По отшествии ко Господу достославного архимандрита Антонина, бывшего Начальника Российской Духовной миссии во Святом Граде, Святейший Всероссийский Синод озабочен был избранием достойного преемника почившему. Выбор его остановился на всечестном игумене Рафаиле, муже благочестивой жизни, постриженнике Св. Афонской Горы, который и назначен на должность Начальника Миссии с возведением его в сан архимандрита. Извещая о сем Ваше Блаженство, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод просит принять архимандрита Рафаила в Ваше милостивое отеческое благорасположение и в потребных случаях не оставлять его мудрыми Вашими советами и архипастырским покровительством. Призывая на Вас и паству Вашу благословение Верховного Пастыреначальника и прося вверенным нашему водительству духовным чадам молитв Ваших, с глубочайшим уважением и братскою о Христе любовию остаёмся всецело преданные». Таковое послание, по надлежащем подписании, для представления Его Блаженству передать архимандриту Рафаилу. Подлинное определение, подписанное о.о. Членами Святейшего Синода, к исполнению пропущено 17 Октября. Протоколист: (подпись). АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л. 118. 28. Докладная записка управляющего духовной миссией в Иерусалиме архимандрита Арсения обер-прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву Иерусалим, 28 ноября 1894 г. Подлинник. Служащий драгоманом при Русской Духовной Миссии Яков Егорович Халеби вошёл ко мне с просьбою, чтобы я представил к Вашему Высокопревосходительству его прошение об оказании ему милостивого пособия за труды при Миссии, которое при сем и представляю. На поле: Г. Обер-Прокурором приказано оставить эту записку без последствий. 5 января 1895 г. Приложение 1. Прошение драгомана Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Я. Е. Халеби обер-прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву Иерусалим, 23 ноября 1894 г. Подлинник. Состоя с лишком 30-ти лет на службе драгоманом при Иерусалимской Духовной Миссии в ведомстве Российского Святейшего Синода, я исполнял усердно и честно все те трудные поручения, которые возлагал на меня мой начальник, покойный Отец Архимандрит Антонин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

4 Окт. 1894. Четверг. «Шедше во все языки, проповедите» — сказано по настоящему времени никому иному на земле, как нашей Православной Церкви, преемнице Церкви Апостольской; и именно Русской Церкви, потому что Греческая бедна, не может по этой простой причине рассылать миссионеров. На дело проповеди в России средства найдутся — в этом и сомнений не может быть. Но как подвинуть проповедь? Как исполнить заповедь Христову? 23 Июня 1895. Воскресенье. Католики дают цену добрым делам пред Богом. Но разве добрые дела как некое сокровище человек понесет на плечах за гроб? Нет, он не понесет ничего, кроме собственной души. Наги все предстанем пред Господом. Что это значит? А вот что. Я трудился в Японии, хоть и плохо, все же трудился, 35 лет; умри сегодня — что будет явлено завтра на Суде Божием? Явлено будет, нажил ли я смирение или гордость; если последнее, …то Япония, значит, не только не послужила мне самому во спасение, но, напротив, погубила меня. Иуда был апостол и спас, вероятно, многих, но это послужило ему к тягчайшему осуждению, когда он предстал пред Судом Божиим своею нагою душою, такою, как она значится в Евангелии… 8 Июля 1895. Понедельник. Прочитал в газетах, что меня причислили к ордену Владимира 2 ст. Гораздо приятнее было бы прочесть, что мы уже выросли до того, что нам все эти цацки не нужны. 35 лет тому назад, когда я ехал в Японию, в одном месте в Сибири… мне мелькнула мысль: хорошо бы навешивать человеку кресты, когда он кончает воспитание и вступает в жизнь, и потом, по мере исполнения человеком своей службы, снимать с него кресты, — так чтобы он ложился в могилу с чистой грудью, знаком, что исполнил возлагавшиеся на него надежды, насколько Бог помог ему. Это было бы по крайней мере разумно… 7 Окт. 1895г. Понедельник. Приходил епископальный катехизатор, по имени Оокура. И т. д.; объяснил я ему разность с ними в понимании мест, на которых зиждутся 7 таинств, указав, что незаконно у них священство… нет поэтому у них и таинства Евхаристии. На второй вопрос: признаю ли я возможность спасения в протестантстве?

http://pravmir.ru/iz-dnevnika-i-pisem-sv...

