Новгород. 1912 г. стр. 410. 17 . Скворцов В. «Миссионерский посох» СПб 1912 г. глава 3. 18 . Тренч, архиепископ Дублинский. «Чудеса Господа нашего Иисуса Христа» М. 1883 г. (перевод с английского). 19 . Лодыженский М. В. Мистическая трилогия, т. 2. Петроград. 1915 г. 20 . Агада (сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей). Послесловие В 2012 году исполняется 100 лет со дня рождения моего отца, протоиерея Лозинского Ростислава Романовича. Думаю, что лучшим памятником ему будет издание книги «Пастырь на приходе», написанной им в 1977 году, но так и не вышедшей в свет при его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Власть обложила институт непосильным бременем финансовых тягот. Тем не менее весной 1923 г. в ПБИ состоялся первый (и, к сожалению, единственный) выпуск (26 человек). В мае институт прекратил свою деятельность. РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 250 – Листовка по поводу состояния и направления деятельности Синода («циркулярно», подпись – «Русские люди»), 1906 г., 1 л. Степан Григорьевич Рункевич (1867–1924(1925) гг.), церковный историк, археограф, чиновник ведомства православного исповедания, действительный статский советник. В 1901 г. обер-секретарь Святейшего Синода, с 1902 г. доктор церковной истории, с 1903 г. член Учебного комитета при Святейшем Синоде, с 1911 г. помощник управляющего Канцелярией Святейшего Синода; с 1912 г. непременный член Медицинского совета МВД. Член-делопроизводитель Предсоборного совещания (1912—1916 гг.), принимал участие в работах Предсоборного совета 1917 г. Член Всероссийского Поместного собора 1917–1918 гг., председатель его Редакционного отдела. В 1918—1919 гг. член делегации Высшего церковного управления для защиты перед СНК имущественных и иных прав православной Церкви. В 1919–1920 гг. профессор церковной истории МДА, в 1920–1922 гг. научный сотрудник Главархива и одновременно Главного управления кустарной и промысловой кооперации ВСНХ и Наркомзема. РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 269 – Записка С. Г. Рункевича о Предсоборном совещании при Синоде (1912–1916 гг.), 9 сентября 1916 г. 8 л. Сергей Васильевич Мудров (1895 г.– ?), по сведениям на март–август 1929 г., старший уполномоченный III Отделения СО СОУ ПП ОГПУ в ЛВО. Номер дела не проставлен. Так в тексте. Материалы о В. А. Сухомлинове были востребованы « Чрезвычайной следственной комиссией (учрежденной Временным правительством 5(17) марта 1917 г.– Авт .) для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так военного и морского ведомств» (РГИА, ф. Архив РГИА, оп. 1, д. 59 – Справки о результатах осмотра архивов учреждений; документальных материалов по делу о привлечении к ответственности б[ывшего] военного министра Сухомлинова; акт о передаче в Главное управление архивным делом НКП РСФСР следственных дел о Н.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

Т. Аксакова (1907), 100-летия со дня рождения А. В. Кольцова (1907), старинного рус. платья кнг. В. П. Сидамон-Эристовой и Шабельской (1911), посвященная Отечественной войне 1812 г. (1912-1913); выставки конкурсных проектов новых торговых рядов (1889), памятников Александру III (1898), патриарху сщмч. Ермогену и архим. Дионисию (1912). Неотделанные залы предоставлялись художникам под мастерские. Так, несколько лет в зале 33 работал Суриков, здесь были написаны картины «Покорение Сибири Ермаком» (1894-1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Степан Разин» (1901-1906, 1909-1910). В 1892-1893 гг. В. Серов писал картину «Государево семейство во время спасения на железной дороге» по заказу харьковского дворянства: царское семейство входит в зал харьковского дворянского собрания после крушения поезда у ст. Борки 17 окт. 1888 г. В 1905 г. в одном из залов музея работал С. А. Коровин над картиной «Куликовская битва» для Московского зала. Музей предоставлял помещения для временного хранения коллекций и картин. Так, в 1906-1909 гг. здесь находились неск. картин и коллекция япон. вещей В. В. Верещагина , в 1906 г.