Участники Собора единодушно подтвердили верность принципам 318 св. отцов, собравшихся в 325 г. в Никее для осуждения арианства. Они поддержали позицию 115 епископов II Вселенского Собора в К-поле (381), к-рые осудили высказывания, порочившие Третью ипостась Св. Троицы - Духа Святого. Анализируя положение Церкви, участники Собора обратили внимание на категории сомневающихся, к-рые оказались под влиянием новых еретических идей и подвергали ревизии подлинный смысл Свящ. Писания. Собор обязал клириков принять комментарии к ВЗ и НЗ Феодора Мопсуестийского и выступил в защиту этого богослова, грозя его хулителям отлучением или анафемой. На Соборе были обсуждены и проблемы укрепления внутрицерковной дисциплины. Речь шла о части духовенства и монашества, не имевшей определенного занятия, проживавшей обособленно, не подчинявшейся церковным правилам и уставу. Говорилось о необходимости отчетности основателей мон-рей перед вышестоящими епископами за средства, пожертвованные им верующими. Под решениями Собора, возглавляемого Г., подписались 29 епископов, участвовавших в выборах патриарха. Большинство из них представляли провинции Междуречья, Хузистана, Мидии (горной части Ирана) и Иранского Азербайджана. Г. умер на 4-м году Патриаршества. Хосров II конфисковал все его имущество и заточил в тюрьму учеников Г. Отношение монарха к христианам изменилось, он не разрешил избрать нового католикоса. Церковь Востока оставалась без предстоятеля до гибели Хосрова II и избрания патриархом Ишоява II в 628 г. Ист.: The Book of Governors, being the Historia Monastica of Thomas Bishop of Marga, A.D. 840/Ed. E. A. W. Budge. L., 1893. Vol. 2. P. 88; Chabot. Synod. orient. P. 207-214, 471-479; Histoire Nestorienne: (Chronique de Séert). Pt. 2 (II)/Publ. et trad. par A. Scher, R. Griveau. P., 1919. P. 521-524. (PO; 13). Лит.: Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 222-224; Пигулевская Н. В. Анонимная сир. хроника о времени Сасанидов: (Сир. источники по истории Ирана и Византии)//Зап. Ин-та востоковедения АН СССР. 1939. Т. 7. С. 55-78; она же. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 210-212. А. И. Колесников Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ [Геваргезе, в португ. традиции — Жоржи ди Крус] († 1637), архидиак., глава христиан Индии в 1597–1637 гг.

http://pravenc.ru/text/166738.html

Г. Г. Гагарин. Христос и самаритянка. Эскиз росписи ц. во имя свт. Николая в Мариинском дворце. 1859–1860 гг. (ГРМ) Г. Г. Гагарин. Христос и самаритянка. Эскиз росписи ц. во имя свт. Николая в Мариинском дворце. 1859–1860 гг. (ГРМ) В 1864 г. Г. переведен на гражданскую службу с чином тайного советника, получил должность гофмейстера, обер-гофмейстера (1880). Награжден орденами св. Станислава 1-й степени (1860), св. Анны 1-й степени с мечами (1862), св. Владимира 2-й степени с мечами (1867), Белого орла (1868), св. Александра Невского (1874). Г. принадлежат проект отделки, росписи, иконы для иконостаса (1859-1860) ц. свт. Николая в Мариинском дворце вел. кнг. Марии Николаевны (росписи восстановлены в 1979-1988 по эскизам Г.), часть росписи интерьера, иконы, эскизы светильников (до 1870) ц. Св. Троицы при дворце принца А. П. Ольденбургского в С.-Петербурге, росписи неск. церквей близ Карачарова Клинского у. Московской губ. (ныне Тверская обл.), эскиз интерьера и мозаики над главным входом Преображенской ц. в Баден-Бадене (1882), иконы для ц. Покрова на Боровой ул. в С.-Петербурге (1892), Ментонской ц. во Франции (1893). Г. являлся действительным членом (1862), управляющим Отд-нием зап. и классической археологии (1864), помощником председателя РАО, действительным и почетным членом Об-ва поощрения художеств, в 1877 г. одним из членов - учредителей ОЛДП. В 72-м - 90-х гг. XIX в. совершал путешествия по М. Азии, Италии, Сицилии, Египту. Основные исследовательские интересы Г. лежали в области изучения памятников визант. стиля. В отличие от др. ученых историю визант. искусства и его влияния на родственные культуры Г. представлял в виде стройной научной системы, связанной с историческими и политическими событиями того или иного периода. Рассматривал проблему национального в рус. искусстве, связанном с визант. традицией. Будущее рус. искусства Г. связывал с развитием русско-визант. стиля, призывая архитекторов обращаться к традициям и памятникам Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Костромы, Юрьева-Польского, Москвы. Он выпустил альбомы с воспроизведением миниатюр из визант. рукописей, мозаик равенских церквей, рельефов древнерус. храмов XI-XII вв., деревянной резьбы, отражавшие влияние Византии на рус. искусство.