От Министерства Юстиции: правитель канцелярии Министерства Бурлаков, прокурор С.-Петербургск. окружного суда Баженов, товарищ председателя того же суда Сабуров и председатель С.-Петербургского столичного съезда мировых судей Неклюдов. От Министерства Народного Просвещения: профессора С.-Петербургского университета – гражданского права Пахман и уголовного права Чебышев-Дмитриев. Делопроизводителями комитета были назначены: состоящий при департаменте Министерства Юстиции Матвеев и секретарь С.-Петербургской духовной консистории Камчатов. Комитет начал свои заседания с 30 апреля 1870 г. и имел в течение этого года 23 заседания. 1310 Рождественский, протоиерей и член Московской духовной консистории († 1894 г.), бывший также, как уже и упомянуто, членом комитета для преобразования духовно-судебной части. Он держался одинаковых с А. Ф. Лавровым взглядов на предполагавшуюся церковно-судебную реформу. А. Ф. постоянно упоминает о нем в своих письмах к А. В. Горскому, называя его то Иваном Николаевичем, то отцом протоиереем. 1311 Шестидесятые годы были вообще временем усиленных реформ и преобразований. Отголоски этих реформ не могли не доходить и до духовного ведомства и здесь производили соответствующую реакцию. Так явились: духовно-учебная реформа и проекты реформ духовно-судебной и духовно-цензурной. 6 апреля 1865 г. последовал указ, которым значительно ослаблялась строгость действовавших дотоле цензурных постановлений и устанавливались для печати довольно большие облегчения (главным образом отмена в большинстве случаев предварительной цензуры). Цензурное управление сосредоточивалось в учрежденном при Министерстве Внутренних Дел Главном Управлении по делам печати. Следствием этой реформы явилась мысль об облегчении строгости и духовной цензуры. Обер-прокурор Св. Синода гр. Д. А. Толстой во всеподданнейшем отчете по ведомству православного исповедания за 1870 г. весьма определенно развивал мысль, что духовная цензура не может и не должна оставаться в прежнем положении и что устав о духовной цензуре, изданный еще в 1828 г., «во многом требует соответствующих времени и обстоятельствам изменений»; тем более, что по новому (30 ноября 1869 г.) академическому уставу цензура духовных книг, прежде принадлежавшая Академиям, «изъята из ведения высших духовно-учебных установлений, как предмет сторонний для их ученой и учебной деятельности».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—23— ного устройства и богослужения; более умеренный пекторализм, или пиетизм, иногда появлялся в Германии, как противовес схоластической сухости, крайнего оскудения религиозного духа (Шпенер). Те, которые признают сердце единственным источником богопознания и из состояния благочестивого чувства стараются развить все содержание религиозного знания, ослабляют значение положительного учения Божественного Откровения и сближаются с пантеизмом (Шлейермахер). Есть еще один вид мистицизма – эстетический. Он – тоже самое, что идеализм, который остается с одной идеей о Боге, не давая ей никакого объективного значения. Но сердце не может довольствоваться одними идеями и представлениями; оно ищет действительно существующего предмета, в котором находит успокоение и блаженство. Фантазия осуществляет то, чего ищет и требует сердце, в поэтических образах: в слове, звуке, картине и проч., но не дает самой действительности. Только религия вводит человека в живое общение с действительным Существом – Богом. д) Совесть (conscientia), по буквальному значению слова, значит тоже, что и сознание. Совесть так же, как и сознание, не есть какая-либо особая сила или способность души человеческой; словом: совесть, сознание, означается общий характер природы человеческого духа, – то, что составляет его существенную принадлежность. Сознанию усвояется характер преимущественно теоретический – знание того, что есть (was ist), а совести – характер практический – знание о том, что должно быть сделано человеком (sein sollen). Потому совестью называем нравственное сознание, или нравственное чувство. В этом смысле Кант различает разум теоретический и разум практический, под которым он разумеет совесть. Апостол Павел говорит о совести: язычники, не имеющие закона, по природе законное делают. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ( Рим.2:14–15 ). В совести мы непосредственно сознаем и ощущаем добро и отличаем его от зла. Это первый акт совести «законодательный»; второй акт совести «обязывающий» и «побуждающий» к исполнению нрав-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