- полотна М. В. Нестерова, нек-рое время - «запертые ящики и вещи Л. Н. Толстого, сданные в музей на хранение С. А. Толстой» и др. В аудитории музея проходили заседания съездов и об-в, в частности VIII археологический съезд (1890), Международный конгресс доисторической археологии и антропологии (1892), I съезд художников и любителей художеств (1894), предварительный съезд музейных работников (1912) и др., устраивались лекции, концерты и собрания, от 80 до 120 ежегодно, в т. ч. собрания об-ва Alliance Française, занимавшегося обучением франц. языка. В помещении канцелярии музея проходили заседания Московского нумизматического об-ва (с 1888), Диалектологической комиссии при Отделении рус. языка и словесности имп. Академии наук, Об-ва попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях, Об-ва истории лит-ры (с 1911), Об-ва любителей старины (с 1914). 1917-2011 гг. В. А.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

Максимов, 1883: документ 50, т. 2 настоящего издания. Опись, 1895: 11 (указана площадь 1400 кв. м.). Список, 1903: 11. Антонин-2, 1914: 2 (указана площадь 1503,88 кв. м.). Нота, 1945: 11 (=Справка, 1945: 11). Прохоров, 1949: («участок Керим уль-Хараб, площадью 1406/1503 кв. м.»). Записки, 1956: 2. Никодим, 1959: с. 250 (указана площадь 1503 кв. м.). Нехуштай, 1984: 10 (в). Баталден, 1990: РДМ, 5. Палестина – Россия, 1993: с. 25–26. Указана площадь 1,5 донума. 19 . Участок Гарс-Хассан на Елеоне, площадью 2977 кв. м. Приобретён архимандритом Рафаилом в январе 1896 г. на имя Я. Е. Халеби. В 1899 г. переведён на имя председателя ИППО – великого князя Сергея Александровича. Яковлев-2, 28 июня 1899. Прохоров, 1949: 37 («участок Гарс Хассан. площадью 2977 кв. м.»). 20 . Участок Ф. И. Сосновцевой на Елеоне, расположенный неподалёку от участка Ард-аль-Хабаэль 13 настоящего каталога) и граничащий, подобно последнему, с греческим монастырём «Малая Галилея». Площадь около 100 кв. м. (по оценке владелицы, порядка 320 кв. м.). В 1912 г. крестьянка Самарской губернии Феодора Сосновцева (по другим написаниям – Сосновская) предложила передать принадлежавшую ей землю в дар ИППО с тем, чтобы впоследствии построить на ней богадельню (прошение в совет общества от 12 июля 1912 г.). Дарение было отклонено советом (отношение от 19 января 1913 г.). Дальнейшая судьба владения не известна. Ряжский, 1912. 21 . «Лавра Феодосия» на Елеоне, граничащая с «Малой Галилеей», с одной стороны, и «участком Ф. И. Сосновцевой» – с другой. В донесении П. И. Ряжского, единственном документальном свидетельстве о «Лавре», сказано: «Участок высланного отсюда афонского иеромонаха Феодосия, собравшего около дюжины паломниц и построившего на нём дом для паломников и около дюжины миниатюрных комнаток-чуланчиков, слепленных кое из чего, сырых, тесных и холодных; теперь этой обителью заправляет его иеронтисса (здесь то же, что геронтисса – «старица». – Н. Л.), а остались три-четыре насельницы; Сосновская (см. выше) сначала думала работать вместе с Феодосием и только после его изгнания выступила с проектом передачи своего клочка земли Палестинскому обществу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