http://pravenc.ru/text/161389.html

Из чего следует, что обвинять его в злонамеренном желании закрыть большее количество храмов, чем в других епархиях, вряд ли представляется возможным. После приведенных статистических данных сравнительного анализа роста и уменьшения количества храмов в обозначенные годы, а также исследования общецерковных документов периода конца 1940 – начала 1950-х гг. следует сделать вывод о том, что закрытие храмов, инициированное и проводимое светской властью в целях ликвидации религиозных пережитков у населения, особенно во времена антирелигиозных кампаний, находилось вне компетенции архиереев Русской Православной Церкви и что этот исторический факт не может являться свидетельством стойкости и верности отдельного человека выбранным идеалам.   Эдельштейн Г., свящ. Записки сельского священника. М.: РГГУ, 2005. С. 84. Цыпин В., прот., Зонтиков Антоний// Православная энциклопедия . М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. Т. II. С. 628-629. Михайлов Н.В., Иванченко С.В. Правовые основы деятельности Русской Православной Церкви в СССР в 1950-1970-е гг.// Вестник Московского университета МВД России . Юридические науки. 2011. С. 155-157. Цыпин В., прот. Истрия Русской Церкви в 1917-1997 гг. М., С. 390. Русская Православная Церковь. ХХ век/Беглов А.Л., Васильева О.Ю., Журавский А.В. и др. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 408. Цыпин В., прот., Зонтиков Антоний// Православная энциклопедия . М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. Т. II. С. 628-629. Государственный архив Костромской области (далее – ГАКО). Ф. р-2102. Оп. 5. Д. 51. Л. 4. Государственный архив Владимирской области. Ф. р-632. Оп. 8. Д. 3. Л. 39. http://drevo-info.ru/articles/13676771.html [Электронный ресурс]. Дата обращения 15.08.2020 г. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 5. С. 274-276. Архив Ивановского епархиального управления. Годовой отчет за 1961 год. С. 3. Даньшин Сергий, прот . Архиепископ Иларион (Прохоров)//Журнал московской Патриархии, 1973. 4. С. 18. Филиппов Б. А . Очерки по истории России ХХ век: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 465.

http://bogoslov.ru/article/6167175

М., 1993р). Наиболее полными на сегодняшний день являются хронологические списки епархий и архиереев РПЦ, опубликованные в новом издании «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) по соответствующим периодам: конец X — середина XIII в. — кн. 2 (М., 1995. С. 663—667); 1240—1448 гг. — кн. 3 (М., 1995. С. 639—648); 1448—1589 — кн. 4 (2) (М., 1996. С. 351—358); епархии и архиереи Киевской митрополии в 1448—1596 гг.— кн. 5 (М., 1996. С. 515—521); 1589—1652 — кн. 6 (М., 1996. С. 736—745); 1652—1700 — кн. 7 (М., 1996. С. 607—618); 1700—1917 — кн. 8 (1) (М., 1996. С. 659—782); 1917—1997 гг.— кн. 9 (М., 1997. С. 706—769). Полный алфавитный список архиереев Русской Церкви публикуется в приложениях к соответствующим томам настоящего издания. Иерархия периода Киевской Руси представлена в приложении к книге Я.Н. Щапова «Государство и Церковь Древней Руси, X-XIII вв.» (М., 1989. С. 191—213).    История создания архиерейских кафедр, изменения границ епархий (с приложением карт) в XVI-XVII вв. достаточно полно изложена в труде И. Покровского «Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы» (Казань, 1897. Т. 1). История иерархии синодального периода подробно представлена в книгах Ю.Толстого: «Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода. 1721—1871» (СПб., 1872); «Списки архиереев иерархии всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода. 1721—1895» (СПб., 1896). С конца XIX столетия списки иерархов публиковались ежегодно в издании: «Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и российской церковной иерархии» (СПб., 1875—1917).    Иерархия конца синодального периода и большей части XX столетия представлена в труде митрополита Мануила (Лемешевского) «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 год (включительно)», опубликованном в Германии по авторской машинописи с добавлениями и уточнениями (Erlangen, 1979—1989. 6 Bde).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3449...

