В XIX - 1-й пол. XX в. в составе англикан. церковной пров. Й. было образовано несколько новых диоцезов: Рипон (1836; с 1999 Рипон и Лидс), Манчестер (1847), Ливерпуль (1880), Ньюкасл-апон-Тайн (1882), Уэйкфилд (1888), Шеффилд (1914), Брадфорд (1919), Блэкберн (1926). В 1927 г. в состав провинции включен диоцез Саутуэлл (с 2005 Саутуэлл и Ноттингем). Среди англиканских архиепископов Й. были представитель экуменического движения К. Лэнг (1908-1928), богословы У. Темпл (1929-1942; с 1942 архиепископ Кентерберийский), А. М. Рамсей (1956-1961; архиепископ Кентерберийский с 1961). С 2005 г. англикан. кафедру Й. занимает уроженец Уганды Дж. Сентаму (род. в 1949). В 1993 г. в Й. основан правосл. приход св. равноапостольных Константина и Елены в юрисдикции архиеп-ства Фиатиры и Великобритании К-польского Патриархата. Ист.: Drake F. Eboracum. L., 1736; Burton J. Monasticon Eboracense and the Ecclesiastical History of Yorkshire. York, 1758; Testamenta Eboracensia/Ed. L. Baker, J. Raine, J. W. Clay. L., 1836-1902. 6 vol.; Fabric Rolls of York Minster/Ed. J. Raine. Durham, 1859; Manuale et Processionale ad usum insignis Ecclesiae Eboracensis/Ed. W. G. Henderson. Durham, 1875; The Historians of the Church of York and Its Archbishops/Ed. J. Raine. L., 1879-1894. 3 vol.; Venerabilis Baedae Opera historica/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. 2 t.; York Statutes//Statutes of Lincoln Cathedral/Ed. H. Bradshaw, C. Wordsworth. Camb., 1897. Vol. 2. P. 90-135; The Records of the Northern Convocation/Ed. G. W. Kitchin. Durham, 1907; Early Yorkshire Charters/Ed. W. Farrer, C. T. Clay. Edinb., 1914-1965. 12 vol.; The Life of Bishop Wilfrid by Eddius Stephanus/Ed. B. Colgrave. Camb., 1927; York Minster Fasti/Ed. C. T. Clay. Wakefield, 1958-1959. 2 vol.; Fasti Ecclesiae Anglicanae 1066-1300. L., 1999. Vol. 6: York/Ed. D. E. Greenway; Fasti Ecclesiae Anglicanae 1300-1541. L., 1963. Vol. 6: Northern Province: (York, Carlisle and Durham)/Ed. B. Jones; Fasti Ecclesiae Anglicanae 1541-1857. L., 1975. Vol. 4: York Diocese/Ed. J. M. Horn, D. M. Smith; The Cartulary of the Treasurer of York Minster/Ed. J. Burton. York, 1978; English Episcopal Acta. Oxf., 1988. Vol. 5; 2000. Vol. 20; 2004. Vol. 27; Hugh the Chanter. The History of the Church of York, 1066-1127/Ed., transl. C. Johnson. Oxf.; N. Y., 1990.

