духовенства в отношении к народному образованию в начале прошлого царствования//Странник. 1888. Авг. С. 551-582; он же. Деятельность рус. духовенства в отношении к народному образованию в царствование имп. Александра II. Каз., 1891; Чистович И. А. СПбДА за последние 30 лет (1858-1888 гг.). СПб., 1889; он же. История перевода Библии на рус. язык. СПб., 18992; [Гаврилов А. В.] Алфавитный указ. к Собранию мнений и отзывов Филарета, митр. Московского и Коломенского, по учебным и церк.-гос. вопросам. СПб., 1891. Ч. 1. С. 126-128; Высокопреосв. митр. Исидор//ПрибЦВед. 1892. 37. С. 1268-1281; 38. С. 1307-1310, 1323-1325; 39. С. 1357-1359; Высокопреосв. Исидор, митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский: [Некр., мнения печати, послужной список и др.]//ЦВ. 1892. 38. С. 593-601; Высокопреосв. митр. Исидор//ХЧ. 1892. 11/12. С. 473-521; Толстой М. В. Хранилище моей памяти: Исидор, митр.//ДЧ. 1892. Окт. С. 401-404; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. К восп. о митрополитах: С.-Петербургском Исидоре и Московском Филарете//ДЧ. 1893. Ч. 1. 3. С. 470-472; Корсунский И. Н. Высокопреосв. Исидор, митр. Новгородский и С.-Петербургский: [Некр.]. М., 1893; он же. Участие митрополитов Филарета Московского и Исидора Новгородского в деле редакции рус. перевода Свящ. Писания//ДЧ. 1893. Ч. 3. 12. С. 516-523; [Лебедев А. С., прот.] Памяти в Бозе почившего высокопреосв. митр. Исидора//ХЧ. 1893. Ч. 1. 5/6. С. 518-525; Памяти высокопреосв. митр. Исидора//ЦВ. 1893. 39. С. 613-614; 41. С. 644-645; Каргопольцов И. Н. Высокопреосв. Исидор, митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский//Альбом в Бозе почивших иерархов Российской Церкви. СПб., 1894 2. Вып. 1; Семёнов М. О. А. Н. Муравьев в последние годы своей жизни//РА. 1895. Кн. 2. 6. С. 139-178; Церк. вопросы в России. Браила, 1896. С. 20-21, 45, 48, 64, 85, 199; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до наст. времени. Новгород, 1897; Памяти высокопреосв. митр. Исидора//Орловские ЕВ. 1899. 41. С. 1657-1661; 42-43.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ПО КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ» офиц. журнал, издававшийся в 1867-1918 гг. при КазДА. После авг. 1917 г. печатался с подзаголовком «Издание духовенства и православных мирян». В 1867-1903 и 1918 гг. выходил 2 раза в месяц, в 1904-1917 гг.- 4 раза в месяц (в 1917 вышло 39 номеров). Издание прервалось в сер. 1918 г., последний номер 11/12) вышел 22 июня. В 1867-1890 гг. «И. по К. е.» имели общую редакцию с академическим ж. «Православный собеседник» , обязательным к выписке всеми приходами Казанской епархии (в 1867-1872 выходили как отдельное прибавление к нему). Редакторами в этот период были ректоры КазДА: архим. Иннокентий (Новгородов) (1867-1868), архим. Никанор (Бровкович ; впосл. архиепископ Херсонский) (1868-1871), прот. Александр Владимирский (1871-1890). В 1891-1895 гг. редактором «И. по К. е.» был прот. Евфимий Малов , с нояб. 1892 г. он редактировал только неофиц. отдел, а официальный подписывали секретари консистории Н. М. Кутепов (1892-1893) и Н. П. Бернадский (1893-1895). В 1896-1903 гг. редакция вновь объединялась с редакцией «Православного собеседника», разделения на офиц. и неофиц. отделы до 1903 г. не было. В 1903 г. в оглавление неофиц. части каждого номера и в годовой указатель содержания журнала были внесены не только статьи, напечатанные в «И. по К. е.», но и статьи соответствующих выпусков «Православного собеседника». В эти и последующие годы редакторами были П. В. Знаменский (1896), С. А. Терновский (1897-1902, 1904-1905), В. И. Протопопов (1903-1904), И. М. Покровский (1905-1907), свящ. Николай Писарев (1908-1911), И. Ф. Григорьев (1912-1915) и свящ. Александр Лебедев (1916-1918). На протяжении всех лет издания в «И. по К. е.» печатались офиц. материалы: высочайшие манифесты, повеления и телеграммы; указы, определения и послания Святейшего Синода; распоряжения епархиального начальства и духовной консистории; «епархиальная хроника» (архиерейские служения и поездки, постройка и освящение храмов, назначения и перемещения представителей духовенства и др.); расписания проповедей, списки «праздных мест», списки крещеных иноверцев и присоединенных к Православию; «духовно-учебные известия» (разрядные списки, объявления, программы КазДА, КазДС и духовных уч-щ, епархиального жен. уч-ща); обращения Гурия Казанского святого братства , Палестинского православного общества и т. п.

