Жуандо, Марсель (1888—1979)— французский писатель, эссеист, автор романов «Шаминадур» (Т. 1–3, 1934—1941), «Юность Теофиля» (1921)» «Дядюшка Анри» (1943), книги эссе «Размышления о старости и смерти» (1956). mentality primitive (фр.) — примитивное мышление. primitive Gemeinschaftskultur (нем.) — примитивная массовая культура. Цауман, Ганс (1886—1951)— немецкий историк литературы, прозаик, поэт, автор книги стихов. «Освобождение» (1907), книг «Немецкая вера в судьбу» (1934), «Культура золотого века рыцарства» (1938); написанное им носит ярко выраженный националистический оттенок. Биллингер, Рихард (1890—1965)— австрийский поэт, драматург, писатель, автор пьес «Ночь на Святки» (1931), «Гигант» (1937), романа «Пепел Чистилища» (1931), автобиографического романа «Жизнь, полученная из рук Господних» (1935). Рамюз, Шарль Фердинанд (1878—1947) — швейцарский франкоязычный писатель, поэт, автор романов «Алина» (1905), «Жизнь Самюэля Беле» (1913), «Исцеление страждущих» (1917), «Земля неба» (1918), «Присутствие смерти» (1923) и др. «L ‘Annoncefaite a Marie» (фр.) — «Благовещение» (1912) — пьеса-мистерия П. Клоделя. Ричардс, Айвор Армстронг (1893— 1979) — английский критик и теоретик литературы, одним из первых применил принципы точных наук в литературоведении, автор труда по психологии читательского восприятия «Практическая критика» (1929), книг «Наука и поэзия» (1926), «Философия риторики» (1936) и др. Хопкинс, Джерард Мэнли (1844— 1889) — английский поэт, священник-иезуит; первым в XIX в. обратился к опыту поэтов-метафизиков XVII b. ЛеФор, Гертруда фон (1876—1971) — немецкая писательница, поэтесса, автор романов «Мир ребенка» (1934), «Лишенные родины» (1950) и др. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2777  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/umiranie-iskuss...

Florovskij G., Creation and Redemption, Beimont (Mass.) 1976. Huebner R. M., Die Einheit des Leibes Christi bei Gregor von Nyssa. Untersuchungen zum Ursprung der «physischen» Erlösungslehre, Leiden 1974. Ladomersky N., Une histoire orthodoxe du dogme de la Rédemption, Paris 1937. Lossky V., A Vimage et à la ressemblance de Dieu, op. cit., cc. 95–108. Riviere J., Le dogme de la rédemption. Etudes critiques et documents, Louvain 1931. Scharl E., Recapitulatio mundi. Der Rekapitulationsbegriff des hl. Irenäus, Freiburg im Br. 1941. Schultze B., La nuova soteriologia russa, OCP 9 (1943) 406–430; 11 (1945) 165–215; 12 (1946) 130–176. Schultze B., Probleme der orthodoxen Theologie, in Handbuch der Ostkirchenkunde, cc. 97–186, прил.: cc. 156 слл. Turner H. E. W., The patristic doctrine of rédemption. A study of the development of the doctrine during the first five centuries, London 1952. Tyciak J., Gegenwart des Heils in den östlichen Liturgien, Freiburg im Br. 1968. Антоний, митрополит, Догмат искупления, Sremski Karlovci 1926. Гнедич П., Мысль об искуплении в проповедях Митрополита Филарета, в Журнале Московской Патриархии 4 (1954), сс. 31–35. Орфаницкий И., Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа Иисуса Христа, Москва, 1904. Русская богословная литература о догмате искупления в период с 1893 по 1944 год, в Журнале Московской Патриархии 8 (1954), сс. 68–72. Христос-Свет Costanza М., Christus, het ticht der wereld, gezien in de Byzantijnse liturgie, in Het Christelijke Oostn 14 (1961/2) 51–82. Fascher E., Der Logos-Christus als göttlicher Lehrer bei Clemens von Alexandrien, TU 77, cc. 193–207. Harl M., Origene et la fonction révélatrice du Verbe Incarné, in Patristica Sorbonensia 2 (1958). Kirchmeyer J., Grecque (Église), DS 6 (1967) 824–27: Libération de l’ignorance. Normann F., Christos Didaskalos, Münster 1967. Skalicky C., La gloria nel vangelo di Giovanni, Roma 1970. Traets C., Voir Jésus et le Père en lui selon l " évangile de saint Jean, Roma 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

