По окончании полного курса наук в Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия в службу вступил помощником смотрителя Ефремовского духовного училища 1887 г. 4 февраля. Указом Правительствующего Сената от 16 января 1892 г. за 9 утвержден в чине коллежского асессора со старшинством со дня определения на должность, т.е. с 04.02.1887. Указом Святейшего Синода от 7 января 1893 г. за 43 определен на должность смотрителя Мещовского духовного училища 1893 г. 7 января. Указом Правительствующего Сената от 14 января 1893 г. за произведен в чин надворного советника со старшинством с 04.02.1891. Указом, в 6-й день мая 1895 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Станислава 3-й степени. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 7 февраля 1897 г. за 11 произведен в чин коллежского советника со старшинством с 04.02.1895. Указом, в 6-й день мая 1898 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Анны 3-й степени. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 29 января 1900 г. за 6 произведен в чин статского советника со старшинством с 04.02.1899. Состоит председателем комиссий: по испытанию на звание учителя церковноприходской школы и по испытанию лиц, ищущих звания псаломщика. Указом, в 6-й день мая 1904 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Станислава 2-й степени. Указом, в 6-й день мая 1907 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Анны 2-й степени. По резолюции его преосвященства преосвященнейшего Вениамина от 20 мая 1907 г. был командирован в качестве экзаменатора по Закону Божию в городское трехклассное училище. Избран и утвержден членом отделения епархиального училищного совета по делам церковноприходских школ 12 марта 1908 г. По резолюции его преосвященства преосвященнейшего Вениамина от 13 апреля и 15 мая 1908 г. за 6002 и 6719 был командирован в качестве экзаменатора по Закону Божию в городское трехклассное училище и женскую прогимназию. Также по резолюциям его преосвященства преосвященнейшего Вениамина был экзаменатором по Закону Божию в городском трехклассном училище и женской прогимназии 11 и 20 мая 1909 г. Также по резолюциям его преосвященства преосвященнейшего Вениамина был экзаменатором в тех же учебных заведениях Министерства народного просвещения 10 и 15 мая 1910 г. 12 и 25 мая 1911 г. и 10 и 20 мая 1912 г. был экзаменатором в тех же учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Пятилетнее пребывание на службе в Новороссийском университете представляет время энергичной ученой деятельности почившего. К этому именно времени, кроме целого ряда других весьма ценных ученых работ, относится издание им славянского «Номоканона при Большом Требнике» с греческим подлинником, открытым Алексеем Степановичем в Одессе и дотоле остававшимся неизвестным ученому миру. Это издание, впервые пролившее свет на историческое происхождение названного памятника, доставило имени А.С. Павлова почетную известность не в одной только отечественной, по и в западно-европейской канонической науке, которой не остался неизвестным «der von Pawloff herausgegebene Nomokanon». Оно же доставило Ал. Ст-чу (в 1873 г.) и высшую ученую степень доктора прав. В Новороссийском университете Ал. Ст. прослужил до июня 1875 г., когда последовал его переход на ту же кафедру церковного права в Московский университет. где он и состоял до конца своей жизни, с 1884 г. в звании заслуженного профессора. При вступлении на кафедру Московского университета Ал. Ст., как видно из вышесказанного, обладал уже прочною и почетною ученою репутацией, возвышению которой еще более содействовал длинный ряд новых ученых трудов, доставивших ему имя авторитетнейшего канониста и «одного из лучших знатоков канонического права в современной Европе» (слова проф. В. О. Ключевского