СПб., 1893), А.А. Покровского (Печатный московский двор в первой половине XVII b. М., 1913) и др. Изучение книгопечатания в Москве стало предметом многочисленных исследований в советский период. Изданы каталоги книг кирилловской печати (Зернова А.С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв.: Сводный каталог. М., 1958). Языковой аспект «книжной справы» при патриархе Никоне подробно проанализирован в книге: Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI-XVII bb.) (Будапешт, 1988). Важнейшее событие XVII в.– раскол старообрядчества – долгое время не выделялся как самостоятельное явление, и изложение событий раскола относилось в разделы «Борьба с ересями и расколами». Тенденциозность подхода исследователей была обусловлена стоявшими перед ними полемическими задачами, и это зачастую приводило к искажению исторических фактов. Однако даже и внутри этой тенденции были научные достижения, в основном благодаря историческим работам профессора МДА Н.И. Субботина (Летопись происходивших в расколе событий. М., 1871; История так называемого австрийского, или белокриницкого, священства. М., 1874–1898. 2 т.) и некоторым другим. Указатель литературы о расколе, в том числе и периодики, составленный Ф.К. Сахаровым, включает около 7 тыс. работ (Литература истории и обличения русского раскола: Сист. указ. книг, брошюр и статей о расколе, находящихся в духовных и светских периодических изданиях. Тамбов, 1887–1900. 3 вып.). Пересмотр позиции и отказ от тенденциозности в освещении вопросов раскола содержатся в работах профессора МДА Н.Ф. Каптерева , из которых наиболее важны « Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов» (Сергиев Посад, 1913) и «Характер отношения России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях» (Сергиев Посад, 1914). Основной труд Н.Ф. Каптерева « Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» появился лишь после издания манифеста 1905 г. о веротерпимости (Сергиев Посад, 1909–1912; М., 1996п). Работа Н.Ф. Каптерева и П. С. Смирнова «История русского раскола старообрядчества» (Рязань, 1893; СПб., 1895 (2-е изд.) способствовала изменению отношения русского духовенства к старообрядцам, проявившемуся в документах Поместного Собора 1917–1918 гг. В советский период появилось множество работ, посвященных отдельным писателям-старообрядцам (см.: Грекулов Е.Ф. Библиографический указатель литературы по исследованию православия, старообрядчества и сектантства в советской исторической науке за 1922–1972 годы. М., 1974; около 2500 наименований); были найдены и опубликованы неизвестные ранее старообрядческие сочинения, однако обобщающих работ по истории раскола не появилось. В 1969 г. С.А. Зеньковский в эмиграции написал научно-популярную книгу «Русское старообрядчество» (М., 1995п), в которой, однако, не смог охватить полученные исследователями новые материалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Странник», 1869 и др. Георгий затворник Задонского монастыря. «Странник», 1869 и др. Рассказ детям про Саровского затворника Серафима. «Странник» 1869 и др. Рассказ отца детям про жизнь митр. Ионы, бывш.экзарха Грузии. «Странник», 1869. Св. Стефан, епископ Пермский. «Дух. Беседа» 1857. О верности изучений жизни святых. «Дух. Беседа», 1857. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. «Дух. Беседа» 1857. Мирянин-Пустынник. «Дух. Беседа», 1857. Св. Николай, епископ Мирликийский. «Дух. Беседа», 1857. Привет Академии. «Церк..Вестн.» 1884. Утешение в смерти близких сердцу. СПБ, 1854. (в 1902, II-e изд.). По Гимелитке Минуты пастырского досуга (слова и речи, приветствия, думы, стихотворения) 1–2 том, СПБ, 1882. Речь в собрании «Псково-Мефодиевского Братства”. «Церк. Вестн.» 1887, 21. Пепел, яко хлеб ядях... «Дух. Беседа», 1857. Послание прихожанам Коровской церкви, Островского уезда по поводу появления и распространения штунды. «Приб. к «ЦВ» 1689, 6, стр.131–140. «Мое прошлое», «Изд. журнал «Странник» в 1909. Литература: «Церк. Вед.» 1892, 20, стр.176. -«- 1893, 23, стр.198. «Приб. к «ЦВ» 1888, 5, стр.124. -»- 1889, 6, стр.131. -«- 1893, 34, стр.1247 -»- 1893, 35, стр.1275, 1283. -«- 1893, 36, стр1323–1325. -»- 1893, 42, стр.1513–1514. «Душеп. Собес.» 1894, вып.1, стр.27. «Русск. Паломн.» 1893, 36 (фото). «Прав. Собес.” 1901, апрель, стр.491. -«- 1902, декабрь, стр.760. «Христ. Чтен.» 1875, сент.-дек., стр.490. -»- 1888,сент.-дек., стр.212–213. «Самар. Еп. Вед.» 1895, I, стр.9. «Изв. Каз. Еп. 1885, 10, стр.231. - " - 1894, 10, стр.596. «ЖМП» 1958, 9, стр.42. «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1893 г., стр.21. Списки архиереев Иерархии Всеросс.» СПБ, 1896, 431, стр.63. Родосский А. «Словарь воспитанников СПБ Дух. Акад.» стр.103, 104, 105. Булгаков, стр.1410, 1413. БЭС т.1, стр.640. РБС m.V, стб.76–78. БЭЛ mXV, стр333. Пр. Нкр.т.1, стр.583. Заметки и дополнения Е.М. 59. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Арсений (Изотов Алексей Феодорович), еп.Сухумский Родился 10 янв.1823 года в г.Осташкове Тверской губернии в семье священника. В 1845 окончил Тверскую духовную семинарию, затем Горигорецкий земледельческий институт. С 1847 был преподавателем Тверской духовной семинарии, (вначале преподавал естественные науки, а потом и др.предметы) в то же время исполнял обязанности помощника инспектора семинарии. 6 дек. 1858 года рукоположен во священника и определен к Христорождественскому монастырю. В 1874 перемещен на священническое место к Тверской Предтеченской церкви. II.VI.1878 возведен в сан протоиерея. 19 дек.1880 пострижен в монашество и в 1881 назначен настоятелем в сане игумена в Николаевскую Теребенскую пустынь. 25 марта 1884 возведен в сан архимандрита. 4 дек. 1885 назначен настоятелем Русской посольской церкви в Константинополе. С 9 окт. 1893 – настоятель Московского Симонова монастыря. В 1894 управлял делами Иерусалимской Духовной Миссии. 8 февр.1895 хиротонисан во епископа Сухумского. Хиротонию совершали: Митроп.СПБ Палладий, митр. Московский Сергий, архп. Новгородский Феогност, архп. Варшавский Флавиан, архп.Финляндский Антоний, еп.Нарвский Никандр и еп.Гдовский Назарий. 26 марта 1905 уволен на покой, согласно прошению. Скончался 16 апреля 1909 года в Желтиковом монастыре около Твери. Труды: Речь при наречении во епископа. «Приб. к «ЦВ» 1895, 5, cmp.I91.· «Святый град Иерусалим и другие святые места Палестины с указанием на важнейшие местности ее». СПБ, 1896. Литература: «Церк.Вед.» 1895, стр.21. -«- 1896, стр.163. -»- 1905, стр.100. «Приб. к «ЦВ» 1895, стр.191. -«- 1900, стр.1981–1988. -»- 1905, стр.609–610. -«- 1910, стр.647. «Церк.