-“- 1932, 11–12, стр.1–8. -“- 1933, 13, стр.1–3. -“- 1933, 14–15, стр.2–6. -“- 1933, 16–17, стр.3–4. -“- 1934, 18–19, стр.1–6. -“- 1934, 20–21, стр.1–4. -“- 1935, 23/24, стр.1–3. -“- 1943, 1, стр.5–8; 16–18. -“- 1943, 2, стр.3–5;8–30. -“- 1943, 3, стр.3–4; 7–11. -“- 1943, 4, стр.5–6; 9–11. -“- 1944, 1, стр.7–8. -“- 1944, 2, стр.10–11. -“- 1944, 3, стр.3, 9, 12, 23–26. -“- 1944, 4, стр.9. -“- 1944, 5, стр.3–5, 10–13. -“- 1944, 6, стр.3–46. -“- 1944, 7, стр.19–25. -“- 1944, 8, стр.17–18. -“- 1944, 9, стр.16–20. -“- 1944, 12, стр.27–28. -“- 1945, 1, стр.42. -“- 1945, 4, стр.67–68. -“- 1945, 5, стр.75–76. -“- 1947, 4, стр.41–45. -“- 1954, 5, стр.13–17. -“- 1957, 12, стр.39–45. -“- 1959, 4, стр.64. -“- 1959, 5, стр.10. -“- 1959, 11, стр.13, 51. -“- 1960, 2, стр.30–32. -“- 1960, 3, стр.15. -“- 1960, 7, стр.45–46. -“- 1960, 8, стр.21, 62–64. -“- 1960, 10, стр.52–55. -“- 1960, 11, стр.14, 20. -“- 1961, 5, стр.41. -“- 1961, 6, стр.36. -“- 1961, 9, стр.18, 55. -“- 1964, 5, стр.65–72. -“- 1964, 6, стр.11–12; 29–32. -“- 1964, 10, стр.43–56. -“- 1964, 11, стр.53–55. “Правда о религии в России” МП, 1942, стр.7–14, 15–17, 49–58, 61–70, 83–86, 95–97, 129–135, 136–140, 409, 410, 449–451. “Патриарх Сергий и его духовное наследство”. МП, 1947. “Родзянко М.В. Крушение империи” Изд. “Прибой”, 1927, стр. 26, 185. “Вестн. Св. Син. Прав. Рус. Церкви” 1926, стр.6 (обнов.) -“- 1927, (16), стр.21. (обнов.) “Церк. Обновл.” 1924, 21–22, стр.89. “Сибирск. Церк.” 1922, 2, стр.1. “Прав. Собеседн.” 1897, октябрь, стр.383, 556. -“- 1910, декабрь, стр.6. -“- 1914, февраль, стр.4. -“- 1914, июль-авг., cmp.IV. Елевферий митр. «Соборность Церкви. Божие и Кесарево». Париж, 1938, стр.49–207. Елевферий митр. “Неделя в Патриархии». Париж, 1933, стр.15–149 и приложение. «Памяти. книж. Петроград. Дух. Акад. на 1915–1916 уч./г.» стр.7. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 года“, стр.36–37. “Письмо епископа Бориса Уфимского от 24 февраля 1924 г.“ (Материалы по обновленческому расколу, стр.78).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

22 декабря следователь снова допросил епископа. Отвечая на вопросы следователя, владыка сказал: «Родился я в городе Саратове, в семье псаломщика, образование получил в духовном училище, которое окончил в 1893 году, и сразу же поступил учиться в семинарию, которую окончил в 1899 году; по окончании семинарии поступил в Казанскую академию, которую окончил в 1903 году. И сразу же принял монашество. С этого времени жил по разным монастырям. Причем два года я пробыл в городе Хвалынске, куда был командирован специально для укрепления вновь основывающегося монастыря. После этого я уехал в Палестину и прожил в Иерусалиме вплоть до 1908 года. Возвратясь обратно из Иерусалима, я в России был во многих монастырях настоятелем и на других должностях. В 1919 году был посвящен в сан епископа и направлен в город Вятку, где и служил вплоть до 1923 года. В 1923 году был осужден органами ОГПУ, после чего систематически отбывал ссылку, как-то: с 1923-го по 1926 год отбывал ссылку в Нарымском крае, после чего получил минус шесть, и в 1928 году был вновь осужден в концлагерь сроком на три года; отбыв концлагерь, получил ссылку в область Коми Усть-Цильмского района, где и находился по день настоящего ареста, то есть 13 декабря 1932 года. Причину настоящего ареста ничем объяснить не могу, так как преступления за собой не чувствую. По своим религиозным убеждениям являюсь последователем Патриарха Тихона. Обновленчества и сергиевщины не признаю» . Больше владыку не допрашивали. На следствии он явил собой пример мужества, сохраняя мир души и неизменно радостное настроение. Он выбрал путь исповедничества, не ждал от безбожных властей пощады и готов был пройти уготованный ему крестный путь до конца. Его душу не расслабляла возможность грядущей свободы, жизни на воле. По всему было видно, что гонения с годами только усилятся, и потому, когда они и закончатся, то их конец увидят уже другие люди, пожиная плоды терпения и страданий своих предшественников – мучеников и исповедников, которым Господь судил встретить бурю гонений во всей ее грозной беспощадности.