в Прибавл. —338— к тв. св. оо., ч. 42, стр. 389). Обширная и плодотворная ученая деятельность Ап. Ст-ча доставила ему звание члена-корреспондента Имп. Академии Наук и почетного или действительного члена различных ученых обществ (Московского археологического, Юридического, Общества любителей российской словесности при Моск. университете, Общества Истории и Древностей российских, Общества любителей дух. просвещения, Историч. общества Нестора летописца при университете св. Владимира, константинопольского – λληνικς φιλολογικς Σλλογος, и др.), в которых он отнюдь не был лишь номинальным участником. В 1891 г. за свои многочисленные заслуги отечественной церковной науке Ал. Ст. был избран в почетные члены Казанской Духовной Академии, а в 1893 г. и Московская Духовная Академия приняла его в число своих почетных членов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

639 Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918) – русских теоретик и пропагандист марксизма, создатель первой русской марксистской организации «Освобождение труда». Г.В.Плеханов в указанное время полагал возможным и необходимым сплочение всех оппозиционных сил для борьбы с абсолютизмом. В.И.Ленин настаивал на особой позиции революционеров, которые обязаны использовать либералов в борьбе с самодержавием, но не объединяться с ними. 640 Бернштейн Эдуард (1850–1932) – один из лидеров немецкой социал-демократии. В статье «Проблемы социализма» (1894–1896) и книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии» (1899 г., русск. перевод 1901 г.) выступил с ревизией учения К.Маркса (теории обнищания пролетариата, социалистической революции и др.) настаивал на «демократизации капитала» и убеждал в необходимости парламентского пути реформ, отвергая «конечную цель» – диктатуру пролетариата во имя «движения» к социально-ориентированному обществу. Эти идеи несколько ранее были высказаны также П.Б.Струве, о чем он писал в статье 1901 г. «Против ортодоксальной нетерпимости. Pro domo sua». См.: Струве П.Б. На разные темы. 1893–1901. Сборник статей. СПб., 1902. 641 «Манифест РСДРП», написанный П.Б.Струве, был принят на I съезде РСДРП, состоявшемся в Минске в 1898 г. 1–3 (13–15) марта. 642 «Жизнь» – литературный, научный и политический журнал, выходивший в Петербурге в 1897–1901 гг. С 1898 г. приобретает марксистскую ориентацию. Выход журнала был прекращен в апреле 1901 г. решением комитета министров, и издание было перенесено за границу, в Лондон, где вышло шесть номеров. Редактором журнала с 1898 г. был В.П.Поссе. С.Л.Франк имеет в виду следующие статьи П.Б.Струве: «Основная антиномия теории трудовой ценности» (1900, 2, С.281–297), «К критике некоторых основных проблем и положений политической экономии» (1900. 3. С.361–393), «К критике основных проблем и положений политической экономии» (1900. 6. С.249–272). Далее С.Л.Франк называет главный научный труд П.Б.Струве, это – «Хозяйство и цена. Критическое исследование по теории и истории хозяйственной жизни» (СПб., М., 1913–1916. Ч.1–2. Ч.1: Хозяйство и общество. Цена – ценность. 1913; Ч.2: Критика некоторых проблем положений экономии. 1916. Вып.1). По первой части этой работы П.Б.Струве защитил магистерскую диссертацию в Московском университете 10 ноября 1913 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Гедиодор. Пер. под ред. Егунода (1932). Ахилл Татий. Пер. под ред. Богаевского (1925). Лонг. Пер. Кондратьева (1935), Мережковского (1895). Римская литература Дератани Н. Хрестоматия по античной литературе. Т. II, изд. 3-е, 1937. Кондратьев С. Римская литература в избранных переводах. 