Вестн.» 1891, стр.207. -»- 1895, cmp.II. -«- 1895, стр.192. «Прав.Собес» 1905, апрель, стр.727. -»- 1912, сентябрь стр.342. «Мисс.Календ.»1907, стр.130. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1903 г.» стр.212. на 1905 г., стр.216. на 1906 г., стр.260, 261. на 1909 г., стр.286–287. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 551, стр.5. Булгаков, стр.1413. БЭС m.II, стб.2134, 2135. БЭЛ т.4, стб.733. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В «В. е. в.» в первое десятилетие существования печатались переводы святоотеческих творений ап. Ермы (1866), Климента Александрийского («Строматы», 1866-1868), блж. Августина (1873-1874), Оригена (1874) и др. В 1872-1883 гг. публиковался «Месяцеслов» святых, было издано много агиографических материалов, особенно о местных святых, напр. о святителях Тихоне Задонском (1866. 19; 1887. 24; 1890. 13) и Митрофане , еп. Воронежском (1868. 16; 1892. 4, 19-20; 1893. 3, 5-8). Выходили статьи, беседы и заметки о праздниках, о евангельских событиях, об отдельных книгах Свящ. Писания (в 1873 - толкование Евангелия от Иоанна), о событиях из истории древней Церкви (в 1898-1899 - история Вселенских Соборов), об истории Поместных Церквей (в 1881 - Болгарской Церкви) и мн. др. Был напечатан целый ряд церковно-практических и назидательных статей, напр., о молитве ( [Потехин А. Н. ] Христ. молитва//1887. 20), о крестных ходах (1880. 14-15), а также на церковно-общественные темы (см., напр.: Самбикин Д. , свящ. Христианская любовь и коммунизм//1868. 4) и др. В «В. е. в.» были опубликованы материалы по истории Рус. Церкви: рассказы из истории духовного просвещения Руси (1894-1895), о кн. А. М. Курбском (1873), о Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. (1880. 4), о миссионерстве и др. Местной церковной истории не уделялось много внимания, поскольку в Воронеже издавалось неск. краеведческих светских и церковных продолжающихся изданий и сборников; лишь после образования Воронежского историко-археологического церковного комитета (1900) в его распоряжение была предоставлена 1/10 неофиц. части «В. е. в». Тем не менее были напечатаны описания почти всех епархиальных мон-рей ( Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы - 1887. 21-22; Акатова во имя свт. Алексия - 1869. 9-14; 1883. 19; 1892. 21; Дивногорского в честь Успения Пресвятой Богородицы - 1882. 16; валуйского в честь Успения Пресвятой Богородицы - 1869. 20-21; 1883. 6; 1914. 34 и др.) и неск. десятков приходских церквей, местных чтимых икон и др. святынь, материалы по истории семинарии и уч-щ. Выходили биографические статьи и материалы о епархиальных деятелях (еп. Льве (Юрлове) - 1883. 5, еп. Арсении (Москвине) - 1879. 15; 1880. 19, 21; 1882. 5; 1890. 6-7, 9, 17, 19-20; 1893. 1, 3, 5, 7, архиеп. Антонии (Смирницком) - 1893. 12, архиеп. Парфении (Черткове) - 1868. 9-12, архиеп. Иосифе (Богословском) - 1892-1893, 1895, воронежском уроженце митр. Киевском Евгении (Болховитинове) - 1868. 17), о расколе и сектантстве в пределах епархии ( Былов М. Н. Раскол в Воронежской епархии при еп. Тихоне I - 1890. 4). Среди авторов, занимавшихся краеведением, выделялся прот. С. Е. Зверев .