http://pravenc.ru/text/1238027.html

Как бы то ни было, семьи Котляревских и К.Р. связывали многие годы тесной и теплой дружбы, оборвавшейся в 1915 году с кончиной великого князя. Вера Васильевна была женщиной незаурядной. Окончив в 1894 году историко-филологический факультет Высших Женских Курсов, она поступила на сцену, но при этом была известной общественной деятельницей. Она состояла членом Русско-Болгарского комитета (1912-1914), Русского женского взаимно-благотворительного общества (1913-1915), кружка “Помощь семьям защитников родины” и других общественно-благотворительных организаций, возникших в связи с I Мировой войной. В 1914 году Вера Васильевна ездила в действующую армию и оставила записки об этой поездке. Нестор Александрович с началом войны взял на себя дополнительные обязанности: организовать лазарет для раненых солдат. На средства, собранные из добровольных пожертвований служащих академии, он очень скоро его открыл в большом зале здания Академии Наук . Но грянула революция, и семья Котляревских распалась. Вера Васильевна в 1920 году оказалась в Болгарии. О дальнейшей ее судьбе известно крайне мало, даже портретов не удалось найти. Скончалась В.В.Пушкарева-Котляревская в 1942 году, в возрасте 71 года. Обаятельный, словно магнитом притягивающий к себе людей Нестор Александрович вновь женился. Его второй супругой стала также актриса Александринки Варвара Степановна Врасская, выступавшая под сценическим псевдонимом Стахова. Варвара Степановна, урожденная киевлянка, закончила Закавказский девичий институт, затем Петербургские Высшие Женские Курсы и школу Московского Художественного театра. Прослужив в МХТ с 1905 по 1911 год, получила ангажемент в Александринском театре, и посвятила ему следующие 10 лет жизни. В годы Первой Мировой Войны Варвара Степановна служила сестрой милосердия вместе с Любовью Дмитриевной Менделеевой-Блок. А потом произошло вот что. Новая волна арестов бушевала в городе. Как-то ночью я не могла уснуть. Чувствуя, что надо сделать что-то особенное, я отыскала давным-давно где-то спрятанное Евангелие и принялась читать.

http://pravmir.ru/vremena-i-sudby-istori...

04(17)09.1918 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ, обн. ХАРЬКОВСКАЯ, обн. КИЕВСКАЯ, обн. 03(16)02.1935 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ, паки Пимен Савелов ВОЛОГОДСКАЯ 29.06.1740 26.05.1753 Пимен Хмелевский САРАТОВСКАЯ 28.12.1964 10.01.1965) 27.11(10.12)1993 в/у АСТРАХАНСКАЯ 14(27)02.1968 17(30)07.1968 Пимен Ходыкин ВОЛОГОДСКАЯ 16.02.1520 Св. Пимен Черный НОВГОРОДСКАЯ 20.11.1552 24.02.1570 Пирр Окропиридзе АЛАВЕРДСКАЯ 15.01.1916 11.03.1916 КАХЕТИНСКАЯ 11.03.1916 12.03.1917 Питирим КРУТИЦКАЯ 12.08.1655 09.11.1657 КУРСКАЯ 09.11.1657 23.11.1657 КРУТИЦКАЯ, паки 23.11.1657 06.08.1664 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 10.07.1658 06.08.1664 НОВГОРОДСКАЯ 06.08.1664 07.07.1672 ВСЕРОССИЙСКАЯ 07.07.1672 19.04.1673 Питирим НИЖЕГОРОДСКАЯ 23.03.1719 08.05.1738 Сщмч. Питирим ПЕРМСКАЯ 19.08.1456 Св. Питирим ТАМБОВСКАЯ 15.02.1685 28.07.1697 Питирим Волочков в/у СЫКТЫВКАРСКАЯ 23.09(06.10)1995 06(19)12.1995 СЫКТЫВКАРСКАЯ 06(19)12.1995 Питирим Крылов ВОЛОКОЛАМСКАЯ 22.05(04.06)1928 ШУЙСКАЯ 12(25)09.1929 ОРЕХОВО-ЗУЕВСКАЯ 12(25)09.1929 04(17)03.1931 ДМИТРОВСКАЯ 04(17)03.1931 01.1936 в/у МОСКОВСКАЯ 29.04(12.05)1932 01.1936 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 01.1936 07(20)06.1937 Питирим Лодыгин УФИМСКАЯ Питирим Нечаев в/у ВОЛОКОЛАМСКАЯ 01(14)05.1963 10(23)05.1963 ВОЛОКОЛАМСКАЯ 10(23)05.1963 22.10(04.11)2003 в/у СМОЛЕНСКАЯ 10(23)10.1964 30.01(12.02)1965 в/у ТАМБОВСКАЯ 03. 