1939. Плавт. Пер. всех комедий – Артюшкова, т. 1 – 3 (1933 – 1936); «Кубышка» – пер. Петровского («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1888 12), Фета («Горшок», 1891);, «Пленники» – Кронеберга («Библиотека для чтения», 1849 11); «Куркулион» – Петровского и Шервинского (1924); «Эпидик» – Петровского («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1884 10); «Менехмы» – Холодняка («Путаница» – «Журн. Мня. Нар. Просв.», 1887 8); «Хвастливый воин» – Шестакова («Пропилеи», т. 3. 1853), Холодняка («Пустозвон» – «Журн. Мин. Нар. Просв.», 1894 9). Теренций. Пер. всех комедий – Артюшкова (1935). «Формион» – пер. Сиротинина («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1900 4, 5:6). Катон. Пер. под ред. Бурского (1937). Цицерон. «Полное собрание речей», т. 1, 1901. «Речи против Катилияы» – Гвоздева (в кн.: «Заговор Катилины». 1935). Цезарь. Пер. Клеванова (2-ое изд., 1869). «Записки о галльской войне» – пер. Воскресенского (1880 – 1885), Рудакова (1894). Салдюстий. Пер. Клеванова (3-е изд., 1874), Рудакова (1892 – 1894), Гольденвейзера (1916). «Заговор Катилины» – Гвоздева (в кн.: «Заговор Катилины», 1935). Корнелий Непот. Пер. Тимошенко (1883), Белицкого (1886). Лукреций. Пер. Рачинского Катулл. Пер. Фета (1886). «Книга лирики» – изд. Academia (1929). Август. «Деяния» – пер. в сб. «Римская империя» (1900). Вергилий. «Буколики» и «Георгики» – пер. Шервинского («Сельские поэмы», 1933); «Энеида» – Шершеневича (1868), Фета (1888), Брюсова и Соловьева (1933). Гораций. Пер. Фета (2-е изд., 1898), разных авторов в изд. Academia (1936); «Оды» – Шатерникова (1935). Тибулл. Пер. Фета (2-ое изд., 1898), Краснова (1901). Проперций. Пер. Фета (2-ое изд., 1898). Овидий. «Героини» – пер. в изд. «Памятники мировой литературы» («Баллады-послания», 1913); «Ars ámatoria» – Алексеева (2-ое изд., 1914); «Метаморфозы» – Фета (1887), Шервинского (1936); «Тристан» – Фета (1893).

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

примеч. к гл. V, л. 4 – ссылка 731), инспекторе СПбДА с 1893 г. и с 1898 г. одновременно являвшимся директором С.-Петербургского археологического института. Согласно прошению освобожден от должности инспектора СПбДА в 1899 г. 897 Существовала давняя традиция принимать на учебу в русские духовно-учебные заведения православных иностранцев. С 1850-х гг. в русские академии и семинарии стали поступать греки, сирийцы, болгары, сербы, черногорцы. Определением Св. Синода от 11 марта и 5 апреля 1869 г. указывалось на необходимость снисходительного отношения к студентам-иностранцам, обучающимся в русских духовных школах: «Поставить в известность начальствам всех духовно-учебных заведений, чтобы они поступающим в эти заведения иностранцам оказывали возможное снисхождение как на приемных и выпускных экзаменах, так и во время прохождения наук, не стесняясь требованиями уставов сих заведений». Иностранные студенты принимались по ходатайствам архиереев Поместных Церквей (иногда высокопоставленных лиц) либо по личному прошению о допуске к приемным испытаниям, с представлением свидетельства об удовлетворительном окончании зарубежной православной духовной семинарии или училища с семинарским курсом (например, Халкинское богословское училище), либо университета, либо русской духовной семинарии. Из-за большого числа учащихся иностранцев в академиях (например, в КДА к 1897 г. их было 47 человек) и переполнения общежитий отказывали в приеме некоторым русским поступающим. Иногда поступающие иностранцы, по особому именному указу Св. Синода, освобождались от вступительных испытаний. К большинству из них, слабо подготовленным (результаты вступительных испытаний не превышали «3»), применялся указ о снисхождении; они плохо знали русский язык (за исключением окончивших русские семинарии), писали прошения об отсрочке подачи сочинений, переносе экзаменов, оставлении на второй год. 898 Летом 1898 г. по указам Св. Синода без вступительных испытаний в МДА были зачислены три грека: архимандриты Панарет (Дулигерис), Анфим (Лаппас) и иеродиакон Дионисий (Марангудакис) – и шесть славян: сербский уроженец Семен Саввич; болгарский уроженец Николай Ступаревич; сербы Бронислав Повольни (венгерский подданный), Томо Буркович, Лука Иокич; болгарский иеродиакон Мефодий (Макариев); а в сентябре – октябре 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