1.       9. С. Булгаков. Утешитель, Париж 1936.       10. P. Florenskij. Der Pfeiler und die Grundfeste der Wahrheit, в «Oestliches Christentum». Dokumente, Munchen 1925, T. 2.       11. S. Bulgakov. Kosmodizee; N. Berdjaev. Das Problem der Anthropodizee; L. Karsavin. Der Geist des russischen Christentums, в «Oestliches Christentum». Dokumente, T. 2.       12. К. Marks. Die Fruhschrifften, Stuttgart 1953.       13. M. Bakunin. Dieu et 1 " Etat, Paris 1882.       14. N. Hartman. Ethik, Berlin 1949.       15. S. Bulgakov. Die christliche antropologie, в сборнике «Kirche, Staat und Mensch» Genf 1937.       16. Hymnen der Ostkirche, Dreifaltigkeits, – Marien – und Totenhymnen, Munster 1960.       17. J. Tyciak. Zwischen Morgenland und Abendland, Dusseldorf 1949.       18. D. Barsotti, Le Christianisme russe, Tournai 1963.       19. П. Светлов. Значение Креста в деле Христовом Киев 1893.       20. A. Gratieux. Le mouvement slavophile a la veille de la revolution, Paris 1953.       21. G. Stadtmuller. Grundfragen der europaischen Geschichte, Munchen 1965.       22. Malerhandbuch des Malermonches Dionysios vom Berge Athos, Munchen 1960.       23. С. Верховской. Православие в жизни (раздел: Христос), New York 1953.       24. J. Grinius. Zmogus be Dievo («Человек без Бога» – на лит. яз.), Chicago 1964.       25. K. Luthi. Gott und das Bose, Zurich 1961.       26. Ch. Journet. Vom Geheimnis des Uebels, Essen 1963.       27. F. Billiesich. Das Problem des Uebels in der Philosophie des Abendlandes, Wien 1955-59.       28. B. Welte. Ueber das Bose, Freiburg 1959.       29. F. M. Dostojevskij. Samtliche Werke, Munchen 1923.       30. A. L. Wolynskij. Das Reich der Karamasow, Munchen 1920.       31. E. Borne. Gott ist nicht tot, Ueber das Aergernis und die Notwendigkeit des Atheismus, Wien 1965.       32. N. Berdiaev. Selbsterkenntnis. Versuch einer philosophischen Autobiographie, Darmstadt 1953.       33. E. Trubeckoj. Der Sinn des Lebens, Heidelberg 1956.       34. S. Frank. Dieu est avec nous.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

успешно работал в области А. профессор по кафедре «Введение в круг богословских наук» А. Ф. Гусев , к-рый пополнил б-ку рус. А. трудами: «Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству» (СПб., 1874); «Нравственность как условие истинной цивилизации» (М., 1874); «Потребность и возможность научного оправдания христианства» (ПС. 1887. Кн. 1. Март. С. 352-382); «Христианство в его отношении к философии и науке» (ПО. 1885. 1; отд. изд.: М., 1885); «Человек в его отличии от животных: (По поводу книги Дарвина «Происхождение человека»)». Им также были написаны статьи, в к-рых он анализирует отдельные воззрения Л. Н. Толстого: «О браке и безбрачии: Против «Крейцеровой сонаты» и Послесловия к ней графа Л. Толстого» (Каз., 1891); «Граф Лев Николаевич Толстой, его исповедь и мнимо-новая вера» (М., 1890); «Основные «религиозные» начала графа Л. Толстого: Апологетическое соч.» (Каз., 1893). Проф. Д. В. Гусев , патролог, имел и апологетические работы: «Учение о Боге и доказательства бытия Божия в системе Филона» (ПС. 1881. Т. 3), «Апология Лица Иисуса Христа и Его земной жизни и деятельности в сочинении Оригена против Цельса» (Каз., 1886). Проф. В. И. Несмелов († 1937) известен как автор фундаментального 2-томного труда «Наука о человеке» (1896, 1903). Об этой работе Н. А. Бердяев сказал: «Основная мысль Фейербаха об антропологической тайне религии обращена им в орудие защиты христианства» (Опыт философского оправдания христианства//РМ. 1909. Кн. 9. С. 54-72). Архиеп. Херсонскому Никанору (Бровковичу) († 1890) принадлежит труд «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» (СПб., 1875. 3 т.). Во время своей деятельности в Московской, Петербургской, Казанской академиях он отличался богословской отзывчивостью на актуальные проблемы современности. Еп. Никанор анализировал новейшие рационалистические теории происхождения религии, сущности христианства известных нем. мыслителей Штрауса, Бауэра, Фейербаха и др. Его живые, яркие проповеди насыщены апологетическим материалом. В 1854 г. в КазДА проф. Н. И. Ильминским († 1891) были открыты 2 миссионерских отд-ния - татарское и монгольское, задачей к-рых стала подготовка миссионеров и апологетов для проповеди среди населения, исповедавшего ислам, ламаизм и др. вост. религии.