http://fond.ru/kalendar/385/viktor/

«Торжественник» распадался на четыре части: 1 часть – О церковном священнослужении архиерейском – 141 глава. 2 часть – Месяцеслов архиерейский – 78 глав. 3 часть – Св. Четыредесятница – 70 глав. 4 часть – Общая и томы 5–6 – 127 глав. Всего этот труд включал в себе 416 отдельных глав. Дальнейшая судьба этого ценного наследования была трагична. В 1935 году рукопись эта находилась у его знакомых на сверке при перепечатывании и случайно погибла в огне. Горю его не было предела, когда он узнал о судьбе своего шеститомного сочинения. Будучи у него в 1932 году, мы воспользовались кратким оглавлением его «Торжественника», который полностью списали себе. Таким образом, от такого громадного и уже вполне законченного ценного литургического исследования осталось нам только его оглавление. Надо глубоко верить, что среди нашего епископата или вообще специалистов, найдется литургист, уставщик, который возьмется если и не восстановить «Торжественник», то, во всяком случае, самостоятельно обработать его по своему усмотрению, разбивая и систематизируя этот литургический материал, который можно теперь располагать в библиотеках наших духовных учебных заведений. Здесь нам необходимо указать на исключительную черту архиереев, вышедших из Антониевой школы – это глубокое знание церковного устава и великолепное его применение в церковно-богослужебной практике. В подавляющем большинстве постриженники Антония (Храповицкого) проходили устав на практике. Конечно, к числу глубоких знатоков церковного устава и церковно-богослужебной практики как постриженники епископа Антония бесспорно принадлежал и Владыка Иувеналий, в совершенстве знавший церковный устав и поражавший своих современников исключительной памятью на церковные песнопения. В епископате за «пристрастие» к пышным службам носил прозвище «блистательный». Труды: Речь при наречении его во епископа Каширского 21 августа 1914 года. «Приб. к «ЦВ» 1914, 37, стр.1615. Литература: «Церк. Вед.» 1906, 18, стр.266. -«- 1906, 41, стр.442. -»- 1910, 44, стр.421.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

èpidlik T., Monasticisme : Oriental – since 1453, in The New Catholic Encyclopedia 9 (1967) 1043–48. èpidlik T., Orthodoxe ( Spiritualité ), DS 11 (1982) 972–1001. Добродетели Alfaro J., Adnotationes ad tractatum de virtutibus, Roma 1959. Bauernfeind Ο., ρετ, in Kittel 1 (1965) 1219–1228. Dupont J., Les Béatitudes, Bruges 1954. Grégoire de Nazianze, OCA 189 (1971) 57–74. Grinten F. van den, Die natürliche und übernatürliche Begründung des Tugendlebens bei Clemens von Alexandrien, Roma-Bonn 1948. Kalchreuter H., Die Mesotes bei und vor Aristoteles, Tübingen 1911. Konstantinou E.G., Die Tugendlehre Gregors von Nyssa im Verhältnis zu der Antik-Philosophischen und Jüdisch-Christlichen Tradition, Würzburg 1966. Michael (Konstantinides), архиеп., Вера, надежда, любовь, молитва (на греч. яз.), Афины? 