http://pravenc.ru/text/155258.html

Среди наиболее значительных публикаций 2-го раздела «Б. в.» - статьи Муретова по новозаветному богословию и экзегетике, в т. ч. «Очерки из новейшей истории экзегезы и критики Нового Завета» (1892. 6-9, 12; 1893. 2, 4, 10; 1894. 10-11), работы по патрологии Попова («Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского» (1902. 12; 1904. 3, 5), статьи о блж. Августине (1915. 2, 4, 7/8, 9; 1916. 3/4, 5) и др.), исследования Спасского, посвященные догматическим движениям III-IV вв. Большое внимание в издании уделялось вопросам естественнонаучной апологетики. Наиболее весомым вкладом в этом отношении были работы С. С. Глаголева : «Чудо и наука» (1893. 6), «Конец земли» (1894. 4, 11), «Мнимое открытие (Pithecanthropus erectus)» (1896. 10) и др. В отделе общецерковной истории «Б. в.» увидели свет труды Андреева «Св. Герман, Патриарх Константинопольский» (1897. 5, 9) и «Св. Тарасий, Патриарх Константинопольский» (1899. 6-8). Сотрудничал с «Б. в.» Е. Е. Голубинский , опубликовавший в журнале кн. «История канонизации святых в русской Церкви» (1894. 6-10), а также ряд статей по истории раскола (1892. 1-4; 1893. 8; 1895. 3, 4). В 1908-1911 гг. в журнале печаталась работа Н. Ф. Каптерева «Патриарх Никон и Алексей Михайлович», в к-рой автор попытался взглянуть на полемику между православными и старообрядцами с исторической т. зр. В «Б. в.» печатались работы по литургике и церковной археологии, среди к-рых значительное место занимают труды А. П. Голубцова «О древнейших изображениях Божией Матери» (1897. 1), «О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайным» (1905. 9), «Литургия в первые века христианства» (1913. 7-8, 10, 12). Среди воспоминаний и писем самой обширной публикацией была «Хроника моей жизни» архиеп. Саввы (Тихомирова) . Значительное число материалов в «Б. в.» было посвящено совр. жизни правосл. Церквей: «Из церковной жизни южных славян» Г. А. Воскресенского (1893. 3, 8, 9; 1894. 5; 1895. 2, 4, 12); «На Дальнем Востоке: (Письма японского миссионера)» архим. (буд. Патриарха) Сергия (Страгородского) (1895. 9, 11; 1896. 1-5, 7, 8-12). В этом же разделе печатались статьи и заметки о католичестве и протестантизме, среди них - «Католичество в Германии» В. И. Богданова (1909. 7-8, 9, 12; 1904. 3, 7-8; 1905. 6; 1907. 9, 10) и др.

http://pravenc.ru/text/149575.html

В 1859-1863 гг. после пожара была реконструирована типография. Ее оснастили новыми станками и др. оборудованием; были устроены пневматические печи; перед главным фасадом сооружена подземная «цистерна», вмещавшая до 8 тыс. ведер воды, к-рая подавалась к локомобилю для питания парового котла насосом в подвале типографии. Паровая машина приводила в движение типографские и токарные станки. В 80-х гг. XIX в., после очередного пожара, здание еще раз перестраивалось (автор проекта Сычугов). В 1864-1866 гг. на Гостином дворе по проекту Середы была возведена ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», примыкавшая к зданию больницы. В перестроенном тем же архитектором здании бывш. бани (корпус 31) в 1874-1880 гг. находились иконописная школа, фотография, позолотная и чеканная мастерские. В 1880 г. для иконописной школы по проекту Сычугова построили 2-этажное здание в «кирпичном стиле». Архитектурные элементы (карнизы, пояса, аттики, ризалиты) сооружения оформлены фигурной кирпичной кладкой, декорированы орнаментом из красного и желтого кирпича. В 1878-1882 гг. построены 2 гостиничных корпуса: 4-этажный - на Гостином дворе и 2-этажный с цокольным этажом в вост. части здания - на «Олененском подворье» (архит. Сычугов). Под рук. Ветринского в 1872-1874 гг. надстроен 2-й этаж над зданием свечного завода. По его проекту в 1872 г. на Ближних пещерах над корпусом, сооруженным в 1839 г., была устроена теплая ц. во имя Всех Печерских преподобных. Подворье ц. Воскресения Христова было окружено каменной оградой, к к-рой пристроили жилые здания и иконные лавки, а возле зап. фасада храма в 1860-1863 гг. сооружена каменная колокольня. Нек-рые изменения претерпело и подворье ц. прп. Феодосия Печерского. Вокруг него вместо деревянной была поставлена ограда из камня с воротами, а в 1866 г. по проекту Середы по ее периметру возведены флигели для богомольцев. Церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой. 1893–1895 гг. Фотография. 