http://pravenc.ru/text/75696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зверинский Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи: С библиогр. указ. СПб., 1890-1897. 3 т. 2005р ЗВОРАО Записки Восточного отделения РАО. СПб., 1887-1912. 20 т. Здравомыслов. Словарь иерархов Здравомыслов К. Я. Биографический словарь иерархов РПЦ с введения христианства до 1918 г.//РНБ ОР. Ф. 102 ЗИАН Записки Имп. Академии наук. СПб., 1862-1895 ЗИНУ Записки Имп. Новороссийского ун-та. Од., 1867-1913. 113 т. ЗИФФ Записки историко-филологического факультета С.-Петербургского ун-та. СПб., 1876-1918. 143 ч. ЗЛУ Зборник Матице Српске за ликовне уметности. Нови Сад, 1965-. Кн. 1-. ЗМВЭМН Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-1917 гг.)/Ред.: А. Ф. Крашенинников. М., 1998 ЗМИАИ Записки Московского имп. Археологического ин-та. М., 1909-1916. Т. 1-39 ЗНТШ Записки науковаго товариства iм. Т. Шевченка. Льbib, 1893-. Т. 1-. ЗОЛКА Записки Общества любителей кавказской археологии. Тифлис, 1875. Вып. 1-. ЗОРСА Записки Отделения русской и славянской археологии Русского Археологического общества. СПб., 1851-1918. 13 т. ЗРАГ Записки Русской академической группы в США. Н.-Й., ЗРАО Записки Русского Археологического общества. М., 1847-1863. 14 т.; Н. с. СПб., 1886-1902 ЗРВИ Зборник радова Византолошког ин-та. Београд, 1952-. ИА Исторический архив. М.; Л., 1936-1953. М., 1955-. ИАБ Исихазм: Аннот. библиогр./Сост.: А. Г. Дунаев и др.; ред.: С. С. Хоружий. М., 2004 ИАИ Известия на Археологическия ин-т. София, 1927-. ИАН Известия Академии наук. М., 1918-. ИБИД Известия на Българското историческо дружество в София. София, 1944-1948, 1967-. ИБ ОВЦС МП Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. М., 1968-. ИВ Исторический вестник. СПб., 1880-1917 ИВАД Известия на Варненското археологическо дружество. Варна, 1908-1964. 15 кн. ИВЛ История всемирной литературы. М., 1983-1991. 8 т. ИДРДВ История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. М., 1976-1989. 5 т. ИЗ Исторические записки. М., 1937-. Изб. 1076 Изборник Святослава, 1076 г. ГПБ. Эрм. 205: Ркп. Изд.: Изборник 1076 г./Подгот.: В. С. Голышенко и др. М., 1965 ИзвГАИМК Известия Гос. академии истории материальной культуры. М.; Л., 1921-1935 ИзвКавИАИ Известия Кавказского историко-археологического ин-та. Тифлис, 1923. Т. 1; 1927. Т. 2; 1925. Т. 3 ИзвОЛЯ Известия АН СССР. Отд. лит-ры и языка. М., 1928-1991 (с 1992 - Известия АН: [Журнал РАН], сер.: лит-ра и яз.) 1 ... ← предыдущая 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 следующая → ... 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=8