уехать с ним, но тот отказался. 8 мая, в день взятия Загреба югославской армией, Е. был арестован. По указанию коммунистического правительства И. Б. Тито 29 июня 1945 г. состоялся суд Военного трибунала при коменданте Загреба над 23 священнослужителями различных конфессий, в т. ч. 6 православными. Е. был приговорен судом к смерти и вскоре казнен. Арх.: Синодальный архив РПЦЗ в Нью-Йорке. Д. 23/40; Bundesarchiv Berlin. R 901/69670; Politisches Archiv des Auswärtigen Amts Bonn. N Inland I-D, 4740, 4741, 4742, 4798; Institut für Zeitgeschichte München. MA 1039. Лит.: Маевский В. A. Русские в Югославии: Взаимоотношения России и Сербии: В 2 т. Н.-Й., 1966. Т. 2. С. 300-303; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 350-351; Jeli -Buti F. Ustaše i Nezavisna Drava Hrvatska 1941-1945. Zagreb, 1977. S. 176 и др.; Pavelic A. Hrvatska pravoslavna crkva: [Akta 1941-1945]. Madrid, 1984. S. 7-9; Oberknezevic M. Raznoj pravoslavlja u Hrvatskoj i Hrvatska pravoslavna crkva. Münch.; Barcelona, 1979. S. 251, 253; Цыпин. История РЦ. С. 53, 559, 590, 591, 732; Косик В. И. Рус. Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX века). М., 2000. С. 29, 72, 142-145, 233, 244; Po ar Р. Hrvatska Pravoslavna Crkva u prošlosti i budunosti. Zagreb, 1996. S. 103; Jyroclabuja: уочи и за време Другог светског рата. Минхен, 1978. С. 172-178; Р. Држава и верске зajeдhuцe, 1945-1970. Београд, 2002. Д. 1. С. 100-101; Kristo Ju. Sukob simbola: Politika, vjere i ideologije u Nezavisnoj Dravi Hrvatskoj. Zagreb, 2001. S. 247; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Правосл. Церковь: Нацистская политика в отношении Правосл. Церкви и религ. возрождение на оккупированной территории СССР. М., 2002. С. 211-214, 511 и др.; он же. Политика Третьего рейха по отношению к РПЦ в свете архивных док-тов: Сб. док-тов. М., 2003. С. 172-174, 337; он же. Создание и деятельность Хорватской Православной Церкви в годы Второй мировой войны//ВЦИ. 2007. 3. С. 221-262. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/190199.html