http://pravenc.ru/text/293856.html

Активные почитатели И. К. (протопр. А. А. Дернов и др. заслуженные столичные протоиереи, представители аристократии и чиновничества) решили основать Общество для защиты о. Иоанна от клеветы. Был разработан устав об-ва, получено согласие И. К., но митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) не благословил начинание. Лишь в 1909 г., после Высочайшего повеления увековечить память И. К., об-во было официально учреждено под председательством протопр. Дернова. Общество издавало ж. «Кронштадтский пастырь» , оказывало духовную и материальную помощь нуждающимся, открыло странноприимный дом для паломников, приют для девочек-сирот, б-ку и др. Служение И. К. было отмечено мн. церковными и гос. наградами. Указом духовной консистории от 16 марта 1860 г. он был награжден набедренником; 21 апр. 1861 г.- бархатной фиолетовой скуфьей; 26 марта 1866 г.- бархатной фиолетовой камилавкой («за отлично-усердную службу при Кронштадтской гимназии в качестве законоучителя»). 23 окт. 1869 г. И. К. было получено благословение Святейшего Синода «за усердную службу и ревностное исполнение обязанностей». 19 апр. 1870 г. И. К. удостоился золотого наперсного креста от Святейшего Синода. 26 апр. 1875 г. он был возведен в сан протоиерея. В 1881 г. по благословению столичного митрополита И. К. было дозволено принять и носить подаренный прихожанами крест с драгоценными украшениями. В годы царствования имп. Николая II он был удостоен палицы (1895), митры (1899), 2 благодарностей Синода. Светские власти также многократно отмечали служение И. К. 26 авг. 1856 г. он получил бронзовый наперсный крест и «светлобронзовую медаль» на андреевской ленте в память о войне 1853-1856 гг.; 15 апр. 1878 г. («за отлично-усердную службу при Кронштадтской гимназии») был награжден орденом св. Анны 3-й степени, а 15 мая 1883 г.- орденом св. Анны 2-й степени. В 1887 г. И. К. стал кавалером ордена св. Владимира 4-й, а в 1891 г.- 3-й степени. В связи с коронацией имп. Николая II в 1896 г. И. К. получил орден св. Анны 1-й степени. Утверждения некоторых биографов о награждении И. К. орденом св. Александра Невского не находят документального подтверждения. Служение и деятельность И. К. были отмечены также знаками Имп. Российского об-ва спасания на водах (серебряным в 1891 и золотым в 1893), Имп. Православного Палестинского об-ва (1893), Об-ва восстановления Православия на Кавказе (знаком св. Нины 3-й степени в 1891 и 2-й степени в 1893), Холмского правосл. братства (золотым знаком 1-й степени). Кроме того, И. К. имел дипломы почетного члена мн. благотворительных об-в России.