же.. Незадолго до смерти императрица Мария Александровна завещала имение Ильинское своим сыновьям Сергею Александровичу и Павлу Александровичу. Зеленой (3-й) Илья Александрович, капитан первого ранга, флигель-адъютант, состоял при великом князе Константине Константиновиче. Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. С. 88. Цит. по: Вострышев М.И. Августейшее семейство. Россия глазами великого князя Константина Константиновича. М., 2001. С. 280. Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. С. 89. Цит. по: Кузьмина А.И. Августейший поэт К.Р. СПб., 1995. С. 13, 42. Вера Константиновна, княжна. Отрывки из семейных воспоминаний//Сборник памяти великого князя Константина Константиновича. Париж, 1962. С. 69. И. Штраус гастролировал в России в 1856–1865, 1869, 1872 и 1886 гг. Так как речь идет о совместном участии великих князей – отца и еще юного сына – в концерте, то датой выступления, скорее всего, следует считать лето 1872 г. Вера Константиновна, княжна. Указ. соч. С. 69. В других воспоминаниях княжны читаем: «Сара Бернар, великая французская актриса, приезжала к нам в Петроград, и они на сцене вместе с отцом разыгрывали «Гамлета»». (Цит. по: Летягин Л. В карауле в Зимнем дворце. «Литературные мечтания» К.Р.//http://excursus.vov.ru/kr.shtml). См.: Петроградская газета. 1915. 4 июня. Вера Константиновна, княжна. Указ. соч. С. 69. К.Р. [Великий Князь Константин Романов]. Дневники. Воспоминания. Стихи. Письма. С. 123. Апухтин А.Н. Поэту К.Р.//Сборник памяти великого князя Константина Константиновича. Париж, 1962. С. 76. Цит. по: Поэты 1880–1890-х годов. Л., 1972. С. 457. Исторический сборник: Прилож. к журн. «Кадетская Перекличка». Нью-Йорк, 1996. Апр. 1. С. 71. Случевский В.В. Воспоминания о моей подготовке в 1886 году к вступительным экзаменам в б. Морской Кадетский корпус, об этом корпусе и первых месяцах после производства меня в 1893 году в мичманы флота.1937. Москва//РГАЛИ. Фонд 456. Оп. 3. Ед. хр. 17. Л. 56–57.

http://pravmir.ru/velikaya-knyaginya-i-a...

Эрмитажа, 1960. 26.    Маргинани Бурхануддин. Хидоя: Комментарии мусульманского права. В 2 ч., Пер. с англ. под ред. Н. И. Гродекова; М., Волтерс Клувер, 2008 Ч. 1. Т. I-II. С. 299. 27.    Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М., Агентство «ФАИР», 1998. 28.    Мюллер В. К. Англо-русский словарь: 70000 слов и выражений. Изд. 7-е перераб. и доп., М., Изд-во иностр. и нац. словарей, 1960. 29.    Основные кодексы и законы Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2003 года. СПб., Нева, 2003. 30.    Очерки по истории еврейского народа. Изд. 3-е, в 2-х. т. Под ред. проф. Ш. Эттингера, Иерусалим, Алия, 1979. 31.    Продолжение Свода законов Российской Империи: 1832, 1833, 1834, 1835 годы: Ч. 2.: Статьи к 6,7,8,9 и 10 Томам Свода. СПб., Типогр. II-ro отдел. Собств. Е. И. В. канцелярии, 1836. 32.    Рифтин А. П. Старо-вавилонские юридические и административные документы в собраниях СССР. Ред. акад. В. В. Струве. Л, Акад. наук СССР. Ин-т истории, 1937. 33.    Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Под ред. Н. И. Толстого. В 5 т., М., Международные отношения, 1995. 34.    Словарь современного русского литературного языка. М., Л., АН СССР, 1956. 35.    Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка. В 4 т., СПб., Императорская Академия Наук, 1847. 36.    Современный толковый словарь русского языка: в трёх томах : около 160 000 слов. Под ред. Т. Ф. Ефремовой  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/175273 Дата доступа 21.05.2012. 37.    Срезневский И. И. Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам. В 3т. СПб., 1893. 38.    Сумцов Н. Ф. Пожелания и проклятия//Сборник Харьковского историко-филологического общества. Харьков, Типогр. губернск. правления, 1897. Т. 9. 39.    Талмуд: Мишна и Тосефта: критический перевод Н. Переферковича. Изд. 2-е, испр. и доп. Спб., Изд. П. П. Сойкина, 1902-1905. 40.    Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР, М., Воениздат, 1968. 41.