535 Окончил историко-филологический факультет Московского ун-та (1879) и СПбДА (1895), в 1893–1895 гг. духовник, в 1897–1899 – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии, затем – синодальный ризничий в Москве, настоятель монастырей в Тульской и Симбирской епархиях. С 1909 г. еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии. 536 Родился в Фессалии, переехал в Россию в 1890 г. Приват-доцент Санкт-Петербургского ун:та, действительный член Русского археологического общества и Императорского православного Палестинского общества, почетный член СПбДА и КазДА. На склоне жизни страдал тяжкой душевной болезнью, первые признаки которой появились в 1908 г. 537 Родился в Астрахани, окончил КазДА (1882), магистр богословия (1883), д-р церковной истории, проф. КДА по кафедре литургики (1896), с 1907 – секретарь Императорского православного Палестинского общества. Почетный член КазДА (1912), СПбДА и МДА (1914), член-корр. Академии наук (1903). Проф. греческого языка (1918–1922) и проректор (1919–1922) Астраханского ун-та; псаломщик Астраханского каф. собора; в 1922 арестовывался по делу об изъятии церковных ценностей, осужден условно. Член Славянской комиссии Академии наук (1923), Русско-византийской комиссии. Профессор богословских курсов Центрального р-на Петрограда (1923–1925), Высших богословских курсов в Ленинграде (1925–1928). 538 По сведениям о. А. Надеждина, Мегорский в 1907 г. пропустил многие заседания Комиссии по болезни. 539 Архивный текст доклада отпечатан на машинке, многочисленные чернильные вставки и поправки внесены рукой архиеп. Сергия. В настоящей публикации они выделены курсивом. Полужирным шрифтом обозначены фрагменты, подчеркнутые владыкой Сергием, квадратными скобками – произведенные им купюры. Дополнения публикатора заключены в угловые скобки. В оригинальном тексте имеются также карандашные пометы чиновника канцелярии, готовившего дело к докладу в заседании Синода. 543 О рукописях Мегорского. 44–44 об. Первые пять параграфов с мелкими разночтениями впервые опубликованы по выписке из определения, посланной в МСТ: Плетнева. Исправление. 102–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

миропонимание» 1954–1958, 1960 – ежегодные поездки в Европу: Франция, Германия 1956 – во Франкфурте–на–Майне выходит книга Лосского «Общедоступное введение в философию» 1957 – во Франкфурте выходит книга «Характер русского народа» 1958, 8 февраля – смерть сына Владимира 1960 – переезд в Париж 1960, ноябрь – помещен в клинику в Русском доме в г. Туре (Франция) 1965, 24 января – скончался, похоронен на русском кладбище Сент– Женев де–Буа Основные труды Н. О. Лосского Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. – СПб., 1903. Обоснование интуитивизма: пропедевтическая теория знания. – СПб., 1908. Сборник элементарных упражнений по логике. – СПб., 1911. Логика проф. А. И. Введенского . – М., 1912. Интуитивная философия Бергсона. – М, 1914. Мир как органическое целое. – М., 1917. Чего хочет партия народной свободы? – М., 1917. Введение в философию. – Пг., 1918. Материя в системе органического мировоззрения. – Пг., 1922. Логика. – Пг., 1922. Материя и жизнь. – Берлин, 1923. Свобода воли. – Париж, 1927. Идея конкретности в русской философии. – Прага, 1933. Гегель как интуитивист. – Белград, 1933. Русская философия XX века. – Париж, 1938. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. – Париж, 1938. Условия абсолютного добра. – Париж, 1938. История русской философии. – Париж, 1954. Воспоминания: жизнь и философский путь. – Мюнхен, 1968. Архивные документы На страницах 11, 20, 82 опубликованы фотографии Н. О. Лос- ского, предоставленные Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб). На страницах 111–118 опубликованы документы, предоставленные Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб): Рис. на с. 111–112: Аттестат зрелости 509 Гимназии Императорского Санкт-Петербургского историко-филологического института Н. О. Лосского (1890 г.). Рис. на с. 113: Прошение Н. О. Лосского от 11 сентября 1891 года. Рис. на с. 114: Прошение Н. О. Лосского от 18 апреля 1895 года. Рис. на с. 115: Свидетельство 660 об обучении Н. О. Лосского на Естественном отделении физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета с августа 1891 года по 24 марта 1895 года.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/nik...