http://pravenc.ru/text/471321.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской (1866-1922), Херсонской и Одесской (1957-1958) епархий. Б. в. Подольской и Брацлавской епархии, титулярное, учреждено 9 нояб. 1866 г., названо по уездному городу Подольской губ. Балта. Резиденция Балтского епископа находилась в каменец-подольском муж. мон-ре в честь Св. Троицы. 22 янв. 1867 г. во епископа Балтского был хиротонисан ректор Каменец-Подольской ДС архим. Феогност (Лебедев) , 27 июня 1870 г. переведенный на Астраханскую кафедру. 8 нояб. 1870 г.- 16 февр. 1879 г. еп. Балтским являлся Вениамин (Павлов) . Его преемником был еп. Ианнуарий (Попов), после смерти к-рого († 5 сент. 1883) происходила частая смена Балтских епископов: в 1884-1886 гг. Балтским викарием был Иосиф (Баженов) , в 1886-1887 гг.- Анатолий (Станкевич), в 1887-1890 гг.- Димитрий (Самбикин) , в апр.-сент. 1891 г.- Акакий (Заклинский), в 1891-1895 гг.- Николай (Адоратский) , в 1896-1897 гг.- Иоаким (Левицкий) , в 1897-1902 гг.- Менандр (Сазонтьев), в 1902-1903 гг.- Кирион (Садзаглишвили, впосл. Католикос-Патриарх всея Грузии Кирион III ), в 1903-1905 гг.- Тихон (Василевский) , в 1905-1906 гг.- Димитрий (Абашидзе, в схиме - Антоний ). 26 февр. 1906 г. во епископа Балтского был хиротонисан архим. Никон (Бессонов) , при к-ром в 1908 г. открылся балтский муж. мон-рь во имя прп. Феодосия Великого. 27 февр. 1909 г.-14 февр. 1914 г. Балтским епископом был еп. сщмч. Амвросий (Гудко) , в 1914-1915 гг.- Борис (Шипулин) , в 1915-1918 гг.- Пимен (Пегов ; впосл. обновленческий «митрополит»). В 1918 г. во епископа Балтского был хиротонисан Герасим (Сораганов, по др. сведениям, Строганов), к-рый в 1922 г. уклонился в обновленчество . В 1924-1927 гг. обновленческая Балтская кафедра не замещалась, в 1927-1930 гг. временно управляющий - Гавриил Рогут. В 1923-1930 гг. также существовала Балтская кафедра Украинской автокефальной православной церкви , к-рую занимал Антон Гриневич. Б. в. было восстановлено в нояб. 1957 г. в составе Херсонской и Одесской епархии (г. Балта стал районным центром Одесской обл.). 17 нояб. 1957 г. в Успенском кафедральном соборе Одессы во епископа Балтского был хиротонисан Пимен (Извеков ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 26 дек. 1957 г. еп. Пимен был переведен на Дмитровское вик-ство Московской епархии, на его место назначили еп. Доната (Щёголева) . После перемещения еп. Доната на Новосибирскую кафедру 8 сент. 1958 г. Б. в. прекратило существование. Лит.: Наречение и хиротония еп. Пимена//ЖМП. 1957. 12. С. 6-8, 17-20; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965 [Passim]; Акты свт. Тихона. C. 913. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77446.html

Латгальские православные приходы в 1803-1833 гг. относились к Могилёвской и Витебской (см. Могилёвская и Мстиславская епархия ), в 1833-1920 гг.- к Полоцкой епархии (см. Полоцкая и Глубокская епархия ). Сохранявшиеся здесь униат. приходы (в Динабурге, Розиттене (ныне Резекне) и др.) после 1839 г. были обращены в православные. В 1859 г. в правосл. приходах 3 латгальских уездов Витебской губ. было не более 461 прихожанина из коренных жителей. С 1864 г. в Латгалии проводилась политика по сокращению польск. влияния в Северо-Западном крае, в рамках к-рой латиницу заменили кириллицей и расширили сферы применения на письме местных языков вместо польского. 3 сент. 1893 г. епископом Полоцким и Витебским стал Александр (Закис), 1-й латыш на епископской кафедре. На латгальские правосл. приходы он подбирал священников, владевших латыш. или латгальским языком. По его инициативе в Витебской ДС были учреждены специальные стипендии для правосл. латышей. 24 окт. 1893 г. в витебском Воскресенском соборе еп. Александр впервые совершил литургию архиерейским чином на латыш. языке. В мае 1895 г. он посетил все латыш. приходы Полоцко-Витебской епархии, совершая во всех храмах богослужения на латыш. языке. С 1897 г. Рижскую епархию возглавил еп. Агафангел (Преображенский) , возведенный 6 мая 1904 г. в сан архиепископа. По его инициативе 20 сент.- 6 окт. 1905 г. состоялся Рижский епархиальный Собор в Прибалтике, участники которого рассмотрели возможность введения выборности епископов, разделения митрополии по национальному признаку на 2 вик-ства или же выделения 2 вик-ств в составе 1 митрополии, а также предложение изменить учебные программы приходских школ с учетом этнических особенностей региона и др. вопросы. Большинство постановлений Собора не были утверждены Синодом. Во время революции 1905-1907 гг. архиеп. Агафангел выступал против жестоких расправ с восставшими, по его инициативе был объявлен сбор пожертвований в пользу семей, пострадавших от беспорядков. Правосл. священнослужители неоднократно пытались успокоить взбунтовавшуюся толпу (напр., марциенский свящ. Петр Гринвальд и др.), не пускали карателей на территории своих приходов (напр., вецсалацкий свящ. Карп Грундулис и др.), предотвращали расстрелы невинных, становясь в строй расстреливаемых крестьян.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