а) Указом Святейшего Синода от 23 декабря 1898 года за 7594 Инспектор Новгородской Духовной Семинарии, магистр богословия, иеромонах Евдоким назначен был Инспектором Московской Духовной Академии, с званием экстраординарного профессора и возведением в Новгороде в сан архимандрита, причём содержание иеромонаху Евдокиму назначено было в размере, присвоенном должностям доцента и инспектора духовной академии. б) На штатную вакансию экстраординарного профессора Инспектор Академии Архимандрит Евдоким избран был в собрании Совета 1 февраля 1902 года, как имевший преимущество пред другими по учёной степени и старшинству службы по духовно-учебному ведомству (с 24 августа 1894 года), каковое избрание и утверждено было указом Святейшего Синода от 20 марта того же 1902 года за 2079. —345— в) Так как в вышеприведённом указе Святейшего Синода за 11808 нет особой оговорки относительно назначения содержания иеромонаху о. Иосифу, то можно думать, что ему предоставлена штатная вакансия экстраординарного профессора, занятая до сего времени о. Архимандритом Евдокимом. – Между тем по старшинству службы, которым обычно руководствуется Совет Академии при избрании кандидатов на должности профессоров, наличные преподаватели Академии, по учёной степени имеющие право на занятие вакансии экстраординарного профессора, располагаются в настоящее время в таком порядке: 1) доцент но кафедре истории философии, магистр богословия, Павел Тихомиров, состоящий на духовно-учебной службе и при Академии с 7 марта 1894 года; 2) доцент по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур, магистр богословия, Николай Городенский , состоящий на духовно-учебной службе и при Академии с 16 августа 1895 года, и 3) доцент по кафедре библейской истории (ныне экстраординарный профессор и Инспектор Академии), магистр богословия, иеромонах Иосиф (Петровых), состоящий на духовно-учебной службе и при Академии с 16 августа 1899 года. – Имеющий преимущество среди них по старшинству службы доцент Павел Тихомиров членами Совета единогласно признан как вполне достойным звания экстраординарного профессора, так, с другой стороны,– и заслуживающим материального поощрения со стороны Начальства в виду того, что он, будучи человеком семейным, вот уже почти десять лет должен довольствоваться крайне ограниченным доцентским содержанием, меньшим содержания многих преподавателей духовных семинарий и училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Немецкий протестантский богослов Карл Холль родился 15 мая 1866 г. в Тюбингене, в семье учителя Карла Холля. Карл Холль-отец на протяжении многих лет работал учителем в России. В 1884 г. Холль начинает изучать богословие и философию в Тюбингенском университете и заканчивает его с отличием в 1888 г. Во время пасторской практики – викариата – он работает над диссертацией, посвященной логике Т. Гоббса, после защиты которой получает ученую степень диктора философии. По окончании викариата Холль совершает ряд научных командировок в Берлин, Гиссен и Марбург, во время которых знакомится с А. Гарнаком и А. Юлихером, оказавшими заметное влияние на его дальнейшую академическую карьеру. В 1890 г. он защищает в Тюбингене богословскую диссертацию о Поликарпе Смирнском . После нескольких последовавших затем лет религиозного кризиса Холль получает по рекомендации А. Гарника в 1894 г. место научного сотрудника в Прусской академии наук, в «комиссии по отцам Церкви». Написание работы об Иоанне Дамаскине приносит ему в 1896 г. право преподавания в высшей школе по специальности «История Церкви». По заданию Академии наук Холль трижды (в 1895, 1900 и 1904 гг.) направляется в длительные научные командировки в Италию для исследования греческих рукописей. С 1900 г. Холль преподает в качестве экстраординарного профессора в Тюбингене, а в 1906 г. (к этому времени он уже получил ученую степень doctor habilitatus) становится штатным профессором церковной истории в Берлинском университете. Преподавая на кафедре церковной истории одновременно с А. Гарнаком, Холль долгое время остается почти неизвестным в тени своего выдающегося современника. В 1913 г. он публикует работу «Религиозная основа русской культуры», для написания которой он не отступил перед трудностью изучения русского языка. В 1915 г. Холль избирается действительным членом историка филологического отделения Прусский академии наук. В годы Первой мировой войны мировоззрение Холля меняется, и он все более отдаляется от богословского либерализма, что приводит, в частности, к охлаждению его отношений с Карнаком. Широкая известность приходит к Холлю с публикацией в 1921 г. сборника его работ о Лютере. Книга пользуется такой популярностью, что дважды переиздается в течение одного года. В 1923 г. Холль избирается ректором Берлинского университета, а в 1925 г. становится председателем «Общества Лютера». Карл Холль умер 23 мая 1926 г. от апоплексического удара.