Полное и систематическое истолкование реформированного богослужения в духе литургического символизма было составлено почти одновременно с появлением Диатаксиса – в начале XV столетия фессалоникийским архиепископом Симеоном. Его сочинения свидетельствовали о фиксации и канонизации новой литургической интерпретации, которая становится в Византии общепринятой. 5. Содержание и особенности Диатаксиса После вступления Филофея на патриарший престол «Диатаксис Божественной литургии» приобрел большой вес. Он распространился по всему греческому православному миру и был переведен на славянский язык. Многочисленные афонские списки Диатаксиса XV века легли в основу первых венецианских изданий византийских литургических книг [Тафт 1988: 181]. Большое количество источников, безусловно, дает исследователям возможность разностороннего изучения Диатаксиса, однако обилие материала не всегда помогает установить, каким был текст первоначальной редакции, вышедшей из-под пера Филофея. Мы уже коснулись вопросов авторства и времени написания Диатаксиса; однако самой главной проблемой является проблема собственно текста, о которой мы собираемся сказать несколько слов. а). проблема текста Первым ученым, исследовавшим текст Диатаксиса Божественной литургии, был русский литургист, профессор Казанской духовной академии Н. Ф. Красносельцев . На основе проведенных исследований в 1889 г. ученый утверждал, что наиболее близким к первоначальному тексту Диатаксиса следует считать список из библиотеки Ватопедского монастыря, включенный в состав евхология XIV в. [Красносельцев 1889: 33–34]. В 1895 году, незадолго до своей кончины, Красносельцев пришел к выводу, что самой ранней является редакция, находящаяся в списке Афонского Пантелеимонова монастыря (Красносельцев 1895: 4). Эта редакция полностью была опубликована его учеником А. Дмитриевским в 1912 году, в 1935 году её издал П. Трембелас, и с тех пор она считается древнейшей [Акишин: 628]. Однако для того, чтобы восстановить первоначальный текст, недостаточно дошедших до нас греческих рукописей; иногда на помощь приходят переводы, сделанные с утраченных манускриптов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Милль Джон Стюарт (1806–1873), английский философ, экономист и социолог; Милюков Павел Николаевич (1859–1943), историк, публицист, общественный и политический деятель, магистр русской истории (1892), почетный доктор Кембриджского ун-та (1915). Депутат III и IV Государственных дум, один из основателей и лидер партии кадетов, председатель ее ЦК (1907–1918). Приват-доцент М.у. (1886–1895), уволен по политическим мотивам, выслан на 2 года в Рязань (1895–1897), в 1897–1905 читал лекции за границей: в Софийском ун-те, в Бостоне, Гарварде, Чикаго, в 1905 вернулся в Россию. В 1915 инициатор создания Прогрессивного блока. Во время Февральской революции член Временного к-та Государственной думы, затем министр иностранных дел (2.03–2.05.1917). После Октябрьской революции товарищ председателя антисоветской организации «Национальный центр», затем член Донского гражданского совета, с Дона уехал в Киев (1918), с конца того же года в эмиграции в Румынии, затем в Лондоне и Париже (с 1921). Учредитель и председатель Об-ва русских писателей и журналистов, Клуба русских писателей и ученых, К-та помощи голодающим в России, один из организаторов Русского народного ун-та. Читал лекции в Сорбонне, во Франко-Русском ин-те и др.; Милютин Дмитрий Алексеевич (1816–1912), граф (1878), военный и государственный деятель, ген.-адъютант (1859), ген.-фельдмаршал (1898), доктор русской истории (1866), член-корр. (1853), почетный член (1866) Петербургской АН, почетный президент Военно-юридической академии (1881) и Николаевской академии Генерального штаба (1883). Профессор Военной академии (1845–1856), и. д. начальника главного штаба на Кавказе (1856), начальник главного штаба Кавказской армии (1857). Товарищ военного министра (1860), управляющий военным Мин-вом (май–ноябрь 1861), военный министр (ноябрь 1861–1881), член Государственного совета (1881); Минаков Петр Андреевич (1865–1931), антрополог, патологоанатом, доктор медицины (1894), доктор медицинских наук (1930). Профессор, зав. кафедрой и Ин-том судебной медицины медицинского ф-та (1900–1911, 1917–1931), проректор (1909–1911) М.у., сотрудник Ин-та антропологии Ассоциации НИИ при физико-математическом ф-те (с 1922), профессор кафедры судебной медицины ф-та советского права МГУ (1930), председатель Антропологического об-ва при МГУ (с 1923). Причисленный к Мин-ву нар. просв. (1911–1917), организатор и зав. кафедрой судебной медицины МВЖК. Председатель антропологического отделения ОЛЕАЭ, член Интернационального НИИ в Париже;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010