1950. Michaelis G., Die Entwickelung s stuf en in Platos Tugendlehre, Barmen 1893. Michel A., Vertu, DThC 15,2 (1950) 2739–2799. Stelzenberger J., Die Beziehung der frühchristlichen Sittenlehre zur Ethik der Stoa, München 1932, cc. 307–354. Милосердие Armstrong А. H. – Markus R. A., Christian Faith and Greek Philosophy, London 1960, cc. 79–96. Barsotti D., La dottrina delVamore nei Padri délia Chiesa fino a Ireneo, Milano 1963. . Bliemel J., Agape im Frühchristentum. Eine ethisch-historische Untersuchung, Roma 1941. Colson J., Agapè, charité chez saint Ignace d’Antioche, Paris 1961. Cossu G. M., Il motivo formale délia carità in S. Basilio Magno, in Bollettino délia Badia greca di Grottaferrata 14 (1960) 3–30. Farges J. – Viller M., La charité chez les Pères, DS 2 (1953) 523–569. Frazier W. B., The Pre-eminence of Divine Mercy according to the Greek Fathers, Roma 1959. Hausherr I., Philautie, OCA 137 (1952). Horn G., L’amour divin. Note sur le mot < Kabiersch J., Untersuchungen zum Begriff der Philanthropia bei dem Kaiser Julian, Wiesbaden 1960. Kirchmeyer J., Grecque (Église), DS 6 (1967) 857 слл. Laurent Μ. Μ., Réalisme et richesse de Г amour chrétien. Essai sur Eros et Agapè, in Studia Regina Mundi 1 (1961).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

A. Jülicher, W. Bauer. Tüb., 19113. 2 Bde; Tholuck A. Die Bergrede Christi. Gotha, 18725; Виноградов Н. И. Нагорная проповедь Спасителя. М., 1892–1894. Вып. 1–5; Weiss J. Die Predigt Jesu vom Reiche Gottes. Gött., 1892, 19643; Wernle P. Die synoptische Frage. Freiburg i. Br., 1899; idem. Renaissance und Reformation sechs Vorträge. Tüb., 1912; Heinrici C. G. Die Bergpredigt (Matth. 5–7; Luk. 6. 20–49) quellenkritisch und begriffsgeschichtlich untersucht. Lpz., 1900; Schweitzer A. Das Messianitäts- und Leidensgeheimnis: Eine Skizze des Lebens Jesu. Tüb., 1901, 19563; idem. Von Reimarus zu Wrede: Eine Geschichte der Leben-Jesu-Forschung. Tüb., 1906, 19132; Буткевич Т. И., прот. Нагорная проповедь...: По поводу лжеучения гр. Л. Н. Толстого. Х., 1893. Ч. 1; Бородин П. М. Нагорная проповедь Господа нашего Иисуса Христа. М., 1889; Stanton V. H. The Gospels as Historical Documents. Camb., 1903–1920. 3 vol.; Herrmann W. Die sittlichen Weisungen Jesu. Gött., 1904, 19223; Wellhausen J. Einleitung in die drei ersten Evangelien. B., 1905, 19112; Luther M. Wochenpredigten über Mt 5–7 (1530/32)// Idem. WA. 1906. Bd. 32. S. 299–544; idem. Vorreden zur Heiligen Schrift. Münch., 1934; Трубецкой С. Н. Учение о Логосе в его истории. М., 1906; Harnack A., von. Sprüche und Reden Jesu: Die zweite Quelle des Matthäus und Lukas. Lpz., 1907; idem. Das Wesen des Christentums. Stuttg., 1950 (рус. пер.: Гарнак А. Сущность христианства. СПб., 1906. М., 2010); Windisch H. Der Sinn der Bergpredigt: Ein Beitrag zum Geschichtlichen Verständnis der Evangelien und zum Problm der richtigem Exegese. Lpz., 1929, 19372; Beyer H. W. Der Christ und die Bergpredigt nach Luthers Deutung//Luther Jb. 1932. Bd. 14. S. 33–60; Thurneysen E. Die Bergpredigt. Münch., 1936; idem. Zur Deutung der Bergpredigt//Die Zeichen der Zeit. B., 1950. Bd. 4. S. 409–413; Schmitz O. Thurneysens christologische Deutung der Bergpredigt//Jb. der Theol. Schule Bethel. 1938. Bd. 9. S. 17–36; Weber H. Die Bergpredigt: Bibelstunden über Beruf und Berufung.