О. архимандрит Сергий, пользуясь днями своей болезни, не позволявшими ему никуда выходить или заниматься с учителем, исправил свое сочинение «О спасении» и посылает его в Россию для напечатания вторым изданием. 17/29 марта 1898. Вторник. Был в Иокохаме, чтобы разменять пришедший из Синода на содержание Миссии вексель и исправить другие дела. Вероятно, вследствие моей прошлогодней просьбы в письме к Владимиру Карловичу Саблеру, товарищу обер-прокурора, чтобы все суммы на содержание Миссии высылались золотом, теперь вместо 2250 долларов, каковою суммою высылались 3000 рублей из Синода, получено 316 фунтов стерлингов 11 шиллингов 2 пенни, каковая сумма сегодня, по размене, дала: 3100 ен 98 сен. Слава Богу! 18/30 марта 1898. Среда. Матфей Нива – усердно служивший когда-то катехизатором, потом сбившийся с пути, много, кажется, благодаря своей невозможно ссорливой жене, почему и бросивший ее, хотя от нее имеет сына, и женившийся по-язычески на другой, которая, впрочем, ныне уже христианка – пишет экстатически религиозное и покаянное письмо. Догадываются секретари, что собирается проситься опять на церковную службу. Но это нельзя. Впрочем, быть может, и не притворное благочестие. Яков Ивата, из Фукурои, пишет доброе письмо: были крещения, есть и новые слушатели. Дай Бог! Но Акилу Ивата, катехизатора в Иокохаме, сам Павел Сато находит ни к чему не годным, о чем сегодня и говорил: никогда ни малейшего успеха. 19/31 марта 1898. Четверг. Кандидат богословия Емильян Хигуци сколько ни готовит к печати свои лекции по толкованию Посланий к Коринфинам и к Галатам, не годятся для печати. Павел Накаи сегодня, как о. Савабе прежде, отозвался, что слог невозможный для печати, в иероглифах множество погрешностей; господин Емильян только что принес лекции после исправления их каким-то «бунсёока», по шесть сен за лист. Вернул я сегодня лекции Емильяна, сказав, что при всем моем сильном желании напечатать книгу, написанную настоящим японским языком, не переводным, не могу иметь сего утешения в его лекциях. Рассердился Емильян, не взял даже денег за исправление текста и переписку, – а что будешь делать? Зачем так беспечен и нерадив насчет своего детища?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

До 60 значится самостоятельных книг, статей и заметок. Крупнейшие из них –„ Арсений Суханов “, ч. I. (1891) и ч. II –вып. 1 (1893); „О библиотеке московских государей в XVI в. (1898 и 1899 г. 2 издания); „Юрий Крижанич в России (по новым документам)“ (1902). 17 вызвано к жизни секретарскими обязанностями г-на Белокурова в Обществе истории и древностей Российских (тут протоколы общества, списки членов и т.п.). 7 – отзывов о чужих трудах, в том числе один официального происхождения, – по поручению Учебного Комитета при Св. Синоде (о книге свящ. Н. Словцова „Книжные исправления свят. патриархов и разрешение вопроса о соборных клятвах“, представленной на соискание премии м. Макария). Наконец, автором составлено 5 указателей к „Чтениям Московского общества истории и древностей“ и к другим изданиям. „Чтения“ этого общества – преимущественное место печатания трудов автора, но первую свою работу („Чин избрания, наречения, благовестия, посвящения и шествия около го- года п. Никона “ и „Список с настольной грамоты патриарху московскому Никону“ – материалы) он поместил в „Христианском Чтении“ (1882, 7–8), где напечатал и следующие