1968 15(28)11.1968 Питирим Окнов НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 17.07.1894 02.11.1896 ТУЛЬСКАЯ 02.11.1896 17.06.1904 КУРСКАЯ 17.06.1904 04.10.1911 ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ 04.10.1911 22.12.1913 САМАРСКАЯ 22.12.1913 26.06.1914 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 26.06.1914 23.11.1915 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 23.11.1915 06.03.1917 Питирим Свиридов САМАРСКАЯ 29.11(12.12)1941 01.1942 КАЛУЖСКАЯ 01.1942 в/у ТУЛЬСКАЯ 01.1942 КУРСКАЯ 31.12.1946 13.01.1947) в/у ВОРОНЕЖСКАЯ МИНСКАЯ 31.12.1946 13.01.1947) 08(21)04.1959 в/у ВИТЕБСКАЯ 30.11(13.12)1949 08(21)04.1959 в/у МОГИЛЕВСКАЯ 30.11(13.12)1949 08(21)04.1959 в/у ГРОДНЕНСКАЯ 30.11(13.12)1949 04(17)03.1950 в/у ГРОДНЕНСКАЯ, паки 19.01(01.02)1951 08(21)04.1959 в/у ПИНСКАЯ 02(15)11.1952 08(21)04.1959

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый выпуск состоялся в июне 1890 г. Окончили курс обучения только 4 человека, две трети учащихся отсеялись. Лучшим студентом первого выпуска был Константин (Костанди) Каназе. Его послали на год в Киев для продолжения обучения. К этому времени (1890 г.) в семинарию было принято еще 43 ученика, большинство (18 человек) вновь из Назарета, остальные – из других городов и селений, в том числе четверо из Дамаска и один – из Бейрута. 1131 Половина принятых семинаристов были выпускниками сельских школ ИППО, то есть система воспроизведения кадров начала работать. За первые 20 лет существования (1886–1906) в Назаретскую учительскую семинарию (с 1903 г. она носила имя своего основателя Василия Николаевича Хитрово ) было принято 170 учеников, закончили ее 120. 58 из них были назначены учителями в школы ИППО в Палестине и Сирии. 9 лучших выпускников были направлены в Россию для продолжения образования. Годовой бюджет семинарии составлял 13 355 франков (около 5 тыс. руб.), притом что руководитель семинарии А. Г. Кезма в своих отчетах и частных письмах неоднократно говорил о необходимости увеличения бюджета семинарии, в том числе о строительстве собственного здания (Александр Гаврилович с помощью своего друга, архитектора Г. Франгья, даже сам спроектировал будущее здание семинарии) и о приобретении участка для сельскохозяйственной практики учащихся. Финансирование семинарии постоянно улучшалось, так что к 1912 г. бюджет ее составлял более 29 тыс. руб. (в 6 раз больше, чем при открытии). Зарплата преподавателей составляла в сумме 41 800 фр. (Кезма, как начальник заведения, получал 6 тыс. фр., штатный преподаватель – 3 тыс. фр.). 1132 С 1894 г. курс обучения в семинарии был увеличен до 6 лет. К изучаемым предметам добавили, кроме арабского, русского и греческого языков, также английский и турецкий. Педагогический коллектив состоял в это время из 5 русских и 4 арабских преподавателей. В подчинении семинарии находилась начальная школа (так называемая «образцовая»), в которой студенты старшего курса проходили педагогическую практику. В 1904 г., по завершении строительства Назаретского подворья (носившего после гибели великого князя Сергея Александровича его имя), учителям и учащимся семинарии было предоставлено несколько помещений для улучшения бытовых условий. В 1913 г. состоялся съезд учителей палестинских школ ИППО, на котором был принят новый учебный план Назаретской учительской семинарии. В 1914 г. он получил высочайшее одобрение, но, к сожалению, уже не мог быть проведен в жизнь. Последний выпуск (из 18 учащихся) не состоялся в связи с началом