http://pravenc.ru/text/2564590.html

«Св. Иоанн Златоуст страдалец и друг страждущих». Москва, 1914. «Пещное действо».«Душеп.Чт.» 1912. «Сборник проповедей». Литература: «Церк.Ведом.» 1901, 25, стр.234. -»- 1904, 24, стр.267. -«- 1905, I, стр.1. -»- 1906, 26, стр.335. -«- 1910, 24, стр.262. -»- 1913, 23, стр.327. -«- 1913, 42, стр.494. -»- 1914, 32, стр.376. -«- 1915, 10, стр.76. -»- 1916, 25, стр.257. -«- стр.84. “Приб. к «ЦВ» 1901, 27, стр.953–956. -»- 1912, 48–49, стр.1964. «ЖМП” 1932, 7–8, стр.8. 1954, 10, стр.24–25. «Русск.Паломн.» 1914, 35, стр.566. 1915, 22, стр.352. «Мисс.Календ.» 1907/1908., стр.139. «Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 год», стр.372–373. «Красный Архив», т.26, стр.121. Дмитриев Д.С. «Преосв.Трифон Дмитровский, вик.Московский». (Наречение его во епископа, хиротония, краткая биография и речи). Москва, 1902. Булгаков, стр.1405. БЭС m.II, стб.2178. ФПС I, 6, стр.1. ФПС III, стр.6. ФАМ I, 259, стр.20. Заметки и дополнения Е.М. Er ist in Moskau geboren. Seine Vorfahren stammten aus Georgien; sein Ururgroßvater Boris kam unter Peter I. nach Rubland. Seine Mutter, Varvara A. Naryškina, war die Nichte des Dekabristen Michail M. Naryškin. Als sie den von einer schweren Krankheit gesundgewordenen Jungen Boris zum Starec Amvrosij (Grenkov, + 1891) in die Optina Pustyn‘ brachte, sagte dieser zum Volk: «Macht Platz dem Hierarchen»; das Volk staunte, daß anstelle eines Bischofs die Mutter mit dem Knaben kam. Nach vorzeitigem Abschluß des Gymnasiums studierte er zunächst an der Historisch-Philologischen Fakultät der Moskauer Universität. 1887 wurde er poslušnik beim Starec Amvrosij in der Optina Pustyn‘. Als junger Mönchspriester wurde er Lehrer und Aufseher in der Osetinskaja Geistlichen Schule in Vladikavkaz (heute Ordonikidze). Im Oktober 1890 kehrte er in die Optina Pustyn‘ zurück. 1891 starb sein Vater. Als Student der GA übernahm er den schwierigen Posten des Gefängnisseelsorgers in Sergiev Posad (heute Zagorsk). Dafür erhielt er von M Sergij (Ljapidevskij + 1898) das goldene Brustkreuz.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иларион (Огиенко) Иларион (Огиенко), митр. Холмский и Люблинский. Дата рождения неизвестна. С 1932 по 1939 гг. был профессором Варшавского факультета по кафедре славяноведения. В 1940–1941 гг. хиротонисан во епископа Холмского и Люблинского. Друг архиепископа Поликарпа (Сикорского). В 1943 году возведён в сан митрополита неизвестно кем. Принадлежал к поликарповской ориентации, но в то же время стремился создать и свою особую группировку. Дальнейших сведений о нём не имеем. Литература ФАМ Ivan Ogienko wurde am 02.01.1882 im D Brusilov bei Kiev als ukrainischer Bauernsohn geboren. Er verwaiste früh. 1892 kam er in die Volksschule seines Dorfes, später trat er in die Feldscherschule in Kiev ein, weil dort die Ausbildung kostenlos war. 1900 Feldscherdienst im Militärhospital. 1903 holte er das Abitur nach. Nach der 6 jährigen Dienstzeit begann er in Kiev das Studium der Medizin, dann der Philosophie. Er publizierte in allen ukrainischen Zeitungen. Als Separatist konnte er nicht die Dozentenlaufbahn beginnen, so wurde er Lehrer an der Handelsschule. Hier wurde er Freund des Vasyl’ Lypkivsfkyj. 1915 Privatdozent für Literatur an der Kiever Universität. 1918 wurde er ukrainischer Erziehungsminister, 1919 Minister für nationale Angelegenheiten in der unabhängigen ukrainischen Regierung. 1920 ging er nach Polen, wo er in L’vov und später an der theologischen Fakultät in Warschau lehrte. 