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Освящение состоялось 5 июля 1886 года. 25 января 1893 года в Покровском приходе открывается церковно-приходская школа, в которой обучались 12 мальчиков и 3 девочки. Обучение проходило в просторном двухэтажном здании, где помимо трех больших классных комнат, вмещавших до 125 учеников, находилась и квартира священнослужителя Ивана Гавриловича Грифцева. Здание в 1902 году было заново отремонтировано. Школа существовала до 1918 года и была закрыта в первые годы Советской власти, согласно декрету " Об отделении церкви от государства и школы от церкви " (23.01.1918 г.), а помещение экспроприировано. В 1895 году окончен производившийся с апреля 1894 года капитальный ремонт храма по утвержденному проекту, выполненному епархиальным архитектором Б. Цинке при участии тюменского городского архитектора А. Пермякова. Проект был утвержден епархиальным начальством и Тобольским Губернским Правлением с преобладанием элементов русско-византийского стиля. Перестроены главный купол и колокольня, перед входом устроена небольшая каменная паперть без навеса. В главном приделе установлен новый иконостас в стиле эпохи Возрождения (Ренессанса); обновлен каменный пол и украшены живописью стены. В главном храме сделаны три арки: на западной стороне - во всю ширину его на высоте 1 сажень 2 аршина, а также устроены широкие хоры, окруженные деревянными перилами. В подвале помещен калорифер. В этом же году 12 ноября состоялось освящение Покровского обновленного храма, переименованного в Пророко-Ильинский, согласно первоначальному его наименованию. Само освящение происходило с большим размахом. Еще накануне вечером храм был освещен множеством электрических огней (более 2,5 тысяч лампочек, размещавшихся на колокольне, куполе и у входа в храм). Этим чудным освещением и внутренним благолепием попечитель храма Иван Иванович Игнатов и другие жертвователи создали всем участвовавшим в торжестве по случаю освящения придельного храма большую радость. Даже архипастырем Агафангелом (Преображенским) было отмечено, что Ильинский храм своей внутренней отделкой напоминает некоторые столичные.

http://sobory.ru/article/?object=03057

Между тем, собираясь в путь, к месту моего назначения, я позаботился еще на прежнем месте собрать, от кого мог, предварительные сведения о высших административных лицах г. Харькова. И вот что узнал: 1) От Витебского Губернского Архитектора Ракова, служившего в Харькове – о Харьковском Губернаторе Князе Дм. Ник. Крапоткине 1893 : человек набожный и добрый; женат на Графине Борх Ольге Александровне, отличающейся также благочестием и многими другими добрыми качествами. Этот отзыв подтвердил и В. Н. Веревкин 1894 , бывший Витебский Губернатор. О Преосвященном Нектарии г. Раков сообщил мне, будто бы он не пользовался особенным расположением граждан по причине суровости в обращении. 2) От Жандармского Начальника, Генерала-Майора Князя Шаховского – о командующем войсками Харьковского военного округа, Генерал Адъютанте А. П. Карцове 1895 – (сверстнике по воспитанию с Шаховским): человек очень умный, образованный и благородный; о начальнике Артиллерии, Генерал-Лейтенанте А. И. Баранове 1896 (родственник Княгини Шаховской): человек простой и добрый. Он был в 1867 г. Московским Гражданским Губернатором и его-то последнего, в день своей кончины, принимал Московский Святитель Филарет 1897 . 3) От Витебского врача И. Исид. Рындо и от управляющего Витебской Казенной Палатой Η. Н. Чекалова – о старшем Председателе Харьковской Судебной Палаты Н. —7— 1874 г. И. Ланге: человек умный, добрый и в высшей степени скромный. 4) От Управляющего Витебской Контрольной Палатой И.В. Павлова – об Управляющем Харьковской такой же Палатой Вл. Андр. Морошкине: человек умный, образованный и в высшей степени симпатичный. 5) От Инспектора Витебской Врачебной Управы Ф.П. Купчинского – воспитанника Харьковского Университета – невыгодный отзыв о монашествующих Харьковских монастырей и благоприятный о местоположении Архиерейского дома. Но между тем, как я собирал в Витебске устные показания о высшем Харьковском персонале, 23-го ч. получаю из Харькова от какого-то Ивана Богоявленского (разумеется псевдоним) письменное сообщение о разных, как духовных, так и светских личностях, в неблагоприятном, конечно, смысле. – Вот чтò писал мнимый Богоявленский:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затруднительнее решить вопрос: относить ли к лучшим патриархам изучаемого времени Mapka II Ксилокаровиса? Летописец говорит, что его не любили клирики, и что при нем они делали много соблазнительного 22 . Но почему клирики не любили его и устрояли скандалы – потому ли, что патриарх был недостойный человек или еще почему. Гедеон составляет себе хорошее мнение о Марке. Он называет его мужем добрым и достойным. А его столкновения с клириками объясняет тем, что патриарх был человек очень строгой и желал ввести строгую дисциплину в рядах константинопольских клириков 23 . А если