В 30-40-х гг. XIX в. получил распространение т. н. николаевский классицизм (Успенский собор в Лудзе, 1843-1845). Поиск новых архитектурных форм по времени совпадает с радикальными изменениями в положении Православия на территории Л. В 40-х гг. XIX в. более 100 тыс. латыш. и эст. крестьян Лифляндской губ. присоединились к правосл. Церкви, в результате чего начинается развитие латыш. варианта правосл. культуры. Первыми храмами в латыш. сельских приходах были внестилевые деревянные постройки, которые не сохранились до наст. времени. В 60-70-х гг. XIX в. были попытки разработать свой, региональный тип правосл. храма, используя привычный для местного населения образ лютеранской церкви (напр., ц. св. Иоанна Крестителя в Ляудоне Мадонского края, 1863-1864; ц. св. Марии Магдалины в Адеркаши Огрского края, 1874, и др.). Появились храмы в формах эклектики, в т. ч. в рус. стиле (ц. Рождества Пресв. Богородицы в Резекне, 1840-1846, архитекторы Л. И. Шарлемань и Д. И. Висконти), который оставался ведущим и во 2-й пол. XIX в.: ц. в честь Вознесения Господня (1867), ц. Св. Троицы в Алуксне (1894-1895), Троице-Задвинская ц. в Риге (1892-1895, архитекторы Я. Ф. Бауманис, Б. М. Эппингер, В. И. Лунский), ц. блгв. кн. Александра Невского в Стамериене Гулбенского края (1902-1904), ц. арх. Михаила и Небесных Сил бесплотных в Риге (1894-1895, архит. А. Н. Эдельсон), Петропавловская ц. в Кемери (в черте Юрмалы, 1892-1893, архит. Лунский, и др.). Вариации в рамках русского стиля продолжались в архитектуре возводимых на территории Л. правосл. храмов вплоть до первой мировой войны. Примером византийского стиля являются кафедральный Христорождественский собор в Риге (1876-1884), ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1879, обе - архит. Р. А. Пфлуг (Христорождественский собор - в соавторстве с архит. Чагиным)), 5-главый Свято-Духовский собор в Екабпилсском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мужском монастыре (1885-1888). Близок к визант. стилю был «кирпичный стиль», напоминавший храмы Зап. Европы эпохи романтики, или «кирпичной готики», напр. в облике рижской ц. во имя Всех святых (1869-1884, архит. Бауманис).