. . 54–61. Zum zweiten Todestag des M Nikodim von Leningrad und Nowgorod, in: StdO 1981,1,12–15. Orthodoxie heute 1978(64)26–27. In memoriam M Nikodim von Leningrad und Novgorod, in: Kirche im Osten 21/22(1978/79)292–301 (K.Chr. Felmy, Fairy von Lilienfeld). FAZ vom 5.9.1978; 6.9.1978, S.6. Fursenko, P.T., Metropolit Nikodim (Rotov). Najzagadkoviša postat’ u cekovnij politycii našych asiv, in: Kalendar «Rida Nyva» 1965,138–145. R. Hotz, Antwort an unbefugten Richter. Kontroverse um den russisch-orthodoxen Metropoliten Nikodim (Rotow) – Antwort an P. Werenfried van Straaten. KIPA. P. Werenfried van Straaten, Der Verrat Nikodims, in: Echo der Liebe, 1971, Nr.l. Struve 179–180, 124f, u.a. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 81, 260–266. д.Е. Levitin-Krasnov, Auf der Suche nach der neuen Stadt. Memoiren eines russischen Christen (Luzern/Stuttgart 1983) 87, 212ff. G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 374, 376. A. Martin, Die Gläubigen in Rußland (Luzern 1971), S.67–77. Prav. Rus ’ 1961,20,8; 1962,5,14; 1963,17,12. r. Slenczka, ökumenische Beziehungen der Russischen Orthodoxen Kirche, in: W. Kasack, Die Russische Orthodoxe Kirche in der Gegenwart (München 1979), hier 33–37. Archim. Gregori, Abberufen mitten aus dem Dienst der Versöhnung, in: StdO 1984,9,2–6. Archim. Gregorij, Pamjati mitr. Nikodima, in: MP 1983,11,9–12. I.M. Andreyev, Russia‘s Catacomb Saints 457–568 passim. D. Pospielovsky, The Russian Church, ab 215 passim. M. Bourdeaux, Patriarch and Prophets passim. K.N. Nonemaker, Metropolitan Nikodim and the Russians, in: Brethern Life and Thought 26(Winter 1981)45–58. D. Pospielovskij, Metropolit Nikodim (Rotov) i ego vremja, in: Posev 1979,2,21–26. W. Stoikow, Metropolit Nikodim im Dienst an Kirche und Welt. Der Seelsorger und Hirte, in: StdO 1979,10,6–34. Iz vospominanij Archiepiskopa Vasilija oSobore 1971 g., in: Vest.russ.ehr.dv. 147(1986)219ff. 226, 229, 230. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Erfüllt mit der Gnade des Heiligen Geistes. Betrachtung zum Sonntag Allerheiligen, in: StdO 1980,6,27–30. Slovo, in: Pomestnyj Sobor RPC, 200. «Die Russen sind immer bescheiden». Interview, in: Lutherische Monatshefte 1980,4,214–215. Patriarchen. Begegnung im äthiopischen Hochland, in: StdO 1974, 7,26–38. Hüter des theologischen Erbes russischer Orthodoxie. Theologie der Pastoral, der Verkündigung und des Zeugnisses in der Welt, in: StdO 1984,7,2–6. f.Mayer – Pitirim, Erzbischof von Volokolamsk, Die Orthodoxe Kirche in Rußland. Bildband. Zürich 1982, 254 S., viele Bilder. Zehn Jahrhunderte Russisch-Orthodoxe Kirche, in: Die Orthodoxe Kirche in Rußland (s.o.), S. 17–120. Zehn Jahrhunderte Russisch-Orthodoxe Kirche, in «Zeichen der Zeit». Evangelische Monatszeitschrift für Mitarbeiter der Kirche, Berlin 1985, in: Begegnungen, Tutzing 1986, S.21–55. Das Friedensengagement der Russischen Orthodoxen Kirche, ebda S.57–63. Angela Chranitelja u Gospoda prosim, in: MP 1986,1,41–42. Doklad (Praznovanie 300-letija Mosk. Duchovnoj Akademii), in: MP 1986,4,14–15. 27. Didaktieskie principy Jana Amosa Komenskogo i ich vlijanie na stanovlenie bogoslovskogo obrazovanija v russkoj Duchovnoj škole, in: MP 1986,5,70–75. Von den Predigten und Reden, die EB Pitirim in den Jahren 1972 bis 1985 in den Kirchen Moskaus und von Volokolamsk, vor den Hörern der Geistlichen Schulen und anderorts gehalten hat, wurden 165 zur Drucklegung vorbereitet. Im MP, in den Bogoslovskie Trudy und anderen Publikationen sind insgesamt 67 Werke veröffentlicht worden. Er erweiterte in der Verlagsabteilung auch die Sektion für Informations- und Dokumentarfilme. So entstanden unter seiner Mitarbeit bzw. Leitung die Filme: «Der hohe Dienst» (gewidmet dem verst. Patr. Aleksij) (1982), «Religiöse Vertreter für die Rettung der hl. Gabe des Lebens vor der Atomkatastrophe» (1982), «Gott in Rußland» (gezeigt im Deutschen Fernsehen 1984) und «Weg, Wahrheit und Leben» (Finnisches Radio). Literatur : MP 1966,7,1. MP 1967,6,9; 7,21; 11,8. MP 1968,9,25; 12,8. MP 1969,1,5; 4,6; 8,1; 10,65. MP 1971,7,1; 10,1; StdO 1971,9,9. MP 1972,1,2. MP 1973,10,2. MP 1975,10,2. MP 1977,8,3; 11,3. MP 1979,11,3. MP 1980,3,3; 9,9. MP 1981,11,9; 12,6. MP 1983,1,13; 11,14. MP 1984,2,4. Prav. Rus» 1963,18,15; 1980,8,13. FAZ vom 4.3.1980. Deutsche Tagespost (Würzburg) vom 4.3.1980. Furov 130 (1979) 278. Literatur : Glaube in der 2. Welt 1981,2,85. D. Pospielovsky, The Russian Church 394f-410 ,419,430 ,432,451, 4 53 . Begegnungen. Eine Freundesgabe der Evangelischer. Akademie Tutzing 1986, 80 S. Erzbischof Pitirim Ehrenmitglied der Prager Jan-Amos-Comenius- Fakultät, in: StdC 1986,6,19–20. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