9–11.10.1940 empfing er die Mönchsweihe, die Weihe zum Diakon und Priester und Erhebung zum Archimandriten durch M Dionysij in Warschau. Am 20.10.1940 Weihe zum В von Cholm und Podlasie durch EB Savvatij von Prag und В Timofej in Cholm. Danach sofort Erhebung zum EB. Er gehörte zur «Autokephalen Orthodoxen Kirche im Generalgouvernement». Auf der Synode im November 1941 wurde er zum M von Kiev vorgeschlagen. Am 16.03.1944 zum Metropoliten erhoben. Im Juli 1944 Flucht von Cholm, 1947 kam er nach Kanada. Um die in Amerika zerstrittenen Ukrainer zu einen, gründete er zusammen mit В Bogdan (Špil’ka) und В Orest die «Ukrainisch- Karpathorussische Metropolie von Nord- und Südamerika» und wurde am 13.03.1949 in New York als ihr Leiter inthronisiert.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Theodor Zahn’a († 1933, III, 15), тоже обильный всякими экскурсами. Строго филологическое изъяснение дается у † Bishop С. J.Ellicott’a (St. Paul " s Epistle to the Galatians with a Critical and Grammatical Commentary, and aRevised Translation, 1-е изд. London 1854, 4-e – 1867, 5-e – 1889; но cp. нечто подобное в книге «Труды митрополита Московского и Коломенского Филарета по переложению Нового Завета на русский язык» (Спб. 1893), стр. 193–198, также у † проф. А. А. Некрасова , Чтение греческого текста Деяний и Посланий Апостольских, Казань 1892. Экзегетическое обобщение всех других работ имеется в комментариях О. Zocklera (в «Kurzgefasster Kommentar» III, 2-е изд. Munchen 1894), Prof. Fr. Sieffert’a (в серии H. R. W. Meyer’a, Abth. VII, 9e изд. Gottingen 1899), Prof. R. A. Lipsius " a (в «Hand-Commentar zum Neuen Testament» II, 2, 2-е изд. Freiburg i. B. 1892), † Rud. Cornely S. J. (в «Cursus Scripturae Sacrae», Parisiis 1892), † Prof. Ernest De Witt Burton a (в «International Critical Commentary», Edinburgh 1921), Prof. Hans Lietzmann’a, An die Galater (b«Handbuch zum Neuen Testament» herausg. v. H. Lietzmann, Bd. X, 3 Aufl. Tubingen 1932);здесь имеются и подробные библиографические указатели. См. также Priv.-Doz. Alfons Steinmann: Die Abfassungszeit des Galatsrbriefes, Munster i. W. 1906; Die Lesekreis des Galaterbriefes: ein Beitrag zur urchristlichen Missionsgeschichte в Neutestamentliche Hbhandlungen herausg. von Prof. Dr. M. Meinertz, Bd. I, Heft 3–4, Munster i. W. 1908); Schlusswort zur Galaterfrage в «Theologische Quartalschrift» 1912, IV, S. 511–525. Сжатое обозрение всех вопросов предлагается в соответствующих статьях библейских«Словарей» и «Энциклопедий» – Smith (G. Salmon), Cheyne and Black (W. J. Woodhouse и P. W. Schmiedel), Hastings (W. M. Ramsay и Marcus Dods), Wetzer und Welte по новому изданию под редакцией Franz Kaulen’a (тома VII, VIII и IX: Fr. Kaulen, Neher и J. Felten), F. Vigouroux (t. III, Paris. 1903, p. 60–61, 61–77, 77–80: E. Beurlier и E.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Waechter A. Der Verfall des Griechentums in Kleinasien im XIVten Jahrhundert. Leipzig, 1903. Ware T. The Orthodox Church. London, 1963. Weigand T. Der Latmos. Berlin, 1913. Wittek P. The Rise of the Ottoman Empire. London, 1938. XenopolA. D. Histoire des Roumains de la DacieTrajane. 2 vols. Paris, 1896. Zakythinos D. A. L e Despotat Grec de Moree. 2 vols. Paris, 1932— 1953. Zernov N. Eastern Christendom. London, 1961. Ziegler A. Isidore de Kiev, apotre de l " Union Florentine//Irenikon. XIII. Chevetogne, 1936. Zoras G. Περ την " Αλωσιν της Κωνσταντινουπλεως. Athens, 1959. Книга II 1. Собрания источников Acta et Scripta Theologorum Wirtembergensium et Patriarchae Constantinopolitani, D. Hieremiae. Wittenberg, 1584. Also reproduced in Gedeori of Cyprus, Κριτς της Αληθεας. 