http://pravenc.ru/text/2463151.html

С. 3-58). Церковь в с. Хуло (Аджария, Грузия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Церковь в с. Хуло (Аджария, Грузия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Одним из наиболее ярких проповедников О. в. был еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе). С 14 мая по 4 июня 1868 г. он при помощи переводчиков проповедовал среди абхазов и др. горцев, в результате его миссии приняли крещение 6 тыс. абхазов. Также миссионерскую деятельность в Абхазии вели грузинские священники В. Жордания, Д. Мачавариани, Н. Киртадзе, К. Топуридзе и др. Особое значение имел основанный в 1875 г. близ Сухума рус. монахами афонского Русского великомученика Пантелеимона монастыря с целью активизации миссионерской деятельности в Абхазии Новоафонский во имя апостола Симона Кананита мужской монастырь . В течение 14 лет среди осетин проповедовал еп. Владикавказский Иосиф (Чепиговский), к-рого называли «апостолом Осетии»; еп. Иосиф уделил много внимания переводу Свящ. Писания на осетинский язык. С 1864 по 1893 г. в лоно Православия вернулось 4118 осетин; в 1889-1899 гг.- 93 старообрядца; в 1890-1899 гг.- 116 сектантов; в 1869-1892 гг. было крещено 115 ингилойцев; в 1867 г.- 16 хевсуров; в 1864-1868 гг.- 161 кистин; в 1867-1899 гг.- 3304 ассирийца ( Гаджиев. 2006. С. 217). Большой вклад в миссионерскую деятельность внес инспектор школ О. в. архим. Амвросий (Кавкасидзе; 1849-1896). 1 марта 1890 г. он был избран членом О. в. и проповедовал в мусульманских и полуязыческих поселениях Зап. Грузии (Абхазия, Самурзакано, Сванети, Ахалцихский у., Самцхе-Джавахети, Артвинский и Батумский округа). В 1891 г. др. миссионеру были переданы Артвинский и Батумский округа, в 1892 г. еп. Сухумскому Агафодору (Преображенскому) - Самурзакано и Абхазия, в 1895 г. архим. Леониду (Окропиридзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии) - Ахалцихский у. Важную роль в развитии Православия в Саингило сыграл уроженец края выпускник Тифлисской ДС свящ. Тарасий Иваницкий, к-рый в 1894-1899 гг. проповедовал среди ингилойцев, а также среди населения азербайджанских и лезгинских сел.

http://pravenc.ru/text/2578095.html

в России. Архитектурным дебютом Н. стала рус. изба на Девичьем поле (1856), построенная на территории московской усадьбы М. П. Погодина и служившая древлехранилещем. «Погодинская изба», будучи своеобразным манифестом славянофильских взглядов владельца, стала 1-й постройкой фольклорного варианта рус. стиля в Москве. Позже, в 1889 г., Н. спроектировал в форме рус. избы дом-мастерскую для художника В. В. Верещагина в Н. Котлах (не сохр.). Н. построил ряд крупных общественных зданий в центре Москвы: в формах ордерной эклектики - дом на Тверской улице 30/2 (1859), пассаж Солодовникова (1862-1863), Носовское подворье (1861-1864); доходный дом Н. Я. Лопатина (1876), продолживший начатую А. С. Каминским практику проектирования деловых зданий в Китай-городе в русском стиле. В 1872 г. Н. совместно с М. Н. Чичаговым спроектировал Исторический павильон в составе архитектурного отдела Политехнической выставки в Москве, приняв за источник архитектурных форм Коломенский дворец. В 1873 г. Н. составил проект здания Музея прикладных знаний в Кремлевском саду, организованного по примеру крупных павильонов общеобразовательных музеев Европы. Строительство музея не состоялось по причине нехватки средств. В 1880-1882 гг. Н. принял участие в возведении архитектурного павильона Всероссийской выставки в Н. Новгороде. В 1885-1888 гг. участвовал в оформлении Новгородского, Владимирского и др. залов Имп. российского исторического музея. В 1889-1895 гг. Н. состоял архитектором при попечителе Странноприимного дома в Москве гр. С. Д. Шереметеве и Московском дворянском депутатском собрании, участвовал в разработке проектов для перестройки и оформления интерьеров Дома российского благородного собрания (1889), Дома призрения для обедневших дворян им. В. Б. Казакова (1893), Убежища им. Н. П. Филатьевой для девиц, принадлежащих к потомственному дворянству (1893), Московского дворянского ин-та имп. Александра III в память имп. Екатерины II (1894-1895). Церковное зодчество занимало значительное место в архитектурной практике Н.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРХАН Михаил Дмитриевич (8.08.1861, мест. Бачой Кишинёвского у. Бессарабской губ.- рубеж 10-х и 20-х гг. XX в.?), свящ., регент, учитель церковного пения. Сын псаломщика. Обучался в Кишинёвской ДС (1876-1879). Служил псаломщиком в Николаевской ц. г. Ахтырка Харьковской губ. (1885-1888), затем в Тамбове, в церкви Мариинского детского приюта (1892-1898). В кон. 80-х гг. пел в хоре П. Н. Гордовского . С окт. 1890 г. Е.- учитель пения Тамбовской ДС, руководил хором этого учебного заведения, повысил его исполнительский уровень. Хор семинарии стал участником духовных бесед, впервые организованных епархиальным руководством с целью изучения истории рус. раскола, сектантства и его критики. На этих собраниях в исполнении семинаристов звучали концерты Д. С. Бортнянского («Блажен муж, бояйся Господа», «Возведох очи мои», «Господи, кто обитает в жилище Твоем»), М. С. Березовского («Не отвержи мене во время старости»), А. Л. Веделя («Помилуй мя, Господи»), композиции прот. Петра Турчанинова , Н. И. Бахметева , С. А. Дегтярёва , свящ. Василия Старорусского и др. авторов. В 1895 и 1897 гг. Е. руководил курсами церковного пения для учителей церковноприходских школ Тамбовской епархии, проводившимися на базе ДС. Деятельность Е. как регента была хорошо известна в Тамбове по выступлениям хора старейшей Знаменской ц. и архиерейского хора. В 1893-1898 гг. он являлся регентом обоих коллективов. Е. вдвое увеличил состав архиерейского хора (125 чел.). В обязанности хора входило участие в собраниях Казанско-Богородичного братства, Тамбовского отд-ния ИППО, а также в духовных чтениях. К 90-м гг. в Тамбове уже сложилась практика духовных концертов церковных хоров. Публика и критика всегда горячо приветствовали выступления хоров под упр. Е. В 1893 г. в отзывах на выступления архиерейского хора писали: «Коллектив подготовлен был прекрасно... даже такие трудные духовно-музыкальные произведения, как, например, четырехголосный концерт Дегтярёва «Днесь Владыка твари» или в особенности 4-голосный концерт Бортнянского «Скажи ми, Господи, кончину мою», исполнены были с замечательным искусством».