так, то правильнее будет относить —39— Марка к лицам нравственно-высоким, но недостаточно искусным в управлении церковью. О некоторых патриархах изучаемого времени, по их нравственной стороне, мы не находим очень определенных сведений, а потому не делая о них замечаний здесь (тем более, что с иными из них нам придется еще встретиться впоследствии), мы скажем теперь о таких патриархах, которые по их нравственному облику составляют противоположность лучшим и достойнейшим константинопольским иерархам XV и XVІ века, исчисленным выше. Решительно все историки как прежнего, так и нашего времени говорят с презрением и негодованием о патриархе Константинопольском Рафаиле. По известиям единственного источника, из которого черпаем известия о Рафаиле, все последующие повествователи: именно Historia Patriarchica – этот патриарх, был человек крайне невоздержный. Он даже не был в состоянии присутствовать ни при вечернем, ни утреннем богослужении, так как от пьянства не мог выстаивать обычного богослужения. Кто не являлся к нему в какой бы то ни было час дня – ради ли духовных советов или с целью найти у него обычный суд – таковой находил патриарха непременно пьяным. Соблазн достиг крайней степени, когда произошел следующий случай: Рафаил пьяным пришел ко всенощному бдению в Великий Пяток Страстной недели, но за богослужением, стоя на тропе, задремал, при чем из его рук выпал патриарший жезл; задремавшего патриарха разбудили и дали ему снова выпавший из его рук жезл. После сообщения этого известия летописец замечает, что весь мир возненавидел Рафаила – и священники и миряне 24 . Нужно ли понимать эту характеристику патриарха Рафаила с полной буквальностью? Нам кажется, что требуется некоторая критическая осторожность при изучении выше приведенных, чрезвычайно необычных сведений. Возможно, что Рафаил вовсе не был таким пропащим человеком, каким рисует его греческая историография. Нужно принять во внимание одно очень важное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§ 144. . Соответственно принятой ранее поправке, и в этом предложении следует читать вм. . Экзегетический вопрос здесь заключается только в установке значения и, след., в понимании логического отношения этих слов к предыдущему. Из древних переводов все, кроме сирского, передают чрез «ибо»; сирский же – сравнительным союзом «как». Новые переводы частью следуют одному из этих пониманий, частью присоединяют сюда еще два, переводя одни – «но», другие же «что» 1891 . Каждое из этих значений, кроме второго, оправдывается различными случаями употребление союза . Смысл же получается – при первом переводе («ибо») такой: «можно ли человеку обманывать Бога? – (спрашиваю вас) ибо вы Меня обманываете» 1892 . Поставленные в скобках слова в живой речи обыкновенно пропускаются; – это один из самых обычных эллипсисов. Вполне возможно, что и пророк Малахия употребил союз в таком смысле. При втором переводе («как») смысл получается вполне естественный: можно ли человеку обманывать Бога, как вы Меня обманываете?==можно ли поступать так, как поступаете вы? Но. к сожалению, не имеет сравнительного значения, не==. 1893 При третьем переводе рассматриваемое предложение является вполне естественным и логически необходимым элементом всякого обвинения, – как юридического, так и нравственного: первым элементом является указание на требование закона (quaestio juris), а вторым указание на факт (поступок), соответствующий или не соответствующий этому требованию (quaestio facti); – отсюда уже делается обвинение или оправдание обвиняемого. По этой схеме легко может быть расположен и ст. 8a: а)      Требование нр. закона: человеку нельзя обманывать Бога 1894 . б)      Факт: а вы обманываете Меня. Отсюда самоочевидной становится необходимость осуждения виновных. Такое понимание вполне оправдывается и известными в Библии случаями употребления союза в значении «но». В ряду этих случаев на первом месте стоят два: а) когда предшествующее предложение отрицательное. – ср. Быт.24 :(3)–4; 45:8; 17:15; 18:15; 19:2; 42:12; Ис.7:8; 10:7; 28:27 ; – б) когда отрицание не выражено словесно, но заключено в смысле, – после вопросов, равносильных отрицанию, – ср. ψ.43:23; Мих.6:3–4 : Иов.31:17–18; 14:16 ; ψ.48:11; 129:4; 2Цар.19:23 ; Иов.22:2 1895 . Четвертый перевод предполагает в речи пророка очень сложный эллипсис, который, по-видимому, очень свойствен и немецкому языку, потому что большинство немецких комментаторов переводят здесь чрез «dass»; но на нашем языке этот перевод звучит несколько странно: «можно ли человеку обманывать Бога, что вы Меня обманываете?» Нужно, впрочем, сказать, что такой оборот не совсем чужд и русскому языку, – по крайней мере, разговорному 1896 . Итак, мы избираем, как самый лучший, перевод «но».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010