2013 г. Церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой. 1893–1895 гг. Фотография. 2013 г. На рубеже XIX и ХХ вв. строительство на территории К.-П. л. велось особенно интенсивно. При возведении зданий применялись распространенные в то время прокатный металл и железобетон, а также чугунное литье, в декорации фасадов - полихромия, керамика. Наиболее значительные объекты, построенные в это время в лавре,- Трапезная палата с ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских и Благовещенский храм. В 1894-1900 гг. в интерьере Успенского собора появилась новая монументальная живопись и мраморная декоративная отделка. В 1894 г. установили ограждение хор из плит, изготовленных из каррарского белого мрамора; центральная же часть храма была облицована панелями из цветных мраморных плит. Перед входами в собор по проектам В. Н. Николаева и Е. Ф. Ермакова были устроены тамбуры. В 1895 г. сделано воздушное отопление и принудительная вентиляция.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

41 Священник Василий Тимофеев. Известный историк Русской Церкви П.В. Знаменский писал в некрологе об отце Василии Тимофееве: «В высшей степени замечательна и поучительна судьба этого поистине избранника Божия, взысканного и поставленного Промыслом Божиим на свещник Православной Церкви, чтобы осветить мрак старокрещеного татарства, взысканного из самого же этого мрака, из темной татарской семьи безвестной татарской деревни Никифоровки глухого Мамадышского уезда, приобретшего печальную известность массовыми отступлениями старокрещеных татар от христианства». 46 При составлении настоящего чтения автор пользовался статьями о Православном миссионерском обществе, помещенными в журналах «Церковные ведомости», 1890 г.; «Душеполезное чтение», 1890 г.; «Православный благовестник», 1893 и 1894 гг., а также отчетами Православного миссионерского общества за последние годы//Полтавские епархиальные ведомости. 1895. 5. Часть неофиц. С. 179–197. 47 Для удобства при чтении мы округлили цифры в тексте, здесь же приводим эти цифры для интересующихся в точном виде. Эти цифровые показания могут пояснить рост дела и относительное значение каждого из источников средств. Количество членов: в 1870 году – 6 647 человек; 1893 году – 12 735 человек. Церковно-кружечного сбора «на распространение православия между язычниками империи»: в 1870 году – 723 руб. 32% коп.; 1893 году – 31 039 руб. 14 коп.; за всё время этого сбора – 675 244 руб. 51 коп. Тарелочного сбора в Неделю Православия: в 1873 году – 1 716 руб. 22 коп.; 1893 году – 65 208 руб. 57 коп.; за всё время – 493 823 руб. 86 коп. Боголюбская часовня доставила чистого дохода: в 1881 году – 8 278 руб. 58 коп.; 1893 году – 13 899 руб. 85 коп.; за всё время – 120 351 руб. 37 коп. Из отдельных весьма значительных пожертвований разных лиц можно указать на пожертвования: 61 044 руб. вдовы статского советника М. М. Киселевой, 29 100 руб. Донского архиепископа Митрофана, 45 000 руб. московского купца Ф. Н. Самойлова, 25 000 руб. неизвестного, 15 000 руб. А. С. Котельниковой, 10 000 руб. архимандрита Вениамина, 10 500 руб. графа С. В. Орлова-Давыдова, 10 500 руб. неизвестного, 7 000 руб. неизвестного и др. Из пожертвований недвижимой собственности обращает на себя внимание отданный в дар обществу дочерью коллежского секретаря А. Г. Товаровой дом в Москве стоимостью свыше 300 000 рублей. Всего на приходе Миссионерское общество имело: в 1870 году – 101 674 руб. 38 коп., в 1887 году – 147 921 руб. 37 коп., в 1888 году – 286 827 руб. 31 коп., в 1893 году – 154 712 руб. 84 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