Первой мировой войны. В августе 1914 г. семинария, как и все русские учреждения в Святой Земле, была закрыта турецкими властями. Русские преподаватели, не успевшие выехать в Россию, были интернированы в Дамаске в специальном лагере и вернулись на родину лишь много времени спустя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со студенческих времен К. ежегодно выезжал в экспедиции, эту практику он продолжил и в Казани. Объектами изучения стали все тюрк. народы востока России и Китая - от ближайших уездов Казанской и Уфимской губ. до Джунгарии, Монголии. Еще будучи студентом, К. начал публикацию памятников фольклора (оригинальных текстов и переводов) тюрк. народов Сибири. Многочисленные статьи по этнографии основаны на материалах и собственных наблюдениях К. Собранные в экспедициях предметы быта и культуры обусловили интерес К. к музейной деятельности. С кон. XIX в. К. занимался лит-рой тюрк. народов. В должности цензора татар. изданий К. основательно изучал совр. татар. лит-ру и журналистику. В его статьях на научном уровне анализировалось и оценивалось творчество классиков татар. лит-ры Г. Тукая, С. Рамиева, Дэрдменда и др. С апр. 1894 г. К. являлся секретарем, а в 1898-1914 гг. стал председателем совета Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те, под его руководством осуществлялось издание «Известий» об-ва. К.- магистр тюрко-татар. словесности (1893), доктор сравнительного языкознания (1907), статский советник (1906), кавалер мн. орденов, включая орден св. Владимира 4-й степени (1910). Редактор мн. опубликованных статей. К. был действительным членом обществ Société des sciences et lettres (Лёвен, Бельгия) и Ungarische ethnographische Gesellschaft (Будапешт), Русского географического об-ва, Русского археологического об-ва, Московского об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Принимал активное участие в создании Казанского городского музея, открытого в 1895 г. Первоначально отказался от предложенной Казанской городской думой должности директора музея, с 1895 г. заведовал его историческим отделом, а в 1906-1912 и 1914-1917 гг. являлся директором музея. С 1911 г. по инициативе и под рук. К. создавался Историко-этнографический музей КазДА. Экспонаты, переданные К. городскому и академическому музеям, составляют существенную часть фондов Национального музея Республики Татарстан и Этнографического музея Казанского ун-та.

http://pravenc.ru/text/1681359.html

В.К. 3265 хотел быть у меня ныне вечером. Поговорим, что сделать к успеху подписки. Но слышу желание, чтобы Вы не прекращали издания. Обещаю себе удовольствие иметь Вас своим гостем. Избирайте время. А.С. 46. † Возлюбленный Николай Иванович ! После долгого взаимного нашего молчания письмо Ваше очень обрадовало меня. Поздравляю Вас с переходом на житье в Москву. Полагаю, что Вы там найдете спокойствие, которого не доставало для Вас в Посаде. Не знаю, как писать к Вам туда в Москву; но надеюсь, что найдет Вас письмо это и в Посаде. Я рассчитывал, что приедете ко мне в начале августа. Но может быть к лучшему, что поездка не состоялась. Постоянные слухи и толки о приближении болезни не дали бы Вам погостить спокойно; а засуха, и местность здешнюю сделала противною. Во все лето почти не было дождя, которым нельзя назвать нисколько упавших капель, что было раза два. Все посохло; жар, духота и пыль; с Бессарабией и сравнения нет. 3266 Статью о Шашине оставьте у себя. На отчет его взгляните повнимательнее. Здесь о его пребывании не так говорят, как было печатано. Если встретите что в отчете «тенденциозное»; снеситесь со мной. Преданный Вам А. Сергий 3 сентября (1802 г.?) 47. † Авг. 1 (1894 г.?). Жаль, что Вы не зашли ко мне во вторник. Отменить своего отъезда ныне не могу. Вам —524— желаю доброго пути. О Кузнецове 3267 сказано мною Владыке Тихону. 