44-46; Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском мон-ре. М., 1889. С. 91, 149-150; Головщиков К. Д. Архиереи из питомцев Ярославской ДС//Ярославские ЕВ. 1893. 15. Стб. 234-235 (отд. отт.: Ярославль, 1893); он же. Кадьякский еп. Иоасаф Болотов: К 100-летию его миссионерской деятельности (1761-1799). Тверь, 1894; Львов А. Н. Краткие ист. сведения об учреждении в Сев. Америке правосл. миссии, об основании Кадьякской епархии и о деятельности там первых миссионеров. СПб., 1894. С. 1-26; Очерк из истории Американской правосл. духовной миссии (Кадьякской миссии 1794-1837 гг.). СПб., 1894. С. V, XI, 41-43, 73-74, 81, 95-96, 103; Никольский А. Иоасаф (Болотов)//РБС. Т. 8. С. 287-288; Шаламов Т., свящ. Краткое церк.-ист. описание Кадьякского прихода//Амер. правосл. вестн. N. Y., 1896/1897. 8. С. 265; 1898. 9. С. 292, 10. С. 321; Валаамские миссионеры в Америке (в кон. XVIII ст.). СПб., 1900; Валаамский мон-рь и его подвижники. СПб., 19033; Учреждение викариатства в Америке//ПрибЦВвед. 1903. 49. С. 1946; Окунь С. Б. Российско-амер. компания. М.; Л., 1939; Болховитинов Н. Н. Становление рус.-американских отношений, 1775-1815. М., 1966. С. 302, 316; он же. Россия открывает Америку, 1732-1799. М., 1991. С. 186-187, 192, 211; он же. У истоков Православия в Сев. Америке//Амер. ежегодник, 1993. М., 1994. С. 127; Black L. T. The Konyag//Arctic Anthropology. Madison, 1977. Vol. 14. N 2. P. 79-108; Gregory (Afonsky), bishop. A History of the Orthodox Church in Alaska (1794-1917). Kodiak, 1977; Рус. Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова/Сост., коммент.: Р. Г. Ляпунова, С. Г. Федорова. Л., 1979. С. 243-246; Петров В. Русские в истории Америки. Вашингтон, 1988; Рус. Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и др. очевидцев. 1994. С. 21-22; Широков С., свящ. Валаамский мон-рь и американская правосл. миссия: История и духовные связи. М., 1996; История Рус. Америки (1732-1867). М., 1997. Т. 1: Основание Рус. Америки (1732-1799).