С 1893 г. жил в Москве. В 1895-1901 гг. дирижер Русского хорового об-ва (РХО), в 1899-1906 гг.- Русской частной оперы С. И. Мамонтова и Оперного театра С. И. Зимина, а с 1925 г.- Большого театра. Под рук. И.-И. 9 марта 1913 г. силами соединенных хоров РХО, Московской консерватории и Синодального уч-ща церковного пения было осуществлено 1-е в Москве исполнение «Страстей по Матфею» И. С. Баха. С 1893 г. профессор, в 1905-1918 гг. директор, в 1919-1922 гг. ректор Московской консерватории; преподавал гармонию, инструментовку, композицию, вел оперный класс. По приглашению С. В. Смоленского преподавал в Синодальном уч-ще (1894-1896), был членом Наблюдательного совета при Синодальном уч-ще (1916-1917). В числе учеников И.-И.- известные музыканты Д. И. Аракишвили , А. М. Баланчивадзе, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, З. П. Палиашвили , Ю. С. Сахновский и др. В 1924-1925 гг. ректор и профессор по классу композиции Грузинской консерватории. Имя И.-И. в 1924 г. присвоено муз. уч-щу, в 1996 г.- образованному на его основе Музыкально-педагогическому ин-ту в Москве, а также муз. школам в Ростове-на-Дону и Гатчине. В своих муз. произведениях И.-И. опирался на традиции рус. классики, его творчество отличается жанровым многообразием: он - автор 6 опер, 2 симфоний, увертюры «Яр-Хмель» (ор. 1, 1881), 6 оркестровых сюит, в т. ч. «Кавказских эскизов» (op. 10, 1895), симфонической поэмы «Мцыри» (op. 54, 1924) и др. сочинений для оркестра, ряда кантат, в т. ч. «Коронационной приветственной кантаты» для детского хора на слова В. Буслаева (ор. 12, 1895), музыки к исторической пьесе В. М. Гончарова «Ермак Тимофеевич» (op. 50) для голоса, хора и оркестра, камерной музыки, свыше 60 произведений для вокальных ансамблей и хоров, свыше 100 сочинений для голоса и фортепиано. К духовной музыке И.-И. обратился в кон. 90-х гг. XIX в. под влиянием Смоленского (см. письмо И.-И. Смоленскому от 12 апр. 1902 г.: РГИА. Ф. 1119. 137. Л. 4-5). Тяготея к циклическим формам, создал «Литургию св. Иоанна Златоуста» (18 номеров, в т. ч. причастный стих «Утвердися сердце мое во мне» на текст 1 Цар 2. 1-10) и «Избранные молитвословия из всенощного бдения» (12 номеров, 1904; гл. обр. неизменяемые песнопения, за исключением «Господи, воззвах» и степенн, к-рые также являются авторскими сочинениями), а также жанровые циклы «Два запричастных стиха» и «Пять херувимских песней».

http://pravenc.ru/text/673803.html

246 ОР РНБ. Ф. 631. ПкР. 1882. Август–декабрь. Л. 4444 об. (письмо от 13 сентября 1882 г.); РГИА. Ф. 1604. Оп. 1. Ед. хр. 515. Л. 76 (письмо к И.Д. Делянову от 26 июля 1888 г.); Градовский Г.К. Столпы реакции. С. 29. 248 ГА РФ. Ф. 1099. Оп. 1. Д. 2414. Л. 2424 об. (письмо к Т.И. Филиппову от 12 июля 1882 г.); ОР РНБ. Ф. 631. ПкР. Ноябрь–декабрь. Л. 20 об. (письмо от 4 ноября 1893 г.). 249 ОР РНБ. Ф. 631. ПкР. 1891. Май–июнь. Л. 169; 1885. Апрель–июнь. Л. 177 об. (письма от 29 июня 1891 г. и 27 июня 1885 г.). 250 ОР РНБ. Ф. 14. Ед. хр. 658. Л. 10 (письмо И.С. Аксакову от 11 июля 1884 г.); Ф. 631. 1893. Март–апрель. Л. 183 об.; 1895. Январь–февраль. Л. 69 (письма от 14 апреля 1893 г. и 18 января 1895 г.). 253 Победоносцев К.П. Конечная цель жизни. Соч. С. 91. Данная статья, основанная на сочинении английского богослова Б.