3268 М. Cepruйpodpis 3269 podpis 48. † Февр. 19 (1896 г.?). В дополнение к письму, посланному в субботу 3270 , извещаю Вас, что завтра же в синодальном заседании предложу пререкаемые места из акафиста. 3271 Каптерева 3272 я спросил, какое впечатление произвела на него Ваша статья 3273 , и намерен ли он последовать советам Вашим. 3274 Он ответил мне письмом, кото- —525— рое прилагаю. 3275 Кроме того он прислал мне собственноручные заметки А.В. Горского 3276 , на которые он и прежде неоднократно указывал мне, как на опору своих мнений. Вопросы свои я предлагал ему через ректора. 3277 Прилагаю сведения о том, как заслуженный профессор прощался с академией. 3278 Посылаемые теперь бумаги Вы возвратите мне лично; ибо видится, что Вы не уедете на юг, прежде моего прибытия в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В «Последовании колесных пений» (М. 1894) имеются два типа молебнов на время войны: «Последование молебного пения ко Господу Богу нашему, за Императора и за люди, певаемого во время браня противо супостатов», и «Последование подобного пения ко Господу Богу, деваемого во время брани противо супостатов, находящих на ны». Первое заканчивается молитвою «Господи Боже наш, послушавый Моисея», второе–«Господи Боже сил, Боже спасения нашего». Первое представляет собою сокращение чина, изданного в 1654 году при выступления в поход Царя Алексея Михайловича, под названием «Последование молебного пения, всегда Царю ити на отмщевние противу супостатов» (см. «Последование» в Рукоп. Отделении Библиотеки Св. Синода 58), и в свою очередь сокращенного из более древнего типа московского Канонника 1636 года, под названием «Согласие, певаемо за Царя и за люди, всегда исходит противу ратным, творение Филофея, патриарха Царьграда» (См. Н. Н, Пальмов, «Молебные пения о дарования победы во времена Царя Алексея Михайловича», Киев 1914). Впервые появившаяся в «Последовании» 1654 года, вместо двух молитв в прежнем чине, молитва «Господи Боже наш» только наполовину совпадает с нынешним текстом в «Последовании молебных пений». В «Последовании молебных пений» 1779 года (М.) молитва эта заканчивает собою «Последование молебного пения, певаемого в нашествии сопостат и в нахождении язык» (Рукоп. Отделение Библиотеки Св. Синода 145) и в тексте имеет отличие от чина 1654 года только в одной форме двух слов: «светильником бывшим», вместо прежних «светильникома бывшема». В «Последовании модебных пений» 1802 года (Киев) молитва «Господи Боже ваш» имеет уже текст, совпадающий с текстом нынешнего «Последования», и помещена в «Последовании молебного пения во Господу Боге нашему за Императора и за люди, певаемого во время брани противо супостатов» (Рукоп. Отделение Библиотеки Св. Синода 657).– Молитва «Господи Боже сил» в «Последовании молебных пений» 1779 года и 1802 года помещена в «Последовании молебного пения ко Господу Богу нашему, за Императрицу (за Императора) и за люди, певаемого во время брани против супостатов находящих на ны». Текст этой молитвы в «Последовании молебных пений в нынешнем представляет собою сокращенную и новую (с исправлением многих выражений) редакцию по сравнению с текстом «Последований> 1770 и 1802 годов. В 1853 году, а также в 1877 и 1904 годах принята была молитва: «Господи Боже наш, послушавыи Моисея», только в 1877 году в нее внесено было в конце добавление из молитвы «Господи Боже сил, Боже спасения нашего» слов поминовения воинов, убиенных на брани: «а им же судил еси положити на брани души своя за Веру, Царя и Отечество, тем прости согрешения их и в день праведного воздаяния Твоего воздай венцы нетления».–Архив Св. Синода, дело 1877 г. 1082, л. 17.–В таком, дополненном виде молитва «Господи Боже наш» была предложена и в 1904 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