http://pravenc.ru/text/578080.html

Церковь во имя вмч. Георгия на горе Архиели была построена в 1882-1889 гг. на фундаменте церкви XV в. греч. мастерами Г. Шаблаховым и Х. Топал-оглы. Строительство было осуществлено на пожертвования, собранные специально созданным комитетом, значительный вклад внесли потомки захороненного в церкви последнего князя Сванети Константина (Мурдзакана) Дадешкелиани. Представляет собой церковь типа вписанного креста с куполом на 4 столбах. Фасады облицованы тесаным камнем, с востока выступают 3 полукруглые в плане апсиды, зап. рукав удлинен надстроенным над колокольней портиком. Наличники окон и дверей, а также карнизы профилированные. Иконостас изготовил мастер Хуциберидзе, иконы были написаны в Киево-Печерской лавре. 15 сент. 1891 г. храм был освящен еп. Имеретинским свт. Гавриилом (Кикодзе) . Церковь Петра и Павла в Кутаиси. Фотография. 1979 г. Церковь Петра и Павла в Кутаиси. Фотография. 1979 г. Церковь во имя апостолов Петра и Павла в развивавшемся со 2-й пол. XIX в. кутаисском р-не Сили была заложена в 1881 г. по благословению свт. Гавриила (Кикодзе) в память о российском имп. Александре II. Каменный храм рядом с временной деревянной конструкцией начали возводить в 1882 г. греческие мастера А. Захариди и А. Слиров. В 1897 г. работу продолжил И. Берекашвили. Строительство, завершившееся в 1903 г., в числе других финансировали российский имп. Николай II и св. прав. Иоанн Кронштадтский . Собор выстроен в псевдорус. стиле с использованием элементов классицизма. Церковь квадратная в плане, перекрыта куполом, возведенным на 2 парах поперечных арок. Барабан купола, завершающийся пиловидным карнизом, покрыт палаточной крышей. Апсида полукруглая. Церковь Вознесения Господня на территории вошедшего во 2-й пол. XIX в. в Кутаис р-на Сапичхия был выстроен в 1890-1893 гг. в честь спасения российского имп. Александра III и его семьи при крушении поезда в 1888 г. Землю выделило городское самоуправление при содействии свт. Гавриила. Строители - Шаблахов и Топал-оглы. Купольный храм типа свободного креста был облицован белым известковым туфом. Над восьмигранным барабаном купола помещен конус, окна оформлены простыми наличниками и архивольтами, углы здания украшены пилястрами. Церковь была закрыта в 1940 г., богослужения возобновились в 1988 г.

http://pravenc.ru/text/2462343.html

25 нояб. 1965 г. М. был уволен на покой с правом служения и пребыванием в Куйбышеве. Прошение об увольнении, формально поданное М. по причине болезни, в действительности было вызвано давлением Совета по делам религий . По просьбе М. в день увольнения на покой его ученику и духовному сыну архим. Иоанну (Снычёву ; впосл. митрополит) было определено быть епископом Сызранским, викарием и временным управляющим Куйбышевской епархией. Находясь на покое, М. работал над магист. дис. «Русские православные иерархи периода 1893-1965 гг.», а также собирал биографические сведения обо всех архиереях Русской Церкви начиная со времени Крещения Руси. В нач. 1967 г. М. подал свой труд в Совет МДА, но не дожил до присвоения ему ученой степени магистра богословия. Скончался в Куйбышеве. Отпевание было совершено еп. Иоанном (Снычёвым). Чин погребения 13 авг. 1968 г. возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Пимен (Извеков; впосл. патриарх Московский и всея Руси). М. был похоронен в притворе кафедрального Покровского собора. М. был известным духовным писателем и историком Церкви. В 1956 г. составил чин архиерейского отпевания, утвержденный 13 дек. 1963 г. Свящ. Синодом РПЦ. Также составил ряд др. богослужебных текстов. Написал более 10 научных работ по истории Церкви, важнейшим из которых был 6-томный биографический справочник «Русские православные архиереи периода 1893-1965 гг.» (1979-1989; после кончины М. доработан еп. Иоанном и опубл. посмертно в ФРГ на рус. и нем. языках). Этот труд оказал значительное влияние на позднейших исследователей истории Русской Церкви, однако в наст. время представляет в основном историографическую ценность, т. к. М. были недоступны гос. архивы и он не имел возможности открыто писать о гонениях на Церковь в советский период. Соч.: Рус. православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. Erlangen, 1979-1989. 6 т.; Молитвослов. Самара, 1998; Божий виноградник: Дневниковые записи (1945-1946); Покаянный плач. СПб., 1999; Каталог рус. архиереев-обновленцев (1922-1944)//«Обновленческий» раскол: (Мат-лы для церк.-ист. и канонической характеристики)/Сост.: И. В. Соловьев. М., 2002. С. 607-981; Рус. православные иерархи: 992-1892. М., 2002-2004. 3 т.

http://pravenc.ru/text/2561884.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010