Н. Мэллока и опубликованная в журнале «Православное обозрение» (1877), содержала критику в адрес атеистов и агностиков – Дж. Эллиот, Дж. С. Милля, Дж. Тиндаля, Т. Гексли. В дальнейшем российский консерватор последовательно выступал против подобных идей, критикуя воззрения О. Конта, Г. Спенсера, Ч. Дарвина и др. 258 Сочинения западных авторов – английских религиозных публицистов Б.Н.Мэллока и У. Лилли, немецкого богослова Г. Тирша, французского патера Гиацинта Луазона – послужили основой ряда публикаций Победоносцева («Конечная цель жизни», «Победа, победившая мир», «Христианские начала семейной жизни», глава « Церковь и государство» в «Московском сборнике»). В 1870-е гг. российский консерватор тесно общался с выдающимся деятелем англиканской церкви, настоятелем Вестминстерского аббатства А. П. Стэнли, в 18801890-е гг. – с видными представителями этой церкви Дж. Беркбеком и Э. Райли. Другом Победоносцева (до начала 1880-х гг.) был видный общественный деятель России и Германии, настоятель реформатской церкви в Санкт-Петербурге Г. Дальтон. 267 Уравнение исповеданий Победоносцев считал мерой не только разрушительной для общественной стабильности, но и практически невыполнимой. По его мнению, доминирование одной конфессии являлось объективной закономерностью существования любого общества. Даже если формально уравнять все религиозные организации, утверждал Победоносцев, одна из них – наиболее многочисленная, прочная организационно, обладающая наибольшими материальными ресурсами – неизбежно выдвинется на первый план. В классической стране религиозной свободы – США, победу, по мнению российского консерватора, должен был одержать католицизм, превосходивший протестантские конфессии благодаря своей централизованной организации ( Победоносцев К.П. Московский сборник. Соч. С. 265, 271, 275).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 5-13; 7. С. 7-11; 8. С. 22-30; 10. С. 23-27; 11. С. 9-16) и «Краткий очерк церковно-исторической жизни православной Грузии со времени появления в ней христианства и до наших дней» (1903. 15/16. С. 36-44; 19. С. 37-40; 20. С. 9-14; 21. С. 12-18; 1906. 3. С. 11-16; 4. С. 4-6; 5. С. 14-18; 7. С. 11-16); С. Белокурова «Русское посольство в Грузию, 1637-1640 гг.» (1892. 7/8. С. 32-39; 11. С. 14-18; 13. С. 1-6; 16. С. 15-21; 17. С. 24-29; 1893. 5. С. 17-21); фундаментальное исследование свящ. И. Савинского «Грузины в Астраханской епархии и отношение к ним местных архипастырей в XVIII в.» (1898. 12. С. 23-31; 16. С. 6-19; 18. С. 14-25; 20. С. 3-13); статьи И. Перадзе «К материалам по истории г. Тифлиса» (1896. 10. С. 14-19), «К материалам по истории христианства в Ширване, Дагестане и вообще среди кавказских горцев» (1896. 18. С. 5-11), «Очерки по грузинской церковной истории» (1899. 17. С. 4-11; 18. С. 4-10; 21. С. 1-8; 1900. 2. С. 22-24); И. К. «Св. Давид III Возобновитель, царь Грузии (1898. 5. С. 16-22) и «Св. Або, мученик Тифлисский» (1898. 11. С. 7-12); посвященные истории христианства в Бакинской обл. очерки прот. А. Юницкого «Св. ап. Варфоломей - первомученик за веру Христову в г. Баку» (1892. 7/8. С. 9-14) и «История церквей и приходов Бакинского благочиннического округа Грузинской епархии» (1892. 18. С. 12-20; 1893. 3. С. 24-31; 6. С. 1-6; 8. С. 18-21; 13. С. 4-10; 1895. 5. С. 8-14); исследования Я. Чредина «Чествование св. Георгия в России и Грузии» (1895. 8. С. 9-24; 9. С. 10-19; 10. С. 9-14); архим. Никанора (Надеждина) «Грузинские и тифлисские архипастыри: Краткое обозрение за 1811-1886 гг.» (1896. 5. С. 7-12) и мн. др. Исследованиям истории церквей и мон-рей Грузии посвящены публикации архим. Макария «Катцаретский Самебский (Троицкий) храм» (1891. 12. С. 33-34), А. С. «Бодбийский монастырь в честь св. Нины, просветительницы Грузии» (1895. 19/20. С. 5-18); опубликованы очерки без указания авторов: «Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе: Исторический очерк» (1903.

http://pravenc.ru/text/180680.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010