две работы. Вот потому, думается, читателям этого органа должно представлять особый интерес, какие успехи на ученом поприще сделал с тех пор г-н Белокуров, начавший печататься еще с первого курса московской дух. академии. Петербургская дух. академия принимала, так сказать, первое детище С. А. Белокурова , родная ему – Московская академия в 1891 г. дала ему ученую степень магистра богословия (за сочинение „ Арсений Суханов “, ч. I), старейшая же Киевская академия удостоила его высшей степени – доктора церковной истории. Интересна история его докторства. Напечатав в 1898 г. свое исследование „О библиотеке Московских государей в XVI ст.“, г-н Белокуров представил его в Московскую академию на соискание степени доктора церковной истории. Но совет академии, „в виду недостаточности богословского элемента в книге г. Белокурова“, 27 ноября 1898 г. его просьбу отклонил.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Мещерский - Александру III, г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 897. Л. 132 об. Мещерский В.П. Дневник, 19 января//Гражданин. 1893. 20 января. N 20. С. 3. Мещерский В.П. Дневник, 24 января//Гражданин. 1893. 25 января. N 25. С.3. Мещерский В.П. Дневник, 16 марта//Он же. Дневник за 1882 год. СПб., 1883. С. 91. В чём природа денег?//Гражданин. 1892. 17 ноября. N 318. С. 1-2. В чём природа денег?//Гражданин. 1892. 19 ноября. N 320. С. 1-2. В чём природа денег?//Гражданин. 1892. 17 ноября. N 318. С. 1. Мещерский В.П. Дневник, 10 октября//Гражданин. 1895. 11 октября. N 280. С. 3. Мещерский В.П. Дневник, 10 апреля//Гражданин. 1898. 12 апреля. N 28. С. 20. Ср.: Мещерский В.П. Дневник, 7 февраля//Гражданин. 1914. 9 февраля. N 6. С. 14. Заметим, что, по мнению народника-экономиста Н.Ф.Даниельсона, такое положение создалось именно с приходом в Россию капитализма, фабрично-заводской промышленности и товарно-денежных отношений, которые убили все кустарные промыслы, ранее обеспечивавшие практически круглогодичную занятость населения. Возникает скрытая безработица в деревне, так называемое " аграрное перенаселение " , и крестьянин меньше ест, поскольку " развитие торговли и капитализация идут за счёт уменьшающегося народного потребления хлеба " (Даниельсон Н.Ф. Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства//Народническая экономическая литература. С. 546-547). Мещерский В.П. Дневник, 10 апреля//Гражданин. 1898. 12 апреля. N 28. С. 20. Ср.: Мещерский В.П. Дневник, 10 июня//Гражданин. 1906. 11 июня. N 43. С. 7. Мещерский В.П. Дневник, 13 февраля//Гражданин. 1892. 14 февраля. N 45. С. 3. См.: Успенский Г.И. Власть земли//Собрание сочинений. Т. 5. С. 110-115. Ввести " общественные запашки - институт, существовавший ещё во времена крепостного права " предлагал в 1892 г. и такой известный идеолог народничества, как В.П.Воронцов (см.: Хорос В.Г. Народническая идеология и марксизм. М., 1972. С. 77). Мещерский В.П. Дневник, 11 октября//Гражданин. 1895. 12 октября. N 281. С. 3. Дневник Мещерского для Александра III " О состоянии сельскохозяйственного кризиса " , [втор. пол. 1880-х гг.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 116. Л. 47 об. Ср.: Мещерский В.П. Дневник, 30 июня//Гражданин. 1902. 4 июля. N 50. С. 3.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