http://pravenc.ru/text/190237.html

Анатолий (Каменский Алексей), архп.Иркутский Родился 3 окт. 1863 года в Самарской епархии. В 1888 г. окончил Самарскую духовную семинарию и определен надзирателем той же семинарии. 6 авг. 1888 г. рукоположен во священника церкви села Хилкова Самарской епархии. 1891 поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1895 г. В этом же году 26 авг. епископом Никандром (Молчановым) пострижен в монашество и назначен настоятелем Сетхинского Михаило-Архангельского собора, смотрителем Миссионерской школы и благочинным церквей Сетхинского округа. 1897 возведен в сан архимандрита. 1898 причислен к архиерейскому дому в Сан-Франциско. 1899 назначен заведующим Миннеапольской миссионерской школой. I903 – ректор Одесской духовной семинарии. 10 дек.1906 хиротонисан во епископа Елизаветградского, вик.Херсонской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком Соборе Александро-Невской Лавры. Хиротонию совершали: Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский; митрополиты: Московский Владимир, Киевский Флавиан и др. архиепископы и епископы. 30 июля 1914 г. назначен епископом Томским и Алтайским. Был членом Государственной думы 4 созыва. Присутствовал на Церковном Соборе в Москве. С 1923 до 1924 г. – архиепископ Иркутский. Проживал в Омске при архиепископе Викторе Омском, с которым нередко служил. Скончался 20 сентября 1925 года в Омске. Сподобился блаженной кончины в Алтаре Братской церкви, во время всенощного бдения под воскресенье. Почувствовав сердечную слабость, он со всеми простился и, сидя в кресле, при пении «Слава в вышних Богу»... тихо скончался. Литература: «Церк.Вед.» 1906, «Приб. К «ЦВ» 1906, «Церк.Вед.» 1914, -«- 1914, «Церк.Вестн.» 1895, «Изв.Каз.еп.» 1912, -»- 1914, - " - 1914, «Мисс Календарь» 1907, стр.128. Булгаков, стр.1416. ФАМ II, 2, стр.5. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 год», стр.254–255.· Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010