2 vols. Leipzig, 1759. Aymon J. Monuments authentiques de la religion des Grecs et de la faussete de plusieurs confessions de foi des Chretiens. The Hague, 1708. Beldiceanu N. Les Actes des premiers Sultans. ParisThe Hague, 1960. Bent J. T. E arly Voyages and Travel in the Levant. Hakluyt Society, series I. LXXXVII. London, 1893. Calendar of Treasury Books. Vols. XVIIIXXII. London, 1936–1950. Calendar of Treasury Papers (ed. J. Redington), 6 vols. London, 1868–1889. Carayon A. Relations inedits des missions de la Societe de Jesus a Constantinople. Paris, 1864. Collection of State Charters and Treaties (in Russian; ed. A. Malinovsky). 4 vols. Moscow, 1813–1828. Colomesius P. Clarorum Virorum Epistolae Singulares. Hamburg, 1687. Corpus Reformatorum. IXII. Melancthonis Epistolae, Praefationes Consilia, etc. (ed. C. G. Bretschneider). Halle, 1834. Corpus Scriptorum Historiae Byzantinorum (C. S. H. B.). Bonn, 1828–1897. De Hurmuzaki E. Documente Privatore la Istoria Romдnilor. 13 vols, in 22. Bucarest, 1876–1909. (Vol. XII, ed. N. Jorga. Vol. XIII, ed. A. PapadopoulosKerameus.). Delikanis C. Τ ν τοις Κδιξι το Πατριαρχικο ρχειοφυλακεου σωζμενα πσημα κκλησιαστικ γγραφα τ φορντα εις τς Σχσεις Οικουμενικο Πατριαρχεου προς τς Εκκλησας Αλεξανδρεας, Αντιοχεας, Ιεροσολμων και Κπρου (Πατριαρχικ " Εγγραφα). 3 vols. Constantinople 1904.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Доктор церковной истории (1896), с 4 декабря 1893 член-корреспондент Академии Наук. См.: Храпов А. В. Болотов В. В. //Православная энциклопедия. Т. V. М. С. 663–668. 58, 59, 162, 304, 397 Болтов С. – протоиерей Святодуховской Большеохтинской церкви. 217 Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич; (28 июня 1873 – 14 июля 1955). Советский государственный и партийный деятель, историк, этнограф и литератор. Учился в Константиновском межевом институте, из которого был исключен в 1889 за участие в студенческом движении, поступил в Курское землемерное училище. С 1892 участвовал в революционном движении. В 1896 эмигрировал в Швейцарию, учился на факультете естественных наук Цюрихского университета. В эмиграции начал изучать религиозно-общественные движения в России, установил связи с толстовцами, в 1899 сопровождал в Канаду группу духоборов. В начале 1905 вернулся в Россию. Работал в редакциях различных газет. Участвовал как эксперт в процессе Бейлиса. Исследовал русское сектантство. В 1917–1920 – управляющий делами Совета Народных Комиссаров. Участвовал в Комиссии по подготовке декрета Совнаркома от 4 января 1919 «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям», входил в созданную при Народном комиссариате земледелия Комиссию по заселению совхозов, свободных земель и бывших имений сектантами и старообрядцами. В 1922–1923 – член Комиссии по изданию собрания сочинений Л. Н. Толстого. В 1928–1932 руководил Ученым советом Государственного музея Л. Н. Толстого, с 1935 – директор музея. В 1933–1939 возглавлял Государственный литературный музей в Москве. С 1936 – консультант Ленинградского музея истории религии Академии Наук СССР. В 1941–1945 занимался литературной и лекционной работой в Казани и Москве. В 1946–1947 руководил Музеем истории религии в Москве. С 1947 – директор Музея истории религии и атеизма в Ленинграде. Ему принадлежит много работ по истории религии и атеизма. Автор многих работ по истории религии и атеизма. По его инициативе Президиум Академии Наук СССР в 1954 вынес постановление об участии учреждений Академии Наук в научных исследованиях в области религии и атеизма, при Президиуме Академии Наук была создана Координационная комиссия по научно-атеистической пропаганде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010