http://bogoslov.ru/article/3109806

Свой переход в католицизм Е. Г. обосновывала стремлением к воссоединению между Православной и Римско-католической Церквами, для чего она предлагала создать «общество молитв о соединении Церквей», куда она хотела пригласить и представителей правосл. духовенства. В С.-Петербурге вокруг Е. Г. постепенно образовалась небольшая группа рус. католиков, ставшая основой для рус. католич. движения. Перед смертью княгиня получила телеграмму с благословением от папы Льва XIII и приняла последние таинства от католич. пресвитера ц. св. Екатерины в С.-Петербурге доминиканца А. Лагранжа. Семья Е. Г. выражала желание совершить ее погребение в соответствии с обрядами Православной Церкви, но получила категорический отказ со стороны Святейшего Синода. Отпевание состоялось в католич. ц. св. Екатерины. Похоронена на семейном кладбище в родовом имении Фалль (ныне Кейла-Йоа, близ Таллина, Эстония). Соч.: О Церкви: Ист. очерк. B., 1888. СПб., 19092; Род князей Волконских. СПб., 1900. Лит.: Соловьев Вл. С. Некролог на смерть кнг. Е. Г. Волконской//Русь. 1897. 32; он же. Письма (записки и телеграммы) кнг. Е. Г. Волконской//Собр. соч. Брюссель, 1969. Т. 11. С. 423-451; Волконский С. М. Мои воспоминания: Лавры. Странствия. М., 1992. Т. 2. С. 118-137; Волконский П. М. Краткий очерк организации Русской католической Церкви в России//Символ. 1997. 38. С. 147-150; Мурашев А. А. Кнг. Волконская//Новая Юность. М., 1999. 3. С. 214-223. А. А. Мурашев, В. П. Пономарёв Сергей Михайлович (4.05.1860, имение Фалль, близ Ревеля (Таллина) - 25.10.1937, Ричмонд, шт. Вирджиния, США), кн., театральный деятель, писатель, публицист. Сын кн. М. С. Волконского и кнг. Е. Г. Волконской. В 1880-1884 гг. обучался на историко-филологическом фак-те С.-Петербургского ун-та. По окончании ун-та служил в земских учреждениях Борисоглебского у. Тамбовской губ. В 1893 г. представлял Мин-во народного просвещения на Чикагской всемирной выставке, присутствовал на проходившем в Чикаго I Всемирном конгрессе религий. В 1896 г. прочел цикл лекций по рус. истории и лит-ре в Лоуэллском и Колумбийском колледжах, в Чикагском, Корнеллском, Гарвардском ун-тах. В 1899-1901 гг. служил директором имп. театров, с нач. 1900-х гг. занимался театральной критикой и изучением теории и практики режиссуры, вопросами профессиональной подготовки актеров. Во время первой мировой войны в своем имении Павловка (Борисоглебский у.) организовал лазарет для раненых. После Октябрьской революции 1917 г. остался в России, читал лекции по искусству чтения и рус. лит-ре в Тамбовском народном ун-те. В 1918-1921 гг. преподавал в различных театральных и лит. кружках и студиях Москвы, в 1918-1919 гг. входил в состав дирекции Большого театра.