ориентации, отличавшиеся меньшей веротерпимостью. Военное противостояние с Испанией в 20-х гг. XVII в. из-за владений на материке окончилось для Венеции неудачей, ситуацию обострили неурожаи и эпидемия чумы в 1630-1632 гг. Благодаря реорганизации флота морские границы республика защищала более успешно. Тем не менее турки продолжали вытеснять ее из вост. части Средиземноморья, в 1669 г. они захватили почти весь о-в Крит (с нач. XIII в. принадлежал Венеции). После неудачной для турок осады Вены венецианцы вернули себе часть греч. территорий, что было закреплено Карловицким миром (1699). В целом Венеция сохранила свои позиции крупнейшего независимого политического и культурного центра И. Лит.: Burckhardt J. Die Cultur der Renaissance in Italien: Ein Versuch. Basel, 1860. Stuttg., 2009 12 (рус. пер.: Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб., 1904-1906. 2 т. М., 1996 2); Leva G., de. Storia documentata di Carlo V in correlazione all " Italia. Venezia; Padova; Bologna, 1863-1894. 5 vol.; Pastor L. Fr., von. Geschichte der Päpste seit dem Ausgang des Mittelalters. Freiburg i. Br., 1886-1933. 16 Bde; Корелин М. С. Очерки итал. Возрождения. М., 1896; он же. Ранний итал. гуманизм и его историография. СПб., 1914 2. 4 т.; Тарле Е. В. История Италии в Новое время. СПб., 1901; Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века. СПб., 1907-1912. Т. 4-5; Виллари П. Никколо Макиавелли и его время. СПб., 1914. Т. 1; Дживелегов А. К. Очерки итал. Возрождения. М., 1929; Doren A. Italienische Wirtschaftsgeschichte. Jena, 1934; Инфессура С., Бурхард И. Дневники: Док-ты по истории папства XV-XVI вв. М., 1939; Cantimori D. Eretici italiani del Cinquecento. Firenze, 1939; Garin E. Il Rinascimento italiano. Mil., 1941; Fanfani A. Storia del lavoro in Italia dalla fine del sec. XV agli inizi del XVIII. Mil., 1943; Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Л., 1947. Т. 1: Италия с 1250 по 1380 г. 1961. Т. 2: Италия, 1380-1450 гг.; Luzzatto G. Storia economica d " Italia. R., 1949. Vol.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Произведенные на русском участке раскопки и найденные здесь остатки древней стены, порога Судных врат, арки базилики Константина и пристроек византийской эпохи, естественно, потребовали со стороны Палестинского общества сооружения зданий для защиты находок от непогоды. Для этого общество нашло необходимым всю северную часть участка, где были сосредоточены главные реликвии, связанные с евангельскими событиями, реконструировать так, чтобы к ним был возможен свободный доступ паломников; здесь же предполагалось устроить археологический музей. Тринадцатого сентября 1887 г. трудами Палестинского общества был заложен первый камень нового здания. К 1891 г. было закончено строительство сооружений, которые должны были охранять древние святыни. Порог Судных врат, открытый при раскопках, был огражден решеткой, и по обеим стенам были помещены иконы, а сверху, на арке, повешены лампады. Некоторый вклад в археологические исследования Святой Земли внесли и сотрудники