2488 По некоторым актам можно заключать, что дела важные, церковные и государственные, не иначе вносимы были в летописи, как на основании официальных записей, хранившихся в правительственных архивах, и притом с дозволения правительства. Напр., Акт. Эксп. 1, стр. 354. 2498 Мы не приводим в данном случае всех доводов автора в защиту высказанного им положения, так как некоторые из них приведены выше. 2500 «Этот, можно сказать, единственный список нам случалось читать в библиотеке проф. Буслаева», говорит Д.Е. Кожанчиков. 2502 Проф. Субботин. О перстосложении для крестного знамения. Стр. 60–62. Проф. Добротворский «Каноническая книга Стоглав или неканоническая?». Правосл. Собес. 1863 г., т. II и III и др. 2503 Говорим, по-видимому, может быть, эти примеры, почерпнутые из общественной жизни, вызваны постановлениями других соборов напр., 1554 и 1555 и т.д. или местными распоряжениями различных русских архипастырей. 2504 Биографические сведения о нем см. в нашей статье, напечатанной в сентябрьской книжке «Богословского Вестника» за 1898 г., стр. 331–347. 2508 Schulte, Das katholische Kirchenrecht, 2 Bd; его же Lehrbuch des kathol. und evangel. Kirchenrechts. 2510 Hinschius, System des cathol. Kirchenrechts mit besonderer Rücksicht auf Dentschland, 5 Bd, 1869–1893. 2512 Vering, Lehrbuch des katholischen, orientalischen und protestantischen Kirchenrechts, 3-e Anfl, 1893. 2516 В 1898 г. вышла новая переработка этого курса – в одном томе, под заглавием: Учебник церковного права. В настоящее время проф. Суворов занимает кафедру церковного права в Московском университете. 2518 См. об этом Р. Sträunlich «Der neueste Teufelschwindel in der römischkatholischen Kirche». Leipzig. 1897. 2532 Prof. Bunkofer. «Mein Austritt aus der römischen Kirche. Wertheim» а M 1897, и его же «Mosaikbilder aus der vatikanischen Dunkelkammer». Начало интересного по этому поводу находится и в сочинение графа Hoensbroech’a «Der Ultramontanismus» Berlin, 1897. 2533 «Ex cathedra Ernste christliche Gedanken über Roms Unrecht auf dem Lehrstuhl» Wertheim a M. 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«И Слово стало плотью и обитало с нами» — Евангелие от Иоанна, I, 14. 255 Фабр-Люс Альфред (р. 1899) — французский коллаборационист, автор «Дневников Франции» (март 1939 — июль 1940), где прославлял победы гитлеровской армии. Кентон Рене (1867—1925) — французский физиолог, автор сочинения «Морская вода — органическая среда» (1904).     У ФРАНЦУЗСКОЙ НАЦИИ ЕСТЬ ДУША   Впервые опубликовано 20 сентября 1944 г. в первом после освобождения Франции номере еженедельника «Летр франсез». На русском языке печатается впервые.   256 Издательство «Минюи» — подпольное издательство, одним из создателей которого был критик и писатель Пьер де Лескюр (1891— 1963); было организовано в 1942 г. Морган Клод ( наст. фам. Леконт, р. 1898) — французский журналист и писатель, активный участник движения Сопротивления. 20 номеров «Летр Франсез» появились в 1942—1944 гг. в период оккупации Франции. Анрио Филипп (1889—1944) — государственный секретарь Виши по пропаганде. Был казнен бойцами французского Сопротивления 28 июня 1944 г. Дриё ла Рошель Пьер (1893—1945) — французский писатель и поэт, возглавлявший в годы гитлеровской оккупации журнал «Нувель ревю Франсез»; примкнул к коллаборационистам. Покончил с собой 15 марта 1945 г. Прудон Пьер Жозеф (1809—1865) — французский мелкобуржуазный экономист и социолог. ...в сентябре 1939 года она... поднялась на защиту Польши... — с 1 по 17 сентября 1939 г. гитлеровская Германия оккупировала Польшу; 3 сентября Франция и Англия объявили войну Германии, но практической помощи своему польскому союзнику они не оказали. Дарнан Жозеф (1897—1945) — французский политический деятель, возглавлявший в 1942—1944 гг. петеновскую полицию; с февраля 1944 г. был секретарем министерства внутренних дел Виши. Расстрелян в 1945 г. Дорио Жак (1898—1945) — ренегат ФКП (с 1934 г.), убежденный сторонник фашизма (с конца 1936 г.), коллаборационист. Обстрелянный самолетом союзников, погиб в своем автомобиле на одной из немецких дорог. 260 Фай Бернар (1893—1979) — французский критик, литературовед, автор книги «Панорама современной французской литературы» (1926).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010