http://pravenc.ru/text/155156.html

С 1920 служил в Вознесенской церкви Уфы, с 1926 – в Сампсониевском соборе в Ленинграде. Выслан в марте 1935 в Уфу. Повторно осужден в 1937 и выслан из Уфы в неизвестном направлении. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. С. 91. 136 Груздев Владимир Александрович. Окончил Костромскую ДС (1894) и С.-Петербургскую ДА (1898), к. б. В службе с 24 августа 1899, в ведомстве с 18 февраля 1902. С 9 апреля 1904 – помощник столоначальника, с 1 октября 1910 – младший столоначальник Хозяйственного управления при Св. Синоде. 68 Грумм-Гржимайло Григорий Ефимович; (5 февраля 1860 – 3 марта 1936) – географ, русский исследователь Средней и Центральной Азии. Окончил естественное отделение физико-математического факультета С.-Петербургского университета (1884). Читал курс страноведения в ВУЗах Ленинграда. В 1920–1931 – вице-президент Географического общества СССР. Заслуженный деятель науки РСФСР (1928). См.: Грумм-Гржимайло А. Г. Дела и дни Г. Е. Грумм-Гржимайло (путешественника и географа). М. 1947; Григорий Ефимович Грумм-Гржимайло (1860–1936).//Отечественные физикогеографы и путешественники. М., 1959. 203 Грязев Николай Дмитриевич; (1870 – ?) – помещик Вологодской губернии. Окончил Николаевское кавалерийское училище в С.-Петербурге (1887); с 11 августа 1886 – корнет 38 драгунского Владимирского полка; с 7 августа 1887 – лейб-гвардии Уланского полка; 24 января 1891 зачислен в запас гвардейской кавалерии; с 1 июля 1891 по 10 марта 1892 – земский начальник 3-го участка Грязовецкого уезда Вологодской губ.; с 22 мая 1892 – депутат дворянства Кадниковского уезда Вологодской губ., с 19 марта 1893 Грязовецкий уездный предводитель дворянства; с 19 июля 1896 – председатель Вологодской губернской земской управы; с 6 февраля 1901 по 29 мая 1902 – мировой судья по Грязевецкому уезду; с 12 июня 1902 – Ковенский уездный предводитель дворянства и председатель суда мировых посредников; с 23 сентября 1905 – Ковенский вице-губернатор, с 23 августа 1910 – Олонецкий, с 31 декабря 1912 – Ковенский губернатор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  О некоторых известных православных богословах периода рубежа веков Кто же стоит за русским богословием этого времени? Чьи имена и произведения следовало бы назвать в первую очередь? Строго говоря, необходимо было бы просмотреть все богословские дисциплины, потому что в каждой из них найдутся ученые, занимавшиеся новыми, по крайней мере для России, неизведанными еще научными вопросами. Я же ограничусь трудами историческими, поскольку именно на ниве истории создавались самые значительные труды. Родившийся в России, а позже преподававший в Соединенных Штатах православный богослов Георгий Флоровский (1893–1979), в своем труде «Пути русского богословия», именно поэтому совершенно справедливо назвал этот период истории русского богословия «исторической школой» . Вместе с тем, понятие «историческая школа» подразумевает собой и методическую переориентацию русского богословия в целом, – ту переориентацию, которая только и дала возможность для зарождения научной деятельности в самых разных областях, а впоследствии дала ей и почву для развития: в богословии стали применять историко-критические методы. Назовем лишь несколько имен: благодаря работам в области патристики стал известен петербургский богослов В.В. Болотов (1854–1900), тем более что его реплика о филиокве вызвала широкое одобрение; Е.Е. Голубинский (1834–1912), нашедший себе покровителя в области своих историко-критических работ в лице митрополита Московского Макария (Булгакова) (1816–1882): из-под пера ученого вышло обширное, хотя и едва ли критическое описание русской церковной истории (Голубинский написал «Историю русской Церкви», включившую в себя опровержение церковного «мифического» предания). После кончины митрополита Макария у Голубинского, однако, был конфликт со Св. Синодом, в результате чего ему пришлось перевестись из Московской Духовной Академии в московский университет. Эту участь он разделил с целым рядом других академических богословов, среди которых был и известный русский историк В.О. Ключевский (1841–1911), до своего перехода в московский университет служивший сначала в Московской Духовной Академии. И, наконец, назовем здесь еще Н.Н. Глубоковского (1863–1937), преподававшего в С.-Петербурге вообще-то Новый Завет, но известность получившего благодаря своим работам о Феодорите Кирском, а также благодаря своему произведению «Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии».

http://bogoslov.ru/article/1337758

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010