основанного в 1894 г. Русского археологического института (РАИ) в Константинополе (см.: Успенский Ф. О РАИ в Константинополе//Труды Десятого археологического съезда в Риге (1896). М., 1900. Т. 3: Протоколы. С. 44–50). Хотя основной областью интересов института была византология, однако его ученые предприняли несколько археологических разведок по всему Ближнему Востоку и даже провели раскопки на участках Русской Духовной миссии, доставив богатый археологический материал (см.: Фармаковский Б. Последние научные предприятия РАИ в Константинополе//Труды Одиннадцатого археологического съезда в Киеве (1899). М., 1902. Т. 2: Протоколы. С. 79–80). Археологическая экспедиция 1891–1892 гг., проводившаяся по инициативе Палестинского общества и при участии Я. Смирнова (см.: Кондаков Н. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904), а также экспедиции в 1898 г. в Заиорданье (см.: Дмитриевский А. ИППО и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907): Историческая записка. СПб., 1907), в 1908 г. на Синай, а в 1913 г. – в Тивериаду (см.: Семенов Д. Русское Палестинское общество и его деятельность до войны 1914 г.//НВ. 1925, 8–9. С. 210–214) привели к тому, что отечественная библейская археология поднялась к 1914 г. на уровень, в некоторых отношениях превышавший европейский (и уж тем более американский).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   срв. его же, Евгений Онегин и его предки, Р. М. И887, февраль;     Н. С. Тихонравов, Сочинения, том III, часть I, М. 1898; 1898;     В. Тукалевский, Из истории фил. направлений и p. общсстве XVIII века, ЖМНПр. 1911, май;    Сборник: Масонство в его прошлом и настоящем, т. Ι и II, «Задруга», Μ. 1916;     Γ. Β. Вернадский, Русское масонство в царствование Ека­терины II, Пгр. 1917 (здесь указатель масонских книг и новой литературы);     Я. Л. Барсков, Переписка м. масонов XVIII-ro века, 1780—1792, Пгр. 1915 (срн. об этом издании ст. А. А. Кизеветтера, М. розенкрейцеры XVVIII в. Р. М. 1915, окт);     В. Боголюбов, Н. И. Новиков и его время, М 1916;     В. П. Семенников, Книгоиздательская деятельность Н. И. Новикова и типографич. компаний, Пб. 1921;     А. И. Кондратьев, Новиковские издания и сборнике «Книги в России», под ред. В. Адарюкова и А. Сидорова, т. I, М. Г. Изд. 1924;    срв. также Н. В. Губерта, Материалы для р. библиографии, Хронологическое обозрение редких и замечательных р. книг XVNU в., вып. 2, 1880.    Масонские труды И. В. Лопухина переизданы В. Саводником, М. 1913; «За­писки» Лопухина в «Чтениях» 1860 и и Р. Арх. 1884;    срн. о нем статью Я. Л. Барскова в РВСлов. (1911) и еще А. Г. Суровцева, И. В. Лопухин, 1901.    См. еще Б. Тарасов, Масон И. П. Тургенев, ЖМНПр. 1914, 6;     В. Сиповский, Русское вольтерьянство, Гол. Мин. 1914, 1;    нужно еще отметить Записки И. А. Тимковскаго, Р. Αрх. 1874;    общую характеристику эпохи см. у В. А. Кожевникова, Философия веры и чувства, т. I, М. 1898;    Сочинения Сковороды изданы не все: изд. Багалея, X. 1891, и Бонч-Бруевич.И, 1912 т. I.    О нем см. статьи Зеленогорского и Амф. Лебедеве в ВФПс. 1894, кн. 23 и 24;     Н. И. Πетров, Первый малоросс. период жизни и научно-фил. развития Г. С. Сковороды, Труды 1902, 12;     В. Φ Эрн, Г. С. Сковорода, Жизнь и учение, «Путь», М. 1912;    рец. Н. Ф. Сумцова, Лim.-Haykob. Вистник, 1,1918;     Д. I. Багалий, Украинський мандрований философ Гр. Сав. Сковорода, К. 1926; Памяти Сковороды, Одесса 1912 (см. особенно ст. Дложевского о переводах Сковороды);

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010